Югославия древние монастыри. Сербия

Сербия

Респу́блика Се́рбия (серб. Репу̀блика Ср̀бија ) — государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Население — 7 243 007 (2013).

Крупнейшие города

  • Белград
  • Нови-Сад
  • Приштина
  • Ниш

Православие в Сербии

Православие — одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (перепись 2002), или 85 % населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту.

Сербская православная церковь

Се́рбская правосла́вная це́рковь (серб. Српска православна црква ) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата.

История

На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя.

По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610—641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край.

В 1219 году поставленным «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I Сербской Церкви было предоставлено право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233—1263) перенес кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь, основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.

На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей, Патриархат был упразднён. При этом Черногорская митрополия сохранила свою самостоятельность от Константинпополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.

Печский патриархат был восстановлен в 1557-м и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.

Турецкие зверства побудили значительное количество сербов бежать в Австрию. На территории Габсбургской монархии была сформирована особая церковная организация, руководимая сербским клиром, которая в идеологическом и духовном отношении с 1690 года была связана с Патриархией в Печи, но политические условия, и прежде всего конфликты между Габсбургами и Османской империей, привели к автономно-автокефальному положению Сербской православной митрополии с центром в городе Сремски-Карловци.

Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм, непрестанно терпя более или менее сильное давление в направлении прозелитизма, выражавшееся в попытках склонения к униатству. Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства, гражданской Хорватии, Военной Краины и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг Патриархата. Особая судьба была у Буковинской митрополии.

С вхождением в состав империи Габсбургов Далмации, Боснии и Герцеговины последовал запрет на пастырское подчинение местного сербского населения этих областей сербскому митрополиту (патриарху), восседавшему на престоле в г. Сремски-Карловци. Габсбургская политика в отношении православной церкви сводилась к оставлению Боснии и Герцеговины под шаткой властью Константинопольского патриархата, при этом Далмация и Бока-Которска входили в состав Буковинско-Далматинской митрополии, гибридной сербско-румынско-русинской церковной организации, охватывающей области, географически разделенные друг от друга сотнями километров, а Синод и центральные церковные институты размещались в Вене.

В Белграде по обретении Сербией независимости, в январе 1832 году, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Сербии (после Берлинского конгресса) получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской Патриархией.

В 1859 год Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович), смещённый в 1881 году. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий (Мраович) (1883—1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом (Анджеличем) (1882—1888). С изменением политической ситуации в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил — возвращён.

По итогам балканских войн (1912—1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская, Велешско-Дебарская и Призренская епархии.

По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Черногорию, земли бывшей Австро-Венгрии, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь — в мае 1919 года.

12 сентября 1920 гола на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета.

Читать еще:  Сонник помидоры переспелые. К чему снятся помидоры красные

Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены.

Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная сербская православная церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь.

Русская Православная Церковь

После революции 1917 года и гражданской войны в Югославию устремились многие из русских беженцев, большинство из которых исповедовали православие. При этом русские беженцы в большинстве своём не влились в Сербскую Православную Церковь, а образовали Русскую Православную Церковь заграницей. В Сремских Карловцах с 1922 года до Второй мировой Войны находился Архиерейский Синод РПЦЗ. Большая часть русских эмигрантов не приняла новой коммунистической власти и эмигрировала из Югославии, а структуры РПЦЗ на её территории были ликвидированы. В Белграде имеется подворье Московской патриархии — Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после переворота 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель.

Святые

  • св. свт. Савва Сербский
  • св. свт. Николай Сербский
  • св. прп. Симеон Мироточивый
  • св. свт. Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский
  • св. свт. Даниил II, архиепископ Сербский
  • св. блгв. князь Сербский Лазарь
  • св. прп. Петр Коришский
  • св. мч. Иоанн Владимир, князь Сербский
  • св. прп. Иустин Челийский
  • св. прав. Иоанн Бранкович, деспот сербский
  • св. свт. Макарий Соколович
  • святые новомученики Момишичские
  • св. свщмч. Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
  • св. свщисп. Варнава, епископ Хвостанский
  • Свмч. Петр, митрополит Дабро-Боснийский
  • св. мч. Лука

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Сербии и сербских анклавах на территории самопровозглашенного государства Косово находятся в храмах и монастырях Сербской Православной Церкви.

Кафедральный собор Архангела Михаила. Мощи:

  • св. Стефан Штилянович (XVI в.).

Кладбище Введенского монастыря:

  • могила свисп. Досифея Загребского (+1945 г.).

МОНАСТЫРЬ НОВО-ХОПОВО (близ Нови-Сада). Мощи:

МОНАСТЫРЬ КРУШЕДОЛ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • свт. Максим Бранкович (ХV в.) (рука),
  • благ. кн. Стефан Бранкович (XV в.) (стопа).

МОНАСТЫРЬ ЯЗАК (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • благ. кн. Стефан V Урош (XIV в.).

МОНАСТЫРЬ ГРГЕТЕГ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»):

  • икона Божией Матери «Троеручица».

МОНАСТЫРЬ БЕОЧИН (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора», близ Беочина). Мощи и икона:

  • свисп. Варнава Хвостанский (ХХ в.),
  • «Беочинская» икона Божией Матери.

Монастырь Горняк (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Мощи:

  • прп. Григорий Молчальник (XIV в.).

Д. МЕЛНИЦА (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Монастырь Витовница:

  • чтимая могила архим. Фаддея Витовницкого (ХХ в.).

МОНАСТЫРЬ МАНАСИЯ (ок. 15 км. к северо-востоку от Ягодины, близ Деспотовца). Мощи:

  • св. деспот Стефан Лазаревич (XV в.).

С. СЕНЕ, к юго-востоку от Ягодины, близ Чуприи. Монастырь Раваница. Мощи и икона:

прп. Ромил Раваницкий (XIV в.),

  • «Почаевская» икона Божией Матери.

МОНАСТЫРЬ ДРАЧА (9 км. от Крагуевца). Мощи:

МОНАСТЫРЬ СВ. РОМАНА (20 км. от Крушевца). Мощи:

МОНАСТЫРЬ ЛЮБОСТЫНЯ (ок. 15 км. к юго-востоку от Кралево, близ Трстеника). Мощи:

  • св. княгиня Милица (Евгения) и св. деспотисса Елена (Евфимия) Сербские (XIV в.).

МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА (39 км. к юго-западу от Кралево). Мощи:

  • прп. Симеон Мироточивый (XII в.),
  • св. король Стефан Первовенчанный,
  • благ. кн. Анна (XIII в.).
  • икона Божией Матери «Скоропослушница».

МОНАСТЫРЬ ГРАДАЦ (к северо-западу от Рашки). Мощи:

  • св. королева Елена Сербская (XIII в.),
  • схиархим. Иулиан (Кнежевич) (чтимая могила на монастырском кладбище).

МОНАСТЫРЬ ЦРНА-РЕКА (к северо-востоку от Нови-Пазара, близ с. Рибаричи). Мощи:

  • прп. Петр Коришский (XIII в.) (часть мощей),
  • чтимая могила убиенного в 1999 г. мон. Харитона.

МОНАСТЫРЬ КУМАНИЦА (на границе с Черногорией, у железной дороги Белград – Бар). Мощи:

Монастырь Милешева (ок. 20 км. к северо-западу от Нови-Пазара, близ Приеполе). Мощи:

  • благ. кн. Владислав Сербский (XIII в.),
  • свт. Савва Сербский (рука).

АРИЛЕ (ок. 30 км. к юго-востоку от Ужице). Храм Св. Ахилы. Мощи:

  • благ. кн. Стефан Урош (XIII в.).

С. ЛЕЛИЧ (6 км. к юго-западу от Валево). Монастырь Свт. Николая. Мощи:

МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЕ (близ с. Лелич). Мощи:

  • прп. Иустин Попович (Челийский) (ХХ в.).

ЧОКЕШИНА (30 км. к северо-востоку от Лозницы). Монастырь Чокешина:

  • икона «Покров Пресвятой Богородицы – Чокешинская».

Настоящая Сербия

Живая. Вкусная. Пора!

пятница, 11 марта 2016 г.

Маршрут по монастырям Сербии – путешествие для души.

Паломничество в Сербию — это возможность увидеть страну и монастыри — объекты мирового наследия, бережно восстановленные и сохраненные народом. Каждый обладает своей особенностью: монастырь Милешева знаменит фреской Белый Ангел, а монастырь Манасия — мощными оборонительными укреплениями. Все они расскажут собственную многовековую историю, в которой были периоды расцвета и бесконечных разрушений.

Для неспешного путешествия рекомендуем монастырям Сербии выделить не менее 5 дней. В первый день, прилетев в Белград, посетите Храм Святого Саввы на холме Врачар — самый большой православный храм в мире. На второй день осмотрите Фрушскогорские монастыри — комплекс из 16 обителей, после чего оправляйтесь в Нови Сад. Вглубь страны лучше отправляться на арендованном автомобиле или с водителем — расстояние между монастырями превышают 100 км. На следующий день поезжайте в монастыри Манасия и Раваница, а после переночуйте в городе Кралево. Четвертый день начните в монастыре Жича, продолжите в монастыре Студеница, а после остановитесь в Нови Пазаре. Последний день уйдет на осмотр монастырей Сопочаны и Милешева. Прямо сейчас о святых достопримечательностях Сербии и их особенностях.

Монастырь Студеница

Особенность: храм Успения Пресвятой Богородицы

Монастырь Студеница основан в 1186 князем Стефаном Неманя. В начале 13 века игуменом обители стал Савва Сербский, который в 1219 добился независимости Сербской православной церкви. Из-за разорения Османской империей монастырь лишился своих ценностей и утратил часть древних фресок. Храм Успения Пресвятой Богородицы возведен во времена князя Стефана. Стены церкви сохранили фрески 13 века, исполненные в византийском стиле. Самая масштабная из них — Распятие, занимающая всю западную стену. Мастера для росписи храма самостоятельно подбирал Савва Сербский. В 1986 монастырь Студеница включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Жича

Особенность: церковь на монастырском кладбище

Монастырь Жича возводился с 1206 по 1221. В 1221 в обители прошла коронация первого сербского короля — Стефана Первовенчанного. Всего в стенах монастыря было короновано 19 правителей. Жича не единожды разрушался и восстанавливался, последнюю бомбардировку он пережил в 1999. Настоящий вид монашеская обитель приобрела после восстановительных работ в 1925-1935. В начале 20 века в монастыре работали русские художники Иван Мельников и Николай Майендорф. Они выполнили роспись церкви на монастырском кладбище. При реставрации храма в конце 20 века был обнаружен образ Николая II, скрытый листом бумаги от коммунистической власти.

Читать еще:  Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире. «Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол

Монастырь Милешева

Особенность: фреска Белый Ангел

Монастырь Милешева построен по приказу короля Владислава Неманича. Строительство продолжалось с 1218 по 1219. В 1237 под его защиту доставили из Болгарии останки Святого Саввы. В 1594 Османская империя выкрала мощи святого из монашеской обители и сожгла их перед народом в Белграде. За годы турецкого владычества Милешева разрушался ни один раз. В 1863 началась реставрация монастыря, благодаря которой он имеет сегодняшний облик. Жемчужиной обители, с дня основания, остается фреска Белый Ангел. Она написана на стене церкви Святого Вознесения. Первоначальный шедевр уберег от пожара реставрационный слой краски, нанесенный в 16 веке. Сцена из Евангелии от Матфея отсылает к моменту, когда ангел объявил о воскрешении Иисуса.

Монастырь Сопочаны

Особенность: фрески 13 века

Монастырь Сопочаны предположительно возведен в 1260 по инициативе короля Стефана Уроша I. Разрушен турецкой армией после поражения Сербии на Косовском поле. В 15 веке монашеская обитель восстанавливается, но в 1689 снова подвергается нападению Османской империи. Реставрация Сопочаны началась в начале 19 века. Многочисленные повреждения монастыря не коснулись уникальных фресок. В церкви Святой Троицы со стен до сих пор смотрят лики святых, написанные мастерами в 1265. Самая узнаваемая фреска Сопочаны — Успение Богородицы. Она изображена на 30 кв.м. В 1979 монашеская обитель включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Раваница

Особенность: монастырская церковь

Монастырь Раваница построен между 1375-1377. Основателем обители был князь Лазарь Хребелянович. Роспись церкви выполнена перед битвой на Косовском поле, в которой правитель Лазарь погиб. Под натиском Османской империи монастырь не раз разрушался и в 1690 монахи его покинули. Восстановление обители завершили в 1717, в дальнейшем он частично пострадал при Первом сербском восстании. Монастырская церковь выполнена в моравском стиле — новом для того времени и ставшим исконно сербским стилем архитектуры. Здание сложено из разноцветного кирпича. При виде сверху она имеет форму креста. Снаружи храм украшает резьба и керамическая плитка, а изнутри многочисленные фрески.

Монастырь Манасия

Особенность: оборонительные укрепления / фрески 15 века

Монастырь Манасия построен с 1406 по 1418, после потери Сербией своей независимости. Монашеская обитель представляет собой неприступную крепость. Вокруг нее возвышается крепостная стена с 11 башнями. На стене обустроены навесные бойницы, а под ней насыпной вал и ров. Применение вместе типичных для Сербии фортификационных решений и оборонительных идей из Византии позволили создать правителю Стефану Лазаревичу наиболее укрепленный участок во всей стране. Монастырь славился литературной школой, где монахи переводили и копировали православные книги. На стенах церкви Святой Троицы написаны лучшие фрески византийской живописи 15 века. Самые узнаваемые из них — изображения Святых воинов.

Фрушскогорские монастыри

Особенность: комплекс из 16 монастырей

В национальном парке Фрушка гора на протяжении 50 км расположено 16 монастырей. Выполнены они в моравском и рашском архитектурных стилях. Каждая обитель имеет свою уникальную историю и неповторимый образ.

«Древние монастыри Югославии»

СЕРБИя И ЧЕРНОГОРИя

«Древние монастыри Югославии»

11-22 ИЮНЯ 2010 года (12 дней / 11 ночей)

Ø десница Иоанна Предтечи в Цетинье

Ø Божественная Литургия

Ø отдых на море

Ø поездки окормляются священнослужителями

Белград – Цетинье – Будва – Подмаине – Тиват

Вылет из Москвы в 18.30. Прилет в Белград в 19.55, ужин, ночевка

Завтрак в отеле. Центр Белграда, храм св. Саввы, монастыри Фрушке Горы (Гргетег,
Крушедол, Великаремета, Ново Хопово, Старо Хопово), ужин, ночевка в мотеле

Монастыри Раваница (здесь покоились мощи кн. Лазаря до переноса в Белград), Лелич (мощи св. Николая Сербского), Челии (св. Иустин Попович), ужин, ночевка в мотеле

Любостыня (XIV в., ктитор – жена кн. Лазаря кн. Милица), Жича (XIII в. – место венчания на царство первого сербского царя Стефана, фреска царя-мученика Николая II), Студеница (XII в., мощи родителей и брата св. Саввы), обед, ужин, ночевка в конаке монастыря Студеница

Литургия, обед, поход в горы – испостница св. Саввы, спуск вниз, ужин, ночевка в конаке монастыря Студеница

Монастыри Джурджеви Ступове (XII в.), Сопочаны (XIII в.), Црна Река. Обед, ужин. Ночевка в мотеле

Переезд в Черногорию. Монастыри Дайбабе, Ждребаоник (частица мощей вмч. Феклы), Нижний и Верхний Острог, обед, ужин, ночевка в конаке монастыря

Литургия в Остроге, монастырь Морача (XIII в.), Цетинье – святыни из Гатчины (десница Иоанна Предтечи, Филермская икона Божией Матери). Монастырь Подмаине (побережье). Обед, ужин. Ночевка в конаке монастыря

Утром автобусная экскурсия. После обеда – отдых на море. Обед, ужин. Ночевка в конаке Подмаине

Литургия в монастыре. Отдых на море. Обед, ужин. Ночевка в конаке Подмаине.

Пешеходная экскурсия (Старая Будва). Отдых на море. Обед, ужин. Ночевка в конаке Подмаине

Завтрак, трансфер в аэропорт Тиват (время уточняется). Вылет в Москву

Центр оставляет за собой право менять последовательность при сохранении основной программы.

В программе (е1250): авиаперелет ИЗ МОСКВЫ, мед. страховка, размещение в мотелях и конаках монастырей, двухразовое питание, автобус по программе, экскурсии с помощью русскоговорящего гида и сербского сопровождающего молебны и Литургии по программе

Дополнительные расходы: – за одноместное размещение.

Необходимые документы: загранпаспорт (+ копия 1 страницы с личными данными), предъявление российского паспорта.

СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ

Государство Сербия и Черногория (старое название Югославия) находится на севере Балканского полуострова, в бассейне реки Дунай.
Сербия и Черногория граничит с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Румынией, Болгарией, Македонией и Албанией, а на юго-западе омывается водами Адриатического моря.
Площадь Сербии и Черногории составляет 102,2 тыс. кв. км.
Население Сербии и Черногории – 10,5 млн. человек.
Столица Сербии и Черногории – Белград.
Крупнейшие города Сербии и Черногории – Белград, Нови-Сад, Ниш, Приштина, Подгорица (столица Черногории, бывший Титоград). Сохранилось множество монастырей и православных храмов времен раннего средневековья (наиболее древние находились в Косово, где в настоящее время почти уничтожены).
Основные центры туризма сосредоточены в Черногории.
Сербы и черногорцы – близкородственные народы,
говорящие на одном сербскохорватском языке, который объявлен государственным языком. Кроме того, в стране проживает значительное количество албанцев (в автономном крае Косово на юге Сербии) и венгров (в автономном крае Воеводина к северу от Белграда).
Среди верующих сербов и черногорцев большинство исповедует православие.

Читать еще:  Церковь сонник. К чему снится церковь женщинам? Снится кладбище рядом с церковью

В Черногории находится 40 озер; 80 % всей территории страны занимают леса, естественные пастбища и луга.
Побережье Черногории – это узкая полоска земли (шириной 2-10 км) между морем и крутыми высокими горами. Побережье являет собой разительный контраст с другими тремя регионами и придаёт стране типично средиземноморский облик.
Адриатическое море между Черногорией и Италией – самое широкое и, в то же время, самое глубокое. Длина береговой линии – около 150 км. Протяжённость пляжей – 73 км, из них 56 км составляют песчаные пляжи. Температура морской воды в течение семи месяцев колеблется в диапазоне +20-26°С.

ИСТОРИЯ СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ

В течение длительного времени народы Югославии находились под властью турецкой Османской империи. После русско-турецкой войны годов Сербия и Черногория получили независимость.
По окончании Первой мировой войны было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1929 году переименованное в Югославию. В него, кроме Сербии и Черногории, вошли Воеводина, Словения, Далмация, Хорватия и Славония, Босния и Герцеговина.
После Второй мировой войны была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия (с 1963 г. – Социалистическая Федеративная Республика Югославия) в которую входили шесть республик – Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония и Босния и Герцеговина.
В 1991 году Югославия распалась, в ее составе остались лишь Сербия и Черногория, остальные республики стали независимыми государствами.
В результате Сербия и Черногория составили новое государство – Союзную Республику Югославия.
В 2003 году решено было отказаться от названия Югославия. С этого времени официальное название государства – Сербия и Черногория. Край Косово и Метохия в результате операции НАТО отторгнут от страны и является фактически протекторатом НАТО. После всех войн Сербия и Черногория находятся в тяжелом положении, поэтому туристический поток сюда – дело будущего.

КУРОРТЫ СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ

Будва, самый популярный курорт Черногории, находится в одном из красивейших мест Адриатического побережья. Между буйной растительностью и морем пролегают длинные песчаные пляжи, вдоль них – комфортабельные отели и виллы.
Старую Будву опоясывают стены эпохи Возрождения XV века – уникальный архитектурный памятник. Старый город представляет собой переплетение узких улочек и небольших площадей, которые полны памятников различных средиземноморских культур, повлиявших на развитие города. Легенда, подтверждающаяся древнегреческими мифами, гласит, что город был основан Кадмо, сыном короля Агеона, которого изгнали из Тебы. Кадмо добрался до Адриатического побережья на упряжке волов и основал город Будву. При строительстве отеля «Гранд Авала» в центре Будвы был открыт римский, а под ним и греческий некрополи. Были найдены богатые золотые и серебряные украшения, стеклянная посуда и керамические вазы. Это был одно из величайших археологических открытий в этой части света. В городских стенах и сегодня находится церковь св. Ивана VII века, церковь Бенедиктинского монастыря 840 года, церковь Святой Троицы с колокольней на три колокола, которая была построена в 1804 году. Средневековые башни и крепостные укрепления, которые окружают Старую Будву, не только исторический памятник и интересные места для туристов, но и пространство для артистического действа, во время регулярно проходивших в Будве художественных фестивалей. Сегодня Будва – город фестивалей и праздников, летняя сцена для разнообразных культурных событий.
Два небольших курортных поселка – Бечичи и Рафаиловичи – расположены в 4 километрах от центра Будвы и в полутора километрах друг от друга. Они окружены замечательной средиземноморской растительностью и известны во всем мире своим двухкилометровым золотистым мелкогалечным пляжем. В 1935 году это место получило от авторитетной международной комиссии в Париже Гран-При за самый красивый пляж Европы.
С начала 60-х годов и по сей день на острове св. Стефан отдыхают коронованные особы со всего мира, такие как английская королева Елизавета II, голландская королева Кристина и бывший король Испании Умберто II Савойский, знаменитые актеры: Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Дорис Дэй, Кирк Дуглас, Ричард Видмарк, известные писатели Андре Моруа и Альберт Морави, и одна из красивейших женщин мира Клаудия Шиффер. Всех их, как впрочем, и всех остальных, хотя бы раз побывавших на св. Стефане, привлекло очарование маленького средневекового городка, воздвигнутого на небольшом каменистом острове и соединенного с берегом песчаным перешейком. Рыбаки, исконные жители, укрепили город, чтобы обороняться от пиратов, а через пять веков, когда поселение осталось без жителей, дома переделали в гостиничные апартаменты. Но, несмотря на эти перемены, в поселении сохранена исконная атмосфера, которую в Древнем Риме называли Genius Loci – «Дух Места». И сегодня шарм узких улочек, живописные пейзажи, церквушки, элегантные домаики в классическом средиземноморском стиле никого не оставят равнодушными.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ

Разнообразная местная кухня имеет много общего с кухнями других балканских народов.
Одна из самых известных и недорогих закусок – балканский бурек (слоеный пирог с сыром и мясом); картофельный бурек называется кромпируса.
Фирменным блюдом Воеводины считается острая тушеная речная рыба – аласка чорба.
В Черногории можно попробовать пищу пастухов – каймак (соленые сливки с сыром) или вареную ягнятину.
Национальные блюда Сербии: перченое молотое мясо (чевапхихи), свинина и телятина с луком и перцем, сербский дувеч, свиная котлета с перцем, помидорами и рисом, приготовленными в духовке.
Популярными в бывшей Югославии блюдами также являются: мусака (баклажаны и помидоры с прослойками перемолотого мяса), сарма (голубцы), капама (ягнятина, тушеная с луком и салатом, залитая йогуртом), тыква, начиненная перемолотым мясом и рисом, а также фаршированный перец.
Югославские национальные напитки: пиво, виноградное бренди (виньяк); кофе (варят по-турецки).

ОТДЫХ В СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ

Отдых в Сербии и Черногории это наслаждение экологически чистой природой, девственной флорой и фауной в четырех заповедниках. Многие местные жители могут общаться на русском языке, во многих отелях присутствуют русские телевизионные каналы, что делает отдых в Черногории более удобным и увеличивает популярность туров в Черногорию из России. Стоит особенно выделить прозрачные воды Адриатического моря с многочисленными пляжами, которые поражают своей протяженностью и разнообразием.

Источники:

http://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%8F
http://www.serbja.ru/2016/03/marsrut-po-monastirjam-serbii.html
http://pandia.ru/text/77/355/6257.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: