Василий розанов философия. Разрыв с Религиозно-философским обществом

Философия Розанова

Философские взгляды В. В. Розанова

Василий Васильевич Розанов (1856 — 1919) оставил после себя большое литературное наследие. К числу наиболее крупных его произведений относятся: “О понимании”; “О писательстве и писателях”; “Литературные очерки”; “Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского”; “Около церковных стен”; “Русская церковь”; “В мире неясного и нерешенного”; “Когда начальство ушло”; “Уединенное”; “Опавшие листья”; “В дворе язычников”; “Сахарна”; “Мимолетное”; “Последние листья”; “Апокалипсис нашего времени”; “Литературные изгнанники”; “Семейный вопрос в России”; “Листва”.

Известный историк русской философии В. В. Зеньковский отмечал: “Розанов едва ли не самый замечательный писатель среди русских мыслителей, но он и подлинный мыслитель… Оттого-то он имел такое огромное (хотя чисто и подпольное) влияние на русскую философскую мысль XX века”.

Иногда Розанова причисляют к неославянофилам. Сам же он пишет о себе: “Славянофилом я был только в некоторые поры своей жизни”.

Особенность философии В. В. Розанова заключается в том, что при ответе на два ключевых вопроса философствования, стоявших в его время: “Что происходит (Кто виноват?)? Что делать?”, он игнорирует второй вопрос. Он так объяснял причину этого: “Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершать”.

По мнению мыслителя “Философия — прибежище тишины и тихих душ, спокойных созерцательных и наслаждающихся созерцанием умов”.

Согласно Розанову, “мир бесконечен”, он обладает формой и без нее не может существовать. Мир он считает реальным и проявляющимся в бытии, которому противостоит небытие. Формами существования бытия выступают: “небытие бытие потенциальное, бытие образующееся и бытие реальное”. Формы бытия, по Розанову, сменяют друг друга. Важнейшими характеристиками бытия он называет форму и процесс. Онтологические представления мыслителя, так же как и основания его философского учения о человеке раскрываются в его первой крупной работе “О понимании” (1886). Идеи, выраженные в этом сочинении, стали базой для философствования в последующие годы.

Важное значение Розанов придавал проблемам пола. Он видел в любви, семье, деторождении источник творческой энергии индивида и духовного здоровья народа.

Розанов полагал, что развитие цивилизации сужает рамки свободы, которая превращается в иллюзию, ввиду того, что каждый человек становится все более и более зависимым от других людей. Человек даже в США, по его мнению, не свободен “от прически до веры, от выбора невесты и до “фасона” гроба, в который его положат”. Оценивая европейскую цивилизацию, он пишет: “Эта цивилизация не может быть нормальною для всего человечества; она не нормальна даже для европейской части его, если заканчивается страданиями”.

По мнению Розанова, власть — средство организации деловитости людей. Он полагал, что для налаживания эффективной работы нужна вера в ценность нашего национального труда, но утверждаемая спокойствием относительно того, что сделанное не будет в следующем году предано, брошено, покрыто презрением, расхищено. Без этой веры в заботливую преемственность к пониманию труда как ценности возможно, по Розанову, только продолжение варварского отношения к работе. Обращаясь к народу, мыслитель подчеркивает: “Не надейся, народ, что из чего-нибудь ты получишь богатство, кроме как из труда, терпения и бережливости”.

Он советовал одноплеменникам учиться у немцев копить, наживать, а не “проматывать” богатство людей. Он пишет: “Русские прогуляли свое отечество, этого нечего скрывать. Но прогуляло его ужасным образом как … правительство, так и …. русское общество”.

Размышляя о роковой роли, сыгранной в судьбе России демократией, Розанов отмечает: “Дело в том, что именно русская “демократия” повалила кормилицу свою набок, обобрала у нее карманы и бросила ее на потраву врагу”. Обращаясь к своим соплеменникам он с горечью пишет: “Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя”.

Рассуждая о связи философии и религии, он отмечает: “Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию”.

Мыслитель считает, что русская литература стала несчастьем русского народа. И она непригодна для воспитания подрастающих поколений, так как пропитана проклятиями и насмешками в адрес своей земли, родного дома, своего родного порога. “По содержанию литература русская — пишет Розанов, — есть такая мерзость — такая мерзость бестыдства и наглости, как ни единая литература”. Он называл Кантемира и Фонвизина изменниками. Ответом им, по его мнению должны быть не критические статьи, а виселица. Грибоедов, по Розанову, литератор, искавший грязь. Он сделал посмешище из того, над чем нельзя было глумиться. Мыслитель сожалел, что русская литература “прошла мимо Сергия Радонежского”. Розанов остро критиковал Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. М. Добролюбова, В. С. Соловьева за их неуважительное отношение к отечеству.

Результатом такого отношения русских писателей к своей Родине и своему народу стало углубление аморализма в обществе, нарастание неуважения людей друг к другу. В нем становится все больше людей, игнорирующих исполнение общественного долга. Более того им даже в голову не приходит, что ближние от них что-то могут потребовать. И нечего удивляться, писал Розанов в 1916 г., что “теперь Чичиковы стали не только обирать, но они стали учителями общества”.

Существенной проблемой в философии В. В. Розанова выступает проблема цели. Под целью он подразумевает то, что становится действительным через другое. Идея цели рассматривается философом в качестве внутреннего субъективного акта, который через целесообразный процесс воплощается в действительности. Рассматривая цель, он выделяет в ней три стороны: а) как решающее звено в цепи целесообразности; б) как конечная форма всего развивающегося; в) как то, что желательно и к чему следует стремиться. Исходя из этого философ делит учение о целях на три части: учение о целях вообще; учение о целях как конечных формах; учение о целях как выражениях желательного.

Согласно Розанову, цель человеческой жизни заключается в служении другим людям. Человек не должен забывать, что он лишь часть общества. Человек, реализуя цель своего существования, стремится знать истину, устранять препятствия на путях к добру и сохранять свою свободу. В этом заключаются три его предназначения.

Читать еще:  Водолей гороскоп по месяцам год. Гороскоп мужчины Водолея

Розанов поучает: “Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня”.

Философ полагал, что жизнь человека определяется тремя идеалами, ведущими его к нравственному, справедливому и прекрасному. Личность также должна стремиться к покою своей совести. Спокойная совесть при достижении желаемого и удовлетворенность достигнутым означают, по Розанову, состояние счастья. Слава не является условием счастья, так как, по мнению мыслителя, “судьба бережет тех, кого она лишает славы”.

В заключение необходимо отметить, что В. В. Розанов много сделал для установления диагноза болезни своего отечества. Выбор методов лечения он оставил философам будущих поколений.

dc-summit.info

история — политика — экономика

Четверг, 16 Января 2020

Последнее обновление в 09:39:25

Русская религиозная философия в лицах. Василий Розанов

Среди других представителей русской религиозной философии Василий Васильевич Розанов (род. 20 апреля (2 мая) 1856 г. в Ветлуге Костромской губернии, — умер 5 февраля 1919 г. в Сергиевом Посаде) выглядит как раз меньше собственно философом (по крайней мере, с точки зрения традиционных стереотипов своих современников). Да и религиозность его – особого толка (об этом речь пойдет далее). Современниками он воспринимался гораздо живее как литературный критик, эссеист и публицист. Так как, в отличие от других русских религиозных философов, излагая свои, даже достаточно глубокие мировоззренческие идеи он не тяготел к созданию всеобъемлющих философских систем. В то время как иные столпы русской религиозной философии (В. Соловьев, П. Флоренский и др.) исходя из божественного замысла и космоса, как одного из его воплощений, пытались вписать в эту глобальную сверхсистему человека, найдя в ней ему достойное место и предназначение, Василий Розанов исходил из противоположного. Он смотрел на мир с позиции маленького человека и пытался не только само мироздание, но и постулаты веры и каноны церковной жизни подверстать под его нужды и потребности. Именно такая парадоксальность В. Розанова давала основания многим его критикам и недоброжелателям обвинять мыслителя в мелочности, обывательщине и эгоцентризме.

Жизненный путь Василия Розанова складывался непросто, а порой (уж воистину, как у философа) трагически. Родился он в многодетной семье чиновника лесного ведомства Василия Федоровича Розанова. Рано потеряв родителей, воспитывался старшим братом Николаем. В 1870 году В. Розанов вместе с ним и другими братьями переехал в Симбирск, где Николай преподавал в гимназии. Чувство благодарности к нему В. Розанов сохранил на всю жизнь. Гораздо позже он написал в своих воспоминаниях: «Нет сомнения, что я совершенно погиб бы, не «подбери» меня старший брат Николай, к этому времени закончивший Казанский университет. Он дал мне все средства образования и, словом, был отцом». В Симбирске В. Розанов стал постоянным читателем публичной библиотеки Н. М. Карамзина, что весьма положительно сказалось на его кругозоре.

В 1872 году В. Розанов переехал в Нижний Новгород, где окончил гимназию. Затем поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Там на формирование его мировоззрения большое влияние оказали лекции С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, Ф. Е. Корша и других властителей дум того времени. За успехи в учебе на четвёртом курсе В. Розанов был удостоен стипендии имени А. С. Хомякова. В том же году он женился на А. П. Сусловой, известной ранее подруги Ф.М. Достоевского.

В 1882 году В. Розанов окончил университет, но отказался сдавать магистерский экзамен, решив заняться свободным творчеством. В 1882 — 1893 гг. он преподавал в гимназиях Брянска, Симбирска, Ельца, Белого, Вязьмы. В 1886 г. вышла его первая книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания», написанная под влиянием гегелевской теории познания. Однако у читательской аудитории она успеха не имела. В том же году А.П. Суслова покинула В. Розанова, но отказалась официально оформить развод (чего не сделала и впоследствии).

Впервые настоящая, большая известность приходит к мыслителю благодаря его литературно-философскому этюду «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского», вышедшем в 1891г. Кстати, именно эта публикация положила начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и других представителей русской религиозной философии. Отнюдь не случайно, поэтому, позднее В. Розанов сблизился с ними как участник религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.). В 1900 г. В. Розанов вместе с Д. Мережковским, Минским, и З. Гиппиус основывает Религиозно-Философское Общество. Кроме того, с конца 1890-х гг. В. Розанов становится известным журналистом позднеславянофильской направленности: сотрудничает в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение», а также публикуется в газете «Новое время».

Наступили изменения и в личной жизни — в 1891 г. В. Розанов тайно обвенчался с Варварой Дмитриевной Бутягиной, вдовой учителя Елецкой гимназии.

В этот период философ открыто и достаточно резко выражает свое несогласие с постановкой системы школьного образования в России в статьях «Сумерки просвещения» (1893 г.) и «Афоризмы и наблюдения» (1894 г.). В дальнейшем череда его сочинений охватывает самый широкий спектр социально значимых проблем, выказывая при этом нетривиальность подходов к их решению. В сочувственных тонах он описывал брожение в период первой русской революции 1905-1907 гг. в книге «Когда начальство ушло» (1910 г.). Сборники «Религия и культура» (1899 г.) и «Природа и история» (1900 г.) стали его попытками найти решение социальных и мировоззренческих проблем в пределах церковной религиозности. Однако отношение В. Розанова к православной церкви оставалось противоречивым, что явственно выразилось в работе «Около церковных стен» (т. 1—2, 1906 г.). Вопросам отношения церкви к проблематике семьи и сексуальным отношениям посвящена книга «Семейный вопрос в России» (т. 1—2, 1903 г.). В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911 г.) и «Люди лунного света» (1911 г.) В.Розанов окончательно расходится с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий Завет как утверждение жизни плоти – Новому Завету).

Скандальную известность приобрели статьи В. Розанова, посвящённые делу Бейлиса – прогрессивная общественность сочла их антисемитскими по своей направленности. Это привело к его конфликту с Религиозно-Философским Обществом. Религиозно-Философское Общество, признавшее процесс Бейлиса «оскорблением всего русского народа», призвало В. Розанова выйти из своего состава, что он вскоре и сделал.

Поздние книги мыслителя «Уединённое» (1912 г.), «Смертное» (1913 г.) и «Опавшие листья» (ч. 1-2, 1913-1915 гг.) представляют собой собрание разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов, объединённых по настроению. Существует мнение, что в это время философ переживал глубокий духовный кризис, не находивший разрешения в безоговорочном принятии христианских догматов, к которому Розанов искренне, но тщетно стремился. Сторонники такого воззрения считают, что итогом мысли В. Розанова стал пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе С. Кьеркегора (отличающийся, однако, культом индивидуальности, выражающей себя в стихии пола). Именно под влиянием таких пессимистических настроений, в набросках «Апокалипсис нашего времени» (выпуски 1-10, выходившие с ноября 1917 г. по октябрь 1918 г.) В. Розанов с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, полагая её трагическим завершением всей российской истории.

Читать еще:  Шииты и сунниты разница между ними. Кто такие салафиты, сунниты, шииты, алавиты и ваххабиты? Разница между суннитами и салафитами

Отсутствие у В. Розанова однозначно выраженных политических предпочтений и необычность его стиля размышления привели к тому, что его воззрения и труды вызывали критику как со стороны революционных марксистов, так и либерального лагеря русской интеллигенции.

В 1917 г. Розановы переехали из Петрограда в Сергиев Посад и поселились в доме ректора Свято-Троицкой семинарии. Перед кончиной В. Розанов нищенствовал и голодал. После смерти, которая наступила 5 февраля 1919 г., был похоронен у храма Гефсиманского Черниговского скита в Сергиевом Посаде.

Философия В. Розанова является частью общего русского литературно-философского круга, однако особенности его существования в этом контексте выделяют его фигуру и позволяют говорить о нём как о нетипичном его представителе. Находясь в центре развития российской общественной мысли начала ХХ в., Розанов вел активный диалог со многими философами, писателями, поэтами, критиками. Многие из его работ были идейной, содержательной реакцией на отдельные суждения, мысли, работы Н. Бердяева, В. С. Соловьёва, А. Блока, Д. Мережковского и др. и содержали развернутую критику этих мнений с позиций его собственного мировоззрения. Проблемы, занимавшие мысли В. Розанова, связаны с морально-этическими, религиозно-идейными оппозициями — метафизика и христианство, эротика и метафизика, православие и нигилизм, этический нигилизм и апология семьи. В каждой из них В. Розанов искал пути к снятию противоречий, к такой схеме их взаимодействий, при которой отдельные части оппозиции становятся разными проявлениями одних и тех же проблем в существовании человека.

Чрезвычайная противоречивость оценок взглядов и творческого наследия В. Розанова во многом объясняется его нарочитым тяготением к крайностям, и характерною амбивалентностью его мышления. Типичным для него в этом плане служит, например, следующее высказывание: «На предмет надо иметь именно 1000 точек зрения. Это «координаты действительности», и действительность только через 1000 и улавливается». Такая своеобразная «теория познания» действительно демонстрировала необычайные возможности специфически его, розановского, видения мира. Показательным примером данного подхода может служить то, что революционные события 1905-1907 гг. В. Розанов считал не только возможным, но и необходимым освещать с различных позиций. Так, выступая в «Новом времени» под своей настоящей фамилией как монархист и черносотенец, он же под псевдонимом В. Варварин выражал в других изданиях леволиберальную, народническую, а порой и социал-демократическую точку зрения.

Исследователи творчества В. Розанова особо отмечают его эгоцентризм. Первые издания книг «опавших листьев» В. Розанова — «Уединенное», а затем и «Опавшие листья», — вошедшие вскоре в золотой фонд русской литературы, были восприняты современниками с недоумением и растерянностью. Ни одной положительной рецензии в печати, кроме бешеного отпора человеку, который на страницах напечатанной книги заявил: «Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали».

Однако, и любовь читателей В. Розанов успел познать при жизни. Примером может служить письмо М. О. Гершензона (одного из авторов знаменитого сборника «Вехи»), содержащее его реакцию на «Уединенное»: «Удивительный Василий Васильевич, три часа назад я получил Вашу книгу, и вот уже прочел ее. Такой другой нет на свете — чтобы так без оболочки трепетало сердце пред глазами, и слог такой же, не облекающий, а как бы не существующий, так что в нем, как в чистой воде, все видно. Это самая нужная Ваша книга, потому что, насколько Вы единственный, Вы целиком сказались в ней, и еще потому, что она ключ ко всем Вашим писаниям и жизни. Бездна и беззаконность — вот что в ней; даже непостижимо, как это Вы сумели так совсем не надеть на себя системы, схемы, имели античное мужество остаться голо-душевным, каким мать родила, — и как у Вас хватило смелости в ХХ-м веке, где все ходят одетые в систему, в последовательность, в доказательность, рассказать вслух и публично свою наготу. Конечно, в сущности все голы, но частью не знают этого сами и уж во всяком случае наружу прикрывают себя. Да без этого и жить нельзя было бы; если бы все захотели жить, как они есть, житья не стало бы. Но Вы не как все, Вы действительно имеете право быть совсем самим собою. ».

Особое место в в творчестве философа занимает религия, а точнее христианство, однако истолкованное, как уже отмечалось, особым образом. В. Розанов считал, что вся остальная религия стала индивидуальной, личным же стало христианство. Делом каждого человека стало выбирать, то есть осуществлять свободу, но не веры в смысле качества и конфессии — этот вопрос решен 2000 лет назад, но в значении качества укорененности человека в общей вере. В. Розанов убежден, что этот процесс воцерковления не может проходить механически, через пассивное приятие таинства святого крещения. Должна быть активная вера, должны быть дела веры, и здесь рождается убежденность, что человек не обязан мириться с тем, что он не понимает чего-то в реальном процессе жизнедеятельности, что все касающееся его жизни приобретает качество религиозности. По В. Розанову, отношение к Богу и к Церкви определяется совестью. Совесть различает в человеке субъективное и объективное, индивидуальное и личное, существенное, главное и второстепенное. Он пишет: «Нужно различать в споре о совести две стороны: 1) отношение ее к Богу; 2) отношение ее к Церкви. Бог по учению христианскому есть Личный бесконечный дух. Каждый с первого же взгляда поймет, что отношение к Лицу несколько иное, чем к порядку вещей, к системе вещей. Никто решительно не скажет, что и Церковь лична: напротив, лицо в ней, напр. всякого иерарха, глубоко покоряется некоторому завещанному и общему порядку».

Одной из важнейших философских тем в творчестве зрелого В. Розанова стала его метафизика пола. Еще в 1898 г. в одном из писем он формулирует свое понимание пола: «Пол в человеке — не орган и не функция, не мясо и не физиология — но зиждительное лицо. Для разума он не определим и не постижим: но он Есть и все сущее — из Него и от Него». Непостижимость пола никоим образом не означает его ирреальности. Напротив, пол, по В. Розанову, есть самое реальное в этом мире и остается неразрешимой загадкой в той же мере, в какой недоступен для разума смысл самого бытия. «Все инстинктивно чувствуют, что загадка бытия есть собственно загадка рождающегося бытия, то есть что это загадка рождающегося пола». В розановской метафизике человек, единый в своей душевной и телесной жизни, связан с Логосом, но связь эта имеет место не в свете универсального разума, а в самой интимной, «ночной» сфере человеческого бытия: в сфере половой любви.

Читать еще:  Видеть во сне буквы и цифры. Значение букв во сне

Неоднозначно раскрывался в творчестве В. Розанова и столь актуальный для современной ему общественной жизни еврейский вопрос. Соответственно, еще более неоднозначным стало восприятие этой части его творчества. Отрицая христианский аскетизм, монашество и безбрачие, В. Розанов находил религиозное освящение пола, семьи, зачатия и рождения в Ветхом завете. Но его антихристианский бунт смирялся его органическим консерватизмом, искренней любовью к семейным добродетелям православного духовенства, к освященным традицией формам русской государственности. Отсюда проистекали и элементы откровенного антисемитизма В. Розанова, столь смущавшего и возмущавшего многих современников. Однако и здесь при оценке взглядов В. Розанова следует учитывать, как уже отмечалось, и его нарочитое тяготение к крайностям, и характерную амбивалентность его мышления. Ему удалось прослыть одновременно юдофилом и юдофобом.

Сам же В. Розанов отрицает антисемитизм в своём творчестве. В письме М. О. Гершензону он пишет: «Антисемитизмом, я, батюшка, не страдаю. ». В своей последней книге «Апокалипсис нашего времени» Розанов, высказывая своё отношение к евреям, утверждал следующее: «И вот я думаю — евреи во всем правы. Они правы против Европы, цивилизации и цивилизаций. Европейская цивилизация слишком раздвинулась по периферии, исполнилась пустотами внутри, стала воистину «опустошенною» и от этого погибает. . На самом же деле в вас, конечно, «цимес» всемирной истории: то есть есть такое «зернышко» мира, которое — «мы сохранили одни». Им живите. И я верю, «о них благословятся все народы». — Я нисколько не верю во вражду евреев ко всем народам. В темноте, в ночи, незнаем — я часто наблюдал удивительную, рачительную любовь евреев к русскому человеку и к русской земле. Да будет благословен еврей. Да будет благословен и русский».

Таким образом, здесь В. Розанов далеко переходит границы им же заданной темы и поднимается к столь глубоко выраженной в лучших творениях всех иных представителей русской религиозной философии идее всеединства – идее, без принятия которой невозможно спасение современного глобализованного мира.

В. Розанов и его философия

Розанов Василий Васильевич ($1856 – 1919$) – русский публицист, литературный критик, религиозный философ.

Свои философские взгляды сформулировал под влиянием учений С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, Ф. Е. Корша, лекции которых слушал на историко-филологическом факультете Московского университета. Удостоился стипендии имени А. С. Хомякова. После университета Розанов занялся свободным творчеством.

Его первый труд, представленный как вариация гегелевского обоснования наук «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» от $1886$ года не был успешен.

Становление философской системы

Большой славу имел следующий труд, его литературно-философский этюд «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского». Он положил начало дальнейшему толкованию идей Достоевского как религиозного мыслителя Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым. Далее Розанов будет членом религиозно-философских собраний, на которых сблизиться с ними.

К концу $1890$х Василий Розанов становится выдающимся журналистом позднеславянофильского направления, работая в журналах

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • «Русский вестник»,
  • «Русское обозрение»,
  • «Новое время».

Мережковский, Гиппиус, Минский и Розанов в $1900$ году основывают религиозно-философское общество.

Розанов так же известен вкладом в культуру первым переводом с греческого аристотелевской «Метафизики». Будучи преподавателем в Елецкой гимназии, Розанов выявил своё недовольство по поводу школьного образования в России. Он выразил своё мнение в статьях «Сумерки просвещения», «Афоризмы и наблюдения».

В сборнике «Религия и культура» $1899$ и «Природа и история» $1900$ он занимался попытками поиска решений мировоззренческих проблем в религиозности. Своё отношение к православной церкви он выражал как противоречивое.

Разрыв с философско-религиозным обществом

Инцидентом, послужившим выходом Розанова из религиозно-философского общества, стал судебный процесс Бейлиса, в котором Бейлиса, еврейского происхождения, обвинили в ритуальном убийстве ученика Киево-Софийского духовного училища от $1911$ года. Это событие охарактеризовали как «оскорбление всего русского народа». Статья Розанова по этому делу привела к конфликту с обществом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Развитие философии в период духовного кризиса

В дальнейшем Розанов посвящает себя работе над эссеистическими трудами, объединёнными единым настроением:

Это порождает мнение, что в этот момент мыслителем переживался глубокий духовный кризис. Не находя успокоения в принятии христианского учения, к которому он тщетно прибегал, он пришёл к пессимизму к экзистенциальному субъективному идеализму в стиле С. Кьеркегора. Находясь под влиянием пессимизма, Розанов выражает своё мнение в работе «Апокалипсис нашего времени» о неизбежности революционных катастроф, которые станут завершением российской истории.

Эти идеи Розанова были критично оценены как революционными марксистами, так и либеральным лагерем русской интеллигенции. Это показывает, какие противоречивые оценки имели личность и творчество Розанова.

Нигилистическое воспитание и его стремления в качестве общественного служителя открывали Розанову демократический путь. Ему пророчили стать выразителем социального протеста. Но он открыл своё призвание в иных духовных областях.

Философия Розанова содержала в себе морально-этические и религиозно-идейные тематики. Особое значение отводится его интерпретации философии «маленького религиозного человека», где он раскрывает переживания человека наедине с религией, где ставятся вопросы веры и церкви. Человек предоставлен самому себе, обходя религиозные институты, которые объединяют людей. Розановым ставится проблема «индивидуальной религии», что ведёт к противоречию с общим понятием религии.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-rozanova.html
http://dc-summit.info/razdely/vera/2102-russkaja-religioznaja-filosofija-v-licah-vasilij-rozanov.html
http://spravochnick.ru/filosofiya/russkaya_filosofiya_19_veka_osobennosti_razvitiya_filosofskih_idey_v_rossii_v_pervoy_polovine_19_veka/v_rozanov_i_ego_filosofiya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector