Значение варнава (кедров) в православной энциклопедии древо. Митрополит Варнава: «Господь хранил и укреплял меня
Митрополит Варнава: «Господь хранил и укреплял меня»
Дмитрий Авдеев, член Союза писателей России. Газета «Возглас», №10, 2011.
Детство
Митрополит Варнава (в миру – Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед его по отцу, протоиерей Иоанн, был последним священником в этом селе, в той церкви, в которой на протяжении около трехсот лет священствовали его предки. В 1929 году, когда шла вторая волна репрессий по отношению к служителям Церкви и верующим вообще, протоиерей Иоанн был арестован и расстрелян.
В 1931 году отец будущего владыки Варнавы, Виктор Кедров, был назначен служить в это же село Высокое, и в Прощеное воскресенье его должны были рукоположить в сан диакона, а в последующем – священника. Но за несколько дней до этого, в четверг Масленой недели, его тоже арестовали, увезли в Рязань и дали срок – 10 лет. Несмотря на многие запросы его дальнейшая участь неизвестна.
Дом и все имущество отобрали в собственность колхоза, а мать будущего владыки, Евдокию, которая скоро должна была родить, с тремя малолетними детьми поселили в маленьком доме-времянке. Семьи осужденных обычно подлежали немедленной высылке, и через месяц, в Великую Субботу того же года, пришли и к ним, чтобы сослать в Сибирь. Но у матери в это время начались схватки, и вскоре она родила мальчика, которого назвала Владимиром. Володя был четвертый ребенок. Власти отложили арест и пообещали вернуться через несколько дней, но почему-то не вернулись. Так рождение будущего владыки спасло его семью.
Владыка Варнава вспоминает: «В церковь во время войны мы ходили в город Рязань, в кладбищенский храм «Всех Скорбящих Радость». Ночевать было негде, спали на кладбище, внутри высоких оград могил, чтобы не набрасывались на нас злые бродячие собаки. В городе были постоянные военные тревоги и бомбежки. Один раз вышли из дома, оглянулись – а дома уже нет, был взорван. В период войны мне было 10-14 лет. Мы копали окопы, потому что через наше село проходила линия фронта.
В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от нас. Служил там протоиерей Петр Смирнов – мой двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Я был у него пономарем. В это же время через верующих я познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской, слепенькой старицей, и стал иногда ходить к ней. Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом. Власти не разрешали, некоторых, из приходящих к ней, арестовывали, но люди все равно шли, потому что ее прозорливость была известна.
В детстве я очень любил молиться, даже по ночам. Однажды услышал визг, как будто кто-то пляшет на чердаке. Но когда стал усерднее молиться, все исчезло».
Начало церковного служения
«Когда открыли в Рязани Борисоглебский собор, – вспоминает митрополит Варнава, – я помогал при его ремонте, сначала как разнорабочий. Потом секретарь архиерея, протоиерей Симеон Грацианский, пригласил иподиаконом к Рязанскому архиерею. Так я стал иподиаконом».
Владыка Варнава рассказывал, как однажды, в начале пятидесятых годов, на праздник Благовещения, который совпал в тот год с Великой Пятницей Страстной седмицы, его после службы силой завели в милицию и потребовали подписать бумагу об отказе от веры. Володя ничего не подписал. Его стали сильно избивать, но вот что удивительно: «Почему-то боли не чувствовал, – рассказывает владыка, – просто думал, что сегодня Страстная Пятница, то есть день, когда распинали и мучили Господа, и я как будто вместе с Ним страдаю. И еще одна мысль была – вот почему мученики переносили такие тяжкие истязания, не теряя мужества. Господь давал им силы перенести все это. Вечером меня выпустили. На следующий день я причастился, и такой радости после причащения я, наверное, никогда потом не испытывал.
Несмотря на трудную жизнь, было и много хорошего в ней, потому что Господь хранил и укреплял меня. Много раз я попадал в опасные ситуации, но благополучно выходил из них. В детстве мы с братом рыбачили и оказались на отколовшейся льдине. Брат перепрыгнул, а я оказался в воде, затянуло меня в водоворот, и не знаю, как выбрался целым и невредимым. По дороге в храм – а она была долгая! – я много раз шел мимо волков, стоящих вдоль дороги, но Господь хранил меня.
Архиепископ Николай (Чуфаровский), у которого я служил, уважал меня и доверял. Однажды я отпросился у него в Троице-Сергиеву Лавру, и мне там очень понравилось. Никому я об этом не говорил, но все время меня тянуло туда».
Один батюшка, который лично знал наместника Лавры архимандрита Пимена, будущего Патриарха, походатайствовал за Владимира. И отец-наместник согласился принять юношу в монастырь. Владыка вспоминает: «Без благословения матери уходить в монастырь мне не хотелось. А как его получить? Редкая мать согласится расстаться со своим чадом, тем более что моя мама рассчитывала жить со мной. И я поступил так: сказал ей, что хочу жениться. Она огорчилась. Тогда я спросил: может, мне пойти в монастырь? Мама ответила, что лучше идти в монахи, чем жениться. Больше ничего меня не удерживало в этом мире».
Лавра
22 мая 1955 года Владимир поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом) в Трапезном храме послушник Владимир был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Варнавы и уже в январе 1956 года назначен ризничным Лавры. «Началась моя монашеская жизнь, – рассказывает владыка, – всякое случалось – и трудное, и горькое. Но я все переносил без упрека, полностью положившись на волю Божию, всегда повторяя слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все». 15 лет не выходил за ворота монастыря; никогда не забывал, что назад пути нет. Когда было тяжело, закрывался в келии, становился на колени перед иконами с молитвой и сразу чувствовал облегчение».
Чебоксарская кафедра
К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 приходов. За 35 лет архиерейского служения на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей, открыто более 200 приходов и Чебоксарское духовное училище. При активном участии и огромном вкладе владыки Варнавы возрождена историческая часть города Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.
По благословению митрополита Варнавы в епархии создан Православный миссионерский центр. На приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Для многих прихожан и духовенства Чувашии владыка стал, как родной отец. В очереди на прием к митрополиту Варнаве, а он постоянно принимает людей, и сельская труженица, и университетский ученый, и врач, и учительница – для каждого найдется доброе слово и мудрый совет. Владыка постоянно служит, ездит по епархии, встречается со многими людьми. Имя владыки – Варнава – в переводе означает «сын утешения». Вот уж поистине – по имени и житие.
Я знаю владыку Варнаву 20 лет. Митрополит Варнава является для меня, и для многих-многих знающих его, примером ревностного служителя Церкви Христовой, мудрого архипастыря. Всегда буду помнить наказ владыки Варнавы: «Будь со Христом!». Со Христом и Его святой Церковью проводит всю свою жизнь и сам митрополит Варнава.
ВАРНАВА (КЕДРОВ)
В миру Кедров Владимир Викторович, родился 21 апреля 1931 года в селе Высоком Рязанского района Рязанской области. Предки его были священниками и служили в храме села Высокого с XVII века. Дед – протоиерей Иоанн Кедров служил в Высоковском храме апостола Иоанна Богослова, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец – Виктор Кедров был арестован в 1931 году, репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у неё начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и её и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы.
В 12 лет познакомился с Пелагеей Рязанской и стал ходить к ней. Она говорила всем, что Володя будет большим человеком, а в 1956 году – произошла встреча со схимонахом – пустынником Георгием, который предсказал ему архирейское служение.
В 1945 году окончил среднюю школу.
В 1952-1953 годах прислуживал в храме во имя Святой Троицы в селе Бахмачеево, Рязанской обл.
В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры и был назначен помощником ризничего.
10 декабря того же года был пострижен в монашество с наречением имени в честь апостола Варнавы. Постриг совершен наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым).
18 января 1956 года назначен ризничим Лавры.
15 февраля 1956 года рукоположен во иеродиакона в Богоявленском патриаршем соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием.
9 марта 1957 года рукоположен во иеромонаха в Лаврском Крестовом храме во имя Филарета Милостивого.
В 1960 году возведён в сан игумена.
В 1965 году возведён в сан архимандрита.
В 1970 году назначен благочинным Лавры. В начале 1970-х некоторое время служил исполняющим обязанности лаврского наместника.
В 1971 году был членом Поместного Собора Русской Церкви от братии Троице-Сергиевой Лавры.
30 ноября 1976 года хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры совершили: патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), епископы Рязанский и Касимовский Симон (Новиков), Орловский и Брянский Глеб (Смирнов).
В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.
7 сентября 1984 года возведён в сан архиепископа.
С 27 по 31 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.
17 июля 2006 года Священный Синод заслушав прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия, постановил: просить продолжить архипастырское служение [1].
За время служения владыки Варнавы на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей: мужские – Чебоксарский во имя Святой Троицы, Алатырский во имя Святой Троицы, Александро-Невский в селе Каршлыхи; женские – Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий, Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Иверский в селе Шерауты, открыто более 210 приходов, восстановлено Чебоксарское духовное училище. В епархии создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашской Республики. На многих приходах открыты дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы.
Награды
Церковные:
- наперсный крест (1958)
- наперсный крест с украшениями (1963)
- орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1971);
- орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени;
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени;
- орден свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского 2-й степени;
- ордена Животворящего Креста Господня 1-й (с крестом Гроба Господня), 2-й и 3-й степени (Иерусалимской Православной Церкви)
Светские:
- Российский государственный орден Дружбы
- Российская государственная премия в области строительства и архитектуры
- Почетный гражданин города Чебоксары
Сочинения
- Речь при наречии во епископа Чебоксарского и Чувашского от 29 ноября 1976г. // ЖМП. 1977, №2, с. 18-19.
- «В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (19 декабря 1976г. в Кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары). // ЖМП. 1977, №7, с. 30.
- «Одушевленный храм». // ЖМП. 1980, №5, с. 32.
- «Значение храма в жизни христианина» (9 июля 1980г. в с. Козловка). // ЖМП. 1981, №5, с. 36.
- «В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (Проповедь, произнесенная в храме Святителя Николая г. Канаш. 19 декабря 1981г.). // ЖМП. 1983, №12, с. 30.
Значение ВАРНАВА (КЕДРОВ) в Православной энциклопедии Древо
Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.
Варнава (Кедров) (род. 1931 ), митрополит Чебоксарский и Чувашский .
В миру Кедров Владимир Викторович, родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области.
Предки его были священниками и служили в храме села Высокое с XVII века. Дед – протоиерей Иоанн Кедров служил в храме апостола Иоанна Богослова села Высокое, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец – Виктор Кедров был арестован в 1931 году органами НКВД за 4 дня до предстоящей диаконской хиротонии, которая и послужила поводом к аресту. Впоследствии был репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у неё начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и её и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы. В 12 лет Владимир Кедров познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской и стал ходить к ней. Она говорила всем, что Володя будет большим человеком, а в 1956 году – произошла встреча со схимонахом – пустынником Георгием, который предсказал ему архирейское служение.
В 1945 году окончил среднюю школу.
В 1952 – 1953 годах прислуживал в храме во имя Святой Троицы в селе Бахмачеево , Рязанской обл.
С 1953 по 1955 годы был иподиаконом в кафедральном соборе в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба города Рязани .
В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры и был назначен помощником ризничего .
10 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым) был пострижен в монашество с наречением имени Варнава, в честь апостола Варнавы .
18 января 1956 года назначен ризничим Лавры.
15 февраля 1956 года в Богоявленском патриаршем соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием рукоположен во иеродиакона .
9 марта 1957 года в Лаврском Крестовом храме во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха .
В 1960 году возведён в сан игумена .
В 1965 году возведён в сан архимандрита .
В 1970 году назначен благочинным Лавры.
В 1971 году от братии Троице-Сергиевой Лавры был членом Поместного Собора Русской Церкви .
30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского . Хиротонию совершали: патриарх Московский и всея Руси Пимен , митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим , архиепископ Волоколамский Питирим , епископы Рязанский и Касимовский Симон , Орловский и Брянский Глеб .
В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон .
7 сентября 1984 года возведён в сан архиепископа .
С 27 по 31 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена в его поездке в Болгарию .
25 февраля 2001 года возведён в сан митрополита .
17 июля 2006 года Священный Синод заслушав прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия, постановил: просить продолжить архипастырское служение [1] .
За время служения владыки Варнавы на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей: мужские – Чебоксарский во имя Святой Троицы , Алатырский во имя Святой Троицы , Александро-Невский в селе Каршлыхи ; женские – Чебоксарский в честь Преображения Господня , Алатырский Киево-Никольский Новодевичий , Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери , Иверский в селе Шерауты , открыто более 210 приходов, восстановлено Чебоксарское духовное училище . В епархии создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашской Республики . На многих приходах открыты дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы.
наперсный крест (1958)
наперсный крест с украшениями (1963)
ордена Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1971 год); прп. Сергия Радонежского 2-й степени; св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени; свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского 2-й степени
ордена Иерусалимской Православной Церкви Животворящего Креста Господня 1-й (с крестом Гроба Господня), 2-й и 3-й степени
Российский государственный орден Дружбы
Российская государственная премия в области строительства и архитектуры
почетный гражданин города Чебоксары
Речь при наречии во епископа Чебоксарского и Чувашского от 29 ноября 1976г. // ЖМП. 1977, №2, с. 18-19.
«В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (19 декабря 1976г. в Кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары). // ЖМП. 1977, №7, с. 30.
«Одушевленный храм». // ЖМП. 1980, №5, с. 32.
«Значение храма в жизни христианина» (9 июля 1980г. в с. Козловка). // ЖМП. 1981, №5, с. 36.
«В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (Проповедь, произнесенная в храме Святителя Николая г. Канаш. 19 декабря 1981г.). // ЖМП. 1983, №12, с. 30.
ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Источники:
http://www.daavdeev.ru/stati-i-intervyu/mitropolit-varnava-gospod-hranil-i-ukrepljal-menja.html
http://drevo-info.ru/articles/9908.html
http://slovar.cc/rel/drevo/2298329.html