Зачем нужны священники? В кафе — за священным писанием. Зачем батюшка устраивает провокации

Храм Владимирской иконы Божией Матери

с.Анат-Киняры

Почему нужно исповедоваться именно священнику?

Паломник. Батюшка, я совершаю крестное знамение и во время молитвы перед иконой каюсь Богу во всех своих грехах, а потом прошу прощения. Разве это тоже не исповедь? Разве так Бог меня не прощает?

О.Нектарий. Послушайте, если вы так думаете, то и креститься, и обвенчаться вы могли бы сами, просто встав и помолившись перед какой-нибудь иконой. Но будет ли это иметь силу? Можно ли в этом случае сказать, что вы действительно крещены или обвенчаны? Конечно, нет! Дело в том, что в Священном Писании Бог установил, чтобы все таинства, — крещение, венчание, елеосвящение, евхаристию и остальные совершали только Его апостолы. То же самое касается и таинства исповеди. Господь дал власть совершать его только Своим ученикам, сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Апостолы же передали эту власть своим преемникам, которыми являются епископы и священники.

Если бы Христос установил, чтобы таинства совершались ангелами или святыми иконами, только тогда я мог бы сказать, что Бог даровал вам отпущение грехов и прощение во время вашей исповеди перед иконой.

Но Бог не устанавливал ничего подобного. Власть совершать все таинства Он дал Своим ученикам, а те, в свою очередь, — священнослужителям. Ведь исповедь – это одно из семи таинств Православной Церкви, а значит, только священник имеет право исповедовать, и через него Богом подается отпущение грехов.

Паломник. Но, батюшка, как же мы, совершив так много грехов, пойдем к священнику и будем рассказывать о них? Ведь это значит унизиться!

О.Нектарий. Конечно, унизиться! А Христос разве не смирился и не уничижался перед всем иудейским священством и простым народом? Христос достиг крайнего смирения, а мы стыдимся искренне признаться во всех своих грехах перед одним человеком.

Вам следует знать, что исповедь в том виде, как ее установил Бог, помогает человеку победить один из своих тягчайших грехов – гордость. Ведь исповедь требует искренности и смирения!

А представляете ли вы, как тяжело бывает человеку смириться? Но если мы не смиримся, то знайте, что не сможем восприять благодать Божию. Христос ясно сказал об этом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Гордость, дорогие мои братья, была первым и самым тяжким грехом Денницы, удалившим его от Бога, хотя прежде он был прекраснейшим из Его архангелов. И вот теперь Люцифер всеми силами старается помешать человеку смириться перед Богом. А делает он это потому, что из зависти желает удалить душу человека от общения со Светом и Жизнью. Сатана разжигает в людях стыд, подозрительность, недоверчивость и еще тысячи других ложных мыслей и чувств, чтобы увести их от смирения. Ведь смирение направило бы стопы человека к исповеди и отпущению грехов.

Паломник. Но разве можно, чтобы один грешный человек, каким является и священник, прощал грехи другому?

О.Нектарий. Вы совершенно правильно сказали о священниках, что и они все грешники, потому что только один Господь Иисус Христос был безгрешным на этой земле. Никто другой! Но, видите, Христос избрал нас, грешных священников, исповедовать людей.

Конечно, Бог мог бы заповедать и ангелам, чтобы они нас исповедовали. Но тогда у нас было бы множество проблем, потому что ангелы уже утвердились в безгреховности. Они не делают ничего иного, кроме как верно служат Богу и непрестанно славословят Его. Они не знают, что значит грешить. Так вот, представьте, что Бог дал власть ангелам исповедовать людей. Уже на первый ваш грех, например: «Святый ангеле, я солгал», он бы сказал нам: «Что ты сделал? Что ты сказал? Как ты дерзнул? Как из уст, которые принимают святое причастие, могла изойти ложь?».

Дело в том, что ангел не смог бы нас понять, потому что сам он, как мы уже сказали выше, не грешит. И тогда – плакали бы наши головы! А священник, будучи сам человеком грешным, ведает людские немощи, в состоянии понять другого человека, разделить его страдания и даже оплакать вместе с ним его грехи. Поэтому священнику совсем не кажется странным, что люди впадают в различные прегрешения.

Однако здесь я хотел бы подчеркнуть одно обстоятельство: в конечном счете не священник отпускает грехи и дарует прощение, это делает Сам Христос посредством священника. Поэтому-то, читая разрешительную молитву, иерей произносит такие слова: «Благодать Святого Духа ради моей малости да простит и омыет тя». Что это значит? Что прощение и оставление грехов человеку дарует благодать Святого Духа через нас, малейших, грешных и недостойных священников. Одним словом, прощает Бог, а не мы, священники.

Чтобы вы лучше меня поняли, я воспользуюсь одним сравнением. Священник – это простая труба, которая соединяет Марафонское водохранилище (Искусственное озеро, снабжающее Афины питьевой водой с 1931 года. На сегодняшний день является одним из трех озер в системе водоснабжения столицы Греции.) с краном у вас в доме. Марафонское водохранилище – это Сам Бог, кран – это мы сами, а вода, текущая по трубе, — это благодать Божия.

Трубы бывают железными, медными, пластиковыми, часто ржавеют. Но из какого бы материала ни были сделаны трубы, по ним бежит чистая вода, чтобы оказаться в кране у вас дома. Так же и благодать Божья: она никоим образом не изменяется в зависимости от того, каков клирик.

Читать еще:  Какой знак подходит деве женщине по гороскопу. Идеальная пара для девы

Вот еще одно сравнение: священник подобен цветочному горшку, полному навоза, то есть продуктов деятельности животных. Но в этом горшке распускается прекрасный цветок – гардения. Возьмите из горшка только гардению, испускающую дивный аромат, а навоз оставьте в горшке. Цветок в этом случае подобен благодати Божией и Таинствам Церкви, на которые никак не влияет качество горшка, которым является священник. Итак, теперь вы понимаете, что греховность священника никоим образом не умаляет благодати, которую нам дарует Господь через Таинства. Так давайте же прославим Бога, даровавшего Свою благодать и силу людям грешным, потому что если бы Он передал её ангелам, то мы бы ежедневно испытывали множество трудностей.

Архимандрит Нектарий Мулациотис

Из книги архимандрита Нектария Мулациотиса, старца монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Греция) «Иисус – возлюбленный сердца моего». Издательство монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Фокида), 2013 г.

Зачем нужны священники?

Известно, что священник служит литургию, исповедует, произносит проповедь. В чем священный смысл каждого из этих служений?

Священник — посредник между Богом и людьми

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia хиротония) .

Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

В некоторых современных протестантских течениях упразднена церковная иерархия и епископат, то есть нет священства как Таинства. Однако о первых протестантах упоминает еще Библия. Протоиерей Сергий Правдолюбов: «Есть в истории людей жгучий опыт протеста и непреодолимого желания всеобщего священства в истории с Кореем, Дафаном и Авироном, восставшими против Моисея и Аарона и заявившими, что “все общество, все святы…Почему вы себя ставите выше народа Господня?” (Чис. 16, 1-4). Моисей не спорил с ними, но отдал суд Богу. Кончилось тем, что земля разверзлась и поглотила всех “реформаторов” со священными сосудами и ладаном, дымящимся в их мирских руках».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…»

Священник — свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь — только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, как поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует — это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача — помочь выбрать правильное решение. Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Читать еще:  Юданов сергей александрович православный активист. Православные активисты против искусства

Священник во время проповеди исполняет обязанность архиерея

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно. Правда, как уточняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «если быть догматически и канонически точным, проповедь — это часть не священнического, а архиерейского служения. При архиерейской хиротонии дается благодать проповедовать, а нам, как пишет священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ эту благодать делегирует. То есть поручает говорить вместо себя, потому что не может одновременно проповедовать в десятках и сотнях храмах епархии. Во время проповеди мы исполняем обязанности архиерея. Лично меня это придавливает, чувствую я, что это не мое, недостаточен мой священнический дар. Но если священник скажет неудачную, неуклюжую проповедь, это ему только на пользу. Понимаешь свое место в иерархии — ты можешь сказать хорошо, только если Бог благословит. Проповедь — импровизированное творчество, а иногда — сотворчество Бога и священника».

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник неодинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Протоиерей Сергий Правдолюбов: « Лет тридцать пять назад в городе Киржаче Владимирской области один священник во время проскомидии с грустью подумал, что в храме опять никого нет. Он стал читать записки (в основном об упокоении) и вынимать частички, а когда через некоторое время обернулся, то увидел, что храм полон людей. Это были те, кого он помянул на проскомидии. После литургии матушка спросила, почему он такой бледный, и он рассказал ей о видении. Вот почему литургия служится и при малом количестве людей, и даже когда нет ни одного человека! Все, за кого священник вынимает частички, незримо присутствуют в храме».

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи…» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».

Проповеди в кафе, канал на Youtube. Зачем священники устраивают провокации

Калининградской епархии РПЦ, самой молодой в России, исполняется 35 лет. Журналист «АиФ-Калининград» поговорил с руководителем её миссионерского отдела Александром Пермяковым о новых методах работы церкви.

Хотят сладкой жизни

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: – В 2014 году вы развесили в городе листовки с фотографиями лохматой татуированной девицы с сигаретой и скромной девушки в платочке и призыв родителям обращаться, если хотят, чтобы дочь была, как на 2-й картинке. Резонанс был на всю страну. А вы на что рассчитывали?

Александр Пермяков: – Нужна была провокация, чтобы завязалась дискуссия. И она дала результаты: контакты с новыми людьми. С некоторыми я подружился. Среди них – подростки, которые звонили ради шутки. Мы стали общаться, и у некоторых градус неприятия церкви заметно снизился.

Приходил наркоман, для которого тема веры – что-то смешное. Но я ему сказал: «Ты можешь смеяться всю жизнь. Но у меня есть преимущество: может, я не так много смеюсь, но больше управляю своей жизнью». Мы встречались несколько раз. Он пытался отказаться от наркотиков. Не знаю, получилось ли окончательно, но вектор задан.

Читать еще:  Почему за чертой оседлости запрещалась жить евреям в Российской империи. Что такое двусторонняя реституция

– А родители обращались?

– Их было больше всего. Жалобы примерно одинаковые: ребёнок не хочет учиться, работать, не слушается. Помню, разговаривали с девочкой-подростком, которую мать привела. Я спросил, чего она хочет в жизни. Школьница нарисовала картину: дом в Испании, «Бентли», муж-бизнесмен, роскошный сад, прислуга. Я спросил, как она собирается всё это получить. И когда она объяснила, что предлагает взамен, сказал: «Ты меня прости, но в народе это называется проституция. И здесь существует очень мощная конкуренция. А какие твои конкурентные преимущества, раз ты собираешься встать на этот путь?». Сейчас многие девочки хотят сладкой жизни. К реальному браку мало кто готовится.

-Что ещё нового придумали, чтобы привлечь людей к вере?

– Совершенно новая вещь – система индивидуального обучения Священному писанию где и когда удобно: в кафе, в парке, дома. Ещё я веду канал на Ютубе. Во Вконтакте у меня пять тысяч друзей и около тысячи подписчиков со всей России.

– В интернете – масса конкурентов, тоже борющихся за молодые умы. Группы смерти, к примеру.

– Систематически я этой темой не занимался. Но было дело, 14-летнюю девочку от этих групп отвадил. У старшеклассников как часто бывает: если не вписываешься в определённую модель поведения, тебя начинают игнорировать. Все одноклассники собираются на день рождения, а тебя не зовут. У всех давно парень есть, а у тебя нет. У неё была такая же история. Начала искать взаимопонимания в интернете. Появились люди, которые активно с ней стали общаться. Она с ними сначала 15 минут в день переписывалась, потом по часу. А потом они стали выдумывать для неё испытания. Мол, терять уже нечего, зато можно получить порцию адреналина и незабываемое удовольствие. Я старался разоблачить всё это. Доступно объяснить, что это ложь – наглая и циничная. Сейчас у девочки всё нормально.

Вещий сон

– Как вы сами пришли к вере?

– Прадед был священник, отец хранил его иконы. Однажды, ещё в школе, я во сне увидел себя в одеянии священника, и мне было комфортно. Не придал этому значения. Когда учился в питерском строительном институте, стал искать себя. В 90-е годы духовные учения предлагали на любой вкус. Ходили по улицам кришнаиты, были очень активны свидетели Иеговы и саентологи. Я пытался разобраться во всём. Самым интересным показалось христианство. Потом попал на работу на православное радио. Вёл программы о деструктивных сектах. В 2001 г. поступил в семинарию.

– Какая из сект самая опасная?

– С моей точки зрения, – саентологи – сомнительная организация. В той же Википедии сказано, что в ряде стран ЕС их относят к сектам. Есть и другие течения, но нельзя обвинять огульно всех. Бывает, отдельная баптистская община ведёт себя, как тоталитарная секта. А рядом другая, и там всё нормально. Бывают и православные общины, которые фактически являются тоталитарными сектами. Многое зависит от личности пастора или священника.

– Многие говорят, что православная церковь превратилась в коммерческую организацию. Батюшкам ставят план по выручке. Что можно на это ответить?

– Деньги – не добро и не зло, это – средство проверки человека. Никто не говорит, что у нас всё безупречно в плане денег. Кто-то поддаётся искушению, к примеру, как Иуда, один из 12 апостолов. Если меня спрашивают про деньги какого-то священника, я говорю: «Это на твои деньги он купил машину? Нет? Ну, тогда некрасиво заглядывать в чужой карман». Даже если священник украл эти деньги, как делал Иуда, пусть с ним разбираются люди, которые их давали.

– А есть у вас социальные проекты не только для верующих?

– Реабилитация наркоманов, помощь сиротам, деятельность против абортов. Работаем над тем, чтобы в каждой женской консультации был человек, с которым женщина может поговорить, когда решает, оставить ли ребёнка. Чтобы не сделала шаг, о котором будет жалеть.

– Раза в два меньше пар сейчас венчаются, чем пять лет назад. И слава Богу. Теперь люди чаще делают это осознанно. А такие реже разводятся. Сейчас вопрос в другом: чтобы люди жили по заповедям. Христианство предъявляет к человеку высокие нравственные требования. Если мы хотя бы на 80 % приблизимся к этому стандарту, многие проблемы исчезнут.

– В городе и области продолжают строить храмы. Значит, меценаты не перевелись?

– Они есть. В основном предприниматели, руководители крупных предприятий, у которых есть чувство ответственности за церковь, за родную землю. Есть разные способы финансирования приходов. Пока общины у нас молодые, они могут содержать храм, но не могут его построить. Тем не менее храмы возводятся.

– А мечети – ни одной.

– Это вопрос не ко мне. Во всяком случае, с нашей стороны нет никаких препятствий. Рассуждая с точки зрения гражданской логики, если у мусульман не будет мечети, они от этого не перестанут верить. Но будут группироваться по подвалам. А мечеть – место, где они могли бы собираться открыто и безопасно. И государству, наверное, это было бы выгодней. Чисто по-человечески мы хорошо общаемся с мусульманами. Сотрудничаем по социальным проектам, вопросам противодействия сектам.

Источники:

http://anat-kinari.cerkov.ru/2014/07/02/pochemu-nuzhno-ispovedovatsya-imenno-svyashhenniku/
http://www.pravmir.ru/zachem-nuzhny-svyashhenniki/
http://klg.aif.ru/society/v_kafe_-_za_svyashchennym_pisaniem_zachem_batyushka_ustraivaet_provokacii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: