9 час по пасхальному чину. Время Церкви: Часы

Порядок совершения 9 часа

Б.1. В.1. ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ

В состав церковного богослужения входят:

В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, т.к. течение времени, по учению Свящ. Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения РПЦ входят:

Час

9 час по Церковному счислению соответствует 3-му часу пополудни. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, т.к. именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: “Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?”, за к-рым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: “Отче, в руки Твои предаю дух Мой” (23, 46), с к-рым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, “Учительное известие” (при Служебнике) увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9 час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе 8 книги Постановлений Апостольских (2-3 вв.). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим (348), а тропари и молитвы, ныне читаемые на 9 часе, принадлежат свт. Василию Великому (329-379).

Т.к. 9 час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь “С высоты снишел еси”, а не “Запечатану гробу”.

9 час обычно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник.

9 час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1-й и 9-й главах Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста).

Порядок совершения 9 часа

Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: “Благословен Бог наш”.

Чтец: “Аминь”. “Слава Тебе, Боже наш, слава тебе”, “Царю Небесный…”, Трисвятое по “Отче наш…”.

Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: “Яко Твое есть царство…”, после чего южными дверями уходит в алтарь.

Чтец: “Аминь”, “Господи, помилуй” (12 раз), “Слава и ныне”, “Приидите поклонимся”(трижды). Затем читаются 3 псалма 9 часа:

1. “Коль возлюблена селения Твоя, Господи” (Пс. 83);

2. “Благословил еси, Господи, землю Твою” (Пс. 84);

3. “Приклони, Господи, ухо Твое” (Пс. 85).

После псалмов: “Слава и ныне…”, Аллилуиа (трижды), “Господи, помилуй” (трижды), “Слава” – тропарь святому из Минеи, “И ныне” – Богородичен часа: “Иже нас ради рождейся от Девы…”, Трисвятое по “Отче наш…”.

После возгласа свящ-ка: “Яко Твое есть Царство…” чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… “Господи, помилуй” (40 раз), “Иже на всякое время…”, “Господи, помилуй” (трижды), “Слава и ныне”. “Честнейшую Херувим…”, “Именем Господним благослови, отче”.

Свящ-к: “Боже, ущедри ны…”.

В завершение чтец произносит молитву часа: “Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш…”.

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа.

Итак, в последовании 9 часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре 9 часа: “Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас”.

В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Час

Служба 1 часа есть 1-я служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени.

Часы бывают 2х типов: с псалмами (3хпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные).

Тип трехпсалмных часов разделяется на 3 подтипа:

3) великие (под сочельники).

Междочасия же, хотя и представляют собою типы часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в число суточных служб не входят. В древности они входили в круг древних часов.

Молитвословия 1 часа находятся в Следованной Псалтири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе.

В конце утрени, после пения: “Утверди Боже…” свящ-к задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: “Приидите, поклонимся…” и положенные псалмы 1 часа.

Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда 1 час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.

1 час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с “Приидите, поклонимся” (трижды).

Затем следует характерное для часов трехпсалмие; в 1 часе оно состоит из 3х псалмов:

· 5 пс. “Глаголы мои внуши, Господи…”,

· 89 пс. “Господи, прибежище был еси нам…”

· 100 пс. “Милость и суд…”.

За трехпсалмием следует “Слава, и ныне”, “Аллилуиа” (трижды), опять “Слава” и тропарь празднику или святому, затем “И ныне” – Богородичен: “Что тя наречем…”.

Далее следуют стихи из пс. 118 (стихи 133-136 – “Стопы моя направи…”, “Избави мя от клеветы…”, “Лице Твое просвети…”, “Да исполнятся уста моя…”).

Затем “Трисвятое”, “Отче наш…” и кондак праздника или святого. “Господи, помилуй” (40 раз), после чего следует общая молитва повечерия, полунощницы и Часов “Иже на всякое время…” За этой молитвой следует троекратное: “Господи, помилуй. Слава, и ныне”, потом: “Честнейшую херувим…” “Именем Господним благослови, отче”.

Свящ-к, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв светильничных и утренних), говорит: “Боже, ущедри…”.

Чтец отвечает: “Аминь”.

Свящ-к же продолжает молитву, в к-рой прославляет Христа: “Христе, Свете истинный…”.

Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном “Взбранной Воеводе…”.

За этой торжественно-благодарственной и победной песнью свящ-к произносит: “Слава Тебе, Христе Боже…”

Читать еще:  Убить злую ведьму в ведьмаке 3. Как победить зло? Мощная сила способная творить чудеса

Хор: “Слава, и ныне”, “Господи, помилуй” (трижды), “Благослови”.

Свящ-к говорит отпуст 1 часа.

Пение “Взбранной Воеводе” в сущности не относится непосредственно к 1 часу (в Уставе его нет), а явл-ся кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования 1-го Часа.

В практике имеет место традиция, в силу к-рой в великие праздники вместо “Взбранной Воеводе…” поется кондак праздника. (Напр, 7 января вместо “Взбранной Воеводе” поется “Дева днесь”, и т.п.).

Если совершалась вседневная утреня, то на 1 часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на 1 часе произносится малый отпуст.

При совершении 1 часа вспоминается, как сказано в Служебнике, “како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в притвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть” (Известие учительное в Служебнике).

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на 1 Часе определенные псалмы, в к-рых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения, в 5 пс. раскрываются свойства врагов, к-рыми Спаситель был оклеветан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, т.е. небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100).

1 час стоит в начале суточных служб уже в древнейших греч. памятниках 8 в, т.е. почти со времени возникновения суточного богослужебного круга. Источники службы 1 часа восходят ко временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит свт. Василий Великий и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы 1 часа. Есть сведения о службе 1 часа, восходящие ко времени жизни прп. Саввы Освященного. О соединении 1 часа с утреней упоминает Никон Черногорец (11 в). На Западе 1 час становится известным с 6 в. в уставах святого Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е.Диаковский, 1 час непосредственно примыкает к утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов. Отсюда становится ясно, что 1 Час органически связан с утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубоко историческое основание.

Что касается песни “Взбранной Воеводе…”, то этот текст, как утверждают нек-рые литургисты, принадлежит, по всей вероятности, Георгию Писиде (7 в), ибо им начинается известный акафист Божией Матери, принадлежность к-рого авторству Георгия Писиды не подлежит сомнению. Исторические обстоятельства, побудившие Георгия Писиду написать эту песнь и акафист, полагают, были события войны 626 года, когда Византийская империя победоносно отразила от стен столицы соединенные силы азиатских народов, среди к-рых были и “Тавроскифы” – русские славяне.

К. Никольский придерживается другого мнения. Он говорит, что “Взбранной Воеводе…” составлена греками в то время, когда они избавились от нападения Киевских князей – Аскольда и Дира (866 г), разбитых на своих судах бурею у Константинополя при погружении в море ризы Божией Матери. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Читать еще:  Что означает имя гелий - значение имени, толкование, происхождение, совместимость, характеристика, перевод. Имя Гелия на разных языках

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Читать еще:  Кидать кусками рыбы в человека во сне. Приснилось что разделываю рыбу во сне

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

9 час по пасхальному чину. Время Церкви: Часы

В древности у евреев и римлян сутки делились на 4 стражи: первая начиналась с утра — по прежнему исчислению в первом часу; вторая начиналась в 9 утра, по прежнему исчислению в третьем часу, и так далее. Каждая стража в христианской Церкви освящалась молитвой, так появились часы 1, 3, 6, 9. Слово «час» — это неточный перевод слова «стража». Каждый час имеет свое особое духовное знаменование. Первый час посвящен воспоминанию суда над Господом у первосвященников и Пилата, который происходил ранним утром. В то же время первый час естьначало дня, и служба первого часа содержит благодарение Господу за протекшую ночь и просьбу услышать молитву.

Тропарь 1-го часа.

Славянское чтение. Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой.

Русское пояснение. Утром услыши голос мой (молитву мою), Царь Мой и Бог Мой.

В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Тропарь 3-го часа.

Славянское чтение. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. но обнови нас молящихтися.

Русское пояснение. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе.

Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов», то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи.

Тропарь 6-го часа.

Славянское чтение. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас.

Русское пояснение. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно (совершенный) в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас.

Девятый час воспоминает смерть Господа.

Тропарь 9-го часа.

Славянское чтение. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас.

Русское пояснение. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас.

Общий порядок всех часов: читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче».

Возглас священника и заключительная молитва.

Первый час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Глаголы моя внуши, Господи» (псалом 5), «Господи прибежище бысть нам» (псалом 89) и «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (псалом 100). Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». «Христе свете истинный», и отпуст.

Третий час. Начало третьего часа обычное: «Благословен Бог наш». Аминь. «Царю небесныи»; Трисвятое; «Отче наш»; «Приидите поклонимся»; три псалма: «Услыши, Господи, правду мою» (псалом 16); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (псалом 24) и «Помилуй мя, Боже» (псалом 50); Слава и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная»; стих: «Господь Бог благословен»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи помилуй», 40 раз, и т. д. Заключительная молитва: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Шестой час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Боже, во имя Твое, спаси мя» (псалом 53); «Внуши, Боже, молитву мою» (псалом 54) и «Живыи в помощи Вышняго» (псалом 90); Слава, и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Яко не имамы»; стих: «Скоро да предварят»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи помилуй», 40 раз, и прочее. Заключительная молитва: «Боже и Господи силам».

Девятый час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Коль возлюбленна села Твоя» (псалом 83); «Благоволил еси, Господи, землю Твою» (псалом 84) и «Приклони, Господи, ухо Твое» (псалом 85); Слава, и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Иже нас ради рождеися»; стих: «Не предаждь нас до конца»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи» помилуй», 40 раз, и прочее. Заключительная молитва: «Владыко Господи, Исусе Христе, Боже наш».

Источники:

http://studopedia.ru/6_39532_poryadok-soversheniya–chasa.html
http://pravlife.org/ru/content/chto-takoe-bogosluzhebnye-chasy-i-mozhno-li-na-nih-opazdyvat
http://ruvera.ru/chasy

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: