Вий кто он. Смотреть что такое “ВИЙ” в других словарях

Вий кто он. Смотреть что такое “ВИЙ” в других словарях

Вий — персонаж украинской демонологии в виде грозного старика с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни [1] .

В этнографии высказывается [кем?] допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, что Кощею Бессмертному поднимают веки железными вилами.

Содержание

Этимология

Существует два предположения о происхождении имени Вия:

  1. укр. вії (/вийи/) — ресницы (с современного украинского языка);
  2. происхождение семантически связано с глаголом рус.виться : ноги Вия овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли [источник не указан 465 дней] .

Вий Гоголя

Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у украинцев начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал. (Примеч. Н. В. Гоголя.)

Известна обработка предания о Вие Николаем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко [источник не указан 465 дней] .

В произведении Гоголя Вий не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей.

Примечания

  1. Вий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • Левкиевская Е. Е.К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mythologica Slavica. Ljubljana; Piza, 1998. Т. 1. S. 307—315.
  • Дмитриева Е.Вий — кто он? // «Наука и жизнь»

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Вий” в других словарях:

ВИЙ — в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус. вейка «ресница». По русским и… … Энциклопедия мифологии

ВИЙ — я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. ● По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Энциклопедический словарь

ВИЙ — в восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом … Большой Энциклопедический словарь

ВИЙ — лицо из малороссийской демонологии; старик с бровями и веками до самой земли; но если поднять его веки и брови, то взор его убивает и разрушает все, что он видит. Предание это обработано Гоголем в «Вие». Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

вий — сущ., кол во синонимов: 4 • вымышленное существо (334) • герой (80) • ний (2) • … Словарь синонимов

Вий — Вий, В ия, предл. п. о В ие (мифол.) … Русский орфографический словарь

вий — я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Словарь многих выражений

ВИЙ — (персонаж одноим. повести Н. В. Гоголя; см. тж ВИЕВ) Ревность, / жены, / слезы. / ну их! – / вспухнут веки / впору Вию. / Я не сам, / а я / ревную / за Советскую Россию. М928 (355); Наследье страшное мещан, Их посещает по ночам Несуществующий,… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

-ВИЙ — см. КИЕВ ВИЙ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Вий — в малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читать еще:  14 февраля по церковному календарю какой праздник. Русские покровители влюбленных - Петр и Феврония

Вий кто он. Смотреть что такое “ВИЙ” в других словарях

Кто такой Вий?

Один из самых странных и загадочно-противоречивых персонажей славянского эпоса мог бы остаться на задворках русской фольклористики, если бы не внимание к нему великого писателя Н.В. Гоголя и его повесть «Вий», впервые опубликованная в сборнике «Миргород» в 1835 г.

В своих комментариях к повести В.А. Воропаев и И.А. Виноградов отмечают: «Согласно исследованию Д. Молдавского, имя подземного духа Вия возникло у Гоголя в результате контаминации имени мифологического властителя преисподней “железного” Ния и украинских слов: “Вирлоокий, пучеглазый” (гоголевский «Лексикон малороссийский»), “вiя” — ресница и “повiко” — веко (см.: Молдавский Д. “Вий” и мифология XVIII в.//Альманах библиофила. Вып. 27. М., 1990. С. 152—154).

Кадр из фильма “Вий”

С именем Вия связано, очевидно, и еще одно слово гоголевского “Лексикона малороссийского”: “Вiко, крышка на диже или на скрыне”. Вспомним “дижу” в “Вечере накануне Ивана Купала” — гуляющую “вприсядку” по хате огромную кадку с тестом — и “скрыню” в “Ночи перед Рождеством” — окованный железом и расписанный яркими цветами сундук, изготавливаемый Вакулой на заказ красавице Оксане.

И в выписке Гоголя из письма матери от 4 июня 1829 г. “О свадьбах малороссиян”, где речь идет о приготовлении свадебного каравая, сказано: “Коровай делают надиже, а по-ихнему на вики (. ) содят его без крышки в печь, а вико надевают на дижу”».

Существенное значение для понимания повести имеет также архитектура изображаемого здесь храма — деревянного, «с тремя конусообразными куполами» — «банями». Это традиционный южнорусский тип трехчастной старинной церкви, широко распространенный на Украине и в свое время являвшийся для нее господствующим. В литературе, однако, встречаются упоминания, что трехчастные деревянные храмы на Украине были по преимуществу церквями униатскими.

С этим прямо перекликается одно, давно уже сделанное исследователями наблюдение — что завязнувшие в окнах и дверях церкви гномы «Вия» определенно соотносятся с химерами (см. далее) готических храмов, в частности, горгулий собора Парижской Богоматери. Кстати, носящий «римское» имя главный герой повести — Хома Брут — воспитанник Братского монастыря, бывшего одно время униатским.

Еще одна «католическая» примета в «Вие» проступает в противопоставлении здесь ветхого иконостаса (с потемневшими, «мрачно» глядящими ликами святых) «страшной, сверкающей красоте» ведьмы, гроб которой был поставлен «против самого алтаря».

Можно предположить, что и сам образ мертвой красавицы был навеян Гоголю «католическим» источником — а именно картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» с прекрасной мертвой женщиной на переднем плане, к образу которой Гоголь, обожающий Италию, неоднократно возвращается в своей посвященной картине Брюллова статье с одноименным названием.

Для понимания гоголевского замысла нужно заметить, что слово «гном» Гоголь употребляет в «Книге всякой всячины» в значении «знак»: «Следующими гномами изображают вес аптекарский. »

Помните, как у Гоголя? «Вдруг. среди тишины. он слышит опять отвратительное царапанье, свист, шум и звон в окнах. С робостию зажмурил он глаза и прекратил на время чтение. Не отворяя глаз, он слышал, как вдруг грянуло об пол целое множество, сопровождаемое разными стуками глухими, звонкими, мягкими, визгливыми. Немного приподнял он глаз свой и с поспешностию закрыл опять:ужас. это были все вчерашние гномы;разница в том, что он увидел между ими множество новых.

Почти насупротив его стояло высокое, которого черный скелет выдвинулся на поверхность и сквозь темные ребра его мелькало желтое тело. В стороне стояло тонкое и длинное, как палка, состоявшее из одних только глаз с ресницами. Далее занимало почти всю стену огромное чудовище и стояло в перепутанных волосах, как будто в лесу. Сквозь сеть волос этих глядели два ужасные глаза.

Со страхом глянул он вверх: над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал. Черная земля висела на них клоками. С ужасом потупил он глаза свои в книгу. Гномы подняли шум чешуями отвратительных хвостов своих, когтистыми ногами и визжавшими крыльями, и он слышал только, как они искали его во всех углах. Это выгнало последний остаток хмеля, еще чродивший в голове философа. Он ревностно начал читать свои молитвы.

Он слышал их бешенство при виде невозможности найти его. “Что, если, — подумал он вздрогнув, — вся эта ватага обрушится на меня . ”

Читать еще:  Найти святую икону матроны. Икона матроны московской значение в чем помогает

“За Вием! пойдем за Вием!”— закричало множество странных голосов, и ему казалось, как будто часть гномов удалилась. Однако же он стоял с зажмуренными глазами и не решался взглянуть ни на что. “Вий! Вий!” — зашумели все; волчий вой послышался вдали и едва, едва отделял лаянье собак. Двери с визгом растворились, и Хома слышал только, как всыпались целые толпы. И вдруг настала тишина, как в могиле. Он хотел открыть глаза; но какой-то угрожающий тайный голос говорил ему: “Эй, не гляди!” Он показал усилие. По непостижимому, может быть происшедшему из самого страха, любопытству глаз его нечаянно отворился.

Перед ним стоял какой-то образ человеческий исполинского роста. Веки его были опущены до самой земли. Философ с ужасом заметил, что лицо его было железное, и устремил загоревшиеся глаза свои снова в книгу.

“Подымите мне веки!”— сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки. “Не гляди!”— шепнуло какое-то внутреннее чувство философу. Он не утерпел и глянул: две черные пули глядели прямо на него. Железная рука поднялась и уставила на него свой палец: “Вот он!” — произнес Вий — и всё что ни было, все отвратительные чудища разом бросились на него. бездыханный, он грянулся на землю. Петух пропел уже во второй раз. Первую песню его прослышали гномы. Все скопище поднялось улететь, но не тут-то было: они все остановились и завязнули в окнах, в дверях, в куполе, в углах и остались неподвижно. »

Так кто же такой Вий? Это бог поземного царства. В русской, белоруской и украинской мифологии он считался существом, чей один взгляд мог принести смерть. Его глаза всегда были скрыты под веками, бровями или ресницами. Он был сыном Чернобога и Марены, богини смерти. Служил воеводой в войске Чернобога, а в мирное время был тюремщиком в подземном царстве. У него в руках всегда был огненный бич, которым он наказывал грешников.

В украинских легендах упоминается, что Вий жил в пещере, где не было света, его часто изображали покрытым шерстью (явный намек на снежного человека?). Он выглядел как украинский Касьян, византийский Василиск, волынский чародей «шелудивый Буняка», осетинский великан-воюга и другие.

Известность этому в обшем-то малоизвестному существу, как мы уже сказали, принесла повесть Н.В. Гоголя. Дело в том, что в былинах белорусского Полесья смерть представлялась в образе женщины с большими веками. В летописной легенде XVI в., где описывались последние дни Иуды, уточнялось, что разросшиеся веки совершенно лишили его зрения.

Мацей Стрыйковский в «Хронике польской, литовской и всей Руси» в 1582 г. пишет: «Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды».

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови».

«Длинные брови до носа» в Сербии, Хорватии и Чехии и Польше были признаком Моры или Зморы, существа, считавшегося воплощением ночного кошмара.

Приехавший к слепому (темному) отцу Святогору погостить Илья Муромец на предложение пожать руку подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу: «Крепка твоя рука, хороший ты богатырек».

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы Яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды в одних случаях — горшок (печь-горшок), в других — череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.

Вот далеко не все упоминания о древнейшем божестве под названием «Вий».

6 мифов о «Вие» Гоголя, в которые все почему-то верят. Не делайте этих ошибок!

Кадр из фильма «Гоголь. Вий» (2018)

Враньё про Вия в фольклоре, загадка происхождения имени, злодейская сущность убийцы и другие заблуждения – развеем вместе с вами!

О «Вие» мы с детства знаем, что это отличный ужастик, замешанный на славянском фольклоре. Будущий монашек, а ныне студент по имени Хома Брут должен три ночи читать молитвы над трупом дочери сотника. Дева, между тем, оказывается ведьмой, и смерть ей не помеха. Она бродит по церкви, летает с хохотом в гробу и вообще всячески пытается достать Хому, но тот проявляет догадливость, чертит вокруг себя круг и таким образом спасается. На третью ночь в церковь сползается вся окрестная нечисть и приводит с собой Вия – страшного карлика с веками до земли. Вий ревёт: «Подымите мне веки!», и вот тогда уже дело для героя заканчивается плохо.

Читать еще:  Толкование сна каннибал в сонниках. Как истолковать сновидение « Африка »

Всё это нам известно (хотя пока и не понятно, что нам покажут в фильме с участием Александра Петрова). Но есть несколько распространённых мифов о «Вие», в которые мы вам верить не советуем.

Иллюстрация Эдуарда Новикова к подарочному изданию «Вия»

1. Вий – это персонаж славянской мифологии

Эту распространенную ошибку породил сам Гоголь, который в примечании к тексту назвал Вия «колоссальным созданием простонародного воображения». На самом деле, автор создал грандиозную мистификацию. Хотя он написал, что именем Вий у малороссиян назывался «начальник гномов» с веками до земли, такого персонажа в славянской мифологии не существовало. Это подтверждает большинство современных филологов, которые занимались исследованием вопроса, а не ограничились чтением «Википедии».

Из народных преданий Гоголь взял совсем другие элементы своей истории – дежурство у гроба в течение трёх ночей, брожения якобы умершей ведьмы, обращение нечистой силы за помощью к «главному злодею», от которого героя спасало пение петухов. В старых сказках роль злодея обычно исполняла «старшая ведьма». Вия русский классик придумал сам. Тем более что в славянском фольклоре никаких гномов просто не существовало, и начальствовать над ними было не за чем.

2. Такого страхолюдины, как Вий, больше не существует

Точно такого, как мы уже сказали, в сказках нет. Зато есть кое-какие похожие – например, в «Иване Быковиче», истории из сборника народных сказок А.Н. Афанасьева. В ней трое добрых молодцев разного социального происхождения, сыновья царицы, кухарки и коровы, отправились на поиски приключений. Одолели Бабу-Ягу и Чудо-юдо, а потом самого вёрткого из них, Ивана Быковича, похитила ведьма и притащила в подземелье к своему мужу, старому колдуну. Тот лежал на кровати, и ресницы с бровями у него были такие длинные и густые, что совсем глаза закрывали. Пришлось звать на подмогу 12 могучих богатырей, и те железными вилами подняли это безобразие, чтобы старик смог взглянуть на пленника.

В Интернете эту историю часто называют сказкой о Кощее Бессмертном, хотя имени старого колдуна в оригинале не упоминается.

Кадр из фильма «Гоголь. Вий» (2018)

3. Его имя украинский народ придумал из-за схожести со словом «вія» (ресницы)

Повторим ещё раз – украинский народ вообще Вия не придумывал. Это авторское творение Гоголя. Филологи гарантируют, что само слово «вий» в значении волшебного существа отсутствовало в украинских словарях до появления одноимённой повести. И если у Николая Васильевича Вию поднимали не ресницы, а веки, можно ли быть уверенными, что он использовал для его имени украинские «ресницы»? Скорее, тогда украинский «вий» – вой.

4. Вий – главный злодей всей истории, и именно он убил бедного Хому Брута

У Гоголя Хома Брут фактически умер от страха. Интересно, что современные исследователи нередко трактуют эту историю как пропаганду против пьянства – Брут, вроде бы, слишком много употреблял, словил белую горячку, а дальше помер то ли от привидевшегося в алкогольном угаре, то ли от того, что печень отказала.

Кадр из фильма «Гоголь. Вий» (2018)

5. Это отдельная книга

«Вий» – всего лишь повесть в одном из двух томов сборника «Миргород» (1835). В отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки», где почти все истории имели сказочные мотивы или мистический элемент, «Миргород» гораздо более серьёзен. К этому же сборнику относится, например, «Тарас Бульба» – повесть о сложностях семейных и политических отношений казацкого гетмана. Два других произведения («Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») рассказывают бытовые сатирические истории из жизни самых обычных жителей Малороссии. Как в такую компанию занесло увлекательного, почти хоррорного «Вия» – загадка.

6. Вий – это всегда страшно

О Вие есть несколько удачных анекдотов, например: «В конкурсе детских рисунков на асфальте победила девочка, нарисовавшая круг. Остальных забрал Вий».

Промо-фото к фильму «Гоголь. Вий» (2018)

А вы читали книгу? Собираетесь смотреть фильм.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и будьте в курсе всех обновлений.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/142285
http://paranormal-news.ru/news/kto_takoj_vij/2015-04-27-10760
http://book24.ru/blog/2392438/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: