За что не любят церковь. О чем ругаются христиане в соцсетях

Православная церковь о социальных сетях: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется интернетом. В нем «сидят» и подростки, и пенсионеры, люди самых разных профессий и образа жизни. Но насколько интернет безопасен с точки зрения христианского мировоззрения? Что вообще говорит православие о социальных сетях? Прямого запрета верующим на общение во всемирной паутине нет, однако есть ряд ограничений и норм. Попробуем разобраться в них.

Плюсы и минусы общения в социальных сетях

Первые площадки для виртуального общения возникли не так давно, в 90-е годы прошлого века, и очень быстро получили огромное распространение по всему миру. Facebook, Ok.ru, Vk.ru, Livejournal, Liveinternet — наиболее известные в России. Есть еще Twitter, Instagtram, постоянно выходят адаптации для России многих зарубежных порталов.

Какую же пользу может извлечь православный христианин от общения на таких сайтах? Прежде всего, огромным плюсом будет поиск единомышленников и единоверцев. Несмотря на то, что в наши дни церковь не подвергается гонениям, и большинство населения считает себя православными — многие верующие не могут найти друзей по вере в повседневной жизни.

О современных технологиях:

Социальная сеть дарит безграничные возможности знакомств. К примеру, для людей с ограниченными физическими возможностями интернет часто является чуть ли не единственным способом общения с миром.

Интересно: Многие священники обращают внимание на то, что интернет — прекрасная почва для миссионерской деятельности.

По словам апостола Петра, каждый человек призван возвещать о Господе, и горе ему, если он молчит. Интернет объединяет огромное количество людей, и проповедь Христа может быть услышана практически в любом уголке Земли.

Вместе с очевидными благами, которые дарит нам виртуальное пространство, в нем скрываются и серьезные угрозы. И первое искушение, с которым сталкивается любой пользователь сети — это вседозволенность и доступность абсолютно любой информации. Наверняка многим знакома ситуация, когда человек открыл браузер с целью посмотреть прогноз погоды, а очнулся через час и обнаружил себя изучающим последние сплетни и скандалы шоу-бизнеса.

Общаясь в виртуальном мире, пользователь может создать совершенно любой собственный образ. Это оборачивается тем, что человек начинает фантазировать на свой счет и со временем теряет грань себя настоящего и себя виртуального. Кроме того, виртуальный образ всегда более успешен и благополучен, нежели реальный, и человек начинает чувствовать собственную неполноценность в реальном мире. Все это приводит к еще большему погружению в соцсеть, уход от реальности, замкнутости, депрессиям.

Интересно: Многие психологи и психиатры считают интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей психическим заболеванием, требующим помощи специалиста.

Мнение священников о социальных сетях

Что отличает настоящего христианина от других людей? Он живет в реальности, здесь и сейчас. Ему не нужно выдумывать искусственные клоны своего я, поскольку он уверен — Господь дает ему на сегодняшний день все, что необходимо для спасения. Поэтому постоянный и глубокий уход в виртуальный мир совершенно несовместим с верой в Бога.

О духовной жизни:

Многие священники, знакомые с просветительской работой в интернете, отмечают, что виртуальное общение снимает многие барьеры и обнажает человеческие страсти. Действительно, намного проще оставить гневный комментарий к какому-либо посту, чем высказать недовольство непосредственно в лицо оппоненту. Поэтому соцсети просто изобилуют скандалами, ссорами, руганью.

Православные сообщества не исключение. Очень часто в них можно увидеть споры на сотни комментариев по поводу многодетности, абортов, ношею женщинами брюк, недостаточно ревностной веры. Радикально настроенные православные могут достаточно жестко обличать и поучать тех, кто, по их мнению, неправильно понимает веру. Инакомыслие в православных группах порой карается намного жестче, чем в светских.

Вот и получается, что православная социальная сеть — это палка о двух концах. С одной стороны, это прекрасная возможность узнать много нового о вере и Боге, пообщаться с такими же православными. С другой стороны, можно натолкнуться на такой негатив, который неподготовленного человека и вовсе надолго отвернет от христианства.

Как метко написал однажды один мусульманин в православной ветке, где рьяно обсуждался вопрос частоты исповеди — «Если все православные такие же злые, не терпящие иного мнения, гордые и всезнающие — я рад, что я не с вами». Это ли не лучшая анти-проповедь христианства?

Правила безопасности для православных во время общения в соцсети

Интернет и социальные площадки нельзя однозначно рассматривать только с плохой или только с хорошей стороны. Скорее, это просто инструмент, а какие цели с его помощью реализуются — будет зависеть от того, как человек им пользуется. Некоторые особо ревностные православные впадают в крайности и считают, что непристойно вообще регистрироваться в соцсети и пользоваться интернетом.

Безусловно, можно пойти и таким путем, но это будет просто побег от соблазнов, а не преодоление их в себе самом. К тому же, интернет настолько плотно входит в повседневную жизнь, что совершенно не пользоваться им уже практически не получится.

Для того, чтобы виртуальное общение принесло пользу , можно постараться придерживаться следующих несложных советов:

  1. Сформируйте ленту в социальной сети только из той информации, которая реально несет какую-то пользу. Это могут быть новости православных групп, подписка на страницы единоверцев, группы по интересам. Избегайте рекламных, скандальных, антихристианских сообществ.
  2. Установите лимит времени общение в сети. Можно поискать специальные программные приложения к компьютеру, которые будут ограничивать доступ к социальным сетям в установленное время. Так будет проще преодолеть соблазн, а со временем вы привыкните не висеть в интернете сутками.
  3. Если ваша работа связана с интернетом и вы должны постоянно находиться онлайн — создайте отдельную рабочую страницу и возьмите за правило читать с нее исключительно информацию, нужную по работе.
  4. Не вступайте в долгие споры и прения. Многие считают, что в споре рождается истина, но на практике в спорах чаще всего рождается только неприязнь к оппоненту. Высказать мнение о том или ином вопросе можно, но если вы видите, что вас намеренно пытаются втянуть в конфликт — лучше уйти от такого общения.
  5. Не поощряйте троллей. Троллинг в интернете — очень часто встречаемое явление. Человек или группа лиц начинает комментировать какую-либо острую тему, ставя задачей как можно сильнее накрутить и разозлить публику. В православных сообществах это очень выражено. Часто можно увидеть комментарии, которые явно противоречат учению Христову либо вообще поносят имя Бога. Если ваша совесть не позволяет смолчать на такое — укажите оппоненту на его ошибки, но не вступайте в конфликт. Переубедить тролля вы не сможете, только потратите свое время и нервы. Чем меньше ответов наберет тролль, тем быстрее закончит свои нападения.
  6. Будьте предельно осторожны со страницами новоявленных старцев, «православных» ясновидящих,специалистов по отчитке и т. д. Под благовидным православным фасадом нередко скрываются колдуны, язычники, а то и вовсе сатанисты. Они опутывают неопытных людей и пытаются расположить их к своему лжеучению.
  7. Тщательно фильтруйте контент. К сожалению, нет четкого и единого метода контроля над тем, что пишут в интернете и социальных сетях. Поэтому там можно встретить практически что угодно, и далеко не всегда информация правдива. Старайтесь черпать информацию о православии в основном с крупных сообществ, а если сомневаетесь в написанном — лучше уточните ответ у священника.
Читать еще:  Плесень на потолке во сне. К чему снится плесень: оригинальное толкование

Пользуясь социальной сетью надо помнить, что это всего лишь инструмент общения и добычи информации. И как в реальной жизни мы можем общаться с хорошими или плохими людьми, так же и в жизни виртуальной человек свободен сам выбирать, в какую сторону идти.

Духовная жизнь и посиделки в соцсетях несовместимы

Попытаюсь это объяснить.

Недавно мне попалась статья о влиянии социальных сетей на психику. С большинством тезисов автора я согласился, так как на себе проверял это.

Но, считаю эту тему важной не из-за влияния на психику, а из-за урона, наносимого духовной жизни. Синдромы этой болезни обнаружил не только у себя, но и регулярно замечаю, как от неё страдают близкие мне люди…

Страшна зависимость от наркотиков или алкоголя, но, не менее опасна интернет-зависимость от соц.сетей. От чего человек зависим, тому он и раб. Мы – рабы Божии, потому что без Бога жить не можем. Если молодой человек не может продержаться недели без посещения «вк», значит он стал рабом соц.сети. По мнению автора статьи о вредном влиянии соц.сетей, для появления зависимости есть несколько причин.

1.1 «Первая причина»- пишет автор, – «заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, каждый раз, когда читаем доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв и т.д. Желание повторного получения этих эмоций несет нас вновь на просторы соц.сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени».

С духовной точки зрения это называет тщеславием. Оно проявляется в ожидании одобрения выложенной информации в виде «лайка» и всякого другого внимания к себе. Тщеславие – страшная болезни души. Кто-то выкладывает фото своих детей, чтобы потщеславиться «это же мой, мой ребёночек!». Но, рассказ о своей личной жизни (в виде фото, текста или видео) на интернет-просторе наносит вред для души.

Преподобный Никодим Святогорец наставляет: «Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаев, когда это необходимо»[1]. Конечно, кто-то будем оправдываться, мол, родственники живут далеко, поэтому для них можно выложить фото. Но, почему бы не послать фото в почтовом email сообщении?

1.2 «Вторая причина кроется в особенностях усвоения информации при работе в многопользовательских веб-платформах. Человек, который сидит, например, в контакте получает много разнородной информации мелкими порциями за маленький промежуток времени: прочитал коротенький комментарий, ответил, тут же открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашел на страничку этого друга посмотреть что там новенького.

К такому режиму работы мозг привыкает так же быстро, как руки и рот привыкают к «щелканью» семечек. Дело даже не только в самом удовольствии и особенностях усвоения информации, а в удобстве, быстроте и доступности соц сетей!».

Разве это не так? Мозг, привыкая к такой спонтанной деятельности отучается рационально мыслить и конструировать глубокие идеи.

Зависимость от соц.сетей рождает информационную ломку. Одного брата в дни, когда он не заходил в «вк», буквально «распирало» узнать какую-либо новость. Светские новости он не смотрел, поэтому, очень хотелось зайти в православные СМИ.

Но, откуда такая тяга?

Очевидно, что она не должна являться нормой для христианина. От привычки постоянно получать информацию и начинается «ломка», когда информация не поступает. И, что самое главное, это болезненное желание страдалец не может удовлетворить ни чтением Библии, ни чтением житий святых отцов (а ведь духовное чтение для нас всегда открывает что-то новое), так как это уже затруднительно для ума, привыкшего потреблять информацию мелкими порциями. Поэтому в православных группах соц.сетей так популярны коротеньки цитаты. Мало у кого хватит сил прочитать хотя бы один том святителя Иоанна Златоуста полностью…

Современный человек настолько зависим от получения информации, что ему сложно прожить без новостей. Эта тяжелейшая болезнь. По статистике, 80% опрошенных исследователями пользователей соц.сетей признались, что не могут не проверить страничку хотя бы раз в сутки. Кроме того, наша страна занимается в мире не только по количеству абортов, но и по интернет-зависимости: каждый третий (!) россиянин ежедневно заходит на свою страничку в социальных сетях.

Проверить, есть ли у нас интернет-зависимость, или нет, можно посредством полного ограничения себя от новостей и соц.сетей. Эта инфозависимость отнимает у христианина свободу, делая его рабом этой страсти. «Совершенная свобода состоит в том, чтобы вовсе ни в чём не нуждаться» (свт. Иоанн Златоуст)(2).

Сколько я ни спрашивал у своих братьев, как у них получается совмещать молитву и посиделки в социальной сети (пусть и на страничках с православной информацией), всё время получал один неутешительный ответ: «Ды вот, молитва сейчас не идёт…». Стоит ли заходить в социальную сеть, если из-за этого главное дело христианина терпит большой урон?

Автор статьи о вреде соц.сетей верно подмечает, что из-за того, что пользователь «вконтакте» получает информацию спонтанно, быстро и маленькими порциями, мозг привыкает к такой работе и теряет способность длительное время удерживать внимание на чём-то, вследствие чего появляется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Происходит это из-за того, что есть соблазн одновременно совершать несколько умственных процессов. Становится трудно удерживать внимание на чтении книги.

«Возникают сложности с тем, чтобы последовательно размышлять, обдумывать одну проблему: внимание постоянно «уплывает»»
Из-за привычки впитывать информацию спонтанно, ум, в итоге, начинает терять внимание. А «без внимания молитва не молитва. Следовательно, это главное» (свт. Феофан Затворник)(3).

Поскольку внимание – это главная составляющая молитвенного делания, то его отсутствие делает совершение умной молитвы невозможным. Святитель Феофан учил, что умная молитва должна быть не только у монахов, но и у мирян. Для её стяжания будущие подвижники уходили в горы и пустыни, а современные христиане и дня не могут прожить без общения и просмотра новостей в соц.сетях…
Впитывая кучу хлама и эмоций от потока информации в соц. сетях невозможно избежать ненужных помыслов на молитве…

Читать еще:  Представителями протестантизма являются. Словарь «Что есть что в мировой политике»

4. МИССИЯ И ПОСИДЕЛКИ В «ВК».

Соц.сеть не является злом, это, безусловно, лишь инструмент, которым надо уметь пользоваться во благо. Например, выкладывать слово о Боге, о спасении, разного рода апологетику.

Только вот если это хоть немного вредит душе того, кто будет этим заниматься, то это дело станет погибельным.

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

Есть мнение, что православный обязан быть в соц.сетях, чтобы сделать мир лучше. Но такое убеждение не верно. Что православный обязан, так это стремиться к святости, как того требует Бог. А сама мысль, что в целях миссии «нужно обязательно иметь аккаунт в соц.сетях, чтобы помочь окружающим прийти к Богу» говорит о том, что утверждающий так больше надеется на себя, чем на Бога.

Мир изменили те, кто сначала изменил себя, а для этого нужно уединение. Даже великий Апостол Павел перед началом своей проповеди 3 года пробыл в пустыни. Соц.сеть – это не пустыня, а мир, с его страстями и похотями. И, порой случается, что молодой христианин, не утверждённый духовно просто-напросто ломается, отстаивая истину в интернет-дискуссиях. Для успехов в миссии нужно стяжание Благодати, притягивающей магнитом людей. Ею мы призваны заполнить сосуд своего сердца.

А часто получается, что проводя кучу времени, расплёскивается то малое, что на донышке этого сосуда было…

Для того, чтобы этот сосуд заполнить, святые уходили на годы в пустыню, а мы даже один не можем прожить без соц.сетей! Миссия в интернет-сети, щедро одаривающей пользователя похотью тела, похотью очей и гордостью житейской – для искусных. Ведь далеко не каждый может проповедывать в интернете без привязанности к нему, без раздражительности, без соблазна впустую потратить время, без умения не просматривать ненужную информацию.

5. ВИРТУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Душа человеческая привязана к телу (до момента смерти), она ограничена пространством и пребывает лишь там, где тело. Общаясь вживую, мы соприкасаемся душами, а через интернет этого не происходит, поэтому, разговоры остаются мёртвыми. Обратный пример, когда едешь в метро: вагон полон людей, но, с другой стороны, их там нет – головы большинства опущены вниз и всё внимание сконцентрировано в экранах планшетов или андройдов.

Справедливо заметил Святейший Патриарх Кирилл: “Погружение людей в информационный, виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Можно запросто представить себе такую картинку: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшетники. Ни один с другим практически не общается, если задают вопрос, отмахивается.

А что он делает? А он общается через социальные сети”. Святые отцы вручную к разным лицам писали письма, и, ведь даже и в подчерке отпечатывалось настроение души.

Электронные носители не могут передать этого.

Кроме того, человеческий глаз более восприимчив к информации, получаемой с бумаги, а не с монитора. Вот и парадокс: техника, минуя тысячи километров, с виду всё больше нас сближает. А на деле – мы всё дальше и дальше друг от друга.

Хочется упомянуть ещё об одной проблеме. Страничка христианина – это его лицо для окружающих. «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). По «стенам» страничек судят об их хозяинах. А зная, что хозяин странички – христианин, внешние судят о Православии.

Так вот, как часто на страничках христианин можно встретить то, что выходить за рамки благочестия! Мирские анекдоты и шутки, перепосты разных празднословных заметок… Апостол Павел осуждает это: “Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение” (Еф.5:4).

Зайдя на страницу такого человека и вовсе трудно догадаться, что он – Православный.
Т.е., совсем забывается ответственность носящего имя Христианина. Порой, необдуманно делаются перепосты с тех страниц, на которых может быть соблазн в виде непристойных фото и бранных слов.

Горе хозяину той странички, через которую кто-нибудь зашедший на неё соблазниться по вине хозяина. (Лк.17:1-2).

Стена пользователя – это его лицо, отражение того, что происходит у него на душе.

Каждый третий россиянин ежедневно проводит в соц.сетях там в среднем 9,8 часа в месяц.
И при этом сотни тысяч крещённых пользователей соц.сетей жалуются, что у них не хватает времени на чтение Священного Писания!

Многие современные христиане попусту сжигают в соц.сетях драгоценное время земной жизни, каждая минута которого подарена нам для нашего спасения.

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». (Еф.5:15)

Ссылки:
1.Преподобный Никодим Святогорец. «Невидимая брань». 25 глава.
2. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна. 17 глава.
3. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. Выпуск
2. Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 2. Аскетические опыты.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

За что не любят православных

В редакцию портала «Православная Жизнь» приходят разные письма. В одних – люди высказывают слова поддержки и благодарности, в других – обвиняют всех и вся. Мы отобрали несколько предъявленных обвинений в адрес православных и попросили Андрея Музольфа, преподавателя Киевской духовной семинарии, прокомментировать их.

– Андрей, мы бы хотели Вас попросить прокомментировать ряд претензий в адрес православных. Итак, обвинение первое – лицемерие. Христиане, мол, только любят говорить о любви, но сами не очень-то любят ближних. Слова с делами у православных расходятся. Верно ли такое замечание?

– Если в христианах нет любви – это вовсе не повод говорить о том, что наша религия ложная. Так, один известный православный богослов однажды сказал о себе: возможно, я и плохой человек, но все, что я говорю о Боге, – это истинная правда.

Если в нас нет любви – это признак нашего отчуждения не только от ближних, но и от Бога. Святой апостол Иоанн Богослов – апостол любви – говорит: «Кто говорит: “я люблю Богаˮ, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Читать еще:  Гороскоп козерог лошадь на октябрь.

Человек, к сожалению, не всегда достигает той высокой планки, которая называется «Православием», но все же к ней стремиться необходимо. За Литургией все мы на призыв священника: «Святая святым» – отвечаем: «Един Свят – Един Господь». Эти слова означают, прежде всего, то, что только Бог Свят в полном смысле этого слова. Мы же, люди, становимся святыми исключительно по мере причастности к Нему как Источнику Святости.

Относительно же того, что у нас, христиан, зачастую слова расходятся с делом, можно сказать лишь одно: христиане – это такие же люди, как и все. И у каждого из нас есть свои слабости, свои недостатки, свои пороки. И когда наши недостатки берут верх – тот свет, которым христиане должны светить всему миру, становится тьмой, закрывающей от окружающих нас людей Бога.

Поэтому мы и должны прежде всего следить за тем, чтобы не стать соблазном для наших ближних, ведь последнее – одно из самых страшных духовных преступлений, так как «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).

– Второе обвинение: православные всех осуждают. И этим нарушают данную Христом заповедь «Не судите». Православные осуждают всех, кто не ведет такой же образ жизни, как они. Всех инакомыслящих. Имеет ли это утверждение основание?

– Все зависит от человека. Бог не ломает человека, даже когда он приходит в Церковь. У каждого из нас всегда остается свобода выбора – жить вместе со своими грехами и пороками или же освободиться от них. Точно так же дело обстоит и со страстью осуждения. Если бы Бог менял человека сразу же после Крещения, например, или после участия в других Таинствах – это был бы уже не человек, а некий робот, запрограммированный только на добро.

Но Господь, по словам В. Н. Лосского, всегда идет на большой риск, предлагая человеку Свою благодать во спасение, от которой каждый из нас имеет право отказаться.
Осуждение же, по словам преподобного Антония Великого, очень коварный грех, потому что, осуждая кого-либо за те или иные проступки, мы, сами того не замечая, можем впасть во власть осуждаемого нами греха и, таким образом, из осуждающих легко сами станем осуждаемыми.

Самый лучший пример относительно возможности или невозможности осуждения ближних дал нам Сам Господь наш Иисус Христос, когда жене, взятой в прелюбодеянии, сказал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Он показывает, что мы должны с сострадательностью относиться к слабостям наших ближних, осуждая не самого человека, а только грех, который разрушает нашу природу изнутри.

Святые отцы, бытие которых является для нас образцом подлинной духовной жизни, никогда не считали себя выше или лучше других, например, нехристиан. Многие подвижники говорили о себе: «Все спасутся, один я погибну», но никто из них не утверждал: «Я один спасусь, а все остальные погибнут». Об этом следует помнить всем нам.

– Третье обвинение – православные ограниченны, узко мыслят, игнорируют культурные, этнические, социально-экономические, интеллектуальные факторы, отрезая себя от огромного ресурса многовекового опыта. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Православные никогда не игнорировали культурные, этнические или же интеллектуальные факторы. Святитель Филарет, митрополит Московский, писал: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством». Об этом же сказал и великий ученый-естествоиспытатель М. Ломоносов: «Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного Всевышнего Родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».

Таким образом, мы видим, что невежество – это не обязательно признак верующего человека. Если мы посмотрим на жизнь величайших ученых-исследователей, оставивших свой неизгладимый след в той или иной науке, то увидим, что большинство из них были людьми верующими. Вера нисколько не мешала им трудиться во благо науки. И даже наоборот: по словам многих ученых, именно вера была тем движущим фактором, который способствовал исследователям в продвижении вперед. Так, известный физик лорд Кельвин говорил: человек не должен бояться мыслить свободно, ибо через мышление, через науку мы обретаем веру в Бога.

– Следующее обвинение: нехристианское общение в соцсетях. Например, православные размещают язвительные и обидные материалы, стараются унизить, оскорбить собеседника, насмеяться над ним. Околоцерковных пользователей такое общение в соцсетях отталкивает от Православия. Люди, мол, годами ходят в церковь, а ведут себя как варвары: самодовольно осуждают других, причиняют боль своим же, православным. Что-то не так тогда с вашей верой.

– В таких ситуациях раскрывается внутренний мир человека, притом неважно, какого он вероисповедания. Православный христианин всегда старается исполнять заповеди Христовы, первая из которых – о любви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Соцсети же стали очень хорошим показателем, так сказать, лакмусовой бумажкой нашей человечности. Ведь зачастую мы не можем или не хотим в силу различных причин, например – стыда или лицемерия, сказать своему ближнему все то, что мы о нем думаем. В соцсетях же каждому из нас не составит труда восполнить этот пробел, так как всегда есть возможность скрыться за маской выдуманного персонажа и таким образом облить кого-нибудь грязью. А если даже мы и не прячемся за вымышленным ником, все равно просторы интернета развязывают наши мысли, и мы позволяем себе такие высказывания, которые мы вряд ли бы смогли произнести в личном общении. И плохо здесь не столько то, ЧТО мы говорим, сколько то, КАК мы это говорим, какую технику для этого используем. К сожалению, имя техники – лицемерие.

Мы сразу стараемся очернить нашего оппонента, который, по сути, является нашим ближним, по максимуму – так, чтобы все узнали, насколько он плохой человек, забывая при этом заповедь Божию: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17).

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-o-sotsialnyh-setyah.html
http://napravdestoy.livejournal.com/3295650.html
http://pravlife.org/ru/content/za-chto-ne-lyubyat-pravoslavnyh

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: