Зороастрийцы. Обряды и обычаи зороастризма

Зороастризм. Обряды.

В любой религии обрядность играет очень важную роль, а уж тем более в прародительнице религий – зороастризме. Сам Зороастр был первым жрецом.

Прежде чем приступить к служению, жрецы проходят строгую систему обучения и после нее сдают соответствующие экзамены на знание всех зороастрийских обрядов. Только после этого жрец допускается к обрядам.

Все обряды совершались с помощью огня. Огонь как священное, фактически никем не мог быть тронут, сжигались для этого очень ценные породы древесины, менять огонь мог только главных жрец – служитель. Отсюда, зороастрийцев, многие незнающие называют огнепоклонниками. Но я с этим не совсем согласна. Мэри Бойс, изучавшая зороастризм в Иране от священнослужителей, в своей работе совсем не делает акцент на том, что у зороастрийцев присутствует культ огня. К тому же почитание огня относится еще до появления зороастризма ко многим народам. А потому отнести этот культ как исконно зороастрийский тоже нельзя. Культ огня, конечно же, есть, но он почитаем также, как и другие стихии, только вместо воздуха они почитали ветер.

Раньше во многих обрядах присутствовал сок из растения хаома. Это растение они смешивали с молоком и напиток становится обладателем одурманивающих свойств.

Но главным было правильное исполнение обрядности. Само понятие того, что каждый человек нечистый и должен постоянно следить за своей внешней и внутренней чистотой, было обязательным для верующего, как и сейчас. Причем, жрецы, учившие этому, сами подвергались обрядам очищения больше и чаще других верующих, как бы служа образцом.

Поскольку вода считается священной, то после обряда посуду никогда не мыли водой, а сначала ее обтирали песком, обмывали коровьей мочой, в которой содержится раствор аммиака, и уж только после этого ополаскивали водой. Это черта характерна благодаря древности религии, лежит эта обрядность у ее истоков.

Одежда у верующих тоже особенная, ношение ее обязательно и служит отличительным признаком правоверного, прошедшего инициацию. При обряде инициации на мужчин надевают плетеный шнур в знак принятия в религиозную веру. “Этот старый индоиранский обычай Зороастр приспособил для того, чтобы дать своим последователям отличительный знак. Все зороастрийские мужчины и женщины носят шнур как пояс, трижды обернув им поясницу и завязав узлом спереди и сзади” . Этот пояс кусти из 72-х ниток. 72 не является сакральным числом в зороастризме, просто число ниток соответствует главам в Авесте. “Символическое значение этого пояса вырабатывалось в течение столетий, но, по-видимому, с самого начала три его витка означали трех частную этику зороастризма. Они должны были сосредоточивать мысли владельца на основах веры. Кусти повязывают поверх нижней белой рубашки – судра, – в ворот которой зашит маленький кошелек. Он должен напоминать верующему о том, что человек всю жизнь должен наполнять его благими мыслями, словами и делами для того, чтобы обрести себе сокровище на небесах”.

Верующий должен был молиться пять раз в день. Обряд молитвы, насколько известно, остался мало тронутым до сегодняшнего дня. Во время произношения молитвы он стоит, развязав свой пояс и взяв его в руки, глаза его смотрят на огонь. Постоянное повторение молитвы необходимо для укрепление веры и способствует терпимости праведного. Этот обряд многим схож с мусульманством. Отсюда вывод, что зороастризм оказал влияние и на эту религию.

Ежегодных праздников в зороастризме было семь, и каждый длился по пять дней. Посвящены они были Амэша-Спента, что, в общем-то, не мешало их приурочить к праздникам скотоводов.

Наиболее почитаемыми в зороастризме являются огонь, земля и вода. Собака является священным животным, ее кормят первой, отдавая ей самые жирные куски. Она же бежит сзади похоронной процессии, чтобы за трупом не шел дух тлена, само прикосновение которого для человека пагубно. Причем собака должна быть белая, желтоухая и четырехглазая (с двумя пятнами на лбу). Вот что по этому поводу пишется в Видевдате:

Читать еще:  Значение имени рахиль. Сильные стороны имени Рахиль

“И если кто-либо, о Спитама-Заратуштра, убьёт Ванхапару, дикую остромордую собаку, которую злословящие люди называют именем Дужака, то повредит свою душу на девять поколений, для которых мост Чинвад станет непроходимым, если он при жизни не искупит [этого греха] перед Сраошей”.

Грехом считается даже обидеть собаку, тем более ее убить. Собака не единственное священное животное у зороастрийцев. В следующем Видевдате видно, что к собакам относится любое животное, которое питается или, если по-зороастрийски, борется с животными, относящимися к созданиям Злого Духа:

“И сказал Ахура-Мазда: “Ванхапара-ёж – дикая остромордая собака, которую злословящие люди называют именем Дужака,- вот это создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро [с полуночи] до того, как взойдёт Солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа”.

К злым созданиям относятся змеи, земноводные, насекомые, грызуны. Все животные, которые уничтожают их, считаются священными. К таковым относится, кроме собаки, ёж, дикообраз, лиса, ласка. А трехцветная кошка, считается, что приносит счастье. Так же зороастрийцы не едят говядину, поскольку корова тоже священное животное. Зато у них запрещено голодание, чтобы были силы совершать добрые дела и производить потомство. Даже про выдру можно найти в Видевдате:

“И сказал Ахура-Мазда: “До тех пор, пока не будет убит ударом убивший здесь выдру, пока посвященной* душе этой выдры не принесётся жертва, в течение трёх дней и трёх ночей не возожжётся огонь, не будет простёрт барсман, поднесена хаома”.

П. Глоба утверждает, что у зороастрийцев имеются четыре поста. В один из них, пятидневный пост, можно только пить воду и соки. Данные об этих постах впервые опубликованы П.Глоба и, учитывая то, что нигде больше исследователями не упоминаются, считаю их сомнительными.

Другим важным аспектом обрядности исследователи считают погребения умерших. Дело в том, что дух смерти, как считается, начинает поражать умершего и вещи вокруг него, а также близко находящихся к трупу людей. А потому погребали покойников всегда обнаженными, считая, что одежда тоже подвержена духу тлена. Живое воплощение духа тлена – трупная муха, поражающая и одежду, ложе, жилище покойника. Отсюда считалось осквернением не только трогать труп, но уж тем более переносить его:

“Да не понесёт никто в одиночку мёртвого. А если понесёт один мёртвого, смешается с ним труп через нос, через глаза, через рот, через детородный орган, через задний проход. До кончиков ногтей на него Друхш-йа-Насу* набрасывается. Не очиститься ему после этого во веки веков”.

Некоторые исследователи считают, что этот обычай, считать мертвого человека за пораженного дэвом смерти и опасным для жизни вокруг стоящих, относится ко времени чумы или других опасных заболеваний. Я считаю это вполне возможным, учитывая возможность массовых эпидемий и то, что в Африке при жарком климате любые инфекции находят более благодатную почву для распространения.

Верующие настолько боготворили стихии, что не сжигали своих умерших, а оставляли в специальных возвышенных местах (“Башнях молчания”), дабы не осквернить землю, для того, чтобы трупы могли обгладать дикие звери и птицы. Причем труп привязывали, чтобы животные не могли растащить кости на землю или растения. Если человек умирал на земле, то ее нельзя было определенное время орошать и возделывать. Родные и близкие шли одетыми в белое не ближе, чем 30 шагов от похоронной процессии. Если тело необходимо нести далеко, то его могли положить на осла или корову, но жрецы все равно должны идти. Оплакивать умершего можно не более трех дней и только заочно. В эти три дня необходимо совершить все обрядовые церемонии с упоминанием имени умершего. Если умерший – народный благодетель, то на третий день “глава общины, провозглашает перед общиной имя умершего – народного благодетеля, которое должно почитаться и поминаться в публичных религиозных церемониях” . Зороастрийцы поминают всех умерших, принесших пользу маздаяснийской общине с давних времен. А вот хоронить тело необходимо только днем, ночью хоронить строго запрещено.

Читать еще:  В каком веке возникла буддийская религия. Когда и где зародился буддизм

До сих пор археологи ищут “Башни молчания” в надежде, что, найдя самую древнюю, узнают точную родину зороастризма.

Обряды и обычаи зороастрийцев

Молитва относится к ежедневным обрядам зороастрийцев. Имеются подробные указания, когда, в какое время года, в какие часы и как совершать молитву. Молящийся обращается к Богу не реже пяти раз в день. Молиться можно в храме, у домашнего алтаря, на природе, только лицо молящегося всегда должно быть обращено на юг.

Обряд очищения очень важен для зороастризма. Жёсткие правила сопровождают этот обряд: беспрекословное соблюдение чистоты, запрещение прикасаться к «нечистым» предметам, к «нечистым» животным и растениям, насекомым (муравьям), пресмыкающимся (змеям). Прикосновение к «нечистому» предмету считается грехом. К «чистым» относятся человек, собака, корова, овца, ёж, деревья, растения и плоды в садах и огородах.

Особо почитаемы у зороастрийцев огонь, вода и земля. Боязнь осквернения источников жизни в любой форме – физической или нравственной – является отличительной чертой зороастризма. Для разведения огня в домашнем очаге пользуются только чистыми, сухими дровами. Во время приготовления пищи ни одна капля не должна попасть в огонь. В каждом доме даже существовал свой «мусоропровод» – особое помещение, куда наливался специальный раствор. Грязь и нечистоты смешивались с ним и по специальному жёлобу сливались в землю.

Буквально фанатичное отношение зороастрийцев к «очищению» и боязнь «осквернения» отчасти объясняют ту жестокость, которую верующие проявляли к больным, страдающим кровотечениями, расстройством органов пищеварения или другими подобными недугами. Женщина во время менструации становилась практически «неприкасаемой»: спала на полу в тёмной половине дома, сидела на каменной скамье, не смела подходить к алтарю с огнём, не работала в саду и доме. Она ела из особой посуды и носила ветхую одежду. Никто из членов семьи не подходил к ней. Приготовлением пищи в это время занимались родственники. Если у женщины был грудной ребёнок, его приносили к ней на время кормления, а потом сразу забирали.

Рождение ребёнка также рассматривалось как «осквернение чистоты». Только перед самыми родами женщина получала некоторые «льготы». В её комнате круглосуточно горел огонь. Когда рождался ребёнок, пламя должно было гореть особенно ровно – за этим строго следили. Считалось, что уберечь новорождённого от всего дурного может лишь ровно горящее пламя.

Ритуал очищения матери после родов был мучительным и продолжался 40 дней. В первые дни после родов мать не пила чистую воду, не могла погреться возле очага, даже если роды оказывались тяжёлыми и происходили зимой. Поэтому неудивительно, что смертность при родах и в послеродовой период была очень велика. Зато в обычное время женщина играла важную роль в исполнении семейных религиозных ритуалов, а в некоторых вопросах, связанных с домашними делами и хозяйством, с её словом считались все члены семьи.

Зороастризм равно осуждает безбрачие и распущенность. Перед мужчиной стоит основная задача – продолжение рода. Как правило, мужчины-зороастрийцы женятся в 25–30 лет, а женщины вступают в брак в 14–19 лет. Изредка с разрешения первой жены приводят в дом вторую, но это случается, если только брак бездетен.

Обряд погребения в зороастризме

Зороастризм – одна из древнейших мировых религий, которая в наши дни распространена среди небольших общин на территории Индии и Ирана. Как каждая религия, зороастризм содержит в себе множество ритуалов, и наименее подверженным изменениям с течением времени является похоронный ритуал.

В зороастризме зарывание трупов в землю и трупосожжение считается большим грехом. Это связано с основной концепции религии, а именно – невозможность осквернения земли, и, в особенности, священного символа зороастризма – огня, т. к. огонь считается олицетворением Бога на земле.

Смерть в зороастризме является символом временной победы зла над добром, и основной целью обряда погребения является как можно скорее ограничить распространение этого зла. По возможности похороны должны пройти в день смерти человека.

Читать еще:  Как правильно написать взрослые грехи для исповеди. Как исповедоваться в церкви в первый раз — примеры что говорить батюшке

Обряд погребения начинается с обмывания тела, на него надевают чистую, но старую одежду, поскольку расточительность в зороастризме считается грехом, и в железном гробу относят в дакхму или «Башню молчания». Дакхма представляет собой деревянную конструкцию округлой формы, окруженную высокими стенами, которые являются преградой от проникновения туда посторонних людей. Дакхмы сооружаются вдали от населенных пунктов на высоких холмах. Сверху башня открыта небу, чтобы стервятники и вороны могли клевать с трупа мясо. По мнению зороастрийцев, Бог создал стервятников именно с этой целью, а именно помочь душе освободиться от тела, очистив кости от плоти. Замечено, что стервятнику достаточно 30 минут для полной очистки скелета от мягких тканей, затем кости высушиваются и складываются в урну или выбрасываются в располагающийся внутри башни колодец. Но по канонам зороастризма стервятники должны уничтожить плоть в течение четырех дней. Погребение и переноску трупа должны осуществлять как минимум два человека, поскольку погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если нет второго человека, то его может заменить собака – священное в зороастризме животное. Пол башни является своеобразным кладбищем и разделен разметкой на сектора – мужской, женский и детский. Труп укладывают на пол в соответствующий сектор в углубление по форме напоминающее гроб и тщательно привязывают веревками, чтобы птицы не растащили останки. Таких секторов 365. В это время родственники усопшего молятся в расположенном недалеко от башни строении. По возвращении домой, они, умывшись, на протяжении трех дней проводят специальные обряды, пока душа ожидает Страшного суда. Благотворительное денежное пожертвование, совершаемое на третий день родственниками усопшего, в зороастризме считается лучшей памятью об умершем, чем сооружение могильного камня.

Нередко случается так, что в дакхму относят еще живого человека. Это связано с тем, что наступление смерти в зороастризме определяется обрядом «собачьего взгляда», когда к умирающему подводят собаку, единственное существо, не боящееся демона смерти, и дают собаке посмотреть умирающему в глаза. Затем на грудь умирающему кладут кусочек хлеба, и если собака съедает его, то человек считается умершим, т.к. считается, что собака съедает последний вздох человека. Конечно же, подобный обряд не может достоверно подтвердить смерть человека, но, согласно традиции, еще полуживого человека относят в «Башню молчания», из которой никто живой не может выйти, дабы не осквернять дыханием смерти еще живущих. Поэтому носильщики, заметив, что человек еще живой, умерщвляют его.

С 1970-х гг. в Иране под давлением мусульман традиционный обряд похорон был заменен погребением тел в специальных забетонированных могилах и склепах, для того, чтобы избежать осквернения священных земли и воды соприкосновением с трупом. Но в Индии похоронный обряд сохранился в первоначальном виде и в наши дни, несмотря на наличие ряда проблем.

Основной проблемой для совершения традиционного похоронного обряда в наши дни является резкое сокращение численности стервятников в Азии. Это связано с тем, что стервятники, питаясь падалью, вместе с мясом трупов животных поглощают большое количество болеутоляющих и противовоспалительных препаратов с активным веществом диклофенак, активно применяемых в животноводстве, что является губительным для птиц. По этой причине в настоящее время на территории Индии более тысячи трупов в год «ждут» своей очереди в «Башню молчания». Власти Индии решили помочь зороастрийской общине решить эту проблему путем установки в «Башни молчания» солнечных панелей для скорейшего обезвоживания и разложения трупов. Но предпринятая мера не решила проблему целиком, т.к. солнечным панелям не достаточно света для эффективной работы в затяжной сезон дождей.

Хотелось бы отметить, что у современных медиков возникали вопросы по поводу возможности возникновения и распространения эпидемий, связанных с спецификой обряда, но таких случаев зафиксировано не было.

Новость отредактировал Лисенок – 1-07-2011, 09:13

Источники:

http://sacralis.com/filosofskie-techeniya/zoroastrianism/1103-zoroastrizm-obryady.html
http://studopedia.ru/3_158259_obryadi-i-obichai-zoroastriytsev.html
http://4stor.ru/strashno-interesno/17750-obryad-pogrebeniya-v-zoroastrizme.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: