Аль фараби труды. Логика, как форма познания

Аль-Фараби

Немногим позднее Аль-Кинди жил другой философ, важный для понимания арабской философии — Аль-Фараби (870-950). Родился он на территории, которая сейчас находится в южном Казахстане, потом переехал в Багдад, где учился у врача-христианина, несторианина. Так же как Аль-Кинди, Аль-Фараби был энциклопедически образованным человеком, был врачем и музыкантом, блестящим ритором и философом. В философии Аль-Фараби также опирался на Аристотеля, в котором его прежде всего интересовала логика. Именно Аль-Фараби собрал и упорядочил все логические трактаты Аристотеля, то, что сейчас называется «Органоном».

Знание логики Аль-Фараби было настолько велико, что последующие философы часто называли Аль-Фараби «вторым учителем» («первый учитель» — это Аристотель). Логику он также понимал как инструмент для познания истины, поэтому ее необходимо изучать всем. Но у логики есть теоретические основы ее существования. Такие основы логики (а также и математики, и физики) изучает метафизика, которая объясняет сущность предметов этих наук, а также сущность нематериальных предметов, которые не являются телами, в том числе и Бога, Который является главным предметом метафизики. Поэтому Аль-Фараби называл метафизику божественной наукой.

В онтологии Аль-Фараби сформулировал принцип разделения всего мира на два вида бытия. Первый вид — это те вещи, из сущности которых не вытекает их существование, эти вещи как могут существовать, так и не существовать. Поэтому Аль-Фараби называет их возможно-сущими. Для их существования имеется причина вне этих вещей. Но есть и вещи, причина существования которых имеется в самих этих вещах, т.е. существование которых определяется их сущностью. Речь может идти лишь о Боге, поскольку только из сущности Бога вытекает Его существование.

Бога Аль-Фараби понимает, как Плотин, указывая, что Бог не имеет начала, непознаваем, Его невозможно определить, невозможно доказать Его существование, но не соглашается с пониманием Бога в качестве некоего безличного начала. У Бога есть личностная воля, и Он по Своей воле, путем эманации создает первый разум, а потом разум второй, который создает мир и четыре стихии. Т.е. плотиновская иерархия ипостасей соединяется с мусульманским креационизмом.

Первый и второй разум имеют в себе свою умопостигаемую материю и свою форму. Эту форму может постичь лишь человеческий разум, не опирающийся на чувства, более того, разум, которому не мешают чувства. В связи с этим Аль-Фараби проводит классификацию познавательных способностей человека. Всего Аль-Фараби насчитывает четыре вида разума. Это, во-первых, низший вид разума, разум пассивный, связанный с чувственностью, второй вид разума — актуальный, который является чистой формой, способной к постижению форм. Третий вид разума — разум приобретенный, познавший некоторые формы. Четвертый вид — деятельный, который на основе знания форм постигает остальные духовные формы и Бога. Т.е. пассивный, актуальный, приобретенный и деятельный разум.

Пассивный разум связан с чувственностью, актуальный есть чистая форма, способный к постижению форм. Приобретенный разум -тот, который уже познал. И на основе познания этих форм разум приобретает деятельное начало, он может приобретать знание и других форм и знание Бога.

Аль-Фараби: биография. Философия восточного мыслителя

Арабских ученых древности, которые оставили после себя великое научное и творческое наследие, чтут и в современном мире. Возможно, некоторые их взгляды и понятия кажутся сегодня устаревшими, но в свое время они направляли людей в сторону наук и просвещения. Одним из таких великих ученых был Аль-Фараби. Биография его берет свое начало в городе Фараб (территория современного Казахстана) в 872 году.

Жизнь великого философа

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг, известный всему миру как Аль-Фараби, прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным наукам.

Современники называли этого великого человека вторым учителем, подразумевая, что первым был Аристотель. Биография Аль-Фараби дает очень скудную информацию, так как при жизни ученого никто не уделял этому внимания, а все имеющиеся данные были по крупицам собраны спустя пару веков после его смерти.

  • Родился он в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.). Довольно крупный город находился возле места, где Сырдарья и Арысь соединяются. Позже населенный пункт переименовали в Отрар, и сегодня его развалины можно увидеть на юге Казахстана в Отрарском районе.
  • Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода.
  • Еще будучи юношей, Абу Наср Аль-Фараби, биография которого умалчивает о его детских годах, чурался светских приемов и много времени проводил за изучением трудов Аристотеля и Платона.
  • Некоторое время он жил в Бухаре, Самарканде и Шаше, где учился и работал одновременно.
  • Закончить образование Аль-Фараби (биография рассказывает об этом более подробно) решил в Багдаде. В то время это была столица Арабского халифата и крупный культурный и научный центр.
  • По пути в Багдад молодой ученый, уровень знаний которого на то время можно назвать энциклопедическими, посетил такие города, как Исфахан, Хамадан и Рею (современный Тегеран).
  • Прибыв в столицу в 908 году, Аль-Фараби (биография не дает более точных данные) изучает логику, медицину, естествознание, греческий, но у каких именно учителей, неизвестно.
  • Прожив в Багдаде до 932 года, он покинул его, став уже достаточно известным ученым.

Жизнь в Дамаске и мировая известность

Переезд стал толчком для дальнейшего развития философских и научных талантов ученого, но о его личной жизни того времени почти ничего не известно.

  • В 941 г. философ переезжает в Дамаск, где о нем никто ничего не знал. Первые годы в этом городе были достаточно трудными, так как ему приходилось работать в саду, а по ночам писать свои великие трактаты.
  • В свое время Абу Насыр Аль-Фараби (биография не указывает точных дат) посещал Сирию, где у него был покровитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, помогавший многим деятелям науки и искусства того времени.
  • Известно, что в 949 году ученый был в Египте.
  • Существует 2 версии того, как умер великий философ. В одних источниках говорится, что он скончался по естественным причинам в возрасте 80 лет, по другим – был ограблен и убит по пути в Аскалан.
Читать еще:  К чему снится красный паук женщине. Большой красный паук

Такой была жизнь Абу Наср Аль-Фараби, краткая биография которого не передает во всей полноте его величия, чего не скажешь о его трудах.

Научный подход к обучению

Так уж был устроен ум Аль-Фараби (биография об этом не рассказывает), что мог охватить сразу несколько научных направлений для их изучения и развития. Он был сведущ во многих известных во время средневековья науках и во всех из них преуспел.

Его деятельность началась с изучения трудов великих греческих мудрецов. Давая к ним комментарии, он старался довести их мысли простым языком до широкого круга людей. Иногда для этого ему приходилось излагать все это своими словами. Еще один научный метод, который применял Аль-Фараби – это анализ великих трактатов древности с подробным изложением их содержания. Определить это можно по рукописям, где арабский ученый оставлял свои записи, которые условно можно поделить на 3 типа:

  • Пространный комментарий, в основе которого лежало высказывание древнего мудреца с подробным объяснением, что автор хотел этим сказать. Такая работа проводилась с каждой главой или разделом трактата.
  • Средний комментарий, в котором брались только первые фразы оригинала, а все остальное являлось объяснением Аль-Фараби. Биография ученого не передает сути этой работы.
  • Небольшим комментарием можно назвать изложение древних трудов от своего имени. При этом Аль-Фараби мог объединять сразу несколько произведений Аристотеля или Платона, чтобы донести до учеников смысл их философии.

Изучение и комментарии к этим трудам не только способствовал продвижению их в широкие массы людей, но и направляли мысли арабского ученого на дальнейшее обдумывание этих философских вопросов.

Вклад в развитие наук

Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на таких ученых средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие. На сегодняшний день известно порядка 130 работ ученого, также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре.

Биография Аль-Фараби на русском языке указывает, что он смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей (“Альмагест”), Александр Афродезийский (“О душе”) и Евклид (“Геометрия)”. Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений – это его умственные изыскания и практические опыты.

Философские труды Аль-Фараби

Все научные работы арабского ученого можно разделить на несколько видов:

  • Общефилософские работы, которые были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям.
  • Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способам познания мира.
  • Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии.
  • Отдельные труды (биография Аль-Фараби это упоминает) посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике.
  • Отдельное внимание ученый уделил изучению общественно-политических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике.

За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Не перестали быть актуальными его работы и в наше время.

Основа бытия по учению Аль-Фараби

Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на 6 ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями:

  • Первая ступень – это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано.
  • Вторая – появление всего.
  • Третья ступень – это деятельный и находящийся в развитии разум.
  • Четвертая – душа.
  • Пятая ступень – это форма.
  • Шестая – материя.

Эти ступени лежат в основе всего, что окружает человека, и ученый разделяет их на 2 вида:

  • Вещи и состояния, которые он называл “возможно сущими”, так как их природа не всегда вызвана необходимостью их существования.
  • Вторые, наоборот, всегда существуют сами по себе и называются “необходимо сущими”.

Первопричиной всего Аль-Фараби (краткая биография и знакомство с его работами указывают на это) называл Бога, так как только ему присущи цельность и единственность, тогда как остальные ступени имеют множественность.

Вторая причина – это возникновение планет и других небесных тел, которые по своей природе отличаются от земных форм. Третью ступень Аль-Фараби определил космическому разуму, который заботится о живой природе и стремится довести мир до совершенства.

Последние 3 ступени связаны с нашим миром, и им ученый уделил самое пристальное внимание. Он отделил функции Бога от того, что происходит в материальном мире, тем самым ограничив его вмешательство в жизнь людей, дав им свободу воли. Он смог утвердить силу материи, наделив ее вечностью.

Взаимосвязь формы и материи

Немало внимания ученый уделил взаимоотношениям формы и материи. Например, он дает трактовку формы как цельность структуры, а материи – как сущность и основание всех вещей. Именно он указал на то, что форма может существовать только благодаря наличию материи и не может находиться вне тела. Материя, в свою очередь, – это субстрат, который обязательно должен быть наполнен содержанием (формой). Об этом великий ученый пишет в своих работах “О материи и форме” и в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”.

Читать еще:  Сон выпадение волос прядями с головы. К чему снится выпадение волос на голове

Отношение к Богу у Аль-Фараби было, скорее, научное, чем религиозное. Многие последователи ученого, а далее религиозные арабские деятели, утверждали, что он был истинным мусульманином, чтившим традиции ислама. Но труды мудреца говорят о том, что он пытался познать Бога, а не слепо верить в него.

Недаром ученый такого уровня был похоронен без участия в процессии духовенства. Слишком смелыми были высказывания Аль-Фараби о строении мира и всего сущего.

Учение об идеальном городе-государстве

Немало внимания ученый уделял таким аспектам жизни, как счастье, нравственность, война и государственная политика. Им он посвятил такие работы:

  • “Трактат о достижении счастья”;
  • “Пути счастья”;
  • “Трактат о войне и мирной жизни”;
  • “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”;
  • “Гражданская политика”;
  • “Трактат об изучении общества”;
  • “О добродетельных нравах”.

Все они затрагивают такие важные во времена жестокого средневековья аспекты, как любовь к ближнему своему, безнравственность войн и естественное стремление людей к счастью.

Если объединить эти работы, то можно сделать такой вывод из философии автора: люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Он придумал город, в котором управление находится под руководством мудрецов и философов, а его жители творят добро и осуждают зло. В противовес этому идеальному обществу автор описывает города, где правят зависть, стремление к богатству и бездуховность. Для своего времени это были довольно смелые политические и нравственные взгляды.

О музыке

Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби (биография на казахском языке это подтверждает) уделил немало времени музыковедению. Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение.

Это вывело изучение и сочинение музыки на новый уровень. Он познакомил другие народы с музыкой Востока, оставив после себя трактаты “Слово о музыке” и “О классификации ритмов”. В отличие от школы пифагорейцев, по которой слух не имел значения для различения звуков, а главным в этом являются вычисления, Аль-Фараби считал, что именно слух позволяет определять звуки и соединять их в гармонию.

Учение о познании

Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание.

Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции. Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения.

Логика, как форма познания

Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби – это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям.

Ученые Востока и других стран поддержали его работы “Введение в логику” и “Вводный трактат по логике”. Логика – это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый.

Память о великом ученом

В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке. Например, есть об Аль-Фараби биография на казахском, ему посвящены улицы городов и даны имена университетам. В Алматы и Туркестане установлены памятники, а 1975 году широко отмечался 1100-летний юбилей со дня рождения Аль-Фараби. Биография (казакша) не передает всего величия мудрости этого человека.

Философские воззрения аль-Фараби

Аль- Фараби (870 -950) – учёный энциклопедист, был признан своими современниками “Вторым учителем” после Аристотеля.

Несмотря на приверженность аль-Фараби учению Аристотеля, восхищение и преклонение перед крупным античным мыслителем, тем не менее, аль-Фараби является создателем собственной оригинальной философии, внёс в философию и науку собственные исследования. Им написаны комментарии и предисловия к таким трудам Аристотеля, как “Метафизика”, “Герменевтика”, “Категория” и “Софистика”.

Несомненно, что Аль-Фараби сыграл большую роль в сближении науки и древней культуры Востока и Запада. Комментируя философию Аристотеля, он написал такие философские труды, как “Что нужно знать заранее при изучении философии”, “Жемчужина премудрости”, “Социально-этические трактаты”, “Философские трактаты”, “Появление науки”, “Энциклопедия науки или календарь”, и др. То, что аль-Фараби на основе комментариев к трудам Аристотеля пишет самостоятельные труды, уже показывает аль-Фараби как самостоятельно мыслящего и оригинального философа и ученого.

Аль-Фараби внёс значительный вклад в науку логики. Логика определяется им как необходимый элемент и инструмент научного познания мира и интеллектуального поиска истины.

Аль-Фараби провёл большие исследования в области музыки и написал известный “Большой трактат о музыке”. Используя математические расчёты, аль-Фараби создаёт нотную грамоту. Им также создан такой музыкальный инструмент как домбра. Известен также трактат аль-Фараби «О музыкальной гармонии».

Читать еще:  Если в доме покойник приметы. Приметы и поверья о покойнике

Аль-Фараби также является теоретиком в области поэзии. Им написаны следующие трактаты по научному изучению поэзии: «Трактат о канонах искусства поэзии» и «Об искусстве поэзии».

Особое значение имеют труды аль-Фараби по метафизике, языкознанию, логике, психологии, географии, этике. Аль-Фараби создал энциклопедию знания, систематизировав науки своего времени. Проблеме классификации научного знания посвящена работа аль-Фараби «Слово о классификации наук», где особое место отводится логике и языкознанию, и этим отраслям знания аль-Фараби отводит по целой главе каждой.

Большое значение аль-Фараби придавал моральному облику ученого. Этим самым он предвосхитил идею другого ученого-универсала – Леонардо да Винчи о моральной ответственности ученого гения и сохранившего в тайне многие технические свои изобретения, опасаясь, что они будут использованы его современниками в целях разрушения и взаимоистребления. Согласно аль-Фараби чтобы представлять науку и философию, человек должен обладать свойствами, присущими мыслителю: чувством собственного достоинства, бескорыстием, любовью к своему народу, стремлением к науке.

В трактатах “Риторика”, “Об искусстве поэзии”, “О достижении счастья” аль-Фараби рассматривает проблемы этики и эстетики, определил сущность таких категорий, как красота, счастье, добродетель и знание. Так аль-Фараби классифицирует благородные действия человека, к коим относит здравомыслие и правдивость, а также дружественность. К безобразным действиям аль-Фараби относит звероподобность, страх, печаль и досаду.

Этика определяется им как наука, дающая возможность отделять плохое от хорошего, поэтому в его этической концепции центральное место занимает такая категория, как добро. Если красота является свойством, присущим самой жизни, то добро избирает лишь добродетельный человек, считает аль-Фараби.

Аль-Фараби отметил единство трёх категорий: знания, добра и красоты. По его мнению, красота – это свойство, присущее самой жизни. Способный видеть красоту в окружающем мире и поступках людей – приближен к познанию истины, так как истина есть красота и совершенство.

Аль-Фараби в трактате “О достижении счастья” утверждает, что счастье человека не в потустороннем мире, а в реальном, земном бытии. Для достижения счастья человек должен самосовершенствоваться, а для этого необходимо стремиться к добру и отвергать пороки. Осознать счастье и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разума. Истинно же добродетельный человек следует справедливости, потому что она сама по себе есть благо. Добро и зло не от Бога, их выбирает сам человек. Тем самым аль-Фараби признает идею свободной воли человека, воля при этом может быть доброй и злой. Поступок определяется и нравственно оценивается именно из качества воли человека, совершившего его.

Аль-Фараби разделяет философию на теоретическую и практическую. Теоретическая философия исследует устоявшиеся вещи, а практическая те вещи, которые можно изменить или создать в процессе человеческой деятельности.

Аль-Фараби глубоко убежден, что для овладения философией нужны и хороший нрав и сила ума, а достижение цели в жизни зависит от самого человека. Совершенствование человека в познании окружающего мира как процесса искания истины.

Как считает аль-Фараби, хороший философ обязан знать теорию науки и уметь применять её в других духовных сферах. Если Платон определяет управление государством как препятствие в достижении высоких целей, то аль-Фараби, наоборот, не отстраняется от повседневных дел и реального положения в обществе, а старается помочь людям в достижении истины.

Аль-Фараби сравнивает религию с философией. Философия требует доказательств, а религия – веры. В этом принципиальная разница между ними, о чем говорит аль-Фараби в своем трактате «Книга букв» в разделе «Связь между религией и философией» в главе «О происхождении выражений философии и религии».

Аль-Фараби убежден, что правитель должен быть сведущим в науках и философии, что возвеличит справедливость в обществе. Законодатель благодаря своим способностям сумеет применить законы, защищающие интересы человека. Имам – это человек, достигший высот в области теории философии и богословия, что даёт ему возможность быть советником, руководителем. Просвещенный имам способен направлять людей к достижению всеобщего блага. Просвещенный правитель сведущ в проблеме счастья как высшего блага. Благодаря своей осведомленности он способен привести к счастью своих современников. В этом сородство аль-Фараби учению Аристотеля о благе и государстве как организаторе коллективных усилий по достижению всеобщего блага.

В трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии» аль-Фараби выдвигает прогрессивную идею, что прежде, чем познавать философию, равно как и другие науки, учёный должен сначала познать этику как учение о нравственности, так как знание в руках безравственного учёного превращается в разрушительную силу.

Вопросы для обсуждения:

1. Докажите, что аль-Фараби является учёным-энциклопедистом?

2. Почему аль-Фараби именуют “вторым учителем”?

3. Принижает ли титул “второй учитель” значения аль-Фараби в научном мире?

4. Почему аль-Фараби можно считать связующим звеном между восточной и западной науками и культурой?

5. Почему в этике аль- Фараби главное место занимает категория добра?

6. В чём заключается идея добра и добродетели в учении аль-Фараби?

7. Что нужно, по мнению аль-Фараби, знать прежде, чем изучать философию?

8. Что лежит в основе деления аль-Фараби философии на теоретическую и практическую?

9. Почему, как считает аль-Фараби, для изучения философии необходимы хороший нрав и сила ума? Что понимает аль-Фараби под силой ума и хорошим нравом?

10. В чём видит аль-Фараби смысл жизни человека?

11. В чём проявляется влияние аль-Фараби на Ю. Баласагуни?

12. Назовите труды аль-Фараби?

13. Каково место и значение аль-Фараби в мировой философии?

14. Почему имя аль-Фараби неразрывно с понятиями “философия средневековья”, “тюркская философия”, “гуманистическое мировоззрение”?

Источники:

http://studopedia.ru/4_109411_al-farabi.html
http://fb.ru/article/274039/al-farabi-biografiya-filosofiya-vostochnogo-myislitelya
http://lektsii.org/7-45268.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: