Толкование евангелия от иоанна 1 16. Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский)

Толкование на Евангелие от Иоанна

Предисловие

Сила Духа Святаго, как написано ( 2Кор. 12, 9 ) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом. Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях ( Деян.4:13 ). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида. Однако же, смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и немогущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «И Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ).

Иные говорят, что Православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек. Говорят также, что святой Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолов. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился в заточении на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо “блаженны , – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господу, а посему и сын ее Иоанн – племянником Господу.

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати.

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно: он один только, а матерей оказывается у него три: родная Саломия, гром, ибо за великий глас в Евангелии он – «сын громов» ( Мк. 3, 17 ), и Богородица, ибо сказано: «се, Матерь твоя!» ( Ин. 19, 27 ).

Сказав это прежде изъяснения, мы должны теперь начать разбор и самих речей Иоанновых.

Толкование Евангелия от Иоанна

Апостол Иоанн считается любимым учеником Христа. Единственный из всех апостолов, он дожил до глубокой старости и умер своей смертью – все остальные приняли мученическую смерть. И это неслучайно. Кроме того, именно он написал Апокалипсис. В чем же состоит отличие Евангелия от Иоанна от остальных Евангелий?

Богослов и Апостол Любви

Почему апостол Иоанн был прозван Богословом? Именно с его Евангелия раскрывается учение о Боге как Слове. Из всех учеников Христа он больше всех пишет о его божественной природе. Возможно, он опасался, что из остальных трех Евангелий у читающих сложится впечатление, что Иисус – не более чем «сын человеческий», один из величайших святых и пророков.

По-другому его называют Апостолом Любви. Это связано с тем, что Иоанн глубже всех понял и выразил главные заповеди Христа – о любви к Богу и любви к ближнему. В многочисленных речах Иисуса, которые не встречаются в других евангельских текстах, открывается и его любовь к людям.

Кто такой Иоанн?

Иоанн был сыном рыбака Зеведея, по-видимому, состоятельного, т. к. в Евангелии от Марка упоминается, что он имел работников. Матерью апостола была Саломия. Предполагается, что она была одной из дочерей Иосифа, обручника Марии. Эта женщина сопровождала Христа, после его распятия именно она была одной из жен-мироносиц. Предполагается, что Иоанн, будучи учеником Иоанна Крестителя, последовал за Христом вместе с Андреем. Ведь в Евангелии от Иоанна совсем не упоминается имя второго ученика, в то время как открыты имена всех последующих апостолов. Для апостола Иоанна было характерно из глубокого смирения не называть себя по имени. Он упоминает себя в третьем лице, например, «ученик, которого он любил».

Читать еще:  Сочинения на свободную тему Почему я верую в бога (эссе). Сочинение на тему «Вера в Бога

Евангелие от Иоанна начинается знаменитой фразой «Вначале было Слово». Существует немало толкований Священного Писания. Но одним из самых популярных толкований Евангелия от Иоанна является таковое от блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского.

Божественная сущность Христа и начало служения

Автор толкования подробнейшним образом останавливается на каждом предложении первой главы. Его книга представляет собой толкования глав Евангелия от Иоанна. Дело в том, что в этих коротких фразах кроется глубочайший смысл, описывающий сущность Бога, взаимоотношения между ипостасями Святой Троицы. На внимательном анализе каждого слова блаженный Феофилакт строит полемику с еретиками. Словом назван Сын Божий, который существует предвечно, то есть был всегда – еще до сотворения мира, до отсчета времени.

Повествование о событиях жизни Христа начинается не с рождения, как в остальных трех Евангелиях, а с рассказа об Иоанне Крестителе. Этот святой иносказательно сообщает фарисеям о скором явлении Христа. Вскоре Иисус приходит к нему принять крещение. Затем апостол опускает эпизод с искушением в пустыне и сразу же повествует о призвании первых учеников. Христос открывает им себя, когда провидит будущее или прошлое этих людей. Например, Нафанаилу он сообщает, что видел его под смоковницей, хотя в тот момент будущий апостол беседовал с братом и больше никого рядом не было.

Беседы Христа

В следующих главах повествуется о беседе Христа с Никодимом, который не может понять мысль о рождении свыше. О беседе с самарянкой у колодца. Автор внимательно разбирает все моменты, которые стали почвой для противоречий и ересей. Он опровергает все альтернативные толкования. В беседе с самарянкой Иисус говорит о живой воде, а с апостолами – о пище, которой они не знают. Именно самарянке Иисус открывает истину, что именно он и есть тот самый Мессия, Христос. Тщательно комментируются многочисленные притчи Христа о Царствии Небесном.

Страстная неделя

Событиям, произошедшим всего за одну неделю, апостол посвящает несколько глав – с 11-й по 19-ю, с воскрешения Лазаря и до распятия. Эти главы подробно повествуют обо всех событиях, произошедших в эти дни, которые, начиная со дня после входа Господня в Иерусалим мы называем Страстной неделей. В словах Господа в эти дни открывается вся глубина его любви и его жертвенного служения. В беседе после Тайной вечери Иисус дает заповедь: «Да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики». Несмотря на то что апостолы совершат немало чудес, именно любовь становится отличительной чертой ученика Христа.

Беседы Иоанна Златоуста

Есть и другие толкования. У Иоанна Златоуста имеются толкования Евангелия от Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Святой с глубоким благоговением относился к главной книге христианства и стремился донести до людей истинную суть без искажений. В беседах Иоанна Златоуста об Евангелие апостол, который был рыбаком и не получил никакого образования, сравнивается с греческими философами. Ясность, непротиворечивость и глубина учения о Боге в устах этого человека становится доказательством того, что это учение не придумано. Никакой изощренный человеческий ум не достиг такого знания. Не иначе как сам Бог открыл свою истину любимому ученику. Беседы Иоанна Златоуста строго не привязаны к главам Евангелия от Иоанна. Многие из их касаются более общих тем. Однако и в них есть последовательность – первые несколько затрагивают тему Слова как Бога Сына, последние повествуют о воскресении и событиях после него. Особое внимание святой уделял полемике с еретиками. Кроме того, его беседы изобилуют нравоучениями. Автор подробно объясняет, почему не нужно прелюбодействовать, почему нельзя слишком бурно, напоказ, демонстрировать скорбь об умерших. Он неоднократно подчеркивает преимущество веры над умствованиями, которые способны принести человеку лишь смутные представления о душе и Боге.

Иоанн как свидетель распятия

Даже во время распятия Иоанн выделен из других учеников. Он не отрекается, как Петр, и не убегает, как все остальные, а стоит у креста. Иисус поручает апостолу мать, чтобы тот о ней заботился. Это огромная степень доверия. Неслучайно именно Иоанн положил голову на грудь Спасителя на Тайной вечере. При этом апостол каждый раз умалчивает свое имя. Истечение крови и воды из пробитых ребер Христа символично – вода означает крещение, кровь – причастие. И на том, и на другом строится Церковь.

Феофилакт Болгарский – Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна”

Описание и краткое содержание “Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна” читать бесплатно онлайн.

Читать еще:  Самый точный гороскоп на август скорпион.

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем.

Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста.

Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

Издается по: Благовестник, толкование на Святые Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911.

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского

Т. II. Толкование на Евангелие от Луки и от Иоанна

Толкование на Евангелие от Луки

О Евангелии от Луки

Лука – врач, антиохиянин, имевший греческое образование (как показывают его сочинения), ученик апостола Павла и спутник его во всех странствованиях – составил Евангелие. О нем сам апостол Павел говорит как о брате, во всех церквах похваляемом за благовествование (2 Кор. 8, 18). И в послании к колоссянам (4, 14) он пишет: Приветствует вас Лука, врач возлюбленный.

Лука является автором и другого сочинения – «Деяния святых апостолов», в котором рассказ простирается до периода двухлетнего пребывания апостола Павла в Риме, то есть до четвертого года Нерона. Отсюда мы можем убедиться, что книга сия была составлена в этом самом городе.

Всякий раз, когда Павел говорит в своих посланиях по благовествованию моему (Рим. 2, 16), он явно указывает на Евангелие Луки.

Лука изучал благовестие не у одного апостола Павла, который не был с Господом, жившим во плоти, но и у прочих апостолов, о чем сам ясно говорит в начале своего повествования: как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами (Лк. 1, 2).

Итак, Евангелие он написал так, как слышал, «Деяния» же составил как историк.

Написал он Евангелие спустя пятнадцать лет по вознесении Христа. Писал он для Феофила, члена сената, а, быть может, и князя. Ибо титул достопочтенного давался князьям и правителям, как, например, Павел (Деян. 26, 25) говорит правителю: достопочтенный Фест. Да и всякий человек, любящий Бога и получивший власть над страстями, есть державный Феофил[1], воистину достойный слышать Евангелие.

1–4. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Кто были эти многие, которые начали составлять повествования? Лжеапостолы. Ибо точно многие составляли Евангелия, например, так называемое Евангелие от египтян и Евангелие с надписанием «от двенадцати». Они только начали повествования, но не окончили, поскольку начали без благодати Божией. Итак, Лука хорошо сказал, что многие начали. Подлинно немногие, а именно Матфей и Марк, не только начали, но и окончили, ибо они имели Духа, творящего совершенное.

О совершенно известных между нами событиях… Ибо все относящееся ко Христу не просто известно по голословному преданию, но истинно, совершенно верно и вполне доказательно.

Как же, скажи, Лука, это доказательно?

Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова… Из сего видно, что Лука был учеником Христа не сначала, но по прошествии времени. Ибо иные были учениками Слова с самого начала, например Петр и сыны Зеведеевы (см. Мф. 4, 18–22). Они-то и передали Луке то, чего он сам не видел и не слышал.

Чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен… Я понимаю это двояким образом. Во-первых, так: прежде я наставлял тебя, Феофил, без писания, а теперь, передавая тебе Евангелие в писании, утверждаю твой ум, чтобы он не забыл переданное без писания. Во-вторых, так: мы, люди, часто имеем обычай, когда кто-нибудь говорит нам без писания, подозревать его, что, может быть, он и ложь говорит, но когда он пишет свои слова, мы верим, что он и не написал бы, если бы не был точно уверен в истинности их.

Так и евангелист говорит: «Для того я написал тебе Евангелие, чтобы ты с большей уверенностью содержал то, в чем наставлен был без писания, имея более ко мне доверия теперь, когда я настолько уверен в переданном без писания, что изложил оное и в писании». Не сказал «чтобы ты знал», но – узнал, то есть, чтобы получил вдвое большее познание и вместе с тем полную уверенность, что евангелист не лжет.

Читать еще:  К чему снится отрезанная голова ребенка. К чему снится Отрубленная Голова Человека? Приснилась Голова, но нужного толкования сна нет в соннике

5. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

Упомянул о царствовании Ирода, с одной стороны, из желания повествовать по примеру пророков, ибо они начинают так: во дни Ахаза и Езекии и такого-то случилось следующее (например, Исаия, Осия, Амос); а с другой стороны, упомянул об Ироде, поскольку намерен говорить о Христе, дабы показать, что при Ироде Христос воистину пришел. Так как Ирод сей был тогда, когда, по пророчеству Иакова, не стало князей из иудеев (см. Быт. 49, 10), то отсюда и доказывается, что Христос пришел. Достигает Лука и некоторой другой цели: говоря о времени, показывает истинность Евангелия, ибо желающим дает возможность исследовать и от времени узнать истинность Евангелия.

Начинать от Захарии и рождения Иоаннова всего уместнее. Поскольку евангелист намерен говорить о рождестве Христовом, а Иоанн – предтеча Христов, то посему прежде рождества Христова надобно сказать о рождении Иоанновом, которое и само было не без чуда: поскольку Дева должна родить, то благодать предустроила, чтобы старица (Елисавета) родила не по закону природы, хотя и с мужем.

Что же значат слова из Авиевой чреды?

Некоторые понимают так, что было два священника, преемственно совершавших богослужение: один по имени Авия, а другой – Захария, и так как Авия отправил богослужение, после его чреды служил Захария. Но дело, нам кажется, не так. Ибо Соломон, окончив храм, установил и дневные чреды, то есть седмицы: в одну, например, седмицу поставил сынов Кореевых, в другую – Асафа, в следующую – Авию, в иную – другого (см. 2 Пар. 8, 14; 1 Пар. 24, 10). Посему когда говорит, что Захария был из Авиевой чреды, нужно понимать так, что он был в седмицу Авии, а не что принял служение после седмицы Авииной, ибо тогда сказал бы «после чреды Авиевой»; а теперь, когда сказал из Авиевой чреды, евангелист представляет, что он был из чреды и седмицы Авии.

А желая показать, что Иоанн по отцу и по матери законно был из рода священнического, говорит: и жена его из рода Ааронова, ибо не позволено было брать жену из чужого колена, но из того же самого (см. Чис. 36, 6 и 9).

«Елисавета» по толкованию значит «покой Божий», а «Захария» – «память Господня».

6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

Часто некоторые бывают праведны, но не перед Богом, а по видимости и перед людьми. Захария же и Елисавета были праведны пред Богом. Заповеди суть сии: Не прелюбодействуй, не кради (Исх. 20, 14 и 15); а оправдания (по-церковнославянски – «уставы»): злословящий отца и матерь смертию да умрет (Исх. 21, 1 и 16); ибо соблюдать заповеди – праведно. Но знай, что и заповедь может называться оправданием (уставом), так как она делает человека праведным. Ибо в день оный Бог будет судить нас, имея заповеди как бы некоторым письменным оправданием (уставом): Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха (Ин. 15, 22), – и еще: Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин. 12, 48).

Для чего к словам: поступая по всем заповедям прибавлено беспорочно? Выслушай. Часто некоторые поступают по закону Божию, но все делают для того, чтобы показаться людям (см. Мф. 23, 5). Таковы не беспорочны. А Захария заповеди соблюдал, – и соблюдал беспорочно, а не для того, чтобы чрез исполнение их понравиться людям.

7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Жены праведников, и сами праведные, часто были бездетны, чтобы ты познал, что закон требует многочадия не плотского, а духовного. Оба были уже в летах преклонных и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая восхождения в сердце (см. Пс. 83, 6) и имея жизнь, как день, а не ночь, поступая благоприлично, как во свете (см. Рим. 13, 12–13).

8-10. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения.

Пред Богом священнодействуют одни чистые, а от нечистых Бог отвращает лицо Свое.

Когда же пришла чреда покадить Захарии? Без сомнения, в день очищения, когда один первосвященник входил во Святое Святых, дабы мы научились, что как сей первосвященник, войдя во Святое Святых, получил плод, так и Господь Иисус, единый и великий поистине Архиерей, войдя во Святое Святых, то есть с плотию на небо, получил плод Своего явления во плоти – наше усыновление Богу и спасение.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna
http://www.syl.ru/article/380047/tolkovanie-evangeliya-ot-ioanna
http://www.libfox.ru/622115-feofilakt-bolgarskiy-tolkovaniya-na-evangeliya-ot-luki-i-ot-ioanna.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: