Возлюби Бога «всем разумением твоим. Любить Бога всем сердцем: что это значит

Возлюбить Бога разумом, душою, или сердцем?

Так говорит Святой Дух!

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф.22:36-40)

Итак, с чего начинается любовь человека к Богу? С разума, конечно! Потому, что познание Бога начинается с познания Его разумом. Человек читает Писание и начинает верить Богу и Его Писанию через разум, ибо он вначале может понимать только букву Писание, и только разумом. Таким образом, соглашаясь с Писанием о необходимости любить ближнего, человек начинает стараться любить своих ближних по разуму. Но это не является Божьей настоящей любовью, ибо она человеческая!

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. 6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. (Рим.8:5-8)

Но, по мере приближения человека к Богу и к Его Заповедям, и начиная исполнять их, человек смиряет под Божье Слово и свою душу. И тогда он становится уже не плотским, но душевным человеком. А посему, он пытается любить своих ближних своею душою и изливает на них свою душевную любовь. Но душевная любовь тоже не является настоящая Божьей любовью. Поскольку она, в большинстве случаев, корыстна и любит за что — то.

Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. (Иуд.1:19)

Любовь по разуму, это любовь разума. Душевная любовь, это только любовь души. А сердце человека имеет возможность быть проточным каналом для любви Божьей!

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Рим.8:9)

И наконец, приходит такое время, когда человек полностью доверяется Богу и полностью распахивает своё сердце перед Ним. И тогда он принимает мощный поток Его любви в своё сердце, чтобы любить своих ближних, не по разуму и не душою, но всем сердцем, которое отныне переполнено Божьей любовью!

И когда любовь Божия вливается и заполняет само сердце человека, тогда она заменяет собою любовь души, и любовь разума — на настоящую Божью любовь! Ибо она изливается уже из самого сердца Бога! Потому, что настоящая Божья любовь, исходит из сердца Бога через сердце человека!
Однако и у этой любви есть своя мера: Ибо по мере того, как сердце человека очищается и из него выгребается все то, что от плоти, по той мере оно и заполняется Божьей любовью.

А посему, не обманывайтесь и не обольщайтесь о том, что вы уже обрели любовь к Богу и к ближнему своему! Чтобы вам, прежде времени, не успокоиться и не остановиться на вашей любви по разуму, или на душевной любви. Но чтобы вы продолжали очищаться, искать и достигать любви совершенной — Божьей! Ибо только тогда вы сможете познать Господа, поскольку Он и есть та самая высшая любовь!

3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 4 Кто говорит: `я познал Его’, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. 6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. (1Иоан.2:3-6)

Именно поэтому, о любви к Богу всем сердцем, сказано первым, чтобы вы возлюбили Господа всем сердцем своим, и только потом душою и разумом! Потому, что направление этого истинного Божьего источника является только таковым, а не наоборот!

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 20 Кто говорит: `я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Иоан.4:17-21)

Читать еще:  Любовь и семья. Здоровье и отдых

Ибо эта любовь уже не похожа на ту, что была у вас по разуму, или душевно: Эта любовь уже не сюсюкает в глаза, а за глаза судит, ибо любовь эта нелицемерна и нелицеприятна, поскольку она Божья!

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Иоан.4:7,8)

Ибо эта любовь имеет в своём основании Божью жертвенность и желание возвещать о спасении всем народам, дабы никто не погиб, но чтобы все имели жизнь вечную! Эта любовь вместе с Господом, сострадает всем, не познавшим Христа и Его спасения, и старается всеми силами возвещать не спасённым народам Божью истину о спасении! Ибо строительство Нового Иерусалима происходит от совместных и согласованных действий, как Самого Господа, так и всего Его народа!

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. 11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. (1Иоан.4:10,11)

Таким образом, любить Бога и своего ближнего можно по разному; разумением, душою и сердцем. И согласно тому, из какой своей сущности человек изливает эту любовь, той сущностью он и любит своего ближнего!

Ибо таковы этапы освещения человека пред Богом! Чем ближе человек приближается к Его свету, тем больше он наполняется этим светом и тем более от него и самого исходит этого света! И согласитесь, может ли такой свет исходить от того человека, который является только плотью?

Так Адам, сотворенный из земного праха, до поры, имел только образ Божий, но не имея в себе ещё Его Духа — был мёртв! Ибо Дух животворит, а плоть не пользует нимало!

2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. 4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (1Иоан.4:2-4)

Итак, позвольте Богу любить через вас этот мир полной Его любовью! А для этого вам самим необходимо приблизиться к Нему, чтобы Он заполнил ваши сердца Своим светом и Своей любовью до избытка! Чтобы вы так возлюбили своих ближних, как Он возлюбил этот мир!

12 Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. 13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. 14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. 15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1Иоан.4:12-16)

Ибо, если хоть один камень, заложенный в стену Нового Иерусалима, не будет иметь в себе свойства Божьей любви, то он может развалить весь этот город Любви!

Возлюби Бога «всем разумением твоим»

Нельзя любить только сердцем, без согласия разума.

«Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марк. 12:30)

Всецельная любовь к Богу – первая заповедь Торы, подтвержденная Христом и для эпохи Нового завета. О любви всем «сердцем» и «крепостью» («силами») учат много, хотя мне до сих пор мало понятно, что значит «любить» «сердцем» и «силами». За этими словами всегда остается очень много эмоций и совсем мало ясности.

Но о любви всем «разумением» («всеми помыслами») слышал крайне редко, хотя здесь, на мой скромный взгляд, можно легче разобраться, а потому лучше с этого пункта и начинать, то есть начинать с разумения, чтобы потом подключить и другие «органы».

Почему-то христиане пренебрегают «разумением», «помыслами», предпочитая любить «сердцем». Мне же кажется, что заповеданная любовь к Богу только и возможна, что вместе, цельно, едино – сердцем, разумом и силами. И когда мы говорим только о сердце, мы создаем завесу таинственности, романтичности, эмоциональности, успокаивая себя неведением и непониманием.

Нельзя любить только сердцем, без согласия разума. Неразумная, безрассудная любовь не только опасна, но и противоестественна, абсурдна, ибо разрывает личность, а не соединяет; живет приятным самообманом, а не «сорадуется истине» (1 Кор. 13:6); делает рабом, а не освобождает.

Вопреки распространенным «духовным» рассуждениям, оказывается, что нельзя любить и говорить о любви без участия разума. Но часто ли мы слышим о любви Бога разумением? Насколько наш разум посвящен и служит Ему? Не лишаем ли мы себя больших благословений, пренебрегая разумом как даром Божьим? Как проявлять любовь Богу через заботу о разуме и «разумное служение»? Эти вопросы встречаются так редко, что должны вызывать тревогу – здесь мы упустили из виду действительно важное, здесь мы замалчивали не дополнительное, но необходимое условие наших отношений с Богом.

Читать еще:  Храм христа спасителя история создания. Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва

Разум – часть нашего подобия Богу. Мы так мало знаем о «сердце» и «душе», что вполне серьезно говорим о сердечной любви или душевной привязанности к домашним собакам и кошкам. Но если говорить о любви серьезно, то только с участием разума как познающего, разбирающегося, принимающего решения, отдающего отчет. Если говорить о любви к Богу, то только о любви разумной.

Апостол Павел умоляет – т.е. нижайше просит, упрашивает относиться к Богу и служению Ему разумно, сознательно, не формально, не слепо, не безрассудно. «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2).

«Век этот» производит людей неразумных, форматирует умы людей под себя, под свою превратную логику, свои мнимые ценности. Легче всего плыть по течению, «сообразоваться», приспособляться, становиться таким же как все люди «мира этого». Но апостол призывает «преобразоваться», измениться, жить и мыслить вопреки «миру», идти против течения.

Преобразование возможно через «покаяние» как «перемену ума», а затем в процессе «обновления ума» и познания обновленным умом «воли Божьей». Если Бог хочет «разумного служения», то Его не удовлетворят наши ссылки на омертвевшую традицию («так всегда было», «так нас научили») или на дух времени («сейчас иначе нельзя», «так все делают»). Бог ожидает осознанного, осмысленного, разумного отношения.

Разумное служение Богу и познание Его воли связываются не с эмоциями, душевными порывами, страстной увлеченностью, но с эффективной работой ума как органа мысли и инструмента познания. Мы ответственны не только за здравие тела и духа, но и за здоровье ума, его гигиену, профилактику, лечение, укрепление, развитие.

«Возлюбить Бога всем разумением» означает видеть в разуме Бога и видеть Бога разумом, благодарно принимать разум как дар и откровение, ответственно использовать всю полноту его возможностей.

Богу нравятся умные, но еще больше — любящие. Если мы хотим любить Бога, мы должны сделать свой разум любящим, а любовь разумной.

Вся полнота нашей личности должна устремиться к Богу, чтобы преобразиться в Его присутствии, в Его любви. Устремляясь к Богу, ум обновляется. Вблизи Бога исцеляется конфликт, противоречия сердца и ума. Любовь к Богу и любовь Божья соединяют все стороны личности воедино так, что Бог будет все во всем. «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15).

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 22:37

Свт. Иоанн Златоуст

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

См. Толкование на Мф. 22:34

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Итак, первая заповедь (Мф. 22:38) учит всякому виду благочестия. Ибо любить Бога всем сердцем есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое [отношение] к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Петр Дамаскин

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Слово Божие, говорит святой Максим, не есть многословие; но все мы, люди, говорим много, и одного слова Божия не исполнили, то есть Бог сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего, от всея души твоея и прочее. И сколько уже говорили отцы, сколько написали, и еще говорят и пишут, (а мы) и одного этого слова не исполнили. Ибо от всей души, говорит Великий Василий, значит отнюдь не любить чего-либо, вместе с Богом; если же кто свою душу любит, то Бога уже не любит всею душою, но половиною ее. А когда мы и себя самих, и другое бесчисленно (многое) любим, то как можем любить Бога или сказать это?

Творения. Книга первая.

Желающий сказать что-либо о любви дерзает говорить о Боге, по слову Иоанна Богослова, который говорит: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4:8, 16). О чудо! Эта главнейшая из всех добродетелей естественна. Почему и закон, во-первых, сказал о ней: возлюбиши Господа Бога твоего… от всея души твоея и прочее (См.: Втор. 6:5). Услышав: от всея души, я пришел в изумление, и не нужны были мне остальные слова. Ибо (изречение): от всея души, обнимает и разумную, и раздражительную, и вожделевательную (части), ибо душа состоит из этих трех (сил). И ум (разумная часть) ее всегда размышляет о Божественном; вожделевательная сила одного только Божественного желает непрестанно и отнюдь ничего иного, ибо закон сказал: от всея души, и раздражительность естественно действует против препятствующих такому желанию, и не иначе. И так хорошо сказано, что Бог любы есть (1 Ин. 4:8); и если Он увидит, что эти три силы души к Нему единому стремятся, как Он заповедал, всячески и Он Сам как благий не только возлюбит, но и вселится и походит в таковой душе, как сказал Он (Ср.: 2 Кор. 6:16), наитием Духа. А тело поневоле и нехотя, как бессловесное, покорится разуму; и плоть не будет более похотствовать на дух, как говорит апостол (Ср.: Гал. 5:17).

Читать еще:  Индийский гороскоп - ведическая астрология, джйотиш онлайн.

Творения. Книга вторая.

Прп. Иустин (Попович)

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Почему Господь поставил эту любовь как первую и наибольшую заповедь, охватывающую все заповеди и все законы неба и земли? Потому что Он ответил на вопрос: что есть Бог? Никто людям не мог ответить на вопрос, что есть Бог. А Спаситель Христос через всю Свою жизнь, через каждое Свое деяние, через каждое Свое слово отвечал на этот вопрос: Бог есть любовь. В этом все благовестие. — А что такое человек? На этот вопрос Спаситель ответил: и человек есть любовь. — Неужели? — скажет кто-нибудь, — что ты говоришь? — Да, и человек есть любовь, ибо он создан по образу Божию. Человек — это отблеск, отражение любви Божией. Бог есть любовь. И человек есть любовь. Значит, в этом мире существуют только двое: Бог и человек — и для меня, и для тебя. Нет ничего более важного в этом мире, кроме Бога и меня, кроме Бога и тебя.

Из проповедей.

См. также Толкование на Мф. 22:34

Блж. Иероним Стридонский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

См. Толкование на Мф. 22:34

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

См. толкование на Мф. 22:34

Ориген

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

А теперь, когда Господь, отвечая, говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь, мы научаемся необходимому представлению о заповедях, что есть большая заповедь и что есть меньшие до малейших.

Божией, душой, целиком просвещенной светом ведения и разумом, [целиком просвещенным] словом Божиим. И сподобившийся таких даров от Бога, конечно, разумеет, что весь закон и пророки (Мф. 22:40) суть некоторая часть всей премудрости и знания Божиего, и разумеет, что весь закон и пророки изначально зависят от любви к Господу Богу и ближнему и связаны с нею и что совершенство благочестия заключается в любви.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 37-39 Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе

Зная лукавство их, ответил без всякого упрека на то, о чем спрошен; но присоединил и другую заповедь, порицая ею их за то, что они не только не любят Его, но завидуют и злоумышляют против Него и потому только теперь спрашивают. Если бы они любили, то не искушали бы Его. Вторую назвал подобной первой по величине, так как и она – велика; обе они находятся во взаимной связи и зависимости: кто любит ближнего, тот любит и Бога, соблюдая заповедь Его, а кто не любит ближнего, тот и Бога не любит, не соблюдая заповеди Его. (Вторая не по порядку законодательства, но по значению. Эта заповедь находится в другой части.)

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 37-38 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь

(Мк. 12:29-30; Лк. 10:26-27). Слова Марка, пропущенные Матфеем и у Луки 10: 27: “слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый,” могут указывать, что Спаситель разъяснил здесь только то, что спрашивавшему Его законнику было хорошо известно из так называемой еврейский “шемы” (см. Переф. т. 1, с. 40-44), состоявшей из трех отделов Втор. 6:4-9; 11:13-21 и Чис. 15:37-41, с различными славословиями, сопровождающими “шема.” В трактате Берахот (Переф. т. 1, ст. 1-39) содержатся различные постановления относительно чтения шема утром и вечером и вообще при различных обстоятельствах.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Источники:

http://www.stihi.ru/2019/12/11/9869
http://www.mirvboge.ru/2013/03/vozlyubi-boga-vsem-razumeniem-tvoim/
http://bible.optina.ru/new:mf:22:37

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector