Грех и покаяние, гордыня и смирение. Отношение к иноверцам

Гордыня. Грехи и пороки, болезни души

ГОРДЫНЯ, САМОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ –
Все страсти и грехи порождены гордыней. Она – мать всех грехов и пока человек совершает хоть один грех, он имеет в себе гордыню.

«Начало греха – гордость» (Сир. 10:15).

Это смещение точки центра Мироздания в сторону человеческого «я». Все это влечет за собой глобальное искажение мироустройства в человеке. Все импульсы от себя, т.е. от своего эго, во имя себя, для себя – греховны и погружают человека в наркотик иллюзии сего мира. В этой среде легко селятся и живут всевозможные духи несовершенства, порождающие пороки. Они как паразиты, как вирусы пожирают Божью Благодать в человеке, искажают его структуры, приводят к серьезным духовным и физическим болезням. И что страшно – чем более заболевает ими человек, тем меньше он это осознает, потому что они, прежде всего, перекрывают его связь с Богом, через которую есть возможность услышать Истину. Когда человек находится в единстве духа, души и тела – он обретает полноту силы, возможностей, виденья, получает доступ во все сферы жизни, обретает Бессмертие. Гордыня же – это иллюзорный центр, и она, воспринимаясь человеком как центральное его проявление, спазмирует его существо, перекрывает сообщение земного «я» с высшим. Восприятие человека и его действия становятся плоскими, не имеющими должной полноты и объема – несовершенными. Гордыня и ее ближайшие проявления ограничивают мир для человека на нем самом, и потому он живет в постоянном стяжании и стремлении расширить свои владения, свое имущество.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис 14:12-15).

Прекрасен и гармоничен был мир, сотворенный Богом. В нем каждый находился на своем месте, исполняя свои функции. Но один из сынов Божьих, имя которому Люцифер, возгордился, залюбовался собой, ибо был очень красив, и захотел сам стать центром вселенной – стать как Бог, не захотел быть в подчинении, но основать свой мир, в котором он будет над всем и будет иметь бесконечную власть. В видении блаженной Анны-Екатерины Эммерлих об этом сказано так:

«Сонмы духов перемещались, как бы купаясь в любви, лучащейся из вышнего Солнца. И вот в одно мгновение одна часть ангельских кругов замерла, погруженная в собственную красоту. Они упивались своей красотой и восхищались ею. Еще мгновение назад они были в движении, а теперь пребывали сами в себе. И в тот самый миг вся эта остановившаяся часть блистающих ангельских хоров омрачилась и низверглась» (Томас Шипфлингер «София-Мария – Целостный образ творения»)

Гордыня – опаснейший вирус, первый совершенный грех, сбросивший с Неба третью часть ангелов, превративший их в безобразных духов – т.е. таких, в которых нет Божьего образа. Этим вирусом были заражены и прародители человечества, и они также не смогли удержаться в том чистом и гармоничном месте, в котором пребывали – и упали в плотный мир, получив «кожаные одежды». Так в мир вошла смерть.

Гордыня – желание человека присвоить себе функции Бога, выйти за пределы своих полномочий – самовольно завысив их или занизив. Гордыня видит себя высшей точкой вселенной и над собой не может терпеть никого.

Гордецы «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Пет.2:10).

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

Итак, добродетель противоположная гордыне – смирение. Смирение – это возможность человека видеть себя реально, быть тем, кем он есть, исполняя в полноте все ему предназначенное. Чрезмерное самоумаление также не может быть смирением – это такое же искажение своих полномочий и возможностей. Те, кто считает себя ниже всех и находятся постоянно в согнутом состоянии – не обрели пока смирения, ибо в смирении нет рабства и нет несвободы, но именно в истинном смирении открывается настоящая свобода человека, раскрываются все его возможности, все качества, все творчество. Гордыня как мать всех грехов дает человеку убежденность в том, что он сам – причина всего хорошего, что есть в нем и вокруг него, поэтому он сам себе приписывает множество прав. Таким показательным примером было утверждение во времена атеизма, что человек произошел от обезьяны. Другими словами – человек сам собой без чьей-либо помощи и участия создал себя только своими усилиями с помощью одного труда. И потому, он ничем не обязан Богу или кому-то там еще, потому что он сам – вершина творения.

Отличительные черты всех поступков гордыни, даже при их видимой благости – это их происхождение от собственного желания, а их цель – личное благо и удовольствие, а не благополучие целого Организма, на которое направлена Воля Творца. Потому такие поступки имеют негативное воздействие и на окружающий мир, и на самого человека. Гордыня – есть противостояние Богу, отдаление от Него. Чем дальше человек уходит от Бога в царство эго, тем меньше он видит свою гордыню. Его мир переворачивается и он все видит перевернутым и искаженным, гордыня ослепляет. Потому гордецам видятся настоящими гордецами именно те, кто обрел свободу через смирение, ибо они попирают гордыню.

Гордыня похожа на длинную палку, будто проглоченную человеком, не дающая ему согнуться. Трудно человеку в жизненных путях, где постоянно требуется сгруппироваться, чтобы пройти через тесные проходы. Гордыня мешает ему, из-за нее он словно становится поперек дороги, не имея возможности пройти дальше. Смирение же гибко, оно спокойно проходит везде, находя нужное включение в каждом из моментов, во всех ситуациях. Потому смиренного невозможно унизить, гордый унижен всегда. Смирение – это не есть пресмыкательство – оно никогда не предает и не ломает свой духовный стержень, никогда не отрекается от Бога. Смирение отдает все и жертвует всем преходящим ради вечного, всем человеческим ради Божьего, ради своей высшей цели. Оно устремлено только к Богу, живет только Им, любит только Его, оно соединяется только с Господом. Гордыня же предает Бога и ближних ради своей самости, жертвует вечным ради тленного. Потеряв связь с Богом, гордыня ищет ему замену, она есть идолопоклонство и порождает духовный блуд, в котором низлагаются основы души, и ее духовный стержень склоняется перед иными богами, соединяясь с ними.

Гордый человек всегда уязвим, его центр смещен, и ему ничего не стоит потерять равновесие. Гордый может и чем-то пожертвовать, но чем он не в состоянии пожертвовать никогда – так это своей гордыней. Гордыня вынуждена постоянно подпитывать себя. Ей страшно вдруг увидеть, что основание всего, что ею построено – пусто и лживо. Потому ей приходится постоянно раздувать свою значимость. Чем можно усилить свою значимость? Прежде всего – возвышением собственных качеств и заслуг, и умалением, уничижением, осуждением других. Для того, чтобы сохранить и усилить свою значимость человек должен постоянно находиться в состоянии войны, постоянно доказывая миру, что он самая важная его часть. Состояние противления сопутствует гордецу во всем. Гордыня – это вражда, постоянная война за утверждение своего права на царство и власть. Оборотная сторона гордыни – страх. Если смирение дает мир в душе, то гордыня наделяет своего хозяина страхом и постоянным беспокойством. Потерять свою власть, свое правление для гордого представляется подобно смерти, ибо только в этом он видит свою жизнь. И потому ему как королю, которого все ненавидят в королевстве, кажется, что на него все покушаются и хотят убить, отобрать его трон. У смиренного же нет ничего своего, но все отдано Богу и потому он всегда спокоен и свободен. Смирение наделяет целостностью, гордыня разделяет и раздробляет.

Гордыня – это пустота, вакуум в душе и сердце человека, где нет Бога. Подобно воздушной пробке в батарее она тормозит все жизненные процессы в человеке. В результате – нет тепла, но только холод и готовая взорваться система, из-за подобного ее перекрытия.

У святителя Тихона Задонского, в его творениях есть перечисление знаков гордости:

1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.

2. Дела выше сил своих начинать.

3. Во всякие дела самовольно мешаться.

4. Себя без стыда возвышать.

5. Других презирать.

6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться.

7. Высшим быть непокорным.

8. Все доброе себе, а не Богу приписывать.

9. Других дела пересуживать.

10. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.

11. В слове и поступке надменность некую показывать.

12. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.

13. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.

(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).

Схиигумен Савва пишет:

«Гордость – это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи».

Гордый не может избавится от чувства собственной правоты и презумпции абсолютной невиновности. Самооправдание неотступно следует за ним. В таком состоянии, конечно, невозможно покаяние, а потому и избавление от каких-либо грехов. Гордыня в человеке все действия и побуждения сводит к одному центру: «Я – бог, я – царь, и нет никого выше меня». Так выглядит и проецируется этот вирус. И потому гордыня не терпит присутствия такого же проявления в ком-то другом. Это противоречит ее мировосприятию, ее основной опоре. Ей нужна власть, и она не собирается ее терять. Чувство соперничества всегда присуще гордыне. Она живет тем, что сравнивает себя с другими. Если окажется, что она все же выше – она успокаивается, еще больше укрепляясь в самой себе. Гордыня может быть равнодушна ко многим достижениям других людей, если они не являются теми на которых базируется значимость самости. Но если вдруг окажется, что кто-то лучше в том, что она считает своей отличительной чертой, то в ней вспыхивает буря страстей.

Читать еще:  Во сне пара белых голубей. К чему снятся белые голуби? Толкование снов

Клайв Стейплз Льюис пишет в своей книге «Просто христианство»:

«В лице Бога вы встречаетесь с чем-то таким, что во всех отношениях неизмеримо превосходит вас. Пока вы не осознали этого, а следовательно, и того, что в сравнении с Ним вы – ничто, вы вообще не в состоянии познать Бога. Вы не можете познать Его, не отрешившись от своей гордости. Ведь гордый человек всегда смотрит свысока на все и на всех, то есть сверху вниз: как же увидеть ему то, что над ним! Возникает ужасный вопрос. Как возможно, что люди, пожираемые гордостью, говорят, будто они верят в Бога, и считают самих себя очень религиозными? Я боюсь, что эти люди поклоняются воображаемому Богу. Теоретически они признают, что перед лицом этого призрачного Бога они – ничто. Но им постоянно представляется, будто этот Бог одобряет их и считает их лучше других; они платят Ему воображаемым, грошовым смирением, переполняясь в то же время горделивым высокомерием по отношению к окружающим. Я полагаю, Христос думал и о таких людях, когда говорил, что некоторые будут проповедовать Его и именем Его изгонять бесов, но при конце мира услышат от Него, что Он никогда их не знал».

Старцы также говорят:

«Гордый человек обидчив, самолюбив, ему тяжело просить прощения, он никогда не уступает в споре, не любит слушаться, не любит приказных интонаций, а лишь смиренные просьбы, подвержен вспышкам гнева, помнит зло, осуждает других людей, не терпит нарушения своей воли, тяжело переносит неудачи в делах, замечания воспринимает как оскорбления, похвалами упивается».

Прп. Иоанн Лествичник приводит такой пример:

«Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но он, ослепленный, сказал ему: “Прости меня, отче, я не горд”. Мудрый же старец возразил: “Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд”» (Леств. 23:14).

В жизненных ситуациях гордый не в состоянии увидеть суть происходящего, ибо чувствительность его уменьшена и искажена на величину его гордыни. Следом идут обида, гнев, зависть, ревность, уныние, осуждение, сетование, ропот, похоть, сребролюбие, чревоугодие. Уйдя с естественного для себя центра, исказив свои структуры, человек не в состоянии остановиться, один грех порождает другой. Одна петля на полотне, разорвавшись, тянет за собой остальные.

«Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен» (Авв 2:5).

Гордыня есть корень греховности, ствол древа греха, от нее в человеческом существе разрастаются остальные ветви. Одни из самых больших ветвей и проявлений гордыни – это тщеславие и самость.

Святитель Игнатий Брянчанинов: афоризмы

Проект “Мысли великих”

В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект “Мысли великих” изречения святителя Игнатия (Брянчанинова) – одного из самых известных и любимых в России святых .

Спасение:

Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13).

Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство:

Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.

Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога.

Необходимо уверить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия.

Все мимо идет – и хорошее, и худое, – а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит.

Отчего возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога…

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца.

От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут.

…над временами, общественными событиями и частными судьбами зрится Бог.

Зрение промысла Божия хранит, растит веру в Бога.

Христианин, смотрящий неуклонно на промысл Божий, сохраняет среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость.

Пред видением Божественного промысла не устаивают не только временные скорби, но и те, которые ожидают человека при вступлении его в вечность, за рубежом гроба.

Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках своих. Наше попечение должно состоять в том, чтоб мы пребывали верными Господу.

Поражение одного воина не есть уже побеждение всего войска.

…Господь в прямом образе поведения – Помощник; а лукавый политик – помощник сам себе, – Господь к нему, как к преумному, на помощь не приходит.

Жизнь по Евангелию:

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью.

По Евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных… мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении Евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа.

Евангелие есть изображение свойств нового человека, который — Господь с небесе (1Кор.15:48). Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати.

Престолом и покоем, так сказать, для Святого Духа служат смирение, любовь, кротость и, последовательно, все святые заповеди Христовы.

Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием.

…евангельские блаженства суть духовные состояния, открывающиеся в христианине от исполнения евангельских заповедей; что блаженства открываются одно вслед за другим, рождаясь одно от другого…

Очищение совершает Святой Дух в человеке, выражающем жизнью произволение к очищению.

…исповедание Бога устами без исповедания деятельностию и сокровенною жизнию сердца при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постановлений церковных признается пустым, душепагубным лицемерством.

…заповеди должны быть душою и каждого христианина, и христианского общества.

Духовное рассуждение приобретается чтением Священного Писания, преимущественно же Нового Завета, и чтением святых Отцов, которых писания соответствуют роду жизни, проводимой христианином.

Необходимо, чтоб чтению содействовало жительство: Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самих (Иак. 1: 22).

Пребывание в усыновлении Богу, доставляемом через святое крещение, поддерживается жизнью по евангельским заповедям. Теряется пребывание в усыновлении отступлением от жительства по евангельским заповедям.

Для спасения необходимо, чтобы крещенный во Христа жительствовал по законодательству Христа.

…человеческое повреждение состоит в смешении добра со злом: исцеление состоит в постепенном удалении зла, когда начинает в нас действовать более добро.

Намерение:

Человек… водится своим образом мыслей…

Мысль подобна рулю корабельному…

Ум -… царь… в человеке.

Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью.

Различать добро от зла принадлежит сердцу – это его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного.

…все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.

Божественное добро не должно быть отвергаемо, если некоторые или многие, употребили его во зло.

Духовная брань:

Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.

Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражескаго помысла, могущаго на веки погубить душу.

Грех и покаяние, гордыня и смирение:

В покаянии — вся тайна спасения.

…покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе…

…покаяние не может быть совмещено с произвольною греховною жизнию.

Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов.

Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.

Смиренный предает себя всецело воле Божией… Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков:. и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно.

Смирение не видит себя смиренным.

Ложное смирение — всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует.

Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается.

Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести.

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы.

Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей…

Читать еще:  Краткая биография мартина лютера самое главное. Доклад по истории: «Отношение Мартина Лютера к католицизму

Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. «Все неумеренное – от бесов», – сказал преподобный Пимен Великий.

Непадательность несвойственна человеку на земле — ниже жителю глубочайшей пустыни и уединения.

Не желайте от себя невозможнаго, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа.

Много и часто мы вредим себе, требуя от себя несвойственного нам.

Безрассудно искать невозможного.

Не должно с души своей, с своего сердца требовать больше, нежели сколько они могут дать.

Будьте снисходительны к душе Вашей в ея немощах; излишняя строгость отвлекает от покаяния, приводит в уныние и отчаяние.

Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь беcплодною.

Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение:

Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин.1: 6).

Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей.

Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.

И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир.

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, злословие, презрение к нему, иначе – гордость.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь; она говорит: «Сами себя, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

Не доложить бремя на ближнего – не беда; переложить – и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему неспособным.

О непокоряющихся и не внимающих слову спасения, не надо очень печалиться; но сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другая орудия и средства, которых в деснице Его бесчисленное множество.

На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самаго всесильнаго Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.

Вспомни, что Спаситель велел Петру идти за Собою, а когда Петр вопросил и позаботился о другом, то услышал: до другого что тебе за дело, ты по Мне иди. Заботясь преждевременно и неправильно о других, мы часто забываем или ослабляем заботу о себе.

Чтоб не осуждать ближнего, должно отказаться от суждения о ближнем…

Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением.

Раб Христов не может быть врагом чьим-либо.

Послушание:

Истинное послушание – послушание Богу, Единому Богу.

Вера в человека приводит к исступленному фанатизму.

…душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований…

Свобода:

Будьте свободны! не связывайте себя никакою скрупулезностию. Правила для человека, а не человек для правил.

…в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством.

Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2: 27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу.

Обрати все внимание на Евангельские заповеди, ими неси себя в жертву живую, благоугодную Богу. В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу, как например, в перемене платья и тому подобных, будь решительно свободен.

Молитва:

Путь к Богу – молитва.

Душа молитвы – внимание.

Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум.

…отцы повелевают, чтоб правило для христианина было как можно проще и малосложнее.

Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило не спешно, надо правилу быть умеренным.

Пост:

Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост.

… больные и престарелые должны остерегаться от излишнего телесного подвига…

Церковь:

Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк (Пс. 114: 5).

…как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления.

…немощь священника, как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати.

Ересь:

Ересь – ложное учение о христианстве… Ересь – грех ума. Сущность этого греха – богохульство.

…все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: оне отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа…

Отношение к иноверцам:

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.

Богатство и бедность:

Временное богатство названо неправедным, потому что оно — следствие падения.

Знания:

Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное.

Чудеса:

Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере

Житейские дела:

Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу.

Биография святителя Игнатия (Брянчанинова)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) – русский духовный писатель XIX века, епископ, богослов и проповедник.

Родился в старинной дворянской семье 5 (17) февраля 1807, в селе Покровском Вологодской области.

В миру будущего святителя звали Дмитрий Александрович Брянчанинов.

Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1822 году по настоянию отца Димитрий поступил в Военное инженерное училище, которое закончил в 1826 году. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он ещё до окончательного экзамена подаёт прошение об отставке, желая принять монашество.

Эта просьба не была удовлетворена, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел. 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку и сразу поступил послушником в монастырь.

28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном Д. А. Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 5 июля был рукоположён в иеродиакона, а 20 июля — в иеромонаха. Затем в 1833 году он был возведен в сан игумена, а в 1834 – в сан архимандрита.

27 октября 1857 года в петербургском Казанском соборе был состоялась архиерейская хиротония. Отец Игнатий становится епископом Кавказским и Черноморским.

В 1861 году епископ Игнатий ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь до самой кончины 30 апреля (12 мая) 1867 года.

Святитель Игнатий был причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль), где они находятся до сих пор.

Почему гордыня самый страшный грех

Православное вероучение говорит о том, что гордыня — это самый страшный грех. Именно он стал причиной падения Люцифера, который из служителя Господня превратился в Сатану.

Далее последовало грехопадение Адама и Евы, которые, возгордившись, и подстрекаемые Врагом рода человеческого, ослушались Божьего запрета и вкусили плод с Древа познания.

Первым грехом человечества стала гордыня.

Гордыня породила все другие виды человеческих грехов.

Гордыня — грех Люцифера и Адама, поэтому он самый страшный

Православие под гордыней понимает гордость, заносчивость, эгоизм, высокомерие и зазнайство. Гордыня — это смертный грех. Он идёт в списке смертных грехов восьмым, но по времени своего появления он первый.

В Писании сказано, что после того, как Господь создал ангелов, самый любимый из них Люцифер (Денница), отказался стать на колени перед Ним. Это было первое проявление гордыни на свете.

Падение мятежных ангелов. Лука Джордано. 1666 год. Люцифер, обуянный гордыней, поднял мятеж против Бога

Люцифер получил от Бога наибольшее могущество среди всех остальных ангело. Это стало причиной его гордости. Считая себя равным Богу, он решил пойти против него и забрать трон Всемогущего Господа себе.

Для этого он собрал среди ангелов войско, и на Небесах началась битва. Колоссальное сражение окончилось поражение Денницы. Армия ангелов, оставшихся верных Богу под предводительством архангела Михаила победила.

Люцифер и все падшие ангелы были сброшены в преисподнюю. Отныне они обитают там, лишённые сияния и Божьей благодати.

Второй пример опасности гордыни — грех Адама, который возгордившись попробовал запретный плод.

Когда человек возгордился, ему не мешает вспоминать о своих прародителей Адаме и Еве. Проживая в Эдеме и будучи обеспечены всем необходимым, они, искушаемые Змием, нарушили Божий запрет.

Возгордившись, Адам, уступая уговорам Евы, попробовал запретный плод. Результатом этого стало изгнание их из Рая.

Адам и Ева. Питер Пауль Рубенс. 1628 год. Грехопадение Адама и Евы — яркий пример греха гордыни

Два этих примера свидетельствуют о том, что гордыня — это, прежде всего восстание против Бога. Горделивое существо доходит до того, что считает себя равным Творцу.

При этом оно не только утверждает о таком равенстве, но и стремиться занять его место. На небе так поступал Люцифер, на земле же ему подражают различные властители и революционеры.

Читать еще:  Какие молитвы надо читать на родительские субботы. Поминальные субботы и постовые записки — в Великий пост молимся за усопших

Господь наш Иисус Христос, в своей земной жизни многократно показывал нам пример смирения, начиная от омовения ног на Тайной вечере и заканчивая мученической кончиной на кресте.

При этом он был наделён качествами, которыми никогда не будет наделён ни один из смертных. Его жизнь — пример смирения и борьбы с гордыней для нас.

Гордыня — стремление возвысить себя

Опасность гордыни состоит в том, что она рождается из греха и порождает другие грехи. Так богословы выводят этот грех из такого греха, как тщеславия. Ища ложного почёта и похвалы, человек получает завышенную самооценку.

При этом никакого объективного подтверждения этом может и не быть.

Ложное чувство собственной значимости рождает осуждение. Далее рождается желание судить других. В результате люди становятся несправедливыми судьями. В Евангелии же сказано:

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Об этом многие забывают, хотя понимать эти слова необходимо постоянно.

Наибольшая же опасность для возгордившегося состоит в том, что он начинает отрицать помощь других людей и высших сил. Такой человек начинает хвастаться своими достижениями, присваивая их себе.

В результате он возвышает себя, а других принижает. При этом человек даже может не осознавать того, что он подвергается воздействию самого свирепого греха. Со временем он может привести к погибели — богоборчеству.

Смотрите также статью Сколько кругов ада

Признаки греха гордыни

Гордыня мать всех грехов, потому, что гордец считает себя выше всех и вправе делать что пожелает. Естественно, то в этом случае грехопадение человека может случиться быстрее, чем в том случае, когда бы он был скромен.

Кроме того, он высокомерны, властолюбивы, злопамятны. Практически все пороки свойственны гордецу, а вот добродетели обычно он себе приписывает.

Для того чтобы вовремя остановиться в несправедливости и спасти себя, человеку необходимо знать, что существуют следующие признаки гордыни:

  • желание превозносить себя и свои достижения;
  • чрезмерное себялюбие, высокомерие, а также желание хвастаться своими достижениями;
  • обидчивость, злопамятность, желание быть всегда первым;
  • властолюбие, желание повелевать;
  • наслаждение от унижения других людей, презрение к ним.

Гордецы не понимают, что Бог может навлечь на них те пороки, которые они видят в других людях. Человек не в состоянии полноценно и справедливо оценить людей, его окружающих.

Нельзя прочесть мысли не только своего врага, но и даже друга. Кроме того, покаяние обычно не видно, а видны лишь страсти.

Господь Наш Иисус Христос никого не обвинял и не обличал людей, даже впавших в страшный грех. В Евангелии от Иоанна сказано:

«…кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

Эти слова были обращены к книжникам и фарисеям, гордившимся своей ученостью. Спаситель всегда говорил о том, что пока жизненный путь человека не окончен, у него всегда есть возможность пойти по истинному пути и всё исправить.

Об этом необходимо помнить, рассуждая о том, почему гордыня самый страшный грех.

Гордеца прельщает Диавол

Говоря о гордыне необходимо помнить, о таком понятии, как духовная прелесть. Прельщение – это деятельность Врага рода человеческого принявшего вид ангела или даже самого Христа. Человек, пленённый им, может совершать необычные вещи.

Так гордец, например, может считать, что он достиг многого в науке благодаря тому, что он «особенный», гений. Однако в основе такого заявления лежит желание славы. Здесь и речи не идёт о смирении.

Если же говорить о тех гордецах, которые находятся в церковной ограде, то многие еретики впали в грех гордыни. Отсюда объявление себя пророками и святыми или же утверждения о даре пророчества.

Об опасности духовного прельщения для православного писали такие видные подвижники, как старцы Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и Даниил Катунакский.

Гордость и гордыня — синонимы

В наше время появилось много направлений в психологии и психологических школ, которые утверждают, что гордость — это неотъемлемое качество человек. Говорится, что человеческая личность будет неполна, если он не будет гордиться собой.

Проводятся даже специальные тренинги, направленные на повышение уровня собственной самооценки.

Православная Церковь однозначно говорит о том, что гордость и гордыня — слова-синонимы. Очень часто в Библии, говоря о том, что тот или иной человек греховен, говориться, что он гордый.

При этом люди светские указывают на то, что слово «гордость» упоминается, например, по отношению к Отчеству и Родине.

Православному, в этой связи необходимо помнить о том, что верующему необходимо гордиться своим духовным подвигом или же тем, что дал ему Господь.

Естественно, что гордость не полностью равно гордыне, но она может легко перейти в неё. Также обстоит дело с самолюбием и тщеславием.

Со всеми духовными проблемами и потребностями необходимо идти в храм, а не обращаться к сомнительным услугам бизнес-тренеров и психологов.

Гордыня мать всех грехов, так как гордец собой заменяет Бога

Гордыня — это грех Люцифера и уже поэтому может назваться «матерью» всех грехов. Как Диавол поставил своё «Я» выше Бога, так и гордец говорит о том, что важен он, а не окружающие.

Естественно, что попав в другой коллектив, он может встретить такого же гордеца. В результате может начаться вражда, чреватая самыми серьёзными последствиями

Ни один другой грех не может породить вокруг себя столько грехов, как гордыня.

Грешник, в таком случае, претендует на роль Бога.

Таким образом, он отрекается от Него и ему становиться, с его точки зрения, всё позволено. Примеры из истории подтверждают этот вывод, ведь сколько страданий принесли людям революционеры и богоборцы всех мастей!

Гордыня резко порицается в Библии

Гордыня в Библии упоминается неоднократно. Все упоминания о ней резко отрицательные и носят негативную характеристику. Так в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, сказано:

«Начало греха — гордость».

Именно из этого утверждения православные выводят тот постулат, что гордость — мать всех грехов.

В Библии при этом также говориться, что Бог ненавидит гордыню:

«…гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу».

Кроме того, Он наказывает гордецов, противится им, а смиренным даёт благодать:

«…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

В Писании имеется множество примеров, когда Господь наказывал гордецов. Самый яркий из них — разрушение Вавилонской башни. Кстати, такое наказание предусмотрено не только для неверующих, но и для верующих.

Самым же страшным последствием гордыни может стать то, что человек отвергнет от себя Божью истину. Дело в том, что гордость не даёт возможности человеку признать себя грешным.

Это, в свою очередь, не позволит человеку раскается в своих греха. Нераскаявшийся человек не обратится к Творцу за прощением. Таким образом, ослепляя разум, гордыня приводит человека к вечной погибели.

Смирение — путь спасения от гордыни

Для того чтобы победить такой грех, как гордыня, необходимо стяжать противоположную ему добродетель. Такой добродетелью является смирение.

Она заключается в том, чтобы смирять себя перед ближними. Если вы одержимы гордыней, вам нужно своего брата почитать разумнее себя и превосходнее во всём. Авва Дорофей определил это так:

«… почитать себя ниже всех».

Подобным образом можно увидеть в других много хороших, добрых качеств, которые скрыты в других. Смиряясь, принижая себя, можно также увидеть в себе те недостатки, которые не даёт нам разглядеть наше самолюбие.

Оно же преувеличивает наши достоинства, что может не соответствовать действительности.

То есть необходимо во всех бедах обвинять не окружающих, а самого себя. Человек должен всё время помнить о своих грехах и сопоставлять их со своими достижениями. Это позволит вовремя отрезветь и не впасть в гордыню.

В связи с этим стоит привести в пример поступок Господа Нашего Иисуса Христа, когда он умыл ноги своим ученикам на Тайной вечери. В иудейской традиции обмывать ноги перед трапезой должны были слуги.

Тайная вечеря. Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи

Таким образом, омыв ноги апостолу Петру, Христос дал понять, что он пришёл в мир служить людям, а не для того, чтобы они служили ему. Это яркий пример смирения и следовать ему должен каждый православный христианин.

При этом необходимо давать отпор всем модным веяниям, которые есть происки Диавола. Так в последнее время широко распространились разные курсы и тренинги, на которых утверждается, что гордость нужно воспитывать.

Естественно, что человек должен жить в согласии с собой. Однако же воспитывать в себе превосходство над другими — это явно грех гордыни.

В борьбе с гордыней необходимо уповать на Бога

Православный должен всегда помнить о том, что без Божьей помощи он не может справиться с грехами. Так все совет по борьбе с гордыней будут пустыми, если не обратиться за помощью в храм.

Только здесь покаявшись и помолившись, можно обрести Божье заступничество. Никакие самоупражнения и самовнушения не помогут получить Божью благодать и оружие против Диавола.

Видео: Как избавиться от гордыни? (протоирей Владимир Головин).

Необходимо отметить, что прилежные прихожане обычно не подвержены данному греху. Дело в том, что они постоянно общаются со священником, который может помочь им в случае затруднения.

Кроме того, общаясь с набожными людьми, можно научиться у них скромности. Скромность и смирение же – главные орудия борьбы против греха гордыни.

Источники:

http://www.proza.ru/2019/09/07/1648
http://pravoslavie.ru/67139.html
http://hranitel.club/202-pochemu-gordynya-samyj-strashnyj-greh

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: