Музей архитектуры.

Страница

Музей Архитектуры

Информация

О компании: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева является единственным музеем архитектуры в России. Фонды музея насчитывают более 800.000 единиц хранения: Показать полностью… это не только авторская архитектурная графика XVIII-ХХ веков, но и архитектурные модели, макеты, коллекция строительных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства, фотографий, негативов, личных архивов архитекторов, живописи и многого другого.

В музее проходят выставки, посвященные истории отечественной и зарубежной архитектуры, а также экспозиции, посвященные современной архитектуре, искусству, живописи, смежным дисциплинам. Помимо основной выставочной деятельности в музее ведется научно-исследовательская, реставрационная и просветительская работа.

Сегодня Музей Архитектуры включает три выставочных пространства: Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флигель “Руина” и средневековое пространство Аптекарского приказа – трапезная палата XVII века. Во дворике музея, закрытом от шумных улиц столицы и доступном для посетителей в режиме работы музея, представлена коллекция скульптуры – подлинные фрагменты Триумфальной арки Осипа Бове, решетки оград XIX-XX веков, садово-парковая скульптура XVIII-XIX веков.

Официальный сайт музея: http://muar.ru

По экспозиции и временным выставкам музея проводятся сборные и групповые экскурсии: http://muar.ru/events/ekskursii-exibitions

Лекторий Музея предлагает лекции по истории мировой архитектуры и искусства: http://muar.ru/events/lektsii2

В Детском центре музея проходят занятия по монументальной живописи, мозаике, столярному делу, а также теоретические занятия “Что нужно знать архитектору” и “Архитектурная геометрия”: http://muar.ru/item/668-detskij-tsentr-muzeya

В музее работает книжный и сувенирный магазин с широким ассортиментом книг по архитектуре и искусству, а также кафе и буккроссинг: http://muar.ru/posetitelyam/magazin

Адрес музея: Москва, ул. Воздвиженка, 5/25

Время работы:
Вторник, четверг: с 13:00 до 21:00 (касса – до 20:30)
Среда, пятница — воскресенье: с 11:00 до 20:00 (касса – до 19:30)
Понедельник — выходной

Администратор: +7-495-697-13-06
Дирекция: +7-495-691-21-09 Сайт: www.muar.ru +7 (495) 697-13-06

Другое

Действия

4 868 записей Предложить новость

#ЛекторийМА
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «В ОБЪЕКТИВЕ: АРХИТЕКТУРА. ВЕХИ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОТОГРАФИИ»
по средам, в 19:00, с 26 февраля 2020

Цикл лекций «В объективе: архитектура. Вехи истории архитектурной фотографии» приурочен к Показать полностью… 85-летию фотографической коллекции Музея архитектуры и посвященного истории отечественной архитектурной фотографии, охватывающей столетний период с 1860-х годов до 1960-х годов. Особенности развития этого вида искусства в России, яркие работы профессионалов и любителей, путешествия, неутомимые поиски художественного стиля – вот главные темы пяти лекций цикла. Основными источниками для рассказа станут работы мастеров светописи, хранящиеся в фотографическом собрании Музея. Фотоколлекция, формирование которой началось вместе с основанием музея в далёком 1934 году, является крупнейшей в стране и насчитывает более миллиона предметов. Богатое наследие, бережно хранимое Музеем, станет проводником в мир истории русской архитектурной фотографии.

Лекторы:
Мария Анатольевна Обухова – культуролог, старший научный сотрудник научного отдела хранения негативов Музея архитектуры, хранитель фонда негативов Музея архитектуры. Нина Витальевна Пименова-Ромашова – искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры, специалист по архитектурной фотографии, хранитель фонда уникальных фотографий по дореволюционной архитектуре Москвы и бывших народных республик СССР.

Стоимость абонемента на цикл из 5 лекций – 1500 руб.
Приобрести абонемент можно уже сейчас, в кассе музея, в любое удобное для вас время.
За обладателями абонементов закрепляется определенное место в зале, которое можно выбрать во время покупки абонемента.

Музей архитектуры имени Щусева 0+

Куда вы хотите позвонить?

В музее собраны уникальные документы, чертежи, фотографии и модели, которые дают возможность составить представление не только об особенностях исторических зданий, находящихся на территории России, но и о специфике зодчества многих стран мира.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева был создан в 1934 году и стал первым специализированным музеем архитектуры в Европе. Его главная задача — коллекционирование и представление широкой публике образцов архитектуры всего мира от древнейших времен до современности. В музее собраны чертежи, фотографии и модели не только архитектурных сооружений, расположенных на территории России, но и старинных византийских храмов, ближневосточных культовых сооружений, образцов европейского зодчества и даже полинезийских хижин.

Читать еще:  Может скорпион мужчина отказаться от девушки рака. Мужчина-Скорпион и женщина-Рак: Совместимость

Особой популярностью музей стал пользоваться в послевоенные годы. Значительная часть зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры, оказалась разрушенной во время боевых действий, и нередко оказывалось, что документы, которые помогут восстановить строение в первозданном облике, можно найти только в архитектурном музее. Именно благодаря этому учреждению многие уникальные здания и храмы, являющиеся частью русского культурного наследия, удалось воссоздать практически из руин.

Обширность и богатство фондов Музея архитектуры впечатляют, в их каталогах более миллиона единиц хранения. В экспозиции собраны уникальные документы, имеющие отношение к памятникам зодчества – чертежи, замеры зданий, негативы, фотографии. Кроме того, в залах музея представлены многочисленные коллекции произведений искусства: гравюры, скульптуры, архитектурные модели, гобелены, предметы мебели, фрагменты зданий, старинные надгробия и даже строительные материалы.

Сами здания музея, находящиеся в центре Москвы, также являются историческими и архитектурными памятниками. Музей располагается в старинной усадьбе Талызиных, на территории которой находится палата Аптекарского приказа, сохранившаяся с XVII века. Анфилада бывшего господского дома и флигель во дворе усадьбы используются как выставочное пространство и лекционный зал.

Музей проводит многочисленные выездные выставки. В экскурсионную программу входит не только осмотр экспозиции музея, но и прогулки по столичным улицам. Во время экскурсий по городу особенности архитектурного направления, доминировавшего при застройке городского района, можно изучить на примере реальных зданий. Кроме лекционного зала, в музее есть библиотека и фототека, в которых хранятся тематическая литература и богатейшая коллекция материалов по градостроительной тематике. Посетить их можно по предварительной записи.

Стоимость посещения музея: 250 рублей (взрослые), 100 рублей (льготный). Дети до 18 лет могут посетить музей бесплатно.

Расписание и стоимость экскурсий и лекций необходимо уточнять отдельно.

Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве

4 мая 2017 в 11:35

17 мая в Музее архитектуры имени Щусева начнет работу флигель «Руина». Новое пространство, которое откроется выставкой шорт-листа премии «Инновация», стало большим событием для архитекторов и реставраторов. Проект реконструкции бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных с 200-летней историей утверждает новый тренд в реставрации и отказ от практики евроремонта. Бюро «Рождественка», работавшее над проектом, сохранило всю подлинную фактуру здания со всеми наслоениями эпох, новые материалы внедрялись только по необходимости, при тщательном разграничении старого и нового.

Здание перешло к музею в 1991 году, когда ему пришлось экстренно перевозить фонды из Донского монастыря, который тогда был основным пространством для МУАР: с приходом новой власти монастырь вернули Русской православной церкви. Изначально флигель рассматривали как фондохранилище, но во время ремонта он сгорел, а денег на восстановление в тот момент не нашлось.

Для привлечения внимания к этой проблеме директор музея Давид Саркисян (руководивший им вплоть до смерти в 2009 году) в начале нулевых решил провести в разрушенном здании выставку. Внимание привлечь действительно удалось, но не так, как предполагалось: флигель очаровал посетителей именно тем, что был разрушен. Искусствовед Елизавета Плавинская сравнивала здание с «Арсеналом» в Венеции и Музеем прикладного искусства в Вене, противопоставляя подлинность его фактуры облику города с «уродливыми евроремонтами и гадкими новыми зданиями, только со знаком плюс». С тех пор там начали регулярно проводить временные выставки и лекции, руина стала «Руиной», а Москва получила одно из самых самобытных музейных пространств.

В 2012 году во флигеле прошла выставка «Руина. Версия архитектурного бюро „Рождественка“», приуроченная к 20-летию бюро. Выставка стала импульсом к будущей реставрации флигеля. Чем в результате закрытого конкурса в 2014 году и занялась «Рождественка», сделавшая проект по принципу «все должно быть точно в таком же виде, только не падать».

21 апреля флигель открыли для экспертов архитектуры: обновленное здание сравнили с проектом реставрации-консервации уже другого «Арсенала» — нижегородского, разработанного Евгением Ассом. В «Руине» сохранили максимальное количество аутентичных материалов, открытых сводов и наслоений краски на стенах, необходимые же элементы выставочного пространства отделили от подлинного здания — при необходимости их можно демонтировать.

Читать еще:  Сонник туфли красные на каблуке. К чему снятся туфли на каблуке и мужские ботинки

На обоих этажах здания появились дорожки для посетителей: на втором они находятся между открытыми кирпичными сводами нижнего яруса и позволяют рассматривать эти своды как один из постоянных экспонатов выставочного пространства. Такие же дорожки разместились на первом этаже, сводчатые залы которого предназначены для выставок. В здании появился законсервированный кабинет Давида Саркисяна, созданный на основе 3D-модели стола бывшего директора музея, выполненного учениками архитекторов Юрия Григоряна и Александра Бродского. На место вернулся и лекторий музея, которому теперь предоставлены два зала.

The Village побывал в новом пространстве, а также поговорил с автором проекта и основателем бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой и новым директором музея Елизаветой Лихачёвой об истории здания, его будущем и состоянии реставрационного дела в России.

ЕЛИЗАВЕТА ЛИХАЧёВА

директор Музея архитектуры имени Щусева

В «Руине» мы будем представлять проекты, которые либо совсем не связаны с архитектурой, либо связаны в меньшей степени, либо представляют ее в каких-то совершенно новых аспектах. Осенью мы планируем подготовить большой выставочный проект, посвященный творчеству Константина Мельникова, и показать на нем в том числе кое-какие вещи, которые мы раньше не имели возможности показывать в «Руине», поскольку там не было совсем никаких условий.

Открывая его выставкой «Инновация», мы решили показать, что пространство инновационное, и увязать это с тем, что в этом году проходит Биеннале современного искусства. Нам бы хотелось, чтобы «Руина» стала площадкой для экспериментов.

Открытие флигеля переносили несколько раз в силу разных обстоятельств. Главным образом из-за оборудования. Плюс были некоторые сложности, связанные с документальным оформлением работ. Общая стоимость проекта составила около 75 миллионов рублей.

Особенность этого пространства в том, что оно показывает три века русской архитектуры. Своды первого этажа — это своды XVIII века, каретного сарая усадьбы Талызиных. В первую половину XIX века здание было надстроено вторым этажом, и там была людская, где жила прислуга усадьбы. Потом, когда уже во второй половине XIX века в здании поселилось Московское казначейство, сделали третий этаж. И все периоды застройки здания удалось сохранить. Это очень редкий для Москвы случай. Обычно мы оставляем оконные своды изнутри, а тут у вас есть возможность увидеть их с лицевой стороны. Помимо всего прочего, там прекрасной, потрясающей красоты стропила — это чистая геометрия архитектуры. Стропильные конструкции на самом деле не менее красивы, чем сводчатые, но обычно их закрывают потолком, а здесь они открыты.

Здание сгорело в середине 1990-х годов, и Давид Саркисян вместе с Александром Бродским придумали гениальное пространство. По сути, это была руина, которая медленно разрушалась, и Давид вернул ей жизнь. Я очень рада, что Наринэ сохранила этот замысел, сделав его таким венецианским по духу. Может быть, со временем мы скорректируем его. Но пока я не готова давать прогнозы по этому поводу.

НАРИНЭ ТЮТЧЕВА

автор проекта «Руина», АБ «Рождественка»

Это здание рассказывает историю развития Москвы на протяжении последних 200 лет. Если всмотреться в его исторические слои, которые обнажены в этом пространстве, то прежде всего мы видим именно историю. Объект находится на территории музея архитектуры и сам по себе представляет архитектурный экспонат, здание-метафору. Тем не менее здание пригодно для того, чтобы внутри него происходили самые различные культурные процессы, выставки и так далее.

Усадьба Талызиных, к которой принадлежит флигель, — очень московская усадьба. Все здания, которые ее формируют, относятся к разному времени, к разным архитектурным стилям, претерпевали каждое в свое время различные преобразования, изменения, пристройки, надстройки. Флигель — это крайний и последний блок этой усадьбы, он находится уже в глубине двора, он не формирует застройку улицы, что тоже важно. Мы подумали, что, наверное, с его такой истончающейся материей, каким мы его застали, его разумно и дальше оставить жить.

Я знала «Руину» задолго до проведения в нем 20-летия нашего бюро — ходила туда на выставки много лет, это было очень известное пространство, всеми любимое и уважаемое. Когда тебе дают возможность что-то выставить в таком пространстве, надо использовать это для серьезных высказываний, а не для саморекламы. Поэтому мы решили сделать высказывание относительно руин и самой «Руины», обратив внимание на художественные аспекты подобных пространств. И, как выяснилось, весьма успешно, потому что выставка была очень востребована.

Читать еще:  Означает сон про любовь. К чему снится любовь по соннику

Потом, когда министерство культуры выделило средства на противоаварийные работы и речь зашла о том, чтобы в дальнейшем реставрировать это здание, мы подумали о возможности сделать эти работы самодостаточными и выступили с таким предложением. В декабре 2016 года мы закончили стройку, но потом началась смена руководства, конкурс на нового директора, и те, кто были исполняющими обязанности, не были готовы брать на себя ответственность по открытию пространства.

Все понимали, что «Руину» надо открыть выставкой или акцией. Параллельно верстался журнал Tatlin (о проекте «Руины». — Прим. ред.), и так сложилось, что, когда назначили постоянного директора, журнал должен был выйти, и мы с руководством музея решили сделать предварительный показ — неофициальное открытие с презентацией журнала.

Мы совершенно нормально общаемся с новым руководством музея. Что мне кажется интересным, это стремление концептуально посмотреть на музей в целом как на организм. Мне это очень симпатично, так это и нужно делать. Раньше в «Руину» планировалось вернуть те фонды, которые из нее временно вынесли на период строительства, меня это смущало, поскольку там в основном размещалась мемориальная скульптура. Думаю, что новое руководство предложит какие-то более свежие идеи.

Я была знакома с Давидом Саркисяном, но мы никак не обсуждали с ним, как будет выглядеть жизнь этого места в дальнейшем. Я понимала, что он открыл это пространство для посещения в руинированном состоянии, оно пользовалось популярностью, и он планировал в дальнейшем использовать его таким образом. Хотя, наверное, он прекрасно понимал, что однажды все-таки нужны будут средства для того, чтобы привести его в порядок. Элементарно — закрыть тепловой контур, провести отопление, сделать нормальную крышу. Собственно, все это мы и осуществили.

Сложность была одна — малый бюджет и сжатые сроки. Проекту по-прежнему необходимо дополнительное финансирование: на создание системы климат-контроля, оборудования самого здания — там много еще чего требуется. Деньги вроде бы даже пообещало выделить министерство культуры.

Я довольно давно занимаюсь историческим городом, объектами разного качества, связанными с исторической средой, объектами культурного наследия и просто историческими объектами — более ценными, менее ценными. Накоплен довольно большой опыт, и, помимо опыта чисто практического и технологического, выработались некоторые принципы, с которыми мы подходим к подобного рода объектам. Конечно, каждый объект — это новая история, и каждый раз очень важно понять суть этой истории, в чем ее основная ценность, как эту ценность зафиксировать и позволить ей дальше существовать. Есть такой термин — валоризация, приумножение ценности. Мы, скорее всего, в этом направлении работаем, мы стараемся приумножать ценность. Так, чтобы основной смысл здания, который несет в себе определенный сюжет, определенную метафизику, определенную роль в городе, продолжал существование и каким-то образом развивался сегодня и завтра.

Проблема реставрации вообще — в отношении в стране к истории и пониманию ценности тех или иных ее эпизодов. История и архитектура взаимосвязаны, архитектура всего-навсего — формальное выражение процессов, которые происходят в стране и в обществе на протяжении разных веков и разных времен, как одежда, которая просто все время меняется. Но это не значит, что какой-то из этапов истории не дорог, не важен, не нужен и его надо каждый раз искоренять. Все, что происходит с наследием, — это иллюстрация того, что происходит у нас сегодня в обществе и в стране. И я не могу сказать, что с этим у нас все хорошо.

Источники:

http://vk.com/archmuseum
http://kudago.com/msk/place/muar/
http://www.the-village.ru/village/city/architecture/263918-ruina

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: