Житие елизаветы. История Елиcаветы Феоровны Романовой

Елизавета Федоровна

Биография

В 1992 году число православных святых пополнилось еще одним именем: церковь канонизировала сестру последней российской императрицы, великую княгиню Елизавету Федоровну. Почитание обусловлено не только трагическим уходом великомученицы, но и делами этой женщины при жизни. Общественной деятельностью светская красавица занялась еще при жизни мужа – великого князя Сергея Александровича, приходившегося дядей Николаю II.

Елизавета Федоровна в молодости

После гибели супруга от рук террориста Елизавета окончательно посвятила себя благотворительности. Венцом ее усилий стало создание Марфо-Мариинской обители, сестры которой ухаживали за ранеными во время Первой мировой войны, шефствовали над беднейшими жителями Москвы и заботились о беспризорниках. Но даже этот вклад не спас княгиню от гнева революции.

Детство и юность

Елизавета родилась в 1864 году в Дармштадте, на территории герцогства Гессен. До 1918 года это было отдельное государство, сейчас его земли входят в состав Германии. Ее отцом был правитель герцогства Людвиг IV, а матерью – дочь королевы Великобритании Виктории – принцесса Алиса. В их браке на свет появились еще 4 дочери и 2 сына. Старший сын, названный Эрнст Людвиг, впоследствии занял престол отца и оставался на нем до революционных событий 1918 года.

Елизавета Федоровна в детстве с семьей

Первые два года у монаршей пары не было резиденции. Влиятельная теща герцога настаивала на том, чтобы для ее дочери возвели дворец на средства казны Гессена, но зять всячески сопротивлялся, поскольку ресурсов для этого не было. Семья переезжала из одного арендованного особняка в другой.

С годами конфликт между отцом Елизаветы и ее бабушкой рос. Стали ухудшаться отношения и между супругами. Совместную жизнь омрачила трагедия с младшим сыном Фридрихом. Когда Элле – это прозвище дали девочке в семье – было восемь лет, ее двухлетний брат погиб, выпав из окна. Герцогиня Алиса все чаще проводила время у матери, забирая в Англию и детей.

Елизавета Федоровна и Александра Федоровна

Спустя 4 года принцессы Гессен-Дармштадские и будущий правитель герцогства осиротели, потеряв из-за дифтерии мать и младшую сестру Марию. С этого времени и Элла, и ее сестра Аликс – будущая жена российского императора Александра Федоровна – воспитываются в основном во дворце британской короны, расположенном в городе Ист-Каус. Для девочек проводятся занятия по ведению домашнего хозяйства, религии, этикету. Их привлекают к участию в благотворительности.

Личная жизнь

Влиятельная бабушка надеялась выдать Елизавету за одного из кузенов девушки: и Фридрих Баденский, и кронпринц Вильгельм правили землями в Германии. Но в итоге брак девушки укрепил отношения с династией Романовых. В 1884 году 19-летняя принцесса вышла замуж за 27-летнего великого князя Сергея Александровича, брата правящего в Российской империи Александра III. Элла была знакома с ним с детства и поддерживала дружеские отношения.

Елизавета Федоровна и Сергей Александрович

У пары не было детей. Этот факт подогревал курсировавшие в Москве и Петербурге сплетни о гомосексуальной ориентации супруга Елизаветы. В качестве предполагаемых любовников назывались офицеры Преображенского полка, командиром которого князь был назначен в 30 лет. Тем не менее, переписка с супругой свидетельствует о теплых, наполненных нежностью отношениях, которые пара хранила до самой смерти Сергея Александровича в 1905 году.

Будучи последовательницей лютеранской церкви, через семь лет после переезда в Россию Елизавета решила поменять вероисповедание и перешла в православие. К этому времени она изучила русский язык настолько, что говорила без акцента.

Общественная деятельность

В 1891 году супруг внучки королевы Великобритании получил пост генерал-губернатора Москвы. Елизавета поддерживает положение жены руководителя города делом, создавая Елисаветинское благотворительное общество. Объединение берет шефство над детьми, чьи родители не в состоянии обеспечить питание и заботу из-за нищеты. Востребованность помощи косвенно доказывает тот факт, что отделения Общества одно за другим возникают в уездах региона.

Елизавета Федоровна

Елизавету тревожит рост революционных настроений и негласное одобрение актов насилия против представителей дворянства. Она пишет племяннику супруга, взошедшему на престол Николаю Александровичу, чтобы тот жесткими мерами отбил желание у террористов вести борьбу такими методами.

«Нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет!», – призывает великая княгиня в письме 1902 года.

С началом войны с Японией жена московского генерал-губернатора создает Комитет помощи воинам. Для солдат собирают посылки, одежду, заготавливают бинты и лекарства, принимают пожертвования, чтобы организовать походные церкви. Эта ли деятельность, истории участников сражений или же вера меняют ее, но год спустя, когда в результате покушения погибает муж, Елизавета находит в себе силы не только навестить убийцу, но и простить его.

Великий князь Сергей Александрович

В отличие от супруги Сергей Александрович не снискал симпатий у подданных. Внешне князь производил впечатление человека равнодушного к нуждам и бедам горожан. Кроме того, его имя связывалось с провалом организации пира на Ходынском поле и последующей катастрофой.

Подливали масла в огонь и политические взгляды – он был ярым противником реформ, и слухи о пороках представителя императорской династии. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года стал последней каплей. Месяц спустя после «Кровавого воскресенья» террорист из партии социалистов-революционеров Иван Каляев бросил бомбу в карету с князем. Погибли и дядя Николая II, и его кучер.

Террорист Иван Каляев

Елизавета оказалась на месте трагедии одной из первых – взрыв произошел рядом с губернаторским дворцом. По свидетельству очевидцев, она пыталась собрать останки мужа. Несколько дней вдова князя провела в молитве, а затем посетила арестованного в камере. По свидетельству конвоя, на вопрос Каляева, кто она, княгиня ответила:

«Я жена того, кого вы убили; скажите, за что вы его убили?».

Елизавета сообщила арестованному, что «зная доброе сердце» супруга, передает его прощение, и благословила узника. Они поговорили без свидетелей. Вдова Сергея Александровича просила императора помиловать преступника, но царь отказался.

Читать еще:  Матильда имя сокращенно. Значение женского имени матильда

«Великая княгиня добрая, а вы все злые», – сказал Каляев конвойному после встречи с Елизаветой.

Тем не менее, на суде террорист заявил, что считает: следователи намеренно подослали к нему вдову, чтобы заставить его раскаяться и скомпрометировать боевую организацию, показав слабость одного из ее участников.

Княгиня стала первой женщиной на посту председателя Императорского православного палестинского общества и оставалась на нем до 1917 года. До нее объединением, занимавшимся взаимодействием с землями в Израиле и развитием паломничества, руководил Сергей Александрович.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Трагедия с мужем изменила ее жизнь. Светские развлечения, прежние знакомые, поездки – все потускнело теперь, и Елизавета избрала путь, к которому шла всю жизнь. Продав ювелирную коллекцию частью знакомым, частью казне, в 1909 году вдова князя купила особняк на Большой Ордынке, окруженный несколькими строениями. Здесь разместилась основанная княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Елизавета стала ее настоятельницей.

Учреждение не было монастырем в полном смысле слова. Работавшие здесь сестры милосердия приносили ряд обетов, но, в отличие от монахинь, в любой момент могли оставить служение и навсегда вернуться к жизни в миру. Все послушницы, наряду с духовным напутствием, изучали медицину и выбирали одно из трех направлений работы.

Елизавета Федоровна в одежде сестры милосердия

Деятельное служение предполагало помощь в больнице и аптеке. Просветительское направление обеспечивало воспитание и образование девочек-беспризорниц, живших в открытом при обители приюте. А попечительное направление требовало от сестер посещения беднейших семей и шефства над ними.

Елизавета деятельно участвовала во всех направлениях, считая, что только личным примером может привлечь к ревностному служению остальных. Великая княгиня Романова уделяла много внимания женскому образованию. В обители действовала воскресная школа для горожанок. Девочки в приюте получали не только заботу, но и подготовку в качестве няни и горничной с навыками швеи. Настоятельница, чей портрет в Марфо-Мариинской обители находится до сих пор, завещала похоронить себя на ее территории, но исполнить волю не было суждено.

Смерть

Чекисты арестовали настоятельницу в мае 1918 года. Ее отконвоировали в Екатеринбург, а в июле доставили в Алапаевск. В ночь на 18 июля была расстреляна большевиками вместе с другими князьями династии Романовых. Казнь по приказу Владимира Ленина состоялась у шахты за Алапаевском. Раненых столкнули на ее дно, где те скончались от голода и ран.

Могила Елизаветы Федоровны

Осенью территория перешла под контроль армии белых, останки погибших вывезли за рубеж. Елизавета Федоровна, как и убитая вместе с ней сестра Марфо-Мариинской обители Варвара, похоронена в Иерусалиме. После развала СССР причислена к лику святых, а в 2009 году посмертно реабилитирована правоохранительными органами.

Романова Елизавета Федоровна
Святая Елизавета (жена Сергея Александровича)

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская родилась 1 ноября 1864 года в городе Дармштадт, Германия. Девочка выросла в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, второй дочери английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, дядю российского императора Николая II.

Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и всей душой полюбила новую родину. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, приняла православие. Отец не благословил дочь менять веру, но женщина уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.

Новобрачные поселились в купленном Сергеем Александровичем дворце Белосельских-Белозерских, проведя медовый месяц в подмосковном имении Ильинское, где также жили и впоследствии. По ее настоянию в Ильинском устроили больницу, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян. Еще исповедуя протестантизм, княгиня посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую Землю.

Елизавета Федоровна в 1892 году организовала Елизаветинское благотворительное общество, учрежденное для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую область. Елизаветинские комитеты оказались образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской области.

Кроме этого, Елизавета Феодоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а затем назначена председательницей Московского управления Красного Креста. У княгини не имелось родных детей, но пара воспитывала детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

В отличие от супруги Сергей Александрович не снискал симпатий у подданных. Внешне князь производил впечатление человека равнодушного к нуждам и бедам горожан. Кроме того, его имя связывалось с провалом организации пира на Ходынском поле и последующей катастрофой, где погибли в давке сотни людей.

Подливали масла в огонь и политические взгляды: князь выступал ярым противником реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 года стал последней каплей. Месяц спустя, террорист из партии социалистов-революционеров Иван Каляев бросил бомбу в карету с князем. Вместе с Сергеем Александровичем погибли дядя императора Николая II, а также его кучер.

Елизавета оказалась на месте трагедии одной из первых, так как взрыв произошел рядом с губернаторским дворцом. Женщина пыталась собрать останки мужа. Несколько дней вдова князя провела в молитве, а затем посетила арестованного в камере. Вдова Сергея Александровича просила императора помиловать преступника, но царь отказался.

Трагедия с мужем изменила ее жизнь. Светские развлечения, прежние знакомые, поездки: все потускнело и Елизавета избрала путь, к которому шла всю жизнь. Продав ювелирную коллекцию частью знакомым, частью казне, в 1909 году купила особняк на Большой Ордынке, окруженный несколькими строениями. Здесь разместилась основанная княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Елизавета стала ее настоятельницей.

Учреждение не являлось монастырем в полном смысле слова. Работавшие здесь сестры милосердия приносили ряд обетов, но, в отличие от монахинь, в любой момент могли оставить служение и навсегда вернуться к жизни в миру. Все послушницы, наряду с духовным напутствием, изучали медицину и выбирали одно из трех направлений работы.

Читать еще:  Совместимость мужчины и женщины онлайн. Сочетание знаков зодиака

Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. На третий день после Пасхи, 7 мая 1918 года, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха великая княгиня оказалась арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Феликса Дзержинского. Патриарх Тихон пытался добиться ее освобождения, но тщетно. Романову заключили под стражу и выслали из Москвы в Пермь.

В том же месяце ее, вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», где в настоящее время расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области. В начале июля 1918 года отправили в город Алапаевск. Женщина не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.

В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Федоровна была расстреляна большевиками и сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли: великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович (младший); князь Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей; Федор Семенович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара.

Белая армия 31 октября 1918 года заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви. Однако с наступлением Красной армии тела перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий. Оттуда два гроба: великой княгини Елизаветы и сестры Варвары прибыли в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид.

Наконец гробы прибыли в Иерусалим, где в январе 1921 года состоялось погребение под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Церемонию совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Тем самым исполнилось желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества ранее.

В 1981 году великая княгиня канонизирована Русской православной церковью за рубежом, а в 1992 году и Русской православной церковью. Генеральная прокуратура России 8 июня 2009 года посмертно реабилитировала Елизавету Федоровну.

В 1990 году памятник Елизавете Федоровне был установлен на территории основанной ею Марфо-Мариинской обители (скульптор Вячеслав Клыков).

В 1993 году Городская больница № 3 в Санкт-Петербурге получила новое название в память о великой княгине Елизавете Федоровне – Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы.

В 2014 году в Сергиевом Посаде в рамках фестиваля «Возрождение» на здании бывшего Мариинского убежища для сестер милосердия Красного Креста открыта мемориальная доска Елизавете Феодоровне и священнику Павлу Флоренскому, который был духовным наставником этой обители (автор – художник-монументалист Мария Тихонова).

В июне, в Алапаевске и 24 августа 2017 года в Перми перед «Елизаветинской больницей» открыты памятники Елизавете Федоровне

Великой княгине посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, на Украине, а также храмы.

Действующие храмы во имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Алапаевской (в скобках – даты строительства) расположены в городах:

Москва (1995, 1997 и 1998 года, три храма середины 2000-х годов, всего шесть храмов);

Красногорск (середина 1990-х – середина 2000-х);

Щелково (конец 1990-х – начало 2000-х);

Щербинка (1998-2001);Одинцово (начало 2000-х);

Бежецк (2000) Тверской области;

Белоусов (2000-2003) Калужской области;

Нижний Новгород (2016-2018);

деревнях, селах и поселках:

деревне Колоцкое (1993) Московской области;

селе Венгерово (1996) Новосибирской области;

поселке Чистые Боры (конец XX – начало XXI веков) Костромской области;

селе Дивеево (2005) Нижегородской области;

селе Хреновом (2007) Воронежской области

Действующие храмы с дополнительными престолами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Алапаевской (в скобках – даты строительства) включают

Собор Трех Святителей Великих в Спасо-Елеазаровском монастыре, Псковская область, деревня Елизарово (1574), дополнительные престолы – Рождества Пресвятой Богородицы, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны;

Церковь Вознесения Господня, Нижний Новгород (1866-1875), дополнительные престолы – Николая Чудотворца, Иконы Божией Матери Неопалимая Купина, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны;

Церковь Илии Пророка в Ильинском, Московская область, Красногорский район, село Ильинское (1732-1740), дополнительные престолы – Иоанна Богослова, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, Феодора Пергийского;

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Усове (новая), Московская область, село Усово (2009-2010), дополнительные престолы – Иконы Божией Матери Державная, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, священномученика Сергия (Махаева);

Храм во имя Святой Елисаветы Феодоровны (Елизаветы Федоровны), Свердловская область, Екатеринбург.

Храм Успения Пресвятой Богородицы, Курская область, город Курчатов (1989-1996), дополнительный престол (2006) – преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Храм Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в Щербинке.

Храм святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в Хабаровске.

Храм Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Екатеринбурге (на Уралмаше). Освящен 8 октября 2014 года.

Храм Святой Елизаветы в Волгодонске.

Храм преподобномученицы Елисаветы Романовой (при 1-й городской больнице) в г. Новороссийске.

Отец – Людвиг IV Гессенский, великий герцог.
Мать – Алиса Великобританская, вторая дочь британской королевы Виктории.

Муж – Сергей Александрович Романов, великий князь. Пятый сын императора Александра II.

Романовы: Великая княгиня Елизавета Федоровна

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Вера-устремляет душу к небесной ее родине

Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории.

В фильме о родителях Эллы, о ее небесной покровительнице (до перехода в Православие) св.Елизавете Тюренгенской, об истории дома Гессен-Дармштадского и о тесной его связи с домом Романовых подробно рассказывают наши современники — директор дармштадского архива проф.Франк и принцесса Гессенская Маргарет.

Читать еще:  Знаки линии удачи на ладони. Линия богатства

Россия — небесный свод усеянный бесчисленными звездами угодников Божиих

Спустя несколько лет вся семья сопровождала принцессу Елизавету на ее свадьбу в Россию. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Великая княгиня усиленно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и, главное, — веру своей новой Родины.

В фильме повествуется о совместном пребывании супружеской четы на Святой земле в октябре 1888 года. Это паломничество глубоко поразило Елизавету Федоровну: Палестина открылась ей источником радостных молитвенных вдохновений: ожившие трепетные детские воспоминания и слезы тихих молитв к Пастырю Небесному. Гефсиманский сад, Голгофа, гроб Господень — сам воздух освящен здесь Божиим присутствием. “Как бы я хотела быть похороненной здесь”- скажет она. Этим словам суждено было сбыться.

После посещения Святой Земли Великая княгиня Елизавета Федоровна твердо решила перейти в Православие. От этого шага ее удерживал лишь страх причинить боль своим родным и, прежде всего отцу. Наконец, 1 января 1891 года она написала отцу письмо о своем решении принять православную веру. Вот отрывок из ее письма отцу: “ Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение”.

12 (25) апреля в Лазареву субботу было совершено Таинство Миропомазания Великой княгини Елизаветы Федоровны. У нее осталось прежнее имя, но уже в честь святой праведной Елизаветы — матери святого Иоанна Предтечи. После Миропомазания Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Федоровна не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину.

В фильме рассказывается о ее поездке в 1903 г. в Саров на прославление преподобного Серафима Саровского, приводятся документальные кадры кинохроники. -“Батюшка, почему мы не имеем теперь такой строгой жизни, какую имели подвижники благочестия?”- спросили однажды преподобного Серафима.
-“Потому-отвечал преподобный-что не имеем к тому решимости. Благодать же и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа, ныне та же, какая была и прежде”

Москва — где собраны по искорке со всего отечества общенародные святыни, в которых веками горел духовный огонь

Далее в фильме повествуется о массовых беспорядках, многочисленных жертвах, среди которых были и видные политические деятели, погибшие от рук революционеров-террористов. 5 (18) февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной в него террористом Иваном Каляевым.

На третий день после гибели мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Она хотела, чтобы Каляев раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении, но он отказался. Несмотря на это Великая Княгиня просила Императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.

“Стяжи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся”-говорил преподобный Серафим Саровский. Молясь у гроба мужа Елизавета Феодоровна получила откровение-“отойти от светской жизни, создать в помощь бедным и больным обитель милосердия ”.

После четырехлетнего траура 10 февраля 1909 года Великая княгиня не вернулась к светской жизни, а облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия, и собрав семнадцать сестер основанной ею Марфо-Мариинской обители, сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих.»

В основу Марфо-Мариинской обители Милосердия был положен устав монастырского общежития. Одним из главных мест бедности, которому Великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Многие были обязаны ей своим спасением.

Еще одно славное деяние Великой княгини — постройка русского православного храма в Италии, в городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мирликийского.

С самого начала своей жизни в Православии и до последних дней Великая княгиня находилась в полном послушании у своих духовных отцов. Без благословения священника Марфо-Мариинской обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни и других монастырей, она сама ничего не предпринимала. Ее смирение и послушание были удивительными.

9 апреля 1910 года она принимает монашеский постриг.

После Февральской революции, летом 1917 года, к Великой Княгине приехал шведский министр, который, по поручения кайзера Вильгельма, должен был уговорить ее уехать из все более неспокойной России. Тепло поблагодарив министра за заботу, Великая княгиня совершенно спокойно сказала, что не может оставить свою обитель и вверенных ей Богом сестер и больных и что она решила твердо остаться в России.

В апреле 1918 г. на третий день Пасхи Елизавету Федоровну арестовывают, вместе с ней добровольно пошла под арест ее келейница Варвара Яковлева. Вместе с Великими князьями Романовыми их привозят в Алапаевск.

“Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости”-говорила она.

Глубокой ночью 5(18) июля, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую княгиню Елизавету Федоровну и ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с другими членами Императорского Дома сбросили в шахту старого рудника. Из шахты слышались молитвенные песнопения.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елизаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елизаветы Федоровны осталось нетленным.

Усилиями Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1921 году были доставлены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, согласно желанию Великой княгини Елизаветы.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/60113-elizaveta-fedorovna.html
http://ruspekh.ru/people/romanova-elizaveta-fedorovna
http://www.pravmir.ru/romanovy-velikaya-knyaginya-elizaveta-fedorovna/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: