В каком городе построен успенский собор. Успенский собор (Московский Кремль)

Успенский собор Московского Кремля

ГЛАВНОЕ

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков, наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков.
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

Успенский собор Московского Кремля — главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, в котором венчались на царство все императоры династии Романовых. Успенский собор также являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Это один из самых древних и замечательных культурно-исторических памятников России, символ древнерусского зодчества. Собор был построен в 1475-1479 годах и посвящен празднику Успения (отхода к Богу) Богоматери, которая, как считается, особо покровительствует России. Свой высокий статус собор сохранил и после того, как в начале XVIII века столица Российской империи была перенесена в Санкт-Петербург.

Архитектор собора, итальянец Аристотель Фиораванти, удивительным образом соединил русские традиции церковного строительства и современные ему европейские архитектурные технологии. Помимо архитектуры, храм примечателен настенной живописью: прекрасные фрески XV‒XVII веков являются наглядным примером православного монументального искусства. С 1990 года Успенский собор является Патриаршим кафедральным собором. Но богослужения в соборе проводятся редко, и фактически он всегда открыт для туристов.

Здесь в раках почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в 1326 году на этом месте был заложен первый Успенский собор, а также покоится прах московских патриархов свв. Ионы, Филиппа II и Гермогена. В Успенском соборе находятся несколько бесценных древние иконы XIII в.-XIV в.

История строительства собора

История его строительства была долгой и богатой событиями. Первый храм на этом месте появился при князе Иване Калите (в начале XIV века), но вскоре обветшал и перестал вмещать всех прихожан. .Да и Москва уже перестала быть центром отдельного княжества – она превратилась в столицу объединенного Русского государства. Поэтому в XV веке началось строительство нового собора – большого и украшенного соответственно своему высокому статусу. Строительством руководили архитекторы Кривцов и Мышкин. Примечательно, что в качестве образца им было предписано взять Успенский собор города Владимира, который был политическим и культурным центром Руси в XII-XIV веках. Таким образом, московские князья стремились подчеркнуть связь между старой и новой столицами, продемонстрировать роль Москвы как города-объединителя русских земель.

Строительство велось быстро, новый храм был возведен до уровня сводов, но в 1474 году обрушился в результате землетрясения. Созванная тут же «следственная комиссия», состоявшая из псковских мастеров-каменщиков, установила, что при работах был использован некачественный раствор, да и материал был плохой. Возможно, не случись природного катаклизма, здание простояло бы несколько лет, но вряд ли дошло бы до наших дней. Тогда великий князь Иван III, очевидно, утратив доверие к отечественной строительной школе, принял решение заказать проект приглашенному архитектору из Италии – Аристотелю Фиораванти. Ему также было предписано ориентироваться на владимирский Успенский собор, в остальном же была предоставлена относительная свобода действий. Стройка, которой руководил итальянец, поразила москвичей скоростью и новыми приемами работы. При этом Фиораванти пришлось построить первый в Руси кирпичный завод, располагавшийся в современном московском районе Калитники.

Архитектура и убранство

Творение Фиораванти является украшением Москвы и жемчужиной Соборной площади. Он чутко воспринял дух и смысл русского церковного зодчества, его простоту, строгость, традиционное пятиглавие, перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса. Использовал он характерный для Москвы облицовочный материал – белый камень. Однако Фиораванти привнес и новые черты в русское искусство: Успенский собор напоминает некоторые зальные церкви севера Италии, так как все его своды расположены на одной высоте. Благодаря этому его внутреннее пространство получилось очень целостным и светлым. Опираются своды на четыре круглые колонны с капителями, форма которых также была традиционной для Италии XI‒XIII веков. Еще одна особенность Успенского собора – удлиненная западная часть, что роднит его с привычными для Аристотеля базиликами. Таким образом, архитектору удалось сделать собор большим и вместительным, сохранив при этом привычные для русского храма пропорции. Из-за этого главный купол храма, расположенный по традиции над амвоном, поддерживается опорами разной формы: двумя круглыми колоннами и двумя квадратными столбами, расположенными за алтарной преградой. Новым для Руси было широкое применение в строительстве кирпича, из которого выложены крестовые своды, квадратные столпы и барабаны.

Читать еще:  Старец аристоклий афонский пророчества. Старец аристоклий афонский

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько бесценных древних икон: «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Успенский собор Московского Кремля

Здесь венчали на царство и отлучали от церкви

Это главный храм Кремля. В Успенском соборе венчали на царство всех русских царей. Здесь проходили обряды бракосочетания и крещения. Сюда приходили молиться, собираясь в военный поход. Здесь избирали митрополитов и патриархов. Здесь же их хоронили. И среди фресок есть работа, канонизирующая строительство самого собора.

Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

Читать еще:  Заместитель савва архимандрит тутунов телефон. Архимандрит Савва (Мажуко): Страсть к жизни нужно беречь

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Читать еще:  Если во сне собираешься замуж. Сонник - Замуж выходить за вдовца

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Паникадило «Урожай». 1817 год.

После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.

Революция и Советская власть

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».

Внутреннее убранство

Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены. В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана. Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.

В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.

Расписание Богослужений

Богослужения начали проводить в Соборе Успения Богоматери в Кремле с 1990 года. Однако Службы проводятся только по большим праздникам, а вход возможен лишь по специальным приглашениям. В обычное время в Соборе работает музей.

Как добраться до Успенского собора

Собор расположен на территории Кремля. Вход в Кремль осуществляется по билетам через Боровицкие Ворота.

Контактные данные

  • Точный адрес Храма: город Москва, Кремль, Соборная площадь.
  • Телефон: 8 (495) 695-37-76.

Фотографии

Успенский Собор – главный Храм Москвы. В нем происходили важнейшие государственные события. Поэтому можно увидеть фотографии, а также живописные изображения Храма в книгах по истории Москвы, путеводителях по Москве и Кремлю, в исторических изданиях.

На снимках и картинах представлен как внешний облик Храма, так и его внутреннее убранство: роспись, иконостас, важные достопримечательности и реликвии.

Источники:

http://ru.moscovery.com/%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F/
http://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/uspenskii-sobor
http://pravednik.info/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya-i-arxitektura.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: