Ученые сожженные на кострах инквизиции. Школьная энциклопедия
Не только Джордано Бруно: 5 учёных, которых сожгли на костре католики
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мигель Сервет
Испанский врач и естествоиспытатель шестнадцатого века, арагонец Сервет известен тем, что первым в Европе описал малый круг кровообращения – тот, который проходит по лёгким, принеся знания, почерпнутые им из работ араба Абн-ан-Нафиса в пространство, где до тех пор руководствовались ошибочными представлениями римлянина Галена.
Но, кроме анатомии человека, Сервет интересовался также богословскими вопросами. Он написали трактат с полемикой с традиционным взглядом на Троицу и в результате был вынужден скрываться – переехал в Лион, где поселился под именем Мишель Вильнёв. Довольно дерзко было брать говорящую фамилию (“Новый город”), но таковы уж были люди эпохи Просвещения.
В Лионе Сервет прожил не так долго. Меняя город за городом, он занимался врачебной практикой, но в конце концов не сдержался и издал ещё один трактат – “Восстановление христианства”, в котором спорил и с католиками, и с протестантами, утверждая, что они искажают изначальный вид и замысел христианства. Весь тираж книги был, конечно, уничтожен как еретический, а за Серветом пришла инквизиция.
Во время судебного процесса Сервет смог бежать из тюрьмы, но вскоре был пойман и сожжён на костре за ересь. Впрочем, и Бруно, вопреки мифам, был также сожжён за то, что собирался создать новое христианское учение – то есть, критиковал существующее.
Чекко д’Асколи
Итальянский математик, астроном и поэт известен тем, что написал своеобразную универсальную энциклопедию своего времени полностью в стихах. Он сумел зарифмовать сведения из астрономии, зоологии, современные ему представления о психологии, антропологии и многое другое. Однако внимание инквизиции д’Асколи привлёк своим крайним увлечением астрологией.
Он, например, утверждал, что Христос явился на землю не только по воле Божьей, но и вследствие того, что звёзды сложились определённым образом, и что при определённом положении звёзд можно произносить заклятья, подчиняющие бесов и заставляющие их творить в твою пользу чудеса. Кроме того, что уже не так сильно интересовало церковь, но вызвало недовольство светских властей, д’Асколи поведал каждому, желающему это знать, что планеты, мол, свидетельствуют – Антихрист родится в богатой и влиятельной семье. В общем, в самом начале четырнадцатого века д’Асколи сожгли за увлечение астрологией и склонностью объяснять ею вообще всё.
Этьен Доле
Французский филолог, известный своей ссорой с Рабле из-за публикации его сочинений без разрешения автора и своим трудом по теории и практике письменного (литературного) перевода, погорел тоже на ереси. Он увлечённо издавал вообще всё, что только мог придумать издать, включая Псалтирь (что тогда было запрещено) и богословские полемические труды. Во время ареста в его доме обнаружились сочинения протестантов.
Для начала его пожурили, взяли с него отречение от всяких протестантских взглядов и обещание больше ничего сомнительного не публиковать, но потом арестовали снова. Как водилось в то время, бежал из-под стражи, но на свободе гулял недолго: его опознали и снова арестовали. К костру его приговорил Парижский парламент, а не какой-нибудь Папа Римский, как можно подумать.
А коллегу Этьена Доле, филолога Уильяма Тиндейла, преподавателя Кембриджского Университета, схватили и сожгли за перевод Библии: тогда желание ознакомить с Библией широкие народные массы напрямую считалось родом ереси. Притом переводил Тиндейл книгу книг на английский, живя в Германии, а арестовали и сожгли его в Бельгии. Показательно сожгли и его переводы – это сделал епископ Лондонский, не пожалев денег, чтобы выкупить почти весь тираж. Но остановить процесс было уже нельзя, и перевод Тиндейла выходил и раскупался раз за разом, несмотря на всё противодействие католического духовенства.
Джулио Ванини
Как многие философы своего времени (начало семнадцатого века), итальянец Ванини интересовался, прежде всего, физическими опытами. Он также считается одним из отцов современной философии, но как раз именно за то, за что его сожгли: как и Бруно, он нападал на современную ему схоластику, то есть – критиковал ход мысли церковников.
Совсем ещё молодым мужчиной он принял сан священника и… принялся странствовать, распространяя свои антирелигиозные идеи. Утверждал он разное: например, сомневался в бессмертии души и находил человека и обезьяну по-родственному похожими. В конце концов его приговорили к отрезанию языка и повешению как атеиста. А сожгли уже труп, потому что еретиков надо бы жечь.
Кроме еретиков, у инквизиция была ещё одна головная боль: сатанисты. Три самых известных сатаниста Средних Веков: убийца детей, насильник сестры и не веривший в непорочное зачатие.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Scisne ?
В 2002 году Папа Иоанн Павел II извинился за казни, осуществленные святой инквизицией, и объявил, что церковь раскаивается в “действиях, продиктованных нетерпимостью и жестокостью в служении вере”. Однако до сих пор большинство католических иерархов полагает, что как пытки еретиков, так и гонение на “чересчур ретивых” ученых были вполне оправданными. А второй секретарь Ватиканской конгрегации вероучений (бывшая святая инквизиция) в интервью, данном английскому телевидению в ноябре 2005 года, договорился до того, что “хотя святость почившего понтифика не подлежит обсуждению, его решение осудить инквизицию было преждевременным”.
Но если о методах средневековой борьбы с отступниками от официальной веры еще можно спорить, то отрицательная роль инквизиции в развитии цивилизации и нации не подлежит сомнению.
Святой трибунал создан…
В средние века католическая церковь отличилась двумя яркими и тесно взаимосвязанными явлениями — крестовыми походами и Святой инквизицией.
Всего с 1096 года было осуществлено 8 крестовых походов за освобождение Святой земли от неверных, из которых только первый достиг какого-либо успеха — в 1099 году крестоносцы отбили у мусульман Иерусалим, разграбили город, но надолго не удержали. Однако именно там, на Ближнем Востоке, вдалеке от Святого Престола, среди дорвавшихся до легкой добычи рыцарей стало вызревать инакомыслие. Так” появился орден тамплиеров, начали возникать различные реформаторские течения. Для того же чтобы защитить официальную христианскую доктрину, Папа Григорий IX и создал в 1232 году постоянно действующую инквизицию из судей и монахов. В обязанности инквизиторов входило “спасение заблудших душ” и искоренение на корню любых отклонений от официальной точки зрения как на духовное, так и на материальное построение мира. Естественно, что любое научное открытие, не укладывавшееся в рамки “папской” доктрины, признавалось вредным и преследовалось с максимальной жестокостью
Особенно жесткие формы борьба с наукой приобрела после выхода в 1252 году папской буллы “Об искоренении”, разрешающей пытки.
Шаг вперед и два назад.
Следует признать, что и до образования Святой инквизиции католическая церковь проявляла к науке нетерпимость. В 1163 году Римский Папа Александр III издал буллу о запрете изучения “физики или законов природы”. Спустя столетие Папа Бонифаций VIII запретил анатомирование трупов и химические опыты. Тех, кто игнорировал распоряжение Папы, лишали свободы и сжигали на кострах.
Ситуация обострилась, когда в XIII веке влиятельный тогда богослов Фома Аквинский выдвинул идею “гармонии веры и разума”. Согласно ей, разум человека по своей природе божественен, а потому он должен, в первую очередь, обосновывать и подкреплять истины веры, а не ставить их под сомнение. Следуя этой формуле, ученые мужи не имели права выходить за рамки, очерченные средневековым богословом. При этом наука зачастую откатывалась на дохристианские позиции, развитие цивилизации замедлялось. Достаточно сказать, что еще древнегреческий философ Платон в IV веке до н. э. предположил, что Земля вращается и имеет форму шара. А спустя два тысячелетия (!) в 1600 году по приговору инквизиции за то же самое предположение в Риме был сожжен на костре знаменитый итальянский философ, астроном, математик и поэт Джордано Бруно.
И подобное положение сохранилось буквально по всем направлениям научной мысли вплоть до окончательного упразднения Святой инквизиции в XIX веке.
Язык мой — враг мой?
Расправа над Джордано Бруно стала наиболее ярким, даже хрестоматийным, примером мракобесия средневековой церкви.
Он родился в 1548 году, в 1572-м был рукоположен в священники, но уже через четыре года за публичное обсуждение запрещенных церковью текстов был вынужден бежать из Италии и какое-то время преподавал в университетах Европы.
Справедливости ради надо сказать, что ничего нового в астрономии Джордано Бруно не предложил, он лишь развивал и популяризировал теорию Николая Коперника (1473-1543).
Напомним, что Коперник предложил так называемую гелиоцентрическую систему построения планет, по которой центром Вселенной являлась не Земля (что еще хоть как-то соответствовало церковным канонам), а Солнце. В 1530 году он завершил свой труд “Об обращении небесных сфер”, в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, публиковать его не стал и таким образом избежал обвинения в ереси со стороны инквизиции. Еще более ста лет книга Коперника тайно расходилась в рукописях, а церковь делала вид, что о ее существовании не знает. Когда же Джордано Бруно на публичных лекциях стал этот труд Коперника популяризировать, смолчать не смогла.
Раздражало отцов церкви и то, что для итальянца вообще как бы не существовало авторитетов. На лекциях в Женеве и в Аксфорде он подверг критике учение Аристотеля, являвшееся в средние века основой высшего образования. А раскрывая перед студентами тайны запрещенного учения Коперника, Джордано Бруно пошел и того дальше — предположил, что Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа миров подобных нашему.
Обманным путем свободолюбца завлекли обратно в Италию, в 1592 году передали в руки инквизиции и через восемь лет сожгли на костре.
Вообще отношение церкви и соответственно Святой инквизиции к теории построения мира, развития цивилизации, отражает как бы все этапы ее отношений с прогрессивной наукой того времени.
Поначалу одно только предположение о том, что Земля круглая, неминуемо приводило смутьяна на костер — так, в 1327 году был сожжен за подобную крамолу выдающийся астроном Чекко д’Асколи. Потом диспозиция несколько изменилась: если в случае с Коперником, ученый отказывался от пропаганды своих идей и соблюдал негласные правила сосуществования с церковной догмой, его не трогали и даже способствовали светской карьере.
Ошибка Джордано Бруно заключалась в том, что он не стал скрывать своего свободомыслия и пошел на откровенное противостояние с отцами церкви.
Спички отсырели, костер не зажжешь.
Следующей жертвой мракобесия стал Галилео Галилей. Его судьба, по мнению большинства исследователей, отражает начало заката святой инквизиции, хотя та, как мы отмечали, и просуществовала еще вплоть до XIX века.
Галилео Галилей родился в Пизе в 1564 году, через тридцать лет после появления труда Николая Коперника. Хотя он и происходил из’ довольно богатой дворянской семьи, его родители, видя стремление сына к точным наукам, позволили ему поступить в университет, после окончания которого он в 1592 году получил кафедру математики в Падуе. Именно там появились труды ученого о динамике. По одной из легенд свои опыты по земному притяжению Галилей проводил, бросая различные предметы с высоты знаменитой Пизанской падающей башни.
Тем не менее поистине всемирную славу Галилею принесли не физика с математикой, а астрономические открытия. В 1609 году он усовершенствовал изобретенный голландцами годом раньше телескоп и почти сразу обнаружил, что у целого ряда планет имеются собственные спутники. Это стало очередным ударом по геоцентрической системе. В 1610 году он свои открытия опубликовал и стал придворным философом и математиком герцога Тосканского. Вце через три года он описал пятна на Солнце, форму Сатурна и фазы Венеры, что доказывало ее вращение вокруг Солнца.
Галилей сразу принял теорию Коперника, но, видя, как церковь обошлась с Джордано Бруно, не торопился во всеуслышание заявить о своих воззрениях. Только в 1613 году он осмелился написать Папе открытое письмо в защиту этой теории и почти сразу был вызван в Рим для дачи объяснений. Там Папа его еще раз выслушал, подтвердил неизменность позиции церкви по отношению к учению Коперника и запретил “обсуждать и преподавать подобную ересь. Галилей послушался, но в 1632 году все же не выдержал и опубликовал свой знаменитый труд “Диалог о двух главнейших системах мира”. В нем он окончательно доказал несостоятельность геоцентрики Аристотеля и с помощью сделанных им открытий подтвердил теоретические построения Коперника.
Вроде бы после подобного непослушания ученого ждал неминуемый путь на инквизиционный костер. Но времена изменились, с момента гибели Джордано Бруно прошло больше тридцати лет, мракобесие католической церкви подвергалось все большему общественному осуждению, и для Святой инквизиции оказалось достаточным лишь публичное отречение Галилео Галилея от своих воззрений. Кстати сказать, приговор суда над Галилеем церковь отменила лишь в 1972 году. А еще через 20 лет Иоанн Павел II признал и приговор, и процесс ошибкой. Почти 360 лет Галилей официально считался еретиком!
Однако вернемся в XVII век. Перефразируя известные слова, можно сказать: со времен Галилео ученые уже не хотели, а церковь не могла жить по-старому. Святой инквизиции все больше приходилось считаться с общественными процессами, ей всевластно приходил конец.
Крамольное желание лечить.
До начала XIX века инквизиционные трибуналы вмешивались буквально во все сферы деятельности человека.
В XV веке испанская инквизиция казнила математика Вальме-са только за то, что тот решил уравнение невероятной сложности. А это, по мнению церковных властей, было “недоступно человеческому разуму”. По некоторым данным, великий Леонардо да Винчи покинул Италию в том числе и потому, что инквизиция всячески препятствовала его анатомическим опытам. А Исаака Ньютона от расправы Рима спасло лишь то, что позиции “церковных судов” в Великобритании были не так сильны, как в Европе.
Но, пожалуй, больше всего после астрономии и математики досталось от инквизиции медицине. Мы уже упоминали о вынужденной эмиграции Леонардо. Коперник, Бруно и Галилей так же по основной своей профессии были медиками. В частности Копернику приписывают первые удачные попытки исцеления от чумы. Но если все они попали в немилость церкви за другие свои открытия, то были и такие, кто отправлялся на костер именно за свое желание лечить людей.
Здесь логика инквизиции была элементарна: если Господь жизнь человеку дал, то он вправе и забрать ее у него когда угодно. Мешать ему в этом не следует, а значит, и лечить людей негоже.
Особенно отличились испанская и португальская ветви инквизиции. В 1553 году на костер был отправлен великий испанский мыслитель и врач Мигель Сервет. Его вина заключалась лишь в том, что он посмел выдвинуть идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Великий медик Парацельс последние десять лет своей жизни был вынужден скрываться под чужими именами. Церкви не нравилась его идея внедрения в медицину химических препаратов. Ему не помогло даже заступничество высокопоставленных пациентов. Умер Парацельс в 1541 году в полной нищете.
При этом, как и в случае с астрономией, действия инквизиции отбросили медицину на тысячелетия назад. На протяжении столетий католическая церковь противилась хирургическому вмешательству — в то время как современные раскопки показывают, что уже доктора Древнего Рима с успехом проводили как полостные операции, так и тончайшие операции на сетчатке глаза. А химические соединения при лечении желудочных болезней с успехом применялись еще в Древнем Египте.
“У Рима другое мнение”.
И конечно, святая инквизиция не могла обойти своим вниманием историков, философов, писателей и даже музыкантов. Те или иные проблемы с церковью были у Сервантеса, Бомарше, Мольера и даже у Рафаэля Санти, писавшего многочисленных мадонн и под конец жизни назначенного архитектором собора Святого Петра. В 1510 году Папе Юлию II показалось, что святые на потолке одной из лоджий Ватикана чересчур обнажены. В результате художника отстранили от работы, и только после того, как он полностью осознал свою вину и согласился приписать святым недостающие одежды, заказ был возобновлен.
По одной из версий, даже в гибели великого Моцарта виновата инквизиция! Другое дело, что в XVIII веке смерть на костре была уже не столь модной, и после того, как опера композитора “Волшебная флейта” была осуждена, к Моцарту под видом заказчика подослали отравителя… Ho если эта версия, как и версия о завистливом Сальери, еще требует доказательств, то церковные суды над философами и историками были делом вполне обыденным.
27 лет провел в тюрьме итальянский писатель и философ, автор знаменитой утопии “Город солнца” Томмазо Кампанелла. Его “Философия, доказанная ощущениями” признана “вредной ересью” и запрещена к печати.
В 1733 году инквизиция вынесла приговор историку Бе-ландо, чьими трудами до сих пор пользуются в высших учебных заведениях Испании. Его преследовали за составление гражданской истории Испании, в которой он изложил все события, произошедшие в этой стране со дня восшествия на престол Филиппа V (1700-1733 годы). Ватикану не понравился взгляд историка на святую инквизицию, и даже заступничество монарха не помогло. “У Рима другое мнение”, — гласил приговор, и Беландо заключили сначала в тюрьму, а затем в монастырь под строжайшим запретом что-либо писать. Там же вскоре оказались и те, кто пытался за историка вступиться.
Считается, что только в XVII и XVIII веках по решению “церковного трибунала” было подвергнуто заточению более тысячи писателей, историков и философов, чьи труды были признаны не соответствующими официальной доктрине.
Защитники инквизиции утверждают, что, хотя она и не была гуманным учреждением, число ее жертв (по независимым источникам, от 100 до 150 тысяч) сильно преувеличено. По данным исследования, предпринятого по распоряжению Иоанна Павла II, с 1540 по 1700 год инквизиция преследовала 44 тысячи человек, из которых только (!) полторы тысячи было отправлено на костер. Что же касается многих тысяч заключенных в тюрьмах и применение пыток, то каждое общество должно уметь защищаться. В инквизиционные суды входили только профессиональные юристы, которые руководствовались строгими процедурными правилами.
На упреки же о том, что исследование охватило лишь полтора столетия, в то время как инквизиция в Европе действовала, как минимум, шестьсот лет, конгрегаци-онные историки отвечают, что другие архивы не сохранились, а на нет и суда нет. Однако даже они признают, что борьба инквизиции за “чистоту науки” прогрессу человечества не помогла.
В.Константинов
“Интересная газета плюс. Загадки цивилизации” №7 (131) 2006 г.
Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции
Книги, картины и фильмы давно создали пугающий образ инквизитора, который с Библией в одной руке и калёным железом в другой пытает невинных девиц, чтобы добиться признания в ведьмовстве. Но так ли была ужасна инквизиция и чем она на самом деле занималась? Сейчас расскажем.
1. Церковь воевала с колдунами и ведьмами
На протяжении столетий христианская церковь не нуждалась в силовых методах борьбы с врагами веры. Эти проблемы предпочитали решать на диспутах или отдавать на «аутсорсинг» светским владыкам. Главным оружием церкви было слово. Но в XII веке по всей Южной Европе стремительно распространилась альбигойская ересь. Основанная на гностической философии, она учила, что материальный мир есть страшное зло. На сторону альбигойцев перешли обширные и богатые земли в Провансе, Арагоне и Ломбардии.
В 1209 году папа Иннокентий III решился на небывалый поступок. Против давно крещёных европейцев он объявил Крестовый поход. У католической церкви не оставалось выхода: на словах земли альбигойцев считались христианскими, на деле же — утвердившееся там вероучение имело очень мало общего с христианской доктриной. Война с еретиками продолжалась двадцать лет, но даже после покорения Лангедока тайные общины гностиков активно проповедовали от Пиренеев до Рейна.
Именно ко временам начала XIII века и относится становление собственно инквизиции. Её учредили для борьбы с тайными еретиками, выдававшими себя за честных католиков. Причиной появления особого церковного органа стал совсем не страх перед ведьмами, а гораздо более серьёзная опасность — ереси и фиктивное исповедование христианской веры. После войны в Лангедоке еретики затаились, выдавая себя за верных сторонников Рима.
Но таких фальшивых христиан надо было уметь выявить и разоблачить, а для этого требовались специально обученные люди, которые не только могли вести следственную работу, но и хорошо разбирались в доктрине веры. Такими людьми стали инквизиторы.
Колдуны в это время считались героями детских сказок и совершенно не интересовали ни папу римского, ни католических богословов.
2. Инквизиторы преследовали учёных
Говоря о взаимоотношениях инквизиции и науки, прежде всего стоит вспомнить, что система образования и науки была теснейшим образом связана с церковью. До XVII, а чаще всего и до XVIII века, учёные в значительной части были клириками. Преподаватели университетов имели священный сан и активно участвовали не только в научных, но и в теологических спорах.
Как это случается, пытливый ум исследователя порой оказывался очарован новыми учениями, среди которых было немало еретических. Именно с такими заблуждающимися и работала инквизиция.
Знаменитая жертва инквизиторов — учёный Джордано Бруно — был монахом-доминиканцем и университетским преподавателем. Сожгли его вовсе не за убеждения в истинности гелиоцентрической системы. А за создание еретической секты «Новая философия», которую он пропагандировал среди своих студентов, и за полное отрицание всех догматов христианства.
Помимо этого, Бруно увлекался оккультизмом, написал несколько трактатов по магии и был убеждён, что является носителем знания, скрытого от профанов.
Когда инквизиторы предлагали Джордано раскаяться и отречься от своих убеждений, они ни слова не говорили об астрономии. Речь шла о колдовстве и тайных обществах. Именно они стали причиной осуждения учёного. Инквизиторы на протяжении целых семи лет вели с ним теологические споры, пытались убедить его отвергнуть ересь и тем самым сохранить жизнь. Но вынуждены были признать, что случай Джордано Бруно безнадёжный.
3. Инквизиторы сжигали ведьм
Большая часть процессов над ведьмами и громких казней случилась в XVI–XVII веках. Чаще всего на поверку оказывается, что они не имели никакого отношения к инквизиции. Скорее причиной охоты на ведьм стало распространение мистицизма, связанного с Реформацией, протестантизм и ожесточение нравов. В ходе религиозных войн и восстаний люди начали приучаться к мысли, что цена человеческой жизни весьма невелика.
Большая часть колдуний оказалась жертвами совсем не католиков, а протестантов, которые показали себя гораздо бо́льшими мракобесами.
Вплоть до XVI века католическая церковь и государственные власти Европы прохладно относились к преследованию ведьм, считая это дикостью и суевериями. Само существование ведьм считалось спорным.
Когда охота на подозреваемых в колдовстве превратилась в настоящую массовую истерию, католические Испания и Италия оказались в малой степени подвержены этой заразе. Во Франции число осуждённых было невелико. Зато в Германии, Швейцарии, Фландрии и Англии охота на ведьм шла полным ходом. И докатилась до колоний, что привело к знаменитым Салемским процессам 1692–1693 годов.
4. Все обвинённые в ереси подвергались мучительной казни
Главной задачей инквизиции было вовсе не запугивание народа. Инквизиторы, будучи учёными людьми, знали: страх — плохой помощник в распространении веры. Поэтому задачей инквизиции было не столько возмездие, сколько стремление сделать всех «добрыми христианами».
Церковь очень тщательно работала с доносами, проверяла их и добивались получения достоверной информации из нескольких источников. Была создана эффективная система ведения следствия, классификация показаний и улик по степени их весомости. Арестованного ложного христианина вовсе не обязательно ждал костёр.
Бо́льшая часть приговоров определяла наказанием штраф, конфискацию имущества, покаяние и предупреждение. Но если уж обвинённый в фальшивом исповедовании веры снова попадался в руки инквизиции, ничего хорошего его уже не ждало. Дважды обманувший неизбежно лишался жизни. Ведь он не оправдал доверия и показал себя закоренелым еретиком.
Нередко выносились оправдательные приговоры, особенно если подозреваемому удавалось доказать свою невиновность или следователи видели, что он искренне раскаялся.
5. Инквизиция уничтожала евреев
После того, как в Испании завершилась Реконкиста — освобождение полуострова от власти мусульман, — в числе подданных королей Кастилии, Леона и Арагона оказалось непривычно большое для европейцев число мусульман и иудеев. Управлять многоконфессиональными государствами тогда ещё не умели, да и не слишком-то хотели. Поэтому очень быстро испанские короли взяли курс на крещение иноверцев.
Под давлением властей многие мусульмане и иудеи приняли христианство. Особенно те, кому было что терять: ростовщики, богатые купцы, ремесленники, врачи, учителя. Все они были тесно связаны с Испанией и не хотели покидать страну, чтобы сохранить свою веру. Такое крещение часто оказывалось показным. На самом деле, за стенами своих домов, «новые христиане» продолжали тайно следовать вере отцов.
Целью инквизиторов стали не евреи, выбираемые по национальному признаку, а иудеи и мусульмане, которые принимали фиктивное крещение.
Для борьбы с ложными католиками король Фердинанд II создал новую инквизицию, которая подчинялась уже не папскому престолу, а испанскому королю. Во главе инквизиционного трибунала стоял Великий инквизитор, которого выбирали из числа учёных представителей церкви, хорошо разбирающихся в ересях.
6. Число жертв инквизиции исчисляется миллионами
В популярной литературе называются совершенно фантастическое цифры жертв инквизиции. Говорится о десяти и даже двенадцати миллионах казнённых. Но учитывая численность населения Европы, эти данные никак нельзя считать правдивыми.
Зато благодаря тому, что деятельность инквизиции была в высшей степени бюрократизирована и все дела строго протоколировались, мы имеем точные данные о числе процессов и количестве осуждённых.
С 1560 до 1700 года испанская инквизиция вела 49 092 дела. К смерти были приговорены только 775 обвинённых.
От четверти до двух третей (в разные годы и в разных регионах) подозреваемых были полностью оправданы. По сохранившимся документам известно, что лишь в 2% дел инквизиторы прибегали к пыткам.
Обычным средством дознания были хитроумные теологические споры, в которых профессиональные богословы могли легко поймать на крючок нераскаявшегося еретика.
В это же время в XVI–XVII веках в протестантских странах число жертв охоты на ведьм исчислялось тысячами: 25000 в Германии, 4000 в Швейцарии, даже в малонаселённой Скандинавии выявили и сожгли 1350 колдунов.
«Чёрная легенда инквизиции»: кому выгодно?
Репутация инквизиции в массовой культуре оказалось подпорченной благодаря целому ряду факторов.
Во-первых, протестантская пропаганда против католичества. Протестанты ещё в XIX веке страстно ненавидели католическую церковь и папство. Тратили огромные усилия и средства, чтобы всячески очернить их и показать себя носителями знаний и прогресса. Бо́льшая часть известных научных работ по истории инквизиции принадлежит англосаксонским историкам, и все они несут печать старой вражды протестантов и католиков.
Во-вторых, вторая половина XIX века во Франции стала эпохой ожесточённой борьбы либералов и консерваторов, опиравшихся на поддержку католической церкви. Тогда во множестве выходили научные и публицистические работы, стремившиеся подорвать авторитет церкви. Инквизиция оказалась идеальной мишенью для критики — на неё можно было повесить тяжкие обвинения в жестокости и мракобесии.
И в-третьих, инквизиция стала объектом яростной критики в эпоху Просвещения XVIII века, когда для каждого образованного человека стало буквально неприличным сказать хоть одно доброе слово о христианстве. Среди самых болевых точек, по которым любили бить просветители, оказались инквизиторы и иезуиты. Именно тогда впервые сформировался мрачный образ инквизиции как жестокого орудия церкви, уничтожающего безвинных красавиц и учёных.
Так что, вопреки распространённому мнению, инквизиция вовсе не была инструментом террора. Напротив, она часто ограничивала фанатичное стремление народа списать все беды на ведьм, чтобы затем к общему удовольствию сжечь безвинную девушку. Инквизиция заложила основы современного следствия: ввела принцип формирования доказательной базы, считая главным свидетельством вины факты, а не доносы.
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/311019/44548/
http://scisne.net/a-430
http://pikabu.ru/story/borba_s_eresyu_6_shkolnyikh_zabluzhdeniy_ob_inkvizitsii_6436232