В каком веке появились иконы. Икона, с которой всё и началось

История возникновения иконы

Икона в переводе с греческого означает образ. В Византии в период формирования христианского искусства так называли изображение событий священной истории, независимо от материала и техники исполнения.

Самые ранние образцы икон датируются VI веком. Первые иконы писали греческие мастера. Живопись наносилась красками в растопленном виде. Связующим веществом красок являлся воск. Техника живописи – энкаустика. В Синайском монастыре хранится образ Христа Пантократа датируемый VI веком, написанный в технике энкаустики. Разновидностью энкаустики стала восковая темпера. Иконы писали по меловому грунту-левкасу минеральными и органическими пигментами на липовых досках растертыми с яичным желтком.

Иконопись развивалась преимущественно в странах с восточной ветвью христианства. Икона является основным символом веры, средством общения с Богом. По церковному преданию, первая икона появилась при жизни Христа. Лик, знакомый под названием Нерукотворный Спас. История создания иконы рассказывает о живописце царя Эдессы, посланного изобразить Иисуса. Иисус Христос вытер лик платом, на котором отпечатался Его образ. Церковное предание приписывает первые рукотворные иконы евангелисту Луке, написавшему иконы Божьей матери, святых апостолов Петра и Павла.

На Русь сложившиеся технические приемы и художественные принципы принесли греки. Для средневековой иконописи характерны особые изобразительные приемы – плоскостность, отсутствие натуралистической моделировки объема, обратная перспектива, золотые фоны, локальный цвет. Святой на иконе находится вне времени, в ином мире. Иконный образ обращен к молящимся прихожанам. Иконописец передавал не столько конкретный, физический облик и предметы, а выражение их духовной основы. Первые иконы появились на Руси из Византии в начале VIII века.

В VIII веке на Руси возникает конфликт между сторонниками и противниками почитания икон. Седьмой Вселенский собор 787 года принял догмат иконопочитания. Богословские основы принесли более глубокое понимание иконы.

Символические цвета в иконе имели в православной культуре особое значение. Золотой – основной цвет иконы. Цвет символизирует великолепие царствия Божия, свет святости, вечности, благодати. Белый цвет – означает чистоту Христа и сияние Божественной славы. На иконах святых и праведников изображали в белом. Синий – цвет Богоматери, собравшей воедино земное и небесное, бесконечность неба, вечного мира, мудрость. Красный – цвет жертвы Христа. Мучеников на иконах изображали в красных одеждах. Красный цвет – победа жизни над смертью, символ Воскресения. Крылья архангелов-серафимов сияют красным небесным огнем.

Начиная с XI века, появились у греческих мастеров ученики – монахи Киево-Печерского монастыря. Родоначальником русской иконописи считается преподобный Алипий. В Киево-Печерском монастыре, Алипий участвовал в росписи мозаик Успенского собора. Икона Богоматери, написанная Алипием, была передана в дар Ростовскому Успенскому Собору.

Читать еще:  Неопозитивизм в философии. Современная философия

Монгольское нашествие в XIII веке приостановило развитие иконописи и написание новых икон на Руси. Искусный иконописец XIII века – Святитель Петр, Митрополит Московский.

Апогей иконописи в России выпал на XIV-XV века. Лучшие мастера – Андрей Рублев, Савва, Феофан Грек, Дионисий, Александр и Даниил Черный. Непревзойденным шедевром Рублева считают икону Святой Троицы, написанную в первой половине XV века. Сюжетом послужило явление праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов. Сюжет наполнен глубоким богословским содержанием.

В XVI веке известными иконописцами названы митрополит Московский, Симон, Варлаам и Макарий. В XIX столетии древняя иконопись сохранилась в сельской местности Владимирской губернии. В XX веке иконы стали рассматривать как религиозную и культурную ценность.

В России особо чтимые иконы: «Владимирская» икона Божией Материи, икона Божьей Матери «Казанская», икона «Знамение Пресвятой Богородицы», икона Божией Матери «Смоленская», «Феодоровско-костромской» икона Богородицы, образ Богоматерь «Донская», икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Как появились первые иконы

Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

Немного из истории написания раннехристианских икон

С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками. Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства. Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Читать еще:  Можно ли ходить в мечеть. Правила посещения мечети

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным. Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя. А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

Откуда в христианстве появились иконы?

Иконы, ставшие для современного человека одним из символов христианства, в особенности Православия, появились в Церкви не сразу. Да и сама христианская иконопись развивалась с течением времени, впитывая в себя культурные настроения общества и новые техники рисования. Так откуда же в христианстве появились иконы? И почему для православных христиан так важно их наличие в храмах? Ответы на эти и многие другие вопросы мы раскроем в нашем материале.

Священное Писание не содержит прямых указаний на обязательное иконопочитание для христиан. Однако церковное Предание дает нам несколько историй связанных с почитанием изображений. Первая из них – это предание о Нерукотворном Образе, лике Господа Иисуса Христа чудесно отпечатавшимся на полотенце, которое было дано для исцеления правителю Авгарю в город Эдессу. Вторая – предание согласно которому, апостол Лука написал первую икону Богородицы, которую благословила сама Пречистая. В первые века христианства изображения не были широко распространены, но не по каким-либо вероучительным причинам, а по практическим. Христиане часто подвергались гонениям, и потому часто вынуждены были менять места для богослужений. Даже частные дома, в которых проводились собрания общин, старались не выделять особым образом, чтобы не навлечь преследований.

Исключением из этого положения вещей стали Римские катакомбы, где христиане собирались часто и могли чувствовать себя в безопасности. Именно здесь мы видим первые образцы христианской живописи: фрески «Пастырь Добрый», «Христос: Альфа и Омега» и другие. Христиане хотели выражать свою веру и молитвенное состояние не только через молитвы и песнопения, но и в искусстве. Это и стало толчком к развитию первых иконописных изображений, которые отличались натуралистичностью, яркостью красок и символизмом сюжетов.

Читать еще:  Соник про сны купить новое пальто. Сонник: к чему снится пальто

Такой стиль в иконописи преобладал и после установления христианства как государственной религии в Римской империи, и в период первых Вселенских соборов. Иконописцы того времени использовали античную технику энкаустики и пытались уже найти особый стиль в написании, который бы позволял донести до зрителя богословский смысл христианства. Уже в то время начинают оформляться первые черты иконописного канона. В 590 году Трулльский собор запретил изображать Христа символично (как ягненка или иным образом), а только как Богочеловека. К сожалению, до нашего времени дошло немного икон этого периода, поскольку большая их часть была уничтожена во время иконоборческого гонения в империи.

Движение против икон остановило развитие иконописи более чем на столетие. Однако восстановление иконопочитания Седьмым Вселенским собором в 787 году и полученное за годы споров богословие иконы явились полезными факторами для нового этапа в иконописании. Отныне икона не просто изображение, которому верующие оказывают почтительное поклонение. Икона теперь несет еще и вероучительный смысл, отражает догматы Церкви для простого народу. Эта миссия меняет и сам стиль иконописания: он становится более застылым, двухмерным и очень символическим. Складывается особый иконописный канон или правила как правильно писать иконы. Центрами иконописания становятся земли Византийской империи и Южной Италии. И если итальянская школа впоследствии была вытеснена религиозной живописью эпохи Возрождения, то в Византии иконопись развивалась в рамках канонов жанра, хотя и получая некоторое влияние со стороны общества.

На Руси первые иконописцы из славян стали появляться уже в XII веке. Это известные мастера–монахи — святые Алипий и Григорий Печерские. Постепенно к XIII веку уже почти в каждом большом городе была своя иконописная школа. Древнерусские изографы следовали канонам и в то же время добавляли к образам местный колорит. Это проявляется на русских иконах в чертах лиц Христа или Богоматери, общей стилистике оформления образа. Далее иконописание в украинских землях продолжало развиваться своим самобытным путем. Примером тому служат иконы XIII – XIV веков сохранившиеся в храмах Западной Украины, а также более поздние иконы времен казачества, которые впитали многие элементы казаческого или украинского барокко.

В XXI веке иконопись не стоит на месте, как и любое другое искусство. Современные иконописцы стараются по-новому осмыслить каноны жанра, подать их в новом, близком для современного человека свете. Ведь желание выражать свою веру в красках остается с нами. Оно всегда будет актуально для христиан нового тысячелетия также, как это было и во времена первых веков христианства.

Источники:

http://sicona.ru/blog/istoriya-vozniknoveniya-ikony
http://omolitvah.ru/ikony/kak-poyavilis-pervye-ikony/
http://axios.world/news/otkuda-v-hristianstve-poyavilis-ikony.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector