Крещение у евреев. Стоит ли еврею креститься? Иудео-христианство советской интеллигенции

Я христианин. Крещение – еврейский ритуал?

Я христианин и вам, возможно, это не понравится, но меня мучает один вопрос, который вы, возможно, сможете прояснить. Вопрос касается крещения. Например, в Иоанн. 1:25 фарисеи спросили Иоанна крестителя, почему он крестит, если он не пророк, и не Илия, и не Машиах. И это далеко не единственное место, которое меня смущает. Выходит, что крещение Иоанна не было чем-то новым, но было понятно тогдашним еврейским учителям Торы. Я начинаю думать что крещение – это вовсе не христианский ритуал, а еврейский. Не могли ли бы Вы объяснить мне это, и что оно означало в еврейской традиции, потому что ничего насчёт крещения я не нахожу в Ветхом Завете (кроме ритуальных омовений, конечно, но это сомнительно). С уважением, Анатолий. Спасибо.

Ответ:

Как и множество других обрядов, которые христианство заимствовало из иудаизма (в искажённой форме), обряд крещения был заимствован также из иудаизма. Он взят из обряда принятия иудаизма: среди прочего, человек, принимающий иудаизм, должен окунуться в микву.

С уважением, Реувен Куклин

Вопрос.

Спасибо огромное за Ваш ответ. Не могли ли бы Вы объяснить больше, в чем заключался этот обряд окунания в Микву, откуда происходит (я ничего не вижу подобного в Танахе, кроме ритуальных очистительных омовений) и как эволюционировал в обряд посвящения в иудаизм, а также – как был изменен христианством. Я был бы также признателен за ссылки на дополнительную информацию по этому вопросу. Я очень хочу разобраться в том, во что я верю, потому что мне кажется, что “таинства” стали таинствами после отрыва христианства от иудейских корней, которые могут эти таинства объяснить. Я уже слышал о происхождении крещения от Миквы из одного христианского фильма, но почти ничего не могу найти ни о самом обряде, ни о его связи с крещением. Пожалуйста, помогите разобраться. Огромное спасибо.

Отвечает рав Реувен Куклин

Мудрецы в трактате Критот (9а) учат из сказанного в Торе, что все евреи первоначально вступили в союз с Б-гом (а это произошло при выходе из Египта) посредством трёх вещей: 1) жертвоприношение, 2) окунание в микву, 3) обрезание.

Из того, что сказано в Торе (Бэмидбар 15:15): “установление одно для вас и для пришельца (принимающего иудаизм – Р. К.), живущего у вас”, учат мудрецы (трактат Критот, там же), что каждый, кто принимает иудаизм, должен пройти процесс, состоящий из трёх вышеупомянутых стадий. Однако, из сказанного в Торе (Бэмидбар 15:14) учат мудрецы (трактат Герим 2:5), что если жертва не принесена, это не препятствует принятию иудаизма (жертвоприношение необходимо только для достижения ритуальной чистоты). Поэтому в наши дни, когда нет Храма и нет возможности принести жертву, человек, принимающий иудаизм, проходит только две стадии (обрезание и окунание в микву). У каждой из этих стадий свои рамки и свои строжайшие законы, невыполнение которых является препятствием для принятия иудаизма. Все эти законы основаны на Устной Торе, которую весь еврейский народ принял на горе Синай вместе с Письменной Торой. Все эти законы были получены «за один раз», тут нет какой-либо «эволюции».

Таким образом, законы о принятии иудаизма требуют существенных деяний, каждая деталь которых имеет огромную важность.

Христианство же, основанное на ритуалах и церемониях, взяло от иудаизма только внешнюю сторону принятия иудаизма – омовение.

Стоит ли еврею креститься?

Стоит, конечно, стоит креститься! – это я скажу в самом начале, чтобы мои вечно спешащие и нетерпеливые читатели знали, чего ожидать, и если они ждут другого ответа, чтобы не мучились, попусту глазоньки не портили и времени драгоценного не тратили.

Евреи относятся к крещению, как старые девы – или, скажем, радикальные феминистки к брачной ночи. Много про это слышали, и про радости, и про ужасы. Но установка – ни за что! Все, только не это. Как в рассказе про курицу, которая убегала от петуха и попала под грузовик. Увидела это старая дева и сказала: «Она предпочла умереть!»

Так и евреи – любят рассказывать о мучениках, которые предпочитали умереть, только бы не принять крещение. А были и такие, которые своих детей убивали, чтобы те не принимали веры Христовой. И тут вы ощущаете сходство с радикальным феминизмом, потому что для тех интимная близость с мужчиной – это измена высшему назначению женщины в их глазах, ее полной автономии.

Есть у старых дев свои радости. Есть свои радости и у евреев. Есть имитация богослужения, но ликования нет. А если посмотреть внимательно, то есть постоянная тоска от незавершенности. Вот в чем первая разница. У христиан есть один тяжелый тоскливый день в году – страстная пятница. Это день, когда долгожданный Мессия умер, и неизвестно, воскреснет ли. На смену приходит страстная суббота, когда обещанием воскресения вспыхивает Благодатный Огонь – но воскресения еще нет. Таковы все пятницы и субботы у евреев. Мессии нет, и неизвестно, когда будет. Писем не шлет и не звонит. У христиан им на смену приходит восьмой день недели – воскресение. Христос воскрес и вернулся к нам. У евреев неделя начинается по-новой – будни, тоска, практические дела, чтобы к концу недели снова оказаться в состоянии ожидания и несбывшихся надежд.

Читать еще:  Лунный календарь на год на каждый день.

И Мессии разные. У евреев национальный герой, который возвеличит царство Израиля и возобновит богослужение в Иерусалиме в храме. Снова начнут резать телят. У христиан храм уже восстановлен – это тело воскресшего Христа. Вместо бойни телят – у нас наше причастие. Поэтому нет печали, есть только радость.

Наш Христос – заботится не обо всем Израиле, но о каждом из нас. Он не герой, он Бог. Только Бог может спасти. А национальный герой – это из области государственного строительства. Возвеличение земных царств – вообще не задача для христиан qua христиан. Так что и тут нет пустых ожиданий.

Зачем он нужен, еврейский Мессия? Вообще не нужен – если вы не оголтелый еврейский националист. Ведь он ничего отдельному человеку не даст – разве что сто рабов-гоев, если вы – правоверный еврей. А Христос – спасает нас от греха, дает радость, приводит к Богу.

Иудаизм – вера коллективная, единица что – единица ноль. Христианская вера – в ней есть и коллектив, церковь, но есть и личность. Есть радость покаяния, исповедь, очищение – это радость одиночки.

А вот радость коллективная – это радость общения с народом. Не только с евреями, которые всюду в меньшинстве, а там, где в большинстве – от этого мало радости. Вы увидите, как меняется ваше отношение к людям. Общее причастие разрушает стену недоверия и враждебности. Вы сможете – в Израиле – свободно молиться и причащаться с палестинцами. Они вам больше не будут врагами, а возлюбленными братьями и сестрами. Вам не будет нужно отдельное еврейское государство, чтобы избежать общества не-евреев. И в России, и в любой другой христианской стране – не надо вам ехать на край света в поисках синагоги, не надо проходить через охрану и показывать сумочку или выворачивать карманы. Церковь рядом с домом найдется всегда. Да и верующие – посимпатичнее, попроще, социально ближе.

Это если вы не банкир, не олигарх. А банкиру и олигарху, наверное, проще оставаться евреем – христианская вера не одобряет лихвы. Выбор, конечно, есть и и у олигарха, но проще верблюду пройти, как мы знаем, через игольное ушко (есть такие узкие ворота в Иерусалиме), чем олигарху душу спасти. Но верблюд может пройти сквозь Ушко, и богатый человек тоже может спастись. Нет ни социального, ни биологического детерминизма.

Открыть для себя Христа – сказочный момент в жизни. Японцы это называют сатори, а мы – Богоявление. Когда вам явится Бог, или вы предстанете перед Ним, то испытаете ощущение такой силы, что все прочие померкнут.

Были времена, когда еврей, приходя к Христу, расставался со всеми своими близкими, друзьями, родными. И сейчас с многими приходится расстаться, но не со всеми. Так много евреев пришло к Христу в последние годы, что евреи к этому подпривыкли и волосы на себе не рвут, траур не надевают, в ужас не приходят. Гонения? Ну, не такие они страшные, чтоб стоило задумываться.

Надо только идти до конца, не тормозить. Тормоза придумал трус. Бывает, что евреи тормозят, стараются усидеть на двух стульях. Мы, мол, и христиане, и евреи, дважды избранные. Я с такими сталкивался. Думаю, что это и неверно по сути, и вредно для души – если это не просто тактика миссионера. Мы становимся бывшими евреями – такими же христианами, как и наши новообретенные братья и сестры по вере, не больше и не меньше.

Для живущих в России евреев приход к Христу позволит и совпасть по фазе с русским народом, который сейчас переживает огромный духовный подъем. Остающиеся при своей старой вере – или безверии – евреи продолжают бороться с Христом, и вредят не только другим, но и свою душу губят.

Если до революции крестившихся евреев подозревали в крещении ради выгоды, то сегодня в этом нет корысти – но есть польза для души. А потери невелики – несколько ненужных знакомых, и некоторые атавизмы. История показывает, что лучшие из евреев обычно приходят к Христу. Дети самых известных евреев – Теодора Герцля, Моисея Монтефиоре – крестились. Крещение открывает сердце и душу. Не случайно русские поэты еврейского происхождения, имена которых на слуху, Пастернак, Мандельштам, Бродский – все были крещены. Еврейская вера – а не еврейская кровь – мешает творческому порыву. Людей надо любить, а иудаизм учит, что любить надо только евреев.

Теодор Герцль, основатель политического сионизма, хотел крестить евреев, как в свое время Владимир крестил киевлян. Возможно, и до этого дело дойдет, но пока – купель это личный подвиг. И личная большая радость. Я помню ощущение воды и елея, запах мирры, выход из храма под звон колоколов, сияние иерусалимского солнца – за такое счастье все отдай, и не жалко. Для человека с живой душой крещение – чудо. А человеку с мертвой душой скажу – Христос воскресил мертвого Лазаря, уже тронутого тлением. Он может воскресить и твою мертвую душу.

Евреи и выкресты: история одного феномена

Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем крещеному еврею. И наоборот. Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Читать еще:  Какую икону кладут в гроб мужчине. Странные обычаи, которые не приносят никакой пользы

Сразу по окончании еврейского Песаха и с началом православной Пасхи захотелось мне написать о феномене «евреев-христиан». Знаю, что для большого количества людей, для которых еврейство — это, прежде всего иудаизм — вероисповедание, само такое словосочетание выглядит неприемлемым оксюмороном.

Если евреи, то не христиане. Если приняли христианство, то выкресты — выписались из иудейского племени. Может быть не насовсем, но пока придерживаются христианства — к еврейству не принадлежат.

Ведь еврейство для таковых— это не кровь. Или, как минимум, не только кровь. Это этноконфессиональная сущность, а может и сакральное единство.

Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Более того, видел он себя пастырем, который послан только к заблудшим овцам дома Израилева.


Пьетро Перуджино. «Христос и самарянка»

15 глава Евангелия от Матфея

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова.
И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам…»

Первые христиане были евреями

И апостолы. И ученики апостолов.
Это только потом дороги разветвились и пошли врозь, сначала параллельно, потом все далее, удаляясь друг от друга.

Только после созванного императором Константином в 325 году, Первого Никейского собора, на котором был выработан христианский «Символ веры», было окончательно провозглашено отделение христианства от иудаизма.

Но и после этого были «евреи-христиане» разного толка. Их разоблачали, обличали, изобличали.


Караваджо, «Святой Иероним»

Через 17 лет после Никейского собора родился Иероним, который в 360 году (уже в зрелом возрасте) примет крещение, а после станет одним из самых почитаемых и влиятельных Отцов церкви.

В 386 году обосновался он Вифлееме (Бейт-Лехем) и принялся переводить Библию на латынь. Этот перевод, именуемой Вульгатой, получил в католической церкви статус официального.

И вот Иероним пишет из Вифлеема другому (ещё более почитаемому!) Отцу церкви Августину о евреях-христианах: «В наши дни существует секта среди иудеев во всех синагогах Востока, которая называется секта Минеи, и её осудили Фарисеи. Адепты этой секты известны ещё как назареи; они верят в Христа, Сына Божьего, рожденного от Девы Марии; и говорят, что он тот, кто пострадал при Понтии Пилате и снова воскрес, так же, как и все мы верим. Но пока они хотят быть как евреи, так и как христиане, но они не являются ни тем, ни другим».


«Святой Иероним» Леонардо да Винчи.

«Да не будет надежды для отступников»

Обратите внимание: описывая группы людей, которые принимали Никейский Символ веры (Христос — Сын Божий, родился от Девы, был распят и страдал, и воскрес), но думали, что они при этом могут оставаться и евреями тоже (молились в синагогах, соблюдали субботу, придерживались кашрута), то есть не разделяли «христиан» и «евреев», Иероним отвергает не только их потуги быть и теми, и другим одновременно. Он безжалостно отвергает обе их идентификации. Начиная с Иеронима — это взаимоисключающие возможности.

Иероним называет их «минеи» или «назаряне». Минеи — это от слова «мин» — вид, класс, разновидность, пол. Это из еврейской молитвы, которая призывает не доверять ни «миним и ноцрим». Забавно, что позиция иудейского благословения против отступников Иерониму ближе, чем позиция евреев, которые исповедуют Никейский Символ веры.

С тех пор мало что изменилось. Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем еврею-выкресту, который пытается усидеть на двух стульях. И наоборот. Для ортодокса-еврея чуть ли не главной проблемой в христианском мире являются евреи, которые «либо крестик сними, либо трусы надень».

В еврейских семьях сидели по выкрестам «шиву» как по покойникам. Евреи часто считали, что выкресты — являются юдофобами, самыми яростными распространителями антисемитской клеветы.

Иногда это было обоснованно. Пытаясь выслужиться перед новыми единоверцами, неофиты, напирая на своё аутентичное знание бывших евреев, рассказывали всевозможные мерзости о племени, которое они только что покинули.

Вот интересный документ. В городе Житомире староконстантиновский мещанин еврей Мошка Ицков сына Бланка в сороковых годах 19-го столетия написал донос: «Житомирская жителька еврейка Финкельштейн, имея со мною в Волынской гражданской палате исковое дело, в присутствии оной, между прочими изворотными словами, упрекала мне по-еврейски принятием детьми моими Господствующей Православной Греко-российской веры, называя оную поганою, и что они сдохнут, и я сдохну в той вере. При каковом ругательстве находился кто-то из Петербурга и сказал ей, можешь ли ты ругать его, когда он имеет в Петербурге сына Александра Дмитриевича Бланк, который в той вере есть медиком хирургии и пожалован чином коллежского асессора, а также женат на сестре Карла Ивановича Грошопфа. Почему я, стоя около дверей камеры, не могши перенесть хладнокровно сего упрека, плюнул, но не в глаза Финкельнштейновой, а около ее на землю, оказывая на таковые слова надо плевать…».

Читать еще:  Что означает сон по фрейду. Сновидения по Фрейду

Немного позже, в середине 1840-х годов, Мойша Бланк писал и в III Отделение, и на имя императора жалобы уже на евреев вообще. Он сообщал, что на девятом десятке крестился: раньше-де ему жена не давала, а теперь вот она умерла, и Мойша перешел в православие. И принялся обличать евреев: они-де не читают в синагогах молитв за государя и вообще упорствуют в своих предрассудках.

Если кто ещё не понял… Судя по всему, крещеный сын Мошки Бланка — Александр Дмитриевич, служивший в Петербурге и женатый на девице Грошопф, имел дочь, Марию Александровну, которая вышла замуж за Илью Николаевича Ульянова и стала матерью Владимира Ильича Ленина.

«Жид крещеный, вор прощеный…»

К выкрестам относились плохо. Причем не только евреи, которые считали их отступниками, но и христиане, к которым они вступили.

У Чехова в «Иванове» один герой приводит пословицу: «Жид крещеный, вор прощеный, конь леченый — одна цена».

В средневековой Испании евреев, которые приняли христианство называли «Марраны». Marrano — это по-испански «свиньи».

Цветаева написала: «Жизнь. Только выкрестами жива! Иудами вер!».

Во многих языках, даже на уровне языковых оборотов, существуют выражения, намекающие на еврейское происхождение даже потомков выкрестов — людей, у которых перешли в христианство ещё родители, а иногда и дедушки с бабушками. Историк Барбара Зухи приводит целый ряд таких выражений, например, в немецком языке. Желая намекнуть на еврейское происхождение, говорили «Liegend getauft» (крещенный в младенчестве). Композитор Феликс Мендельсон был «als Kind getauft»(крещенный в детстве).

Евреи, которые сознательно перешли в христианство, сделав духовный выбор? Про них лучше всего сказано в песне: «Каждый выбирает для себя».

Я далек от того, чтоб огульно обвинять всех выкрестов в приспособленчестве. Когда святой эсер Илья Фондоминский или великий венгерский поэт Миклош Радноти крестились в концлагере, оба незадолго до смерти, четко зная, что это их никак не спасет от уничтожения (поскольку для нацистов еврейство было вопросом расы и крови, а не вероисповедания), то они делали именно духовный выбор.

Да и те, кто рассматривал крещение как присоединение — присоединение к народу, присоединение к культуре — тоже оставили вполне аргументированное обоснование такого шага.

Один из величайших философов ХХ века Карл Поппер (сын выкреста) считал, что евреи несут свою часть вины и за антисемитизм, поскольку стояли особняком по отношению к большинству.


Карл Раймунд Поппер

Поппер писал: «После долгих раздумий мой отец решил, что жизнь в христианском обществе обязывает причинять этому обществу как можно меньше обид — то есть ассимилироваться».

Даже у многих ранних сионистов первым вариантом решения еврейского вопроса было крещение: евреи должны выйти из культурно-социального гетто, в которое они сами себя загнали — это принесет им освобождение.

Потом многие выкресты уходили в сионизм, предварительно пройдя через участие в революционном движении. Один из самых известных примеров — Пинхас (Петр) Рутенберг, который сначала принял крещение, взял русское имя, женился на нееврейке, потом стал революционером террористом, а затем обратился к сионизму.


Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг

Многие интерпретаторы книги Шолом Алейхема «Тевье-молочник» считают, что возвращение в конце книги крещеной дочери Тевье Хаввы символизирует её отъезд в Палестину.

Герцль и массовое крещение

Даже Теодор Герцль предполагал, что возможным решением еврейской проблемы является массовый «добровольный и почетный переход» в христианство. В 1895 году он записал в дневнике: «Года два назад я хотел решить еврейский вопрос, по крайней мере, в Австрии, с помощью католической церкви. Я пытался получить гарантии от австрийских епископов и через них получить аудиенцию у папы римского, чтобы сказать ему: помогите нам в борьбе с антисемитизмом, а я создам среди евреев сильное движение, с тем, чтобы они свободно и достойно приняли христианство. Свободному и достойному в том смысле, что вожди этого движения, и прежде всего я сам, останутся евреями и в качестве евреев будут пропагандировать принятие религии большинства. При свете дня, в полдень, переход в другую веру откроется под звон колоколов торжественным шествием к собору Святого Стефана (в Вене). Не стыдливо, как раньше поступали единицы, а с гордо поднятой головой. Тот факт, что сами вожди этого движения, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ лишь до порога церкви, а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность…».


Теодор Герцль

Только процесс над капитаном Дрейфусом превратил Герцля в сиониста и сделал его автором «Государства евреев». Историческая прозорливость Герцля состояло в том, что он увидел в деле Дрейфуса генеральную репетицию будущего геноцида, который будет уничтожать за «врожденные свойства», не обращая внимания на вероисповедание.

Иудео-христианство советской интеллигенции

Но меня интересуют не люди, которые сознательно перешли в христианство и перестали быть евреями (во всяком случае в собственном самоощущении). Вопрос о людях, которые одновременно, как те древние «минеи», считают себя и евреями и христианами, которые пытаются быть и теми и другими.

Источники:

http://toldot.ru/urava/ask/urava_3602.html
http://pravoslavie.ru/68232.html
http://matveychev-oleg.livejournal.com/7190398.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: