Внебрачный ребенок в иудаизме. Отношение к женщине в иудаизме

Слышала, что незаконнорожденный ребенок (мамзер) не может жениться.

Уважаемые раввины, слышала, что незаконнорожденный ребенок (мамзер) не может жениться, т.е. у него не будет продолжения рода. Так зачем Бог посылает в этот мир таких людей? Наталья

Отвечает рав Мендель Агранович

Ваше утверждение верно только частично. Во-первых, все, кто не имеет возможности вступать в брак с обычными членами общины, имеет право вступать в брак с себе подобными. Это конечно, очень сильно сужает выбор, но все же. А для мужчин-мамзеров есть еще одно решение, описанное в трактате Кидушин 69а и принятое как галаха (закон) в Шулхан Арухе, 4:20, Эвен а-Эзер: можно жениться на «кнаанейской рабыне», то есть женщине, принявшей на себя соблюдение заповедей на уровне рабыни, и изменить статус ребенка, рожденного от нее, освободить из рабства — и он будет кошерным евреем. Для женщин-мамзерот такое решение не работает. Ведь ребенок от раба останется сыном женщины-еврейки, и, соответственно его статус будет таким же, как у его матери, статус сохраняется. В случае же с матерью — «кнаанейской рабыней» статус «прерывается», а затем потомки этого ребенка могут вернуться в народ Израиля.

Рамбам пишет, что такое послабление специально оставили, чтобы дать возможность потомкам мамзера вернуться, изменить свой статус.

Теперь о том, зачем Бог приводит их в мир.

Всякий человек приходит в этот мир, чтобы исправить что-то своей жизнью. Часто это — результат ошибок прошлых воплощений, поэтому иногда рождаются дети-инвалиды, сироты и т.д.

Яркий пример, приводится в одной из хасидских историй. Царица Эстер увидела в будущем мире сказочный дворец (понимать это совсем буквально не стоит) и захотела в него войти, но ей сказали, что несмотря на все ее заслуги перед народом Израиля ей туда нельзя. Эти дворцы — только для тех, кто жил всю жизнь в крайней бедности, но остался верным Торе и Всевышнему. Она решила спуститься в этот мир еще раз, чтобы достичь такого уровня.

История продолжилась в Кракове, где у праведной еврейской женщины не было даже гроша, чтобы купить свечу на субботу. Не будем продолжать историю, но идея понятна. Наша жизнь — наша задача, а обстоятельства — условия этой задачи.

Тот, у кого есть такая задача, сможет иметь детей, а если человек не смог их иметь, значит воля Всевышнего была такова… Здесь, в Израиле, есть несколько организаций помощи семьям, у которых пока нет детей. Несколько руководителей этих организаций сами бездетны, но они помогли сотням или тысячам людей стать родителями…

В общем, вывод: задача у человека может быть нетривиальной, а обстоятельства — это именно те условия, в которых Всевышний хочет, чтобы она была выполнена.

родители и дети

РОДИ́ТЕЛИ И ДЕ́ТИ . Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение — основная цель брака.

Библия видит в детях благословение Божье (Быт. 22:17; 32:13). Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт. 30:1; I Сам. 1:10). Дети хранят семейное имя (Чис. 27:4, 8), поэтому цель левиратного брака — сохранить имя человека, умершего бездетным. Если жена была бесплодна, муж брал себе другую; иногда жена отдавала мужу в наложницы свою рабыню, дети которой считались в этом случае детьми госпожи (Быт. 16:2, 3).

Любовь к детям как характерная черта древней израильской цивилизации очень рано столкнулась с распространенным среди народов Ханаана обычаем принесения детей в жертву (см. Жертвоприношение), следы которого сохранились в Библии, где во многих местах сурово осуждаются пережитки этого варварского культа (Быт. 22; II Цар. 21:6; Иер. 7:31; Иех. 23:39; Миха 6:7, см. также Акеда; Ифтах).

Чадолюбие стало одной из наиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорожденного купали, обмывали соляным раствором и пеленали (Иех. 16:4). Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью (Быт. 21:7, I Сам. 1:23). Позднее состоятельные и знатные израильтяне стали прибегать к услугам кормилиц (II Сам. 4:4; II Цар. 11:2; ср. Иех. 2:9). Отлучение от груди происходило сравнительно поздно (II Макк. 7:28) и сопровождалось особыми празднествами (Быт. 21:8; II Сам. 1:24). Имя давалось ребенку тотчас после рождения, в отличие от современного обычая называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания (См. также Имена).

Мальчикам как потенциальным продолжателям рода в семейном праве древних израильтян (как и у многих других народов) оказывалось предпочтение, в частности, в порядке наследования имущества (Чис. 27:8). Особым преимуществом пользовался первенец, который, согласно библейским представлениям, предназначался Богу (Иех. 13:12–15; 22:29); его доля в наследстве вдвое превышала долю остальных сыновей (Втор. 21:17). После смерти отца первенец становился главой семьи, на него возлагалась забота о незамужних сестрах. Особенностью семейного права древних израильтян было предоставление известных прав наследования и женщинам (см. Право наследования).

Первые годы жизни ребенка воспитывала в основном мать (ср. Пр. 1:8). Когда дети становились старше, ответственность за воспитание сына принимал на себя отец (Быт. 18:19; Иех. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7); о воспитании дочери до ее замужества продолжала заботиться мать (Миха 7:6). Дети обязаны были почитать обоих родителей (Иех. 20:12; Втор. 5:16; см. Десять заповедей). Недостаточное уважение к родителям пророки (см. Пророки и пророчество) считали признаком разложения общества (Иех. 22:7; Миха 7:6; Пр. 20:20). Почитание родителей проявлялось главным образом в повиновении их воле (Быт. 28:7; Лев. 19:3; Втор. 21:18–21; Пр. 1:8; 30:17). Отец обладал почти неограниченной властью в семье: он мог выдать дочь замуж по своему усмотрению и даже в определенных случаях продать ее в рабство (Иех. 21:7–11, ср. 22:15–16 [в русском переводе 16–17]; Нех. 5:5), имел право отменить обет, данный его незамужней дочерью (Чис. 30:4–6); ему причиталась плата за нанесенный ей ущерб (Иех. 22:15–16 [в русском переводе 16–17]; Втор. 22:28–29). Овдовевшая или разведенная женщина имела право вернуться в дом своего отца (Быт. 38:11, Лев. 22:13; Руфь 1:15). Отец обязан был не допускать блуда дочери (Лев. 19:29).

Положение Десяти заповедей, что дети несут наказание за грехи родителей «до третьего и четвертого рода» (Иех. 20:5; Втор. 5:9), уже в других разделах Библии трактуется как относящееся лишь к тем, которые упорствуют в дурных делах своих родителей, в то время как живущие по законам Торы не отвечают за грехи отцов (ср. Втор. 24:16; Иер. 31:29–30; Иех. 18). За добрые деяния родителей детям воздается «до тысячи поколений» (Иех. 20:6; Втор. 5:10).

Читать еще:  Дух благородства и верности. О схиигумении Фамари (Марджановой)

В талмудическую эпоху древнее семейное право, основанное на библейских предписаниях, подвергается подробной кодификации и приводится в соответствие с изменившимися нравственными представлениями. Деторождение по-прежнему трактуется как религиозный долг всякого еврея. Человека, отказывающегося вступить в брак и растить детей, рабби Эли‘эзер уподобляет убийце (Тосеф., Иев. 8:4). Согласно Мишне (Иев. 6:6, 61а–64а), заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) считается выполненной, по школе Хиллела, после рождения хотя бы по одному ребенку каждого пола, а по школе Шаммая (см. Бет-Хиллел и Бет-Шаммай) — после рождения двух мальчиков. Бездетность в течение десяти лет была достаточным основанием для мужа дать жене развод.

Мидрашистская легенда гласит, что в момент рождения ребенка ангел касается его лица, чтобы он забыл небесные видения и мудрость, которой обладал до рождения. Бог поручает детей заботам родителей: на отце лежит обязанность сделать сыну обрезание (в особых случаях обрезание может делать мать, ср. Иех. 4:24–26), совершить выкуп первенца у кохена; он должен дать сыну религиозное образование, научить плавать (Кид. 40а), обучить ремеслу и найти ему невесту. Родителям строго запрещалось оказывать особое предпочтение одному из своих детей (Шаб. 10б).

Библейское законодательство предписывает предавать смерти того, кто проклянет или ударит родителя (Иех. 21:15,17; Лев. 20:9; Втор. 27:16); сын, восставший на родителей, должен быть побит камнями (Втор. 21:18–21). Однако уже в Пятикнижии право наказания преступного сына предоставляется не родителям, а суду (Втор. 21:19). Талмуд, не отменяя прямо права родителей наказывать смертью строптивого сына, обставляет библейский закон такими ограничениями и оговорками, которые делают невозможным его применение (Санх. 71а). Законоучители Талмуда видели в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей, предшествующего приходу Мессии (Сота 49б; Санх. 97а).

Поскольку в библейском законодательстве не содержится прямых предписаний родителям о содержании детей, законоучители Талмуда считают, что эти обязанности относятся не к сфере права, а к сфере этики. Попытки придать обязанностям родителей силу принудительного закона предпринимались неоднократно, однако, как правило, не получали признания. Синедрион в г. Уша принял постановление о том, что отец обязан содержать сыновей до 13, дочерей — до 12 лет. Поскольку авторитет этого синедриона оспаривался многими раввинами, всеобщее признание получила халаха (см. Галаха), согласно которой закон обязывает отца содержать своих детей до достижения ими шестилетнего возраста; необходимость дальнейшего содержания определяется лишь законом морали, однако отцу настоятельно рекомендуется делать все возможное для удовлетворения нужд своих детей (Кт. 49б, 65б; Ш. Ар., ЭхЭ. 71:1). (В новое время раввинистические авторитеты признали необходимость правовых гарантий, защищающих интересы детей старше шести лет. Это выразилось в постановлении Верховного раввинатского совета Палестины /1944/, которое обязало отца содержать детей обоего пола до достижения ими пятнадцатилетнего возраста при условии, что у них нет иных источников существования.) Согласно талмудическому праву, все приобретения и находки ребенка принадлежат отцу, однако отец не имеет права пользоваться собственным имуществом ребенка. За ущерб, который его дети причиняют другим лицам, отец несет лишь моральную ответственность; она снимается с него, когда девочке исполняется 12 лет и один день, а мальчику — 13 лет и один день (см. Бар-мицва, Бат-мицва). В вопросах владения недвижимостью совершеннолетними признаются люди с 20 лет.

Заповедь «почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12) рассматривается в раввинистической литературе как высший долг человека. Соблюдающий эту заповедь получит вознаграждение как в этой жизни, так и в будущей (Пеа 1:1). Законоучители Талмуда приравнивали почитание родителей ( киббуд ав ва-эм ) к почитанию самого Бога (Кид. 30б). Комментируя библейский текст, они говорили, что, поскольку ребенок бессознательно склонен любить свою мать больше, чем отца, Пятикнижие предписывает почитать сначала отца, а затем — мать (Исх. 20:12); в то же время он больше боится отца, чем матери, поэтому Пятикнижие упоминает в этой связи сначала мать, а затем — отца (Лев. 19:3; Кид. 30б–31а).

Законоучители расходились во мнениях по вопросу о том, должен ли сын нести расходы, связанные с соблюдением заповеди почитания родителей. Галаха предлагает компромиссное решение, согласно которому бремя расходов возлагается на сына только в том случае, если отец впал в нужду (Кид. 32а). Особое внимание Талмуд уделяет и форме исполнения заповеди. Сын может не получить свою долю в будущей жизни (см. Олам ха-ба), если самую изысканную пищу предложит отцу нехотя, но может заслужить ее, если почтительно попросит отца выполнить самую тяжелую работу (Кид. 32а; ТИ., Кид. 1:7, 61б). Сын не должен сидеть или стоять на месте, обычно занимаемом родителями, не должен возражать им или поддерживать их оппонентов в ученом споре (Кид. 31б). Отец может освободить сына от обязанностей, возлагаемых на него заповедью (Кид. 32а).

В соблюдении этой заповеди законоучители Талмуда видели главное средство сохранения в чистоте наследия отцов — вечных ценностей еврейской религии, однако Талмуд приводит множество примеров заслуживающего похвалы соблюдения заповеди почитания родителей не только евреями, но и язычниками (Кид. 31а–б). Так, язычник Дама, сын Нетины из Ашкелона, признается примерным сыном, потому что он не пожелал разбудить своего отца и достать лежавший у него под подушкой ключ, хотя это было необходимо для заключения весьма выгодной сделки (Кид. 31а). По преданию, рабби Тарфон склонялся, чтобы дать своей матери возможность, наступив на него, подняться на ложе; рабби Иосеф вставал, заслышав шаги приближавшейся матери, которую он почтительно называл Шхиной (Кид. 31а–б).

Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе (см. также Образование еврейское). Здорового сына следует начинать учить Библии с пяти лет, Мишне — с десяти, соблюдению закона — с 13, Гемаре — с 15 лет. Бытовало и другое мнение, что образование ребенка следует начинать с того момента, когда он начинает членораздельно говорить. В средние века первый день посещения ребенком школы отмечался как праздник. Еврейская традиция придавала образованию особое значение, что отразилось в многочисленных произведениях еврейской литературы всех времен о необычайно одаренных детях. В новое время эта традиция выразилась в стремлении евреев дать своим детям образование, обеспечить приобретение ими профессии, гарантирующей достаточно высокий общественный статус; в США и Советском Союзе выросло поколение евреев, подавляющее большинство представителей которого получило высшее или среднее образование.

Хотя несовершеннолетние дети формально освобождены от соблюдения религиозных обязанностей, их приучают к этому с самого раннего возраста. В библейские времена дети принимали участие в религиозных церемониях, в субботний год их приводили в Храм во время чтения царем Второзакония (ср. Втор. 31:10–12). Мишна предлагает постепенно приучать детей к посту в Иом-Киппур (Иома 8:4), а Гемара предписывает отцу приобретать для сына таллит, тфиллин и лулав, как только ребенок становится способен понять их значение (Сук. 42а). Родителям также рекомендуется брать с собой детей в синагогу, где они допускаются к совершению некоторых действий (например, к свертыванию свитка Торы); они участвуют в праздновании Симхат-Тора и пасхального седера (см. также Хаггада пасхальная).

Читать еще:  Что значит год белого дракона. Отрицательные стороны личности Дракона

Еврейское право не предусматривает дискриминации в отношении внебрачных детей, в отличие от детей, рожденных от запретных связей (см. Половая жизнь; Мамзер). В Государстве Израиль юридические аспекты отношений между родителями и детьми определяются нормами еврейского права. По израильскому закону отец обязан содержать своих детей до достижения ими 15-летнего (а в особых случаях — 18-летнего) возраста. Родители обязаны обеспечивать детей всем необходимым, заботиться об их воспитании, образовании и приобретении ими профессии. При решении вопроса, с кем из родителей, в случае их развода, останется ребенок, израильское семейное право руководствуется в первую очередь соображениями блага ребенка. Дети обоего пола, не достигшие шестилетнего возраста, обычно остаются с матерью, так же как и девочки старше шести лет, а мальчики старше шести лет — с отцом (это может быть изменено ради блага ребенка). Собственность несовершеннолетнего используется на его нужды только в том случае, если суд признает родителей неспособными обеспечивать ребенка. Приемные дети пользуются теми же правами, что и родные дети. Израильский закон обеспечивает также право престарелых или нетрудоспособных родителей на материальную помощь совершеннолетних детей.

В Государстве Израиль уделяется большое внимание охране здоровья и воспитанию детей. В стране существует широкая сеть разнообразных детских учреждений (см. Государство Израиль. Образование). Имеются сотни дневных дошкольных заведений, обслуживающих десятки тысяч детей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. Районные общественные центры, помимо разнообразной по форме работы с детьми и молодежью, помогают семьям новых репатриантов, детям и молодежи из малообеспеченных семей. Об охране интересов детей, живущих в условиях, которые могут оказать неблагоприятное влияние на их развитие, заботятся специальные учреждения.

Роль женщины в иудаизме

Неужели женщина выше и одухотвореннее мужчины?!

Согласно традиционному иудаизму , женщины наделены в большей степени чувствительностьюбина »: интуиция, понимание, разум), чем мужчины. Раввины сделали этот вывод из того факта, что женщина была «сконструирована» или «построена» ( Берешит 2:22), а не «сформирована» или «образована», а еврейский корень слова «строить» имеет те же согласные, что и слово « бина ». Было сказано, что праматери (матриархи) (Сарра, Ривка, Рахель и Лея) превосходили патриархов (Авраама, Ицхака и Яакова) в пророчестве . Женщины не участвовали в идолопоклонстве и грехе Золотого Тельца. Некоторые традиционные источники высказывают предположение, что женщины находятся ближе к идеалу Б-га, чем мужчины.

Женщинам принадлежит уважительная роль в иудаизме со времён Торы . Мириам наряду с Моисеем и Аароном, также была призвана быть посланником Божиим для руководства евреями во время их странствий по пустыне ( Мих. 4:6) Двора была одним из судей Израиля: «Она судила Израиль в то время, – сообщает Танах. – Она обычно сидела под пальмою… и поднимались к ней на суд сыны Израиля» ( Шофтим, 4:4). Семь из 55 пророков Танаха были женщинами (они включены в список пророков Израиля).

Десять Речений ( Асерет диброт ) требуют уважения и к матери, и к отцу. Обратите внимание, в Шмот 20:12 в повелении на первом месте стоит отец: «Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои…», а в Ваикра 19:3 — наоборот: « Бойтесь каждый матери своей и отца своего », и многие традиционные источники отмечают, что и отец, и мать имеют в равной степени право и честь на уважение и почитание.

В еврейской традиции можно встретить немало достойных женщин. Талмуд и поздние раввинистические источники повествуют о мудрости Брурии , жены рабби Меира. В нескольких случаях её суждения о Ѓалахе (еврейском законе) принимались и ценились выше, чем мнения её современников-мужчин.

А в ктубе (брачном контракте) сына рабби Акивы жене предписывалось учить мужа Торе!

Раввины разных поколений на протяжении веков, как известно, консультировались со своими жёнами, обсуждали с ними вопросы еврейского закона и в связи с ролью женщины в соблюдении кашрута , и в других вопросах. Жена раввина не случайно называется на иврите « рабанит » (на идиш « ребецин »), иными словами, это некий титул, который даёт представление о её значении в еврейской жизни.

Права женщин в традиционном иудаизме.

Права женщин в традиционном иудаизме были намного более расширены, нежели в странах западной цивилизации, вплоть до ХХ века. Женщины имели законное право заниматься торговлей – покупать, продавать, обладать собственностью, совершать частные сделки и претендовать на долевое право, в отличие от западных женщин (включая Америку), которые не имели никаких подобных прав ещё лет сто назад. Отрывок из Мишлей 31:10-31, традиционно читаемый на еврейских свадьбах, не раз сообщает о деловых свойствах женщины, которая всегда и во всем высоко ценится (особенно стихи 11, 13, 16 и 18).

Женщины имеют право на брачные консультации . Супружеские обязанности рассматриваются исключительно как права женщин, а не мужчин. Мужчины не имеют права бить или жестоко обращаться со своими жёнами; такая защищенность женщины в Западных странах была декларирована лишь несколько сотен лет назад. Во всех случаях изнасилования женщина рассматривается как пострадавший индивид, который не соглашался на половую близость, даже если есть предположение о том, что она получала удовольствие и уклонялась от того, чтобы быть спасённой. Более того, не исключено, что она согласилась на близость до начала полового акта.

Это положение резко контрастирует с правами женщины в американском обществе , где и сегодня жертвам насилия приходится преодолевать общественное недоверие и подозрение в том, что «они сами виноваты и просили об этом» или «хотели этого».

Традиционный иудаизм признаёт, что половой акт по принуждению в условиях брака является изнасилованием и строго запрещён; во многих штатах Америки изнасилование в браке по-прежнему не является преступлением.

В чем главная и основная роль еврейской женщины?

Нет никаких сомнений в том, что в традиционном иудаизме основная роль женщины — это роль жены и матери, хранительницы семейного очага. Иудаизм ценит важность этой роли и духовного влияния, которое женщина оказывает на свою семью. Талмуд говорит, что когда благочестивый мужчина женится на нечестивой женщине, он становится таким же, но когда безнравственный мужчина женится на благочестивой женщине, такой мужчина способен измениться под влиянием женщины и стать праведным и благочестивым .

Читать еще:  Чем отличается католичество. Католичество и православие: различия, самое главное

Ребёнок еврейской женщины и мужчины-нееврея является евреем благодаря духовному влиянию матери ; ребёнок мужчины-еврея и женщины-нееврейки таковым не является. См. на сайте статью «Кто такой еврей?».

Женщины освобождаются от всех повелевающих мицвот («повелевающие» мицвот [Делай] в противовес «запрещающим» [Не делай]), связанных со временем (то есть, таких мицвот , которые требуют исполнения строго в определённое время дня или года), ибо женские обязанности, как жены и матери, приоритетны и безусловно важны : их нельзя откладывать, даже выполняя мицву . В конце концов, несправедливо ожидать, что женщина бросит своего плачущего младенца, в то время когда подойдёт время совершения мицвы . Она не может оставить без присмотра обед на плите, пока читает маарив (вечернюю молитву).

Подобное освобождение женщины от некоторых мицвот привело к наибольшему непониманию ее роли в иудаизме. Во-первых, многие люди ошибаются, полагая, что данное освобождение является для женщин запретом . Напротив, хотя от женщин не требуется выполнять временные повелевающие мицвот , им, как правило, не возбраняется соблюдать эти мицвот по своему желанию (правда, случается и такое, что некоторые женщины настаивают на соблюдении явно престижных мицвот , игнорируя простые, обязательные).

Еще об этом читайте тут.

Разоблачение мифа о том, что женщины не играют никакой особенной роли в еврейской религиозной жизни

Во-вторых, поскольку освобождение от повелевающих мицвот умаляет роль женщины в синагоге, многие полагают, что женщины не могут играть никакой особенной роли в еврейской религиозной жизни. Это заблуждение вытекает из ошибочного предположения, что еврейская религиозная жизнь вращается только вокруг синагоги. Это не так. Еврейская духовная жизнь начинается с дома, где роль женщины в семье важна не менее роли мужчины.

Женские мицвот: нерот, хала и нида

По еврейской традиции, есть три заповеди, которые предназначены исключительно для женщин: нерот (зажигание свечей), хала (отделение части от теста) и нида (воздержание от половой близости с мужем во время менструального цикла и ритуальное омовение после его завершения). Исполнение этих мицвот – главная и исключительная привилегия женщины. Если женщина отсутствует, две из этих мицвот может исполнить мужчина, Третья же из мицвотнида — предписана для женщин по физиологическим причинам. Указанные мицвот связаны с домом и семейным очагом, в котором женщина – главная хозяйка.

Первая из этих женских заповедей — нерот (дословно «огни»), то есть, женская привилегия зажигать свечи, дабы благословить светом шабатних свечей приход Царицы-субботы или начало другого праздника. Зажигание свечей официально знаменует начало священного времени в доме: когда зажжены свечи, действуют особые ограничения или наступает время соблюдения праздника. Зажигание свечей — это мицва, установленная раввинами, а не мицва Торы.

Вторая мицва для женщины — хала (привилегия отделить кусочек теста от хлеба перед тем, как начать его выпекать). Эта мицва записана в Пятикнижии, в книге Бемидбар 15:20, где есть повеление отложить кусочек теста для коѓэна .

Мицва действует только в Израиле; однако раввины постановили, что евреям всего мира следует напоминать об этой мицве , отделив часть теста перед выпечкой, а затем отделённый кусок необходимо сжечь.

Вы, наверное, заметили, что на коробочке с мацой в Песах написано «взято от халы », и сие означает, что это мицва исполняется на мацу . Обратите внимание: названная мицва имеет мало общего с традиционным хлебом на шабат, который также называется халой .

Третья заповедь для женщины — обязанность отдалиться от мужа на время менструации и погрузиться в микву (водоем или резервуар с проточной водой для ритуального омовения) в конце менструального цикла. Тора запрещает мужчинам и женщинам половую связь во время менструации. Ритуальное погружение в воду свидетельствует об окончании этого периода, после чего супруги могут возобновить интимные отношения.

Некоторые источники отмечают, что имя חנה (Ханна) является аббревиатурой трёх мицвот: Хала, Нида и ѓа-Нер . В Танахе Ханна была матерью пророка Шмуэля (Самуила) и пророчицей. В еврейской традиции, Ханна – несомненный идеал для женского подражания.

Роль женщины в синагоге действительно не столь значительна

Чтобы понять ограниченную роль женщины в жизни синагоги, важно знать природу мицвот (заповедей) в иудаизме и разделение в связи с этим мужчин и женщин.

Иудаизм признаёт, что человеческая природа не терпит диктата власти; таким образом, тот, кто делает что-то по повелению , считается более ценным, чем тот, кто делает всё по своему желанию . Человек, который воздерживается от свинины во имя мицвы , имеет больше достоинств, чем тот, кому не нравится вкус этого мяса. Кроме того, мицвот , которые были переданы еврейскому народу, являются наиболее привилегированными , и, чем больше мицвот соблюдается, тем больше в этом преимуществ.

Коль скоро женщины не обязаны выполнять некоторые мицвот , соблюдение которых не «предназначено» для групповых целей исполнения, добровольное участие женщины в ежедневных богослужениях не обязательно совершать в миньяне (10 человек, которые читают определённые молитвы). Добровольное произнесение молитв устами женщины не может рассматриваться как молитва в общине (таким образом, женщины не могут руководить молитвенным служением); женщина, добровольно читающая Тору , не должна восприниматься как обязательная участница чтения Торы в общине. То же самое относится и к мальчику, не достигшему 13 лет, который не обязан соблюдать мицвот, хотя ему разрешено их выполнять.

Почему мужчина благодарит Творца за то, «что Всевышний не сотворил его женщиной»?

Кроме того, женщины не обязаны выполнять столько заповедей, сколько выполняют мужчины; соблюдение ими (женщинами) мицвот считается привилегией. Именно в таком ключе следует понимать признание, когда мужчина благодарит Б-га за то, «что Всевышний не сотворил его женщиной ». Эта благодарность Создателю вовсе не показывает , что быть женщиной — плохо, но только то, что мужчинам повезло иметь больше обязательств, и за это они благодарят Творца. Соответствующая женская благодарственная молитва за то, что Он сотворил меня «по воле Твоей», не является заявлением о низшем статусе (вряд ли данная мысль может заключаться в этом утверждении!) С другой стороны, эту молитву следует рассматривать как благодарность Б-гу за всю радость женского бытия, за то, что он одарил женщину в большей степени таким качеством, как бина, ибо она приближает ее к духовному совершенству , к Б-жьему образу.

Иудаизм — живительный источник, проникающий во все глубины нашей жизни: это всё, что вы делаете с того момента, когда проснётесь, и до того мгновения, когда отправитесь ко сну; всё, что вы едите и как одеваетесь, как ведёте бизнес и общаетесь с окружающими. Молитвенные службы — это всего лишь небольшая, хотя и важная часть еврейской религии.

Источники:

http://toldot.ru/urava/ask/urava_8669.html
http://eleven.co.il/judaism/family-life-cycle/13548/
http://imrey.org/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: