Значение булгаков сергей николаевич в краткой биографической энциклопедии. Православный институт богословия в Париже
Вопрос о православии богословия Булгакова
Обвинения Булгакова в ереси и неправославии озвучиваются некоторыми современными богословами и высказываются в печати. Например, в православном энциклопедическом словаре под названием “Букварь” краткая справка о С.Н. Булгакове завершается следующей фразой: “В его философских воззрениях, однако, усматривается несколько (а именно 16) личных мнений, не приемлемых Церковью” (Букварь. Наука, философия, религия. Под редакцией архимандрита Никона (Иванова) и протоиерея Николая Лихоманова. – М., 2001. – Т.I. – С.444.).
Обвинения в адрес о. Сергия нередко обосновывают ссылками на работу В.Н. Лосского “Спор о Софии” и на Указ патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 7 сентября 1935 года № 1651. Указ строго осуждал софиологическое учение Булгакова: “оно нередко изменяет догматы православной веры”; и рекомендовал всем верным чадам Церкви отвергать это учение, “опасное для духовной жизни”. Правда, непонятно, что “верным чадам” при этом делать: дело в том, что в вероучительном смысле слово патриарха (в отличие от католического Папы) означает не более, чем слово одного отдельно взятого христианина; и, таким образом, законную силу в этом указе имеет только административная сторона. А она привела к репрессиям против о. Сергия.
Сергий Булгаков попытался опровергнуть эти обвинения: в октябре он передал подробную докладную записку митрополиту Евлогию. Подробную критику Записки дал Владимир Лосский.
булгаков православие богословие философский
27 декабря 1935 года митрополит Сергий счёл необходимым издать ещё один указ № 2267, вновь осуждающий “понимание Булгаковым догмата о двух природах и о единой ипостаси Господа Иисуса Христа”.
Решением от 17/30 октября 1935 году учение Булгакова о Софии было также осуждено Собором Русской Зарубежной Церкви, каковое определение было подтверждено на 2-м Всезарубежном Соборе в 1938 году.
Примечательно, что главный критик прот. Сергия, В.Н. Лосский, признававший, тем не менее, “большую последовательность и глубину” мысли критикуемого, в одной из своих последних работ (1957 г.) призывает всех богословов к риску осмысления ещё не определенных вероучительных вопросов: “Лучше мыслить о Святой Троице, принимая на себя риск всегда возможных ошибок, чем только повторять священные формулы в ленивом и самодовольном безмыслии, оставаясь чуждым и их содержанию и силе. Верность преданию – не инертна, а динамична. Без новых и новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности преданию Отцов Церкви” (Владимир Лосский. К вопросу об исхождении Святого Духа // Богословие и боговидение. М., 2000. С.382, 389.)
БУЛГА́КОВ
В книжной версии
Том 4. Москва, 2006, стр. 328-330
Скопировать библиографическую ссылку:
БУЛГА́КОВ Сергей Николаевич [16(28).6.1871, г. Ливны Орловской губ. – 13.7.1944, Париж], рус. философ, богослов, экономист, церковный и обществ. деятель. Родился в семье священника. Обучался в Ливенском духовном уч-ще (1881–1884), затем в Орловской духовной семинарии, вследствие кризиса веры оставил её в 1888 и перешёл в Елецкую гимназию. В 1890–1894 учился на юридич. факультете Моск. ун-та. С 1895 преподавал политич. экономию в Моск. коммерч. уч-ще, примыкая к направлению «легального марксизма» («О рынках при капиталистическом производстве», 1897). Анализируя связь денежного и товарного обращения при капитализме, Б. пришёл к выводу, что в России ещё совершается процесс «отделения города от деревни». В 1898–1900 в заграничной командировке в Берлине, откуда выезжал в Женеву, Цюрих, Париж, Лондон, Венецию; общался с герм. социал-демократами (К. Каутским, А. Бебелем, Э. Бернштейном, В. Адлером), познакомился с Г. В. Плехановым. В магистерской дис. «Капитализм и земледелие» (т. 1–2, 1900) выступил с обоснованием устойчивости мелкого хозяйства при капиталистич. организации нар. хозяйства и критикой закона концентрации производства, сформулированного К. Марксом. С 1901 проф. Киевского политехнич. ин-та и приват-доцент ун-та Св. Владимира. Знакомство с философией И. Канта и неокантианства охладило увлечение Б. марксизмом; кроме того, он пришёл к выводу, что «прогноз Маркса, имевший определённое значение для своего времени… для настоящего времени просто неприложим». Публичные лекции «Иван Карамазов как философский тип» (1901) и «Что даёт современному сознанию философия Владимира Соловьёва» (1903) знаменовали начало «идеалистического» периода в творчестве Б., восприятия идеалов христианского гуманизма в духе Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьёва (участие в программном сб. «Проблемы идеализма», 1902; авторский сб. «От марксизма к идеализму», 1903). Один из организаторов и член Союза освобождения . С осени 1904 участвовал в ж. «Новый путь», в 1905 совместно с Н. А. Бердяевым редактировал ж. «идеалистического направления» «Вопросы жизни». С 1906 в Москве, проф. политэкономии Моск. коммерч. ин-та и приват-доцент Моск. ун-та («Краткий очерк политической экономии», 1906; курсы лекций по истории социальных и экономич. учений). Б. активно разрабатывал идеалы «христианской политики», в нач. 1907 избран депутатом 2-й Гос. думы, называл себя беспартийным «христианским социалистом». С 1906 принимал участие в работе петерб. «Братства ревнителей церковного обновления», моск. Религ.-философского общества памяти Вл. Соловьёва, Кружка ищущих христианского просвещения, в 1910 – в создании книгоиздательства «Путь». Участвовал в сб. «Вехи» (ст. «Героизм и подвижничество»), в 1911 выпустил сб. статей «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» (т. 1–2; в ст. «Карл Маркс как религиозный тип» марксистская философия истории рассматривалась как разновидность секуляризованной иудеохристианской апокалиптики). В 1910 познакомился с П. А. Флоренским , дружба с которым породила интеллектуальное и творческое сотрудничество. В 1911 в числе большой группы преподавателей Б. покинул Моск. университет в знак протеста против увольнения правления университета.
БУЛГА́КОВ
В книжной версии
Том 4. Москва, 2006, стр. 328-330
Скопировать библиографическую ссылку:
БУЛГА́КОВ Сергей Николаевич [16(28).6.1871, г. Ливны Орловской губ. – 13.7.1944, Париж], рус. философ, богослов, экономист, церковный и обществ. деятель. Родился в семье священника. Обучался в Ливенском духовном уч-ще (1881–1884), затем в Орловской духовной семинарии, вследствие кризиса веры оставил её в 1888 и перешёл в Елецкую гимназию. В 1890–1894 учился на юридич. факультете Моск. ун-та. С 1895 преподавал политич. экономию в Моск. коммерч. уч-ще, примыкая к направлению «легального марксизма» («О рынках при капиталистическом производстве», 1897). Анализируя связь денежного и товарного обращения при капитализме, Б. пришёл к выводу, что в России ещё совершается процесс «отделения города от деревни». В 1898–1900 в заграничной командировке в Берлине, откуда выезжал в Женеву, Цюрих, Париж, Лондон, Венецию; общался с герм. социал-демократами (К. Каутским, А. Бебелем, Э. Бернштейном, В. Адлером), познакомился с Г. В. Плехановым. В магистерской дис. «Капитализм и земледелие» (т. 1–2, 1900) выступил с обоснованием устойчивости мелкого хозяйства при капиталистич. организации нар. хозяйства и критикой закона концентрации производства, сформулированного К. Марксом. С 1901 проф. Киевского политехнич. ин-та и приват-доцент ун-та Св. Владимира. Знакомство с философией И. Канта и неокантианства охладило увлечение Б. марксизмом; кроме того, он пришёл к выводу, что «прогноз Маркса, имевший определённое значение для своего времени… для настоящего времени просто неприложим». Публичные лекции «Иван Карамазов как философский тип» (1901) и «Что даёт современному сознанию философия Владимира Соловьёва» (1903) знаменовали начало «идеалистического» периода в творчестве Б., восприятия идеалов христианского гуманизма в духе Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьёва (участие в программном сб. «Проблемы идеализма», 1902; авторский сб. «От марксизма к идеализму», 1903). Один из организаторов и член Союза освобождения . С осени 1904 участвовал в ж. «Новый путь», в 1905 совместно с Н. А. Бердяевым редактировал ж. «идеалистического направления» «Вопросы жизни». С 1906 в Москве, проф. политэкономии Моск. коммерч. ин-та и приват-доцент Моск. ун-та («Краткий очерк политической экономии», 1906; курсы лекций по истории социальных и экономич. учений). Б. активно разрабатывал идеалы «христианской политики», в нач. 1907 избран депутатом 2-й Гос. думы, называл себя беспартийным «христианским социалистом». С 1906 принимал участие в работе петерб. «Братства ревнителей церковного обновления», моск. Религ.-философского общества памяти Вл. Соловьёва, Кружка ищущих христианского просвещения, в 1910 – в создании книгоиздательства «Путь». Участвовал в сб. «Вехи» (ст. «Героизм и подвижничество»), в 1911 выпустил сб. статей «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» (т. 1–2; в ст. «Карл Маркс как религиозный тип» марксистская философия истории рассматривалась как разновидность секуляризованной иудеохристианской апокалиптики). В 1910 познакомился с П. А. Флоренским , дружба с которым породила интеллектуальное и творческое сотрудничество. В 1911 в числе большой группы преподавателей Б. покинул Моск. университет в знак протеста против увольнения правления университета.
Источники:
http://vuzlit.ru/523240/pravoslavii_bogosloviya_bulgakova
http://bigenc.ru/philosophy/text/1887874
http://bigenc.ru/philosophy/text/1887874