Портал “дивное дивеево”. Атаман ермак со товарищи

«Дивное Дивеево». Народный проект (+ФОТО +ВИДЕО)

Беседа с Андреем Холенко – режиссером фильма о Серафимо-Дивеевской обители

Открыть для себя монастырь в зрелом возрасте зачастую – подвиг и чудо. И порой история знакомства со святым местом из случайного события может превратиться в главное дело жизни. Дело не только одного человека, но всей страны.

Всем миром

Впервые побывав в Дивееве, режиссер Андрей Холенко [1] загорелся идеей снять о монастыре документальный фильм. Памятуя собственные впечатления и обстоятельства знакомства с Дивеевской обителью, Андрей решил ничего не выдумывать и назвать проект эпитетом, известным каждому православному христианину, – «Дивное Дивеево».

– Потому что, – говорит режиссер, – это место действительно дивное и это самые правильные слова: именно с ними ассоциируется Серафимо-Дивеевский женский монастырь у тысяч верующих. Каждого из них Пресвятая Богородица и батюшка Серафим приводят в свою обитель разными, но всегда чудесными путями.

Любой желающий может внести свою лепту в создание фильма, став участником проекта

Съемки фильма длятся уже год и будут продолжаться еще несколько месяцев. За это время проект «Дивное Дивеево» приобрел всероссийский масштаб: теперь он называется народным, и любой желающий может внести свою лепту в создание фильма, став участником проекта на сайте http://www.diveevo.tv.

Выход фильма запланирован на август 2016 года. Весь тираж – 1000 DVD – будет передан в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю.

Недавно на киноэкранах страны с успехом прошел мультфильм о вере, надежде и любви «Необыкновенное приключение Серафимы», который посмотрели сотни тысяч человек. Его создатели приезжали в Дивеево, консультировались с монахинями о съемках, у каждого из них – своя, личная история, связанная с монастырем и батюшкой Серафимом. У создателей первого фильма о Серафимо-Дивеевском женском монастыре история схожая.

«Чтобы передать красоту Дивеева, нужно снимать, снимать и еще раз снимать»

– Андрей, когда впервые оказались в Четвертом уделе Богородицы?

– Для меня обитель не сразу стала «дивным Дивеевом». Я снимал документальный фильм во Владивостоке о более чем 100-летней истории существования одного из крупнейших в городе хлебопекарных предприятий. В ходе съемок выяснилось, что с 2002 года сотрудники предприятия каждый год накануне Пасхи отправляются в Дивеево в паломническую поездку. Трудятся, молятся, набирают святую воду из источника преподобного Серафима Саровского, привозят ее во Владивосток и замешивают на ней тесто для пасхальных куличей, которые потом раскупает весь город. Меня это так поразило, что я решил обязательно сам побывать в Дивеевском монастыре.

– А как получилось, что в обитель вы приехали обычным паломником, а в итоге стали режиссером первого документального фильма о Дивееве?

– Удивительно, но о Четвертом уделе Божией Матери, действительно, не было снято ни одного полноценного фильма. Я попал в Дивеево среди прочих паломников, но, по долгу профессии, оказался рядом с монахиней, послушание которой – работа со СМИ. Она посетовала, что многие приезжают в обитель, снимают фильмы, программы, а о самом монастыре ни одного фильма нет. Фильма, в котором бы рассказали об истории Дивеевской обители, показали, чем живет монастырь сегодня, просто бы показали красоту Дивеева без всяких драматургических натяжек и поисков какой-то странной дивеевской тайны, о которой говорят в народе.

Моя коллега продюсер Алена Шмакова, недолго думая, заявила: «Так в чем проблема? Вот Андрей и сделает вам фильм. Бесплатно». Монахиня воскликнула: «Что, правда?» Я подтвердил: «Конечно». Вот так всё и началось.

Но до этого разговора я сам уже был настолько очарован красотой и умиротворенностью Дивеева, что мне захотелось поделиться этим чудом с друзьями и коллегами. Через некоторое время мы отправились в первую съемочную экспедицию.

– Сколько времени вы провели рядом с обителью до того, как приступили к съемкам? Как часто стали приезжать в Дивеево?

Чтобы показать красоту Дивеева, нужно снять разные сезоны: лето, весну, осень, зиму

– Честно говоря, это был первый мой сознательный приезд в монастырь. И это посещение стало для меня настоящим событием. Я приехал летом на неделю. Постился, молился и снимал. И тогда я понял, что недели пребывания здесь очень мало. Так как, чтобы показать красоту Дивеева, нужно снять разные сезоны: лето, весну, осень, зиму. И время, когда яблони расцветают вокруг собора, и праздник Успения Пресвятой Богородицы – ведь тогда всю протяженность Святой канавки украшают цветами. А это, на секундочку, 775 метров в длину. Это, конечно, внешняя сторона, но она в кино также важна.

– Кто к вам присоединился и стал частью съемочной команды? Слышали, и здесь не обошлось без чуда?

– Из коллег ко мне сразу присоединились единомышленники. И мы обратили внимание, что сейчас успешно работают интернет-площадки для сбора средств – так называемое народное финансирование. Мы подумали и решили, что было бы здорово всем миром собрать необходимую сумму для завершения съемок фильма «Дивное Дивеево». Подчеркну, что наш фильм – это общая помощь Серафимо-Дивеескому монастырю.

Насчет чуда – это правда. Без этого в Дивееве никуда

Насчет чуда – это правда. Без этого в Дивееве никуда. В один из первых моих приездов монахиня, чье послушание – связи со СМИ и издательство, сказала: столько операторов в обители уже побывало, но давно, лет за десять до вашего приезда, был один, который такую красоту наснимал в монастыре! Оказалось, речь шла о девушке-операторе. Я поинтересовался о контактах, монахиня ответила, что она больше ее не видела, сообщила только имя – Юлия Галочкина. И всё.

Я нашел Юлию Галочкину через интернет. Связался с ней. Представился: мол, вот я такой-то и такой-то, делаю фильм о Дивеевском монастыре, монахиня М. передавала вам поклон. Девушка ответила: «Да, это я. Но сейчас нахожусь на Гавайях».

Я почти расстроился. Но девушка продолжила: «Собираюсь вернуться в Россию, и тогда можем встретиться и подробно об этом поговорить».

Ровно через месяц после разговора с монахиней об операторе мы вместе с Юлией появились в монастыре. Монахиня М. нас встретила и воскликнула: «Но это же чудо – Дивеевское чудо!» Так я нашел оператора-постановщика на проект.

– Кто является главным героем вашего фильма?

– Серафимо-Дивеевский монастырь. Это сокровенное место для многих людей. Здесь вам многое могут рассказать о чудесах. Их даже в реестр особый записывают. Но до них мы еще не добрались, ведь этому следует посвятить несколько фильмов. (Смеется.)

Перед нами стоит задача снять максимально кинематографично, чтобы передать красоту и необыкновенную атмосферу Дивеева без интервью в кадре. А для этого нужно набраться терпения, чтобы снимать, снимать и еще раз снимать.

Известный американский кинорежиссер Альфред Хичкок на вопрос, чем документальное кино отличается от игрового, отвечал так: «В игровом кино режиссер – это бог. А в документальном кино Бог – это режиссер».

И я вынужден за Ним идти. Как Господь даст, как срежиссирует, такой фильм и получится.

– В своем проекте вы используете самую современную технику?

– Приходится, чтобы красоту передать. (Улыбается.) В первую очередь этот фильм для людей, которые ни разу не были в Дивееве. Мы снимаем с разных точек – с воздуха в том числе. Современная техника это позволяет. Взяли с собой мультикоптер (или дрон, как его еще называют) – вертолетик с камерой. Руководит им пилот, а оператор или режиссер рядом стоит и только команды дает. Вот благодаря этому устройству мы такой кадр сделали: вертолет облетает обитель ночью, раз – и ночь превращается в утро и день. Красота!

– Для привлечения внимания к проекту вы использовали необычный метод – марш-бросок. Расскажите об этом подробнее.

– Говорят ведь, что в здоровом теле – здоровый дух. Так вот, для меня здоровое тело – это бег, а здоровый дух – это православная вера. Мне довелось бежать через все населенные пункты на трассе от Мурома до Дивеева в конце сентября 2015 года. Я бежал один, в майке с надписью: «“Дивное Дивеево”. Стань участником проекта!» За день пробежал около 20 километров. По дороге у меня несколько раз журналисты брали интервью.

Читать еще:  Где родилась мать тереза. Чем же знаменита знаменитая мать тереза

– Во время съемок с вами или с вашими близкими происходили чудеса?

– Да. К примеру, за время съемок я стал дедушкой. Чем не чудо?! И надо сказать, моя дочь трудно переносила беременность. Она мне звонит по мобильному, а я в обители в это время. Я ей говорю: «Если хочешь, отправь мне мысленно просьбу, а я помолюсь преподобному Серафиму Саровскому, он точно исполнит». И вот родился здоровый, спокойный мальчик на радость всей семье.

– Какие у вас планы на будущее?

Я обратил внимание: основная часть паломников – люди молодые, красивые, с одухотворенными лицами. И это дает надежду

– Хочется, чтобы мы, закончив первый фильм о Дивееве, открыли им серию или цикл фильмов, которые бы помогали людям найти ответы на важные вопросы. Люди всегда мечтают о счастье, но в современном сложном информационном мире так легко сбиться с истинного пути, ведь ложь научилась выдавать себя за истину. Во время съемок в Дивеевской обители я обратил внимание, что основная часть паломников – люди молодые, красивые, с одухотворенными лицами. И это дает право надеяться. Ведь соприкасаясь с такими святыми местами, как Серафимо-Дивеевский монастырь, человек по-новому начинает ощущать себя, свое окружение, а также мир вокруг.

Трейлер фильма «Дивное Дивеево»

Дивное Дивеево

(записано со слов Голова Сергея, председателя координационного совета ОВДОМО Астрахани и ранее первого председателя в созданных им организациях ИВА, РСВА, Боевое Братство города Астрахани) свеженаписанно. ошиПки и оЧепятки присутствуют (замыленному глазу не видно) – буду рад вашей внимательности, замечаниям.

Дорога в Дивеево

В последнее воскресенье апреля я выехал из Астрахани. Мой путь, забитый в навигатор, пролегал в Дивеево. Время и солнце только перевалили за полдень. Попетляв по непролазным, тромбофлебитным улочкам и перебравшись по новому мосту через Волгу, на Трусовскую сторону, я вырвался на трассу Астрахань-Волгоград. Трасса была чистой и не загруженной, видимо, сказывалось воскресение – все пользуясь солнечным, не по весеннему жарким днём, прогуливались по набережной или копались на дачах… В машине, не смотря на врывающиеся потоки ветра, было жарко. Пришлось закрыть окна и включить кондиционер. В колонках моего авто зазвучала прекрасная музыка – песнопения хора Волоколамских монастырей, я прибавил громкости и втопил педаль газа… Моя машина понеслась по ровной, как взлётная полоса, трассе.

Так началось моё очередное паломничество в Дивное Дивеево, в край монастырей и особой душевной чистоты и доброты людей. В край целительных источников и край православия.

Волгоград встретил меня опускающимися сумерками. Я решил не задерживаться и, заправившись, двигаться дальше. Пока я пересекал Волгоград, наступила ночь, надобности в кондиционере не стало – вместе с ночью пришла и прохлада. Мой путь лежал дальше, на Камышин, который я пересек около 2 ночи, и на Саратов, покинутый мной уже в утренние часы… В дороге только музыка и голос навигатора направляющего меня к цели.

Дивное Дивеево, моя душа стремится к тебе и я был уверен, что смогу выдержать дорогу не сомкнув глаз, без отдыха… Дивеево, как святое место и духовный православный центр Руси не может не оказывать влияние на русского человека. Дивеево это хранилище национального кода русской души, не запятнанной и не замаранной жаждой наживы, стяжательством и злобой.

Уже к 12 часам дня я подъезжал к дому отца Наума, моего духовного наставника. Отец Наум, воин десантник и потому особенно мне близок.

Жилище отца Наума, это деревянный обычный, ни чем непримечательный деревянный сруб. Припарковавшись возле дома, иду по дорожке к нему, стучусь в дверь… Торопливые лёгкие шаги и женский голос: кто там? Я представляюсь: Голов Сергей к отцу Науму. Шаги удаляются… Через некоторое время мне открывают дверь, монашка и отец Наум. Как всегда радостный и доброжелательный отец Наум:
– Ну, здравствуй, здравствуй! Не ожидал тебя так скоро. Молодец… Проходи…
– Я гостинцы привёз из Астрахани, богатства волжские… Разгрузим?

Выгрузив привезённые подарки, я прохожу во внутренние покои дома… Проходим в келью отца Наума.

Деревянные стены. Иконы. Из мебели только кровать, кресло и тумбочка. Скромно. Я опускаюсь в кресло, отец Наум присаживается на кровать… После небольшого обмена любезностями, я говорю отцу Науму что хотел бы пойти искупаться в целительных источниках. И получив благословение, выхожу из сруба на дивеевскую улицу. Подойдя к машине, решаю пешком пройтись до источников – устал от дороги, захотелось размяться.

По небольшому деревянному, пешеходному мосту перехожу местную, не широкую речушку. На северней окраине села Дивеева, вблизи деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери находится Казанский источник, а рядом с Казанским источником расположен источник святого великомученника и целителя Пантелеймона. К источнику Пантелеймона я и направился…

Зайдя в средний деревянный сруб, подошёл к иконе Пантелеймона целителя и перекрестился, разделся и опустился в воды источника. Положено три раза погружаться в воду и выныривая креститься, но вода была настолько холодна, что я вынырнув, перекрестился и выскочил из воды со сноровкой двадцатилетнего… Для нас, южан, астраханцев, это как купание в проруби…

Решаю вернуться к дому отца Наума. И уже по дороге почувствовал невероятную лёгкость и бодрость – усталость многочасовой, бессонной езды как рукой сняло…

Мои будни в Дивеево

Я поселился в доме отца Наума, в келье, где помимо меня было ещё несколько паломников… Почти каждое утро вставал в 6.30. Лёгкий завтрак и в храм молиться… Несколько раз был на Святой Канавке, там надо прочитать сто пятьдесят раз молитву, приложиться к кресту… Если кто не знает, то – Святая Канавка была создана по воле Божией Матери, которая явилась преподобному Серафиму, и указала ему, каким образом необходимо обносить рвом и валом место ранее основанной православной общины. Это было обустроено трудами сестёр общины. Копать Канавку начал сам Батюшка Серафим. Её сооружение продолжалось на протяжении 3,5 лет. Прикладывался я и к мощам Серафима Саровского. В Троицком соборе, в раке хранятся мощи Саровского и всея Руси чудотворца, а также некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подаётся людям благодатная помощь и исцеления.

Побывал я в городе Муром, в его храмах. Прикоснулся к мощам Ильи Муромца и даже удалось подержать в руках меч этого славного былинного воина Руси! Искупался в двенадцати целительных источниках Дивеево, их больше, но времени хватило только на это количество… Помимо паломничества у меня были запланированы рабочие встречи с лидерами организаций РСВА Нижнего Новгорода, Арзамаса и Дивеево. Провёл совместные, с РСВА Дивеево, уроки мужества в школах сел Кременки и Большое Череватово, рассказывал детям о генерале Алексее Ермолове и подвиге Жени Родионова. Очень мне понравился нижегородский кремль – красив! Побывал в пятнадцати храмах Нижнего Новгорода и Арзамаса, поездил по скитам, познакомился с монахами и монашками, помолился с ними и поговорил о вере и патриотизме. Программа моего пребывания была насыщенной и интересной, я перезнакомился со многими людьми…

Побывал я и на Пасхальной службе, которая начавшись в 22 часа, закончилась в 6 утра. Это, конечно, тяжелое испытание для здоровья. Диву даюсь, как пожилые люди выдерживают такие многочасовые службы! На Пасхальной службе увидел многих и многих из своих знакомых воинов-афганцев. Например, был там Шуба Николай Михайлович, заместитель Громова, специально приехавший на службу из Москвы… И осенило меня… И пришла мне в голову мысль: мы воины локальных воин не имеем своего храма в Дивеево…

Читать еще:  Гадания на новый год. Графин с водой предскажет о замужестве

Получив благословение от своего духовного наставника, отца Наума, я провёл переговоры с Бирюковым Валерием, председателем РСВА Нижнего Новгорода о его ходатайстве перед главой района о выделении земельного участка под строительство храма или часовни в Дивеево.

В Астрахань я вернулся уже накануне дня вывода советских войск из Афганистана. Совместно с Русланом Кирилловым, председателем ИВА Астрахани, провел подготовительные мероприятия к проведению молебна в Храме благоверного князя Александра Невского и благотворительного обеда для вдов и матерей погибших. Так как у меня нет фонда, то на благотворительный обед просил денег у ребят из «Спортивного Братства», это спортзал на улице Ляхова 6, недалеко от ГТРК Лотос. Над входом в спорт-зал вывешена икона Александра Невского. Этот спорт-зал делает прекрасным не только тело, но и душу его посетителей. Сорокопуд Александр Михайлович, один из учредителей и председатель федераци бодибилдинга Астрахани, нашёл возможным выделить деньги на благое дело. За что ему и спасибо!

Как всегда это бывает у нас астраханцев, пятнадцатое мая, день не без казусов. РСВА Астрахани отказались от проведения молебна (что-то типа: «чур меня, чур…») и провели двух часовой митинг на Алле воинов-интернационалистов у мемориала. За время проведения митинга, от жары и духоты, упало в обморок двое детишек… Спрашивается, кому сделали лучше? Вместо получасового молебна, двухчасовой митинг… О чём митингуем, господа-товарищи, каких умных речей вы ещё не говаривали? Размазали весь концерт, вместо того чтоб провести его как заключительную часть митинга, в конце, его проводили по две песни во время митинга… Господа-товарищи вы не пробовали размазать 50 грамм сливочного масла на булку хлеба? У вас именно так и получилось!

Мы, конечно, провели всё-таки и молебн и благотворительный обед. После митинга, самые стойкие и ещё не валившиеся с ног, зашли в храм, поставить свечи в память погибших, помолиться. Для своих оппонентов скажу: заходили не только православные, но и мусульмане. Всем известно что на мемориальных досках храма имена погибших без учёта их конфессиональной принадлежности. Мусульмане просто ставили свечи, так как любой храм, это Храм Бога и здесь не церемония важна, а искренность побуждения, чего не было и близко у организаторов этого, ладно спланированного, митинга. Почтил нас своим визитом и мэр города Столяров Михаил Николаевич. По выходу его из храма, я подвёл его к своей машине, открыл багажник и извлёк подарок привезённый мной специально для нашего мэра. Подарок был большой и с подписью.

Я извлёк из багажника метровый осиновый кол с надписью «от упырей из Дивеево» и протянул удивлённому мэру. Мэр улыбался.
– Михаил Николаевич, это осиновый кол для защиты от упырей! Упырям его вбивают в грудь, как должно быть Вы знаете. Пусть он Вас защитит и от Ваших врагов и от разных там собирателей подписных листов…
– Спасибо, Сергей!

С колом от упырей мэр уехал и я уверен, что теперь ни одна нечесть его не коснётся…

Портал “Дивное Дивеево”

Из записок протоиерея Константина С. из города N-ска Архангельской области, переданных его дочерью Людмилой для сохранения и, возможно, публикации.

Эта история произошла в 1976 году, если не изменяет память. Служил я в единственном на весь районный центр храме. Другие, не разрушенные лихолетьем, церкви и даже величественный собор заняты были различными полезными и не очень учреждениями. И это в лучшем случае. Один из храмов, пришедший в самое бесхозное состояние, служил складом невостребованных советской торговлей изделий: никчёмные товары годами скапливались в измученном церковном помещении, пополняя периодически местную свалку.

Шёл мне тогда шестой десяток. Вроде и не старый ещё, да болезнь ног превратила каждый день в настоящее испытание: мукой было служить, с трудом добирался я при какой-то надобности до домов своих прихожан, а зимние выходы на кладбище по случаю покойника несколько недель отзывались в ступнях страшной болью. В общем, никак нельзя мне было без помощника. Да где взять-то его? Времена какие! Не дурачка же местного, в конце концов, брать в алтарь. И при таких вот мыслях обратил я внимание на Фёдоровну – худощавую, но крепкую ещё бабушку, с невероятным для внешнего своего вида усилием тёршую пол храма. Уж и не помню, когда появилась она у нас. Возможно, просто, как данность, она была всегда. «А что если пойти к владыке и попросить в помощники себе эту старушку?» – осенило меня. Сказано (или, скорее, подумано) – сделано: в первый же архипастырский визит испросил я у Преосвященного благословение для Фёдоровны на пономарское послушание.

Старушка, на удивление, очень скоро освоилась в алтаре: отмыла стены, вышаркала пол, натёрла до удивительного блеска семисвещник. Месяц-другой не мог я нарадоваться на чистоту, которой не бывало со дня освящения храма. Сугубо внимательно и благоговейно вела себя новая алтарница в святая святых храма. Преданными глазами, не отрываясь, смотрела она во время службы на меня, опасаясь пропустить момент, когда необходимо подавать кадило, отверзать завесу или готовить теплоту. Ни в одном молодом человеке не видел я за сорок лет служения такого отношения к Божьему делу.

С каждым днём всё увереннее ориентировалась Фёдоровна в ходе богослужения, становившегося более и более размеренным. Что-то едва зримое изменилось и в самой старушке: вернулась утерянная лет сорок назад осанка, появились уверенность в движениях и деловитость в голосе. Несколько надменными или даже барскими стали отношения её с бывшими соратницами. На трапезе Феодоровна садилась теперь непременно справа от настоятеля, а уважительное обращение ко мне на «вы», перемежаясь, уступило своё место побратимскому «ты». Привычными стали духовные наставления, даваемые Фёдоровной в притворе храма очередной захожанке. Как-то незаметно и имя бабушки изменилось: теперь все обращались к ней не иначе, как Феодоровна.

До поры до времени всё готов я был простить старушке за алтарное её послушание, исполняемое с величайшей ответственностью и благоговением. Но однажды, месяцев семь спустя после первого появления Феодоровны в алтаре, во время совершения проскомидии старушка как бы невзначай оттолкнула меня от жертвенника и демонстративно стала собирать с пола просыпанные крошки. С того дня любая служба сопровождалась бесконечными нареканиями: за пролитый воск, не вовремя вымытые руки или неверные, по её мнению, перемещения священника. Литургия наряду с пением, чтением, чуть слышным произнесением тайных молитв и возгласов в алтаре стала сопровождаться бесконечным ворчанием старушки.

Всё чаще обращаясь в молитвах своих к Богу, просил я разрешить создавшееся нестроение в храме. При этом жалко мне было Феодоровну: ведь сам же и ввёл её в такую напасть. Изо дня в день думал я, как помягче отказать бабушке от алтаря. Вечерами мысленно готовился к серьёзному разговору с ней, но каждый раз утром, оправдываясь тем, что не дело смущаться перед литургией, откладывал беседу. Так прошло несколько месяцев, пока одним морозно-солнечным днём в храме не появился молодой человек и не попросил о беседе со священником.

Звали его Виктором. В N-ск он приехал из самой столицы области. После демобилизации со срочной службы и до последнего времени он работал электриком в одном из СМУ. Кроме того, за прошедшие послеармейские десять лет успел жениться, родить дочь и окончить заочно лесотехнический техникум. В общем, был он обыкновенным советским гражданином со своими, но, в общем, совершенно обычными планами на будущее. Но вот тяжело заболевает его жена, и этот счастливый мир в одночасье стал рушиться. Врачи предпринимали всё возможное: один метод лечения сменялся другим, сделали сложнейшую операцию, но тщетно. Женщина таяла на глазах, и грядущий финал становился всё более очевидным. Жизнь Василия стала одним лишённым сна кошмаром.

Читать еще:  Сонник взрыв петарды. Магия чисел

И вот молодой человек, никогда раньше не задумывавшийся о Боге, начинает обращать к Нему свой мысленный взор. Вначале это был жуткий ропот, облечённый самыми вычурными ругательствами, постепенно сменившийся безотчётным воплем к Создателю о помощи. Уже несколько недель Василий не ходил на работу, до вечера бесцельно бродя по городу. В один из таких дней он незаметно для себя подошёл к единственному на тот момент действующему в Архангельске храму. Василий долго и истово молился, закончив своё обращение к Богу, для верности, клятвою посвятить всю жизнь служению Ему, если Господь исцелит супругу. Изо дня в день целую неделю ходил он в храм, повторяя разными словами одну и ту же просьбу. На восьмой день истовых молитв Василия в столицу Поморья приехал известный московский профессор – лучший в Союзе, а может и в мире, специалист по болезни, от которой умирала его дорогая жена. Профессор предложил пациентке ещё одну операцию, которую сам, вызвав восхищённое уважение коллег, успешно и выполнил. Жена молодого человека быстро пошла на поправку и через полгода встала на ноги.

Василия приняли обратно на работу, супруга вернулась домой, и вся жизнь их вошла в привычную колею. И всё бы хорошо, но что-то неотступное стало мучить душу электрика СМУ, омрачая вновь обретённое счастье. Спустя несколько месяцев он понял: это обещание, данное Богу в храме, незримо сверлило его совесть, настойчиво напоминая о необходимости сдержать данное слово. И как ни убеждал он себя, что молитвы в храме и чудесное исцеление жены лишь банальное совпадение, что Бог тут ни при чём и что, быть может, Его и не существует вообще, настойчивая мысль всё неотступнее преследовала Василия. Пришлось ему вновь идти в храм и рассказать всё священнику. Батюшка сказал, что лучше было и вовсе не клясться, а уж коли обещал что Богу – надо исполнить. Расспросив Василия об обстоятельствах его жизни и узнав, что закончил он техникум, учится заочно в лесотехническом институте и является кандидатом в члены КПСС, священник дал совет ехать в один из райцентров к своему старому другу – протоиерею. Так бывший электрик СМУ и оказался в городе N-cке, пьющим со мной чай в малой трапезной древнего храма.

В конце нашего с ним разговора предложил я ему должности разнорабочего, сторожа и пономаря. Василий согласился не раздумывая. Видно, за это время многое он обдумал и решил для себя. Расставаясь, благословил я своего нового сотрудника, перекрестился на иконостас и чуть слышно – нет, не произнёс – выдохнул: «Бог послал. Слава Тебе, Господи!»

А после, подойдя к почувствовавшей неладное Феодоровне, я поблагодарил её за алтарную службу, объяснив, что мужчине вернее быть в алтаре: «В общем, спаси тебя Господь, Фёдоровна, за службу, но мужчине пребывать в алтаре подобнее. Каждому своё. Неси, как и прежде, подсвечное послушание. Бог благословит тебя».

Долго ещё Фёдоровна, утратившая с тех пор букву «о» из своего имени, бросала косые, осуждающие взгляды на нового алтарника и, проходя мимо него, бубнила что-то себе под нос. Но время лечит: спустя год диакон Василий и Фёдоровна были уже самыми добрыми друзьями. Часто теперь можно было увидеть в нашем храме старушку-свещницу, указывающую на дьякона и пронзительно шепчущую ничего непонимающим захожанам: «Вот, отец Василий, преемник мой».

КРЕСТОВЫЕ БРАТЬЯ

В старые времена, бывало, живут два помора между собой в ладу и согласии, словно братья родные: поровну делят радости и горести, выручают друг друга в бедах, вместе ходят на промыслы, дружно обрабатывают скудную северную землю. И для теснейшего скрепления уз обменяются товарищи крестами, при крещении священником на них надетыми. Именуют их тогда «братьями крестовыми», ибо братосотворились. С того времени всеми признавалось родство их, не уступающее по степени даже кровному. Знали о древнем том беломорском обычае по всей Русской земле. А с некоторых пор заговорили и в далёких заморских странах.

…Ранним утром в один из зимних дней 17** года выехали из Архангельска в сторону стольного города трое богатых купцов, или, по-поморски, гостей. Мерно цокали о мороженую землю копыта лошадей, тянущих за собой вереницу саней с торговцами и товаром. Проплывавший перед глазами путников обычный северный русский пейзаж разнообразием видов не отличался: бесконечная дорога и столь же бесконечные заснеженные ели наводили на путешественников дрёму. Казалось, что всё окружающее замерло, замёрзло и таким неизменным сохранится в самой вечности. Благо в санях, приобретённых купцами в Архангельске и перестроенных тамошними мастерами для комфортного путешествия, мог удобно улечься один путник. Чтобы защититься от холода, гости имели шубы и добрые одеяла. Задок саней для тепла покрывался рогожей, а всё остальное было обвито самым плотным сукном. Крыша, закрывавшая от ветра и снега, сооружалась из куска сшитой кожи. Купцы по временам ненадолго просыпались, прислушивались к ругани мужиков и снова погружались в томительный дорожный сон. Караван неспешно двигался по дороге, пока путь ему не преградил ствол вековой, заботливо срубленной кем-то сосны. Возничие, боязливо оглядываясь, подошли к дереву, как нарочно расположившемуся ровно поперёк дороги, взялись дружно… И тут лес ошарашил, взвив в воздух всех окрестных птиц и оголив придорожные деревья, оглушительный пищальный выстрел. Заметались и заржали кони, забегали растерявшиеся мужики. В мгновение ока с разных сторон белоснежной кромки леса скатились на дорогу три десятка разбойников и окружили караван. Быстро, под выстрелы и ругань, было подавлено сопротивление возничих. И вот уже исчезает из саней заморский дорогой товар, перемещаясь в бездонные короба и мешки нападавших. Неведомо как, под галдёж лихих людей, в одном исподнем оказались чуть живые от страха купцы.

Слаженно и шустро всё исполнили разбойнички, как вдруг у кареты купцов начала собираться сутолока, послышалась ругань, готовая в любой момент перерасти в побоище. Привлечённый шумом атаман шайки подошёл к спорщикам и увидел в центре ватаги одного из «гостей», грудь которого украшал, переливаясь на утреннем солнце, огромный серебряный крест. Под стать святыне – не тоньше пальца – оказалась и удерживавшая его цепь. Именно это богатство и стало причиной потасовки, вызвавшей остановку грабежа.

Разбойники жадно смотрели на серебро, но никто из них не решался снять святыню с купца. Так велик был страх, не благоговейный, конечно, а, скорее, подлый, суеверный. Страх этот изначально заключал в себе впитываемое с молоком матери многими поколениями беломорских жителей истинное благоговение перед святыней, но со временем выродился в сердцах грабителей в испуганное малодушие – как бы чего не вышло. Утраченная добродетель всегда возвращается человеку, но только уже в виде комичной или омерзительной страсти.

Подошедший атаман потянулся к дрожащей шее купца и взялся уже за драгоценную цепь, как раздались неодобрительные крики разбойников:

– Па, ватаман, ты што.

– На всех беду накличешь.

– Ужа ты, ватаман, ну его… Пусть катится…

Предводитель шайки, замерший на мгновенье под причитания соратников, решительно снял крест с купца и надел его на себя. После этого атаман достал из-за пазухи свой – самый простой, оловянный, висевший на засаленной верёвке – крест и надел на купца. Схватив трясущегося и готового в любой момент потерять сознание торговца за уши, грабитель трижды громко поцеловал его в щёки. Последним, что услышал медленно сползавший на землю «гость», был шепелявый шёпот атамана:

– Ну, теперь мы с тобой крестовые братья! А коль родню свою забудешь, то и Бога скоро забудешь. Свидимся ещё!

Ватага разбойников, притихшая и внимательно наблюдавшая за происходящим, разразилась оглушительным смехом.

Долго ещё вслушивались в гомон удалявшейся шайки растерянные торговцы и возничие, пока наконец не сменился он тоскливой северной тишиной, прерываемой лишь редкими вскриками удивлённых ворон.

Источники:

http://pravoslavie.ru/90010.html
http://design-egorbrig.ucoz.ru/publ/divnoe_diveevo/1-1-0-2
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3482/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: