В селах не хватает священников. О православии – в светских газетах

В селах не хватает священников. О православии – в светских газетах

В том, что современный читатель и зритель хотят узнавать о мире Церкви, сегодня уже вряд ли кто-то сомневается. О церковной жизни пишут многие издания, причем не только следуя за информационными поводами, то есть за событиями, происходящими в Церкви и имеющими общественный резонанс, но и рассказывая о мире Православия то, что просто может быть интересно читателю, что способно вызвать его отклик. В светском издании, например, мы можем прочитать как о возвращении Церкви ее имущества, что так или иначе касается всего общества, так и о буднях какого-либо монастыря. Та же тенденция характерна и для Саратова, местные газеты и телеканалы обязательно подготовят репортаж о строительстве нового храма, но и появление материалов о жизни сугубо внутрицерковной становится привычным явлением. Если рассматривать сотрудничество и взаимодействие Церкви и СМИ в качестве некоего процесса, то, конечно, оценивать его можно как непростой и требующий своего осмысления. У каждого из его участников есть свои интересы, свои представления о том, какими должны быть материалы о Православии, чтобы их читали и смотрели.

Церковь заинтересована в том, чтобы говорить о себе людям, имеющим стремление узнавать о происходящем за церковной оградой, таких читателей и зрителей сегодня на самом деле много. Но журналисты не всегда готовы рассматривать церковную жизнь, ее реалии и нюансы как повод для своего материала. Причин масса, и основные из них — «непривычность» темы для освещения и очень разное, порой полярное отношение к ней в нашем обществе.

В Саратове целый ряд СМИ, и электронных, и печатных, освещают церковную жизнь в самых разных ее аспектах. И в ходе Пименовских чтений за круглым столом встретились представители информационно-издательского отдела Саратовской епархии и руководители, редакторы СМИ, которые о церковной жизни пишут и рассказывают своим читателя и зрителям. Так как позади остался уже определенный этап работы, закономерно назрела потребность осмыслить уже приобретенный опыт, поделиться мыслями и наблюдениями с коллегами.

Тема доклада заместителя генерального директора ГТРК «Саратов» Сергея Утца была сформулирована так: «Критерии отбора информационных поводов и персоналий Русской Православной Церкви на региональный эфир гостелекомпании». Сергей Рудольфович поделился своими наблюдениями относительно того, что нужно сделать для того, чтобы голос Церкви был услышан. По его мнению, интересный собеседник, который «в теме»,— всегда находка для журналиста, берущего интервью, не важно, священнослужитель перед ним или человек, представляющий любую другую сферу деятельности. Также зрителями всегда будет востребована полезная, важная для них информация, но не поучение. Умение сказать то, что действительно хотят услышать люди, способность и готовность быть вместе с ними в беде и радости — это то, чего хотелось бы от представителей Церкви и журналистам, и зрителям. И когда эти условия будут соблюдены, тогда и вопрос о критериях отбора персоналий, по мнению докладчика, потеряет свою актуальность. Сотрудничество станет спонтанным. Пока же ему как журналисту, главе СМИ, не всегда понятно, для чего Церковь стремится к присутствию в СМИ. Ясно, чего хотят от телеэфира политик или чиновник, но к чему стремится Церковь? Более того, излишнее мелькание на экране, напротив, имеет часто противоположный эффект и не создает у зрителя позитивного отношения к Церкви.

Мысль о необходимости перешагнуть иногда через так называемый формат телеканала или издания ради того, чтобы рассказать о Православии, высказал генеральный директор «ТНТ-Саратов» Антон Комаров. Если зрителю предоставляемая информация нужна, и он готов ее смотреть, то почему не идти навстречу зрителю, невзирая на формат? Несколько месяцев назад на канале появилась ежедневная православная рубрика в рамках утреннего вещания регионального канала. Как основную цель создания передачи докладчик обозначил стремление разрушить существующие в сознании людей, воспитанных в атеистическом обществе, штампы о Церкви. «Мы никого не агитируем, мы лишь предоставляем информацию,— так обозначил миссию передачи на телеканале Антон Николаевич.— По моему мнению, сегодня для молодого человека прийти в Церковь — это совершить поступок. И если мы кому-то поможем сделать этот шаг, то будем только рады. Потому что «телесмотрение» сегодня наиболее удобный способ получения информации».

Наверное, самым сложным для журналиста, имеющего желание написать о Церкви, становится вопрос: как сделать, чтобы материал имел право на существование именно в данном, конкретном издании? Все мы знаем, для того, чтобы появиться в том или ином СМИ, текст должен соответствовать ряду требований — иметь актуальную тему или эксклюзивную информацию, быть в формате издания, не выбиваясь по языку и стилю. И, конечно, когда журналист пишет о церковной жизни, бывает нелегко соблюсти все эти условия.

Я как редактор проекта «Взгляд-Православие» рассказала об опыте ежемесячного выпуска в еженедельной городской газете четырехполосной вкладки православной тематики. Лишь вкратце повторюсь. В нашем обществе есть вопросы, обращенные к Церкви, которые буквально висят в воздухе, их очень много. Например, «Почему Церковь не стремится стать современней?», «Зачем она вмешивается в светскую жизнь?», «Почему Церковь находит средства для строительства храмов, но не помогает бедным?» и многие другие. Какие-то из них порой кажутся глупыми или грубыми, но если для ответа на них находить соответствующую форму — это могут быть и интервью, и репортажи,— то эти материалы всегда найдут своего читателя. Если же задаваться вопросом: «А должны ли мы, светские журналисты, стремиться писать о Церкви, когда, возможно, проще было бы писать о более знакомых сферах жизни?», то ответ может быть только один — должны. Потому что в современном обществе, потерявшем ценностные и нравственные ориентиры, на глобальные и самые важные вопросы, которые задает каждый человек – «Как жить?», «Как строить отношения с близкими?», «Как воспитывать детей?», Церковь способна дать по-настоящему глубокие ответы. Да и сам мир Церкви настолько удивителен и богат, что становится по-человечески досадно, когда видишь, какое огромное число людей пока с этим миром не знакомо.

Московский гость круглого стола Елена Ямпольская, заместитель главного редактора газеты «Известия», говорила о сложности заявленной для обсуждения темы, отметив, что вопросов она рождает значительно больше, чем ответов. Газета «Известия» регулярно освещает события, которые происходят в Русской Православной Церкви или к которым Церковь имеет отношение. Но как рассказывать о мире Православия в большем объеме? Этот вопрос пока остается открытым. Хотя в последнее время человек в священническом облачении стал обычным явлением в коридорах редакции. И на круглых столах, которые проходят в редакции, священники всегда желанные гости.

Схожую точку зрения высказал и генеральный директор «КП — Саратов» Дмитрий Шишкин. Мнение священника в газете обязательно должно появляться тогда, когда это оправданно, когда событие, о котором идет речь на страницах газеты, требует, например, еще и этической оценки.

Игумен Нектарий (Морозов), руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии, подвел некий итог сказанному, а главное — ответил на вопрос, прозвучавший во время выступлений: «Зачем Церкви присутствие в СМИ?»:

«Я обратил внимание на слова, которые мне часто приходилось слышать от журналистов. У них часто складывается впечатление, что Церковь занимается пиаром. Но задачи у нас, на самом деле, иные. Мы прекрасно понимаем, что есть проблема формата и в каждом издании он свой. И конечно, когда мы выходим с инициативой о сотрудничестве, нам бывает сложно, если нас просят определить, каким должен быть этот формат, потому что намного естественней, когда представители того или иного СМИ решают этот вопрос для себя сами. Еще более естественно, когда происходит то, о чем здесь уже шла речь,— у журналиста у самого появляется интерес к теме. И порой звучат вопросы некорректные, грубые и, как было сказано, глупые. Но я считаю, что этих «глупых» вопросов должно быть как можно больше, потому что это как раз те вопросы, которые рождаются где-то в недрах народной жизни. Люди о Церкви, о вере знают очень мало, и то, о чем они спрашивают, кому-то может показаться глупым и смешным. Но если мы все вспомним то время, когда мы в Церковь только приходили, то поймем, что мы начинали с таких же вопросов. И если бы в свое время некому было на эти вопросы ответить, то мы в Церкви, возможно, не оказались бы и не задержались.

И задача у нас — не показать себя с лучшей стороны и не популяризировать ни в коем случае Православие, а порой такая фраза тоже звучит. Наша задача иная. Мы хотим присутствовать в СМИ как в том ресурсе и том инструменте, который имеет сегодня самое большое влияние на сознание человека. Но присутствовать не для отстаивания каких-то земных сиюминутных целей, а для того, чтобы посредством этого присутствия могло происходить самое главное, ради чего Церковь и существует,— это встреча со Христом. И порой, когда человек читает газетные материалы, он переживает то, что на самом деле является для него началом той самой встречи. И ради этого мы работаем и существуем».

В дальнейшем разговоре участники круглого стола затронули разные темы и прозвучало немало вопросов. Должен ли журналист, пишущий о церковной жизни, быть ее знатоком или его непосредственное стремление что-то открыть для себя и позволит сделать материал интересным для таких же, как и он, неискушенных читателей? Или: стоит ли публиковать рассказ о Православии в так называемой «бульварной» прессе и, возможно, есть издания, которым Церковь должна была бы отказывать в сотрудничестве?

Читать еще:  Значение имени рафаил в исламе. Значение имени Рафаил

Проректор по учебно-методической работе Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Елена Елина высказала несколько неожиданное мнение, что не только Церковь заинтересована в том, чтобы ее голос присутствовал в светских СМИ, но и печатные издания только выигрывают от подобного сотрудничества. «Материалы православной тематики придают изданию ту респектабельность, которой порой очевидно не хватает нашим газетам,— поделилась своим читательским впечатлением Елена Генриховна. Когда смотришь публикации, сделанные на заказ, в которых не всегда находишь соответствие того, что написано, тому, что было на самом деле, а потом доходишь до православных страничек, то понимаешь, что наша журналистика еще на что-то способна, во что-то верит и еще в состоянии оправдать свою профессию».

А мне как одному из участников круглого стола и самого процесса взаимодействия светских СМИ и Церкви уже по его окончании — когда вновь обращаешься ко всему услышанному и пытаешься для самого себя найти ответы,— подумалось, что если бы разговор за круглым столом продолжился, непременно должно было в этой беседе появиться понятие ответственности. Потому что время, в которое мы живем, без всякой патетики, непростое, и гости, и участники круглого стола об этом неоднократно говорили. Так, Елена Ямпольская цитировала слова историка Дмитрия Кончаловского о том, что в государстве, где утеряны понятия греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием. Вряд ли кто-то из нас хочет жить в обществе с подобными порядками.

И если у Церкви есть ответственность перед обществом и есть стремление менять что-то, помогая в первую очередь измениться каждому конкретному человеку, то СМИ часто гонятся за сенсацией, скандалом, идут на поводу у не всегда высоких вкусов публики. Чувством ответственности Церковь часто движима и в своих инициативах общественной направленности. Один из ярких примеров — антиалкогольный проект «Общее дело», презентацию которого в Саратове неоднократно в ходе разговора вспоминали участники круглого стола.

Сегодня Церковь учится говорить с людьми на понятном им языке через светские СМИ, последние учатся писать о церковной жизни и находить в ней темы, способные взволновать светского читателя, заинтересовать его и вызвать живой отклик. И если бы обе стороны пришли к пониманию, что мы вместе движемся вперед и учимся говорить о Церкви людям, пока еще от нее далеким, вместе совершая ошибки и устраняя их, а не вступая порой в полосу непонимания и полемики, то тогда выигрывали бы в первую очередь читатели. А то, что люди сегодня о Церкви хотят узнавать и интересуются ее жизнью, не вызывает никаких сомнений. И вопросы, обращенные к Церкви, есть абсолютно у каждого человека, все мы знаем об этом по опыту общения с друзьями и близкими. И знаем, как часто самые важные жизненные вопросы остаются у людей без ответа на протяжении всей их жизни. Хотя порой человеку нужно совсем немного: просто, проходя мимо храма, открыть дверь и войти. И произойти это может благодаря журнальной статье или репортажу, который человек увидит или прочитает в светском, привычном для него СМИ.

О православии – в светских газетах

Здесь собраны три материала, опубликованные в разное время на страницах районных газет муниципалитетов, входящих в канонические пределы Выксунской епархии.

Поднять на щит величие матери

(газета «Сосновский вестник», Сосновский район, Павловское благочиние)

Почему современные женщины считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным? Как создать положительную культурную среду для маленьких нижегородцев? Как возрождаются храмы? Об этом и многом другом говорили сотрудники и редакторы областных и районных газет на встрече с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Она состоялась 12 ноября в архиерейской резиденции при Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода. Во встрече участвовала председатель Союза журналистов области, министр областного правительства, полномочный представитель губернатора в Законодательном Собрании О. Н. Носкова.

«Журналисты с огромным вниманием относятся к подобным встречам и ощущают потребность в таком общении. Читатели и слушатели живо интересуются вопросами, связанными с деятельностью Русской Православной Церкви», – сказала Ольга Николаевна, обращаясь к митрополиту Георгию.

Язык и вера

Пишущая братия приготовила владыке интересные вопросы, касающиеся разных сторон жизни. А начался разговор с экскурса в историю. Журналисты попросили митрополита Георгия рассказать, как ведется диалог со старообрядцами. Углубляясь в историю русского православия, владыка напомнил, что религиозное противостояние началось в 17 веке, но раны от церковного раскола до сих пор кровоточат.

– Надо бережнее относиться к духовным проблемам, – сказал владыка. И напомнил о том, что нашу великую страну всегда объединяли русский язык и вера в Бога.

О реставрации храмов

По мнению главы Нижегородской митрополии, реставрация храмов переживает большой подъём. Четверть века назад у нас было 40 храмов, сейчас их более пятисот. Нижегородцы испытывают большую потребность в духовной жизни, и потому храмы на нашей земле не пустуют. А вот опытных реставраторов, умеющих грамотно восстановить оскверненные храмы, в регионе мало. Их приходится собирать по всей стране. По словам владыки, у нас развито церковно-прикладное искусство. За последние два десятилетия в митрополии создана хорошая школа иконописцев, резчиков по дереву, жестянщиков, позолотчиков, специалистов по золотому шитью. Эти уникальные мастера вносят весомый вклад в благоукрашение храмов и возрождение православия на Нижегородской земле.

Не хватает священников

Почему на приходах часто меняют священников? Отвечая на этот вопрос, владыка привел простой пример. В 2014 году в митрополии построено 15 храмов и рукоположено в священники 12 человек. Батюшек не хватает, и потому более опытных приходится переводить с места на место. Рассказал руководитель митрополии и о строгом отборе в Нижегородскую семинарию, и о том, как в пастырском деле важно призвание.

Особый путь

Монашество – это особый путь, особый разговор Бога и человека. На Нижегородской земле восстановлены прекрасные монастыри, и в качестве примера владыка рассказал о возрождении Ворсменского Свято-Троицкого Островоезерского монастыря, который еще несколько лет назад представлял «строение в форме щебенки». Но пришли в это место монахи, в разрушенном храме зазвучала молитва, и постепенно монастырь стал оживать. Сейчас там действуют возрожденные храмы, налаживается монашеская жизнь, обитель посещают сотни паломников.

Быть мамой

Отвечая на вопросы журналистов о демографической политике, архипастырь подчеркнул: «В обществе необходимо поднять статус материнства, создать положительный образ матери. Нормой должны стать многодетные семьи, где воспитываются трое и более детей». Демографическую ситуацию в России владыка назвал катастрофической.

По наблюдению митрополита Георгия, многие современные матери считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным, и важно найти причину таких взглядов, чтобы исправить ситуацию. Правящий архиерей предложил пишущей братии поднять на щит величие женщины-матери.

Владыка рассказал о деятельности епархиального центра помощи семье и детям «Быть мамой», где женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут получить юридическую, психологическую и гуманитарную помощь. Благодаря проекту за последние полтора года от абортов отказались 67 женщин. Владыка вспомнил девушку из Чувашии, которая сначала требовала сделать ей аборт, а когда родилась дочка, она, стоя на коленях, с плачем просила у ребенка прощения.

О вечных ценностях

По просьбе журналистов владыка Георгий поделился планами по развитию епархиальных отделов образования и культуры. Он рассказал о работе православных детских садов и гимназий, которые по мысли архиерея могут стать образцами для светских учебных заведений.

– Плоды воспитания детей мы можем увидеть только через несколько лет: смогут ли они создать полноценные семьи, получить образование, проявить себя на ответственных должностях. Всё это и будет служить результатом работы, которую нужно проводить уже сейчас, открывая православные учебные заведения», – заявил архиерей.

Заметны добрые изменения и в сфере культуры. Митрополит Георгий подробнее остановился на мультфильме «Необыкновенные приключения Серафимы», который с огромным успехом прошёл во всех кинотеатрах страны. Это совершенно новое кино, рассказывающее о вечных ценностях, о вере, любви и милосердии. По мнению владыки, именно такие произведения создают положительную культурную среду, необходимую для воспитания детей.

– Мало не учить детей злу, надо учить их добру», – сказал архипастырь.

Он также напомнил о действующей в Нижнем Новгороде выставке «Покров над городом», объединившей полотна нижегородских художников. За две недели экспозицию посетили около шести тысяч человек, что говорит о возрастающем интересе людей к духовной тематике. Владыка призвал наших коллег рассказывать на страницах своих изданий о мастерах, чье творчество связано с православием.

Встреча митрополита Георгия с журналистами прошла в доброй душевной обстановке. Каждому участнику встречи владыка преподнес в дар подарочное издание «Нужно ощутить Христа в сердце… » и журналы, издаваемые в Нижегородской митрополии.

С музыкальным подарком – в ЗАГС

(газета «Наша жизнь, Ардатовский район, Ардатовское благочиние)

В канун Нового года и Рождества Христова в районном отделе ЗАГС царила праздничная атмосфера. С музыкальным подарком к работникам этой службы в их профессиональный праздник уже второй год подряд пожаловали юные вокалисты и инструменталисты под руководством заслуженного работника культуры РФ Виктора Ивановича Алексеева.

… Порадовали своим академическим пением и игрой на фортепиано Максим Куванов, Дарья Вдовина, Валерия Сахарова, Владислав Панов, Кирилл, Серафим и Александр Кузнецовы. Глядя на своих воспитанников, Виктор Иванович, за плечами которого пять десятилетий творческой деятельности, испытывал чувство гордости. Он и сегодня уверен, что из этих ребят могут получиться прекрасные певцы и музыканты. И в этом сомневаться не приходится. В «районке» мы не раз писали, что его ученики, ардатовские мальчишки, становились лауреатами всероссийских и даже международных конкурсов! Его ученик– победитель проекта «Голос-4»!

Читать еще:  К чему снятся числа. К чему снятся цифры во сне — толкования из различных сонников

Приятным известием для Виктора Ивановича стала победа его бывшего ученика иеромонаха Фотия, а в миру Виталия Мочалова, в телепроекте «Голос». Педагогу звонили коллеги из Нижегородской музыкальной школы №11 имени Бориса Мокроусова, в которой он много лет работал, и вместе с ним радовались такому успеху выпускника.

– Виталий Мочалов был с детства увлечен музыкой. Именно через музыку и пришел к воцерковлению, – поделился с нами, газетчиками, Виктор Иванович. – Семь лет я занимался с ним вокалом. Однажды как очень способного ученика решил пригласить его в созданный мною церковный хор при Кафедральном соборе. И он согласился. А потом с удовольствием посещал при воскресной школе православный лагерь «Благовест»… Сегодняшним успехом иеромонаха Фотия на российской сцене восхищен! Не ошибся и во многих других своих учениках, которых около сотни. Кто-то из них успешно занимается академическим пением, кто-то музицирует, кто-то преподает. Особой моей гордостью является Татьяна Ситнева, ныне проректор Нижегородской консерватории. Что же касается Виталия Мочалова, то, признаюсь, до сегодняшнего дня не знал, как сложилась его судьба после окончания музыкальной школы. Но в одном из интервью как победитель четвертого сезона проекта «Голос» он рассказал, что после школы поступал в музыкальное училище, но учеба прервалась переездом с родителями в Германию. Спустя некоторое время молодой человек вернулся на Родину и связал свою жизнь с одним из монастырей Калужской области. Оставаясь неравнодушным к музыке, брал уроки вокала в Москве. С благословения своего наставника схиархимандрита Власия принял участие в проекте «Голос» и продемонстрировал необыкновенный оперный голос при исполнении арий, романсов, лирических песен. Обладая удивительно теплым и согревающим душу тенором, добротой, спокойствием и благожелательностью, покорил сердца зрителей и стал победителем. Искренне радуюсь за него!

(газета «Приокская правда», Навашинский район, Вачское благочиние).

Особенность Крещения – великое освящение воды. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение, употребляя для исцеления и укрепления душевных и телесных сил. Но, как говорят сами священнослужители, окунаться в прорубь – дело добровольное, но именно крещенская купель с каждым годом привлекает все больше людей. В Крещенский сочельник мы присутствовали на озере Святое Дедовское при чине Великого освящения воды в купели, где сразу же нашлись желающие окунуться в нее.

Чин водоосвящения называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о Крещении Господнем, в котором церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Во время службы иерей Георгий Казин напомнил присутствовавшим о великом чуде, свершившемся тысячелетия назад, когда Предтеча, Иоанн Креститель, уготовляя пути Господу, призвал народ принять крещение в реке Иордан. Люди становились в холодные воды и исповедовались в своих грехах, очищаясь для праведной жизни.
– Обряд освящения воды служит напоминаем, что Господь везде и всюду. Но, самое главное нужно помнить, что не купанием проверяется вера. Когда вы окунаетесь в воду на Крещение, нужно не просто омыть тело этой святой водой, но самое главное – омыть душу от греха, – отметил настоятель храма села Поздняково иерей Георгий Казин. – Омовение святой водой – покаяние Господу. Вот тогда обряд омовения святой водой будет считаться настоящим Крещением и принесет пользу вашему здоровью и душе.


После того, как батюшка последний раз с молитвой окунул в прорубь крест, присутствовавшие при освящении воды умылись ею и сделали несколько глотков.

Сразу же нашелся смелый мужчина, который захотел первым окунуться в только что освященную прорубь:

– После того, как окунешься в ледяную воду, холода совсем не ощущаешь, все тело словно горит, – поделился впечатлениями Павел. – Купаюсь каждый год, верю в то, что вода именно в этот праздник является особенной. Может быть, это совпадение, но после того, как я стал купаться на Крещение, я практически забыл, что такое болеть.
То же самое отметила и Галина Ежкова, которая следом окунулась в прорубь.
– Вот сейчас окунулась, и в теле такая легкость, ощущения просто непередаваемые.
Те, кто не смог окунуться в прорубь в Крещенскую ночь, смогут это сделать в течение всей недели.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.

Чего не хватает современным миссионерам?

Ответы пастырей

12 июля – день апостолов Петра и Павла, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы ко Христу привеших». Мы, их последователи, увы, и близко не сравнимы с первоверховными апостолами. Что же мы, современные люди Церкви, зачастую делаем не так? И как надо?

Главная формула православного миссионерства

– Преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Это главная формула православного миссионерства нисколько не устарела. И она касается не только таких святых, как преподобный Серафим. Эта формула имеет отношение к каждому из нас. Никакие организационные формы вовлечения в церковную жизнь не будут работать, пока не произойдет встречи с человеком, который живет как-то по-другому, чем ты. Такая встреча вряд ли произойдет в лекционном зале, на молодежном мероприятии или благотворительном концерте. Все это хорошо, но это только способ показать человеку какой-то путь и направление, а дальше нужна возможность такой встречи. Вот именно такой возможности современный человек часто не имеет.

Протоиерей Николай Емельянов В современных социологических исследованиях есть интересное наблюдение. Сколько ни агитируй за большую семью, за рождение детей, никто больше детей рожать не станет. Более того, в Италии на государственном уровне даже организовали специальный «день плодовитости», в рамках которого проводилась массированная агитация за рождение детей. Эта агитация вызвала огромный скандал и неприятие в обществе, и больше ничего. Напротив, когда мы исследовали молодые семьи на приходах, то увидели замечательное явление, которое назвали «заражением». Если появляется счастливая большая семья, в которой люди умеют жить специфической многодетной жизнью, то этот пример оказывается настолько убедительным, что всем сразу тоже так же хочется. Такие семьи начинают появляться одна за другой.

Примерно так же растет и церковная жизнь. Появляется какая-то крепкая и живая приходская община, с теми же большими и счастливыми семьями – и сразу всем хочется, чтобы и у них было так же, в ней хочется жить. Это самое главное, нужное и настоящее миссионерство. И так делали святые апостолы – приходили в город и устраивали там христианскую общину, а потом шли дальше. И таких общин пока очень мало. Думаю, что следующий этап нашей церковной проповеди – это проповедь через общину и в общине. Главное, что мы делаем не так – мы мало уделяем сил, внимания и заботы взращиванию таких общин.

Лучшими миссионерами всегда были простые христиане, которые не пытаются переделать окружающих

– Когда-то, еще будучи студентом Московской духовной академии, я очень пламенел миссионерскими идеями. Состоял в миссионерском отделе академии, еженедельно ходил в Сергиево-Посадский СИЗО, где от души беседовал с заключенными, точнее, находящимися под следствием. Преподавал на богословских курсах, которые зачастую и утверждали людей в жизни церковной. Беседовал с учащимися разных учебных заведений. Писал статьи в миссионерский сборник и потом с горечью слышал, как эти сборники находили разорванными. Ездил и общался с одним невоцерковленным академиком в надежде, что он со своей семьей утвердится в Православии. И так далее. С той же миссионерской целью начал писать книги. И что-то удавалось, а что-то нет.

Было еще много чего. Отдельное направление – проповедь через СМИ, прежде всего, на телевидении. Но о громких успехах от своей миссии никогда в итоге не слышал, потому что обращение человека к Богу – всегда сокровенная, личная встреча души со Спасителем. И ты можешь быть только небольшим помощником, ведь задача не в том, чтобы на себе, на своей личности людей сосредоточить, а чтобы они с Богом были. Встреча же души с Богом всегда сокровенна и очень интимна, и для самого миссионера неизвестно, когда и как это с отдельным человеком случится.

Обращение человека к Богу – всегда сокровенная, личная встреча души со Спасителем

Поделюсь своими личными размышлениями. Точнее, некоторыми размышлениями.

В жизни православного христианина нужна, прежде всего, подлинность. И в этом смысле лучшими миссионерами всегда были простые христиане, которые хранят верность Христу, работают над собой, а не пытаются переделать окружающих.

Вот Господь сказал в Евангелии: «Вы – свет мира… И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14– 16). Но не все мы можем быть светильниками, мы зачастую к этому неспособны. От нас требуется хотя бы стать маленькой свечечкой, освещающей небольшое пространство вокруг себя – в своей собственной семье, на работе, в общении с близкими. Люди готовы тянуться и к маленькой свечке, потому что света и тепла нам всегда не хватает. А если в тебе не видят подлинной христианской жизни, то кто поверит твоему слову, твоей проповеди? Люди судят о Церкви по нам, по тому, как мы ведем себя, какое отношение являем к людям. И нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Читать еще:  Даниил на еврейском языке. Значение имени данил

Священник Валерий Духанин В подлинном миссионерстве исключена навязчивость.

Если ты наставительным тоном пытаешься кого-то учить: «Слушайте меня, я знаю, как правильно, потому что я православный(-ая)», то допускаешь огромную ошибку. Правильность Православия должна следовать не из наставительной речи, а из подлинной христианской жизни. Если же и говорить, то слово должно быть ясным, чистым и добродушным. А это всё зависит от сердца твоего: какое в тебе сердце, таким и слово твое будет.

Подчас лучше не думай о миссионерстве, ибо у кого-то это превращается в спортивный интерес, сопровождается своего рода азартом – непременно доказать другому превосходство Православия. Это уже поиск состязаний ради победы над оппонентом. Но не словесная победа приводит людей к Православию, а когда открывается твоему ближнему в твоей жизни дух Христов.

Не словесная победа приводит людей к Православию, а когда открывается твоему ближнему в твоей жизни дух Христов

В храме встречай каждого пришедшего с добром, без попреков. У пришедшего останется светлое впечатление – он придет вновь. Случится осадок от встречи с тобой – вряд ли захочет еще с тобой встретиться.

Но в конечном итоге стоит помнить, что обращение людей ко Христу во многом надо оставить на волю Божию. Господь Сам ведает, в какой час, кого и каким образом призвать. Наши человеческие, даже самые добрые, попытки подчас разбиваются в ничто. Ведь воля другого человека всегда вершит свой личный выбор. По крайней мере помолись об этом человеке, чтобы Господь призвал и спас его.

И миссионерство приложится к праведности

Священник Сергий Бегиян Священник Сергий Бегиян:

– Есть хорошая восточная пословица: сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Вероятно, мы как раз этим и согрешаем. Без конца все говорим и говорим о миссионерстве, а нужно просто жить Христом. На День святых апостолов нужно и говорить словами апостолов. Вот великий Павел, сколько трудов он понес? Лучше его самого не скажешь, он и говорит, словно сравнивая себя и с нами тоже: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 23–29).

Как они жили, апостолы Христовы? Постоянно на грани, постоянно на пределе человеческих возможностей и своих собственных сил. Работали своими руками для пропитания, чтобы не отягощать паству (ср. Деян. 18, 3), были готовы на всякое время к страданиям и смерти, лишь бы проповедь процвела. Даже бывало, что и спорили, выбирая, как лучше поступить для проповеди (ср. Деян. 15, 2).

Жизнь ли это вообще в нашем понимании? Кто так живет из современных миссионеров? Это жизнь только ради Христа. Это и не жизнь вовсе, а «муки рождения» (Гал. 4, 19) на свет общины.

Это означает поставление себя на крайнюю степень сочувствия человеку, когда, кроме его спасения, в мире нет ничего более важного

А мы пытаемся сделать миссионерство «современным», или «молодежным», или «мультикультурным», вульгарно понимая слова апостола «для всех сделался всем» (1 Кор. 9, 22), как изменение стиля общения. В то время как это означает выход из себя, поставление себя на крайнюю степень сочувствия человеку, когда, кроме его спасения, в целом мире нет ничего более важного. В то время как это ежедневное умирание ради Бога и ближнего.

Что же делать? Читать Священное Писание и пытаться жить по нему. И миссионерство приложится к праведности.

Нужно создание приходских общин, которые из своих недр произведут горящих верой священников

Священник Александр Дьяченко Священник Александр Дьяченко:

– Возьмите время апостолов Петра и Павла. Это время, когда первые христиане со дня на день ожидали второе пришествие Спасителя. Потому жили и верили чрезвычайно харизматично. Всё, что делали тогда эти люди, они делали в Духе Святом. Они погружались в Него, молились, и даже земля содрогалась, когда они пребывали единодушно вместе. Ученики Христовы продавали своё имущество, а вырученные деньги проживали всей общиной. Кому оно нужно, это имущество, если со дня на день придёт Христос?

Даже тень, падающая от проходящих апостолов, исцеляла больных. Пожертвовать земной жизнью ради жизни вечной для людей той эпохи было делом естественным. Павел мечтал быстрее разрешиться от «телесной храмины», чтобы поскорее соединиться со Христом.

Ещё одна важная особенность того времени – почти не было людей, не верующих в того или иного бога. Таких, как Демокрит, насчитывались единицы.

Но Христос не пришёл. Церковь была вынуждена организовываться в структурированный организм со своими внутренними законами. Более того, христианство, победив язычество, само превратилось в государственную религию. Множество язычников мимикрировало под христиан. Постепенно утрачиваются харизматические дары. Монашество и появилось как форма протеста церковному обмирщению.

Мы, сегодняшние христиане, живём уже не столько Духом, сколько правилами и церковными предписаниями. Не противопоставляя себя безбожному обществу, легко идём с ним на компромисс. Парадокс: крестятся все, а литургия проходит в полупустых храмах. Номинальные христиане перестали нуждаться в Теле и Крови Христовой. Недаром наше время определяется как «постхристианское».

Мы, сегодняшние христиане, живём уже не столько Духом, сколько правилами и церковными предписаниями

Думаю, мы, сегодняшние, делаем то, что можем и в состоянии делать. Мы говорим, морализируем, призываем людей к нравственной жизни, но грех интересней и изобретательней, чем добродетель. Тем более в эпоху зарождающейся цивилизации компьютерных людей.

Что можно делать в такой ситуации и на что нацеливать церковную миссию? В моём представлении – это создание приходских общин, которые из своих недр произведут новых, горящих верой, священников. Нам крайне не хватает апостолов!

Сегодня в Церкви обсуждается положение о светской работе священнослужителей, позволяющего священникам совмещать служение в Церкви с работой на производстве или где-то ещё. Это очень правильный шаг, который позволит привлечь в ряды священства людей самостоятельных, состоявшихся, живущих верой во Христа. Вокруг таких священников и будут формироваться новые христианские общины.

Нам не хватает полноты жизни во Христе и со Христом

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин:

– Сила апостольской проповеди заключалась в том особенном состоянии духа Божьих учеников, о котором апостол Павел сказал: «уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2, 20). Всецелая самоотверженность, всегдашнее живое и ясное осознание присутствия Христова и Его неотступной помощи в делах благовествования (особенно явственное после сошествия Святого Духа) – всё это делало проповедь апостолов такой многоплодной и результативной, как сказали бы сейчас. Но и результат-то заключался в первую очередь не в том, что человек начинал соблюдать какие-то обязательные правила, которые, как мы помним, для обращенных язычников сводились к необходимому минимуму (ср. Деян. 15, 29), но в совершенном внутреннем преображении человека, когда главное место в его жизни занимал Сам Христос, и Его заповеди становились основанием новой жизни. И такое преображение становилось возможным не только потому, что апостолы рассказывали людям об истинной вере, а потому, что они делились с ними благодатным опытом собственной жизни во Христе и со Христом в недрах Его Церкви.

Современным миссионерам порой не хватает полноты жизни во Христе и со Христом

Именно это участие апостолов в жизни Самого Христа и являлось залогом успеха их многотрудной проповеди. Нам же (то есть современным миссионерам) порой не хватает того самого опыта действительного и живого воцерковления, то есть полноты жизни во Христе и со Христом, без которой любая проповедь не может быть успешной. Ведь можно много говорить о каких-то правильных и нужных вещах, можно мечтать о себе, что ты «для всех сделался всем», но если твоя деятельность не будет осолена Духом Святым, если она не будет в полном смысле этого слова свидетельством, то вся эта деятельность в лучшем случае останется бесплодной, а в худшем – посеет соблазн и будет создавать в новообращенных неверное представление о Христе, об истинной вере и о жизни, согласной с ней.

Источники:

http://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_7812
http://vyksa-eparhia.ru/publikacii/o_pravoslavii_v_svetskih_gazetah/
http://pravoslavie.ru/122366.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: