Свобода вынужденная необходимость теория и примеры. Почему свобода – познанная необходимость, а не осознанная
Электронная тетрадь Ковалёвой Василисы
Страницы
воскресенье, 8 декабря 2013 г.
Свобода как познанная необходимость
Способность человека понимать, что свобода это преувеличенный термин. Свободу переоценивают, никто не свободен полностью, у каждого есть свои обязанности перед кем-то или чем-то . Каждое желание, стремление и поступок человека спровоцирован некоторыми фактами и, следовательно, необходимо ему. Спиноза говорит о том, что человек также не может существовать без свободы, он нуждается в ней. Необходимость начинает выступать непосредственным основанием свободы. “Свободной называется такая вещь, – пишет Спиноза, – которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только самой собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной, называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образцу”. Спиноза противопоставляет свободу не необходимости, а принуждению. Непринужденной и действующей только в силу своей собственной необходимости, а, следовательно, и свободной оказывается у Спинозы субстанция, т.е. природа или бог.
“Человек воспитывается для свободы.” – Гегель.
Свобода, это, прежде всего желание осуществление своей мечты, желание сделать что – либо, что необходимо для собственного «я» для души человека. Но самая главная цель, это получить её. Иметь право на свободу, право на то что бы совершать те или иные поступки. Именно поэтому, человек с самого начала создан для неё. Образование, по Гегелю, — это возвышение человека к духу и соответственно к свободе, ибо свобода и есть «субстанция духа». Как субстанцией материи, отмечал Гегель, является тяжесть, так субстанцией духа — свобода; дух свободен по определению. Так в форме противопоставления «природы» и «духа» Гегель сохранил кантовскую противоположность «природы» и «свободы», хотя и подверг существенным преобразованиям содержательное наполнение этих понятий, да и трактовку их взаимоотношения.
Что же касается свободы, то в интерпретации Гегеля снимается свойственная Канту абстрактная противоположность, разделенность по разным «мирам» необходимости и свободы — они находятся в сложных диалектических взаимопереходах. Кроме того, в отличие от Канта, по Гегелю, царство свободы не противостоит объективному миру в качестве умопостигаемого мира «должного», в рамках которого осуществляется моральный выбор субъекта: свободный дух осуществляется в действительности, в том числе в сфере «объективного духа», в истории.
В философии истории Гегеля всемирный исторический процесс предстал как процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом. Исторические культуры, по Гегелю, выстраиваются в последовательной лестнице ступеней прогресса в сознании свободы.
В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет.Человек не может быть абсолютно свободным, его ограничивают права и свободы других людей.
В данных определениях больше необходимости, чем свободы. Любое действие, которое мы совершаем вызвано определенным условием, необходимостью его выполнения. Мы считаем, что мы свободны, выполняя те или иные действия, думая, что так мы показываем свободу, свои желания. Но на самом деле, если бы не влияние каких-то внешних и внутренних ситуационных факторов, то действия, даже желания, не совершались бы. Свободы нет, есть только необходимость.
Сторонники абсолютного предопределения в природе необходимости усматривают Божий
Другие же религиозные деятели считают, что свобода – это возможность выбора. “Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни”. Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Всё в этом мире построено так, что человек постоянно должен выбирать. Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.
Ряд других философов, которые отрицают фатализм, дают определение “необходимости” как “закономерности”. Необходимость – это рад повторяющихся действий, закономерный ход событий. Случайности бывают, но всё равно существует одна неизменная дорога, на которую рано или поздно вернётся человек. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».
Какова связь свободы и необходимости? Свобода и необходимость: соотношение и проблема
Свобода – это стремление к бесконечной сущности человека. Это желание человека преодолеть внутренние и внешние границы, которые мешают потребностям человеческого духа к абсолютному самовыражению.
Необходимость – то, без чего не обойтись. Это объективное требование реального мира к форме существования человека в качестве природного явления, ограниченность во времени и пространстве.
Свобода и необходимость – две стороны одной медали.
Природа свободы
Свобода – одна из центральных категорий гуманитарной области знаний. Свобода – это способность выбора пути самореализации человека в жизни творчестве, обществе.
Свобода всегда связана с познанием необходимости ограничения степени свободы. Действительно, в реальности всегда свобода ограничена возможностями, условиями, способами, потребностями и иными внешними и внутренними ограничителями. Для того чтобы понять, какова связь свободы и необходимости, следует раскрыть природу последнего понятия.
Необходимость: в чем она проявляется для человека?
Необходимость – это философская категория, которая в классическом понимании выступает в качестве устойчивой связи явлений и фактов в природе и не зависит от воли и желания людей. Для понимания природы этой категории следует ознакомиться с историей формирования понятия.
Необходимость проявляет себя в качестве враждебной духу человека, если он не подвергает её осмыслению. В том случае, когда необходимость признается абсолютным началом природы, такой подход приводит к детерминизму. Это абсолютизация объективных законов природы, в которые «вписан» человек. Поэтому такой подход отрицает способность человека быть свободным. Все предопределено, и выбор человека детерминирован внешними обстоятельствами. Свобода и необходимость в данном случае выступают как взаимоисключающие понятия. Рассмотрим эти понятия в единстве.
Диалектика понятий свободы и необходимости в истории философии
Связь свободы и необходимости является предметом анализа с античного периода человеческой мысли и культуры. Она как весы – при балансе позволяет органично вписаться в любую форму жизнедеятельности. Ели эти весы качнутся в сторону свободы – открывается простор для волюнтаризма. Если в сторону необходимости – фатализма, неизбежности и предопределенности в жизни, что в крайнем его проявлении обесценивает понятие свободы.
Только в их синхронности соблюдается тонкое равновесие. Какова связь свободы и необходимости? Если дать ответ в традиционном материалистическом подходе, то свобода трактуется как осознанная необходимость. Что это означает? И каким образом это противоречивое суждение открывает связь и взаимозависимость понятий?
Свобода есть осознанная необходимость
Самое явное противоречие между свободой и необходимостью выступает при анализе отношений общества (государства) и личности. С одной стороны – личные потребности человека. С другой – общественный регламент по границам свободы личности в интересах соблюдения свободы других членов общества.
История нашего государства с тоталитарной системой управления показала, что эксперимент над насилием личности в угоду обществу ведет к деградации и личности, и государства. Именно ценность конкретного человека должна быть приоритетом.
Осознанная необходимость для человека несет позитивный посыл, если внешняя необходимость, ограничивающая его свободу, воспринимается и осознается не просто как «объективное зло», которое нужно принять, но в этой необходимости открывается польза для самой личности.
Бегство от свободы
Не всегда свобода является ценностью, как это ни парадоксально. Известный психолог Эрих Фромм создал шедевр под названием «Бегство от свободы», в котором анализирует путь выбора «несвободы», а следовательно, интуитивный или осознанный отказ от ответственности за выбор.
Например, такое социальное явление, как эмансипация. Или так называемая «свобода» женщин в способах своей самореализации. Часто в этом феномене прослеживается как раз обратная закономерность – большая степень ответственности женщин в обществе, как за семью, так и за собственную профессиональную карьеру. Такие социальные метаморфозы формируют свобода и необходимость, проблемы ответственности за нарушение их гармоничного равенства ложатся на субъект деятельности.
Ответственность человека за свободу выбора
Чем больше степень свободы человека, тем выше его ответственность за результаты свободного поведения. Выбор – это принцип свободы, объем ограничен диапазоном общественного договора – закона, норм. Именно при реализации выбора демонстрируется, какова связь свободы и необходимости. Она имеет пропорциональную зависимость.
Ответственность человека в обществе наступает по правовым нормам с наступлением совершеннолетия, в 18 лет. Именно с этого возраста личность в полной мере отвечает за свой выбор. Выбор всегда имеет последствия.
Утверждение, что свобода есть осознанная необходимость, подчеркивает ответственность личности перед собой и обществом за результаты деятельности. Только высокая степень гражданского, личностного самосознания формирует свободное общество.
Философско-этические категории свободы и необходимости в системе гуманитарного знания имею логическую природу и на первый взгляд кажутся далекими от практической сферы жизнедеятельности. По сути, они выступают фундаментальным принципом общественной самоорганизации.
Свобода есть осознанная необходимость (Гегель) (ЕГЭ обществознание)
Смысл высказывания Гегеля заключается в том, что деятельность человека всегда ограничена рамками, установленными обществом. Теоретически, мы вольны делать все, что посчитаем нужным, однако нас останавливает осознание неразумности тех или иных действий.
Что есть свобода? Это независимость, возможность проявления человеком своей воли.
И, напротив, необходимость – это то, что должно обязательно быть осуществлено.
Несмотря на то, что эти понятия, казалось бы, взаимоисключающие, я полностью разделяю позицию Г.Гегеля, так как ничем не ограниченная свобода постепенно перерастает во вседозволенность.
Вспомним, например, теорию общественного договора, которая была использована в Декларации Независимости как принцип соблюдения демократии. Люди осознанно жертвуют некоторыми своими правами в пользу государства, которое впоследствии должно создать им условия для спокойной, безопасной и свободной жизни.
Но что происходит, если человек абсолютно ничем не ограничен? Идеальным примером послужит распад Римской империи, одной из причин которого стало злоупотребление свободой.
Из-за частой смены правителей, народ почувствовал безнаказанность, и поэтому наступил духовный кризис общества, что впоследствии и привело к падению некогда великого государства.
Исходя из всего вышесказанного, я могу сделать вывод, что деятельность человека действительно должна быть ограничена общественными нормами, ведь не зря поэт Робер Вальзер говорил: “Несвобода может таить в себе большую долю свободы; независимость может быть рабством”.
По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г.
29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл) Верно выделена и корректно сформулирована основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения (0баллов): объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений
смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён на теоретическом уровне.
Дать определение понятия свободы теоретически, корректно, с точки зрения обществоведения, философии: свобода – это возможность выбора из нескольких альтернатив, свойство человеческого разума, сознания, не ограниченного биологически заданными инстинктами, как у животных.2. Показать знание различных аспектов проявления свободы: «свобода от…», «свобода для…», «свобода во имя…». 3. Отразить специфику проявления свободы как осознанной необходимости – как невозможность преодоления законов природы и как нежелательность наступления неблагоприятных для человека последствий от нарушения социальных норм. 4.перечислить виды социальных норм, социальный контроль, социальные санкции.
29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 баллов)
Согласно условиям оценивания: если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов
29.4 Приведенные примеры некорректны (0баллов)
1-е обоснование (Декларация Независимости) не является примером: необходимо было назвать государство, приблизительное время, эпоху.
Некорректность с точки зрения обоснования смысла высказывания: любое государство, а не только демократическое, призвано своими законами (правом) ограничивать свободу людей.
Приблизительно 5-6 тыс.лет назад, когда родоплеменное общество стало настолько сложным (богатые и бедные, простые соплеменники и знать), чтобы предотвратить «войну всех против всех», человечество создало государство, законы, которые поставили людей перед «осознанной необходимостью» соблюдать нормы права, т.е. стало «несвободным»
2-е обоснование также некорректно, абстрактно, т.е. по сути, не является примером.
привести пример из личного опыта, когда нарушение норм, допустим, морали, т.е. выбор тобою свободы, привел к негативным последствиям, и ты сам понес лишения: от тебя все отвернулись, ты потерял друзей…
Источники:
http://kovaleva-vasilisa.blogspot.com/2013/12/blog-post_8.html
http://fb.ru/article/177504/kakova-svyaz-svobodyi-i-neobhodimosti-svoboda-i-neobhodimost-sootnoshenie-i-problema
http://www.kritika24.ru/page.php?id=38615