В какой день почитают бога велеса. Великий Велесов день: самый значимый славянский праздник! Зимние славянские праздники и обряды
Великий Велесов день
ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ или ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР — Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими — Вещими и, по поверьям, всегда сбываются.
В пору двоеверия на Руси 11 февраля отмечали день святого Власия — покровителя скота, «Коровьего Бога». О сём в народе говорили: «Власьев день — Коровий праздник», «Власий — сшиби рог с Зимы», «У Власия и борода в масле». Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.
Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) — 15 февраля. В этот день «зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше ягнились, а поутру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.
Месяц лютень — Кологодный удел Велеса
Сам февраль, или по-славянски «лютень» был месяцем, когда властвовал Велес. Почти все дня имели значения, сопряженные с ним.
Так по сию пору выделяют два Велесова Святодня:
Большой (Великий) Велесов день — 11 февраля;
Предшествующий ему Малый Велесов день — 3 февраля.
Также Велесу посвящены семь дней — вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки) — между Велесом Малым и Велесом Великим:
3 февраля — Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник),
4 февраля — Велес Студёный,
5 февраля — Велес Корович (или Велес Коровятник),
6 февраля — Велес Телятник,
7 февраля — Велес Лукавый,
8 февраля — Велес Серповидец,
9 февраля — Велес Житный Дед,
10 февраля — Велес Зимобор,
11 февраля — Велес сшиби рог с Зимы.
Вскоре после них празднуются:
15 февраля — Велес Овчар,
16 февраля — Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день).
Празднование Велесовых дней в эпоху двоеверия
В эпоху двоеверия на Руси отмечали:
3 февраля — Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют», «Власий коней седлает») — по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи;
4 февраля — Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный — Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»;
5 февраля — Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») — в деревнях творили обереги на скот;
6 февраля — Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы»);
7 февраля — святой Лука («Пришёл Лука — пеки пороги с луком») — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;
8 февраля — Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»);
9 февраля — Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат — хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»);
10 февраля — Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас — никак, скоро весна у нас»).
11 февраля — день святого Власия — покровителя скота («Власьев день — коровий праздник», «Власий — сшиби рог с Зимы», «У Власия борода в масле»). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.
Вскоре — 15 февраля — отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара — покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой», «На Онисима Зимобора — Зиме время вспять поворотить»).
16 февраля — отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Так же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило — Сын Велесов — «воздевает Зиму на вилы».
Ход действа народного на праздник Велеса
Великий Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:
«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли — играли,
А с поля шли — скакали».
Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу — «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем — «Ай! Ай!» — бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». В стародавние времена попавшихся навстречу забивали насмерть. Сейчас трудно поверить, что женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.
Велесов День – что мы знаем об этом празднике?
Необходимость написания данного материала обусловлена наличием в Сети чудовищного количества информации, источником которой является… На самом деле не совсем ясно, что именно является источником подобной информации, а ее объемы реально угнетают. Мы ни в коей мере не претендуем на единственно верный вариант трактовки сущности данного праздника, ведь в конечном итоге каждый из нас – искра творения и каждый сам выбирает, чем и как себя ограничивать. Тем не менее, обладать информацией и не делиться ею, на наш взгляд, не правильно.
День Велеса наши предки праздновали 28 февраля. Сегодня многие общины празднуют его 11 февраля, ни коим образом не мотивируя своей позиции. На самом деле оба варианта имеют право на существование, однако, мы склоняемся к тому, что верна первая указанными нами дата (28 февраля в переводе на «современный» убогонький календарь). Мы делаем такой вывод на основе того, что текстовые источники с упоминанием этой цифры значительно древнее исследовательских работ, в которых говорится об 11 февраля.
Кроме того, не стоит упускать из виду тот факт, что с момента целенаправленного искоренения славянской (истинно православной) традиции на Руси (а именно – с 988 года) появилось немало околославянских и псевдославянских религиозно-этических направлений, целью которых стало банальное запутывание тех, кто стремится к знаниям, но не ведает их предвечного истока. Отдельным родовым элементам на протяжении многих поколений осознанно внушались искаженные постулаты и доктрины, поэтому к XVIII-XIX веку на территории России уже существовали десятки, если не сотни вариантов проведения одного и того же праздника (о сущности этого явления см. другие материалы по славянским праздникам на данном сайте).
Именно поэтому не всегда можно определить точную дата проведения тех или иных традиционных обрядов. В отношении Дня Велеса ясно одно – его праздновали в феврале (10-37 Гэйлет в славянской традиции). И вполне очевидно, что этот праздник не связан с каким-либо природным явлением (разве что – середина зимы?). Конец зимнего сезона, если помните, у наших Предков обозначен празднованием Масленицы. Поэтому вероятнее всего День Бога Велеса был «привязан» к историческому событию, возможно, к посещению Мидгарда этим богом. Ведь сегодня не многие знают, что не только Перун и Даждьбог приходи на эту планету. И не только эти боги оставляли нам Веды, сакральные своды наставлений и разъяснений о сущности мироздания. Существует несколько Велесовых Вед (не путаем с Велесовой Книгой), которые записывались жреца со слов самого Велеса, пришедшего на землю.
В тоже время вполне вероятной выглядит теория о том, что День Велеса начал праздноваться во время «изгнания» этого бога на Мидгард (по различным данным это произошло в промежуток времени от 350 до 40 тысяч лет назад). По легенде Велес фактически развязал войну между Ариями и Темными Расами, украв у последних целый флот, состоящий из экспериментальных биомеханических кораблей (по другой версии это были не корабли, а особый вид биологической жизни, контролируемый темными). Однако, все отлично понимали, что война была лишь вопросом времени и Велес попросту ускорил процесс, выбрав момент, когда система Ярилы -Солнца (окраинная система в жизненном пространстве белой расы) покинула нейтральную территорию, вновь оказавшись под протекторатом Ариев. Поэтому и наказанием ему послужила символическая ссылка на Мидгард на три года. Именно тогда наши Предки стали особо почитать Велеса, ведь он подарил людям множество искусств (по разным источникам – письмо, поэзию, волхование, фехтование, кузнечное дело и тд), а также помогал восстанавливать разрушенные крайней ассой города.
Так или иначе, но исконно День Велеса начинали праздновать в 18:00 11 или 28 февраля. Волхвы или (позже) жрецы читали соответствующие обрядовые тексты (Правьславления), благодарили Велеса за его добрые деяния. Затем славили и других Богов Святорасы, приносили огненные требы – крады. Потом наступало время традиционного общего хоровода вокруг большого костра.
Затем жрецы читали различные лекции эзотерического плана, проводились огненные и другие яркие представления. В некоторых источниках упоминаются состязания поэтов и мечников. Завершался вечер всеобщей трапезой и прославлением многомудрого Велеса.
К сожалению, нет больше никаких достоверных сведений о проведении праздника, который в письменных источниках именуется Велесов День. Однако на основе доступной нам информации можно сказать, что это был светлый, положительный праздник, эффектный и крайне зрелищный, что вполне логично, потому что Велес почитается богом волшебства и магии. В День Велеса волхвы проводили некоторые сакральные обряды, неизвестные большинству людей и недоступные в другое время. Они пробуждали к жизни тайные, могучие силы и сейчас мы уже не можем с точностью определить сущность тех ритуалов. Но несомненно, что Велес всегда считался покровителем Мидгарда (наряду с другими Богам Великой Расы), а потому его День был одним из ключевых в календаре древних славян.
Зимний и летний день снопа Велеса — заговоры, молитвы и славления
День снопа Велеса отмечался 12 июля, а зимний праздник этого божества – 11 или 28 февраля. Узнайте о том, как проходило празднование. Ниже находятся тексты славлений, славянских молитв и заговоров, обращенных к Велесу.
День снопа Велеса 12 июля — что это за праздник
День снопа Велеса отмечается 12 июля. Такое название этот славянский праздник получил за то, что с этого дня наши предки приступали к покосу и заготовке сена. Занимались этим видом работ в то время, пока роса еще лежала на травах. Сохранился даже приговор, с которым в старину косили сено:
Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой!
12 июля, в летний день, посвященный Велесу, почитался славянами последний сноп с поля. По преданиям, в него переходил дух поля, а значит, и дух этого божества. Каждая семья также брала по снопу с поля и устанавливала его в доме, как оберег от бед на целый год, до следующего покоса.
День Снопа Велеса
В этот же день заканчивали пахоту и приступали к подготовке к посеву озимых культур. Наши предки старались вспахать землю до летнего Велесова праздника, взборонить — до дня Перуна, засеять — до Спаса.
Кроме этого, 12 июля почитался камень Алатырь, который и сейчас упоминается в каждом втором заговоре. Под этим сакральным камнем находится вход в Навь, и только бог Велес сумел отвалить его от входа. Ранее души умерших не могли попасть в загробный мир. Установленный в честь этого божества камень на перекрестке трех дорог в летний праздник покрывали бычьей шкурой. Ее поливали родниковой или колодезной водой. Она стекала по шкуре в подставленные местными целителями кувшины. Такую воду использовали для лечения больных.
В день снопа Велеса проходили и выборы жертвы богу Перуну . Грозному славянскому богу было недостаточно еды и питья, а также принесенных в жертву животных. Он требовал человеческой крови. Как правило, в жертву Перуну приносили пленных врагов, а если таковых не было, выбирали жертву из рабов.
Зимний День Велеса — 28 или 11 февраля
День Велеса славяне праздновали не только летом, но и зимой. Сейчас сложно установить точную дату этого праздника. В наше время славянские общины все еще спорят по поводу правильности двух дат — 11 и 28 февраля. Праздник начинался вечером, после заката.
Празднование зимнего дня Велеса
Празднование начиналось с прочтения жрецами славлений в знак благодарности Велесу за то, что он подарил людям. После славлений и молитв приносились требы. По завершению обрядовой части праздника наступало время хороводов вокруг большого костра. В честь Велеса устраивалась и праздничная трапеза, в которой принимало участие все поселение, от мала до велика.
День Велеса в феврале отличался большей зрелищностью, чем летний праздник в его честь. Устраивались различные огненные представления, состязания мечников и лучников, кулачные бои в честь божества. По поверьям, 28 или 11 февраля Велес отбивает рога Зиме, и она теряет свою силу.
Ведьмы в этот светлый праздник во все времена пытались навредить людям, имея на это свои причины. На Велесов день они делали заломы на полях, чтобы испортить урожай. Для того, чтобы защититься от происков обиженных селянами ведьм, по углам поля втыкали стебли чертополоха.
Заговор на исполнение желания — Велес поможет в любом деле
Славянский бог Велес может открыть пути к исполнению любого желания, если правильно попросить его об этом. Разумеется, никакого чуда не будет. Вам все еще будет нужно предпринимать действия, которые нужны для достижения выбранной цели. Однако пути будут открыты, то есть, движение к цели будет легким и беспрепятственным.
Заговор на исполнение желания к Велесу — привлекающий, то есть, использовать его для удаления чего-либо из своей жизни или наказания врагов нельзя. Можете попросить прибыли, здоровья, помощи в открытии в своего дела, удачного супружества — чего угодно, но только положительного характера. Проводится обряд на растущей луне, начинать нужно с понедельника. Время — рассвет.
Обряд проводится на протяжении семи дней. Потребуется для него высокая свеча из натурального воска. Ее цвет может быть любым, кроме черного. Нужны также 7 иголок и 7 небольших ключей. Ключи подбирайте легкие — они будут висеть на иглах, воткнутых в свече. Можно брать сувенирные и даже в виде элементов для бижутерии. Придется запастись также берестой и медом.
Если домашнего алтаря у вас нет, придется его сделать. Отведите подходящий столик под это дело и предупредите домашних, чтобы ничего не трогали.
Начните с четкой формулировки вашего желания. Заранее напишите его на бересте так, словно желаемое событие уже произошло. Например: «я получил повышение» или «я выхожу замуж за достойного человека».
Произнесите славление Велесу, текст которого найдете ниже, и зажгите требный огонь, или принесите малую требу. Требный огонь или малая треба — это восковая свеча в честь божества. Запаситесь семью свечами на все время обряда, они должны каждый раз догорать до конца.
Обмажьте свечу медом и установите ее на бересте с написанным желанием. В равных промежутках воткните в свечу иглы, на каждую из них повесьте по ключу. Теперь от требного огня зажгите обмазанную медом свечу и читайте заговор:
Как огонь горит, как вода течет, как птицы летят, как звери бегут
Так то Велес дороги открывает, замки отпирает, преграды убирает.
Семь дней свеча горит, семь ключей на ней висит —
Ключи падают, замки открывают, дороги моему желанию отпирают
Во славу Велесову, по моему слову, слово моё крепко. Истинно!
После заговора произнесите вслух свое желание. Свеча должна гореть, пока не упадет верхняя игла с ключом. После этого ее нужно погасить пальцами. Упавшие иглы и ключи не трогайте, пусть лежат на алтаре все семь дней. Когда упадет последний ключ, сожгите бересту у домашнего алтаря. Пепел от нее, иглы, ключи и воск от ритуальной свечи храните под порогом или возле входной двери так, чтобы никому не попадались на глаза.
Молитвы Велесу — по окончанию дела, перед сном и за умерших
В старину по окончанию любого дела читалась молитва Велесу, дабы труд принес только хорошие результаты:
Ты венец делу всему и жизням земным, Велесе, Боже наш! Пусть наполнится сердце мое радостью от сотворенного, ибо деяния мои с сердцем чистым и помыслами светлыми. Пусть проявятся дела мои плодами благостными и славой роду моему! Благослови, Велесе, пусть будет так!
Обращение к Велесу в молитве перед сном поможет видеть пророческие сны, а также защитит от любого зла, которое подстерегает спящего:
Ночь на землю ступает, Велес по зорям похаживает! Боже наш, он Ведами владеет и дорогу к Нави знает. Молю Отца Велеса, душу мою беречь во сне, басуров отгонять и плохие мысли не пускать. Пусть вижу я сны добрые и пророческие, чтобы в ладу и покое сердце мое пребывало. Пусть сон мой будет сладким как у ребенка здорового и бодрого, ибо во сне здоровье жизненное суще. Пусть будет так! Слава Велесу!
Как открывателю дороги в Навь, которая была завалена Алатырь-камнем, этому божеству молятся и за умерших. Славянская молитва Велесу за усопших родственников и друзей:
Владыка наш, Боже всезнающий — Велес! Славу тебе пою во время радости и печали. О Тебе помню, потому что Ты податель мудрости, богатства и оберег душам нашим на пути в Мир Иной. Отче над Богами темными-таемными, обрати взгляд свой на душу Внука Даждьбожьего (имя). Пусть дух его наберется силы в Нави, Душа очистится от скверны и поднимется в Явь. Здесь же мы встретим родича нашего песнями и славами. Тебя, Боже, Велес, почитая. Сколько звездам сиять в Диве ночном, сколько Солнцу светить во Сварге Синей, столько и Внукам Даждьбожьим славить и выполнять завещания Твои, Владыка наш. Слава Велесу!
Колославы Велесу — славянские мантры
Колослав — это короткий текст, который полагается произносить до тех пор, пока сердце не преисполнится восторгом и благодарностью. Они схожи с тибетскими мантрами, и действуют на подсознание и мироздание приблизительно так же.
Славянские мантры, по большей части, посвящены богам, в которых верили наши давние предки. Так, колославы Велесу традиционно напевались во время праздничных хороводов в его честь, а также тогда, когда нужна была помощь этого божества.
Гой есе Велесе! Велесе есе гой, гой!
Как и тибетские мантры, колославы Велесу можно напевать или читать про себя, мысленно.
Текст славления Велесу
Славления Велесу читаются перед принесением требы, обращением за просьбой к божеству и после того, как получили дар от него:
В ночи Велес идет по Сварге, по молоку Небесному, идет к своему чертогу. А на Заре возвращается к воротам. Там мы Ждем его, чтобы начать песни и славить Велеса от века и до века. И славить его Храмину, которая блестит многими Огнями, И становится вся жертвенницей чистой. Это Велес научил Праотцев наших орати землю, засевать Целины и жать снопы колосистые на стружденных полях, и ставить сноп при огнище в доме, и почитать Его, как Отца Божьего, Слава Велесу!
Свод здравы Велеса — что это такое
Свод здравы Велеса
Свод здравы Велеса — это отдельная часть комплекса славянской гимнастики, учение о которой было восстановлено врачом и спортивным инструктором, специалистом в восточных единоборствах и нетрадиционной медицине В.Э. Мешалкиным. Славянская здрава была разработана совместно с врачом-неврологом Е.Р. Баранцевичем.
Упражнения схожи с теми, которые присущи многим восточным техникам, однако корни у них именно славянские, если верить авторам книг о славянской гимнастике. Каждый свод здравы посвящен славянским богам в соответствии с тем, что представляет каждый из них. Так, по словам автора, свод здравы Велеса имеет следующее значение:
Нынешняя книга описывает тренинги наших предков — славян, позволяющие «открывать» стопы (Велесожары) и значительно увеличить свой Силовой потенциал, определяющий крепость физического тела, моральную устойчивость и духовную целеустремленность.
В целом Велес был одним из самых почитаемых славянами богов. Ему было посвящено два праздника в году, которые отмечаются в славянских общинах и сейчас. С древних времен сохранилось немало славлений, молитв, заговоров и даже колослав, посвященных Велесу.
Источники:
http://slavyanskaya-kultura.ru/prazdniki/velikii-velesov-den.html
http://radogost.ru/velesov-den.html
http://grimuar.ru/poltergeist/slavyanskie/den-velesa-slavlenie-molitvyi.html