Миф о Ганимеде: нетрадиционные отношения в мифологии разных народов. Миф о Ганимеде: нетрадиционная любовь в мифологии разных народов

МирТесен

Миф о Ганимеде: нетрадиционная любовь в мифологии разных народов

Ганиме́д (др.-греч.Γανυμήδης «затевающий веселье») — в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.

. Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, – на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороныизображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой – прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды онбыл похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего изсмертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и вримских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем “Мире”, где герой уносится нанебо на спине большого навозного жука. Платон использует его в “Федре”, упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

Греческая краснофигурная ваза. Зевс и Ганимед.

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу работы самого Гефеста, а также пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов , сменив на этом посту Гебу , и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление [14] . По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса — вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду ,Ганимед живет на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

По мнению некоторых авторов, Ганимед был помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолея. По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою.

Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за похищения Ганимеда произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По еще одной версии, Ганимед был похищен Миносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей), о Ганимеде упоминал и Еврипид в трагедии «Колхидянки». Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса. Иными словами. Этот сюжет был достатчно популярен и ни в коей мере не считался непристойным.

На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и “про” и “контра” двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме “Спор между Еленой и Ганимедом”. Толькоаллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символвосхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа.Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников оностается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенсстоль же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его вкогтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

Похищение Ганимеда — частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта,Торвальдсена и др.).

Корреджо. Похищение Ганимеда.

Николас Мас. Похищение Ганимеда.

Рубенс. Похищение Ганимеда.

Рембрандт. Похищение Ганимеда.

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.265, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.44-45
  2. ↑ Лесх. Малая Илиада, фр.29 Бернабе
  3. ↑ Еврипид. Ифигения в Авлиде 1049; Киклоп 586
  4. ↑ Гигин. Мифы 224
  5. ↑ Гигин. Мифы 271
  6. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 82, 1
  7. ↑ Схолии к Пиндару. Олимпийские песни I 45 // Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.397
  8. ↑ Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002. С.317
  9. ↑ Гомер. Илиада V 266; Пиндар. Олимпийские песни I 45; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 9; III 12, 2; См. Лесх. Малая Илиада, фр.29 Бернабе; Гимны Гомера IV 210.

10. ↑ Феокрит. Идиллии XX 41; Овидий. Метаморфозы X 155—161

11. ↑ Страбон. География XIII 1, 11 (стр.587)

12. ↑ Гораций. Оды III 20, 15; Лукиан. Разговоры богов 4

13. ↑ Феогнид. Элегии 1354—1357; Пиндар. Олимпийские песни X 105

14. ↑ Аристотель. Поэтика 25

15. ↑ Цицерон. О природе богов I 112

16. ↑ Еврипид. Троянки 820—839; Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 115—127

17. ↑ Еврипид. Ифигения в Авлиде 1050

18. ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 26; Гигин. Астрономия II 29

19. ↑ Квинт Смирнский. После Гомера VIII 478—484

20. ↑ Гераклит-аллегорист. О невероятном 28; Фульгенций. Мифологии I 20

21. ↑ Орозий. История против язычников I 12, 4-5

22. ↑ Геродиан. История I 11, 2

23. ↑ Афиней. Пир мудрецов XIII 601f; Диктис. Дневник Троянской войны II 26; Лексикон Суды; Схолии к Гомеру. Илиада XX 234 // Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.127

24. ↑ Платон. Законы I 637d

25. ↑ Валерий Флакк. Аргонавтика V 694

26. ↑ Афиней. Пир мудрецов III 74, 110а

27. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 24, 5

28. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 26, 2

29. ↑ Вергилий. Энеида V 250—257

30. ↑ Нонн. Деяния Диониса XXV 435—455

Микельанджело. Зевс и Ганимед.

Ганимед, сын Троса, именем которого названа Троя, был самым прекрасным из когда-либо живших на земле юношей, и поэтому боги оказали ему честь быть виночерпием Зевса. Говорят также, что Зевс, возжелав иметь Ганимеда в своей постели, спрятался под орлиными перьями и похитил юношу, гулявшего по троянским лугам [1].

Читать еще:  Гороскоп совместимости знаков он рак она скорпион. Совместимость знак зодиака рак и скорпион

b. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес [2].

с. Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея [3].

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов — а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, — а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид (“Троянки” 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней — это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе “я”, что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя — это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса — это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла — это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в “Мире” Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в “Мабиногион” фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, — это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: “. обновляется подобно орлу юность твоя”.

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m), еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам (“Федр” 279 a-b); хотя в других своих произведениях (“Законы” I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, “получив на это разрешение от Зевса”. С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

4. Имя “Ганимед” скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова “Ганимед” произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. – Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2), а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.

Миф о Ганимеде: нетрадиционные отношения в мифологии разных народов. Миф о Ганимеде: нетрадиционная любовь в мифологии разных народов

Поиск по сайту:

Новые статьи

Статистика

Любовь между мужчинами в мифах Древней Греции

Как многие уже поняли, этот вопрос назрел. Во многих предыдущих статьях просто нельзя было обойти стороной гомосексуальность, когда рассказывалось о Зевсе или Аполлоне, Ахилле или Геракле. Придется немного обсудить это скользкое обстоятельство, иначе рассказы о Ганимеде, Адмете и многих других потеряют свою полноту.

Читать еще:  Во сне увидеть печенье. Толкование сна: печенье

Так как вопрос очень пикантный, а нужна хоть какая-то системность, попробуем далее использовать информацию из свободной энциклопедии, Википедии, которая описывает как общую гомосексуальность в Древней Греции, так и некоторые моменты «мужской любви» в древнегреческой мифологии.

При общем богатстве и разнообразии сюжетов греческой мифологии мотивы, связанные с однополой любовью, представлены в ней достаточно широко, можно назвать более 50 таких мифов. Эти мифы не относятся к числу древнейших, и ни один из них нельзя датировать эпохой палеолита или неолита, все они относятся ориентировочно к бронзовому веку (3 — начало 1 тысячелетия до н. э.). Наиболее важны мотивы дара, полученного от божества; любовного соперничества. Причиной любви всегда служит только необычайная красота юноши. Географическое распределение мифов показывает, что они более типичны для дорийских племен и Беотии, но почти не встречаются в Аттике и Ионии.

«Сладкоистомный Эрос» считался одним из древнейших богов, порожденным Хаосом и Геей. Древнейшее изображение Эрота в виде неотделанного камня существовало в городе Феспии у подножия горы Геликон, где жили Музы и бил источник Гиппокрены, возникший от удара Пегаса. Изображение Эрота стояло в гимнасии в Элиде (Олимпии).

В речи Павсания в «Пире» Платона любовь к юношам ассоциируется с богиней Афродитой Уранией. Древнейшие деревянные статуи Афродиты Урании, которые относили ещё к мифическим временам, стояли в Фивах и на острове Кифера. Есть упоминания о храмах Афродиты Урании также в Афинах, Мегалополе, Аргосе, Элиде.

Изобретение «мужской любви» приписывается, по одной из версий, кифареду Фамириду, сыну нимфы Аргиопы и Филаммона, влюбившемуся в Гиацинта; по другой же, певцу Орфею, сыну музы Каллиопы и Эагра, который, лишившись жены Эвридики, «ввел обычай любить мальчиков». Возлюбленного Орфея звали Калаид. В любом случае показательна связь с творческим началом (Орфею приписывались гимны в честь Эрота). Голова Орфея, разорванного на части женщинами Фракии, была погребена на острове Лесбос.

Мифы о любви богов к смертным юношам

Один из самых известных — миф о похищении Ганимеда, «прекраснейшего сына человеков», сына троянского царя Троса. Зевс, влюбившись в юношу, превратился в орла и похитил его, когда тот охотился на горе Ида. Ганимеду было даровано бессмертие, и он стал виночерпием богов. В возмещение Тросу были подарены лучшие кони. Ганимеда отождествляли с созвездием Водолея, орел же стал созвездием Орла. Существовала версия, что на самом деле похитил юношу Тантал, царь лидийцев.

Из богов наибольшее число возлюбленных имел Аполлон…

Наиболее известен лаконский миф о соперничестве Аполлона с Зефиром из-за любви к Гиацинту, сыну Амикла, и гибели Гиацинта. Зефир из ревности перехватил диск, пущенный Аполлоном, и направил его в юношу. Гиацинт превратился в цветок. Праздник Гиакинфий был одним из важнейших в Спарте.

Возлюбленный Аполлона Кипарис убил оленя, которого ему подарил бог, и зачах от тоски. Аполлон превратил его в дерево. Из кипарисового дерева Эрот изготавливал свои стрелы. По другой версии, влюблен в Кипариса был Сильван, бог лесов.

Юноша Левкат, убегая от любви к Аполлону, превратился в скалу. Из любви к царю Адмету Аполлон согласился пасти его стада.

Возлюбленными Аполлона были Гименей, сын Магнета из Фессалии; прорицатель Бранх, с которым связана легенда об основании оракула Аполлона Дидимского; прорицатель Мелампод; Форбант, родосский герой.

Краткие упоминания есть также о любви Аполлона к Киниру (царю Ассирии), Закинфу (эпониму острова), Орфею, Троилу, Амиклу, Гиллу из Карии, Атимнию, Карнею, Кларосу, Тену, Ипполиту из Сикиона, а также неким Иапису, Потниею, Скефру, Пробу и Пару.

Пелопс был возлюбленным Посейдона, который подарил ему крылатую колесницу, на которой он одержал победу в состязании с Эномаем. Также Посейдон любил некоего Норита, и с ответной любовью Норита связано происхождение божества Антэрота.

Гермес, любивший Персея, подарил ему крылатые сандалии, шапку и шлем, с помощью которых Персей совершил свои подвиги. Также Гермес любил Хриса, Ферса, Одриса, Кадма, Дафниса, Амфиона. Дафниса любил также Пан.

Асклепий был влюблен в Ипполита; Гефест — в Пелея.

Очень важен связанный с дионисийскими мистериями миф о том, как Дионис, стремясь вывести свою мать Семелу из царства мертвых, узнал о входе туда от некоего Просимна и взамен пообещал, что тот сможет насладиться его телом. Вернувшись, Дионис «не застает Просимна (ведь тот умер). Исполняя „священный“ долг перед любовником, спешит к могиле и предается там противоестественной страсти: срезав кое-как ветвь смоковницы, придает ей форму мужского члена и садится на неё, исполняя обязательство перед усопшим. Как мистическое воспоминание о сей страсти по городам воздвигаются фаллосы Дионису». Это единственный из мифов, где бог выступает в пассивной роли. Дионис также был влюблен в Лаона, Ампела, Гименея, Гермафродита, Ахилла, Адониса.

Мифы о любви между смертными

Рассказывали, что в пещере у подножия Парнаса поселилось чудовище Ламия (или Сибарида). Дельфийцы решили принести ему в жертву юношу Алкионея. Еврибат повстречал юношу и с первого взгляда влюбился в него. Он велел вести себя к чудовищу и убил её.

В Феспиях существовал миф, что некогда около города поселился дракон, требовавший в пищу красивых юношей (в других странах драконы обычно предпочитали девушек). Несколько человек он сожрал, но когда жребий пал на Клеострата, то влюбленный в того Менестрат предложил себя в жертву, надев особый панцирь с крючками. Дракон проглотил Менестрата, но погиб.

Очень известен феспийский миф о прекрасном Нарциссе. В него были влюблены многие юноши, но он всем отказывал. Один из влюбленных, Аминий, даже покончил с собой. Нарцисс же, увидев свое отражение в ручье, возжелал себя самого и, от невозможности удовлетворить свою страсть, зачах, превратившись в цветок.

В Этолии рассказывали похожий миф о юноше Кикне («лебеде»), сыне Аполлона. Многие были в него влюблены, но он всем отказывал, и наконец из влюбленных остался один Филий. По приказанию Кикна Филий выполнил три труднейших задания. Тогда Кикн бросился в озеро Коноп и стал лебедем. Другой Кикн был другом Фаэтона и, оплакивая его, также стал лебедем.

На иллюстрации: «Геракл, Иолай и Эрос», рельеф на т. н. Cista Ficoroni, IV в. до н. э.

Больше всего возлюбленных было у Геракла. Есть упоминания о любви к Дриопу, Иокасту, Филоктету, Гемону, Хону и даже почему-то Эврисфею.

Многие подвиги Геракл совершил совместно с Иолаем. По словам Плутарха, в Фивах «Иолая доныне почитают как его возлюбленного все влюбленные и на его могиле принимают заверения и клятвы от своих любимых».

Гилас, сын Феодаманта, сопровождал Геракла во время похода аргонавтов, но был похищен нимфами. В Вифинии существовал культ Гиласа. Другим возлюбленным Геракла был аргонавт Полифем, сын Элата.

Читать еще:  К чему снится что меня спасли. Магия чисел

Во время совершения Гераклом восьмого подвига погиб его возлюбленный Абдер, в его честь Геракл основал город Абдеры.

В городе Димы (Ахайя) приносили жертвы возлюбленному Геракла Сострату.

Марсий был влюблен в фригийца Олимпа, которого научил игре на флейте. Олимп был сочинителем колесничного нома в честь Аполлона.

Между критскими героями Миносом, Сарпедоном и Радамантом возникло соперничество из-за любви к юноше Милету, сыну Аполлона (либо Атимнию, сыну Зевса). Предпочтение тот оказывал Сарпедону, и это стало причиной войны между Миносом и Сарпедоном. Сарпедон был разбит и воцарился в Ликии, а Милет основал одноименный город.

На иллюстрации: «Орест и Пилад», картина Франсуа Буше, XVIII в.

В юного героя Фрикса, бежавшего в Колхиду, влюбился либо царь колхов Ээт, либо царь скифов.

Фиванский герой Лай влюбился в сына Пелопса Хрисиппа, когда обучал того езде на колеснице, и похитил его. По возвращении Хрисиппа убили Атрей и Фиест, сыновья Пелопса; по другой версии, Хрисипп покончил с собой после похищения.

Согласно аттическому мифу о Кефале, его жена Прокрида, испытывая его верность, переоделась мужчиной и предложила ему чудесное копье и пса, в обмен прося его любви. Кефал, разумеется, согласился, и Прокрида упрекнула его в таком поступке. Впрочем, все закончилось примирением.

Герой Главк, бросившийся в море и ставший морским божеством, был, по одной из версий, возлюбленным Нерея, по другой же, бросился в море из-за любви к Меликерту.

Агамемнон был влюблен в некоего Аргинна и излечился от любви, искупавшись в Копаидском озере.

Известны рассказы о любви Ахилла к Патроклу, Антилоху и Троилу.

Отношения Ореста и Пилада часто толковались как любовь, равно как и Тесея и Пирифоя.

Ганимед

(Γανυμήδης), в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. Ill 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Г. был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее – оборотничество Зевса (более позднее – орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив – метаморфоза Г.
а. т.-г.

Г. – один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее – орёл). Миф нашёл воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.

Ганимед с орлом.

Ганимед с орлом.
Римская копия.
С греческого оригинала III—II вв. до н. э.
Мраморный рельеф.
Ленинград.
Эрмитаж.

Зевс и Ганимед.

Зевс и Ганимед.
Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Пенфесилеи».
Около 460 до н. э.
Феррара.
Археологический музей.

Зевс и Ганимед.

Зевс и Ганимед.
Раскрашенная терракота.
Около 470 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Ганимед с обручем и петухом.

Ганимед с обручем и петухом.
Роспись краснофигурного кратера «берлинского художника».
480—470 до н. э.
Париж.
Лувр.

Зевс, Ганимед и Гестия.

Зевс, Ганимед и Гестия.
Фрагмент росписи краснофигурного килика Ольтоса.
Около 510 до н. э.
Тарквиния.
Археологический музей.

Похищение Ганимеда.

Похищение Ганимеда.
Картина Корреджо.
1531.
Вена.
Музей истории искусств.

Смотреть что такое “Ганимед” в других словарях:

ГАНИМЕД — (греч. Ganimedes). 1) сын троянского царя Троса, похищенный Юпитером за красоту на Олимп. 2) созвездие, назыв. Водолей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАНИМЕД в греч. миф. сын царя Троса, очень… … Словарь иностранных слов русского языка

ганимед — а, м. Ganymède <гр. Ganumedes. миф. Виночерпий богов в греческой мифологии. Ганимед всегда представляется сидящим на орле. Чаша в его руках знаменует должность кравчаго. ИЛ 77. Ганимед, отрок, похищенный чрез Орла к Юпитеру на небо, означает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ганимед — с орлом. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мраморный рельеф. Эрмитаж. ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ганимед — в мифах древних греков троянский юноша, которого из за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унёс на Олимп. Там Ганимед стал исполнять обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар … Исторический словарь

Ганимед — Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), где говорится о прекрасном юноше Ганимеде, который за свою удивительною красоту был взят Зевсом, главою Олимпа, в это жилище богов и стал там виночерпием. Перевод… … Словарь крылатых слов и выражений

ГАНИМЕД — ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино … Современная энциклопедия

ГАНИМЕД — в греческой мифологии троянский юноша, из за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино … Большой Энциклопедический словарь

ГАНИМЕД — малая планета (. 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диаметром 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к плоскости земной орбиты (26.) орбита Ганимеда напоминает орбиты комет (заходит внутрь орбиты Марса). Наименьшее… … Большой Энциклопедический словарь

ГАНИМЕД — спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной системы, покрыт ледяным панцирем, имеет атмосферу … Большой Энциклопедический словарь

ГАНИМЕД — ГАНИМЕД, самый крупный из ГАЛИЛЕЕВЫХ СПУТНИКОВ Юпитера, диаметром в 5262 км, и вообще самый крупный спутник в СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. В основном состоит из воды и льда. Его поверхность изрыта кратерами, которые чередуются с относительно однородными… … Научно-технический энциклопедический словарь

Источники:

http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43140048681/Mif-o-Ganimede:-netraditsionnaya-lyubov-v-mifologii-raznyih-naro
http://drevniebogi.ru/muzhchinami-drevney-gretsii/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/348/%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: