Значение античной философии для возникновения и развития науки. Особенности античной науки

Возникновение и развитие античной науки

Первой в истории человечества формой существования естествознания была натурфилософия. Натурфилософия или философия природы – это умозрительное истолкование природного мира, рассматриваемого в его целостности. Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, но до возникновения естествознания, попытки целостного охвата окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира.

Родиной науки считается Древняя Греция. Наука возникает там в VI в. до н.э. В родоначальниках науки греки оказались вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний, а потому что они начали доказывать, логически выводить одно знание из другого. Благодаря созданной Аристотелем логики, знаниям придавался согласованный, упорядоченный, системный характер. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного общества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций ( Египта, Вавилона, Ассирии) именно в Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. Именно там возникают первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, пифагорейский союз и т.д.) При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами и учеными-естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки.

Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582-500 гг. до н.э.), который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии. Помимо всем известной «теоремы Пифагора», он ввел в математику понятие иррациональности, придерживался мнения о шарообразности Земли и ее вращения вокруг своей оси. Вместе с тем Пифагор был геоцентристом, т.е. считал Землю центром Вселенной. Положив в основу мира число, он рассматривал всю Вселенную как гармонию чисел.

Выдающимся представителем натурфилософии был Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.). Согласно его атомистической теории вся Вселенная состоит из мельчайших не-делимых материальных частиц, которые перемещаются в пустоте. Учение Демокрита об атомном строении тел, о бесконечности Вселенной и множественности ее миров, о вечности и неуничтожимости движения получило развитие в последующие столетия. Он впервые сформулировал принцип причинности, согласно которому ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости.

Одним из величайших ученых и философов античности был Аристотель(384-322 гг. до н.э.). Ученик Платона, получивший образование в его академии, Аристотель создал впоследствии в Афинах свою собственную школу – лицей. В круг естественно-научных интересов Аристотеля входили математика, физика, астрономия, биология. Он является автором космологического учения, согласно которому Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной. В отличие от Демокрита космология Аристотеля включала представление о пространственной конечности мира. В этой конечной протяженности космоса расположены твердые кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Их видимое движение объясняется вращением указанных сфер, источником которого является Бог. Геоцентрическая космология Аристотеля, впоследствии математически оформленная и обоснованная Птолемеем, занимала господствующее положение в космологии вплоть до XVI века.

Крупнейшим ученым-математиком был Евклид, живший в Александрии в Ш веке до нашей эры. В своем труде «Начала», состоящем из 15 книг, он привел в систему все математические достижения того времени. Евклид создал первый канон построения законченной теоретической системы – геометрии, носящей и по сей день его имя. Смысл канона – в выведении из небольшого количества исходных утверждений (аксиом и постулатов) всего многообразия геометрического знания. Исходные утверждения принимаются без доказательства, потому что они очевидны. А раз все признают исходные основания, то и логически выведенные из них знания тоже воспринимается как общезначимые и общеобязательные. Это уже мир подлинного знания.

Первоклассным ученым – математиком и механиком был Архимед (287-212 гг. до н.э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение «p». Архимед ввел понятие центра тяжести и дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают «крылатое» выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Архимед положил начало гидростатике, которая нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей. Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема. Архимеду принадлежат многочисленные изобретения: «архимедов винт» (устройство для подъема воды на более высокий уровень), различные системы рычагов, блоков, полиспастов и винтов для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины.

Одним из крупнейших ученых античности является Клавдий Птолемей (прибл. 90-168 гг. до н.э.) Он серьезно занимался математикой, увлекался географией, много времени посвятил астрономическим наблюдениям. Главный труд Птолемея, носивший название «Математическая система» определил развитие астрономии более чем на тысячелетие. В этой книге нашла отражение колоссальная работа, проделанная Птолемеем по созданию первой математической теории, описывающей движение Солнца и Луны, а также пяти известных тогда планет. Согласно его схеме мироздания, в центре Вселенной находится неподвижная Земля. Ближе к Земле находится Луна, а затем следует Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Объясняя данный порядок планет, Птолемей исходил из предположения, что чем быстрее движется планета, тем ближе к Земле она находится. Геоцентрическая система мира Птолемея просуществовала после его смерти целых 1375 лет, вплоть до опубликования труда Н. Коперника, заменившего эту систему на гелиоцентрическую.

АНТИЧНАЯ НАУКА

В античный период впервые произошло выделение науки из не- расчлененного до тех пор, синкретичного первобытного знания, в относительно самостоятельную сферу культуры. Поэтому Античность предстает как первый этап в истории науки. Для характеристики этого этапа сохранилось множество различных источников. Среди них первостепенное место занимают письменные свидетельства, хотя для исследователя этих источников остро стоит проблема определения степени их достоверности [1] .

Дошли да нас и материальные источники, относящиеся к проблеме науки: предметы труда, различные механизмы и приспособления. Богатую информацию о состоянии науки дают и сохранившиеся памятники архитектуры.

Но богатство античных источников породило и острые дискуссии по их истолкованию. Так, дискутируется проблема самобытности античной культуры и науки, степень использования ею культурных достижений Древнего Востока. Обсуждается и вопрос о ведущем методе, который применялся для исследований античными мыслителями; при этом ставится под сомнение преобладание в их деятельности рационалистических методов; античная культура объявляется мистической в своей основе, чем принижается ее роль в развитии рационалистического научного знания.

Читать еще:  Православные отмечают рождество 7 января. Как празднуют Рождество православные христиане

Нередко говорится о практической бесполезности античной науки, ее преимущественно отвлеченном, абстрактном характере.

Периодизация и особенности античной науки

Тем не менее общепризнанно, что именно Античность является колыбелью современной науки. Основные научные категории, такие как идея, метод, теория, теорема, система, пришли к нам из Античности. Античное происхождение имеют и основополагающие научные проблемы, которые исследуются учеными до сих пор:

  • • первооснова мира;
  • • движение, другие универсальные свойства мира;
  • • достоверность человеческого познания;
  • • законы человеческого мышления и др.

Конечно, наука Античности своеобразна, она отличается от современной. Но она органически связана с ней.

Продолжительность античного этапа в развитии науки составляет около двенадцати столетий: от VII в. до н.э. до V в. н.э.

В пределах этого длительного этапа обычно выделяются внутренние периоды:

  • • классика —VII-IVbb. до н.э.;
  • • эллинизм — III в. до н.э. — II в. н.э.;
  • • римский период — И—V вв. н.э.

Греческим и римским влиянием был охвачен практически весь Древний мир. Поэтому термином «античная культура» охватываются все культурные события, происходившие на этом огромном пространстве на протяжении почти двенадцати веков.

В исследованиях по истории античной науки обычно указываются следующие четыре ее характерных признака:

  • 1. Деятельность по получению новых знаний впервые выступает как занятие особой социальной категории людей. В своем описании идеального государства Платон выделил именно эту группу людей в качестве высшего слоя — царей-мудрецов, обладающих «золотой душой».
  • 2. Ее теоретичность, тесная связь с особым, удаленным от реальности высоким «миром идей», описанным Платоном. Из этого представления вытекала мысль о необязательности тесной связи науки и практики.

К приводившимся выше свидетельствам о непрактичности Фалеса приведем еще некоторые сохранившиеся данные аналогичного характера. Известный античный философ Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н.э.) исследовал проблему первоосновы мира, которую он находил в неких «семенах вещей», из различных сочетаний которых и возникают, по его мнению, все существующие вещи. Анаксагор, будучи знатен и богат, раздал своим родным отцовское наследство и предался размышлениям о природных явлениях, не заботясь о политике. Поэтому его порицали как лентяя и человека равнодушного. Тем же, кто спрашивал его: «Разве не волнует тебя судьба Родины?», он отвечал: «Меня очень волнует судьба Родины, но небо превыше всего».

Сохранилась и легенда о знаменитом философе Демокрите. Жители города Абдеры, где жил этот философ, заметили, что тот часто разражается неудержимым смехом, услышав, как горожане горячо обсуждают свои мелкие повседневные дела. Такое поведение философа настолько озадачило его земляков, что они решили пригласить к нему великого врача Гиппократа, чтобы тот вылечил его от такого рода «ненормальности». Прибывший врач не только не нашел у Демокрита какой-либо ненормальности, но оценил его как умнейшего человека. Считается, что это была первая в истории попытка объявить здорового человека психически больным.

  • 3. Наука представляет собой преимущественно рациональное, доказательное знание, достигающее истины путем использования специальных методов проверки полученных знаний.
  • 4. Важнейшим признаком науки является системность, которая проявляется как в широком охвате объекта исследования, который может достигать масштабов всего мира, так и в самой организации научной деятельности, которая должна следовать от этапа к этапу, от простого наблюдения к более сложному — рациональному осмыслению предметов и явлений.

Эти качества античной науки формировались, совершенствовались на протяжении всех трех указанных этапов ее развития:

1-й этап — классическая наука. Научное знание этого периода характеризуется как «наука о природе». Это была нерасчлененная, предельно абстрактная наука. Основное внимание она уделяла проблеме первоосновы мира, которая усматривалась в «воде», «огне», «воздухе», «числе», «семенах вещей» или же в некоторой неопределенной субстанции под наименованием «апейрон». Эта наука была неотделима от философии с ее постоянной устремленностью к предельно общим основаниям бытия и отвлечением от его деталей и потому часто именовалась «натурфилософией».

Высшим достижением развития науки на этом этапе была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля, который дал имя первой научной геоцентрической картине мира, царившей в сознании людей вплоть до начала Нового времени.

2- й этап — период эллинистической науки характеризуется началом дифференциации наук, выделением в самостоятельные отрасли научного знания математики, астрономии, физики, некоторых других наук. С этим периодом связаны имена Евклида, Архимеда.

Правда, уже в трудах Аристотеля просматривается выделение логики, биологии, психологии, а также некоторых гуманитарных дисциплин, таких как этика, эстетика, политология, что свидетельствовало о начавшемся выходе на этом этапе за рамки «науки о природе».

Но именно на эллинистическом этапе античная наука достигла наивысшего уровня своего развития, подойдя ближе всего к науке Нового времени.

3- й этап — римский характеризуется упадком античной науки, хотя и в это время трудились такие выдающиеся ее представители, как математик Птолемей, живший в Александрии, римский медик Гален, прославившийся восстановлением здоровья тяжело раненных гладиаторов.

Регресс этого этапа проявился в усилении иррационалистических тенденций в методах познания, в возврате к натурфилософской проблематике первого периода Античности. Правда, на протяжении всего античного этапа наука так четко и не отделилась от натурфилософии, оставаясь в значительной мере абстрактной, отвлеченной сферой знания.

Но следует все же признать, что античная наука в целом впервые нарушила монополию мифологического, религиозного «верозна- ния», основанного на таких иррациональных состояниях психики, как откровение, озарение и т.п., заложив традицию совершенно другого, специализированного знания — знания как размышления, исследования, обучения.

Этот общий исторический результат античной науки был достигнут прежде всего усилиями ряда ее выдающихся представителей, ставших отцами своих отраслей знания, таких как:

  • • историк — Геродот (484—425 гг. до н.э.);
  • • медик — Гиппократ (ок. 460—377 гг. до н.э.);
  • • математик — Евклид (330—277 гг. до н.э.);
  • • философ — Сократ (469—399 гг. до н.э.).

Античная наука действительно сыграла для человечества роль Прометея, принесшего людям огонь, огонь подлинного, рационального знания, науки.

Вклад Античности в мировую культуру состоит в открытии качественно новой дороги к постижению и освоению мира — пути науки, а не мифа, пути, которого не знала доцивилизационная эпоха.

Этот общий результат развития науки складывался, конечно, из достижений ее отдельных отраслей. Наиболее значительными были успехи математики и астрономии.

  • [1] См.: Хефнер Г. Место преступления — античность. — М., 1977.
Читать еще:  Как подать записку афонским старцам. Записки и пожертвования - святогорец - паломническая служба

Особенности античной науки.(19)

Начала теоретической мысли возникают именно в античной культуре и это проявляется в 3 аспектах:

1) формирование объективного знания;

2) освоение идеализированных объектов;

3) появление первых научных программ.

(1)

Социальные условия античной цивилизации детерминировали (определяли) объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права.

1. Все юридические нормы были письменно зафиксированы, что исключало произвол родовой аристократии.

2. Юридические нормы были унифицированы.

3. Была предложена выборность судей.

4. Была предоставлена возможность обжалования приговоров суда.

5. Была позволена состязательность в суде.

6. Родовая аристократия была ущемлена в плане территориального деления полиса или части Греции.

7. Была введена имущественная дифференциация населения в плане сбора налогов и податей.

В мировоззренческом плане эти реформы обусловили:

1) уважение к личности, причем ее достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе;

2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к. изобретался самими людьми;

3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах;

4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу.

На этой базе возникает идея обоснованности знания.

Теоретический характер знаний был обусловлен негативным отношением греков к практической деятельности, которая считалась уделом рабов (оперировали с отрицательными и действительными числами).

В античной культуре были сформированы 3 научных программы (школы):

1) математическая программа Пифагора:

а) обосновали идею числа как первоосновы бытия (все вещи существуют, подражая числам);

б) разработали философию числа, приписали каждому числу значение, и на основе нумерологии объясняли сущность вещей;

в) разработали идею космоса – это упорядоченная числом Вселенная, которая м.б. рационально осмыслена.

2) корпускулярная теория Левкипа и Демокрита:

а) разработали идею атомов, исходя из свойств, которые объясняли бытие:

2) интелегибельность (умозрительность);

б) подошли к формулировке принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей;

в) разработали идею детерминизма, т.е. всеобщей причинно-следственной зависимости.

3) научная программа Аристотеля – концептуальная (неделимый мир):

а) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин:

1) материальная – это субстрат вещи;

2) формальная – способ организации материи;

3) действующая – это тот, кто соединяет материю и форму;

4) финальная, целевая – то, зачем нужна эта вещь.

б) основал метафизику, в которой важнейшим для науки аспектом являлась разработка категориального аппарата.

2) качество – мера проявления сущности;

3) количество (размер);

6) отношение (с другими вещами);

7) обладание (определенными признаками);

8) претерпевание, страдание;

9) движение (изменение во времени);

10) покой (все одновременно и покоится).

Эти категории легли в основу терминологического языка науки.

в) разработал теорию движения времени и пространства: «Развивать в себе сожно только то, что заложено в тебе потенциально».

Пространство – это граница объемлющего и объемлемого. По-Аристотелю, нет пустого пространства.

Время – это способ бытия пространства, исчисляет вещи на раньше и потом.

г) обосновал понятие научного знания.

Аристотель считал, что познание проходит 4 этапа:

1) чувственные впечатления;

2) опыт – сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней;

3) технэ (искусство) – это знание общего и причин, т.е. это знание о классах объектов;

4) научное знание. Оно характеризуется 3-мя особенностями:

· оно объясняющее. Это заключается в том, что:

a. фиксируется некий факт;

b. раскрытие сущности этого факта;

c. нахождение причины этого факта;

d. определение условия возможности бытия этого факта.

· Систематический характер. Знание не разрозненное, а сведенное в одно целое.

Также Аристотель разработал канон научного исследования:

1. Постановка проблемы.

2. История вопроса.

3. Рассмотрение аргументов «за» и «против» в отношении своей позиции.

4. Обоснование принятого решения.

д) разработал формальную логику как теорию доказательства:

1) разработал понятие логической формы

Все люди смертны. Сократ – человек. → Сократ смертен.

2) разработал теорию понятий, суждений и дедуктивных умозаключений.

Понятие – это форма мышления, которая фиксирует наиболее общие и существенные черты ряда однородных объектов. (пример, создание понятия: береза, каштан, пальма: кора, листья, и т.д.).

Понятие существует только в голове и является идеальным объектом, его нельзя показать в действительности!

Суждение – форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие взаимосвязи между понятиями, в силу чего оно является истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, связанное с исходным.

е) разработал 3 закона формальной логики.

ж) разработал правила доказательства и аргументации, а также рекомендации по ведению спора.

Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств. В греческом полисе мы встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом (номос) Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций и в защите государства от врагов независимо от положения. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно) защищать свою точку зрения. Важны были реформы Салона (отмена личной кабалы, возм-ть быть истцом, аппеляция к народ.суду), конституция Крисфена. Личность была на 1-м месте, свобода творчества. Истина – продукт доказательства посредством понимания. Знание – фронезис (практич.) и технэ (умение). Развивалась систематизация, дедукция. Наука – созерцание, постижение.

НАТУРФИЛОСОФЫ. Первые греческие философы напряженно искали первоначало мира, в котором осуществляется единство природы. Первооснова, первопринцип, из которого состоит все остальное, имеет в греческой философии 2 термина: стойхейон – ядро, основа в логическом смысле слова, корень; архэ – первоматерия, праматерия в историческом смысле.

Фалес из Милета (640 – 562 гг. до н.э.). Первоосновой всех вещей является вода.

Анаксимандр из Милета (611 – 546). В основе всего сущего лежит не вода, а некая первоматерия, которую он назвал “апейрон”. “У него (беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и всем правит”.

Анаксимен (585-524), считал, что началом всего является воздух, из которого все возникает, и движением которого образуются все явления в природе.

Гераклит из Эфеса (540-480) Основой всего является огонь.

Пифагор с Самоса (571-497). В основе всего существующего лежит число.

Читать еще:  К чему снится украсть во сне. Если приснилось, как во сне воровал - к чему это? Снится, что воруете еду

Эмпедокл (495-435) в основе всего – 4 элемента: земля, вода, воздух и огонь.

Анаксагор (500-428) Каждая вещь состоит из мельчайших, невидимых глазу материальных частиц, подобных самой вещи. Эти частицы он называл гомеометриями. Например, кровь состоит из мельчайших частиц крови, кость– из мельчайших частиц кости,эти частицы бесконечно делимы.

И, наконец, Демокрит (460-370) из Абдер ввел понятие атомов. Из ничего не бывает. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимости. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме. Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходит всё.

ЭЛЕАТЫ применили гипотетико-дедуктивный метод к собственно философским проблемам. Ксенофан, Парменид, Зенон. Парменид, ученик Ксенофана, поставил вопрос: “Чт.е. бытие? И ответил: “Бытие тождественно самому себе и обладает следующими атрибутами: 1)едино; 2)неизменно; 3)вечно; 4)неподвижно и проч. Эти положения доказываются. Зенон развил учение Парменида. Зенон впервые вскрыл проблему бесконечности. Зенон выразил свои взгляды в виде знаменитых “апорий”, т.е. затруднений. В них он анализировал понятия множества и связанного с ним понятия пространства – континуума, а также понятие движения. Апория “Дихотомия” (деление пополам) доказывает невозможность множественности и неделимость пространства. В апориях движения “Ахиллес и черепаха” и “Стрела” Зенон доказывает невозможность движения как с точки зрения бесконечной делимости, так и с точки зрения дискретной делимости.

СОКРАТ. Основная проблема – отношение к человеку и обществу. Мораль. Главное – познать самого себя. Создатель диалектики. “Истина рождается в споре, дискуссии.” Не написал ни строки.

СОФИСТЫ. Платные мудрецы – софисты – знание зависит от индивидуальности познающего, от его чувственности, от его тела, а объективного знания не существует. Отсюда вытекает, что индивид должен руководствоваться собственным частным интересом. Но вместе с тем софисты внесли неоценимый вклад в развитие философии античности и в повышение образованности общества

ПЛАТОН. Создатель Академии. Развивал многие науки. Математика изощряет мысль, оттачивает душу и позволяет достичь точности в исследовании бытия. Геометрия весьма способствует познанию блага, если, конечно, подходить к ней не ради практических целей. Крайне полезна и стереометрия. Полезна и астрономия, рассматривающая движение звезд по небу и самого неба, создателя ночи и дня, месяцев и лет. Пятой математической наукой является музыка. Платон ставит вопрос об изменчивости и постоянстве. Формы власти – Тимократия, олигархия, Демократия, Клептократия, Охлократия, Тирания. Мир идей (эйдосов) первичен по отн. к миру вещей. Тело бренно, душа – вечна. Душа – основа разумности человека. Познание – созерцание разумом высших сущностей. Физика – изучение природы универсума, человек как живое существо и его место в мире, промысел божий о мировом целом и подчинение ему других богов, отношения между людьми и богами. Универсум имеет 3 начала: материя, идея и Демиург (Бог). “молекулярной теорией” он впервые в истории строит вариант математической физики, не реализованный никем потом вплоть до нового времени. В физике он остается верным своей математической программе, считая, что в мире природы достоверное знание мы можем получить ровно в той мере, в какой раскроем математические структуры этого природного мира.

АРИСТОТЕЛЬ. Величайший ученый античности. Основа всего – проматерия, перводвигатель – Бог. Материя – то, из чего происходят вещи. Существует 4 первоэлемента. Из них образуется все многообразие материального мира. Вода, земля, воздух, огонь. 5-й элемент – эфир, который является небесным началом. 4 первопричины бытия – материя, форма, действит. (соед. М и Ф) и целевая (цель). Истина – тождество субъекта и объекта.

Познание. 1.Чувств – овладение единичным 2. Рацион. – овладение общим. Путь познания – ощущение, представление, опыт, искусство, наука. Общество. Человек- обществ. существо. Рабовладение – естеств.сост.общ-ва. С рождением определ.то, будешь ты свободным или рабом. Общество своб.людей – очень богатые, сред.класс, бедняки. Формы государства – хорошие (монархия, аристократия, полития), плохие (тирания, демократия, олигархия). Наука. Движение есть энтелехия существующего в потенции” – таково наиболее общее определение движения у Аристотеля. Выше дано определение одного из видов движения – возникновения и уничтожения сущего. Кроме него Аристотель различает еще 3 вида: 1)движение в отношении количества – рост и уменьшение, 2)движение в отношении качества – качественное изменение, 3)движение в отношении места – перемещение. Движение не абсолютно, это всегда изменение от чего-то к чему-то. Время у Аристотеля определяется через движение. “Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему.

АРХИМЕД. Разработал методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел, которые предвосхитили методы дифференциального и интегрального исчислений. Архимед устанавливает, что площадь поверхности шара в 4 раза больше площади наибольшего его сечения; формулирует соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2:3. . вычислил площадь эллипса, параболического сегмента, нашёл площадь поверхности конуса и шара, объём шара и сферического сегмента, а также различных тел вращения и их сегментов. А. исследовал свойства т. н. архимедовой спирали. Дал построение касательной к этой спирали, нашёл площадь её витка. Архимеду принадлежит формула для определения площади треугольника через 3 его стороны. Архимед рассматривает сложение параллельных сил, определяет понятие центра тяжести для различных фигур, дает вывод закона рычага. Знаменитый закон гидростатики. Архимед построил небесную сферу механический прибор, на котором можно было наблюдать движение планет, Солнца и Луны. Он построил также прибор для определения видимого диаметра солнца.

ПТОЛЕМЕЙ. Геоцентрическая система мира.

Античная наука стала базой для развития науки в будущем.

Вывод: Наука античности характеризуется 3-мя особенностями, которые вытекают из социокультурных особенностей полисной жизни:

1) доказательный характер знаний (формально-логическое знание) – обусловлен принципом «трех и»:

Исегория – свобода слова;

Исотомия – свобода замещения должностей;

Исономия – равенство всех перед законом.

2) оперирование идеальными объектами – связано с негативным отношением к физическому труду и проективному мышлению.

3) прорыв мифологического мышления на основе перехода к логосу и становления философии.

Источники:

http://studopedia.ru/18_27782_vozniknovenie-i-razvitie-antichnoy-nauki.html
http://studref.com/588884/filosofiya/antichnaya_nauka
http://mylektsii.ru/5-154431.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: