Белгородские новомученики. Поколение святых

Поколение святых

Исследователям предстоит ещё многое узнать о религиозных гонениях на Белгородчине

В православном календаре февраля есть такой праздник, как Собор новомучеников и исповедников Русской церкви. В этом году он пришёлся на пятое число. В этот день мы вспоминаем тех, кто после революции 1917 года подвергался гонениям и принял мученическую кончину за Христа.

О белгородских новомучениках и религиозных гонениях в нашем крае мы беседуем с директором Государственного архива Белгородской области, членом комиссии по канонизации святых и увековечению подвига новомучеников Белгородско-Старооскольской епархии Павлом Субботиным.

— Павел Юрьевич, когда в нашем крае начались религиозные гонения?

— Преследование духовенства и верующих началось в конце 1918 года, когда большевики повторно установили свою власть в Белгороде. В это время в стране осуществлялась политика красного террора, позволявшая расправляться со всеми несогласными и делать это с особой жестокостью, публично, чтобы сломить сопротивление. В Белгороде это ознаменовалось арестами подозрительных людей, взятием заложников ради выкупа, наложением контрибуции, расстрелами и рубками горожан. Среди духовенства и верующих были убиты епископ Никодим (Кононов), протоиерей Порфирий Амфитеатров, начальница гимназии Мария Кияновская. В качестве заложников в Курске убили белгородских священников Петра Сионского и Василия Солодовникова, а также иеромонаха Серафима (Кретова).

Террор осуществлялся не только в Белгороде. В Томаровке был убит священник Александр Солнцев, в Мясоедово – протоиерей Константин Ничкевич, в Крюково – отец Владимир Касьянов. В Грайворонском уезде убиты священники Феодор Андриевский и Виталий Крутиков, а в Корочанском уезде – протоиерей Иоанн Авдиев. Это только убийства. Количество арестованных или взятых в заложники было значительно больше.

— Какие самые громкие белгородские дела, связанные с церковью и священнослужителями, известны на сегодня?

— В феврале 1935 года в Белгороде арестовали епископа Антония (Панкеева) и вместе с ним священников Митрофана Вильгельмского из Корочи, Александра Ерошова из Большой Халани, Михаила Дейнеку и псаломщика Михаила Вознесенского. Всех отправили в Дальневосточный лагерь, где уже находился бывший Белгородский, а потом Старооскольский епископ Онуфрий (Гагалюк) с курскими священниками. В 1938 году на всех перечисленных и ещё нескольких человек завели новое дело, перевели в тюрьму города Благовещенска Амурской области и 1 июня того же года расстреляли. Именно поэтому в первоначальный собор (список) белгородских новомучеников было включено 16 человек, и в наши дни церковь поминает их в день гибели – 1 июня.

Но это только вершина айсберга. В 1930 году, в первую волну массового закрытия церквей, было заведено дело на корочанского благочинного Александра Плетнёва. Всего по его делу арестовали 122 человека (священники, старосты, псаломщики, активные прихожане), в большинстве своём выступавших против закрытия церквей. Священники Александр Плетнёв и Аркадий Субботин, а также два мирянина по этому делу были расстреляны. В 1932 году, в рамках другого группового дела, охватившего территорию современных Курской, Орловской и Белгородской областей, аресты прокатились по Шебекинскому району. Этот список можно продолжать.

Все эти дела ложились в канву «усиления классовой борьбы в деревне» и были направлены на деморализацию общин верующих с последующим закрытием церквей. И духовенство, и рядовых прихожан методично преследовали именно за их религиозную позицию.

— Как шла работа по выявлению имён и судеб белгородских новомучеников, какие относящиеся к ним документы сохранились в областном архиве? К каким ещё источникам обращались в этих исследованиях?

— Первые шаги были сделаны ещё в 1919 году. В Белгороде было открыто судебно-следственное дело о жертвах большевистского террора, собраны свидетельские показания, проведены осмот­ры и вскрытие тел, фотографирование – планировался суд. В связи с победой Советской власти суд не состоялся, но материалы дела сохранились и сейчас опубликованы. В 1920-е годы часть белгородцев эмигрировала за рубеж и оставила воспоминания, которые тоже являются источником. Преследования духовенства в 1920–1930-е годы зафиксированы в делах, которые содержатся в архивах ФСБ Белгорода и Курска и доступны родственникам и специалистам. В Государственном архиве Белгородской области можно почерпнуть биографические данные за дореволюционный период и первую половину 1920-х годов, частично – в документах середины 1940-х.

Читать еще:  Праздник казанской божьей матери 4 ноября. Осенняя Казанская — праздник победы

— Что инкриминировали новомученикам?

— Не все арестованные и убитые священно- и церковнослужители – новомученики. К ним относятся те, кто действительно пострадал за исповедание веры или духовный сан. Нужно внимательно изучать обстоятельства ареста и гибели, документы дела – не было ли лжесвидетельства или оговора, не находился ли человек в расколе. Это кропотливая работа. Вот почему на Белгородчине из более четырёхсот сосланных и (или) расстрелянных по 58-й «антисоветской» статье священников и монахов количество прославленных невелико. Со временем, думаю, это число будет увеличиваться.

— Какие «белые пятна» ещё ­остались?

— Работа практически в самом начале. Тут не о белых пятнах надо говорить, а наоборот, о небольших заштрихованных участках на сплошном белом фоне.

Память о новомучениках всероссийских и белгородских

Российский император Николай Второй, императрица Александра Федоровна, их пятеро детей, доктор Боткин и три человека прислуги были расстреляны в особняке Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Их тела постарались уничтожить.

История с раскопками царских останков началась в 1976 году, когда консультанту главы МВД Гелию Рябову доложили, что на старой Коптяковской дороге неподалеку от Свердловска были найдены три человеческих черепа. Факт не получил огласки, по приказу властей останки снова закопали. В 1991 году по указанию Рябова могильник был снова вскрыт, проведены многочисленные экспертизы и в нашей стране, и за рубежом, которые с достоверностью подтвердили, что это останки царской семьи. В июле 1998 года они были торжественно погребены в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. А в нынешнем году там же, на Коптяковской дороге, были найдены и идентифицированы останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии.

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила последнего русского царя и его семью к лику святых страстотерпцев. Чем ближе скорбное 90-летие, тем больше высказывается идей, как почтить их память: предлагают, например, установить памятник Николаю Второму в центре Москвы, на Театральной площади, вместо Карла Маркса или переименовать московскую станцию метро «Войковская», названную так в честь одного из палачей последнего русского монарха. С апреля 2008 из Санкт-Петербурга в Екатеринбург идет крестный ход, посвященный 90-летию мученической кончины царской семьи.

Но главное — это память. Память не только о царственных страстотерпцах, но и обо всех погибших в годы большевистских гонений. Так именуется икона: «Собор святых новомучеников российских, от безбожников избиенных». Сегодня мы хотим рассказать о наших земляках, принявших мученическую смерть в те страшные годы. Ведь в сонме новомучеников российских есть и 17 белгородцев, канонизированных в том же 2000 году. В их числе — три священномученика: белгородсдкие епископы Никодим (Кононов), Антоний (Панкеев) и старооскольский епископ Онуфрий (Гагалюк). «Празднование новомученикам и исповедникам Белгородским в нашей епархии проходит с 2004 года, — говорит руководитель пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии, протоиерей отец Игорь КОБЕЛЕВ. — Причем в каждый год особые торжества совершаются в одном из благочиний, в разных городах области. В этом году, например, особые торжества прошли в начале июня в поселке Строитель Яковлевского района, где, кстати, скоро будет завершено строительство храма во имя новомучеников Белгородских».

Три версии убийства преосвященного Никодима

В одном из старых одноэтажных домов по улице Белгородского полка, между Белгородским проспектом и филармонией, по воспоминаниям старожилов, в 1918 году скрывался от преследований епископ Никодим. Ни таблички, ни памятного знака ни на одном из домов нет, да и сами они, скорее всего, будут снесены в ближайшее время. Как-то так получается, что о белгородском епископе больше помнят на Соловках, в Архангельской епархии, где он служил какое-то время и о святых которой составлял жития.

Епископ Никодим (Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельске, окончил там духовную семинарию, затем Санкт-петербургскую духовную академию. Принял монашество с именем Никодим. 15 ноября 1913 года стал епископом Белгородским и служил в Белгороде до 1917 года. В своих проповедях он резко обличал насилия и убийства, совершаемые большевиками.

Вокруг ареста, кончины и места захоронения владыки ходит много легенд. В книге «Новомученики земли святого Белогорья» настоятеля Преображенского кафедрального собора протоиерея о. Олега Кобец есть версия убийства владыки Никодима, приведенная старшим уполномоченным Белгородского уездного ЧК С. Набоковым, в которой он утверждает, что владыку расстреляли во дворе тюрьмы в начале 1919 года. А по рассказам комиссара Степана Саенко, который печатал в 70-х годах в одной из харьковских газет воспоминания о своей «борьбе с контрреволюцией», в Белгороде был раскрыт «заговор в Свято-Троицком монастыре», организованный «сильной контрреволюционной организацией, возглавлял которую епископ Никодим».

Читать еще:  К чему снится встреча взглядами. Толкование сна взгляд в сонниках

Владыку арестовали в Рождество 1919 года, но толпы верующих, узнав об этом, стали собираться на площади и требовать освобождения любимого пастыря. Его выпустили на один день, чтобы успокоить народ, а затем арестовали прямо в алтаре и тайно вывели из храма. Он прошел через пытки, избиения.

Расстрельная команда состояла из китайцев. Владыка Никодим благословил их, и китайцы, видя святость архиерея, отказались стрелять. Тогда его переодели в солдатскую шинель, и отряд красноармейцев выполнил приказ комиссара Саенко.

Тело тайком захоронили в общей могиле за городским кладбищем. Только через полгода, летом 1919 года, с приходом в Белгород деникинцев тело опознали по части облачения — монашескому параману. По другой версии, Никодим, епископ Белгородский, был замучен, изуродован ударами по голове железным прутом и брошен в сорную яму либо после издевательств был заживо засыпан негашеной известью.

Белгородский краевед Александр Крупенков в книге «Белгородский некрополь» говорит, что тело владыки Никодима при большом стечении народа было похоронено летом 1919 года у северной стены Свято-Троицкого собора вблизи раки святителя Иоасафа. Где сейчас находится его могила, не известно: в 30-е годы монастырь, который находился в квартире между проспектом Славы и Свято-Троицким бульваром, сравняли с землей.

Священномученики — жертвы сталинских репрессий

Белгородскую кафедру в начале 30-х годов занимал епископ Антоний (Панкеев). В 1935 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. В «деле» говорится, что за короткий срок «в Белгородскую епархию прибыло 15 человек священников . Панкеев повел среди них работу, направленную на проведение сборов денежных средств для оказания помощи репрессированному духовенству и их семьям». Вместе со своим другом, епископом Старооскольским Онуфрием (Гагалюком), и другими священниками владыка Антоний был арестован и отправлен в лагерь на Дальний Восток. Владыка Онуфрий был первым епископом Старооскольской епархии, и, хотя ему было разрешено совершать богослужения только в одном храме, его службы и проповеди привлекли к нему сердца множества верующих.

1 июня 1938 года владыка Антоний и владыка Онуфрий, а с ними 15 белгородцев, священников и мирян, были расстреляны. Нынешний год — печальный 70-летний юбилей и этого памятного события.

Белгородские новомученики. Поколение святых

(060) В день Собора новомучеников и исповедников Белгородских 1 июня 2008 года

Братья и сёстры!

Сегодня, в первый день лета, мы собрались здесь, чтобы почтить память новомучеников, которых подарила Небу наша Белгородская земля. Совсем недавно, лет 10 назад, этого праздника не было. Теперь он есть и имеет особый смысл и содержание, потому что благодаря таким дням мы воочию видим, что ни одна страна, ни один народ и даже ни одна Поместная Церковь не дали Небу столько святых, сколько дала наша страна и наш народ. И как сказал замечательный писатель и патриот Аксаков, «история России так же важна, как и история Священного Писания, и относиться к ней нужно так же, как к житиям святых». Отныне теперь в этот день, 1 июня, Церковь всегда будет отмечать память новомучеников Белгородских, потому что и они теперь канонизированы, а значит, прославлены Богом перед народом и всем миром. Что означает это греко-латинское слово «канонизация»? Оно означает в буквальном смысле «включение в список», то есть является доказательством того, что тот или иной человек или даже та или иная группа людей находится теперь у Бога и не будет подвергнута Страшному суду, потому что своею жизнью или мученичеством засвидетельствовали свою веру в Господа Иисуса Христа. Поэтому история Церкви — это, прежде всего, история святых. И как приятно сознавать, что теперь на Небесах — и наши земляки, белгородцы. И это является ответом нашего края на призыв Господа Иисуса Христа, Который «нас ради, человек, и нашего ради спасения» сошёл с Небес, воплотился от Девы Матери, жил среди нас, учил, пострадал, умер на Кресте в страшных мучениях, воскрес в третий день, по Писанию, взошёл на Небеса, воссел одесную Отца и призвал каждого жителя нашей планеты, без различия пола, возраста, национальности, к вечному спасению. Вот уже более тысячи лет наша Русская Православная Церковь сияет на Небесах славой святых. А теперь среди них — наши земляки. И, прежде всего, архиепископ Старооскольский Онуфрий, епископы Белгородские Антоний и Никодим, пресвитер Павел и многие другие, как священники, так и миряне, которых подарила Небу наша область. Эта область долгое время была форпостом — защитой государства Российского на южном порубежье от степняков: от половцев, хазар, а позднее — и от крымских татар. Многие наши святыни и, прежде всего, мощи святителя Иоасафа Белгородского, чудотворная икона Николая Ратного, уникальный подземный монастырь в Холках многие годы привлекали к себе богомольцев со всей России, и постепенно здесь, на нашем Черноземье, стал создаваться уникальный архитектурный ансамбль, который, к сожалению, полностью почти был утерян в лихолетье XX века. И вы посмотрите, сколько скорби несёт наш народ на протяжении столетий! То крепостное право, то революции, то войны, то большевистский обман «светлым будущим», но всё терпит. Как сказал Спаситель, «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19). Не только терпит, но проносит сквозь века свою любовь ко Господу. Не к какому-то там возвышенному, могучему, сидящему на золотом троне, а к поруганному и распятому на Кресте Иисусу Христу. И за это Господь дарует нашему народу великую святость, ибо таких святых, как у нас, нет больше нигде в мире. Недаром ведь в древности нашу страну называли как? — Святая Русь! У каждого из нас есть небесный покровитель, который носит наше имя, наш молитвенник. А святитель Феофан Затворник говорил: «Хочешь прославить своего святого — подражай его подвигам». В этом году исполняется уже 1020 лет с тех пор, как наши предки приняли Святое Крещение в днепровской купели, и с этого момента наша Русь пошла путём несения Креста. Поколение за поколением рождались в ней люди и, стоя перед выбором между двух царств — материального, временного или вечного, духовного — всегда выбирали Царство Небесное. А свидетелями этому являются сонмы наших святых, к которым добавились теперь и новомученики. Армию новомучеников возглавил наш русский царь Николай Второй, который мог бы уехать за границу или пойти по пути обмана — «конституционной монархии», но он выбрал Голгофу — самый трудный путь. Погиб и, кажется, проиграл во времени. Но неисчислимо много выиграл в вечности, ибо стяжал право у Бога молиться за нашу Родину на Страшном суде. Поэтому, если с земной точки зрения смотреть на историю страны, то, может быть, более несчастного народа на земле и нет. А если смотреть с небесной точки зрения, в перспективе вечности, то более счастливой страны нет. Потому что мы дали Небу тысячи и тысячи угодников Божиих, которые видят все наши слёзы и слышат все наши воздыхания. Поэтому сегодня, почитая их память, помолимся им, чтобы и они помолились за нас и за нашу Церковь, и за нашу страну, которую они так любили и защищали при жизни. Вспомним их подвиги, их крестный путь, который они проходили с гораздо более страшными искушениями и в этот воскресный, а значит «нареченный и святый день» «едиными устами и единым сердцем» воскликнем им: «Святые новомученики земли нашей, молите Бога о нас!»

Читать еще:  Соловецкое восстание 1667 1676. Соловецкое восстание в культуре

Новости

30 сентября 2012 года,
в 12:00,
в Николо-Иоасафовском соборе
начало занятий
в Воскресной школе.

Занятия будут проходить в двух группах.

Родительское собрание состоится в .

16 сентября 2012 года,
в 15:00
состоится КРЕСТНЫЙ ХОД
с мощами святителя Иоасафа Белгородского,

который возглавит митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Маршрут Крестного хода будет проходить от Николо-Иоасафовского собора, (далее вниз по ул. Попова) и завершиться в храме-часовне во имя святителя Иоасафа (автобусная остановка Родина).

Написать нам письмо:
nikolo-ioasaf@narod.ru

Рассказать о нас

Епархиальные сайты

Храмы I-го Белгородского благочиния


Храмы II-го Белгородского благочиния

Каталог православных сайтов

При поддержке портала cerkov.ru

Статистика посещений

2011 © Николо-Иоасафовский собор города Белгорода.

Источники:

http://www.belpressa.ru/16678.html
http://chr.aif.ru/archive/1755820
http://nikolo-ioasaf.prihod.ru/_zhivoe_slovo_/view/id/27975

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector