Зачем постятся христиане. Что такое пост, для чего нужен, как правильно его соблюдать

Зачем нужно поститься

Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом [1] .

– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто [2] ; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу [3] отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их» [4] .

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Читать еще:  Совместимость козерог скорпион. Совместимость козерога-мужчины и скорпиона-женщины в любви и дружбе

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье [5] .

– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи.

– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок [6] , – это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными [7] . Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

Почему люди постятся?

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Читать еще:  Сонник одевать мужчине носки красные. К чему снятся сны с новыми носками разного цвета

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

Как правильно поститься? Почему надо поститься?

Зачем нужен пост? Как правильно поститься? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях.

Зачем нужен пост?

Пост — это воздержание. У поста могут быть разные формы: многодневный пост (например, Великий или Рождественский, которые длятся дольше месяца); однодневный (среда и пятница большинства недель, когда православные также стараются поститься) или пост-подготовительный (например, три дня перед Причастием).

Все посты объединены одной целью и только ради нее существуют: ограничить человека в телесном, чтобы помочь ему в духовном. Иными словами, пост это не цель (поменьше есть, поменьше смотреть фильмов), а помощник человеку — сосредоточиться на внутренней жизни. Вот, зачем нужен пост.

Молитва, созерцание внутренней тишины, попытки обрести эту тишину: чем больше вокруг отвлекающих факторов, тем сложнее человеку соприкоснуться с этим духовным миром.

Можно же не поститься и быть при этом хорошим человеком?

Православие не говорит, что главная цель жизни — это быть хорошим человеком. Достойные человеческие качества — это само собой разумеющееся, и чтобы быть хорошим человеком можно и не быть христианином.

Истинная и самая глубокая цель человека — стяжать Благодать Духа Святого, обрести мир в Духе Святом, соединиться душой и духом со Христом, и утвердить в себе Любовь Христову, которая выше любой любви человеческой — даже материнской или супружеской.

Пост в христианстве — это помощник в достижении этой Благой цели. Пост — это дни (или недели), в течение которых человек осознанно принимает решение: по своим силам и возможностям отвлечься от жизни тела. Отвлечься от жизни суетного мира и поместить свой ум в мысли о Боге — чтобы сосредоточиться на духовном. Потому что земная природа человека, к сожалению, такова: без внешних ограничений мы сосредотачиваться на духовной жизни всецело не умеем. Даже святые не могли!

Вот, зачем нужен пост…

Как правильно поститься?

С одной стороны, все просто. Правильно поститься — это соблюдать все установленные Православной Церковью нормы. Например, если говорить о еде, то Великий Пост — это запрет на любую молочную, рыбную или мясную продукцию. А в Рождественский Пост рыбу можно.

Или если говорить о развлечениях, то подразумевается, что человек старается в пост — или хотя бы в самые строгие дни его (например, в Страстную Седмицу перед Пасхой), — не ходить на увеселительные мероприятия: кино, вечеринки, праздники.

С другой стороны, священники часто говорят о том, что помня и чтя внешние установки, нужно не забывать о сути поста: воспитании в себе человека Вечного, который живет Духом и Любовью. И с этой точки зрения, правильно поститься это означает не всегда соблюдать все нормы буквально, а ограничивать себя по силам — в тех привычках, в которых тело действительно берет власть над человеком.

(Есть известная притча про мытаря и фарисея. Фарисей был великий аскет и постник, соблюдал все правила, но гордился и восхвалялся этим, а потому цена его посту была «ноль»)

Пост — это воспитания в себе Любви.

Известное изречение в христианстве: «Лучше есть в пост мясо, чем есть близких». Это напоминание о том, что нет никакого смысла в посте внешнем, если при этом человек продолжает озлобляться на тех, с кем живет под одним кровом и не поступает с ними по Любви.

Поэтому иной раз батюшки благословляют семьи на «необычную» форму поста: когда видя сложности в отношения супругов — разрешают им есть мясо, а пост для них — ни разу не поругаться друг с другом, и в спорных ситуация всегда уступать. Потому что так поститься — правильнее, чем блюсти букву, не есть рыбу-мясо, забывая при этом о Духе.

Очень проникновенные слова про суть и дух поста есть в книге пророка Исаии:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя […] Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень».

Читать еще:  Православный храм на самуи. Православная церковь на самуи

Нужно ли поститься больным или беременным?

Пост нужно соизмерять со своими силами и здоровьем. Больным, немощным или просто начинающим — священники разрешают смягчать пост. Например, перед Рождеством строго поститься не все 40 дней, а только в среды и пятницы его. Потому что нет никакого смысла в посте, если он не помогает человеку соединиться с Богом, а только раскачивает его по жизни и портит здоровье.

Известна история, когда один из самых строгих аскетов святой горы Афон — старец Иосиф Исихаст, — даже велел своему ученику Ефрему Филофейскому съедать в день по кусочку мяса — потому что тот был слаб здоровьем, а подвигов в их жизни и так было достаточно. И это в монастыре: где мясо не едят даже в «простые» дни!

Братия старца Иосифа Исихаста. Ефрем Филофейский, которому было благословено есть мясо — второй слева.

«Пост для человека, а не человек для поста». У каждого человека на земле — свои силы, свое разумение, свои этапы духовного пути. Поэтому, например, на вопрос: надо ли строго поститься беременным — почти всегда ответ «нет»: беременным, конечно же, можно и нужно делать поблажки. Мать сама знает, что нужно для ее здоровьея и здоровья ее плода.

В любом случае, строгость поста рекомендуется согласовывать со священником. Он будет помощником и советником в том, как лучше настроить себя на пост, и как лучше в вашей ситуации поститься. Как не взять подвиг, который не по силам, или наборот — не пойти на поводу собственных слабостей.

Пост — это значит быть грустным?

Пост — время строгости, сосредоточения, но никак не уныния.

В одной из своих проповедей Иисус Христос прямо сказал об этом: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» И продолжает: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое»

(обе цитаты — из 6 главы Евангелия от Матфея)

Что главное в посте?

В общем, отвечая на вопрос «что главное в посте», можно сказать так:

В православном посте главное:

  • Помнить, что пост — это не цель сама по себе, а — «инструмент» в достижении более благой и Святой Цели: жить жизнью Духа, быть со Христом и стяжать Благодать Духа Святого.
  • Помнить, что степень и трудность воздержания нужно соизмерять со своими силами и ситуацией.
  • Строгость поста стараться согласовывать со священником. Потому что как духовная жизнь каждого человека индивидуальна, так индивидуальны и все стороны его духовной жизни. Что одному — спасение, то другому может быть вред.
  • Говоря о послаблениях, нужно помнить, что пост может принимать разные формы ограничений, но не должен пропадать совсем. То есть, если Великий или Рождественский Посты — то хотя бы в какой-то форме, но пост должен быть. Как минимум — в форме «не ругаться с близкими и в любом возникающем случае поступать с ними по любви»

Преподобный Паисий Святогорец кормит птичку.

Какие бывают посты?

Посты разделяются по продолжительности, строгости и — «поводам», по которым они держатся.

Есть четыре продолжительных поста:

  • Рождественский Пост — 40 дней перед Рождеством (с 28 ноября по 6 января включительно). В плане еды, в этот пост благословляется есть рыбу, но нужно ограничивать себя в молочном и мясном. Этот пост подготавливает христианина к празднованию Великого праздника Рождества Христова.
  • Великий Пост — 40 дней + 7 дней Страстной Седмицы перед Пасхой. Это самый строгий пост. В идеале — только растительная пища. Этот продолжительный пост готовит христианина к самому главному и светлому Празднику — Празднику Великой Пасхи.
  • Петровский пост. Он завершается 12 июля, в день Петра и Павла, а продолжительно его зависит от того, когда в этот год была Пасха. Минимальная длина этого поста может составлять 8 дней, максимальная — 42. Это не самый строгий пост. В Петровский пост христиане стараются воздерживаться от молока и мяса, а от рыбы — только в среду и пятницу.
  • Успенский Пост — две недели с 14 по 27 августа, до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Строгость поста — по возможности такая же, как и в Великий Пост.

Кроме того, в христианской традиции принято поститься в среду и пятницу: как напоминание о двух трагических днях в жизни нашего Спасителя Иисуса Христа: среде, когда Его предал Иуда, и пятнице — когда Его распяли. (Не считая тех случаев, когда на среду и пятницу выпадают большие Церковные Праздники, а также, например, в Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи. Поститься в такие среды и пятницы — грех.)

Кроме того, Церковь обязует поститься перед Причастием.

Сколько надо поститься перед причастием?

Церковь определяет этот срок тремя днями — именно столько нужно поститься перед причастием. Считается, что, по возможности, это должен быть строгий пост. Он касается не только еды (не есть мясо, рыбу, молочные продукты), но и остальных сторон жизни человека: уход от развлечений, отказ от супружеской близости.

Цель поста перед причастием такая же, как и у любого поста: сосредоточить внимание человека на внутренней жизни. Но не только в этом. Пост перед причастием — это еще и «обязательный подвиг», которое поможет правильно настроить человека на это Таинство.

Причастие — главное Таинство в жизни Христианина: это момент его необъяснимого соединения с Богом, здесь — на Земле. Это Святой момент и отношение к нему должно быть соответствующим. Причастие — это не доблесть и не достижение, а — Дар Господень и Чудо, которое происходит с нами здесь и сейчас. Три дня поста помогают человеку помнить об этом.

Как правило, для глубоко воцерковленных и подвижников — пост перед Причастием был даже не правилом — а нечто само собой очевидным: прийти к Чаше готовым, держа ум во внутреннем, а не во внешнем.

(К слову: подготовка к Причастию заключается не только в посте и ограничениях, но и чтении специальных молитв. Христиане вычитывают перед Причастием Последование ко святому Причащению, а также три канона — покаянный канон Иисусу Христу, Канон Божией Матери и Канон Ангелу Хранителю. Все эти молитвы есть в каждом молитвослове).

Надо ли поститься перед исповедью?

Нет, поститься перед исповедью не нужно.

Другое дело, исповедь часто происходит перед причастием — прямо перед ним или накануне — поэтому и получается, что перед исповедью у человека несколько постных дней.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источники:

http://pravoslavie.ru/58467.html
http://www.pravmir.ru/pochemu-vse-postyatsya/
http://uznavay.pro/kak-pravilno-postitsya-pochemu-nado-postitsya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: