Обращение патриарха к своей пастве. Митрополит кирилл стал патриархом

Митрополит Кирилл стал Патриархом

Интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла впервые прошла в XXI веке и впервые в истории местом ее проведения стал храм Христа Спасителя. Божественная литургия с чином настолования отличалась необычайной торжественностью и живописностью. Храм и иконы, среди которых был и специально привезенный из Костромы чудотворный образ Федоровской Богоматери, были украшены белыми цветами: розами, лилиями, хризантемами.

В центре храма в шитом золотом одеянии находились более 200 архиереев Церкви. Вокруг них собрались гости церемонии. Их было свыше 4 тыс., сообщили ИТАР-ТАСС в службе охраны храма. Среди них – около 700 делегатов Поместного собора, который 27 декабря избрал Кирилла Патриархом. В храме собрались представители монашества и мирян, главы и делегации от всех православных Церквей мира, иерархи других конфессий, представители светской власти. На интронизации присутствовали первые лица государства: президент России Дмитрий Медведев с супругой, глава правительства РФ Владимир Путин. Среди высоких гостей были также президент Молдавии Владимир Воронин с супругой, мэр Москвы Юрий Лужков, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, супруга первого президента России Наина Ельцина. В храме были видные деятели культуры и искусства, среди которых – кинорежиссеры Никита Михалков и Владимир Хотиненко.

Ритуал принятия самого высокого церковного сана дошел до наших дней с древних веков с небольшими изменениями. В церемонию входит возведение избранного Патриарха на Горнее место в алтаре. При этом митрополиты трижды возглашают: “Аксиос!”, что в переводе с греческого означает “Достоин!”. Происходит и переоблачение в патриаршие одежды.

О прибытии нареченного Патриарха оповестил праздничный перезвон колоколов, которому предшествовал 15-минутный звон со всех пяти колоколен храма. У входа в храм новоизбранного Патриарха встретили два старших священника и мирянин с хлебом-солью. Кирилл приехал в храм в черной рясе и у входа в последний раз был облачен в голубую мантию митрополита.

В ходе первой части богослужения два старших митрополита, постоянных члена Священного Синода, взяли нареченного Патриарха под руки и трижды посадили его на патриаршее горнее место в центре алтаря. Троекратное посаждение на трон сопровождалось возгласами архиереев “Аксиос!” (достоин “на греческом”). Этот возглас был подхвачен духовенством и верующими в храме. Затем иподиаконы сняли с нареченного патриарха архиерейское облачение и надели на него патриаршие одежды – саккос (большую нарядную рясу наподобие рубахи) и омофор (широкую ленту, огибающую шею), на голову – патриаршую митру. Именно в этих облачениях проходила интронизация патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II, сообщает портал “Интерфакс-Религия”.

Уже как новый предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свою первую Божественную литургию.

Перед таинством евхаристии было оглашено Послание Поместного собора всем чадам Русской православной церкви.

В конце богослужения c напутствием к московскому первосвятителю обратился глава одной из древнейших в мире Александрийской православной церкви Патриарх Феодор. Затем Кириллу поднесли символы церковной власти: жезл и куколь (небогослужебный головной убор Патриарха). Примечательно, что на интронизацию из музеев Московского Кремля будет доставлена бесценная историческая реликвия – посох первого Московского митрополита Петра. Вручение посоха первого Московского митрополита символизирует вековую преемственность первосвятительского служения.

Затем Патриарх Кирилл зачитал свое первое послание к пастве, в котором назвал сохранение единства Церкви и воцерковление россиян своими главными задачами.

“Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу”, – приводит слова Патриарха “Интерфакс”.

Он призвал духовенство идти навстречу молодым людям, как бы это ни было трудно для них, “людям среднего и старшего поколения, помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим – и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье”. “Задача патриарха – не допускать перерастания разномыслий, которым, по слову апостола, надлежит быть, в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия”, – подчеркнул предстоятель РПЦ.

Он также указал на то, что Патриарх – “защитник внешних канонических рубежей Церкви”. “Это служение приобретает особое значение, которое возникло после образования независимых государств на пространстве исторической Руси. Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси”, – заявил Патриарх.

Считая своей задачей и заботу “о единстве вселенского православия”, он заверил, что всегда будет открыт “к диалогу с Церквами-сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий”.

Касаясь церковно-государственных отношений, патриарх Кирилл заявил, что оно должно развиваться “в рамках доброжелательного диалога и сотрудничества, на конституционной основе” и “служа благу Церкви, государства и народа. Затронул предстоятель в своем выступлении и тему патриаршего служения, подчеркнув, что “нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного – он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви”.

“Его сердце болит о народе Божием, особенно о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом, который невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитву, общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих его членам”, – сказал он.

Патриарх Кирилл также пожелал, чтобы “стали пророческими” слова его почившего предшественника Алексия II: “Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая”.

По завершении патриаршего слова с приветственным словом к Патриарху обратился президент Дмитрий Медведев. Как отметели информационные агентства, глава государства впервые в истории современной России приветствует в храме нового главу Русской церкви.

Президент выразил надежду, что вступление Кирилла на первосвятительскую кафедру Патриарха Московского и всея Руси откроет новую эпоху в развитии православия в России и послужит дальнейшему развитию диалога государства и церкви.

“Это огромное событие в жизни нашей страны, в жизни всех православных народов”, – заявил Медведев. “Это событие, которые которое отрывает и новую эпоху развития православия в нашей стране, и, надеемся, создает новые условия для полноценного солидарного диалога между Русской православной церковью и государством”, – цитирует президента ИТАР-ТАСС.

Читать еще:  Приснилось что застряла в лифте. Сонник: к чему снится лифт

“Ваше служение – действительно, исключительно сложный великий крест”, – обратился Медведев к Кириллу. “И подвиг патриаршества, который свершался на Руси до этого, был свидетельством исключительно внимательного, особого отношения Патриарха к своему народу, его защиты в очень сложных, порой трагических обстоятельствах”, – отметил он.

“Сегодня, когда Россия развивается, когда мир остается столь же противоречивым и когда он несет на себе такую же печать проблем, как и многие века назад, такого рода совместная работа между государством и Русской Православной церковью будет обязательно востребована во имя развития нашей страны и всех православных народов”, – убежден глава государства.

“Россия – сложное государство, где живут люди разных народов и верований”, – отметил Медведев. “В этом смысле миссия Патриарха является весьма особенной”, – подчеркнул он.

Литургию с чином интронизации в главном храме РПЦ сопровождали уникальные колокольные звоны и церковное пение. Специально для этой церемонии были восстановлены исторические звоны, созданные во времена Бориса Годунова. Использовалась и музыка диакона Сергея Трубачова – сына расстрелянного священника. И сам Патриарх Кирилл вышел из семьи репрессированных: его дед и отец подвергались гонениям.

Храм Христа Спасителя не смог сегодня вместить всех желающих, Патриархия была вынуждена ввести пригласительные билеты. Тем не менее, несмотря на холодную погоду, у собора собралось немало людей, которые рассчитывали на “лишний билетик”, отмечает ИТАР-ТАСС. Огромная аудитория следила за церемонией по прямой трансляции российских телеканалов. Такая трансляция тоже велась впервые в истории. Те же, кто стал непосредственными участниками события пришли в храм нарядными. В соборе оказалось немало людей с цветами и церковными наградами – тем самым люди подчеркивали значимость события. Пригласительные билеты распространялись по столичным храмам, на интронизации оказались люди самого разного социального статуса. Некоторые приехали на автомобилях представительского класса, некоторые добирались на метро. Очень многие хотели запечатлеть уникальное событие с помощью видео-, фотокамер и даже мобильных телефонов.

За стенами храма дежурили наряды милиции и машины скорой помощи. Серьезных происшествий не зафиксировано.

В понедельник, 2 февраля, иерархи Русской православной церкви совершат благодарственный молебен в Успенском соборе Московского Кремля. Именно здесь до начала советской эпохи проходили все церемонии интронизации. В середине минувшего века этот чин совершался в Богоявленском Елоховском соборе.

Интронизация (настолование) – торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного Патриарха в патриаршие одежды и вручением ему знаков патриаршего достоинства. Такими знаками являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман, предносной крест и жезл (посох).

На торжественной интронизации Патриарха присутствуют иерархи Русской православной церкви, клирики и миряне – члены Поместного собора и почетные гости.

С 1589 года ритуал интронизации совершался в Успенском соборе московского Кремля. Патриарх Тихон (Белавин) был последним, кто взошел на святейший престол в этом соборе 21 ноября 1917 года. С 1943 года интронизации Патриархов Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), (1945), Пимена (Извекова) (1971), Алексия II (Ридигера) (1990) проходили в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Церемония интронизации сохранилась до наших дней с древних веков, претерпев немногие изменения. Эта церемония обставлялась всегда с большой пышностью. Но были времена в истории РПЦ, когда интронизация проходила очень скромно. В такой обстановке взошел на Патриарший престол Тихон в 1917 году. Один из очевидцев этой церемонии в Кремле в своих воспоминаниях писал: “Октябрьский штурм был беспощаден. Дыры на куполе Успенского собора, пробоины в стенах Чудова монастыря. Пули изрешетили стены собора Двенадцати апостолов. Снаряды повредили соборы Благовещенский и Архангельский. “. Патриарший объезд Кремля представлял удручающее зрелище. “Патриарх ехал на извозчике, с двумя архимандритами по сторонам; впереди, тоже на извозчике, – иеродиакон с патриаршим крестом. Толпы народа при приближении Патриарха Тихона опускались на колени. Никаких приветствий из толпы, – благоговейная тишина. “.

Последняя церемония интронизация 15-го Патриарха Алексия П, состоявшаяся 10 июня 1990 года, описывается так. Нареченный патриарх Алексий П прибыл в богато украшенный Богоявленский собор, в 9 утра в притворе он в последний раз облачился в голубую митрополичью мантию и взял в руки митрополичий жезл. Божественную литургию новоизбранный Патриарх начал вместе с членами Священного Синода и старейшими митрополитами РПЦ. Главы Поместных церквей молились в алтаре. Раздался возглас “Призри с небесе, Боже:”, в этот момент храм озарился светом – это верующие зажгли свечи в знак особой радости к святости происходящего. Рядом с нареченным Патриархом на горнем месте встали митрополиты Киевский и Минский. Митрополиты под возгласы “Аксиос!” (“Достоин”) под руки трижды поднимали и трижды осаждали нареченного первосвятителя на Патриаршее горнее место.

Патриарх Алексий переоблачился в саккос и омофор (архиерейское одеяние). Вместе с ними Патриарху вручили две панагии (медальоны на длинных цепочках) и патриарший крест. Алексий П прочитал молитву. По окончании литургии митрополиты надели на Патриарха зеленую патриаршую мантию с золотым шитьем, вынесли белоснежный патриарший куколь и – деревянный посох митрополита Петра (ХIV век).

Патриарх принял куколь, поцеловал его и возложил на главу. Затем в руки нового главы Русской православной церкви митрополиты передали посох, последний знак патриаршего достоинства. Торжественным хвалебным гимном святителя Амвросия Медиоланского завершилось богослужение дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Во время церемонии звонили все колокола в Москве.

Роскошное облачение Патриарха несет особый смысл – является символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться христианин.

Облачение патриарха, состоит из специального архиерейского одеяния. Богослужебная одежда допетровских патриархов могла весить более 16 кг. Современное облачение Патриарха весит не так много – 3-4 кг.

Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу и белый куколь на голове. Так же на патриархе может быть длинная мантия, надеваемая поверх рясы. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов – голубого. Цвет патриаршей мантии – зеленый.

Куколь Патриарха имеет форму круглого колпака, обтянутого белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых ангелов, венчает куколь крест. Белый цвет – это символ божественного света и душевной чистоты. Может быть поэтому появилось выражение: “Патриарх – ангел Церкви”.

Панагия – медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери – Всесвятая, по-гречески – “Панагия”. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у патриарха мы можем видеть одну панагию.

Читать еще:  1 фаланга. Чем опасен перелом пальца на ноге? Анатомия и строение пальца

Жезл, или посох, воплощает идею странничества, проповедничества и является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Параман представляет собой четырехугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки. Надевается он таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест. Патриарший параман надевается поверх подрясника только перед богослужением.

Патриарший предносной крест – это художественное изображение распятия Христа, прикрепленное к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом. Крест – самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради спасения.

ДОКУМЕНТ: “За что Вы, господин патриарх, так ненавидите свою паству?” Открытое письмо Патриарху Кириллу (Гундяеву) мирянина РПЦ МП Сергея Костевича

(Печатается с сохранением особенностей орфографии оригинала – ред.)

Последние события, произошедшие в Русской Православной Церкви, заставляют меня, господин патриарх, как православного христианина, возвысить голос в защиту Православия. Я не обращаюсь к Вам с использованием полного патриаршего титула, так как это не позволяет мне моя христианская совесть. Титула, которым с гордостью и по праву именовались Ваши предшественники и который Вы попрали на встрече с еретиком и лжепророком антихриста папой Римским. Конечно, с обличением этих деяний должны были бы выступить в первую очередь наши епископы, но все они, к сожалению, трусливо попрятались, делая вид, что ничего не случилось. Боюсь предположить, что и они разделяют Вашу позицию. Молчат монашествующие и священники, лишь за редким исключением, но если все «умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19. 40).

Эта встреча является даже не пощечиной, даже не плевком в лицо каждого православного человека, его бы мы стерпели, не привыкать, – это удар в самое сердце, в душу каждого верующего в России. Подобно тому, как вор или убийца, наносит удар сзади, исподтишка. Вы разожгли пожар в умах и сердцах людей и спокойно наблюдаете, что же будет дальше, само прогорит и потухнет, или тушить придется. И на местах, к сожалению, исполнителями создается своеобразный информационный вакуум, когда люди с надеждой смотрят на пастырей, а те молчат. Но, по слову святителя Григория Богослова: «Молчанием предается Бог». За что Вы, господин патриарх, так ненавидите свою паству? Или и Вы, как древние книжники и фарисеи, считаете, что «…этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7. 49). Да, мы грешны, да ленивы, да, нерадивы, но мы Божьи! И Бог в отличие от Вас, не оставляет своих овец на растерзание волкам, да не волкам даже, а шакалам! Хотя сегодня состояние нашего народа оставляет желать лучшего, но он в массе своей все же тянется к Богу, а Вы лишаете его последней надежды на спасение.

Я, как и очень многие, ранее оправдывал Вас, понимая, что все мы не без греха, но теперь, мне не позволит это моя совесть. Что нам искать в латинстве, если многие наши святые возвышали против него голос? Или прикажете забыть, вычеркнуть из памяти и из Церкви имена патриарха Фотия, святителя Марка Эфесского, Григория Паламу, преподобного Максима Исповедника, святителя Игнатия Брянчанинова, праведного Иоанна Кронштадского, святителя Серафима (Соболева), который ныне прославлен? Зачем нам [. ] католичество, что мы там не видели? Наш русский народ не глуп, он судит о ситуации не по словам, а по плодам дел, уж слишком хорошо за последнюю сотню лет он усвоил эту евангельскую заповедь. Ведь и сам апостол Иоанн Богослов предупреждает нас остерегаться еретиков: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 9-11).

Я думаю, Вам не хуже меня известны эти строки, ведь Вы все-таки не сельский пастырь, а патриарх. Но Ваши лобзания с папой Францизском полностью противоречат учению апостола любви. Не такую братскую любовь проповедовал апостол Иоанн, он сам гнушался еретиков, как чумы. Да, я как-то из виду упустил, что еретика еретиком мы нынче не называем, экуменизм на дворе. Но покажите православному народу плоды Вашей так называемой экуменической деятельности, «свидетельства истины».

Представьте народу толпы обратившихся от заблуждения католиков, кардиналов, ведь пятьдесят лет этой деятельности, это же солидный срок, должны же появиться у нее хоть какие-то «плоды». К сожалению, «плодом» этой так называемой «деятельности» является лишь червь ереси, который точит древо Православия, а там недалеко и до червя геенского. Католики нам не братья, никогда ими не были, и стать ими могут только через покаяние, как бы красочно не звучали Ваши с папой Римским «красивые слова». Тем более, что в завещании основоположника русского монашества преподобного Феодосия Киево-Печерского находим: «Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь». И далее он прибавляет: «Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими… А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской — не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою, и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами».

Можно еще и еще приводить множество цитат, но они Вам известны не хуже меня, так почему Вы не следуете пути святых Отцов Церкви и остальных при этом стараетесь столкнуть с пути истинного? Да и одного только латинского догмата о примате папы достаточно, чтобы понять всю глубину падения католицизма. Вот только некоторые выдержки из постановлений I Ватиканского собора 1870 года: « папа есть божественный человек и человеческий бог… Папа имеет божескую власть, и власть его неограниченна. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. что сделано папою, то все равно что сделано Богом. Папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог в мире или душа в теле. Во власть и волю папы отдано все, и никто и ничто не может ему противиться. Если бы папа увлек за собою в ад миллионы людей, то никто бы из них не имел права спросить его: отец святой, зачем ты это делаешь? Папа непогрешим, как Бог, и может делать все, что Бог делает» (данный текст является фальшивкой начала XX в., не имеющей никакого отношения к догмату I Ватиканского собора РКЦ о безошибочности Римского первосвященника – ред.).

Читать еще:  Участвовать в конкурсе во сне. К чему приснились соревнования

Каким же богохульством и сатанинской гордыней пропитаны эти строки! Католиками создан идол, которому они покланяются, и нам предлагают следовать их примеру, то есть, начать движение в направлении ада, не задавая лишних вопросов. Приведу еще небольшую цитату этого же документа: «Папа может изменить природу вещей, делать из ничего что-либо. Он властен из неправды сотворить правду, властен против правды, без правды и вопреки правде делать все, что ему угодно. Он может возражать против апостолов и против заповедей, переданных апостолами, он властен исправлять все, что признает нужным в Новом Завете, может изменять самые Таинства, установленные Иисусом Христом» (см. предыдущее примечание – ред.). Когда читаешь эти строки, создается впечатление, что речь идет о сатане. Неужели этого человека Вы, господин патриарх, предлагаете считать братом во Христе всем верным чадам Русской Православной Церкви? Признав и уравняв католическую «церковь» с Православной Церковью,
Вы совершили шаг вероотступничества, попирая Символ Веры, составленный святыми Отцами и утвержденный Вселенскими Соборами. Вами дан старт полному окатоличиванию Православия, что будет в дальнейшем закреплено на предстоящем «святом соборе», в рамках экуменизма. Нетрудно догадаться, что последует за всем этим, секуляризация паствы и пастырей, а также прицепом содомия, разврат и нравственная деградация. Как православный человек я не желаю, чтобы в дальнейшем наши храмы продавались за один евро под гостиницы и дискотеки, бары и скейт-площадки, чтобы в них проходили рок-концерты, как это происходит сегодня в Европе.

Подумайте о миллионах верующих, которых Вы призваны привести ко Христу, а не к антихристу, ко спасению, а не к погибели. Подумайте хотя бы о собственной душе, с которой Христос спросит за все это! Неужели Вы не боитесь Суда Божия? Признавая папистов «братьями», и не обличая их заблуждений, вы лишаете почти миллиард человек на планете возможности спасения. Поэтому, я призываю Вас принести покаяние перед всем православным народом, за участие во встрече на Кубе, отказаться от участия в экуменическом движении, изменить курс нашей Церкви, выйти из ВСЦ, отказаться от участия в предстоящем «всеправославном соборе».

Патриарх Кирилл обречен стать Патриархом реформ

Исполнилось 65 лет со дня рождения шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был известен в России не только церковным людям задолго до интронизации. Молодой митрополит-миссионер, руководитель синодального отдела внешних церковных связей, многолетний ведущий телевизионной программы «Слово пастыря», замечательный публицист и богослов, опытный церковный дипломат, искусный оратор, непобедимый дискутант, ученик и последователь знаменитого приснопамятного ленинградского архиерея Никодима (Ротова), «человека Церкви», при этом твердого «государственника», патриота своего земного Отечества.

Но мы знали митрополита Кирилла, что же сказать о Патриархе Кирилле и его трудах? Каждое время предъявляет Церкви свои «вызовы». Поэтому перед каждым Предстоятелем Церкви стоит своя задача, которую он обязан решить. Патриархи «советского времени» истории Русской Православной Церкви должны были во что бы то ни стало просто физически сохранить Церковь от уничтожения атеистической властью, идя на определенные политические компромиссы с этой властью, но оставляя неповрежденным Священное Предание, данное Церкви Богом. Это была задача святого Патриарха Тихона (Белавина), Патриарха Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), Патриарха Пимена (Извекова).

Перед Патриархом Алексием II (Ридигером) встала новая задача: восстановить Церковь из руин, вывести ее из «гетто», в котором она находилась семь десятков лет. И эта задача, не без помощи Божьей, была выполнена. Последние десятилетия многие называют временем религиозно-церковного ренессанса в России. Это факт неоспоримый. Перед Патриархом Кириллом сегодня стоит особая задача, и я не знаю, насколько ее выполнение «легче» предыдущих. Он призван, как мне представляется, изменить саму парадигму отношений клира и паствы, решить проблему существования «номинально православных» и «номинального православия» в принципе.

Думаю все отдают себе отчет, что сегодня реально воцерковленных людей (т.е. членов Церкви) в самой Церкви наберется не более 3-5%, по самым оптимистическим оценкам 10% от всех называющих себя православными. Остальные – это «номинальные православные». Люди, которые крещены, но не воцерковлены, которые могут просто идентифицировать себя с православной культурой, будучи русскими и крещенными в детстве. Не более того. Отношения этих людей с Церковью строятся часто по принципу: «поставил свечку – спи спокойно».

То есть за последние семь десятков лет Церковь превратилась во многом в некий «религиозный магазин», в «бюро ритуальных» услуг, в котором все отношения между служителями и прихожанами напоминают отношения «клиент — продавец религиозных товаров и услуг». Постоянные усилия Святейшего изменить ситуацию «паллиативным путем», введением должностей приходских и епархиальных миссионеров, катехизаторов, специалистов по работе с молодежью, по социальной работе и т д. пока, как мне кажется, вязнут как в «болоте» в инерционной массы священнослужителей продолжающих жить по принципу «на наш век треб хватит». Чего греха таить, так проще. Послужить с утра, исполнить ряд «перспективных треб» и до вечерней службы (если она есть) весь день свободен. Весь ужас положения заключается в том, что парадигма отношений Церкви и паствы по принципу «жертва (деньги) – услуга (треба)» вполне устраивает подавляющее число «номинально-православных» захожан. Зачем знать основы своей веры, приходить с утра на совместное богослужение, выполнять на приходе социальное служение, воспитывать детей в православных традициях? Как просто: пришел, заплатил (пожертвовал) и жди исполнения «оплаченной ритуальной услуги»!

Можно создать достаточный набор условий для воцерковления всех желающих: от городских православных лекториев и киноклубов до огласительных бесед и создания многочисленных клубов по интересам на приходах. Придут ли люди? Захотят ли? Большой вопрос. Рано или поздно не может не встать проблема пусть поэтапного, пусть мягкого, понуждения людей к воцерковлению. Конечно, здесь есть опасности. Оттолкнуть энное количество «покупателей религиозных услуг (что скажется на финансовом положении Церкви), показать реальное, а не номинальное число членов Церкви власти (что может привести к снижению авторитета Церкви в глазах власть придержащих). Но, с другой стороны, если этого не делать, не менять парадигмы, оставить все, как есть, то же самое произойдет, но несколько позже. Церковь должна превратиться из «бюро ритуальных услуг» в общину, в «Церковь-семью». Это главный вызов, стоящий перед всей церковной Полнотой и перед Патриархом Кириллом.

Насколько сложна эта задача, говорит и то недомогание, которое почувствовал этот молодой еще и физически крепкий человек во время богослужения в Храме Христа Спасителя в день своего 65-летия.

Хочется пожелать Его Святейшеству здоровья, телесных сил, верных единомышленников и соработников, а самое главное, помощи Божьей в исполнении главной задачи, которую поставила сегодня перед Русской Церковью сама История.

Источники:

http://m.newsru.com/religy/01feb2009/intron.html
http://credo.press/166327/
http://echo.msk.ru/blog/otstavnih/832257-echo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: