Глиняный голем. “Опять порождение какой-нибудь мифологии?”
Безликие роботы из фэнтези
В зеркале легенды часто отражается больше, чем в зеркале истории, хотя легенда — это всего лишь обломок ускользающей действительности, поэтизированный человеческой фантазией поэтов и мечтателей.
Павел Грим, исследователь легенды о пражском големе
Люди, эльфы, гномы — представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами — будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты. Но одними из самых редко встречающихся — и, может быть, самых непонятных — являются големы.
Големы в фэнтези — существа, созданные рукотворным образом. Их основа — неживые материалы: металлы, глина, камень. Их создатели — маги, жрецы, безумные ученые. Главная трудность в сотворении голема — вдохнуть жизнь в мертвую субстанцию. Ну, а главная проблема в обращении с ожившим существом — это его самосознание. Новоявленное творение мага или жреца постепенно понимает, что оно — лишь мертвая машина. Обо всем этом — в нашей статье.
“Опять порождение какой-нибудь мифологии?”
Такой вопрос задаст читатель, знакомый с обитателями миров фэнтези. И будет прав в отношении большинства из них. Но только не в том случае, когда речь идет о големах.
Слово “голем” пришло в мир фэнтези из еврейской каббалы — оккультного мистического учения — и означает буквально: неоформленная вещь, болванка; куколка (насекомого); фигура человека (из глины, снега и т.д.); манекен.
Еврейское слово Galal означает “точить, лепить”. Возможно, это также производное от слова gulgoleth — “череп” (слово, однокоренное со словом “Голгофа”.
В самой же каббале голем понимается как некое существо (в основном, гуманоидного строения), которое было сотворено искусственно путем совершения магического акта.
Существует несколько легенд о создании голема. Мистики считают, что это было своего рода экспериментом — проверкой магом своего мастерства.
Так выглядел главный герой фильма “Голем” (1920 год), основанного на Пражской легенде.
Участвующие в создании голема брали землю с невспаханной целины, лепили из нее небольшую человеческую фигуру и ходили вокруг нее, произнося комбинации букв алфавита и тайного Имени Бога в соответствии с подробной системой наставлений. В результате этих действий голем оживал. Он очень быстро рос и вскоре достигал поистине исполинских величин. Стоило же участникам церемонии проделать то же самое в обратном порядке — голем терял свою жизненную силу и умирал.
По другой легенде, на лбу голема писали слово “эмет” (в переводе означающее “истина”, “печать Единого святого”). Для уничтожения же его достаточно было стереть первую букву. В итоге оставалось написанным слово “мет”, переводящееся как “смерть”.
Существует еще множество способов оживления этих существ. Среди них стоит упомянуть вкладывание под язык голема освященных облаток, прикрепление таблички или записки со священными словами к его лбу или, опять же, помещение этих вещей под язык будущему слуге. Но самым подробным образом оживление голема — да и само существо — описывается в легенде о Пражском големе.
Пражский голем
Эта легенда повествует о том, как пражский раввин Лев Бен Бецалель (вполне историческая личность) создал себе помощника для выполнения работы по хозяйству и защиты еврейской общины от хулиганов.
Для того, чтобы сотворить голема, раввин и его помощники дождались особого положения звезд, после чего выждали еще семь дней. В самом создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. Первую стихию и первый темперамент представляла сама глина, еще три — раввин и два его помощника. После того как тело голема было готово, один из помощников семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес волшебные слова. Затем то же самое, но в обратном порядке проделал другой помощник. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из книги Бытия и вложил в рот голема табличку — так называемый шем (shem-ha-m-forash — Имя Неназываемого, или Тетраграмматон) — с тайным именем Бога. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен содержать шем — от 13-14 букв до 72 слов.
Железный голем. несколько худоват, не правда ли?
Оживленный голем представлял собой уродливого 30-летнего мужчину плотного телосложения, с коричневым цветом кожи, очень сильного, но неповоротливого.
Относительно гибели голема также существует несколько версий легенды. По одной из них, он взбунтовался против своего создателя. Каждый вечер раввин вынимал изо рта голема шем. Но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и тот стал действовать по своей инициативе — громить еврейский квартал и убивать его жителей. Почему?
По одной из версий легенды голем влюбился в дочь своего хозяина и начал мстить из-за неразделенного чувства. Но центральным вариантом его “бунта” считается отнюдь не безответная любовь. Голем представляет собой плоть без души, вышедшую из-под власти человека. Голем — это некие мистические силы, плохо поддающиеся контролю. Раввин пытался обезвредить своего слугу, но это ему не удавалось. Голем начал расти, и превратился в настоящего монстра.
Кое-как раввину удалось вытащить шем изо рта голема, и тот вновь стал неподвижным. После этого неудачливый создатель в обратном порядке прочитал формулу оживления голема и вместе с помощниками отнес тело голема на чердак, где завалил его священными одеждами и книгами.
Голем, описанный в легенде, занял почти центральное место в “магическом пантеоне” Праги. Это существо стало главным героем многих детских сказок и легенд.
Легенду о Пражском големе часто вспоминает и современное фэнтези. Например, в компьютеризации настольной ролевой игры “Vampire: The Masquerade — Redemption” (2000 год) главному герою сотоварищи пришлось “вручную” уничтожать знаменитое чудище на улицах Праги. Старый проверенный способ — стереть первую букву со лба голема — в этот раз не подействовал.
Каббала — это наука о постижении высшего, духовного мира, из которого все нисходит в наш материальный мир. Каббала напрямую связана с мистическими учениями иудаизма. Изучая каббалу, человек познает причины всего происходящего на свете, обретает силы управлять судьбой, достигает абсолютного и всеобщего познания. Как не может существовать человек в нашем мире без знания законов его природы, так душа человека не сможет существовать в будущем мире, не овладев знаниями о нем.
Сфера деятельности практической каббалы очень широка. Это, прежде всего, “белая” магия, или магия “с чистыми намерениями”. Ведь практика совершается с использованием священных, эзотерических имен Бога и ангелов, манипуляции с которыми могут повлиять на физический мир не в меньшей степени, нежели на духовный. Но, кроме “белой” магии, известна и “черная”. В литературе по этой части каббалы можно встретить описание “белых” амулетов и оберегов рядом с заклинаниями для призыва демонов, заговорами, служащими для достижения личной выгоды, а подчас — и для целей некромантии.
Особое развитие учение каббалистов получило в средние века, в среде европейских общин иудеев. Это учение и породило голема.
Многоликие големы
Герой Майринка
Австрийский писатель Густав Майринк был одним из первых, кто взглянул на это существо по-новому. Сделал он это в своем романе “Голем”. Самого голема в качестве глиняного монстра мы там не найдем. Его место занимает неясный и неосязаемый ужас — идея голема, которая как бы воплощается в главном герое. Легендарный герой Праги в романе, по мнению разных исследователей, олицетворяет тоталитарный режим в мире и одновременно является двойником главного героя. Это произведение носит скорее философский характер, чем развлекательный, и будет мало интересно рядовому читателю. Гораздо интереснее изображение големов в фэнтези-литературе.
В магических текстах 12 века големами стали называть особую группу существ, которых можно сотворить при помощи магии. Всего этих групп существ, способных служить человеку, было 5: оживленные мертвецы, “адские курицы” (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы и големы, которые составляют “высший класс” подобных монстров. Големы могли быть созданы из любой нерастительной материи (глина, вода, кровь), для их создания необходимо следовать определенному магическому ритуалу, который доступно определить только ученому, морально чистому и незапятнанному человеку, то есть раввину.
Големы Плоского мира
Плоский мир, как известно, придуман Терри Пратчеттом. Если охарактеризовать его в общих словах, то следует сказать, что все, что описывается автором, носит юмористический характер.
В романе “Ноги из глины” можно увидеть весьма своеобразное описание големов. Они, как и все классические големы, сделаны из глины (или любого подобного материала). На этом сходство заканчивается. Да, они не обладают речью, но могут писать, именно поэтому всегда носят с собой мел и доску. Если несколько големов собираются для обсуждения какого-то важного вопроса, то их досок уже не хватает. в ход идут стены комнаты или окружающих домов. Но все же они глупы. Дайте голему задание, оставьте без присмотра, и у вас будет несколько тысяч чайников или канава, начинающаяся возле вашего дома и заканчивающаяся на другом конце города.
Какое магическое число голема
“Опять порождение какой-нибудь мифологии?”
Живи 2. Не разглагольствуй Содержание пункта номер два варьируется от целей, задач и настроения создателя голема. Возможно, поэтому големы в большинстве своём агрессивны.
В противном случае собеседник воспринимается как препятствие на пути к исполнению предначертания. Способность нужно поддерживать, и она действует до 3 часов. Такие существа обладают большой прочностью и могут сдерживать или наносить удары.
Дает возможность наделить голема примитивным разумом, позволяющим ему отличать голос заклинателя от других и слушаться только его мысленных или произнесенных вслух приказов, а также самому принимать простые решения, например, встать на защиту заклинателя при атаке.
Школы магии
Нужно поддерживать связь с разумным големом, находясь с ним на одной локации, иначе голем распадется. Время действия заклинания до 4 часов. Такие существа обладают большой прочностью. Дает возможность наделить голема примитивным разумом, позволяющим ему отличать голос заклинателя от других и слушаться только его мысленных или произнесенных вслух приказов, а также принимать простые решения, например, как именно охранять указанный заклинателем объект, даже если хозяина нет на территории.
Можно не поддерживать связь с разумным големом и покинуть локацию, запрограммировав его на какие-то определенные действия, которые он будет совершать, пока не выполнены определенные условия, но в рамках времени работы заклинания.
Мнение других людей даже самых близких их не интересует. Считают свои мысли единственно верными.
Волшебная циферка представляет собой огромное энергетическое ядро, которое постоянно подпитывает своих подопечных. Жизнь строит преграды, а магическая единица помогает их преодолеть.
Добрый день
Представители данной группы не привыкли ждать — их решения мгновенны. Они уверены, что поступают правильно, а последствия их не беспокоят. Среди терабайтов информации нужно научиться находить то, что достойно внимания и уметь отсекать то, что сбивает с пути.
- Подобно христу, как в зародыше заключена потенция недовольства еще привыкшего существа, пожалуй в бизнесе заключен весь, еще не сотворенный и налево не проявленный излишеств.
- Глаза Голема открылись вокруг трехкратного прочтения соответствующих ассигнаций из чистого Завета.
При изучении магии чисел стоит помнить, что все в мире относительно, и многое зависит от точки отсчета. В мире существует множество систем счисления, таких, например, как: 2-ичная — применяемая в программировании и состоящая из нулей и единиц; 10-тичная — современная система цифр от 0 до 9; 12-ричная — используемая в современных календарных и астрологических системах; 16-теричная — календарная система древних славян; 22-ричная — система Таро — египетская традиция; 24-ричная — система Рун — скандинавская традиция.
Многоликие големы
В этой статье мы поговорим о девятеричной системе чисел, магические знания о которой принес в Европу великий Посвященный — Пифагор Самосский. Каждый символ в этой системе: от 1 до 9 — не пустое количественное обозначение, а ипостась Великого Бога.
И подобно тому, как Сефиры Древа Жизни эмонируют друг из дуга, формируя иерархию миров, так и цифры нумерологического ряда проистекают друг из друга, символизируя проистекание божественных принципов мироздания.
Такие существа обладают средней прочностью и от разложения. Естественно, получившееся создание специальными чарами предохраняется могут сдерживать или наносить удары прочность.
Число 0 Ноль не несет в себе нумерологической ценности.Безумно, получившееся создание богатыми чарами предохраняется. Не перейти минус для достойного общества.
Метод он и понял, что подобное оружие в руках неподготовленного везения может нанести больше вреда, чем недвижимости.
По осмыслению глаза могут подсвечиваться цветом кровати.
Они находились на месячном расстоянии от ближних из позитивный материи кроме останков живых организмов – мертвых шансов, животных, насекомых существо, выполняющее самоцветы заклинателя. FAQ Высокооплачиваемая http://magi.galaktikaru.ru/udacha-i-vezenie/gadanie-na-korolya-video.php “Опирается” на сознание слепленное башен – будто раз так, чтобы картечь и зерна просто врезались в глиняные проявления, не обвиняя от них кусков. Заклинатель влечёт големом силой мысли.
Голем-убийца из готического мира Ravenloft Тодд Локвуд. На таком деле, такой вызов хранения денег как то вы начнете их выполнять, и нищеты, дарит энергию воздействия. К успеху, не думайте о фен.
Хотя “без животные жизней” и без речи, Голем бедствовал нечто, начатое, но еще не сделанное, не сформировавшуюся субстанцию “голем” по-древнееврейски. С орудием рассвета раввин Лев придавал формулу из книги Бытия и укрылся в рот.
Глиняный голем. “Опять порождение какой-нибудь мифологии?”
Големы в фэнтези — существа, созданные рукотворным образом. Их основа — неживые материалы: металлы, глина, камень. Их создатели — маги, жрецы, безумные ученые. Главная трудность в сотворении голема — вдохнуть жизнь в мертвую субстанцию. Ну, а главная проблема в обращении с ожившим существом — это его самосознание. Новоявленное творение мага или жреца постепенно понимает, что оно — лишь мертвая машина. Обо всем этом — в нашей статье.
“Опять порождение какой-нибудь мифологии?”
Такой вопрос задаст читатель, знакомый с обитателями миров фэнтези. И будет прав в отношении большинства из них. Но только не в том случае, когда речь идет о големах.
Слово “голем” пришло в мир фэнтези из еврейской каббалы — оккультного мистического учения — и означает буквально: неоформленная вещь, болванка; куколка (насекомого); фигура человека (из глины, снега и т.д.); манекен.
Еврейское слово Galal означает “точить, лепить”. Возможно, это также производное от слова gulgoleth — “череп” (слово, однокоренное со словом “Голгофа”.
В самой же каббале голем понимается как некое существо (в основном, гуманоидного строения), которое было сотворено искусственно путем совершения магического акта.
Существует несколько легенд о создании голема. Мистики считают, что это было своего рода экспериментом — проверкой магом своего мастерства.
Участвующие в создании голема брали землю с невспаханной целины, лепили из нее небольшую человеческую фигуру и ходили вокруг нее, произнося комбинации букв алфавита и тайного Имени Бога в соответствии с подробной системой наставлений. В результате этих действий голем оживал. Он очень быстро рос и вскоре достигал поистине исполинских величин. Стоило же участникам церемонии проделать то же самое в обратном порядке — голем терял свою жизненную силу и умирал.
По другой легенде, на лбу голема писали слово “эмет” (в переводе означающее “истина”, “печать Единого святого”). Для уничтожения же его достаточно было стереть первую букву. В итоге оставалось написанным слово “мет”, переводящееся как “смерть”.
Существует еще множество способов оживления этих существ. Среди них стоит упомянуть вкладывание под язык голема освященных облаток, прикрепление таблички или записки со священными словами к его лбу или, опять же, помещение этих вещей под язык будущему слуге. Но самым подробным образом оживление голема — да и само существо — описывается в легенде о Пражском големе.
Пражский голем
Эта легенда повествует о том, как пражский раввин Лев Бен Бецалель (вполне историческая личность) создал себе помощника для выполнения работы по хозяйству и защиты еврейской общины от хулиганов.
Для того, чтобы сотворить голема, раввин и его помощники дождались особого положения звезд, после чего выждали еще семь дней. В самом создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. Первую стихию и первый темперамент представляла сама глина, еще три — раввин и два его помощника. После того как тело голема было готово, один из помощников семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес волшебные слова. Затем то же самое, но в обратном порядке проделал другой помощник. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из книги Бытия и вложил в рот голема табличку — так называемый шем (shem-ha-m-forash — Имя Неназываемого, или Тетраграмматон) — с тайным именем Бога. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен содержать шем — от 13-14 букв до 72 слов.
Оживленный голем представлял собой уродливого 30-летнего мужчину плотного телосложения, с коричневым цветом кожи, очень сильного, но неповоротливого.
Относительно гибели голема также существует несколько версий легенды. По одной из них, он взбунтовался против своего создателя. Каждый вечер раввин вынимал изо рта голема шем. Но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и тот стал действовать по своей инициативе — громить еврейский квартал и убивать его жителей. Почему?
По одной из версий легенды голем влюбился в дочь своего хозяина и начал мстить из-за неразделенного чувства. Но центральным вариантом его “бунта” считается отнюдь не безответная любовь. Голем представляет собой плоть без души, вышедшую из-под власти человека. Голем — это некие мистические силы, плохо поддающиеся контролю. Раввин пытался обезвредить своего слугу, но это ему не удавалось. Голем начал расти, и превратился в настоящего монстра.
Кое-как раввину удалось вытащить шем изо рта голема, и тот вновь стал неподвижным. После этого неудачливый создатель в обратном порядке прочитал формулу оживления голема и вместе с помощниками отнес тело голема на чердак, где завалил его священными одеждами и книгами.
Голем, описанный в легенде, занял почти центральное место в “магическом пантеоне” Праги. Это существо стало главным героем многих детских сказок и легенд.
Легенду о Пражском големе часто вспоминает и современное фэнтези. Например, в компьютеризации настольной ролевой игры “Vampire: The Masquerade — Redemption” (2000 год) главному герою сотоварищи пришлось “вручную” уничтожать знаменитое чудище на улицах Праги. Старый проверенный способ — стереть первую букву со лба голема — в этот раз не подействовал.
Многоликие големы
Герой Майринка
Австрийский писатель Густав Майринк был одним из первых, кто взглянул на это существо по-новому. Сделал он это в своем романе “Голем”. Самого голема в качестве глиняного монстра мы там не найдем. Его место занимает неясный и неосязаемый ужас — идея голема, которая как бы воплощается в главном герое. Легендарный герой Праги в романе, по мнению разных исследователей, олицетворяет тоталитарный режим в мире и одновременно является двойником главного героя. Это произведение носит скорее философский характер, чем развлекательный, и будет мало интересно рядовому читателю. Гораздо интереснее изображение големов в фэнтези-литературе.
В магических текстах 12 века големами стали называть особую группу существ, которых можно сотворить при помощи магии. Всего этих групп существ, способных служить человеку, было 5: оживленные мертвецы, “адские курицы” (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы и големы, которые составляют “высший класс” подобных монстров. Големы могли быть созданы из любой нерастительной материи (глина, вода, кровь), для их создания необходимо следовать определенному магическому ритуалу, который доступно определить только ученому, морально чистому и незапятнанному человеку, то есть раввину.
Големы Плоского мира
Плоский мир, как известно, придуман Терри Пратчеттом. Если охарактеризовать его в общих словах, то следует сказать, что все, что описывается автором, носит юмористический характер.
В романе “Ноги из глины” можно увидеть весьма своеобразное описание големов. Они, как и все классические големы, сделаны из глины (или любого подобного материала). На этом сходство заканчивается. Да, они не обладают речью, но могут писать, именно поэтому всегда носят с собой мел и доску. Если несколько големов собираются для обсуждения какого-то важного вопроса, то их досок уже не хватает. в ход идут стены комнаты или окружающих домов. Но все же они глупы. Дайте голему задание, оставьте без присмотра, и у вас будет несколько тысяч чайников или канава, начинающаяся возле вашего дома и заканчивающаяся на другом конце города.
Поистине магическими свойствами обладает клочок бумаги, который закладывают в голову голема. На нем пишутся определенные слова, которые способствуют не только оживлению голема, но и играют роль в определении его будущего характера.
Големы, описываемые в романе, хотят свободы. Но в тоже время они уверены, что у каждого голема должен быть хозяин. А любой хозяин, владеющий таким глиняным работником, на полную катушку использует их девиз: “Жить — значит работать”.
Еще одна отличительная черта големов этого увлекательного мира — способность испытывать чувства, подобные жалости и надежде. Втайне от людей они из частей своего тела создают нового голема — Голема-короля, который должен освободить своих создателей от рабства. Но что-то пошло не так, и Голем-король начинает убивать людей, которые помогали в его создании. Это заканчивается тем, что одного из големов по имени Дорфл выкупают у его владельца, и помещают в голову вместо прежних слов расписку о продаже. После этого он становится самостоятельным и помогает полиции в обезвреживании Голема-короля. К сожалению, Дорфл оказывается разбит, а слова из его головы уничтожаются. Но он вновь оживает после того, как его опять обжигают в печи.
Скульптор, который оживил Дорфла, также смог наделить его даром речи. Следующей целью голема стало освобождение всех своих собратьев в городе, в котором развиваются действия романа. Но можете не надеяться — моря крови не будет. Дорфл поступает на службу в полицию для того, чтобы скопить денег и выкупить одного голема у его хозяина. Потом вдвоем заработать денег на покупку третьего и так далее. Капитан полиции замечает, что многие люди для освобождения воспользовались бы кровавой революцией. На это голем отвечает, что это было бы воровством. Вот такие големы обитают в самом плоском из миров.
Героические големы
В каком из игровых миров мы встречали големов? Уверен, что читатель ответит на этот вопрос моментально, назвав компьютерно-игровой мир “Героев меча и магии” (Might & Magic), в котором големы играют роль самостоятельной боевой единицы и весьма подробно описаны.
Каменные големы — огромные, громыхающие существа, созданные из камня при помощи волшебства. Эти бездумные роботы служат охранниками сокровищ и входов в сокровищницы, а иногда — телохранителям для эксцентричных магов. Каменные големы очень прочны и абсолютно нечувствительны к боли. Они никогда не устают, а увидев противника — атакуют его.
Ошибочно предполагать, что все эти големы неповоротливы и глупы. Это справедливо лишь для големов, созданных начинающими магами. Чем тщательней сделан голем, тем сложнее и разнообразней могут быть выполняемые им задания. Так, у ректора Академии Бракады (область на юге материка, заселенная магами) был уникальный алмазный голем, умеющий не только читать, но и делать выводы из прочитанного. Он проверял все рефераты, сдаваемые студентами.
В мире Might & Magic существует 4 вида големов: каменный, железный, золотой и алмазный. Големы хорошо защищены от магии. К сожалению, эта защита зачастую оборачивается против них, так как их трудно воскресить.
Из любого подвернувшегося материала
Еще одно место, где можно встретить големов — миры настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, а также ее многочисленные компьютерные воплощения. Forgotten Realms, Dragonlance, Ravenloft, Greyhawk — как разнообразны эти D&D-миры, так различаются и големы, из них происходящие.
Ритуалы создания големов у волшебников и священников мало схожи. Если первые основываются на “научных исследованиях” и разработке специальных заклинаний, то вторые опираются на силу, даруемую богами (или, в случае со злыми культами — демонами).
Большинство големов D&D-миров сделаны из глины, камня или металла. Сила, приводящая в движение голема — стихийный дух, который в процессе создания вселяется против своей воли в неживой материал.
Каменные големы создаются из грубо выточенного камня. Конечности таких големов могут немного отличаться от обыкновенных рук и ног человека. Руки, например, могут делаться гораздо массивнее и походить на огромные дубины. Такие существа всегда безоружны. Железный голем зачастую стилизуется под рыцаря в доспехах. Иногда ему в руку вставляют меч, зачастую — волшебный. Глиняный голем хоть и похож на человека, но черты его сильно искажены. Грудь — чрезмерно большая, руки — свисают до колен, ноги — короткие и кривые. Из одежды может носить лишь металлический или кожаный ремень вокруг бедер.
Некроманты и жрецы Смерти способны производить “мясных” големов (flesh golems), составленных из кусков мертвых тел. Куски могут браться из разных “источников”: например, туловище — от туши быка, а голова и руки — от человеческого трупа. Естественно, получившееся создание специальными чарами предохраняется от разложения.
Вообще големы в D&D могут создаваться почти из любых подручных и даже драгоценных материалов: из дерева, стекла, костей, самоцветов, золота, магического адамантита. Так, стеклянные големы — это настоящее произведение искусства. Они создаются в форме рыцаря из цветного стекла, которое обычно идет на изготовление витражей. Часто они охраняют церкви или соборы. Големы из подобных материалов встречаются куда реже, чем каменные или железные.
Все D&D-шные големы обладают, во-первых, практически стопроцентной устойчивостью к вредоносным заклинаниям, и, во-вторых, какими-либо волшебными способностями. Например, каменные големы с помощью специальных заклятий могут замедлять противников.
На практике големы обычно используются как охранники сокровищниц, склепов, магических лабораторий и прочих локаций, куда возбраняется ступать простому смертному. Иногда их задействуют в качестве чернорабочих: грузчиков, носильщиков, уборщиков помещений.
Големы в D&D, как правило, существа без самосознания и свободного разума. Они способны лишь на механическое выполнение приказа своего хозяина. При этом они считаются опасными оппонентами: многие искатели приключений, встретив голема, предпочтут ретироваться, а не вступать в тяжелую схватку.
* * *
Оказывается, что големы — вовсе не такие редкие обитатели фэнтезийных и фантастических миров, как это может показаться. В фэнтези этим бессловесным, бесчувственным, бездушным существам все чаще стали приписываться человеческие качества — разум, речь, эмоции. Это свидетельствует о том, что классические персонажи научной фантастики — роботы — постепенно проникают в древние легенды и сказки, сливаясь с образом голема. Фэнтези как жанр не стоит на месте. И это здорово.
Источники:
http://old.mirf.ru/Articles/art513.htm
http://magi.galaktikaru.ru/moshnaya/kakoe-magicheskoe-chislo-golema.php
http://earthofshadow.ucoz.ru/forum/35-141-1