Зачатие святой анны. Проповедь на праздник зачатия пресвятой богородицы

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. Праздник, в который чтится беременность

22 декабря – 9 декабря по старому стилю – Церковь вспоминает и празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. День радости всей Вселенной – день, в который началась жизнь Матери Божией, предначинание спасения мира.

История праздника

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии.

Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова.

Муж её, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие. Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя.

Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.

Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия.

«Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.»

Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии.

Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами. Это практически Праздник, в который чтится беременность. Праздник, в который чтится еще нерожденный, только что зачатый малыш, который пока только скопление стремительно делящихся клеток. И сегодня же, здесь же – память другой Анны, матери пророка Самуила. Две Анны, два образа – два праздника в один день, один праздник двух беременных женщин.

Смотрите также:

Тропарь, глас 4:

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакими бо и Анну услышав Бог, паче надежды, родити тем яве обещавает богоотроковицу, из неяже сам родися неописанный, человек быв, ангелом повелев вопити ей: радуйся благдатная, Господь с тобою.

Кондак, глас 4:

Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово родшую.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Ну ка­кую же нам при­не­сут поль­зу кни­ги, ес­ли мы бу­дем толь­ко чи­тать, а на де­ло не под­виг­нем­ся.

Читать еще:  Святая инна в православии икона. Гороскоп для Инны

оптинские
книги

Расписание Богослужений

январь ← →

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

В о имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Богородичный день. Сегодня мы вспоминаем зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. В этот день, более двух тысяч лет назад, домостроительство нашего спасения стало уже воплощаться и заря Благой Вести стала восходить над нашей землею, землею страдания и изгнания. И уже через несколько дней мы встретим Рождество Христово.

Так же, в этот день совершается праздничное богослужение Пресвятой Богородице, в честь Ея иконы «Нечаянная Радость». Поэтому сегодняшний день по праву можно назвать Богородичным, сегодня много воспоминаний, связанных с заступлением и покровом Божией Матери роду человеческому.

Почитание Божией Матери — это таинственный догмат нашей Святой Церкви. Он таинственный не в силу своей недоступности человеческому сознанию, как, скажем, догмат о Пресвятой Троице. Таинственность этого догмата в том, что он весь основан на любви. Любви Пресвятой Богородицы к нам, к грешному роду человеческому. И ответной любви нашей к Небесной Царице, Заступнице.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Един Господь может грешников прощать, а на сие умоляет Его Матерь». Именно святитель Димитрий оставил подробное повествование, целую книгу «Руно орошенное», о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». В сказании говорится, как некий беззаконник проводил жизнь во грехах, однако не оставлял молитву к Божией Матери и приносил ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» Пресвятая Богородица не отвергала его молитвы. Она молила Бога о помиловании этого грешника. И Господь даровал ему покаяние чудесным образом: внезапно он в страхе увидел на иконе, что из ребра, рук и ног Спасителя потоками течет кровь. Божия Матерь открыла беззаконнику, что он и другие грешники вновь и вновь распинают Сына Ее, когда творят грехи.

Потрясенный до глубины души, с сокрушенным сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей перед Богом. Матерь Божия до тех пор не прекращала своих молитв за грешника, пока не услышала от Господа Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Так была дана этому человеку уже нечаянная им радость прощения и оставления грехов.

Святитель Григорий Богослов говорит: «Как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердия Божией Матери».

Ангелы на небесах радуются о каждом покаявшемся грешнике. Самыми разными путями Господь ведет каждого из нас к покаянию. Господь желает, чтобы все мы «спаслись и в разум истины пришли». И эти пути удивительны, и часто кажутся нам случайными, «нечаянными». Но за всем этим стоит Промысл Божий, который годами ведет человека, через вразумления, искушения, с любовью, ведет к этому зачастую краткому, «нечаянному» моменту покаяния.

Бог — это любовь, любовь и терпение. И сколько раз Господь приводит нас к покаянию, дает возможность увидеть бездну падения нашего и глубину любви Божией. И столько же раз мы вновь возвращаемся к своим страстям, и Господь вновь начинает этот терпеливый путь к нам, к нашей душе.

Мне вспоминается случай с одним человеком. Он жил беззаконно, во грехах. И один добрый христианин сжалился над ним, и уговорил его, убедил, пойти на исповедь и подготовиться ко Причастию. И вот этот грешник, впервые в сознательной жизни, впервые с детства, пришел на исповедь, и по Своему милосердию Господь позволил приступить ему ко Святому Причащению. Причем этот человек даже плохо понимал — что такое Таинство Причащения. Причастившись, он достоял до конца службы с нетерпением, даже ропотом, так как был непривычен к долгому богослужению и стоянию на ногах.

И когда, наконец, он вышел из храма, то спускаясь по ступеням, он заметил нечто удивительное — он не чувствовал своего веса. Пораженный происходящим, он перешел через улицу и сел на скамейку. По привычке достал сигарету и закурил, но не смог курить и впервые в жизни выбросил целую сигарету. Он не мог объяснить происходящего. Он не сразу связал, то, что с ним происходит, с тем, что он только что вышел из храма. Придя домой он достал молитвослов, и православные молитвы, которые ему до этого казались непонятными и слишком сложными, он читал не отрываясь. Так же стал читать Евангелие, и хотя много раз раньше пытался читать эти слова, но только теперь стал понимать, что говорит Господь в Своем Слове. И это удивительное состояние, изменившее его сознание, его взгляд на мир, внутренний и внешний мир, продолжалось три дня, и прошло только к вечеру третьего дня.

Вот такая нечаянная и удивительная радость, радость и для этого грешника и для ангелов на небесах. Этот человек не ожидал, не чаял ничего этого, когда, уступая уговорам, шел в храм. И рассказывая после об этом, он с трудом подбирал слова, чтобы передать, что он пережил. Но даже после этого события, как рассказывал этот человек, он, через некоторое время вновь впал в старые грехи. Началась страшная борьба, спрут греха и страсти не отпускал его. И Господь вновь и вновь, с терпением и любовью принимал покаяние грешника. Как говорит Господь в книги Апокалипсис: «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Читать еще:  К чему снятся медвежата: толкование по различным сонникам для мужчин и женщин. К чему снится медвежонок: стоит умиляться или бояться

Чтобы получить помощь от Бога, нужно войти в Божий мир, нужно не препятствовать Богу распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для того, чтобы в этот мир войти, нужно знать, что есть этот Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, нужно знать слова Господа, и стремиться выполнять их в своей жизни. И тогда человек, слушающий Бога, становится частью этого Божиего мира, и на него обильно изливается Божественная сила и помощь. И не только человеческие страсти, но и диавольские искушения, и любые средостения разрушаются на пути такого человека, который обладает огромной внутренней силой. Преподобный Иустин Сербский говорит: «Господь Христос дает человеку силы не только вытеснить все грехи и страсти из бездн своего существа, но и легко, как одежду, скинуть их с себя». Таковы были святые Божии угодники, которые дали нам пример того, что есть жизнь в Боге.

Однажды, братия попросили одного старца рассказать им о каком-нибудь из его видений. Старец сказал: «Если вы увидите человека благочестивого, чистого, с покаянным сердцем — вот прекраснейшее из видений. Ведь в этом человеке вы можете видеть невидимого Бога. И не спрашивайте меня о других видениях, которые были бы выше этого».

Будем молиться, чтобы Господь дал нам внутреннюю силу жить по Его заповедям, потому что счастливой и полной является только такая жизнь, и никакая другая. И пусть Покров Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Аминь.

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь (Лк. 8, 16-18).

Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 22-31).

Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, той Жены, Семя Которой – Спаситель мира Христос – сотрет главу змия. Помимо радости исполнения пророчества, данного людям еще в раю, этот праздник учит нас верить, надеяться и не сдаваться в духовной брани, даже если нам кажется порой, что мы духовно бесплодны. Ведь св. прав. Иоаким и Анна состарились в молитвах, терпя от окружающих поношения за бесчадность, прежде чем Бог услышал их мольбу. Зато дарованный им за терпение в вере плод чрева превзошел в славе и совершенстве не только всех живших на земле людей, но и бесплотных Ангелов, ибо от их Дочери, Которую ублажают все роды, произошло спасение миру.

Мы же, идущие духовным путем, когда вдруг увидим, что из мира обычных людей, из Египта страстей мы уже вышли, а в Землю Обетованную еще не пришли, застряв где-то в бесплодной пустыне, начинаем унывать и завидовать тем, кто преуспел в мирских делах. От этого наша надежда ослабевает, вера колеблется, а враг, пользуясь моментом, всевает различные сомнения.

Но не надо забывать, что наши цели неизмеримо выше и требуют больше сил, трудов и великого терпения, причем терпеть надо не только других, но и себя. Как небо отстоит от земли, так и духовное совершенство превосходит по ценности все мирские цели. Да оно и вообще недостижимо своими силами без Бога, а чтобы получить Его помощь, надо тысячу раз смириться, иначе Он не будет жить и действовать в нас.

Сегодня мы чтим память и другой святой Анны, матери пророка Самуила, житие которой не менее поучительно и говорит о том же. Она была второй женой своего мужа и, в отличие от первой, много лет не могла дать ему детей, но не унывала и продолжала молиться с верой. Один раз, когда она молилась на ступенях храма, беззвучно шевеля губами и обещая посвятить Богу будущего ребенка, священник Илий даже подумал, что она пьяна. Так выглядит наша вера в глазах рационального рассудка. Но она, будучи пророчицей, ответила: «Нет, я не пьяна, но изливаю душу свою Господу». Бог щедро вознаградил ее твердую веру и надежду, даровав ей не только небесный плод – славу Израиля, последнего судью и пророка Самуила, – но и земную радость, ибо после она родила мужу еще троих сыновей и двух дочерей.

Читать еще:  Большая черепаха сонник в чему она снится. К чему снится Черепаха? Восточный женский сонник

Поистине, «возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, – как говорит сегодня апостол Павел словами пророка Исаии, – потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Господь иногда намеренно оставляет Своих чад, чтобы они научились действовать самостоятельно. Духовный плод требует больше времени для созревания, но достоинство его в очах Божиих несравненно выше. Да, христианский и, особенно, монашеский подвиг не виден снаружи и непонятен людям мира, но рано или поздно он проявится и засияет.

Об этом как раз говорит сегодняшнее Евангелие: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Так и Бог, призвав нас на этот путь, позаботится, чтобы свет наших душ был виден, здесь ли, или в Царстве света. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» Это относится и к скрытой добродетели, которой суждено обнаружиться, и к тайным грехам. Если с ними не бороться и не каяться в них, они окрепнут и когда-то станут явными всем. Евангелие дня напоминает об Иуде, который настолько был ослеплен страстью сребролюбия, что не постыдился предать своего Друга и Учителя, погубив свою душу и став самым презренным в истории человеком.

Итак, Господь призывает нас не ослабевать в вере и в духовном подвиге, надеясь на Бога и не обращая внимания на насмешки, непонимание людей мира. Но что говорить о занимающихся «землей» или язычниках, если даже представители главных монотеистических мировых религий не вмещают своим умом сути и величия православия?! В апостольском чтении на Зачатие св. Павел проводит глубокую аналогию между двумя Заветами Бога с человеком и детьми патриарха Авраама. Один его сын, Исмаил, был рожден от рабыни Агари, а другой, Исаак, – от свободной, т.е. от Сарры. Первый рожден по плоти и обречен быть рабом плоти и буквы, а второй появился чудесным образом по обетованию, чтобы наследовать свободу. К чадам Агари Апостол относит иудеев, пребывающих в рабстве закону и плоти, чад нынешнего Иерусалима, к которым позднее присоединились и собственно агаряне – мусульмане, которые в своей религиозности тоже ограничиваются исполнением определенных обрядов, пребывая в узах плоти.

Мы же, чада Нового Завета, свободны от буквы закона и не привязаны к плоти, потому что Христос освободил нас, сделав духовными. Наша мать – Вышний Иерусалим, Святая Церковь – рождает детей не для мира сего, в глазах которого она выглядит неплодной и нерождающей, бесполезной, а для Неба. И чад этих гораздо больше, потому что они святы и славны пред Богом, а это условие вечной жизни, в то время как большие по численности чада земли, удалившись от Бога, не реализовали себя в вечности.

Что же советует Апостол чадам света? Словами Писания он говорит: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Т.е. изгони из своей души страсти как рабство плоти, изгони формализм и юридизм как рабство форме, букве и преданиям человеческим. Все это мертвит, уводит от жизни, в то время как дух животворит. Стань духовным, а значит, подлинно свободным, и тогда будешь многоплодным и многочадным и наследуешь Божие достояние, вечное Царствие Христово, уготованное мудрым, верным, терпеливым и твердо уповающим на Бога, спасающего возлюбивших Его. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

22 декабря 2017

Расписание богослужений и требы
перейти в раздел

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
подробнее

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

Новости
перейти в раздел

Начальник Русской Духовной Миссии совершил богослужение в Хевроне

14 января 2020 14 января, в день празднования Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого, Начальник подробнее

Воскресные школы Русской Духовной Миссии отпраздновали Рождество Христово

13 января 2020 В предпраздничные рождественские дни, в дни самого праздника Рождества Христова, на подробнее

Рождественский визит Начальника Русской Духовной Миссии в Яффу

12 января 2020 12 января, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит подробнее

Начальник Русской Духовной Миссии совершил рождественский визит в Хайфу

11 января 2020 11 января, в субботу по Рождестве Христовом, Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит подробнее

Сестры трех русских обителей Святой Земли празднуют Рождество

10 января 2020 Сибирские пельмени, украинские рождественские колядки на английском языке и популярная подробнее

Источники:

http://kizil-monastyr.prihod.ru/2018/12/21/zachatie-pravednoj-annoj-presvyatoj-bogorodicy-prazdnik-v-kotoryj-chtitsya-beremennost/
http://www.optina.ru/sermon/p18/
http://rusdm.ru/sermons/1026

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: