Венчают ли в субботу в церкви. Современная практика в Поместных Православных Церквах относительно венчальных дней

Календарь венчаний на любой год

Дни совершения Таинства Брака

Таинство Брака не совершается:

• по вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);

• в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, своими малыми личными нуждами. При необходимости венчаться в эти дни, требуется согласование со священником;

• накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники);

• в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной (Светлой) седмицы. Венчание в преду­го­то­ви­тель­ные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.

• в дни (и накануне) строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

О смысле и чинопоследовании Таинства Брака на портале АЗБУКА ВЕРЫ.

Согласно современной практике Русской Православной Церкви, Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака, как дополнительное свидетельство ответственности вступающих в брак и серьёзности их намерений.

Для перехода в ежедневный календарь нажмите число.

Календарь венчаний на 2019, 2020 и другие годы

Современная практика в Поместных Православных Церквах относительно венчальных дней

В Константинопольской и Элладской Церквах нельзя венчать: в посты Великий (от Сыропустной недели), Успенский, Рождественский (с 18 по 24 декабря), в Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Богоявление, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, если он приходится на постный день.

В Кипрской Церкви — в посты Великий (с Сыропустной недели), Рождественский (с 13 по 25 декабря включительно), в среды и пятницы, а также в сплошные седмицы (т. е. в Сырную и Светлую седмицы и неделю Святого Духа), 5 и 6 января (Крещение Господне), в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

В Румынской Церкви — в посты Великий (кроме Сыропустной недели и по архиерейскому благословению — в Благовещение), Успенский, Рождественский (по архиерейскому благословению разрешается венчание в Николин день), в среду и пятницу, в Светлую седмицу, накануне и в дни Господских праздников, в период от Рождества Христова до Богоявления.

В Сербской Церкви — во время четырех больших постов, в среду и пятницу, 18 января (накануне Крещения Господня) и Воздвижения Креста Господня, в Пасху и Светлую седмицу.

Сравнение нынешних практик Поместных Церквей показывает, что только в Русской Церкви не совершается венчание во вторник, четверг и субботу. В грекоязычном православном мире суббота и воскресение являются основными днями венчаний, и при этом неизвестно о каких-либо критических высказываниях относительно этой практики представителей афонского монашества, которое на протяжении веков оказывало исключительное влияние на христианскую жизнь православных балканских народов. А один из канонов византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Также видно, что в большинстве Церквей не запрещены венчания накануне постных дней, а современная русская практика на запрет венчаний во вторник и четверг, противоречит как общему церковному преданию о постных днях, так и практике остальных Церквей. В то же время, известно, что эта практика сложилась весьма поздно, не ранее XVII века.

Венчание в субботу, брачный договор и развод «по-христиански» — обсуждают священники ПСТГУ

Разрешат ли венчаться в субботу?

Решение священноначалия выработать документ о церковном браке, потребность в котором давно назрела, вызывает радость и благодарность, как и возможность принять участие в обсуждении проекта этого документа. Однако приходится отметить, что предложенный проект нуждается в существенной доработке.

Прежде всего бросается в глаза, что название документа не вполне соответствует его содержанию. Обсуждаемому тексту более соответствовало бы заглавие «О некоторых канонических аспектах Таинства брака». Неясен замысел авторов документа. Было бы полезно указать в его начале, имеет ли он своей целью раскрыть тему брака в ее полноте? Но в столь кратком документе это сделать невозможно.

В документе никак не соотносится практика Русской Православной Церкви с иными Поместными Церквами, а также практиками и учением о браке Католической Церкви. Например, ничего не говорится о принятой в Русской Церкви дисциплине совершения браковенчания только в строго установленные дни, в то время как в братских православных Церквах венчания, как правило, совершаются в субботу и допускается венчание в периоды постов. Это вызывает вопросы чад Русской Церкви, сталкивающихся с подобными случаями.

Может быть, следует пересмотреть эти строгие нормы в духе икономии, т.к. запрет заключать брак в субботу не принимается во внимание огромным числом людей в связи с трудностью устроить свадьбу в другой день?

Нужна ли тема «брачного договора»?

Вызывает удивление то, что документ, посвященный столь важному церковному вопросу, имеет только две-три фразы в качестве богословского введения, в которых к тому же используются весьма нечеткие формулировки, что вряд ли может быть приемлемым в вероучительной части текста.

Например, в первом же предложении документа вводится понятие «союза» мужчины и женщины, который будто бы Бог установил в раю. Но в тексте Священного Писания такое понятие не употребляется. Там сказано, что «будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 6; Мр. 10, 8). Очевидно, что слово «союз» может быть истолковано самым широким и неоднозначным образом, а следовательно, используя его, следует объяснить, что имеется в виду.

Читать еще:  Сонник к чему выпал зуб. К чему снится выпадение зубов — толкование сна по сонникам

Формулировка цели христианского брака как «совместного достижения супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве» очевидным образом не может быть использована именно для брака, учитывая призыв Спасителя ко всем верующим в Него, а значит, и к безбрачным и монашествующим: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).

Фото с сайта hristiane.info

Фразу преамбулы: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в Таинстве брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей» следует признать расплывчатой и неясной. Ведь в нехристианском браке тоже рождаются и воспитываются дети.

Фраза «Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям» не вполне адекватно передает юридическую сторону брака.

Возникновение прав и обязанностей скорее связано с заключением договора, а не с каким-то неопределенным «открытым волеизъявлением». Однако неясно, в какой мере следует обсуждать особенно важную для католического учения о браке тему «брачного договора» в представленном документе, посвященном православному пониманию «церковного» брака?

Цитируя «Послание к Диогнету» о том, что в первые века христиане «вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства», документ достаточно превратно толкует смысл цитируемого текста и рискует подтолкнуть читателя к выводу, что первоначально «церковного брака» вообще не существовало. Изначальное же евхаристическое измерение христианского брака, исповедуемое православным богословием, предается полному забвению.

«Блудное сожительство». Еще раз о терминах

Очевидно, что в документе следует четко разграничить пастырский подход к практикующим христианам и к тем, кто только стремится начать свое воцерковление, что особенно важно в случаях, когда вновь приходящие в Церковь люди пребывают в блудном сожительстве.

Тема отношения Церкви к «блудному сожительству» является одной из наиболее злободневных в современной церковной жизни. Современное российское законодательство не использует понятие блуда и не порицает незаконное сожительство. В странах Европы, в Америке незаконное (т.е. блудное) сожительство мужчин и женщин (а теперь и однополые сожительства) многими людьми и государством признается нормой.

В связи с этим и в России значение юридической регистрации брака в глазах молодого поколения неизбежно снижается. Церковь безусловно должна реагировать на эту тенденцию, которая постоянно лишь усиливается в связи с процессами, происходящими сейчас во всем мире, а не только в нашей стране.

К сожалению, в предложенном проекте документа этот вопрос не получил обстоятельного рассмотрения. Блудное сожительство современной невоцерковленной молодежью часто называется «гражданским браком» и воспринимается как норма, и каждый священник сталкивается с такой ситуацией почти ежедневно. Представляется, что при всей строгости церковных канонов пастырь должен неформально отнестись к таким людям в каждом конкретном случае, имея в виду миссионерскую заботу о привлечении заблудших к покаянию и воцерковлению.

Необходимо различать мотивы состоящих в блудном сожительстве людей. Есть люди, которые таким образом пытаются найти свой путь к подлинному браку, имея друг к другу искреннюю любовь. Другие сожительствуют ради удовлетворения сексуальных потребностей. Поиск пути к вразумлению и духовному исцелению предполагает отеческое снисхождение к «блудному сыну» и осторожную попытку в каждом отдельном случае через воцерковление блудное сожительство «преобразить» в церковный брак.

Позицию Церкви в подобных ситуациях и возможность применения канонических норм в современной жизни было бы очень важно сформулировать, подробно обсудить и объяснить, т.к. ныне существующая в храмах практика часто заставляет думать, что священник вообще не знаком с православными канонами. Более подробное изложение пастырского подхода к данной проблеме существенным образом обогатило бы данный документ.

Развод «по-христиански»

Не получил в документе достаточного разъяснения и вопрос об отношении Церкви к бракам христиан с нехристианами. Документ призывает «проявлять пастырское снисхождение» к лицам, состоящим в браке с нехристианами – и только. Однако церковные каноны решительно осуждают сознательное вступление в брак христианки с нехристианином, подвергая таких «христианок» пожизненному отлучению. В документе необходимо уделить больше внимания таким все чаще встречающимся случаям.

В документе недостаточно проработан раздел о подготовке к Таинству брака, в то время как такая подготовка, по существу, очень часто имеет смысл катехизации и неопустительно должна совершаться священником вместо того, чтобы формально венчать всех подряд без разбора.

В документе не определены понятия «развода» и «расторжения брака».

Утверждение о «прекращении брака» в случае «естественной смерти одного из супругов» решительным образом расходится не только с православным учением о браке, но и с молитвами чинопоследования брака, например, с молитвой «Последования обручения», где говорится о «союзе любви неразрушимом».

Рассмотрение заболевания одного из супругов СПИДом и другими заболеваниями в качестве «повода к расторжению брака» в свете современных достижений медицины, возможно, требует пересмотра. В пояснении нуждается пункт об «отпадении от православия» как «поводе к расторжению брака». Необходимо четко сформулировать, что имеется в виду под «отпадением». В таком же пояснении нуждается и само понятие «повода к расторжению брака»: имеется ли здесь в виду то, что человек может развестись в таком случае, или он обязан это сделать.

Читать еще:  Мученица иулиания. Святая икона иулиании

Фраза «Решение о бракорасторжении принимается в епархии» расходится с уже сложившейся практикой, когда Церковь в лице архиерея свидетельствует о том, что брак распался, и это отмечается в соответствующей формуле выдаваемой справки. Церковь категорически не может усвоить себе принятие «решения о бракорасторжении», что было бы прямым противлением словам Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9).

Неубедительно и без учета неотмененных норм Синодального периода рассмотрены вопросы о зарегистрированных, но не венчанных браках, о возрастных границах для вступающих в брак, о том, когда венчанный брак признается недействительным. Не дано четкого указания, в каких точно случаях применяются «чин о второбрачных» и «чин венчания супругов, в летех мнозех сущих». В тексте не дается оценка все более распространяющейся на Западе практике считать законным браком однополые сожительства. Не содержится важного напоминания о том, что «гнушение браком» является ересью.

В тексте ничего не говорится о браке священнослужителей, которые призваны являть идеал христианской брачной жизни. Также в документе практически отсутствует важнейшая в учении о браке тема деторождения. В частности, ничего не говорится об отношении Церкви к сознательному отказу от деторождения в браке и о том, возможно ли совершение Таинства венчания над лицами, которые понимают брак как средство удовлетворения своих сексуальных потребностей, обременять же себя при этом рождением детей не считают нужным.

В таких случаях заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28), безусловно связанная по замыслу Божию с супружеской жизнью человека, совершенно игнорируется, что вряд ли позволяет считать такой брак христианским.

Из текста документа неясно, были ли учтены при его подготовке предложения по теме брака, подготовленные Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 году.

Ранее высказывалась мысль о том, что разработке подобного документа должна предшествовать серьезная работа по кодификации брачного права, обсуждение смежных пастырских и канонических вопросов. Необходима догматически выверенная формулировка православного учения о браке, отсутствие которой делает документ неосновательным и противоречивым.

Хочется надеяться на то, что безусловно ценное и многообещающее обсуждение позволит в дальнейшем разработать авторитетный церковный документ и упорядочить пастырскую практику в вопросах церковного брака, что особенно необходимо в настоящее время.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Венчание в православной церкви правила таинства, как проходит

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Таинство венчания в храме представляет собой священный обряд, который в свою очередь дает церковное благословение жене с мужем на долгую и счастливую совместную жизнь, а также на продолжение рода. Множество пар решаются на проведение такого захватывающего и необычайно красивого торжества.

Следует отметить, что обряд является не только новомодным веянием, это в первую очередь ответственный шаг, который требует тщательной подготовки знания всех тонкостей, а именно как проходит венчание, какие существуют правила его проведения, какой день благоприятен для обряда, если ли какие-то запреты и многое другое, вы сможете узнать в этой статье.

Венчание в православной церкви

Такое таинство состоит всего из нескольких частей обручение и непосредственно венчание. Обязательным условием для вступления в брак является совершеннолетие, то есть невеста не должна быть младше 16 лет, а жених – 18 лет.

Для тех людей, которые трижды были связаны узами брака (в том числе и гражданским) церковь не разрешает проводить подобную церемонию, так как согласно православным традициям вступление в брак допускается не более трех раз.

Благоприятные дни для венчания — понедельник, среда и пятница. Именно в эти будние дни проводят таинство в православной церкви. Но наиболее удачным днем для проведения обряда считается воскресенье. Но помните, что желающих обвенчаться в этот день будут достаточно много, поэтому нужно заранее договориться о предполагаемой дате церемонии.

Венчание в церкви правила

Проведение такого рода церемонии допустимо лишь при соблюдении некоторых условий:

  • Таинство венчания совершается исключительно для тех, кто зарегистрировал брак в загсе, то есть дозволено венчание в церкви уже женатым, однако ели имеются препятствующие этому обстоятельства и служители храма признают, что они являются достаточно серьезной и уважительной причиной, то тогда разрешается проведения обряда в порядке исключения;
  • Также следует отметить что в православной традиции в церемонии могут участвовать лишь крещенные пары, причем сами свидетели на венчании и гости также должны быть верующими христианами, прошедшими через обряд крещения, в противном случае человеку запрещено быть одним из участников этого таинства.

Венчание в православной церкви правила, ограничивающие участие в обряде

  1. Большая разница в возрасте между супругами. В этом случае для проведения процессии от архиерея требуется получить специальное разрешение;
  2. Бракосочетание между сестрой и братом, единокровными/сводными родственниками (когда общий отец), единоутробными (у которых общая матерь);
  3. Родство по крове (включительно до 4-го колена);
  4. Сама церемония согласно церковному календарю не должна проводится во вторник, четверг и субботу, а также в те дни, которые предшествуют великим и двунадесятым празднованиям, во время Святок, длительных постов (таких как Успенский пост, Петров, Рождественский и Великий) и храмовым престольным дням. Помимо всего вышеперечисленного можно выделить также и неблагоприятные даты сентября: 10,11,26 и 27 число.
Читать еще:  Православные поздравления с именинами вера надежда любовь. Поздравления в день веры, надежды, любви

Как подготовиться к венчанию

Для того чтобы обряд состоялся согласно всем правилам и что бы некоторые моменты ни у кого не вызывали эффекта неожиданности к подобной церемонии обязательно следует готовиться заранее.

  1. Знакомство с церковным духовенством и выбор подходящего священнослужителя. Лучше заранее подготовить список вопросов, которые вас интересуют, и задать их непосредственно преподобному, дабы уточнить все детали;
  2. Позаботиться о записи. Как правило, это лучше всего делать за две три недели до предполагаемой даты торжества. Необходимо со священником обсудить не только саму дату, но также и время церемонии, что является очень важным, поэтому этот пункт обязательно следует включить в список предсвадебной подготовки;
  3. Подготовка наряда для венчания. Этот этап является одним из главных и поэтому следует отнестись к нему со всей серьезностью, ведь согласно православным канонам существуют определенные требования к венчальному платью, как к его покрою, так и цвету;
  4. Приобретение необходимой атрибутики требуемой для проведения церемонии. К их числу можно отнести свечи для венчания, обручальные кольца, иконы, свечи и многое другое. А вот какие именно нужны изображения святых и список других нужных вещей можно уточнить у самого священнослужителя, но делать это нужно заранее;
  5. Духовные приготовления. Решение провести обряд венчания в православной церкви должен быть полностью осознанным и взвешенным шагом. Собиравшиеся отправиться к алтарю жених и невеста сначала должны как следует подготовиться в моральном плане, то есть в первую очередь они должны четко осознавать что брак, освященный в стенах храма, ни коем образом не может самовольно быть расторгнутым, а нарушенный обет верности будет расцениваться как самый настоящий грех.

Также молодым перед венчанием нужно причаститься и исповедаться, делать это лучше всего за 3-4 дня до начала церемонии, подготавливаясь тем самым к таинствам говенья (подвиг поста), причащению, покаяниям в грехах, молитвах. Однако в определенных случаях молодым разрешено в день обряда перед самой церемонией исповедаться и причаститься.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Платок для венчания

Еще одним немаловажным аспектом является наличие платков на церемонии. Как правило используются тканевые салфетки или же носовые платки, которые выполняются в светлых тонах и имеют вышивку или кружева, но также могут использоваться и обычные.

Использование такие платочков обязательно, так как это обуславливается православной традицией, покрывать ими руки венчаемых платком, причем такие платочки также смогут защитить руки от пачканья и ожогов при держании свечи.

Что дарят на венчание

Сам подарок должен быть уместен и соответствовать тому, насколько вы близки с новобрачными, в том случае если они не являются вашими друзьями или родственниками, то подарив дорогостоящий подарок, гости которые более скромны, подумают, что вы специально подчеркиваете свой финансовый статут.

Подарок по случаю церемонии также в значительной степени зависит и от благосостояния будущей семейной пары, их возраста и интересов и поэтому перед тем как сделать выбор, хорошо изучите их вкусовые предпочтения. Ниже приведены некоторые варианты подарков, которые обычно принято дарить:

  • Наиболее подходящим вариантом считается икона, которая будет оберегать благополучие и любовь в семье. Причем большее предпочтение отдается иконе с ликом Божьей Матери или иконе Февронии и Петра, являющимися покровителями влюбленных. Святые изображения, вышитые бисером не менее популярны, однако перед покупкой обязательно посоветуйтесь с гостями торжества, не приобрели ли они похожую вещь, ведь так попросту их может оказаться слишком много;
  • Лампадка, выполненная в интересном и красивом дизайне;
  • Скромным, но не менее достойным подарком можно считать бутылку с хорошим кагором и парой красиво выполненных бокалов;
  • Стандартным подарком считается постельный комплекс белья, однако банальным его не назовешь если постель будет изготовлена из шелка и иметь нанесенное на ней изображение молодых;
  • Обычные цепочки, без крестика изготовленные из золота или же серебра;
  • Еще можно подарить подарок и на православную тематику. То есть Библия с необычным оригинальным переплетом или же статуэтка на соответствующую тематику;
  • Приятной памятной вещью для молодых может стать и альбом-книга или фотоальбом, в которой они смогут помечать важные и интересные события из их жизни подкрепляя к записям различные снимки;
  • Можно и попробовать удивить молодых презентовав им их собственный портрет;
  • Букет цветов также подходит для подарка, однако простой букет будет смотреться довольно банально, лучше всего выбрать пышную корзинку с красочными и редкими цветами, которые надолго запомнятся паре;
  • Тем супругам, которые больше всего ценят практичность можно презентовать фотоаппарат, технику для дома, набор столовых серебряных приборов или просто подарить деньги. Однако тут следует учитывать, что необходимо паре, поэтому лучше поинтересоваться у них самых или же посоветоваться с ихними родственниками;
  • Более же приятным и безусловно оригинальным презентом станет тур по священным местам.

Самих вариантом подарков довольно много, но не важно какой именно подарок будет, а главное, что он будет всей души с искренними пожеланиями.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео рассказ о венчании в православной церкви:

Источники:

http://azbyka.ru/days/p-kalendar-venchanij
http://www.pravmir.ru/o-tserkovnom-brake-nuzhdaetsya-v-dorabotke/
http://ikona-i-molitva.info/venchanie-v-pravoslavnoj-cerkvi-pravila-tainstva-kak-proxodit/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: