Архиепископ Аверкий: Недея Ваий, Страстная седмица. Вход господень в иерусалим неделя ваий
Неделя Ваий в песнопениях Церкви
Неделя Ваий, она же 6 седмица Великого Поста, в песнопениях и чтениях Постной Триоди раскрывает две темы, одна из которых ослабевает и прекращается к утрени четверга, а вторая звучит дальше и переходит в тему Входа Господня в Иерусалим.
Диакон Максим Бражников
Первая тема – это притча о богаче и Лазаре. Причем в песнопениях Триоди человек (Триодь почти всегда говорит или от первого лица, или же безлично в повелительном наклонении) сравнивается с богачом, по причине окутавших его греховных страстей.
Чуден Спасов нас ради человеколюбивый нрав, хотящих убо быти разум, яко настоящих стяжав, Лазарево и богатаго житие обличи. Обою конец смотряюще: оваго убо бежим немилосердия и безчеловечия, оваго же поревнуим терпению и веледушию, во еже с ним во Авраамлих недрах греемым вопити: правосуде Господи, слава Тебе. (Триодь, стихира на стиховне в неделю 5-ю вечера)
Немилостиваго поревновавша богатаго нравом, Щедре Человеколюбче молю Тя, сочини мя Лазарю убогому, избавляя мя пламене, и негасимаго огня. (Триодь, тропарь 1 песни трипеснца утрени понедельника)
Презрев Лазарева исправления, немилостиваго богатаго нравом позавидех: благоутробне Боже, обратив мя ущедри, да Тя славлю во веки вся. (тропарь 8 песни трипеснца утрени вторника)
Тема богача и Лазаря завершается на вечерне среды стихирой Триоди:
Богатый в страстех сый, прелестною лицемерия обложен есмь одеждою, веселяся в злых невоздержания, и безмерное немилосердие показую, презирая мой ум, пред дверьми поверженный покаяния, алчущий всякаго блага, и болящий невниманием моим: но Ты Господи Лазаря мя сотвори, нищаго грехами, да не како требуяй, не получу перста орошающа, болезнующу моему языку в негасимом огни: в недрех же патриарха Авраама всели мене, яко Человеколюбец. (стихира 5 гласа на Господи, воззвах)
Параллельно песнописцы Триоди развивают тему болезни и смерти Лазаря, брата Марфы и Марии из Вифании. По Евангелию, Иисус услышал о болезни Лазаря, находясь далеко от этого селения, и отправился туда, чтобы воскресить его, зная, что болезнь Лазаря – смертельна. Триодь поэтически раскрывает эти события в своих канонах и песнопениях, причем каждый день посвящен одному событию из этой истории:
Днесь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко проведец глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. (тропарь 9 песни второго трипеснца утрени)
Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию Вифание уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи слава Тебе (седален по 3 стихословии на утрени вторника, глас 5).
Рыданием обложившеся Лазаревы сестры, страсть Тебе ведетелю всех являют: но пребываеши мало, да воздвигнеши чудо, и покажеши учеником Твоим страшная (ин трипеснец, песнь 2).
И самое поразительное по поэзии:
Ныне мертвогробная готови Лазаре мудре, скончаешися бо от жизни, утро умрети имый, гроб узри, воньже вселишися: но тебе Христос паки оживит, воздвиг четверодневна (ин трипеснец, песнь 9)
Среда. В этот день Лазарь умер.
Днесь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, Воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя (Стихира на Господи, воззвах, во вторник вечера, глас 3)
Днесь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея.(седален утрени среды, по 3 стихословии)
Днесь Лазарь умерый, не утаися всевидящаго ока Иисусова. Темже сказует сие учеником, вопия: Лазарь друг наш успе, воскресити его иду.(ин трипеснец среды, песнь 3, глас 3)
Лазарь днесь умерый износится, друг Христов, и рыдают сущии с Мариею и Марфою вси: Христос же радостию приходит к нему, показати людем, яко Той есть живот всех.(там же, 8 песнь)
Надгробныя слезы изливают Лазаревы сестры, зрящия сродника днесь под каменем горьким: Христос же мой издалеча сие сказуя, глаголаше апостолом Своим, радуюся вас ради, не бех бо плотию тамо.(там же, 9 песнь)
Четверг посвящен воспоминанию нахождения Лазаря во гробе второй день:
Двоеденствует Лазарь во гробе, сущия от века видит умершия, тамо зрит страхи странныя, множество неисчетное адовыми держимое узами: темже сродницы рыдают горько, предвидяще гроб его. Христос же идет оживити друга Своего, едино от всех совершити согласие: благословен еси Спасе, помилуй нас.(стихира на Господи, воззвах, в среду вечера, глас 6)
Двоеденствует днесь Лазарь умерый, и о сем проливают печали слезы сродницы, Мариа с Марфою, камень предвидящи гробный. Предста Зиждитель с Своими ученики, смерть пленити, даруяй живот. Темже вопием Ему: Господи слава Тебе. (седален по 3 стихословии утрени четвертка)
Погребается Лазарь, и на гробе яже о Марфе ныне рыдают и плачут, предстати Тебе Животодавцу, желающия.(ин трипеснец четвертка, песнь 4, глас 6)
Смерть начинает трепетати, еже к ней снития Твоего Христе ощущающи: яко жизнь бо, тщетну сию показал еси концем. (там же)
Идем, Твоим провозглашал еси другом, друг Мой Лазарь уже успе: сего воздвизая, усплю смерти всепагубную злобу во веки.(трипеснец, песнь 8, глас 5)
Мариа же и Марфа ныне рыдают, во гробе лежаща видяще Лазаря, и болезненно вопиют: аще бы был Христос зде, сродник наш не бы умерл. (ин трипеснец, песнь 8)
Ад да чает погубитися, ибо Жизнь приходит Лазаря воздвигнути вопиюща: благословите, пойте, и превозносите во вся веки (там же).
В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мариа же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо (ин трипеснец, песнь 9).
Четверг – своеобразный контрапункт. В пятницу в ткань повествования о болезни и смерти Лазаря вводится тема шествия Христа во Иерусалим.
Апостольская двоица священнейшая, единаго Тя от Троицы ведущи Христе, ныне Тобою посылается, привести жребя подъяремнича сына, якоже писано есть: на немже смиряяся всядеши Благоутробне, в вышних волею, седалище всем любящим Тя уготовляя, и в безсловесныя проникшия, умовредно Слове страсти, словесныя содеваеши, осанна Тебе взывающия.(Стихира на Господи, воззвах, глас 4, в четверток вечера)
На серафимех страшных, в вышних Христе носимый, яко Бог же, и всех Творец, Сам на жребя на земли всести идеши, яко сый по нам человечески. Вифаниа веселится, приимши Тя Спасе: Иерусалим радуется, яко чаяй Тя прияти: смерть умертвися, предощутивши Лазаря, приити из мертвых: и мы с ваиами сретение совершающе в радости, воспеваим державу благости Твоея Господи.(Там же, глас 8)
Двоица ученик посылается днесь, жребя привести Владыце всех: грядет всести, носимый серафимскими множествы. Начинает боятися Лазарем, миродержица всеядица смерть, первее пленившая род человеческий.(седален по 3 стихословии, утреня пятницы)
На Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон Владыко смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне. (трипеснец пятницы, песнь 5, глас 4)
Снидеся иудеов от Иерусалима в Вифанию множество, и с сродницами Лазаревыми днесь страждут: наутрие же разумевше сего из гроба скачуща, движутся на убиение Христово. (ин трипеснец, 5 песнь, глас 8)
Се уготовася Христос предстати Иерусалиму, иже в горах вси и пустынях, соберитеся монаси, Того радостию усрести, со всею поднебесною. (там же)
Здесь достаточно много образов и событий – и трепещущей смерти, и грядущего Распятия, изображается и собрание иудеев, идущих посмотреть на чудо воскрешения Лазаря, наконец, Спаситель предстает перед Иерусалимом как Жених из притчи о десяти девах.
Паремия на 6 часе этого дня – Ис. 66, 10-24, пророчество о пришествии Христа в Иерусалим.
Ну и, соответственно, вечерня, совершаемая в пятницу – это уже вечерня субботы Лазаревой, события которой нам хорошо известны. В этот же день оканчивается Святая Четыредесятница, о чем на вечерне сообщает Триодь:
Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.(Стихира на Господи, воззвах глас 8,, вечерня в Лазареву Субботу)
Общеизвестно, что в этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Лазаревой Субботой. Поскольку праздник этот переходящий, то в тему песнопений Триоди будет входить и Минея с песнопениями, характерными для Благовещения. Интересно, что на утрени вторника седмицы ваий Богородичен после первой кафизмы звучит в тему этого праздника:
Начало спасения, Гавриилово провещание к Деве бысть: слыша бо, еже радуйся, не отбеже целования: не усумнеся яко Сарра в сени, но сице глаголаше: се Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. (Вторник, седален на «И ныне» по 2-м стихословии)
Конечно же, все песнопения Триоди, которые несут в себе воспоминание тех или иных евангельских событий, неизбежно сопрягаются и с покаянной тематикой, которой проникнуты все богослужения Великого Поста. Однако, с течением недели эти песнопения все больше отступают перед праздничным настроением, которым проникнуты песни праздника Лазаревой субботы:
Господи, Лазарев хотя гроб видети, волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси: где положисте его? Уведев же, еже не неведал еси, и возглашал, егоже любил еси: Лазаре гряди вон. И послуша бездыханный, дыхание дающаго ему, Тебе Спаса душам нашим.
Господи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение, на гроб Лазарев пришел еси: и возгласившу Ти сего, ад пленися, и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе: благословенный Господи слава Тебе.
Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. Радуйтеся Марфа и Мариа, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор еврейский удивився, с ваием и ветвьми Того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. (Стихиры на Господи, воззвах вечерни Лазаревой субботы)
Итак, последняя неделя Святой Четыредесятницы представляется достаточно насыщенной аллюзиями на евангельские темы. Так, она начинается с темы двух Лазарей: одного из притчи о богаче и нищем, другого – брата Марфы и Марии из Вифании. Эти две темы идут вместе с традиционными покаянными песнопениями Триоди, иногда соприкасаясь. С вечера среды тема болезни и смерти Лазаря из Вифании выходит на первый план. Каждый день реконструирует события из жизни вифанского семейства – болезнь (понедельник и вторник), смерть и погребение (среда и четверг), нахождение Лазаря в гробу и шествие Христа в Вифанию, чтобы воскресить его. С усилением темы приближения Христа к Вифании постепенно умолкают покаянные песнопения, и на передний план выходят праздничные молитвословия, ведь Христу надлежит скоро прийти в Иерусалим, пострадать, умереть и воскреснуть.
Седмица ваий – последняя седмица Великого Поста, которая остается «для нас», то есть время, которое нам дано для покаяния. Мы вступаем в Страстную седмицу, песнопения которой, скорее являют собой первые три дня строгий суд над человеком и постепенно обращают его внимание к Тайной Вечери, Кресту и Животворящему Гробу. Седмица ваий постепенно вводит нас в круг этих событий, предлагая через образы богача и Лазаря, а также Лазаря Четверодневного, обратиться к Богу с молитвой о воскресении наших душ и провести оставшееся нам недолгое время в покаянии.
Вход Господень в Иерусалим. Переломный момент Великого поста
Вслед за воскрешением Лазаря наступает переломный момент Великого поста — Вход Господень в Иерусалим, иначе Неделя ваий, или Цветоносная Неделя, или Вербное воскресенье.
Заканчивается Четыредесятница и начинается Страстная седмица.
Вход Господень в Иерусалим
Интересно, что Великий пост чем-то похож на шествие Христа в Иерусалим.
Чтобы попасть в Иерусалим из Вифании, Елеонскую гору можно было без труда обойти. Но Христос избрал более сложный и утомительный путь. Через гору. Поэтому сначала Христос подымался вверх, пока не достиг перевала.
Шествие Христа: как это происходило?
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает, что если сопоставить повествования этого события всех четырёх Евангелистов, то можно представить, как это происходило:
«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (Лук. 19:37), то есть когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим «Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса.
Вид Иерусалима, представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей народной массы, который вылился в радостных и громогласных криках: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».
Духовный смысл Входя Господня
Святые отцы раскрывают духовный смысл других подробностей Входа Господня в Иерусалим.
Преподобный Авва Дорофей объясняет, что Христос воссел на ослёнка для того, чтобы нашу душу, уподобившуюся, как говорит Пророк, скотам бессловесным и несмысленным, — как Слово Божие, — обратить и покорить своему Божеству.
Народ встречал Спасителя пальмовыми и масличными ветвями.
Ава Дорофей объясняет, что пальмовые ветви суть символ победы, а масличные ветви суть символ милости. Когда кто терпит обиды и хочет обратиться к человеку, который может защитить его, то он приносит ему ветви масличные, взывая и умоляя о помиловании и подании помощи.
Христа окружало множество народа.
Святитель Николай Сербский объясняет, что множество народа, которые в тесноте и давке радостно ожидают и приветствуют Христа, символизируют собой благородные чувства и возвышенные мысли человека. Предводители толп народы, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземлённые мысли.
Народ славил Бога.
Напротив, предводители толп, фарисеи, хотели, чтобы они замолкли.
По словам Ариепископа Аверкия (Таушева), это славословие Христу Мессии устроятся в сердцах и устах народа Самим Богом. Если бы люди воспротивились этому Божьему повелению, тогда бездушные камни заменили бы людей прославлении Господа.
Господь ехал в Иерусалим.
Иерусалим — пишет Святитель Николай Сербский— означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим, означает вхождение Бога в Душу.
Конечной целью торжественного шествия Христа стал Иерусалимский храм.
Святитель Николай Сербский пишет, что храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет приют. Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима — своей души — и принял Бога в себя.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни
Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию
В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя
В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции
Архив
Богослужебные указания за 13 апреля 2014 года
Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.
Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского. Свт. Инноке́нтия, митр. Московского. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея России, чудотворца (службу зри 15 июня).
Прп. Ипа́тия целебника, Печерского, в Дальних пещерах.
Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстну́ю седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46).
Служба совершается только праздника (по Триоди).
Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор…», «Воскресение Христово видевше…») не поются.
На литургии антифоны праздника. Входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Поется Трисвятое. Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Бог Господь, и явися нам, составите праздник…».
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…», «И ныне» – та же стихира.
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.
На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи…».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…», «И ныне» – та же стихира.
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди.
Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, оса́нна в вы́шних, и мы Тебе́ вопие́м: благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престо́ле Херуви́мсте…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси хвалу́»; стих: «Го́споди Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач.). («Воскресение Христово видевше. » не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иере́й взем кади́ло, кади́т крестообра́зно» приготовленные заранее ва́ия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ва́ий: «Го́споди Бо́же наш, седя́й на Херуви́мех…». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой1 с произнесением слов: «Освяща́ются ва́ия сия́, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь» (трижды), а потом, на елеопома́зании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христо́с…», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже…», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами. ».
Примечание. Согласно общераспространенной практике, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника. «Егда́ же целу́ют бра́тия Свято́е Ева́нгелие, приходя́ще покланя́ются игу́мену, и от руку́ его́ взе́млют ва́ия со свеща́ми» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).
Канон праздника, творение прп. Космы, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – ирмосы канона праздника (по каждой песни).
По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 6-й: «С ве́твьми воспе́вше пре́жде…» (единожды).
По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́…». Икос, глас тот же: «Поне́же ада связа́л еси, Безсме́ртне…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и яви́ся нам…» (и прочее по обычаю). (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (с обычными стихами; трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Пре́жде шести́ дней Па́схи…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (единожды).
Отпуст праздничный: «Иже на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
На часах – тропарь праздника: «О́бщее воскресе́ние…». «Слава» – ин тропарь праздника: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…». Кондак праздника: «На престо́ле на Небеси́…».
Примечание. «На 1-м часе́ тропа́рь: О́бщее воскресе́ние, Сла́ва: Спогре́бшеся Тебе́. И ны́не, Богоро́дичен часо́в. По Трисвято́м конда́к пра́здника: На престо́ле на Небеси́. и про́чая, и соверше́нный отпу́ст. Та́кожде и на про́чих часе́х. И лити́я быва́ет вне монастыря́» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
На проскомидии заготовляются три Агнца – для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы.
Входный стих: «Благослове́н Гряды́й во Имя Госпо́дне; благослови́хом вы из до́му Господня; Бог Господь, и яви́ся нам».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…». «Слава» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…», «И ныне» – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́…».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен – праздника.
После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…».
Отпуст в конце Литургии – как на утрене.
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).
1 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять вайи святой водой. (Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.)
Источники:
http://www.pravmir.ru/nedelya-vaij-v-pesnopeniyax-cerkvi/
http://www.svyatoyhram.ru/%D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-2017/
http://www.patriarchia.ru/bu/2014-04-13/