Горицкий женский монастырь переславль залесский. Успенский горицкий монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь

Успенский Горицкий женский монастырь — православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов монастырю.

Содержание

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в Переславле-Залесском ведётся восстановление Монастыря с многовековой историей. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. Находится монастырь у южного берега Плещеева озера.

Читать еще:  Гороскоп на сентябрь дева от глобы. Гороскоп от Павла Глобы на сентябрь для всех знаков зодиака

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.

В надвратной церкви святого Николая Чудотворца в Горицком Успенском ​монастыре возобновились богослужения. За время перерыва храм преобразился, были обретены святыни, иконы, приобретена церковная утварь.​

Даровница с башмачком с мощей святителя Спиридона Тримифунтского, привезенного матушкой Евфросиньей из г. Керкира на о. Корфу в Греции, подаренный матушке Святейшим Патриархом Константинопольским.

Даровница с частицами мощей святых, мучеников и убиенных младенцев.

В настоящее время в Успенском храме Горицкого монастыря мироточат несколько икон:

— Икона Образ Матери Божей «Иверская»

— Икона Святитекля Луки, исповедника, архипископа Крымского

— Икона Святой блаженной старицы Матроны Московской, а также лик Христа начертанный на некогда обыкновенной дощечке и другие.

Небольшая прогулка по Успенскому Горицкому монастырю

Всего за каких-то два часа можно добраться из Москвы до замечательного старинного города Переславля-Залесского. Сейчас трудно представить, но в середине XII века этот город был крупнейшим в Северо-Восточной Руси. Основал его князь Юрий Долгорукий. Периметр укреплений Переславля составлял тогда 2,5 км, и больше по размерам были
в то время только Смоленск и Киев.

Князь решил основать будущий столичный город на болотистой местности, «с нуля». В этом Переславль часто сравнивают с Санкт-Петербургом. Кстати, есть и в современной России столица, которую планомерно возводят на новых нетронутых землях.

Горицкий монастырь появился в Переславле
в начале XIV века

Назван он так, потому что находится на возвышении, то есть «на горице». Изначально постройки были деревянными, но в конце века они были разрушены татаро-монголами. Существует легенда, что княгиня Евдокия Дмитриевна после посещения монастыря чудом спаслась от татар, уплыв вместе со своими слугами на плоте к середине озера. Впоследствии именно она позаботилась о восстановлении храмов.

В память о том событии на протяжении нескольких веков существовала,
а сейчас возрождается традиция крёстного хода на лодках по реке Трубеж и Плещееву озеру.

Монастырь был богатым, ему принадлежало около 20 сёл и 5 тысяч крестьян. В XVII веке появилась каменная ограда с Проездными воротами, башнями. После были построены Святые ворота
и надвратная Никольская церковь.

К сожалению, достоверных сведений о времени существования монастыря осталось не так много: архив погиб при пожаре в 1722 г.
С 1744 г. здесь располагалась резиденция архиепископа.

Успенский собор появился в середине XVIII века. Внутри можно увидеть старинный золоченый иконостас, все интерьеры богато украшены узорами, лепниной.

Пруд, который находится на территории монастыря, искусственного происхождения, его выкопали на случай тушения пожаров.

В 1788 г. упразднили епархию, и земли бывшего монастыря перестали использоваться. Строения постепенно разрушались, территория зарастала травой. Через сто лет здесь открыли духовное училище,
а после того, как к власти пришли большевики был образован Краеведческий музей Переславля-Залесского.

Сейчас вход на территорию платный. Отдельно стоит приобретать билеты и на посещение храма, художественной галереи, колокольни.

Из интересных объектов музея – обыденные деревянные часовни.
Они называются так, потому как построены были крестьянами всего
за один день. Часовни перевезены в Переславль из близлежащих деревень.

При монастыре существовал некрополь, и сейчас здесь можно увидеть необычные памятники, среди которых – могила советского художника Д.Н. Кардовского. Он не только сам занимался творчеством (иллюстрировал книги, оформлял театральные постановки), но и долгие годы занимался педагогической деятельностью. Последние годы жизни провёл в Переславле-Залесском. Усадьба художника сохранилась сейчас она находится при Доме творчества.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к данной статье! Пишите свои отзывы и мнения в комментариях.

Обязательно подписывайтесь на канал, и вы узнаете:

Горицкий монастырь Переславля-Залесского. Храм Николая Угодника и часы Ивана Грозного

Итак, Горицкий монастырь Переславля-Залесского.

Читать еще:  Покаяние андрея критского перевод с понедельника. Великий покаянный канон Андрея Критского

Главные ворота Горицкого монастыря. Фото Нины Неугодовой

Название монастыря происходит от слова «горица». Так называют переславцы гору, на которой и выстроен монастырь.

Заходим на территорию, неуверенно оглядываемся по сторонам. С чего начать?

Справа от нас невзрачная от облупившейся краски маленькая будочка с таким же маленьким оконцем. Из глубины доносится призывный голос. Подходим.

Выясняем, что тут как в сказке: направо пойдёшь — в музей-заповедник попадёшь, налево — в храм Николая Угодника. Раздумывали недолго. В храм! Правда вокруг чувствовалось некоторое запустение, вход в храм был, мягко говоря, странным: по довольно крутой лестнице высоко вверх.

Храм Николая Угодника. Фото Нины Неугодовой

Поприветствовала нас низким мягким голосом дородная женщина немолодых лет в чёрном одеянии. Но по тому, как повязан плат, видно: не монашка.

Фото Нины Неугодовой

А в душе смятение: туда ли мы попали? Уж больно не похоже на то, что видели раньше в других монастырях. Робко входим в храм. Боже! Неожиданно нашему взору предстало такое сияющее благолепие! Вздох восхищения, благоговения, и мы непроизвольно низко склоняем головы.

Храм Николая Угодника внутри. Фото Нины Неугодовой

С позволения матушки Зинаиды (так она назвалась чуть позже) делаем два фотоснимка: иконостаса и часов, подаренных Иваном Грозным. И немножко про часы.

Часы, подаренные Иваном Грозным. Фото Нины Неугодовой

По рассказу матушки Зинаиды, их подарил монастырю Иван Грозный в 1497 году. И они, якобы, идут! Без механического завода и без батареек!

Сравнили со своими, которые в телефоне. Точно! Было 12 часов 10 минут пополудни. Матушка нас не ждала, влезть туда без лестницы, чтобы подвести «мертвые» стрелки, невозможно. Оставалось поверить, но сомнение в душе умять не удавалось: уж больно много времени самим часам — более 500 лет!

Огляделись. Все сверкает новизной: иконы, церковная утварь, убранство, мебель. А стены неровные и без привычных глазу росписей, просто чисто беленые.

В храме никого, кроме нас и матушки. Разговорились, и вот что она нам поведала. Далее почти дословно привожу её рассказ.

Четыре года назад маленький храм Николы Угодника был передан в ведение монастыря. Вопрос о передаче Горицкого монастыря епархии решен давно, но дела идут медленно.

Хозяином всей территории монастыря все ещё числится музей. Храм был в полном запустении. Грязный, набитый распотрошенными чучелами.
Настоятелем прислали матушку Ефросинью. Когда она вошла в храм, от увиденного упала на колени. В отчаянии обратилась к Богу: «Господи, ну что же мне делать, с чего начинать?! Ничего же нет. Ни икон, ни святынь. Подскажи, Господи!»
И услышала она Голос, который ей прямо в ухо тихо так говорит: «Подготовь небольшую по объёму, но ёмкую по содержанию требу. С неё всё и начнётся».

И Матушка Ефросинья на небольшом листочке бумаги эту требу изготовила, расположила изображение Николая Угодника — храм-то его имя носит! — с тремя небольшими молитвами о помощи в человеческих нуждах: при материальном затруднении, размене или покупке квартиры, о путешествующих, о здравии…

Изображений Святого, Николая Угодника-то есть, много, Матушка же взяла самое древнее, IV века.
Старинные источники говорят, что это наиболее близкий к реальному лик Святого.
Так и пошло. Вот был такой случай, при мне уже. Сама-то я просто помогаю монастырю, а живу в городе.

Заходит в храм мужчина средних лет. Осмотрелся, помолился и поворачивается к выходу. Я и спрашиваю у него: «Что же вы, Батюшка, и свечку не поставите в храме?»
Вижу, неудобно ему стало. Говорит, с деньгами у него плохо. Рассказал свою непростую историю, что едет разрешить свои финансовые проблемы, но очень не уверен, что все закончится хорошо.
И я предложила ему матушкину требу. «Читайте, — говорю, — молитву, и все сбудется».
У нас уже внесено в список приобретших требу двадцать с лишним имён, и каждое утро мы в храме читаем молитвы с упоминанием этих имён. И во время служб тоже читаем.

Взял он требу, и мы расстались. Прошло немного времени, и этот мужчина вновь появился в храме. Радостный.
Вернул, говорит, совсем было потерянные деньги. И в благодарность положил передо мной пятитысячную купюру.

Читать еще:  Догмат о папской непогрешимости. Непогрешимость папы

Зинаида Сергеевна обладает притягательной силой. От её рассказа трудно оторваться. Выговор её — окающий, с четким произнесением буквы «е» в безударном положении, сильным редуцированием предударных гласных — для меня, сибирячки, где говорят в основном на литературном языке, был непривычным, но очень приятным.

Да и интонационно он более напоминал речь южан центральной России. По-моему, мы понравились друг другу. Она приглашала нас и наших знакомых в Переславль, мы обменялись телефонами, взяли её почтовый адрес.

К слову, у неё свой большой дом, и она готова принять любого, кто хочет приложиться к святыням Горицкого монастыря. Однако продолжу рассказ матушки Зинаиды.

А вот здесь наши святыни. Матушка Зинаида подводит нас к иконам Спиридона Тримифунтского и Николая Чудотворца.

На маленьком столике под ними стояли позолоченные шкатулочки с тапочком Святого Спиридона и кусочком дерева от колесницы Николая Угодника (шкатулочки Матушка Зинаида называла умилительным словом «ковчежки»).

Спиридон же, продолжает свой рассказ Зинаида, пас скотину до того момента, пока не возвели его в сан епископа. И по сию пору он ходит по земле. И тапочки постоянно снашивает.

И вот Матушка Ефросинья, когда у неё вот храм-то был пустым, она поехала на остров Корфу, туда, где родился Спиридон.

И там два дня и две ночи, без еды и питья просидела в храме и проплакала. И просила у Господа, чтобы ей дали хоть одну святыньку во вновь открывающийся храм. Ведь с чего-то надо было начинать.
Просит со слезами, а никто по-русски не понимает.

Всполошились вокруг, нашли переводчицу, русскую девушку. Она спрашивает: «О чём вы плачете, Матушка?»
Матушка Ефросинья рассказывает о голых стенах храма, говорит, что хочет привезти икону Спиридона Тримифунтского.

В этот момент в храм вошёл епископ и, когда узнал о просьбе русской монашки, приказал отдать ей, кроме иконы, и тапочек. Так и оказался он в нашем храме.

А вот здесь ещё одна святынька — кусочек с колесницы, на которой Илия Пророк при жизни Николая Чудотворца увёз его на небо.
Вот такая у нас Матушка. Сейчас ей 81-ый, а десять лет она жила в Москве и была летчиком-испытателем.

Далее Матушка Зинаида подробно расписала воздушные подвиги Ефросиньи.

Мне показалось история игуменьи монастыря неправдоподобной. Уже дома посмотрела в интернете. Так и есть. В миру она была огранщицей бриллиантов.

Но её родословная весьма необычна. По материнской линии её бабушка и дедушка дожили до 33-лет и умерли в один день. Зато дед по отцовской линии прожил 120 лет.

Думаю, надо простить Зинаиде «лётные подвиги» игуменьи Ефросиньи. Видно, очень любит она свою настоятельницу, вот и решила таким образом приукрасить её образ.

Мы тепло простились с Зинаидой Сергеевной и прошлись вдоль монастырских стен внутри, а потом снаружи.

Монастырь внутри. Фото Нины Неугодовой Монастырь снаружи. Фото Нины Неугодовой

С горицы открывался прекрасный вид на город. Купола храмов виднелись тут и там. Жаль, что все они были далеко от нас, и фотоаппарат не смог передать то, что видел наш глаз.

Вид с горицы. Фото Нины Неугодовой

Горицкий монастырь на карте города обозначен как музей-заповедник. Нам показалось, что это даст бОльшие знания, чем просто монастырь.

Но музей-заповедник произвел на нас удручающее впечатление. Мы видели, что монастыри женский Феодоровский и мужской Никитский, где мы уже побывали, трудно, медленно, но восстанавливаются, облагораживаются, благоустраиваются.

Там входит в русло монашеская жизнь, в монастырских действующих храмах (есть еще и недействующие) регулярно проходят службы.

Но в Горицком монастыре есть то, что отличает его от других, является его особенной достопримечательностью. Прямо на входе установлен памятник Юрию Долгорукому, который и заложил город Переславль-Залесский.

Памятник Юрию Долгорукому. Фото Нины Неугодовой

Источники:

http://azbyka.ru/palomnik/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
http://zen.yandex.ru/media/id/5dadd987bc251400ae3f0bf7/nebolshaia-progulka-po-uspenskomu-gorickomu-monastyriu-5dc014183d873600afe34bb8
http://induka.ru/gorickij-monastyr-pereslavlya-zalesskogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector