В эпоху античности человек считался. Античный человек и античная культура

В) человек в античной культуре

Главное – отношение к человеку в античной культуре было двойственным.

Справедливым будет утверждение, что человек как телесно-духовное существо – центр всей греческой культуры, особенно периода классики. Для греческих историков, скульпторов, архитекторов, философов, человек, его образ служат своего рода точкой отсчета, когда речь идет о мудрости, красоте и других формах совершенства. Храмы сообразованы с человеком, мерой его восприятия и разумения: “жилища” богов величественны и грандиозны. Но не настолько, чтобы подавлять человека. Величественны и человечны сами боги. Их функция состоит в том, чтобы служить людям образцом для подражания.

Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом… Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному».

Протагор: «Человек есть мера всех вещей». По Демокриту мерой всего, что существует, является не всякий человек, а только мудрец.

Фундаментальной установкой всей греческой культуры стал тезис «Познай самого себя» (изречение было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах) – призыв к самопознанию. У Сократа это самая главная часть учения.

Платон развивал мысль о душе человека, которая, по его мнению, состоит из трех частей: идеально-разумной, вожделяюще-волевой и инстинктивно-аффективной. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своем поведении эгоистическими соображениями, а не истиной, справедливостью и разумом.

Аристотель признавал главным и решающим в человеке ум, интеллектуальную деятельность. Но он считал, что человек – общественно-политическое существо, само существование которого невозможно вне общества, его нравственно-правовых норм и государственных структур. Но человек способен к самостоятельному выбору образа жизни и деятельности. У античного человека было сильно развито полисное сознание. Жить по-человечески, не по-варварски – значит жить в полисе, участвовать в полисной жизни. Человек это тот, кто участвует в жизни полиса. Античная культура сформировала идеал человека, в котором сочетаются физическое, духовное совершенство, а также качества человека-гражданина (калокагатия). В полисе человека охраняют не только боги, но и законы. Зависимость человека от полиса сродни зависимости человека от коллектива в первобытном обществе. И там и там человек чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Для человека не было ничего страшнее, чем изгнание из полиса.

Однако, несмотря на полисный коллективизм, сам полис создавал условия для рождения индивидуальностей, ярких и сильных личностей. Жизнь полиса, его экономика, ориентированная на устойчивые внешние связи, его политическая жизнь требовали от человека неординарных решений, проявления его личных качеств. Сам факт, что индивид может быть духовно независимым от общества и действовать вопреки обществу, был своего рода открытием для греков и стал еще одним фактором кризиса полиса.

Для мышления античного человека характерен рационализм, изживание образно-аналогического мышления.

Но в античности не было представления о личности. А что было? Было представление о прекрасной материи, о вещи. Чтобы появилась личность, нужно было отделить человека от космоса, от всеобщей субстанции. Но человек пока еще лишь часть космоса в ряду других вещей.

Античная идея личности сводится лишь к ее физическим, внешним характеристикам.

В условиях обязательного подчинения личных интересов общественным, всех, кто выделялся из коллектива своим неординарным образом мыслей, поведением, недолюбливали и карали. Например, философ Анаксагор был изгнан за инакомыслие. Были изгнаны Протагор, осуждены Перикл и его друг скульптор Фидий, которого обвинили в том, что его скульптуры имеют портретное сходство. Однако, именно “изгоняемые” оставили после себя значительный след в культуре и памяти потомков.

Участвуя в Олимпийский и других состязаниях, грек проявлял себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда они выражали идеи и ценности города-государства. У статуи, которая создавалась и устанавливалась в честь победителя, отсутствовали индивидуальные черты. Это был типичный образ победителя.

Отношение к женщине. В греческой культуре доминировало мужское начало. Человек – это мужчина, муж. Женщина несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим существом. Женщины делились на две категории: 1 – жены, матери граждан, предназначенные для законного брака и продолжения рода. Они умели только читать, писать и вести домашнее хозяйство. Главное, что от них требовалось – целомудрие.

2 – чужестранки, незаконнорожденные (из семей с незарегистрированным браком). Среди них на первом месте гетеры – спутницы, женщины, ведущие независимый образ жизни и находившиеся на содержании у мужчин. Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали господина, они были хорошо образованы, разбирались в политике, искусстве, философии. Среди них самые заметные Аспазия – подруга, а потом и жена Перикла, Таис – спутница Птолемея, Фрина – подруга Праксителя. Эти женщины играли заметную роль в общественной и культурной жизни. Храм Афродиты в Коринфе – центр подготовки гетер.

Авлетриды – чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши, зарабатывали себе на жизнь своими талантами, их очень ценили греки.

Паллаке – сожительницы, бывшие рабыни или рабыни, никакими правами не обладали.

Диктериады – публичные женщины, продающие себя за деньги. Бесправны, не могли находится в городе в светлое время суток, ходит в храмы, участвовать в праздниках и, главное, подходить к женам. Они носили специальную одежду – платье кричащей расцветки, красили волосы или надевали парики.

Брак: не был обязательным по закону, но холостяки уважением не пользовались, подвергались штрафам. Выбор мужа – обязанность отца, брата или другого опекуна женщины. Выдавали замуж в 12-15 лет, в т.ч. и за родственников, но только не родных братьев и сестер. От невесты требовалось приданое. Свадьба совершалась в доме отца невесты, но без невесты, отец передавал права на нее мужу. Потом ее вводили в дом мужа. Потом женщина полностью теряла самостоятельность. Лучшая жена та, которая вообще не выходит их дома. Развод мог быть, муж просто отсылал жену отцу с частью приданого, а если инциатор развода жена, то ей требовалось разрешение от властей. Причины разводов – отсутствие детей или измена.

Дети. Когда отец обнес ребенка на руках вокруг очага – значит он его признал. Лишних детей выбрасывали на улицу. Предпочитали растить одного-двух детей, чтобы не делить потом имущество. Только во 2м веке до н.э., когда снизилась численность населения, Филипп Македонский запретил бросать детей.

Обучение детей начиналось в 7 лет. Сына учил отец, а дочь – мать. Мальчик также имел трех учителей: грамматика, кифариста и спортивного тренера. Все юноши с 18 лет проходили военную подготовку в течение 2-4 лет.

Читать еще:  Расшифровка основных значков на одежде для стирки. Знаки пожарной безопасности

В Спарте уже с 7 лет мальчиков учили в лагерях. Из них делали «боевую машину». В 20 лет испытания (инициация – ходить зимой босиком, обходится без слуг, скитаться по стране в течение года). После этого юноши становились полноправными гражданами. Девочки также учились с мальчиками гимнастике, были выносливыми, физически крепкими, а также учились всей домашней работе.

Культура Рима вносит новое в культуру Греции. Она формируется в условиях агрессивной внешней политики римлян, диктата силы. Памятники римской архитектуры покоряют своей мощью, строятся в основном общественные сооружения, например, Колизей (илл)- гигантский цирк. В честь императоров сооружаются триумфальные арки. Римляне изобретают новые инженерные конструкции, например, водопровод (акведук) (илл), строят мосты, крепости, дороги. Главная культурная тенденция – возвеличение власти императора и государственной мощи империи. Для римлян по-прежнему на первом месте интересы государства, а не личности. В искусстве римляне освоили портрет, как скульптурный, так и живописный, в котором внимательно изучали лицо конкретного человека (илл Фаюмский портрет)Кроме этого, поздний Рим, это уже Рим христианский, а христианство формирует совершенное иной взгляд на мир, иное отношение к человеку, иное искусство.

– Античную культуру по праву можно считать колыбелью европейской культуры. Здесь зародились европейская наука, философия, искусство, право.

– в условиях античности зародились предпосылки для развития личностных качеств человека и формирования отношения к человеку как к личности, что станет основой развития культуры в последующие эпохи

Семинар. Культура Европы в средние века.

1. Христианство как духовный стержень европейской культуры.

2. Особенности картины мира средневекового человека.

3. Неоднородность средневековой культуры: культуры храма и монастыря, дворца и замка, города, села.

Сообщения:

Средневековые рыцари: их идеалы и образ жизни.

Античная культура. Человек эпохи античности

1. Античная культура. Человек эпохи античности.

Античная культура Средиземноморья считается одним из важнейших творений человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали различными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Античность явила миру различные формы организации человеческого сообщества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи – не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного “замирения” множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.

Античность завещала последующим эпохам максиму “человек – мера всех вещей” и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.

В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина (“политического существа”) находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.

Античное искусство (V-IV вв. до н. э.) справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Своего совершенства греческая пластика достигла в творчестве великого Фидия, создавшего много прекрасных творений, среди которых особо выделялась знаменитая статуя Зевса Олимпийского, выполненная из слоновой кости и золота. Величественная 14-метровая статуя грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудрости и человеколюбия. Она причислялась к семи “чудесам света” и известна лишь по описаниям и изображениям на древних монетах.

Среди других скульпторов, прославивших античное искусство, следует назвать: Праксителя, который первым в истории изобразил Афродиту в виде обнаженной прекрасной женщины (Афродита Книдская); Лисиппа, оставившего потомкам прекрасный портрет Александра Македонского (тоже сохранился в римской копии); Леохара, автора легендарного Аполлона Бельведерского.

Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня.

Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволяли римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы – в 3-6, а порой и в 8 этажей.

Римские храмы прямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т. е. круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире.

Читать еще:  Богослужебные указания на 20 июля. Богослужебные указания на завтра

Несомненно, грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра – Колизея, которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов.

Еще во II в. до н. э. римские строители изобрели бетон, что способствовало распространению арочно-сводчатых конструкций, которые стали характерным элементом римской архитектуры, как, например, триумфальные арки – памятники военной и императорской славы. Ряд арок – аркады применялись при строительстве многоярусных каменных мостов, внутри которых находились трубы, подающие воду в город. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги.

Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян – он выполнял различные функции, в том числе морально – этические, воспитательную, гуманистическую. В Афинах V в. до н. э., ставших центром литературного, поэтического творчества, расцвели трагедия и комедия. Трагедия — прямой перевод «песня козлов» — возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавших постоянных спутников бога вина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах был утвержден общегосударственный праздник Великого Дионисия.

Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по–своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в “Поэтике”, определяя трагедию, говорит о том, что она “посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей”, вызывает катарсис (очищение).

Расцвет другого жанра – комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.

С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Гесиода (“Теогония”, “Труды и дни”). Одним из лучших римских лириков был Катулл, посвятивший множество стихов о любви знаменитой красавице Клодии. Однако “золотым веком” для римской поэзии был период правления Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). В “век Августа” жили и творили три самых знаменитых римских поэта: Вергилий, Гораций, Овидий. Незаконченная “Энеида” Вергилия прославляла величие Рима, римский дух. Гораций высоко ценил назначение поэта, что нашло выражение в его знаменитом “Памятнике”, которому подражали многие поэты, в том числе и А. С. Пушкин. Несомненной вершиной римской любовной лирики является творчество Овидия, которое воплотилось в таких знаменитых произведениях, как поэмы “Метаморфозы”, “Наука любви” и др.

Воспитатель Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе “нового стиля”: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.

Культура античности и ее особенности

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная культура – культура Древней Греции и Рима – стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности “античный ужас”. В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала – апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения.

Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. А. Боннар считает, что греческого чуда не существует, греческий народ всего лишь развивает и продолжает эволюцию, начатую народами жившими до него. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Читать еще:  Какой угол в избе называется красным. Русская изба: внутреннее убранство

Культура Древней Греции.

Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис – демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.

Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека – гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления – полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. По подсчетам А. Боннара, в Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис – это организованная структура, космос – обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека – это абсолютное божество. Сам термин “космос” указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима.

В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура.

Особенностью древнеримской культуры является:

а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян);

б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки);

в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования;

г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве.

Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи.

Период правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) рассматривается как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др.

Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российские вельможи изъяснялись по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано “Десять книг о строительном искусстве” Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую “Естественную историю”. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Художественные образы античности вдохновляли мастеров Возрождения, эпохи классицизма. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумаркова, театральная деятельность Ф. Г. Волкова, архитектура В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, скульптура И. П. Мартоса и др. наполнили классицизм новым национальным содержанием. В дальнейшем обращение к образам античности наблюдается в серебряном веке русской культуры.

Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.

Источники:

http://helpiks.org/4-103081.html
http://www.kazedu.kz/referat/96657
http://studopedia.ru/10_266431_kultura-antichnosti-i-ee-osobennosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: