Взгляды томаса мюнцера. Народное направление Реформации
Народное направление в Реформации. Томас Мюнцер
Настоящим же показателем раскола лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы ее народное направления. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер. Мюнцер родился, около 1489 г. в городке Штольберге в Южном Гарце. Отец его, был мастером монетного дела. Мюнцер учился в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, получил степень бакалавра богословия. Впервые годы Реформации Мюнцер выступает приверженцем и сторонником Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвикка, Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в понимание Реформации новое, революционное содержание. реформационный лютер мюцнер крестьянский
Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер, обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы – Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.). Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определённо изложены в “12-ти статьях” и в “Статейном письме”. Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нём, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание “Статейного письма”, вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было куда радикальнее. Авторы этого письма заявили, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в “христианский союз и братство”, сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В “христианском союзе и братстве”, который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение “общей пользе”.
Поскольку “Статейное письмо” задачу учреждения такого союза связывало с народными массами, постольку вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке. Мысль о том, что власть следует передать простому народу, шла, несомненно, от Т. Мюнцера, по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели, и он движим общими интересами, стремится к “общей пользе”. Т. Мюнцер прорицал лютеранское понимание существовавшего светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов “гражданское единство” между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что М. Лютер, обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради поддержания “гражданского единства”, а в целях удовлетворения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то государство, которое сообразует своё бытие с общей целью мирового развития, целью всего сущего. Для того чтобы сбросить “безбожников с трона правления” и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придётся защищать власть общественного целого над эгоистическими социальными группировками.
Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождём и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчётливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.
Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле “царства Божьего” – общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.
Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Нападая на собственность и отвергая частные интересы, Мюнцер практически имел в виду ту собственность, которая являлась исходным пунктом угнетения народа и «шкуродерства», т. е. собственность крупных землевладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности Мюнцер, наоборот, считал необходимым условием освобождения бедного человека от феодального подчинения и его возвышения к «истинной» вере. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств крупных феодалов. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско – плебейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.
Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера
Кризис феодализма и народные движения.
В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская война, но только с тем отличием, что она происходила в рамках Реформации. В последнее время оформлена иная версия: эта война – одна из ранних форм буржуазной революции.
Говоря о причинах крестьянской войны, следует выделить две главные: 1) кризис феодальной системы в XVI в.; 2) раскол в реформационном движении.
Крестьянской войне предшествовало появление различных народных еретических сект, ересиархи которых предсказывали грядущую великую войну. Среди этих сект наиболее значимой была секта анабаптистов. Своими действиями и идеологически анабаптисты в дальнейшем вольются в крестьянскую войну. В 20-х гг. XVI в. во главе анабаптистов стоял подмастерье Николай Шторх.
Анабаптисты отрицали церковную организацию и считали, что каждый верующий обладает даром Божественного откровения. На кого снизошла Божественная благодать, тот становится пророком, вещает «живое Евангелие», поэтому, проповедовали анабаптисты, не нужен институт священства. Анабаптисты возвещали скорое наступление тысячелетнего царства Христова на земле и предрекали, что будут низвергнуты все земные троны и бедные будут возвышены, а богатые унижены. Реальными действиями анабаптисты сыграли заметную роль в крестьянской войне, которая началась в германских землях в 20-х гг. XVI в.
Основоположником реформационного народного направления явился Томас Мюнцер (1490-1525). В качестве реформатора он начинал как единомышленник и соратник Лютера, но довольно скоро их пути разошлись. Мюнцер встает во главе крестьянско-плебейского крыла Реформации, с его идеями немедленных революционных действий, т.е. переходит от теории к революционной практике.
Центром соратников Мюнцера и центром будущей войны становится город Цвиккау. Здесь к ним присоединяются анабаптисты, которые под влиянием Мюнцера выходят за рамки сектантства и примыкают к революционному крестьянско-плебейскому крылу Реформации.
Анабаптисты становятся идейными единомышленниками и соратниками Мюнцера. Они начинают активно проповедовать революционные идеи, организовывать народные массы на восстание.
Крестьянская война, на которую Мюнцер поднял значительную часть населения германских земель, была им идеологически обоснована. Идеологическое обоснование крестьянской войны базировалось Мюнцером на его понимании Реформации прежде всего как социально-политического переворота. Этот переворот должны были, по Мюнцеру, произвести самые обездоленные слои населения – крестьяне и городская беднота. Поднявшись на эту войну, или революцию, крестьяне и городская беднота должны были в результате победы установить новый общественный строй без классовых различий, эксплуатации, частной собственности.
Мюнцер понимал слово Божие как откровение Бога в разуме человека. Бог для него не творец, стоящий над миром, а сам мир в его единстве, высшая идея интегрального, объединяющего отдельные части. Служение Богу по Мюнцеру это, прежде всего, активная деятельность человечества на общее благо. Народ, считал Мюнцер, является ревнителем дела Бога. «Богатые безбожники будут низвергнуты, униженные возвышены», – писал Мюнцера.
Крестьянской войне под руководством Мюнцера предшествовали многочисленные волнения в Германии, где революционная обстановка к 20-м годам чрезвычайно накалилась. Первыми выступили рыцари во главе с Францем фон Зиккенгеном. Это имя впоследствии станет достоянием немецкой культуры. Идеологом рыцарского выступления, как пролога Крестьянской войны, был знаменитый немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен.
Крестьянская война началась в 1524 г. и закончилась в 1525 г. Развернулась она в юго-западных немецких землях, где было распространено реформационное религиозное учение Цвингли. Здесь же действовало радикальное крыло народной Реформации – анабаптисты. Война под руководством Мюнцера началась на верхнем Рейне, затем охватила регионы между верхним Рейном и верхним Дунаем. Первым требованием, которое выдвинули восставшие крестьяне, была отмена феодальных поборов. Но цели и задачи войны под руководством Мюнцера не сводилась только к этому положению.
Восстание все более расширялось и приобретало организованный характер. В конце 1524 – нач. 1525 г. появляется первая общереволюционная программа «Статейное письмо», открыто провозглашающее необходимость коренного социального и политического переворота и создания общества социальной справедливости. Однако эта программа не стала общей программой войны, т.е. всех сил, в ней задействованных. Ряд руководителей восстания не были столь революционно настроены и склонялись к переговорам с властями и с феодалами, т.е. готовы были занять компромиссные позиции, далекие от революционных. Это давало властям возможность договариваться с каждым отдельным руководителем войны и тем самым раскалывать ее единый фронт. Отсутствие единства в крестьянско-плебейском лагере с самого начала обрекало восставших на поражение.
Крестьянские восстания в регионах верхнего Рейна и верхнего Дуная можно рассматривать как пролог Великой Крестьянской войны, которая охватит постепенно большинство немецких земель: Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрингию, Саксонию и др.
Та война, которая вошла в историю как Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера, началось в феврале 1525 г. в Швабии, откуда она перебросилась в другие немецкие земли. С самого начала войны среди участников и руководителей ее не было единства. Руководители отдельных военных отрядов по-разному понимали «божественное право»: одни понимали его как установление полного социального равенства, другие – как ликвидацию крепостной зависимости. Весной 1525 г. создается в Швабии крестьянская организация «Христианское объединение». В Швабии действует и другое, враждебное ему объединение – бюргерский «Швабский союз».
Поскольку «Швабский союз» был гораздо сильнее «Христианского объединения», представители последнего решили пойти на переговоры со «Швабским союзом», подготовив для этого идейную платформу – знаменитые «Двенадцать статей». Эта программа была разработана цвинглианскими реформаторами. «Двенадцать статей», обоснованные Св. Писанием, подчеркивали мирный характер намерений и требований крестьян, но некоторые из них в глазах светских и духовных феодалов носили далеко не мирный характер. В этот документ были включены реформационные статьи: необходимость Реформы Церкви, обязательная выборность и сменяемость священников.
«Двенадцать статей» еще раз продемонстрировали тесную связь Крестьянской войны и движения Реформации. Наряду с реформационными требованиями в «Двенадцать статей» были включены и экономические требования, в первую очередь необходимость отмены крепостного права. Несмотря на свою умеренность, требования «Двенадцати статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни и стали общей программой восставшего немецкого крестьянства. Однако наиболее революционно настроенная часть крестьян не была удовлетворена этой программой и отказалась от нее, начав действовать и бороться за революционные преобразования в Германии в духе «Статейного письма», более революционной по характеру программы Крестьянской войны.
«Швабский союз» не смог уничтожить «Христианское объединение» в Швабии. В германских землях все более сгущалась грозовая атмосфера, назревала необходимость вооруженной борьбы, которую и начал «Швабский союз» весной 1525 г. Основные силы восставших крестьян в Швабии были разбиты. Тогда «Швабский союз» перенес свои действия в другие немецкие земли, где бушевала Крестьянская война – во Франконию. Здесь в это время действовали несколько повстанческих соединений, в руководство которых проникло зажиточное бюргерство со своей умеренной программой, умеренной тактикой и стратегией. Был создан сводный отряд восставших под руководством получившего печальную известность рыцаря Геца фон Берлихенгена, которому спустя века посвятит свою поэму Гете. После назначения Геца фон Берлихенгена руководителем сводного отряда он предал восставших крестьян. После этого революционно настроенные руководители были оттеснены умеренными бюргерами, использовавшими крестьянскую войну для реализации своей собственной, бюргерской программы.
Вместо общепринятой программы «Двенадцати статей» бюргерским руководством была подготовлена новая программа, получившая название Гейльброннской программы. Это был, в первую очередь, проект имперской реформы, направленной против немецких князей. Гейльброннская программа предлагала лишить князей их титулов, независимости и превратить немецкого князя в обыкновенное должностное лицо государства. Не отвергая сословных привилегий, программа вводила общее для всех «естественное и Божеское право» и обеспечивала политическое влияние бюргерства. Как и в «Двенадцати статьях», в этой программе на первом месте стояли реформационные требования: выборность пастырей, их ответственность перед паствой, лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей, роспуск монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной, прежде всего земельной, собственности. Гейльброннская программа намечала ряд буржуазных преобразований: введение во всех немецких землях единой монеты, отмену внутренних таможень, ограничение торгово-ростовщического капитала и др. Эта бюргерская программа была направлена на создание единого немецкого государства.
После того, как на территорию Южной Франконии вторглись войска «Швабского союза», Франкония становится вторым, после Швабии, театром военных действий. Как и в Швабии, здесь вновь предает восставших Гец фон Берлихинген, а также некоторые другие руководители войны. Предает восставших и патрициат. Восставшие терпят поражение, за которым следует жестокая расправа. Летом 1525 г. восстание во Франконии было подавлено. После того, как очаг военных действий был погашен во Франконии, он снова разгорается в Швабии. Тем же летом 1525 г. война заканчивается.
Весной, до того, как война под руководством Томаса Мюнцера была окончательно проиграна, Мюнцер планировал сделать главным регионом Крестьянской войны Северную Франконию и Тюринго-Саксонские районы. Здесь война проходила организованно, военными действиями руководил сам Мюнцер. Но осуществить свои замыслы ему не удалось. Против него выступили средне-германские князья, и основным театром военных действий снова стала Швабия. Во время нового периода войны Мюнцер был тяжело ранен, захвачен в плен и после жестоких пыток казнен.
После гибели Мюнцера военные действия еще продолжались в глухих местах Священной Римской империи – в альпийских владениях Габсбургов крестьянские выступления были довольно значительными. В Тироле вспыхнуло крестьянское восстание, которое возглавил сподвижник Мюнцера, один из выдающихся руководителей Крестьянской войны Михаил Гайсмайер, вместе со своими соратниками мечтавший создать в Тироле народную республику. Первое время Михаил Гайсмайер вел удачные войны с постоянно действующим «Швабским союзом». Но «Швабский союз» был сильнее, и несмотря на свои удачи Гайсмайер был вынужден отступить в Венецианскую область, где начал готовиться к новому наступлению, которое, однако, не удалось осуществить – в 1530-х гг. Гайсмайер погибает от руки убийцы, подосланного Габсбургами.
Летом 1525 г. Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера заканчивается поражением. Причины ее поражения типичны для любой крестьянской войны: отсутствие союзников, разобщенность в действиях, локальность, отсутствие единого центра и т.п. Потеря выдающихся руководителей Томаса Мюнцера и Михаила Гайсмайера сыграла существенную роль в общем поражении этой изначально обреченной войны.
Вопрос 17.Радикальное направление Реформации. Томас Мюнцер и его учение. Анабаптизм.
Начало раскола Реформации. Популярность Лютера достигла апогея. Вокруг его требований (по-разному понимаемых отдельными слоями общества) объединились разнообразные силы, от крестьянско-плебейских масс до дворян и части светских князей. Немногочисленными противниками Реформации оставались высшая церковная иерархия, часть светских князей и императорская власть. Избранный в 1519 г. на императорский престол Карл V Габсбург занял откровенно враждебную позицию в отношении Реформации и ее главы Лютера. Всемирная монархия Габсбургов зиждилась на католическом единстве. Если папа и мешал стремлению императора к мировому господству, то Карл V надеялся подчинить его своему верховенству.
Уступая воле немецких князей, и в частности требованию саксонского курфюрста. Карл V согласился выслушать Лютера на рейхстаге, раньше чем подвергнуть его опале. Лютер получил охранную грамоту и направился на Вормский рейхстаг (1521 г.). Чувствуя поддержку князей, он твердо стоял на своем и на вопрос отказывается ли он от своих заблуждений, ответил: «Я не желаю от чего-либо отказаться, если только меня не убедят в заблуждении на основании писания. Да поможет мне бог. Аминь». В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Варт-бург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.
В отсутствие Лютера в Саксонии развернулось радикальное реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Из церквей выбрасывали алтари, иконы и священный елей. Месса -была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достигнуть спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук». Карлштадт и его сторонники, выражая интересы радикальных элементов бюргерства, понимали Реформацию как широкое социальное преобразование, не ограниченное рамками церковной реформы.
Народное направление в Реформации. Томас Мюнцер. Раскол реформационного движения все более углублялся. Из него выделился крестьянско-плебейский лагерь. Появились народные еретические секты. Но вместо проповеди ожидания «тысячелетнего царства божия на земле» они требовали немедленного социального переворота. В городе Цвиккау развернулось движение анабаптистов (перекрещенцы, не признававшие крещения младенцев), во главе которого стоял подмастерье Николай Шторх. Он учил, что каждый истинно верующий обладает даром божественного откровения. Тот, на кого нисходит божественная истина, становится пророком и вещает «живое Евангелие», которое анабаптисты ставили намного выше омертвевшего писания. Новоявленные пророки возвещали близкое наступление «тысячелетнего царства — правления Христа», когда будут низвергнуты земные троны, бедные возвышены, а богатые унижены.
Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (около 1490—1525). Его ранняя биография малоизвестна. До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к беднейшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер — бюргерско-княжеский. Под влиянием Мюнцера, поселившегося в Цвиккау, руководители анабаптистов вышли из рамок сектантства и стали проповедовать революционные идеи, организуя массы на восстание. Мюнцер понимал Реформацию как социально-политический переворот, который должны произвести самые обездоленные слои общества — крестьяне и городская беднота. Именно они способны установить новый общественный строй без гнета и эксплуатации, «. в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти»’.В отличие от Лютера, Мюнцер понимал «слово божье» не как букву Евангелия, а как откровение бога в разуме человека. Под богом же он представлял не творца, стоящего над миром, а сам мир в его единстве, высшую идею целого, подчиняющую себе отдельные его части. По словам Ф. Энгельса, «. религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму»2. Служением богу Мюнцер считал самоотверженную деятельность человека на общее благо, а безбожием — эгоистические антиобщественные действия, наносящие вред другим. Ревнителями дела бога он считал весь трудящийся народ, а его врагами — всех эксплуататоров и угнетателей, против которых народ должен направить свой меч. «Великое потрясение, — писал Мюнцер, — предстоит выдержать миру, разыграется такое представление, что безбожники будут низвергнуты, а униженные возвышены». В условиях того времени эти идеи являлись утопией. Требования установления равенства и республиканского управления могли вылиться на деле в установление буржуазного порядка.
Крестьянская война в Германии.«Предвосхищение коммунизма в фантазии становилось в действительности предвосхищением современных буржуазных отношений»’. Революционное преобразование общества в интересах народных масс, к которому призывал Мюнцер, являлось на самом деле только плебейской расправой с феодализмом.
Анабаптизм. Христианская ересь позднего средневековья. К анабаптистам относились представители радикальных протестантских сект эпохи Реформации, критически относившихся ко многим церковным обычаям и ритуалам. В основе вероучения анабаптистов – идея о том, что в каждом верующем живет Дух Божий, освящающий верующего и руководящий всей его жизнью. Все церковные законы анабаптистами воспринимались как ограничение свободы Духа, действовавшего в верующих.
Название течения (греч. anabaptizo – вновь погружаю) происходит от практики повторного крещения взрослых человек.
Анабаптисты расходились с традиционным христианством в трактовке воплощения Христа, не рассматривали Священное писание как абсолютный авторитет, считая основой религии личную веру. Анабаптисты выступали за упразднение феодальных и церковных привилегий и зачастую за коллективное землевладение. Осуществление этих действий анабаптисты считали началом практической реализации царства божьего на земле.
Впервые анабаптизм появился в Германии, в г.Цвиккау, в 1520 г. Руководили сектой Томас Мюнцер, Николай Шторх и Марк Штюбнер. За анархические выступления Мюнцер вскоре был изгнан из Цвиккау и начал проповедовать по всей Германии. Оставшиеся в Цвиккау анабаптисты подняли восстание против городских властей. Часть восставших было арестовано, часть во главе с Шторхом и Штюбнером переселилась в Виттенберг. В 1522 г. анабаптисты были изгнаны и оттуда.
Мюнцер, возглавивший отряд восставших в Крестьянской войне в Германии (1524 – 1525), в 1525 г. был схвачен и казнен. После этого в Германии начались преследования анабаптистов. Анабаптизм продолжал развиваться в Швейцарии и Нидерландах. Только в 1529 г. в Германии возникла новая группировка анабаптистов, основанная выходцами из Нидерландов Иоанном Матисеном и Иоанном Боккольдом. Выдавая себя за пророков, они основали в 1534г. в г.Мюнстере так называемую Мюнстерскую коммуну. Все не принявшие новое крещение были изгнаны, а город осажден мюнстерским епископом.
Матисен вскоре был убит в бою, а Боккольд объявил себя мессией, короновался и создал двор по аналогии с королевским. Он назначил по аналогии с апостолами 12 помощников. Анабаптисты в осажденном городе проводили время в кутежах, завели многоженство и практически прекратили оборону. В 1535 г. Мюнстер был взят епископскими войсками. Боккольд и все его приближенные были казнены.
После поражения анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию, позже многие переселились в Северную Америку.
После переселения в учениях анабаптистов возобладали эскапистские и пацифистские настроения, а общие идеи переустройства сменились эсхатологическими ожиданиями и надеждой на второе пришествие Христа. Анабаптисты и их преемники (меннониты, гуттерское братство) отвергают насилие, ношение и применение оружия, осуждают присягу как идолопоклонство, отрицают военную и государственную службу.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 257 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Источники:
http://studwood.ru/758574/kulturologiya/narodnoe_napravlenie_reformatsii_tomas_myuntser
http://studopedia.ru/1_36991_krestyanskaya-voyna-v-germanii-pod-rukovodstvom-tomasa-myuntsera.html
http://studopedia.net/7_7201_vopros-radikalnoe-napravlenie-reformatsii-tomas-myuntser-i-ego-uchenie-anabaptizm.html