За что лишили сана филарета денисенко. Филарет отверг возможность воссоединения упц кп с московским патриархатом

Но патриархом быть обязан

90-летний Киевский патриарх Филарет (Денисенко) вновь расколол Украинскую церковь. Однако его действия выглядят не вполне добровольными

  • Странное собрание прошло утром 20 июня во Владимирском патриаршем соборе Киева. Возглавлявший до 15 декабря прошлого года «непризнанную» Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) патриарх Филарет (Денисенко) назвал его Поместным собором той самой УПЦ КП. Однако в соборе сидели по-летнему одетые женщины, несколько мужчин и не более 10 священнослужителей. В президиуме расположились сам Филарет, митрополит Белгородский Иоасаф и его викарий — епископ Петр, прибывшие из РФ, один клирик в рясе и один худощавый мирянин.

    Все выглядит так, что единственным правовым основанием назвать собрание Поместным собором УПЦ КП является личная воля самого Филарета — иерарха с большой и сложной биографией, обладающего также весьма неопределенным статусом в современном православии.

    По документам УПЦ КП была распущена перед началом Объединительного Собора в храме Софии Киевской 15 декабря 2018 года. На том Соборе под председательством экзарха Константинопольского (Вселенского) патриарха митрополита Галльского Эммануила объединились в новую Православную церковь Украины (ПЦУ) бывшие УПЦ КП, УАПЦ и два митрополита Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) (хотя в целом УПЦ МП сохранила свои лидирующие позиции на конфессиональной карте Украины).

    Недавно в Сети было размещено видео того самого акта самороспуска УПЦ КП, в котором, хоть и довольно угрюмо, участвует и патриарх Филарет, поставивший свою подпись под соответствующим актом. Вновь созданная ПЦУ уже 6 января получила заветный Томос об автокефалии от Вселенского патриарха, перестав быть «непризнанной»,

    а Филарет получил в ней негласный титул «почетного патриарха» и несколько десятков киевских приходов в непосредственное управление.

    Константинопольский патриархат согласился признать Филарета только в том сане, в котором он покинул Московский патриархат в 1992 году, «уйдя в раскол». Сан патриарха, полученный им уже «в расколе» в 1995 году и повлекший за собой анафему со стороны Московской патриархии, Константинополем не признан. Юридическая процедура самоликвидации УПЦ КП завершилась 30 января.

    Однако остался один юридический хвост. Поскольку ПЦУ назначила Филарета епархиальным архиереем города Киева, под его контролем осталось юридическое лицо этой городской епархии, именуемое «Киевская патриархия» (не патриархат!). Вот этому-то юридическому лицу принадлежат разные здания — как на правах собственности (например, резиденция Филарета на Пушкинской улице), так и на правах безвозмездного пользования (например, Владимирский собор и еще несколько ценных храмов Киева). Ему принадлежат банковские счета УПЦ КП, которые имеют сложную и интересную историю эпохи распада СССР, когда Филарет был еще экзархом Московской патриархии на Украине. И именно здесь надо искать ответ на вопрос о шагах Филарета, то «уходящего в раскол», то пишущего «покаянные письма» патриарху Кириллу, то добивающегося признания Константинополя, то вновь «уходящего в раскол»…

    Пункт 4 постановления Поместного собора «возрожденной» УПЦ КП от 20 июня гласит: «Украинская православная церковь Киевского патриархата продолжает быть собственником всех средств согласно договоров и соглашений. Все банковские счета являются счетами Киевской патриархии как юридического лица». А вот как звучит пункт 2 постановления Всеукраинского православного собора от 25–26 июня 1992 года, на котором была создана УПЦ КП путем объединения Филарета и поддержавшего его епископа Иакова (Пинчука) с «неканонической» Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ): «Все банковские счета УПЦ и УАПЦ становятся счетами Украинской православной церкви Киевского патриархата». Почему при учреждении и восстановлении УПЦ КП такое внимание уделяется именно банковским счетам?

    На Украине остается неизвестной судьба крупной суммы денег, находившейся в 1991 году на счетах Компартии Украины (в составе КПСС).

    Еще в 90-е украинские журналисты предпринимали попытки расследований слухов о переводе значительной части этой суммы на церковные счета, контролировавшиеся митрополитом Филаретом.

    Потом часть этих средств каким-то образом поучаствовала в формировании капитала некоторых доныне влиятельных украинских олигархов.

    В мае 1995 года патриарх УПЦ КП Владимир (Романюк), предшественник Филарета, обратился в Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД Украины с просьбой помочь получить доступ к счетам УПЦ КП, которыми распоряжался тогдашний заместитель патриарха митрополит Филарет, и провести ревизию.

    В июле 1995 года патриарх Владимир скоропостижно скончался, а в октябре патриархом УПЦ КП стал Филарет. Еще в 1993 году первый президент Украины Леонид Кравчук (в прошлом — первый секретарь ЦК КПУ) уволил генпрокурора Виктора Шишкина, пытавшегося расследовать деятельность Киевского патриархата.

    На Архиерейском соборе РПЦ в Москве в апреле 1992 года Филарет по собственной инициативе дал обещание подать в отставку с поста Киевского митрополита и продолжить служение в другой епархии Украины. Но по приезде в Киев именно под нажимом Леонида Кравчука был вынужден это свое обещание отозвать и уйти из Московского патриархата в «неканоническую группу». Притом что за все время своего церковного служения, начиная с 1940-х, Филарет проявлял исключительную обязательность в исполнении всех указаний Московской патриархии и осуждении всех и всяческих «расколов», можно предположить, что «потеря лица» и «выход из канонического поля» были не вполне добровольными.

    Возможно, только таким способом в тех условиях можно было сохранить контроль Филарета над заветными счетами.

    В своем заявлении от 14 мая, фактически сделавшим неизбежным нынешний раскол, Филарет, в частности, говорит: «Я служил, служу и буду служить Богу и Церкви до конца моей жизни, хотя мои твердость, целенаправленность и настойчивость многими воспринимаются как властолюбие и амбициозность. Но никто не может отрицать, что результатом [этого] является Киевский патриархат… Это видят не только церковные деятели, но и светские, такие как новоизбранный президент Украины В.А. Зеленский и бизнесмен И.В. Коломойский». Добрые слова в адрес Зеленского и Коломойского Филарет повторил и на пресс-конференции 15 мая. А между прочим, и сам новоизбранный президент, и его сторонники не очень приветствуют слухи о близости Зеленского к олигарху со скандальной репутацией, который вынужден был скрываться последние годы президентства Порошенко в Израиле. Не пытается ли упоминаниями о Коломойском Филарет на что-то намекнуть нам?

    Читать еще:  Что хочет добиться женщину близнец в постели. Сексуальный гороскоп - близнецы мужчины

    Еще не прошло и месяца с того дня, когда почетный патриарх участвовал в заседании Синода ПЦУ и чествовал ее предстоятеля — своего ставленника и воспитанника митрополита Епифания. Тогда Филарет сказал: «Чтобы мы окончательно победили, нам нужно сохранить то единство, которое у нас есть, и дальше идти этой же дорогой».

    Сейчас эти слова звучат как прощальная речь. Какая-то невидимая сила заставляет 90-летнего патриарха во второй раз в своей жизни «уходить в раскол». Трудно сохранять свободу человеку, поставленному стражем чужих сокровищ…

    На религиозной карте Украины лидирует УПЦ МП — примерно 13 000 приходов. В начале нынешнего года около 500 приходов из нее перешли в ПЦУ, но в апреле, с исчезновением «административного ресурса», процесс переходов практически прекратился. Объединенная ПЦУ контролирует почти 8 000 приходов; признана она пока только Константинопольским патриархатом, но, как считают украинские эксперты, уход Филарета ускорит ее признание другими поместными церквами и сближение с УПЦ МП.

    Судя по составу Поместного собора 20 июня, Филарета поддерживают примерно 10 приходов на Украине, 6 приходов в РФ и, возможно, около 10 приходов на Западе. С ним всего два епископа, еще двое были избраны 20 июня.

    Похоже, фигура старца, анафематствованного в Москве и прощенного в Константинополе, постепенно сходит с глобальной церковно-политической сцены, ограничиваясь контролем над упомянутыми банковскими счетами.

    Друзья!

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    История конфликта

    19 октября 2018 года Константинопольский патриархат заявил, что продолжает состоять в общении с Русской православной церковью (РПЦ). Ранее 15 октября РПЦ сообщила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Это стало ответом на отмену им решения, принятого в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Об истории конфликта и позициях церквей — в материале “Ъ”.

    Сколько православных церквей на Украине

    В настоящее время на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

    С чего все началось

    УПЦ МП во главе с митрополитом Киевским и всея Украины учреждена в 1990 году Архиерейским собором РПЦ в качестве независимой и самостоятельной церкви в составе Московского патриархата. С 2014 года ее предстоятелем является митрополит Онуфрий.

    УПЦ КП образована в 1992 году после неудачной попытки возглавлявшего тогда УПЦ МП митрополита Филарета (Денисенко) добиться полной независимости украинской церкви (автокефалии). Филарет не подчинился требованию РПЦ покинуть пост, в результате чего был лишен сана. В том же году при поддержке украинских властей он создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

    УАПЦ ведет свою историю с 1917 года, когда часть православного духовенства на Украине выступила за создание самостоятельной церкви. На начальном этапе советская власть поддерживала УАПЦ, пытаясь ослабить РПЦ, однако уже в конце 20-х годов начались гонения на активистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске: часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала. В 1989 году УАПЦ возобновила легальную деятельность на Украине.

    Накануне Евромайдана представительство Украинской православной церкви МП преобладало в большинстве регионов.

    В настоящее время УПЦ МП продолжает контролировать большинство приходов, однако в ряде общин происходит разделение. В октябре 2016 года архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря заявил, что в течение двух лет УПЦ МП потеряла более 39 приходов, перешедших под юрисдикцию Киевского патриархата. Ранее религиовед Виктор Еленский оценивал число «переходов» в 60–70 приходов. «Тенденция такова: в тех случаях, когда священник ведет себя, скажем, по-антиукраински, такие переходы не бывают редкими»,— заявил господин Еленский.

    Как складывались отношения

    В январе 2007 года президент Украины Виктор Ющенко на встрече с иерархами УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. Для этого он предложил создать совместную богословскую комиссию, в которую должны были войти по три епископа и по два священника от обеих церквей. Представители Киевского патриархата выразили готовность к диалогу, однако представители Московского патриархата отказались от участия в переговорах, сославшись на неканоничность УПЦ КП. Кроме того, они назвали условием для диалога возврат церквей и отстранение от переговоров патриарха Филарета.

    В августе 2009 года в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области.

    Летом 2010 года патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. Представитель Киевского патриархата епископ Евстратий скептически охарактеризовал их ход, заявив, что они лишь «имитируют диалог». Руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что священники УПЦ КП, желающие вернуться в Русскую православную церковь, могут сделать это «через чин покаяния простыми верующими».

    Читать еще:  В чем философская специфика. Реферат: Специфика философского знания

    30 ноября 2017 года РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения.

    17 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

    11 октября 2018 года Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей на Украине — УПЦ КП и УАПЦ — была снята анафема.

    15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Эти действия послужили ответом на предоставление автокефалии Украинской православной церкви и снятии анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария.

    Последствия решения Священного синода РПЦ

    — Разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата.

    — Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя и участвовать в других таинствах

    РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе.

    — Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями».

    Артем Косенок, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко, Евгений Козичев

    Конфликт церквей: действующие лица

    Патриарх Константинопольский Варфоломей I
    «Наступила очередь Украины, которая, я надеюсь, получит статус автокефалии в ближайшее время, несмотря на существующие преграды. Это произойдет, поскольку она имеет на это право»

    Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (справа) (Украинский патриархат)
    «Что такое “разделение мирового православия”? Никакого “разделения” не будет. Просто Москва прекратит молитвенное единение с Вселенским патриархом и с Украинской автокефальной церковью. На свою сторону Москва может склонить еще две-три церкви»

    Митрополит Киевский и всея Украины Макарий (Украинская автокефальная православная церковь)
    «Следует молиться за Священный синод, за президента (Петра Порошенко.— “Ъ”) и всех в Украине: депутатов Верховной рады и всех украинцев, которые стараются для того, чтобы томос получить. Я молился более 22 лет за единую поместную православную церковь и не пропустил ни одной службы»

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
    «Сегодня, когда раздаются разговоры о том, что нужно снова оторвать православную Украину от Русской церкви, ничего нового не происходит. Духовное единство Святой Руси разорвать невозможно. Единство церкви — это и поныне великое достояние, определяющее духовный путь народов всея Руси. Если оно будет разорвано, то неизвестно, что будет вообще с православной церковью»

    Митрополит Киевский и всея Украины (Московский патриархат) Онуфрий
    «Она (Константинопольская церковь.— “Ъ”) не имеет права присылать в нашу независимую церковь своих легатов… Она не имеет ни морального и канонического пара вмешиваться в дела Украины»

    Папа римский Франциск
    «Католическая церковь никогда не позволит, чтобы с ее стороны проявился подход, провоцирующий разделения. Мы никогда этого не позволим. Я этого не хочу. В России только один патриархат — ваш. И у нас не будет другого»

    Помощник местоблюстителя патриарха Грузии Андриа Джагмаидзе
    «Несогласие по этому вопросу существует между двумя большими церквами, у каждой из которых есть своя логика. Мы не принимаем участия в этих дискуссиях… В церковной жизни Украины есть много сложностей, поэтому делать прогнозы сейчас очень трудно»

    Патриарх Грузинский Илия II
    «Его блаженство не согласен с инициативами Вселенского патриархата в отношении Украины и признает законной исключительно церковь под руководством блаженнейшего митрополита Онуфрия»

    Патриарх Сербский Ириней
    «Ни при каких условиях, воздействиях или давлениях ей (Константинопольскому патриархату.— “Ъ”) не позволено прибегать ни к какому поспешному действию, могущему принести вред Всеправославному единству, продлевая жизнь раскольниками, тогда как его (раскол.— “Ъ”) следует уврачевать и преодолеть»

    Архиепископ Кипрский Хризостом II
    «Право Украины — обладать своей независимой автокефальной церковью»

    Патриарх Иерусалимский Феофил III
    «Глобализация имеет своей главной целью прежде всего разрушение православной церкви. Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе в Украине»

    Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II (слева) и митрополит Варшавский и всея Польши Савва (справа)
    «В духе братской любви мы призываем всех, от кого зависит преодоление церковных недоразумений, связанных с предоставлением автокефалии Украинской церкви, сделать все от них зависящее, дабы избежать конфликта из-за этого вопроса и установить мир на украинской земле»

    Митрополит Винницкой и Барской епархии Симеон (Шостацкий) .
    «Основным условием объединения (православных на Украине — прим. “Ъ”) является соответствие этого процесса Церковным канонам. Мы можем предлагать разные пути, но они должны привести именно в каноническое русло, потому что только при этом условии наше объединение признает весь православный мир»

    Читать еще:  Политеизм в древней греции. Религия в древней греции

    Фото: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви/orthodox.vinnica.ua

    Митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко) на объединительном соборе 15 декабря избран главой автокефальной церкви Украины
    «Я хотел бы призвать всех наших собратьев, архиереев, всех верующих присоединиться к новосозданной единой украинской православной церкви. Двери нашей церкви открыты для всех… … Впереди у нас еще много работы. Прежде всего, мы должны закончить дело объединения украинского православия»

    «Борьба за сферы влияния»: новая церковь Украины лишила Филарета права управления епархией

    Синод новой Православной церкви Украины лишил главу неканонической УПЦ КП патриарха Филарета права управлять Киевской епархией.

    Согласно решению Синода, Киевская епархия переходит в подчинение главе ПЦУ Епифанию. Перед этим Филарет заявил об отделении возглавляемой им структуры от новой Православной церкви Украины.

    В перспективе Филарет сможет письменно обратиться к Епифанию по вопросу о соборном рассмотрении своего будущего статуса.

    Ещё одним решением Синод исключил из состава епископата новой церкви Иоасафа Шибаева и митрополита Белгородского и Обоянского Петра Москалёва. Причиной названо «активное участие в действиях, направленных на возмущение противостояния в церковной среде». Вместе с тем патриарху Филарету разрешено остаться в составе епископата.

    Ранее, 23 июня, Филарет обратился к главе МВД Украины Арсену Авакову с просьбой защитить его и имущество раскольнической УПЦ КП от действий ПЦУ.

    «Обращаюсь к вам, Арсен Борисович, как к министру внутренних дел Украины с просьбой защитить права и свободы верующих Украинской православной церкви Киевского патриархата, дать правовую оценку противоправным действиям представителей ПЦУ, гарантировать невмешательство во внутреннюю жизнь УПЦ КП, исключить церковное рейдерство», — приводится текст сообщения на странице протоиерея Николая Лагодича в Facebook.

    При этом существование УПЦ КП не признаётся не только Русской православной церковью и канонической Украинской православной церковью Московского патриархата, но и новообразованной раскольнической ПЦУ и Константинопольским патриархатом. Вселенский патриарх Варфоломей заявил в начале июня, что так называемого Киевского патриархата не существует.

    «Так называемый патриархат Киевский не существует и никогда не существовал», — приводит его слова глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко на своей странице в Facebook.

    Конфликт между патриархом Филаретом и митрополитом Епифанием начался весной после предоставления Константинополем томоса об автокефалии. С точки зрения новой церкви, УПЦ КП перестала существовать после так называемого объединительного собора 15 декабря 2018 года. Однако Филарет отрицает это утверждение.

    «Все заявления чиновников Министерства культуры Украины и различные публикации и комментарии в СМИ или социальных сетях о Киевской патриархии и УПЦ КП, которые якобы «ликвидированы» или прекратили свою деятельность, со ссылкой на решение «поместного собора», которого не было, являются не только проявлением некомпетентности, но и незаконными действиями, которые подрывают устои действующей церкви», — говорится в сообщении пресс-службы УПЦ КП.

    Филарет также выступал с осуждением предоставленного Константинополем томоса. В мае глава раскольнической церкви заявил, что если бы знал о содержании этого документа, то не согласился бы на него.

    Так, Филарет пояснил, что томос лишил ПЦУ трёх основных полномочий, которые должны были гарантировать статус автокефалии: последователи ПЦУ вне Украины относятся к пастве Константинополя, церковная организация не может самостоятельно варить миро (специально приготовленное освящённое масло, необходимое для совершения таинства миропомазания, а также при освящении храма), а все конфликты решаются на уровне Вселенского патриархата.

    «Три пункта, которые отбирают у нас права автокефальной церкви. По названию мы автокефальная, а на деле мы зависимая от Константинопольского патриархата церковь», — констатировал Филарет.

    Стоит напомнить, что и РПЦ, и каноническая УПЦ МП неоднократно предупреждали, что предоставляемый Константинополем документ не даст новому образованию независимость, а лишь подчинит Вселенскому патриархату украинские приходы.

    Отношение президента

    На территории Украины создано уже больше юрисдикций, чем было даже при появлении поместной церкви Украины, отметил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

    «Раньше были Киевский патриархат, Украинская автокефальная церковь, Украинская православная церковь Московского патриархата. Теперь мы видим, что есть ещё поместная церковь Украины и вновь возродившийся из пепла Киевский патриархат во главе с патриархом Филаретом», — рассказал эксперт.

    По словам Лункина, возродившийся Киевский патриархат вобрал в себя всех недовольных поместной церковью Украины. Эксперт считает, что недавние события являются следствием продолжающегося укрепления новой церкви Украины, её крена в сторону Константинопольского патриархата и развода со старым руководством Киевского патриархата в лице патриарха Филарета.

    «Патриарх Филарет надеялся быть не только серым кардиналом, а даже фактическим руководителем церкви, но оказалось, что Епифаний его в этом переиграл», — выразил свою точку зрения эксперт.

    По мнению политолога Ивана Мезюхо, сейчас происходит конфликт между Епифанием и Филаретом за «церковную кассу», за сферы влияния на Украине. По его мнению, шансов выйти победителем больше у Епифания.

    «Всё-таки часть раскольнических православных структур утвердились в понимании того, что их предстоятелем является Епифаний, а не Филарет», — отметил эксперт в беседе с RT.

    Мезюхо высказал предположение, что Филарет добровольно ограничил собственное влияние на новую церковную неканоническую организацию.

    «Он просчитался. Это осознание подвигло его к тому, чтобы отказаться от томоса и заявить об открытом противостоянии с Епифанием», — считает политолог.

    По его мнению, единственным интересным вопросом в сложившейся ситуации станет выбор церковной структуры, которую новые киевские власти будут поддерживать.

    «Будет ли Зеленский сотрудничать с Епифанием или выберет в качестве партнёра господина Филарета — это, наверное, единственная интрига в этой ситуации», — заключил эксперт.

    Источники:

    http://novayagazeta.ru/articles/2019/06/23/81003-no-patriarhom-byt-obyazan
    http://www.kommersant.ru/amp/3485919
    http://russian.rt.com/ussr/article/644103-ukraina-filaret-cerkov-raskol

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: