Иеромонах рафаил из оптиной пустыни. Рафаил (шейченко)

Святой Рафаил (Шейченко) о том, кто в жизни «самый нужный товар»

Хватит рассуждать, пора молиться

Родион (так звали отца Рафаила до принятия монашества (1891-1957) родился в семье сапожника под Курском. От отца Родион научился ремеслу. Во время службы в армии закончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу, получив еще одно ремесло и унтер-офицерское звание. А после революции, побывав дома, попрощался с родными и отправиться в Оптину пустынь. До войны Родион уже много раз там бывал.

Стоя перед воротами монастыря, Родион вдруг заколебался. Вспомнил заплаканную мать, девушку, в которую был влюблен. Прав ли он, что хочет оставить все это? Может, надо жениться, жить своим домом, растить детей? А монастырь – это забвение всего личного, крест на нем. Хватит ли сил на монашество?

Тут Родион понял, что хватит рассуждать, надо помолиться. Ответ пришел сразу же: в своем сердце Родион услышал, что без Креста нет венца. Путь на небо лежит через голгофу, с крестом в руках, с крестом на плечах…

После такого ответа все сомнения ушли. 26 августа 1918 года Родион стал послушником Оптиной пустыни, нес послушания ветеринарного фельдшера, пел в хоре.

В скором времени советская власть преобразовала обитель в «племенное хозяйство». Первое время насельники монастыря жили в монастыре, совершали богослужения. Через пять лет монахов разогнали, и послушник Родион вместе с другими монахами стал жить на частной квартире в Козельске, а на жизнь зарабатывал сапожным делом.

В загоне для свиней

Родион принял монашество в 1928 году с именем Рафаил в честь Архистратига Божия Рафаила, который считается целителем разных недугов. В 1930 году его приговорили к десяти годам лагерей (за «религиозную агитацию и призыв крестьян к восстанию»). Отправили в Вишерский исправительно-трудовой лагерь на Урале.

Через 4 года о. Рафаила перевели в Дмитров под Москвой. Он работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме, которая занималась свиноводством. Жить фельдшеру-монаху предложили на рабочем месте – в свободном загоне. Поскольку заключенных почти не кормили, отцу Рафаилу корм свиней помог выжить в голодное время.

«За Тебя»

В Вишерском лагере о. Рафаил сидел вместе с Татьяной Гримблит, арестованной за помощь священнослужителям. Татьяна писала стихи, одно из них стало любимым у о. Рафаила, совсем незамысловатое:

«…Мне не радость сулит эта жизнь на земле –

Я решил ведь идти за Тобою,

И в награду за то, что служил я Тебе,

Мир покроет меня клеветою.

Но во имя Твое все готов я терпеть –

Хоть сплошное ненастье найду.

За Тебя, мой Господь, я готов умереть,

За Тебя на страданье пойду.

Мир не понял меня и над скорбью святой,

Что в своей затаил я груди,

Посмеется шутя и, смеясь над Тобой,

Приготовит мне крест впереди.

Но готов я служить всей душою Тебе, –

Пусть враги мне друзья все мои;

Утиши мою скорбь, мир усталой душе

Ниспошли в наши тяжкие дни.

Я отраду нашел у креста Твоего,

Я уж в мире от мира ушел,

Мой душевный покой, все отдал за него,

Но зато ведь Тебя я нашел.

Не слезами, а кровью все раны Твои,

Мой Спаситель, готов я омыть:

Я молю, пусть настанут же дни,

Чтоб и жизнь за Тебя положить».

В 1936 году у отца Рафаила в бараке был обыск и эти стихи нашли. Стихи были представлены как доказательства вины против государства, и монах отправился на шесть лет в Усольлаг на Кольском полуострове.

«Не засмотрись, человек!»

После освобождения о. Рафаил вернулся в Козельск. В 53 года архидиакона Рафаила рукоположили во священника и назначили настоятелем Благовещенской церкви Козельска. Оптина и Шамордино были в запустении, но возвращались после лагерей монахи, и нуждались в помощи. Рафаил очень помогал шамординским монахиням.

«Родная моя Татиана Федоровна, мир Вам и спасение от Господа!? – из письма о. Рафаила духовной дочери.

— Господь, кого хочет привести к Себе, тому посылает непрестанно скорби, а особенно, когда в этой душе есть закваска христианской добродетели, но эта душа тянется к земле, заражается миролюбием».

«Милая дочка Валя! Мира, здоровья и спасения отечески желаю тебе! Тебе, наверное, небезызвестно, что я после Пасхи два месяца был болен смертельно, после святого соборования я стал поправляться. Скорбями и болезнями укрепляется вера, сознание своего ничтожества, бессилия, и кратковременного пребывания на земле. Господь нам говорит – напоминает: опомнись человек! – не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя игрушками. Ты венец творения на земле. Ты отблеск Божества. Живи разумно, человечно. Твое назначение Небо – Рай. Твое сообщество там – ангелы и все святые!

Рад, что обещаешь выполнить мои советы – они искренни, как отца любимому дитяти. Будешь меньше волноваться на мелочах. Окрепнет твоя нервная система и организм. И в семье будет мир и отрада…»

«Без этой скорби жизнь моя была бы не полна»

В 1948 году в Благовещенский храм, где служил отец Рафаил, был направлен для служения о. Сергий, агент МГБ (Министерства государственной безопасности). Чтобы наладить свои отношения с прихожанами и войти в доверие, он старался быть ласковым, приветливым. Многие месяцы отец Сергий докладывал в МГБ о жизни отца Рафаила.

Однажды отец Сергий уговорил церковную старосту Наталью пожаловаться властям на то, что отец Рафаил отстранил ее от свечного ящика.

Отца Рафаила вызвали к уполномоченному Совета по делам религии, а потом арестовали и дали еще 10 лет в Вятлаге.

Перед отправлением в заключение батюшка писал своим духовным чадам:

«Слава Богу за все! Дорогие, родные мои! Братски сердечно приветствую вас и всех прочих ближних и дальних, ненавидящих и обидящих мя. Прощаю чад перед Господом в сердце моем. Укрепляем благодатию, сравнительно здравствую…

Грешный Рафаил. Без этой скорби жизнь моя была бы не полна».

«За змею неприязненного чувства – не похвалю»

Многие прихожане стали осуждать отца Сергия и бывшую старосту (ее отец Сергий уволил сразу после ареста отца Рафаила) за то, что они предали отца Рафаила. Сам иеромонах просил не искать виновных в своем заключении, а, если такие люди и были, то их нужно простить, благословить и молиться за них. В своих письмах он учил прощению:

«Детка Тоня! А за то, что ты носишь в сердце своем – змею неприязненного чувства к отцу Сергию и даже как ты пишешь: «не простила и, наверное, никогда не прощу!» За это не похвалю. Это чувство гибельное для души.

…И мы с тобою грешные, нуждаясь в прощении грехов, – молимся – Отче наш, иже еси на небесех… и остави нам долги наши, «якоже и мы» – оставляем должникам нашим. Вот видишь, чтобы получить от Господа прощение, впредь надо самому простить.

Итак, дорогое дитя мое, прошу и за меня, и за себя – не сердись ни на кого, а тем более, на отца Сергия, как не сержусь ни на кого я и всем простил в самый час скорби моей еще 11 июля, и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, – да помилует и спасет их Господь.

Читать еще:  Сонник смерть бабушки к чему. Приснилось, что умерла уже умершая бабушка: что это предвещает? К чему снится, что обнимает умершая бабушка

Поступи и ты так же, и воцарится в душе твоей мир и покой, а в этом все счастье человеческое на земле. … А то, что совершилось со мною, то это все не по хотению человеков, а по воле Божией – ко спасению моему, и этой воле Божией я покорен на все виды страданий и смерти, где и какова она ни будь….»

«Чадо! Прошу не огорчайся и не сетуй на Наташу, как не огорчаюсь ни на кого я. Кто весть пути и судьбы Господни.

Разве Сыну Божию подал чашу Каиафа или Пилат, или Иуда, предавый его? Нет, Отец Небесный.

Мой долг не судить, а простить всех, всех и за всё. А паче всего, искренне молиться за враги. И больше.

Простить врагу – святое дело,

Но кто в беде помог врагу,

Вот про того сказать я смело,

Как про подвижника могу. »

Отец Рафаил просил передать отцу Сергию, что, если он вернется из лагеря, то будет просить только одного – быть сторожем храма.

Староста Наталья раскаялась

Бывшая староста храма Наталья написала отцу Рафаилу покаянное письмо, в котором просила прощение за свое предательство. Батюшка ей писал:

«Мир и спасение от Господа – скорбящей душе твоей, чадо мое Наталия.

Винить… тебя всецело в предательстве – я этого не мог и не могу допустить в мысли, а по женской немощи болтнуть где-либо и кому-либо. Это и ты отрицать не станешь.

И ты прекрасно знаешь, что в своих корыстных целях, с тонким подходом отец Сергий все наматывал себе на ус. Но Бог с ним и со всеми! Я усматриваю в этом только волю Божию и Его святой Промысл, ведущий меня сим путем Голгофским не с митрой на главе и златым крестом на груди, а с тернием на главе, с крестом на плечах…»

Страшен только грех

Условия заключения о. Рафаила были тяжелыми. Приходилось терпеть голод, унижения, клевету, но о. Рафаил боялся не ухудшения своего положения, а только греха:

«Мир душе твоей и здравие телу отечески желаю, родная Любовь! Вчера, в воскресенье вечером… получил неожиданную посылочку, все в целости. Глубоко тронут твоей заботой и несказанно сердечно благодарен. Это от твоей бедности воистину драгоценная лепта вдовицы. Бог да примет ее, якоже ону, и да воздаст тебе сторицею.

Но впредь прошу – не лишай себя последних крох ради моей худости. Мне не горестно (но сладко, а паче спасительно) претерпеть все – клевету, глад, изгнание, страшен только грех, а пред ним и самая смерть чепуха… Обо мне, родная, прошу тебя и всех прочих не скорбеть, но паче молиться; без сего моя жизнь была бы не полна. Это последний аккорд хвалы моей Богу. А Ему слава за все – за все!»

«Возлюби страдания, слышишь!»

10 ноября 1951 года отец Рафаил писал духовной дочери: «В ночь под 10 нового стиля во сне сладко-пресладко воспевал: «Величай, величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу!» И слышу глас некоего духовного мужа: «Аще хощеши спастися – возлюби страдания!»

Чадо Любовь, слышишь! Не только терпи, но возлюби страдания».

После смерти Сталина верующие обращались в Верховный совет с просьбой об освобождении отца Рафаила. Особым образом о нем ходатайствовала бывшая староста Наталья: «Прошу Верховный Совет ответить на заявление православных верующих города Козельска Калужской области… Просим вашего ходатайства освободить нашего священника Шейченко Родиона Ивановича по старости, ему шестьдесят три года, инвалид.

Со стороны облуполномоченного… нанесена на него ложь и клевета, я подтверждаю своей подписью, а если потребуется, я все могу объяснить».

Однако просьбы прихожан были проигнорированы.

Самый нужный товар

Отца Рафаила освободили только в 1955 году. Он вернулся в Козельск и был назначен на прежнее место служения вторым священником, а настоятельствовать продолжал отец Сергий, тот самый.

Перенесенные страдания научили батюшку еще больше сопереживать людям. С большой любовью он относился к нищим и своих духовных чад об этом просил.

По воскресным дням батюшка устраивал чаепития для нищих. Был случай, когда он пригласил к себе одну слепую нищую в день ее Ангела, чтобы ее угостить, напоить чаем. Одна из духовных дочерей отца Рафаила упрекнула священника: «Да ну, батюшка, тоже еще, нужный товар!» Старец ей ответил: «Это самый нужный товар!»

Иеромонах Рафаил (Шейченко)

Иеромонах Рафаил (Шейченко)

Иеромонах Рафаил (Родион Иванович Шейченко) происходил родом с Украины и по специальности был ветеринарным фельдшером. В Оптину пустынь он поступил послушником 25 августа 1917 года.

Родион Иванович пришел в Оптину уже зрелым человеком, хотя, как он писал своей духовной дочери:

“От дней детства, под кровом родителя своего, я всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития. Оно было мечтой детства и усладой юности. И вот я стал у преддверия желаний моих….”

Окончательное решение принять монашество пришло после трагического случая в его семье. На его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело убитого домой. Видимо это послужило последним толчком к тому, чтобы порвать с миром.

В 1923 году Оптину закрыли, а монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки обитель. Большинство, в том числе и отец Рафаил (он стал иеродиаконом еще до закрытия монастыря), поселились в городе Козельске и старались служить, где было только возможно. Это продолжалось до 1928 года. Братии делалось все меньше, одни уезжали, других арестовывали, а в 1928 году были арестованы все оставшиеся монахи Оптиной, среди них был и отец Рафаил.

В ссылках отец Рафаил провел 21 год: первое время он отбывал срок под Москвой, в Дмитровском районе (Дмитлаг), затем 10 лет был на тяжелых работах на Баренцевом море, а потом трудился ветеринаром. Последний свой срок отец Рафаил отбывал на Соловках.

Сразу после ареста отец Рафаил попал в лагерь общего режима и стал работать в нем по своей старой специальности ветеринаром, при лагере было подсобное хозяйство (свиноводство). Поэтому он жил не в общем бараке, а в “отдельной комнатке” — стойле свинарника. Собрав богослужебные книги, он ежедневно совершал службы в “своей комнатке”. Когда в 1931 году туда же был прислан отец Борис Холчев, отец Рафаил выхлопотал разрешение поселить батюшку вместе с ним в свином стойле; вместе они встретили Пасху 1931 года.

Когда открылось, что отец Рафаил тайно совершает службы, он получил дополнительный срок — 15 лет лагерей строгого режима, который отбывал на Соловках.

Из лагеря отец Рафаил вышел в середине 1940-х годов инвалидом. Он поселился недалеко от Оптиной пустыни (освобожденный заключенный должен был назвать точное место, куда он поедет, и отец Рафаил назвал город Козельск). Приехав в Козельск, он нашел там полную разруху. Действующего храма в городе не было. Физически отец Рафаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Богу. Он поехал в Москву к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), который посвятил его в иеромонахи (это произошло в день празднования иконы “Утоли моя печали” в московском храме Успения в Гончарах, что на Таганке) и благословил хлопотать об открытии храма.

Читать еще:  Совместимость тельца и весов в браке. Телец и Весы – совместимость в любви

Служение отец Рафаил проходил в городе Сухиничи, затем в Георгиевском храме города Козельска. Восстановив козельский Благовещенский храм, он был назначен его настоятелем. Отец Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям. Приехав в Козельск, он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря, многие из них тоже вернулись из ссылок. Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих, но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого в его душе находилось тепло.

В конце 1940-х годов в Козельске рукоположили в священники бывшего учителя, отца Сергия, который стал служить с отцом Рафаилом. Всеобщая любовь, которой пользовался отец Рафаил, видимо, возбудила в сердце отца Сергия зависть, и он уговорил одну из прихожанок написать ложный донос на отца Рафаила в МГБ. Она написала, что отец Рафаил был связан с немцами, и его снова арестовали и отправили в лагерь (1949–1955) под город Киров, где батюшка отсидел 5 лет и 8 месяцев. Отец Рафаил, слабый и совершенно больной (ему уже было за 60 лет), сидел с уголовниками. Без него в Козельске был освящен Благовещенский храм, и отец Сергий стал там настоятелем. В письмах из лагеря отец Рафаил умолял своих духовных чад “простить Наташу” (которая прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства), и говорил о том, что без воли Божией “ни влас с головы не пропадет”, что “нужно смиряться перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась”.

Выйдя из заключения, отец Рафаил стал служить в восстановленном им храме, в котором настоятельствовал отец Сергий, и поэтому отец Рафаил смиренно стал вторым священником в своем же храме. Несмотря на слабость здоровья, дверь отца Рафаила, как и до ссылки, никогда не закрывалась, и он принимал всех нуждающихся.

Иеромонах Рафаил был духовным сыном преподобного Нектария, также был близок с архимандритом Борисом (Холчевым) и епископом Стефаном (Никитиным). В 1957 году к отцу Рафаилу приезжал Иван Митрофанович Беляев (бывший послушник Оптинского скита, родной брат преподобного Никона), который на старости лет вновь обрел веру. После беседы с отцом Рафаилом Иван Митрофанович даже хотел остаться у него в Козельске, но отец Рафаил благословил его вернуться в Москву и нести свой семейный крест до конца.

На Троицкую родительскую субботу 1957 года, вернувшись с кладбища после многочисленных панихид, отец Рафаил заболел воспалением легких, после чего и скончался через 10 дней. Похоронен он был на городском кладбище города Козельска; на могиле его не было надписи, потому что в ней похоронили еще двух священников.

Летом 2005 года останки иеромонаха Рафаила были перенесены в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище монастыря.

Преподобноисповедник Рафаил Оптинский

Список старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….

5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…

7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.

10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.

11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.

Читать еще:  Толкование сна джунгли в сонниках. Что предвещает сновидение: Джунгли

13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

15. Иеромонах Рафаил (Родион Иванович Шейченко) (1891-1957); († 6 / 19 июня 1957 года). Синодальным постановлением 11 апреля 2006 года иеромонах Рафаил (Шейченко) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Он был одним из последних насельников Оптиной пустыни. Рака с его святыми мощами, ныне установленная в Преображенском храме обители, первой встречает паломников на их пути к святыням монастыря. Иеромонах Рафаил (Родион Иванович Шейченко) происходил родом с Украины и по специальности был ветеринарным фельдшером. 25 августа 1917 года он поступил в Оптину пустынь послушником.

Родион Иванович пришел в Оптину уже зрелым человеком, хотя, как он писал своей духовной дочери: “От дней детства, под кровом родителя своего, я всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития. Оно было мечтой детства и усладой юности. И вот я стал у преддверия желаний моих. ” Окончательное решение принять монашество пришло после трагического случая в его семье. На его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело убитого домой. Видимо это послужило последним толчком к тому, чтобы порвать с миром.
В 1923 году Оптину закрыли, а монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки обитель. Большинство, в том числе и отец Рафаил (он стал иеродиаконом еще до закрытия монастыря), поселились в городе Козельске и старались служить, где было только возможно. Это продолжалось до 1928 года. Братии делалось все меньше, одни уезжали, других арестовывали, а в 1928 году были арестованы все оставшиеся монахи Оптиной, среди них был и отец Рафаил.
В ссылках отец Рафаил провел 21 год: первое время он отбывал срок под Москвой, в Дмитровском районе (Дмитлаг), затем 10 лет был на тяжелых работах на Баренцевом море, а потом трудился ветеринаром. Последний свой срок отец Рафаил отбывал на Соловках.
Сразу после ареста отец Рафаил попал в лагерь общего режима и стал работать в нем по своей старой специальности ветеринаром, при лагере было подсобное хозяйство (свиноводство). Поэтому он жил не в общем бараке, а в “отдельной комнатке” — стойле свинарника. Собрав богослужебные книги, он ежедневно совершал службы в “своей комнатке”. Когда в 1931 году туда же был прислан отец Борис Холчев, отец Рафаил выхлопотал разрешение поселить батюшку вместе с ним в свином стойле; вместе они встретили Пасху 1931 года.
Когда открылось, что отец Рафаил тайно совершает службы, он получил дополнительный срок — 15 лет лагерей строгого режима, который отбывал на Соловках.
Из лагеря отец Рафаил вышел в середине 1940-х годов инвалидом. Он поселился недалеко от Оптиной пустыни (освобожденный заключенный должен был назвать точное место, куда он поедет, и отец Рафаил назвал город Козельск). Приехав в Козельск, он нашел там полную разруху. Действующего храма в городе не было. Физически отец Рафаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Богу. Он поехал в Москву к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), который посвятил его в иеромонахи (это произошло в день празднования иконы “Утоли моя печали” в московском храме Успения в Гончарах, что на Таганке) и благословил хлопотать об открытии храма.
Служение отец Рафаил проходил в городе Сухиничи, затем в Георгиевском храме города Козельска. Восстановив козельский Благовещенский храм, он был назначен его настоятелем. Отец Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям. Приехав в Козельск, он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря, многие из них тоже вернулись из ссылок. Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих, но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого в его душе находилось тепло.
В конце 1940-х годов в Козельске рукоположили в священники бывшего учителя, отца Сергия, который стал служить с отцом Рафаилом. Всеобщая любовь, которой пользовался отец Рафаил, видимо, возбудила в сердце отца Сергия зависть, и он уговорил одну из прихожанок написать ложный донос на отца Рафаила в МГБ. Она написала, что отец Рафаил был связан с немцами, и его снова арестовали и отправили в лагерь (1949–1955) под город Киров, где батюшка отсидел 5 лет и 8 месяцев. Отец Рафаил, слабый и совершенно больной (ему уже было за 60 лет), сидел с уголовниками. Без него в Козельске был освящен Благовещенский храм, и отец Сергий стал там настоятелем. В письмах из лагеря отец Рафаил умолял своих духовных чад “простить Наташу” (которая прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства), и говорил о том, что без воли Божией “ни влас с головы не пропадет”, что “нужно смиряться перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась”.
Выйдя из заключения, отец Рафаил стал служить в восстановленном им храме, в котором настоятельствовал отец Сергий, и поэтому отец Рафаил смиренно стал вторым священником в своем же храме. Несмотря на слабость здоровья, дверь отца Рафаила, как и до ссылки, никогда не закрывалась, и он принимал всех нуждающихся.
Иеромонах Рафаил был духовным сыном преподобного Нектария, также был близок с архимандритом Борисом (Холчевым) и епископом Стефаном (Никитиным). В 1957 году к отцу Рафаилу приезжал Иван Митрофанович Беляев (бывший послушник Оптинского скита, родной брат преподобного Никона), который на старости лет вновь обрел веру. После беседы с отцом Рафаилом Иван Митрофанович даже хотел остаться у него в Козельске, но отец Рафаил благословил его вернуться в Москву и нести свой семейный крест до конца.
На Троицкую родительскую субботу 1957 года, вернувшись с кладбища после многочисленных панихид, отец Рафаил заболел воспалением легких, после чего и скончался через 10 дней. Похоронен он был на городском кладбище города Козельска; на могиле его не было надписи, потому что в ней похоронили еще двух священников.
Летом 2005 года останки иеромонаха Рафаила были перенесены в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище монастыря.

«Телесныя бо страдания, Спасе, суть веселие рабам Твоим. » Из писем прп. Рафаила (Шейченко).

Иеромонах Рафаил, в миру Шейченко Родион Иванович, родился в 1891 году в слободе Великая Михайловка Новооскольского уезда Курской губернии в семье малороссийского крестьянина, занимав­шегося сапожным ремеслом и переплетным делом.

Источники:

http://pravoslavie.ru/113789.html
http://religion.wikireading.ru/190779
http://vk.com/@-176575579-prepodobnoispovednik-rafail-optinskii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: