Святые пещеры в селе покровка новосергиевского района. Свято-Никольский монастырь “Святые Пещеры” в с
Святые пещеры в селе покровка новосергиевского района. Свято-Никольский монастырь “Святые Пещеры” в с
«Когда же ты теперь приедешь в наш Киев? И мы пойдем в ближние пещеры Киево-Печерской Лавры, а потом в дальние? Будем молиться под землей в действующих церквях, в кельях Феодосия и Антония Печерских?»- голос киевской подруги по скайпу звучит безнадежно. Она понимает, что будет это скорее всего нескоро.
«А вот лучше ты к нам приезжай, у нас тоже есть свои святые пещеры, построенные по подобию Киево-Печерских. В пещерах есть и подземная церковь Преподобных Феодосия и Антония Киево-Печерских»! – огорошиваю я подругу. Она просит рассказать. И я делюсь впечатлениями об очередной поездке в село Покровка Новосергиевского района, в пещеры Свято-Никольского монастыря, на храмовый праздник.
Мы, паломники Димитриевского мужского монастыря, отправились в Пещеры в день Рождества Иоанна Крестителя. Тринадцать лет назад над входом в пещеры была построена и освящена церковь в честь того, чье Рождение стало важным событием в жизни не только его родителей, престарелых Захария и Елисаветы, но и для всего израильского народа и православного мира.
В тот день народ, стоявший на праздничной службе в маленькой церкви плечом к плечу, с затаенным дыханием слушал главу из Евангелия от Луки, где говорится о том, как во времена царя иудейского Ирода, священник Захарий увидел ангела и получил от него предсказание о рождении сына, и о радости, которую принесет его рождение всем людям на земле.
Об этом событии и проповедь игумена-настоятеля Димитриевского мужского монастыря иеромонаха Варнавы. Иоанн-Предтеча свыше тридцати лет пребывал в пустыне, боролся со своим сердцем, со своей жизнью, и вышел на проповедь, и был засвидетельствован Богом как величайший,— но и не только. Евангелие нам называет его не просто пророком, а гласом. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежало произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона уточнял: “Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только”. Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пустыне. Господь, когда стал с Иоанном неразлучным, послал его к людям, чтобы и другие люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн.
После необыкновенной праздничной службы, исповеди и причастия, прямо из храма спускаемся в пещеры. Здесь прохладно и свежо, легко дышится. воздух точно кондиционирован, несмотря на 40-градусную жару снаружи. Так работает природный очиститель и охладитель воздуха – песчаник, в котором вырублены вручную ходы, келии, подземный храм в честь Преподобных Феодосия и Антония Киево-Печерских.
Экскурсовод Ксения подробно рассказывает нам о знамении в виде огненного столпа, уходящего в небо, которым обозначено было два века назад место над горой. Это явление видели жители Покровки Новосергиевского района. В то же время казак орского уезда Захарий Карцев, впоследствии первый игумен Свято-Николаевского монастыря Зосима, получил Божие повеление идти в Покровку, обустроить родник под горой и устроить там монастырь. Богобоязненный казак принял приказ Свыше, вырыл вручную, с помощью кирки и лопаты, пещеру с небольшой келией. Молиться в ней можно только на коленях. Два года жил здесь Захарий в посте, трудах и молитве. Так, теперь уже больше 120 лет назад, начиналась история Святых пещер села Покровка.
Благословение на подвижническую жизнь и создание обители Захарий получил в дивном сне у святого праведного Иоанна Кронштадского, с которым был знаком. Вскоре он принял монашество с именем Зосима. Постепенно вокруг него собралось монастырское братство, жаждущее духовного подвига и спасения. Главным делом монастырского братства было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Пещера со временем ушла далеко вглубь горы, которую стали называть Монашкой.
С зажженными свечками в руках двигаемся по прохладному ходу, касаемся стен, которые вручную с помощью кирки, лопаты и лома были высечены монахами. Вот небольшая келия первого игумена Свято-Николаевского монастыря Зосимы.
По очереди заходим внутрь, становимся коленями на камень, на котором молился сподвижник. Каждый просит о своем, о сокровенном. Здесь в удивительной тишине особенно легко молится. На душе светло и радостно, а во рту сладковатый привкус. Это так проявляет себя благодать. Ведь место здесь святое, намоленное.
В 1912 году в монастыре насчитывалось 25 человек. Постепенно здесь появились надземные постройки- деревянный молебный дом в честь Казанской иконы Божией Матери, братский жилой корпус, каменный храм в честь святого Николая чудотворца. Был посажен прекрасный монастырский фруктовый сад, открыт кожевенный цех, мельница, пекарня. На территории находился странноприимный дом для калек и безродных. Для них был создан швейный цех, они валяли валенки. В обители воспитывались мальчики-сироты. Монастырский кирпичный заводик прославился на всю округу. Яйца и мед для монастырских кирпичей специальный человек скупал в окрестных селах в огромном количестве. Удивительно крепкий кирпич с буквами НМ-Никольский монастырь-после разрушения богоборцами церкви пошел на строительство сельского клуба, магазина и школы. Здания эти стоят по сей день.
В 1917 году в монастыре насчитывалось 45 монахов, вместе с насельниками, послушниками, трудниками, сиротами и калеками здесь проживало около 200 человек. В 20-х годах начались гонения на монастырское братство. Основатель святых пещер игумен Зосима не дожил до черного дня, когда разорялась его обитель. Отец Зосима заболел и умер в 1923 году. Господь забрал его к себе до начала этого ужаса. Игуменом монастыря стал Геронтий (Губанов). Вскоре его арестовали по ложному доносу и расстреляли. В монастырь прибыл отряд НКВД, монахам предложили публично, через газету, отречься от Бога. Хозяйство сдать в колхоз, организовать рабочую артель. Но таковых не оказалось. « Жили не свято, так хоть умрем как христиане», – решила братия. Под покровом ночи их вывезли из монастыря и расстреляли в Зауральной роще. Очевидцы свидетельствовали о столпе света над братской могилой, который виден был даже днем…
В 30-х годах монастырь был разрушен, вход в пещеры замурован и утерян. Более чем через 70 лет Божией милостью в 2002 году после многолетних поисков был обретен вход в Пещеры. Все здесь оставалось так, будто монахи только что ушли. И келии, и ниши под иконы, и даже трехгранные монастырские гвоздики под лампады. В подземном храме было ощущение, будто только что кончилась служба. Свечи горели ярко, а это говорит о достаточном количестве кислорода
В очередной приезд в святые Пещеры вместе с паломниками из Америки вспоминаем с одноклассницей, которая больше 30 лет живет на Гавайях, историю, описанную в 70-е годы в местной газете. О том, как подростки из новосергиевской Покровки ушли под землю, в гору, блуждали четыре дня и вышли в пойме реки веселые и счастливые…
Американцы, геологи по образованию, изумляются, как без приборов, без компасов монахи сориентировались и вывели алтарь подземного храма точно на восток… Не часто в святых пещерах звучит английская речь. На этот раз экскурсию ведет отец Варнава. Он рассказывает, что трижды служил в Пещерах Литургию, служба это была необыкновенная. Очевидно, что здесь подвизались люди очень высокой духовной жизни. Когда откроются все пещеры, Бог даст, узрить нам мощи праведников, подвизавшихся в обители. «Holy place! Holy city”!- Святое место!- восхищаются американцы.
Как водится, интересуемся чудесами. Одному свидетелем стала Ксения, экскурсовод. «Приехал к нам мужчина с просьбой помолиться за дочку, Ксению. У подростка нашли опухоль,- рассказывает она.-Заказал сорокауст, молебен, сам в келии Зосимы помолился. А я как экскурсию вела, так свечку за тезку ставила, просила. Прошло время. Мужчина вернулся счастливый. Сказал, что девочка выздоровела. Благодарил».
При входе в пещеры встречаем местного жителя Николая, который сам поведал нам, что пил много лет беспробудно. И однажды в таком непотребном виде попал в пещеры. Промерз, температура то 10-12 градусов, отрезвел. И … не захотел больше пить. « Теперь вот красоту эту вижу, наши горы, наш храм, пещеры. Как раньше жил? Сам не знаю»!- смеется он.
Искупавшись в святом источнике, выпив святой воды, иностранные паломники интересуются ценой домов в Покровке…
Святые пещеры в селе покровка новосергиевского района. Свято-Никольский монастырь “Святые Пещеры” в с
У села Покровка Новосергиевского района есть Монахова гора, до недавнего времени, мало кто знал почему она так называется. Давным давно здесь был подземный монастырь. И вход в него, вновь обретен был только в июне 2002 года. Свято-Никольский монастырь «Святые Пещеры» в последнее десятилетия начал обустраиваться. Под горой находится почитаемый Никольский источник. Святой источник хорошо обустроен. Около него построена закрытая купальня с купелью.
История Святых пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Впоследствии он постригается в монахи с именем Зосима.
. Еще в девятнадцатом веке над этой горой видели огненный столп. А в 1895 году казаку Захару Карцеву из станицы Нижнеозерной, близ Оренбурга, было видение, в котором он получил повеление:
– Иди в Покровку, благоустраивай родник!
Благочестивый казак целое лето благоустраивал источник. Закончил работу к самому Покрову Пресвятой Богородицы и, повесив кружку на вбитый в столб навеса гвоздик, покинул Покровку. Ненадолго: на следующий год, к теплу, вернулся снова. Здесь и поселился, ревностно оберегая родник. Люди услышали о казаке-отшельнике, потянулись к нему – спасать душу. Так и возникла здесь монашеская общинка. Построили деревянную Казанскую церковь, домики-кельи. Поставили каменный храм Николая Чудотворца. Возник монастырь, и его основатель Захар Карцев принял монашеский постриг с именем Зосима.
40 десятин земли были пожертвованы детьми самарского помещика Шабалова. Монахи сами сеяли хлебушек, возрастили прекрасный сад. За источником появилось прудовое хозяйство. Поставили кожевенный и валяльный цехи, даже кирпич делали сами. И сейчас на склонах горы находят обломки кирпича со штампом “Н.М.”, что значит – Никольский монастырь.
Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода. Монастырь развивается и принимает в число братии новых послушников.
С 1912 г. в монастыре уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).
В клировых ведомостях 1916 года значится 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников. Шла Первая мировая война, и с запада везли осиротевших детей. Двенадцать мальчиков нашли приют в Никольской обители.
Но революция внесла свои коррективы в жизнь монашеской общины.
После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Братия, опечаленная уходом своего пастыря, пережила тяжелые времена. Советская власть сделала все возможное, чтобы разрушить общину. Последний настоятель о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге 10 сентября 1937 г. Предположительно 1939 г. Монастырь был окончательно закрыт. Храмы были разрушены или употреблены для хозяйственных нужд, пещеры завалены. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты в 1939 г.
В наше время началось активное восстановление монастыря. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. В это же время Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня. Вода в источнике холодная, 4 градуса.
Трапезница Покровской церкви Надежда рассказала:
Еще до того, как открылись пещеры, мы с рабой Божией Лидией взяли благословение у батюшки Анатолия, чтобы расчистить родник. У Лиды сильно болело горло, но она пошла. Расчистили проход, а потом уже и сам родник. Он прямо фонтанами забил. Стали уходить, вдруг Лидия упала прямо лицом в родник. “Ну, говорит, так мне и надо! По грехам моим. ” Поднялась, прошла несколько метров – и удивилась: “А у меня горло-то совсем не болит!”
А матушка Людмила Чернецова привела и другой пример живительной силы святого источника:
– У одной девушки была язва. Бабушка ее всю зиму ходила к роднику: наберет родниковой воды и на саночках везет. Передавала с шоферами в Оренбург, внучка пила воду. Перед операцией прошла повторное обследование – врачи удивились: совершенно здорова! Все зарубцевалось. В Оренбурге есть фирма “Живая вода”. Они в Саракташе берут воду из скважины, пропускают через очень дорогостоящее оборудование для очистки. И когда у нас в источнике взяли воду, анализ показал степень чистоты выше самой высокой отметки. Прибор зашкалило! Эту воду пьешь – и не напьешься. Как вот в подземелье воздух – не надышишься.
Координаты: 51°59’47.5″N 53°53’41.2″E
Автор фото Merkulov Vladimir, Александр Денежкин
Свято-Николаевский женский монастырь в с. Покровка Епархиальный женский монастырь
История
История этого святого места началась еще в ХIХ веке. В 1896 году здесь поселился 36-летний казак Нижнеозерной станицы Захарий Карцев, будущий основатель Свято-Никольского монастыря игумен Зосима. По легенде Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела ему идти на это место, а благословение на строительство монастыря было лично им испрошено у отца Иоанна Кронштадтского.
В течение двух лет Захарий занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте. К нему стали приходить будущие братия – казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Трудились они в копании подземного пещерного хода, общая протяженность которого достигла 120 саженей (1 саж. – 2, 1336 м). Питались подвизающиеся подаянием, ночью собирались для молитвы, неизменно вычитывая правило, положенное для иноков.
В 1906 году построили деревянную домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Один за другим поднимались жилые корпуса для братии: полукаменный двухэтажный с трапезной внизу, в 1910 году – одноэтажный полукаменный.
В 1909 году Покровский скит был приписан к близлежащему Оренбургскому Мещеряковскому монастырю.
26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с именем Зосима.
В 1910 году Захар Карцев был рукоположен в сан иеродиакона, а через год – в иеромонахи.
Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Монастырь помогал голодающему населению. Монахи имели свое хозяйство: лошади, коровы, посевные угодья, а жили за счет кирпичного дела, создавая очень качественный даже по тем временам кирпич.
2 октября 1911 года был освящен каменный храм во имя Святителя Николая.
По указу императора Николая II от 21 января 1913 года Святейший Синод представил епископу Оренбургскому и Тургайскому Феодосию постановление об обращении скита в Свято-Николаевский мужской общежительный монастырь.
С помощью доброхотных жертвователей обитель постепенно благоустраивалась: возведены странноприимный дом (гостиница) и подсобные здания, посажен фруктовый сад, в хозяйстве появились лошади и коровы, насельники производили посев до двадцати десятин (всего угодья составляли 63 десятины), имели кожевенный и кирпичный заводы; содержали при монастыре дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили, помогали братии своими посильными трудами.
В пещерах монастыря была устроена небольшая церковь. Старец Нил принимал в ней людей для духовного окормления. Библиотека и архив хранились у отца Зосимы. В пойме реки Самары бил святой родник, воду братия брала из этого, Николаевского, родника. Монастырское кладбище располагалось рядом.
В клировых ведомостях 1916 года значилось 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников.
В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем.
После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на Церковь. Игумен Зосима умер в 1923 году в возрасте 63 лет. Настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий (Георгий Иванович Губанов).
На начало рокового 1917 года в Свято-Николаевском монастыре насчитывалось: один схимонах, семь иеромонахов, четыре иеродиакона, восемь монахов и 24 послушника.
Приказом властителей-атеистов все постройки Никольского монастыря были разрушены, пещерные ходы засыпаны, монахи расстреляны или арестованы, уничтожены памятники на кладбище, святой родник полузасыпан.
Пещеры долгое время были открытыми. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники, и в 1939 году власти решили замуровать вход в пещеры.
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 году. Вход в Святые Пещеры был обретен 8 июня 2002 года.
2 сентября 2005 года был освящен храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, построенный над входом в пещеры.
13 мая 2006 года совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом Святой преподобной Марии Египетской.
13 мая 2007 года состоялся чин освящения центрального креста колокольни и креста для братского корпуса.
В июле 2010 года в Святых пещерах состоялось освящение колодца и часовни во имя Вмч. Пантелеимона Целителя с купальней.
На территории комплекса обители расположены:
- Святые пещеры с храмом Рождества Иоанна Крестителя над входом. В пещерах находятся: подземный храм преподобных Антония и Феодосия (первых монахов Киево-Печерской лавры), келия основателя монастыря игумена Зосимы и келия схимонаха Нила;
- святой родник с купальней и часовней Вмч. Пантелеимона Целителя;
- надвратная колокольня с храмом Св. прп. Марии Египетской;
- административно-жилой корпус;
- водосвятная часовня;
- трапезная;
- установленные кресты на местах: разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери, монастырского кладбища.
Возрожден как женский монастырь: 14 мая 2018 года (ЖУРНАЛ заседания Священного Синода № 39).
22 мая 2018 года в «Святых пещерах» было совершено первое архиерейское богослужение, ознаменовавшее официальное открытие Свято-Николаевской женской обители.
11 июня 2018 года, в день празднования иконы Божией Матери “Споручница грешных”, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский, совершил Божественную литургию в Никольском храме Свято-Николаевского женского монастыря.На малом входе Высокопреосвященнейший Вениамин возвел в сан игумении настоятельницу Свято-Николаевской обители монахиню Иоанну (Боярскую).
Источники:
http://dimitrus.ru/palomnik/157/
http://svyato.info/1315-rodnik-svjatojj-istochnik-sela-pokrovka.html
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-nikolaevskiy-zhenskiy-monastyr-v-s-pokrovka/