Значение голгофский крест на стене. Животворящее древо Креста Господня

Прообразы Честного Древа Креста

Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие (Православная энциклопедия, том 1, агада). В “Берешит Рабба”, толковании на кн. Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, например, такой комментарий к словам “и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего” (Быт 22. 6): “Как человек, который несет крест на плече своем” (Берешит Рабба 56. 3).

В беседах на книгу Бытия Ориген отмечал, что Исаак предызображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

Дрова символизировали Крест Христов. Для ветхозаветных богослужений использовались определенные породы деревьев. “В отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосну, и пихту, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслину, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади разрушенного дерева, но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров, не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя благоухание их к небу” (Книга юбилеев, или Малое бытие, гл. 21).

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31, 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: “Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана” (2 Пар 2. 8).
Апокрифические сказания связывают Крест Христов с материалами, использовавшимися в ветхозаветном храме (Слово о Крестном Древе, Апокрифы Древней Руси, СПб., 2002). В статье “Царица Савская, хрустальный пол и плавающий ствол” Фабрицио Пеннаккьетти приводит примеры апокрифов, относящихся к циклу “История Древа Честного Креста”:

“Когда нужно было построить Иерусалимский храм, не нашлось орудий, способных вырезать из скалы громадные каменные блоки, необходимые для постройки. Поэтому Соломон приказал поймать цыпленка Руха, мифической птицы огромного размера. Сказано – сделано: большого цыпленка поймали и посадили под перевернутый медный котел во дворе царского дворца. Рух-мать, летая над Иерусалимом, вскоре обнаружила темницу своего птенца и для его освобождения решила использовать огромный ствол райского дерева, который – как будто бы специально ради нее – упал на землю в райском саду. С большим трудом птица принесла ствол и бросила на котел. Котел распался на две части, выпуская невредимого цыпленка. Тут-то мудрый Соломон повелел каменотесам использовать чудесное дерево для раскалывания скал и вырезки камней. С тех пор у каменотесов не было больше затруднений; ведь было достаточно тронуть скалы стволом, как они сами принимали квадратную форму желаемого размера.

“Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом.

Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера.

Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину” (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005).

Пророк Исаия предсказывал: “Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих” (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.

“Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося” (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

“Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем” (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5).

Старообрядцы считают, что “трисоставность” Креста означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным. По преданию монастыря Святого Креста на Святой Земле Крест Христов был сделан из единого древа, так как ветви кипариса, певга и кедра – трех вечнозеленых деревьев, дарованных тремя Ангелами праотцу Аврааму – срослись. В монастыре Святого Креста указывается место, где выросло дерево, из которого сделали Крест на распятие. По преданию, храм над местом произрастания этого таинственного дерева и монастырь были построены и подарены святым императором Константином Великим грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство равноапостольной Ниной. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте:

Около 40 лет (есть предание, что 33 года) нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан.

Читать еще:  Купаться на крещение 18 19. Крещение Господне - традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления

И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым. Когда царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали” (Акафист Животворящему Кресту Господню, Москва, 2005).

Церковные песнопения указывают на ветхозаветные прообразы Честного Древа. Вопрос о породе дерева, из которого был сделан Крест, относится к задачам церковной археологии, основоположницей и Небесной покровительницей которой является святая равноапостольная императрица Елена.

Честное Древо Креста Господня за всю историю Христианства многократно разделялось и присутствует во многих уголках мира. Самая большая часть Креста длиной 40 см хранится на Кипре.

Благовещенский Храм, с.Крутые Хутора

с. Крутые Хутора

Крест с частицей Честного Животворящего Древа Креста Господня

В нашем храме находиться частица Честного Животворящего Древа Креста Господня уставленная на резном дубовом Распятии.

День памяти 14/27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Воздвижение Креста Господня — есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Это произошло во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306 — 337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Большинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, — были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа — обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест.

Читать еще:  Йозеф еврейское имя. «Йозеф» - значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» ( Матф.24, 30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»

Животворящий Крест Господень

Животворя́щий Кре́ст (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник – Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света.

Содержание

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы.

Читать еще:  К чему снится мужчина в свадебном костюме. Видеть сне человека в белой одежде

Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

2-я версия предания, возникшая в кон. IV – нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви.

Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил».

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.

В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.

Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.

В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).

Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.

В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флери[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста.

В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.

Источники:

http://pravoslavie.ru/36582.html
http://blagoveshenie.cerkov.ru/nashi-svyatyni/krest-s-chasticej-chestnogo-zhivotvoryashhego-dreva-kresta-gospodnya/
http://azbyka.ru/palomnik/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: