В каком монастыре хранятся оригинальные горельефы. Восточный фасад Храма Христа Спасителя

Памятники на задворках: горельефы с Храма Христа Спасителя

Старинные горельефы — фрагменты наружного украшения старого Храма — до сих пор хранятся на территории Донского монастыря. Они вмонтированы в крепостную стену монашеской обители, и прячутся за деревьями, высаженными у ограды. Раньше они украшали стены самого знаменитого храма страны, сейчас — вмонтированы в небольшие ниши. Не в небе, как раньше, а недалеко от земли — так, что каждый посетитель монастыря может подойти, потрогать. Туристов здесь много, отношение разное: кто-то успел покрасить ноготь на ноге одной из скульптур.

Некоторым фрагментам не нашлось места и в стенах. «Красивейшие скульптуры из белого мрамора стоят, запорошенные снегом, в непогоду -забрызганные грязью. Да, за ними стараются следить работники Донского, но я одного не понимаю -предмет искусства такого масштаба и красоты не интересует чиновников от культуры?» — пишут на многочисленных форумах гости монастыря. Памятники нуждаются в реставрации, без нее мрамор становится более уязвимым для внешних угроз. Столетия назад и воздух был чище: в окружающей среде таилось гораздо меньше опасных выбросов.

По проекту, на Храме Христа Спасителя — 48 горельефов. Они изображают просветителей Христовой веры, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск в войне 1812 года. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.

Втоптать все в грязь

«Это крупицы былой славы, былой красоты, — рассказывает Олег Стародубцев, заведующий кафедрой Церковной истории Сретенской духовной семинарии, — посмотрите, как проработана каждая деталь — до морщинки, до ногтя на пальце. Это сейчас мы имеем возможность все это разглядеть, а ведь тогда они находились на приличной высоте. Но работа проделана фантастическая».

Горельефы с взорванного храма спасли чудом. В июле 1931го года святыню обнесли забором, в декабре — взорвали, но за это время кто-то успел вывезти ценные фрагменты на территорию Донского монастыря, который уже тогда был закрыт. Во времена, когда церковь была под запретом, поступок был смелым. Историки предполагают, что это сделал Алексей Щусев — академик архитектуры, автор генплана советской Москвы и проекта Мавзолея. Советская власть благоволила Щусеву и он мог использовать личный авторитет для спасения фрагментов Храма. А уже через три года, на территории Монастыря начали создавать Музей Архитектуры, где нашли приют многие осколки и фрагменты разрушенных храмов, церквей, старинных «буржуазных» построек. Все это покоилось на территории вместе с шалашами папуасов и фрагментами советского искусства — в музее ценилось разнообразие экспонатов.

«То, что удалось спасти хоть что то, большая удача. Советской власти была цель — втоптать все в грязь. Храм Христа Спасителя — это памятник победе русского оружия, былому патриотизму. Там внутри были плиты, на них золотыми буквами выбиты имена каждого отличившегося в Отечественной войне 1812 года, вплоть до низших чинов, если они действительно совершили подвиг, — рассказывает Олег Стародубцев. -Эти плиты потом пошли на электросчетчики, на лавки для бань, …. Историю сохранили так. Это вопрос политический, храм был слишком весомым, слишком много говорил о памяти русского народа об Отечественной войне. А историю начинали с нуля».

В 1991 году московские власти передали территорию Донского монастыря Русской православной церкви, и все экспонаты вывезли. Остался только знаменитый некрополь — здесь можно найти могилы Солженицына, Деникина, государственных деятелей прошлых веков — и горельефы.

Возрождение Храма

Спустя три года разрушенный Храм Христа Спасителя начинают воссоздавать заново. Один из первых вопросов, который встает перед создателями — что делать с сохранившимися фрагментами. Мэр Москвы Юрий Лужков предложил использовать их при строительстве — провести реставрацию, встроить в концепцию нового Храма. Такие поручения он отдавал специальной комиссии еще в 1997 году. Однако руководитель проекта воссоздания художественного облика — Зураб Церетели — от этой идеи отказался.

«Прошлый храм строили десятилетиями, мы подняли его всего за 2, 5 года, — вспоминает Церетели. — Мы использовали самые новые технологии, чтобы усовершенствовать его — с дверью, которую раньше могли открыть только девять человек, теперь легко управлялся один. Стены с фресками, которые раньше страдали от холода, защитили с помощью специальной воздушной прослойки внутри — чтобы роспись сохранялась как можно дольше».

Читать еще:  Сонник приснился гнилой зуб. К чему видеть гнилые зубы во сне? Самостоятельно вырвать гнилой зуб

Мраморные горельефы с территории Донского в реконструкцию не взяли — вместо них Зураб Церетели предложил копии из бронзы. «Бронза — материал вечный, для скульптора он идеален, белый мрамор в наших условиях быстро темнеет, страдает от коррозии. Бронза — материал на века», — говорит президент Российской Академии художеств.

Критики скульптора считают это слишком явным отходом от оригинала. Многие искусствоведы сохраняют нейтралитет, говорят: время такое. «Конечно, белый мрамор создает совершенно другой облик, он символизирует чистоту, легкость. Бронзовые горельефы диссонируют, цвет тяжелый, желтый, — комментирует искусствовед Татьяна Бажутина. — Но все делалось быстро, в сжатые сроки, поэтому получилось, как получилось».

«Посмотрите на эти лики, — говорит Олег Стародубцев, — какое величие, какая духовность, запечатленная в камне. После Отечественной войны его строили как храм памяти, когда народное воодушевление было так высоко, что купцы выстраивались в очередь с целым обозами кирпича, чтобы отдать его бесплатно, а комиссия оценивала его качество, и при малейшей претензии обозы отсылались обратно. Было воодушевление, был ответ русского духа! Современный храм — совсем другая история, и сравнивать — не нужно. Другие исторические условия. Те художники, которые работали над новым, выросли в советское время: плакатная живопись, „весь мир до основания мы разрушим“, и вдруг нужно сделать такое. А как? Где образ, где пост, где молитва? Почему там, на старых горельефах, такие совершенные лики? Потому что все через сердце. Россия восстанет, но не сразу, нельзя требовать многого».

Частицы истории

Татьяна Бажутина отмечает, что опыт использования подлинных фрагментов в России есть — например, Триумфальная арка, которая сейчас установлена на Кутузовском проспекте. В Европе подобная практика распространена достаточно широко. Но с горельефами — сложнее. Во-первых , они числились как музейные экспонаты, и изъятие их из фондов могло занять много времени. Еще одной из причин, по которым фрагменты старого храма не использовали в новосозданном, было их состояние. «Они несколько лет пролежали во дворе монастыря, на открытом воздухе, на земле, несколько лет. Только после войны их вмонтировали в восточную стену. Естественно, их состояние сильно ухудшилось, не все дошло до нашего времени в первозданном виде».

Татьяна Бажутина с коллегами подавали заявку, предлагали властями выделить средства на реставрацию горельефов на территории Донского монастыря, но в программу этот проект так и не включили.

Читайте также: Вехи истории храма Христа Спасителя: к годовщине освящения

Сейчас горельефы, которые после переезда музея остались на территории монастыря, принадлежат церкви, поэтому не получают поддержки ни у министерства культуры, ни у московских властей. Их содержат, чистят и реставрируют сотрудники монастыря, средства на это получают с пожертвований.

«Нас иногда упрекают, почему вы ничего не делаете, но где мы возьмем деньги? — замечает Олег Стародубцев, который также работает помощником наместника Донского монастыря по историко-архитектурной работе. — Понятно, что в центре Москвы монастырь не будет заброшен никогда. У нас молодой, энергичный отец-наместник , к нам приходят добровольцы, которые за свой счет предлагают восстановить что-нибудь из исторического наследия. Так, все вместе, пытаемся сберечь частицы истории».

Горельефы взорванного храма Христа Спасителя спрятаны в Донском монастыре

Посетив в середине мая Донской монастырь, я узнал, что большую часть его территории занимает некрополь, который возник в конце XVII века. Спустя 100 лет в «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина этот некрополь упоминается, как главное кладбище богатого купечества и элиты русского дворянства в Москве.

На официальном сайте http://www.donskoi.org/ отмечено: «На памятниках Донского некрополя можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Грушецкие, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены выдающиеся писатели и поэты, архитекторы и ученые…». Однако в советское время к купеческим и дворянским фамилиям в некрополе присоединились совершенно другие люди – невинные жертвы террора, царившего в годы сталинизма.

Вот, что написано в исторической справке «Некрополь Донского монастыря»: «К 1927-му году находящийся на территории монастыря храм преподобных Анны Кашинской и Серафима Саровского был переделан под крематорий, в котором с 1934-го года и до начала 1950-х годов кремировали расстрелянных жертв сталинских репрессий. При этом, скорее всего, их прах был захоронен рядом с крематорием на кладбище, однако явных доказательств этому факту не обнаружено и по сей день».

Читать еще:  Боги древней греции. Отец Зевса - кто он? Имя, история

Во многих источниках Донской монастырь также называют «Архитектурным кладбищем», и тому есть своя причина. В частности, в монашеской обители были спрятаны разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. В 1967 году ворота были вывезены из монастыря и установлены на Кутузовском проспекте.

Я нашел на сайте http://www.donskoi.org/ следующую информацию: «…в советское время обители приходилось хоронить не только человеческий прах, но также и скрывать в своих стенах памятники разрушенной Москвы. Еще до отечественной войны в монастыре располагался музей русской архитектуры, в который свозили все фрагменты уничтоженных советской властью памятников старины. Как свидетельство разрушения города в северной стене помещены наличники церкви Успения Божией матери на Покровке и Сухаревой башни, а в восточной — горельефы храма Христа Спасителя».

Чудом сохранившиеся в Донском монастыре горельефы взорванного храма Христа Спасителя произвели на меня неизгладимое впечатление. Сейчас на месте мраморных горельефов в восстановленном храме красуются произведения Зураба Церетели, несравнимые с шедеврами мастера А.В.Логановского, создавшего уникальные скульптурные композиции в 1847- 49 г .г.

К счастью, в Донском монастыре сохранились не только отдельные фрагменты горельефов храма Христа Спасителя, но и целые скульптурные панно А.В.Логановского.

Впечатляет размах и мастерство скульптора, который отразил библейские сюжеты столь реалистичным образом. Каждый герой в горельефах А.В.Логановского — это живой человек со своим характером, костюмом, социальным статусом, жестами, эмоциями и индивидуальным выражением лица. Все персонажи горельефов словно замерли на миг и вот-вот оживут.

Не менее интересные горельефы создал А.В.Логановский по сюжетам древней истории Руси. На своем очередном панно скульптор отобразил сразу нескольких исторических персонажей, о которых на Руси слагали легенды и чей героический образ до сих пор жив и почитаем.

Меня удивили выражения лиц героев горельефа. Скульптору удалось так реалистично отобразить черты лица каждого исторического персонажа, словно он знал этих людей в жизни и создавал свои шедевры с живой натуры.

Вот такие шедевры скрыты от посторонних глаз в восточной стороне Донского монастыря. Горельефы вмонтированы в крепостную стену монашеской обители, и большая часть скульптур закрыта ветвями и кронами деревьев, высаженных прямо у стены. Поэтому заметить столь огромные скульптурные панно непросто. Многие посетители монастыря проходят мимо горельефов, не замечая их, и углубляются в изучение надгробных памятников некрополя. А ведь горельефы с храма Христа Спасителя являются жемчужиной архитектурной коллекции Донского монастыря, способной завладеть вниманием и удивить любого человека.

Москва

55° 45.3138 ′N , 37° 37.0724 ′E
55.75523N, 37.61787E
55°45′18.83″N, 37°37′4.35″E

1476 материалов по 1 485 объектам, 48 272 фотографии

  • Карта
  • Заметки 1475
  • Фотографии 48 272

Ссылки от бывалых

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Храм Христа Спасителя. Горельефы на северном фасаде

Материал понравился:

Эта заметка является частью дневника «Храм Христа Спасителя»

Издалека Храм Христа Спасителя я видел многократно, но подойти поближе смог только в этом году. Мне храм понравился, а особенно скульптуры и горельефы, опоясывающие все внешние стены. Когда мы попрощались с Максимом после прогулки по Москве 21 июня 2016 года, то я потратил некоторое время, чтобы сфотографировать их. Сначала я хотел разместить их в одном фотоальбоме, но потом решил сопроводить фотографии справочной информацией и разбил фотографии на 4 альбома, по числу фасадов храма.

Изначальный Храм Христа Спасителя строили почти 44 года — с 1839 по 1884 год, восстановление после разрушения в 1931 году происходило гораздо быстрыми темпами — с 1994 по 1997 год. Технологии и материалы изменились по сравнению с XIX веком, при этом этом новое поколение старалось экономить на всём. Поэтому горельефы, которые украшали внешние стены храма, из мраморных превратились в бронзовые. Часть оригинальных горельефов сохранилось в Донском монастыре после разрушения храма.

Сюжеты для горельефов на религиозные и исторические темы были выбраны Святителем Филаретом (в миру Василием Михайловичем Дроздовым) (1782-1867), бывшего митрополитом Московским и Коломенским с 1821 по 1867 год.

Святитель Филарет. Портрет работы Владимира Гау, 1854 год (Из Интернета)

Обойдём храм Христа Спасителя по кругу и полюбуемся горельефами при арках дверных и оконных проёмов, достигающими высоты 5 метров.

Этот фасад обращен на Волхонку и обычно отсюда входят многочисленные группы туристов.

В арке больших средних врат изображены Святые апостол Пётр (слева) и апостол Павел (справа).

Позади каждого из апостолов по два евангелиста, всего их на горельефе четыре. Это авторы четырёх канонических Евангелий, входящих в Новый Завет, — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Четыре евангелиста (миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 года) (Из Интернета)

Апостолы Пётр и Павел считаются двумя наиболее почитаемыми апостолами и их называют первоверховными святыми апостолами. После вознесения Христа Пётр и Павел проповедовали его учение по всему миру.

Считается, что апостол Пётр

Апостол Пётр (Из Интернета)

Хотя апостол Павел

Апостол Павел (Из Интернета)

Автором изначального горельефа был скульптор Александр Васильевич Логановский (1812 — 1855).

Александр Васильевич Логановский (Из Интернета)

Автор воссоздания Виктор Хачатурович Думанян (1926 -2004).

Виктор Хачатурович Думанян (Из Интернета)

При арке правых малых врат изображены Святой равноапостольный царь Константин (справа) и его мать Святая Равноапостольная царица Елена (слева).

Римский император Флавий Валерий Аврелий Константин, более известный как Константин I Великий, был рождён язычником, но перед смертью в 337 году принял христианскую веру, до этого, начиная с 313 года, предпринимал меры для того, чтобы христианство стало государственной религией Римской империи, а в 332 году издал эдикт об уничтожении языческих храмов.

Святой равноапостольный царь Константин. Фото из Интернета

Флавия Юлия Елена Августа ( Елена Равноапостольная) была матерью римского императора Константина I. Уже в зрелом возрасте под влиянием своего сына приняла христианство. В возрасте 80 лет предприняла путешествие в Иерусалим, где ею были организованы раскопки на Голгофе и был обретён Животворящий Крест. Помимо этого ею были построены храмы на библейской земле: на Голгофе — храм Гроба Господня Храм Гроба Господня, в Вифлееме — базилика Рождества Христова Здесь родился Христос, на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа.

Святая Равноапостольная царица Елена. Фото из Интернета

Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт (1805—1867).

Пётр Карлович Клодт (Из Интернета)

Дмитрий Никитович Тугаринов (Из Интернета)

При арке левых малых врат изображены святой равноапостольный благоверный князь Владимир ( справа) и святая благоверная княгиня Ольга (слева).

Киевский князь с 978 по 1015 год Владимир Святославович крестился сам и крестил Русь.

Князь Владимир. (Из Интернета)

Княгиня Ольга, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Первой из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси.

Княгиня Ольга (Из Интернета)

Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт.
Авторы воссоздания Константин Константинович Константинов (1943 года рождения)

Константинов К.К. (Из Интернета)

При оконных арках порталов:

«Святой апостол Андрей» и «Святой великомученик Георгий» (справа).

Апостол Андрей более известен как Андрей Первозванный, потому что он был первым из учеников и апостолов, которого призвал Христос.).

Андрей Первозванный. (Из Интернета)

Великомученик Георгий Победоносец — один из самых почитаемых христианских святых. Со времён Дмитрия Донского считался святым покровителем Москвы.

Георгий Победоносец (Из Интернета)

Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт.
Автор воссоздания: Георгий Вартанович Франгулян, 1945 года рождения Неожиданная Москва. Железные люди, идущие на водопой .

«Святой благоверный князь Даниил Московский» (справа) и «Святой Савва Звенигородский» (слева)

Даниил Московский был первым удельным князем Московским, родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей Памятник первому князю Московскому.

Даниил Московский (Из Интернета)

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, один из наиболее известных русских святых.

Савва Звенигородский (Из Интернета)

Автор изначального горельефа: Николай Александрович Рамазанов (1817—1867).

Рамазанов (Из Интернета)

Белашов (слева) Фото из Интернета

«Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослабю» (справа).

Многим из нас известны с детства легенды о Куликовской битве. Согласно одной из них князь Дмитрий Донской обратился за благословением к Сергию Радонежскому.

Благословение Сергия Радонежского (Из Интернета)

Пересвет и Ослябя (Из Интернета)

«Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков» (слева).

События перед Куликовской битвой перекликаются с событиями 1612 года. Когда ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стояли возле Сергиево-Троицкого монастыря, то именно архимандрит Дионисий Радонежский

Дионисий Радонежский (Из Интернета)

Автором изначального горельефа был скульптор Александр Васильевич Логановский.
Автор воссоздания Александр Иулианович Рукавишников (1950 года рождения).

Источники:

http://aif.ru/realty/pamyatniki_na_zadvorkah_gorelefy_s_hrama_hrista_spasitelya
http://anar-gasimov.livejournal.com/7065.html
http://turbina.ru/guide/Moskva-Rossiya-112312/Zametki/Khram-Khrista-Spasitelya-Gorelefy-na-severnom-fasade-97890/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector