Вот мои мать и братья. «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский)

Читать онлайн “Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка” автора Феофилакт Блаженный – RuLit – Страница 45

5-7. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.

Сихкого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса как оружие, говоря им:

8. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте.

Ничто так не приличествует учителю, как смирение и нестяжательность. Поэтому эти две добродетели показывает здесь, когда говорит даром получили, даром давайте. Не превозноситесь, имея такие блага и раздавая их, потому что вы получили их даром и по благодати. Но при смиренномудрии будьте и нестяжательны: даром, – говорит, – давайте. Исторгая же совершенно корень всех зол, говорит:

9-10. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания.

Приучает их ко всякой строгости. Поэтому, отвлекая их от всякого излишества и делая их совершенно беспечальными, не позволяет носить и посохов. Ибо это подлинно нестяжательность, побуждающая верить Тому, Кто учит о нестяжательности. Затем, чтобы не сказали: «откуда же будем добывать пропитание»? – говорит: трудящийся достоин пропитания, то есть будете питаться от своих учеников, ибо они должны доставлять вам это, как делателям. Пропитания, сказал, а не роскоши, ибо учителям не должно жить в роскоши.

11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете.

Не ко всем велит входить, чтобы, сообщаясь с недостойными, не сделались предметом клеветы, и если будут ходить к одним только достойным, то, конечно, найдут пропитание. Повелевает оставаться, а не переходить из дома в дом, чтобы не порицали их, как чревоугодников, и чтобы те, которые примут их в первый раз, не сочли себя оскорбленными.

12-13. А входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему». И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

Под целованием и миром разумей благословение, которое пребывает только с достойными. Узнай же отсюда, что преимущественно наши дела благословляют нас.

14-15. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Господь желает, чтобы они отрясли прах, показывая этим, что они ничего не взяли там по причине неверия их, или же свидетельствуя, что тот путь, который они прошли, был очень длинен и они совершили его без пользы. Итак, содомлянам отраднее будет, чем этим неверующим, ибо содомляне, будучи наказаны здесь, гораздо легче будут наказаны там.

16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков…

Господь дал им как оружие чудеса и обеспечил их относительно пищи, открыв для них двери достойных; теперь же, показывая Свое предвидение, говорит и об опасностях, которые имеют случиться с ними, и бодрит их словом. «Я, – говорит, – силен, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. – Но приготовляет их и к страданиям. – Как невозможно овце не страдать среди волков, так и вам среди иудеев; но если и пострадаете, не гневайтесь. Хочу, чтобы вы были кротки, как овцы, и этим, главным образом, побеждали».

Читать еще:  Какая ты нечисть. Гороскоп на хэллоуин: какая ты нечисть по знаку зодиака

Итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Хочет, чтобы ученики Его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть незлобив, прост.

Вот мои мать и братья. «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский)

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 587 619
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 544 946

001. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно.

Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит:

не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить

(Матф. 10, 28); мудрости, когда говорит:

будьте мудры, как змеи

(Матф. 10, 16); правде, когда учит:

как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

(Лук. 6, 31); целомудрию, когда сказывает:

кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем

(Матф. 5, 28). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.

Евангелистов четыре: из них двое, Матфей и Иоанн, были из числа двенадцати, а другие двое, Марк и Лука, из числа семидесяти. Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его, как носится слух, Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие спустя десять лет по вознесении; Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Говорят, что ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию, Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно ли они написаны, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, дополнил, что в них было опущено, и о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии пространнее. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он бого-духновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, то есть, не Бог. Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти: ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверят, что Христос от Давида.

Читать еще:  Какие достопримечательности есть в афинах. Города древней греции

Ты говоришь: «Ужели не довольно было и одного Евангелиста?» Конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами, то как не подивишься истине Евангелия, и не скажешь, что Евангелисты говорили по внушению Святого Духа!

Не говори мне, что они не во всем согласны. Ибо посмотри, в чем они несогласны. Сказал ли кто-нибудь из них, что Христос родился, а другой: «не родился»? Или сказал ли кто из них, что Христос воскрес, а другой: «не воскрес»? Нет, нет! В необходимом и важнейшем они согласны. А ежели они в главном не разногласят, то чему дивиться, что они по-видимому разногласят в неважном; ибо из того, что они не во всем согласны, наиболее видна их истинность. Иначе о них подумали бы, что они писали, сошедшись вместе, или сговорившись друг с другом. Теперь же кажется, что они несогласны, потому, что то, что один из них опустил, написал другой. И это в самом деле так. Приступим к самому Евангелию.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице

Когда же Иисус еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами.

Мы переживаем за наших родных. И это естественно. Кто о домашних своих не печется, тот хуже неверующего. Но вполне может быть, что в будущей жизни мы окажемся ближе к людям, с которыми мы не связаны родством. Самые глубокие отношения в жизни – совсем не кровное родство, а родство ума с умом и сердца с сердцем. Когда у людей одни принципы, одни интересы, одна цель, они становятся по-настоящему близки. Что такое присутствие Царства Божия на земле? Это когда воля Божия исполняется на земле как на небе. Только Христос в полноте явил это чудо. И Божия Матерь всей Своей жизнью была устремлена к этой тайне и приобщалась ей как никто из людей. Ее единство с Христом Богом – не только по плоти и крови, но по вере, по смирению, по чистоте, по любви.

Читать еще:  Кто оставляет на могилах иконы. Что делать с иконой из гроба после похорон

Даром Христа все люди – дети Божии. Каждому дается равная возможность вступить в родство через Него с Богом. Бог любит святого и грешника. Но когда человек направляет свою волю в согласии с волей Божией, – благодатной помощью Духа Святого, предстательством Пречистой – начинается подлинное его сыновство. Жизнь полна испытаний. Есть верность, которая превосходит всякую земную верность. Есть то, что идет впереди самых дорогих отношений на земле. В этом смысле Христос многого требует. Он хочет всего человека. Он говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце». Он хочет, чтобы человек не разделял свое сердце ни с кем и ни с чем. Первая и наибольшая заповедь призывает нас Его Единого любить и Ему Единому служить. Самое великое родство – здесь, и самое страшное разделение – когда воля человека направлена против воли Божией и воли тех, кто с Богом. Как говорит апостол Павел: «Вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию».

Это трудно. Но в этом великое чудо. Когда человек отдает себя безраздельно Христу Богу, он начинает принадлежать семье, границами которой является вся земля. Он обретает родство, которое включает в себя всех святых на небе и на земле. Потому Божия Матерь – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, и духовная Матерь всех нас. И Господь говорит о достоинстве всех Своих учеников. Каждый из них – Его брат и сестра и мать. Его ученики, все оставившие, чтобы следовать за Ним, бесконечно дороги Ему. Все святые имеют эту честь. Все исполняющие заповеди Божии – в близком родстве со Христом. Он любит их, Он вступает в общение с ними как с родными. Он зовет их на трапезу с Собой, приобщая их Своей Пречистой Плоти и Крови, чтобы они были единокровными с Ним. Он заботится о них, чтобы у них не было недостатка ни в чем. Он не стыдится называть их братиями, но исповедует их перед людьми, перед ангелами и Отцом Небесным.

Зачало сегодняшнего Евангелия завершается стихами следующей главы: «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами». Иногда благодать Божия открывается нам с особой силой, необязательно во время торжественного богослужения. Когда Христос отправился к морю, множество народа собралось к Нему. Где Царь – там и слуги Его. Где Христос – там и Его Церковь. Господь проповедовал среди просторов природы, потому что никакой храм не мог бы вместить столько людей. Как не имел Он, где главу приклонить, так не было у Него собственного храма для проповеди. Это не значит, что Господь пренебрегал малейшей возможностью проповеди в доме Божием. Но Он учит пользоваться всем, что Промысел Божий предлагает нам для служения Богу и людям. Когда Христос родился в Вифлееме, вокруг Его яслей собралось великое множество ангелов, а сюда, к морю, где Он проповедует, должны придти все люди. Его проповедническая кафедра – лодка, корабль. И Христова Церковь – корабль, из которого через уста всех служителей и проповедников Христовых до скончания века звучит Его голос.

Источники:

http://www.rulit.me/books/tolkovaniya-na-evangeliya-ot-matfeya-i-ot-marka-read-433020-45.html
http://www.litmir.me/br/?b=91821&p=32
http://pravoslavie.ru/3409.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: