В дивееве отшумел многотысячный праздник батюшки серафима. Престольный праздник в честь преподобного серафима саровского

Православный Саров

Архив

Календарь

В Дивееве отшумел многотысячный праздник батюшки Серафима

1 августа 2017 года

1 августа в Свято– Т роицком Серафимо-Дивеевском монастыре на Соборной п лощади перед Преображенским собором тысячи людей собрались почтить память преподобного отца нашего Серафима Саровского и 114-ю годовщину обретения его святых мощей.

Перед начал ом Божественной литургии под открытым небом главную святыню монастыря, раку с мощами батюшки Серафима, крестным ходом пр и н если из Троицкого собора и устан овили под сенью между алтарным помостом и входом в Преображенский собор. Это торжественный момент. В озле раки с мощ ами соб рались сестры монастыря во главе с игуменией Сергией (Конков ой ) , священнослужители, гости. Все ст а р ались приложиться к мощам перед началом службы, молитвенно поприветсвовать святого.

Торжественное богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Варсонофий, ему сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и еще двадцать архиереев. Когда литургия завершилась, и причастил ось множество народа , владыка Варсонофий обратился к собравшимся с архи пастырским словом, разъясняя, как нужно чтить память преподобного Серафима: знать « как таблицу умножения» все его поучения, очень простые и доступные каждому.

Митрополит Варсонофий : «Преподобный Серафим говорил, что мы должны поставить целью своей жизни стяжание благодати Святаго Духа, и что лучше всего эту благодать черпать в молитв е . Поэтому святой старец учил непрестанно молиться. Батюшка призывал читать Евангелие, потому что Слово Божие просвещает нас и должно стать руководством в жизни. Преподобный просил чаще причащаться Святых Тела и Крови Христовых. Вот такие простые истины мы должны помнить. Если будем им следовать, то вместе с преподобным Серафимом наследуем Царствие Божие».

Память обретения мощей преподобного Серафима – это праздник нового времени, праздник возрождения нашей страны. Дивеево в этот день становится местом единения людей, принимая множество гостей: священнослужителей, монашествующих, мирян со всех концов России, Украины и Белоруссии. Тут и простые люди, и высокие гости, и стар, и млад, нищ и богат. На праздник собра лись б лаготворители обители, представители органов власти Дивеева, Сарова и других мест, руководители высокого ранга, политические и общественные деятели, журналисты. Многие прие хали семьями с детьми. Всегда бывает на празднике г убернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. О храняя порядок, с лужат ближним сотрудники полиции, МЧС, казачество, служба безопасности монастыря.

Третий год в торжества х участвовали православны е волонтер ы — м олодые люди и девушки в ярко-зеленых куртках и футболках. Они дежур или в палаточном городке и на камерах хранения, стоя ли вместе с полицией у входов в монастырь, растягива лись цепочками вдоль проходов в массе народа на богослужении. Молодые люди помога ли священникам во время помазания и причастия, а девушки направля ли причастников к столикам с водой и просфорами.

Се стры Дивеевской обители стара лись с любовью принять и утешить всех. По окончании богослужения настоятельница монастыря игумения Сергия от имени всей монастырской семьи, сердечно поблагодарила архипастырей за совершение праздничной литургии большим сонмом архиереев, а всем прибывшим в святую обитель почтить память батюшки Серафима и обретение его мощей пожелала укрепления от Господа в несении трудов – каждого на своем поприще, и даров благодати Духа Святаго, которую Батюшка сам стяжал в своей жизни.

Митрополит Георгий поблагодарил за визит и совершенное богослужение Владыку Варсонофия, приветствовал всех присутствующих пасхальным возгласом «Христос Воскресе!» и пожелал всему нашему народу и Отечеству, чтобы на н его « простиралась мирность духа», которую своими молитвами помогает нам стяжать преподобный Серафим.

Многие верующие жители Сарова в этот день прие хали в Дивеево на торжества . А когда богослужение зак ончилось, святые мощи в ернулись в Троицкий собор, и разошлось большинство людей, саровчане собра лись в обратную дорогу – крестным ходом, неся домой свои саровские святыни. Чтобы тем самым е ще раз послуж ить дорогому батюшке нашему Серафиму. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Батюшка Серафим о будущем Дивеева

Молитва прп. Серафима Саровского о Дивееве Про Дивеево преподобный Серафим говорил, что ни одного камушка по своей воле не поставил на этой земле, а только то, на что Царица Небесная наставить его изволила. По Ее указанию к Казанской церкви были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы, была выкопана святая Канавка и начала благоустраиваться Мельничная община: и келлии в ней в два ряда были поставлены, и мельница-питательница выстроена. Место, где была заложена мельница, преподобный Серафим, находясь в Саровской пустыни, за три года до ее строительства с невероятной точностью описал Михаилу Васильевичу Мантурову:

«Ступай ты, батюшка, в Дивеево; как придешь, стань там напротив самого среднего алтарного окна Казанской церкви, отсчитай столько-то шагов (число забыто), и как отсчитаешь их, батюшка, тут будет межка; вот от нее ты еще, батюшка, отсчитай столько-то шагов (число забыто), и придет пахотная земля; потом отсчитай еще столько-то шагов (число забыто), и придет луговина; тут как придешь, по глазомеру рассчитай, батюшка, где придется самая срединка, да в срединке-то самой этот колышек и вбей, чтобы хоть немного, а видно бы его было».

Читать еще:  Песнь богородицы. Почитание Богородицы в Православной Церкви

Поехал Михаил Васильевич в Дивеево и, очутившись на указанном батюшкой заглазно месте, пришел просто в ужас от удивления. Это было только поле, и все его шаги сошлись с батюшкиными размерами. Мантуров исполнил все в точности и вбил колышек в назначенном месте. Когда Михаил Васильевич вернулся с докладом к батюшке, то он молча поклонился в ноги Мантурову и был необыкновенно радостен и весел. Целый год отец Серафим не вспоминал о колышке и отмеренном поле в Дивееве, так что Михаил Васильевич решил, что он и забыл уже про это. Но вдруг батюшка, потребовав Михаила Васильевича к себе, дал ему на этот раз уже четыре небольших колышка; перекрестившись, поцеловал их и заставил Мантурова сделать то же, поклонился ему в ноги и сказал:

«Теперь, батюшка, сходи опять туда же в Дивеево, на то место, где, помнишь, ты в прошлый год вбил колышек, и там, по равному же размеру, по четырем углам, около большого-то колышка, и вбей эти четыре; а чтобы как-либо не затерялись они, батюшка, ты возьми камешков, да и положи на них по кучке, чтобы после не спутаться, а заметно бы место их было!»

Исполнив все в точности, Мантуров вернулся с докладом к батюшке. Отец Серафим опять молча, но весело и радостно встретил его и поклонился ему в ноги. Терялся Михаил Васильевич в догадках, что это все значило и что должно совершиться, а спросить не осмеливался. Наконец в 1826-м году на этом самом месте возникла мельница – питательница дивеевских сирот.

Таких случаев прозорливости святого старца было множество. Он точно назвал место расположения Троицкого собора и заповедовал М.В. Мантурову эту землю хранить, несмотря ни на какие обстоятельства, и никому никогда не продавать. Елене Васильевне говорил:

«Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!»

Макет будущего Дивеева. Западная часть монастыря

Евдокии Ефремовне пояснял в том же духе:

«И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет! Только и ты, матушка, не узришь, как это совершится! А будет-то он в средине двух церквей, против Казанской церкви, а тут, напротив нее, будут святые врата, и какая радость-то будет, какая радость-то будет!»

Когда встал вопрос о строительстве собора, рассматривали несколько площадок и наконец основали на месте, которое было указано преподобным Серафимом

Когда через десятилетия, в 1848-м году, встал вопрос о строительстве собора, рассматривали несколько площадок в разных местах, за Дивеевом и в Дивееве, и наконец основали на том месте, которое было указано преподобным Серафимом.

Отец Серафим, по свидетельству многих лиц, говорил о будущем Дивеева, заповедуя всегда служить в Казанской церкви и никогда не называть ее приходской, так как в будущем она присоединится к монастырю и будет теплым зимним собором обители. Он предрекал, что со временем, по Божиему изволению, должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры.

Соборы и святая Канавка Серафимо-Дивеевского монастыря

Батюшка сказал Мантуровым, отцу Василию и многим сестрам:

«Еще не было и нет примеров, чтобы были женские лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве лавра. Лавра-то будет кругом, то есть за канавкой, в обители матушки Александры, потому что как она была вдова, то у ней могут жить в обители и вдовы, и жены, и девицы, а киновия будет только в канавке, и так как я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни лишь девицы. Выстроится большой, холодный собор, и будет и теплый. Эта Казанская церковь и место все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская церковь, как есть, и Рождественская, как есть, останутся как бы в центре, а кругом нее еще много места захватят приделами другими, и из нее большой теплый собор выйдет, и большая это будет пристройка, наподобие Иерусалимского храма. С левой стороны Рождественской церкви будет непременно придел во имя Михаила Архангела. Каменная ограда как есть, так и останется, только Казанская церковь войдет в ограду, и стена продолжится вплоть до берега, где пройдет немного берегом, пойдет к западу, и тут, как раз против дома Мишеньки (Михаила Васильевича Мантурова), выстроится колокольня, и будут под ней святые ворота. Кругом обоих соборов будут каменные корпуса в следующем порядке. С юга, против собора Святой Троицы, будет корпус треугольником; в этом корпусе одна из царского роду жить будет, батюшка. С севера собора Святой Троицы, напротив его, точно такой же треугольником корпус, должен быть трапезой. Возле жилого треугольного корпуса с юга же корпус начальнический, правильным продолговатым четырехугольником. Напротив его с севера точно таким же правильным продольным четырехугольником должен быть корпус клиросный. С юга против Казанского собора, рядом с начальническим корпусом, такой же продольный четырехугольный корпус – просто жилой. С севера против Казанского собора и напротив жилого такой же точно продольный четырехугольный корпус, и тоже просто жилой. Опять с одной стороны корпус правильным треугольником, которого половина будет окнами в ограду; это будет жилая монастырская половина, а другая, отделенная стеной, окнами наружу, за ограду, будет служить гостиницей. С другой стороны, напротив, точно такой же треугольный корпус, разделенный надвое, и для того же употребления. Вот так-то у нас все и устроится, батюшка, и лавра, и киновия у убогого Серафима в обители-то будет!»

Читать еще:  Знаки зодиака что значит луна в козероге. Луна в знаке Козерога – лунный день

Троицкий собор, колокольня и Казанский собор Серафимо-Дивеевского монастыря

И даже собственноручно нарисовал план будущей Дивеевской лавры, а на нем – сооружения, которые есть, которые были и которые будут – всего около 25 объектов.

Ксении Васильевне батюшка говорил:

«Сама Божия Матерь ведь избрала это место! А чего Царица-то Небесная не возможет, все будет у Ней! Вот Она приказала мне, убогому Серафиму, поставить мельницу для девушек в два постава, чтобы она вечно кормила бы их. Потом благословила Матерь-то Божия и церковь им свою выстроить, матушка! Вот, радость моя, благодать-то у нас какая: и мельница, и церковь, и земля, и все, все свое у нас будет!»

А когда Ксения Васильевна засомневалась в его предсказаниях, сказал:

«Ведь вот ты какая! Говоришь, что любишь меня, а усомнилась и не веришь убогому Серафиму! Поверь, поверь мне, матушка, все это совершится!»

И про келлии каменные упоминал батюшка. И о том, как много сестер здесь соберется, оставила свои воспоминания Екатерина Матвеевна, говорившая, что 300 монахинь да 500 белиц будет в Дивееве.

«Ну, не прозорлив ли батюшка-то; кто бы мог подумать тогда, а ведь вот, и вправду дожила я до того, что уже 800 человек стало у нас сестер-то», – восклицала старица.

Особенно много предсказаний об обители было сделано преподобной Марфе. В один летний день привела она Устинью Ивановну к Казанской церкви и, показывая на все это место, сказала:

«Вот помните, церковь эта будет наша, приходская же церковь будет выстроена на другом месте, при ней построится и духовенство прихожан. Здесь же, говорил батюшка Серафим, будет лавра, а где канавка – там киновия. Церковь ваша кладбищенская будет во имя Преображения Господня».

Матушка Марфа возразила ему: «Батюшка, кажется, на кладбищах более бывают церкви во имя Всех святых?»

Панорама монастыря с западной стороны

А батюшка ответил, что престол Всех святых будет ранее этого устроен. Еще батюшка сказал преподобной Марфе:

«Убогий Серафим мог бы обогатить вас, но это не полезно вам, мог бы и золу превратить в злато, но не хочу. У вас многое не умножится, а малое не умалится. В последнее же время будет у вас изобилие во всем, но тогда уже будет всему конец».

По его предсказанию, в конце времен монастырь должен распространиться до самого высокого берега речки Вичкинзы, в ограду войдут Казанская церковь и дома приходского духовенства. Поэтому каменная ограда, окружавшая монастырь, была поставлена только с севера, востока и юга, а с запада стоял лишь деревянный забор.

Речь у преподобного Серафима была образная, его предсказания носили иносказательный или метафорический характер

Речь у преподобного Серафима была образная, и нередко его предсказания носили иносказательный или метафорический характер. Так и воспринимались всегда слова, сказанные и трижды повторенные им отцу Василию Садовскому:

«Ведь Саров-то только рукав, а Дивеево-то – целая шуба!»

Можно было подумать, что, сравнивая Дивеево с шубой, батюшка имеет в виду значение Дивеева, которое будет украшать и согревать Россию.

Но вот интересное наблюдение архитектора Серафимо-Дивеевского монастыря Ольги Листопадовой, которая, разглядывая снимки Сарова и Дивеева, сделанные из космоса, на самом деле увидела в дивеевском силуэте очертание полочки верхней одежды с приспущенной проймой, но без рукава, а рукавом, который идеально подходит к этой пройме, является контур Саровской пустыни.

Для батюшки не существовало тайн, он видел все: и настоящее, и прошлое, и будущее.

День памяти Серафима Саровского – праздник 1 августа в Дивеево

При своей жизни Батюшка Серафим всех приходящих к нему встречал пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Вкладывая в свои слова столько христианской любви, сколько мог, святой Старец действительно одаривал людские сердца радостью. Возможно, именно поэтому он и снискал любовь многих православных христиан во всем мире.

В начале XX века люди ждали канонизации преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. А спустя век православные христиане с нетерпением ожидают 1 августа – день прославления Серафима Саровского в лике святых. Ожидают, как один из самых любимых и почитаемых праздников.

Читать еще:  Что значит если приснилось то что. К чему снится ночью Себя видеть

Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский женский монастырь на праздник батюшки Серафима

Основные торжества проходят непосредственно в самом Серафимо-Дивеевском монастыре, и к этому событию начинают подготовку с самого начала лета. Ремонтируют храмы, прилегающие к соборам территории, монастырские кафе-трапезные, которым на праздничные дни приходится выдерживать неимоверные нагрузки. Все это позволяет организовывать монастырский быт к приему огромного количества народа.

Но это не самое главное. Хор сестер разучивает новые, сложные литургические песнопения. Ведь в праздник батюшки Серафима проходит не просто праздничная служба – Нижегородскому митрополиту Георгию сослуживают архиереи других епархий, а иногда и православное духовенство из Греции, Румынии, Сербии.

Как правило, в сам праздник примерный порядок служб не меняется. Расписание всех официальных мероприятий можно прочитать в дивеевских газетах и в храмовых объявлениях.

31 июля в 16 часов начинается вечернее богослужение, а перед ним примерно в 15 часов сонмом архиереев читается Акафист святому преподобному Серафиму Саровскому.

Ровно в полночь в одном из храмов начинается молебен батюшке Серафиму, плавно переходящий в ночную литургию. Не редкость, когда ночные литургии служат сразу в двух соборах одновременно.

Следующая по счету литургия, как правило, начинается в 5 утра. И тех паломников, которые решили пойти именно на нее, встречают первые солнечные лучи, тишина летнего утра и щебетание просыпающихся птиц.

Самая же торжественная литургия служится не в храме, а под открытым небом в 9 часов утра. Для этого за несколько дней до торжества сооружается временный деревянный алтарь-постамент. Дизайнеры-флористы украшают его цветами, создавая удивительные шедевры. Сюда же торжественно переносят раку с мощами преподобного Серафима Саровского.

Народу в эти дни в Дивеево притекает большое количество, и не все смогут стоять близко к постаменту. Но расстраиваться не стоит. В праздничные дни на соборной монастырской площади укрепляется большой экран, и по нему идет прямая трансляция церковных служб.

Надо отметить, что, несмотря на многолюдье, исповедаться и причаститься на праздник батюшки Серафима в Дивеево вполне реально. Так как среди паломников очень много священников – они всю вечернюю службу и все три литургии, сменяя друг друга, исповедают желающих.

Крестные ходы

На праздник в Дивеево стремятся попасть многие, и часть паломников хочет еще и пройти этот путь Крестным ходом. Вот уже не одно десятилетие в середине июля православные богомольцы отправляются в гости к батюшке Серафиму пешком, с Крестным ходом, как в старину.

Из Нижнего Новгорода и города Павлова (нижегородской области) люди выходят за 10 дней. Маршруты уже привычные. На всем пути в деревнях доброхоты готовы принимать паломников и кормить их. Сопровождающие богомольцев священники служат в пути молебны.

Однодневные Крестные ходы совершаются из близлежащих населенных пунктов: рабочего поселка Ардатова, г. Сарова, иногда из сел Дивеевского района. Они, как правило, начинаются и заканчиваются в течение одного дня – 30 или 31 июля.

Любой Крестный ход, который появляется в зоне видимости на подступах к монастырю, встречается колокольным звоном.

А когда богомольцы приходят на территорию самого монастыря, другие паломники стремятся поклонится святым иконам (подчас старинным), которые долгий путь освящали людей в их непростом подвиге. Зрелище это трогательное, до слез.

В отдельные года были памятные Крестные ходы и из других городов, и весей и даже всероссийские. Все они пунктом своего конечного назначения считали Серафимо – Дивеевский монастырь.

Книжные развалы, ярмарки и уличные музыканты

Как это ни странно, но в преддверии праздника Дивеево наполняется, можно сказать почти стихийно, разными интересными людьми.

Православные издательства продают свои книги, и не только на христианскую тематику. Здесь можно купить интересные детские и исторические издания по цене, которая гораздо меньше магазинной. Многие дивеевцы целый год ждут этого события, чтобы пополнить свою библиотеку или порадовать новинками детей.

Выставляют в эти дни и необычную сувенирную продукцию: деревянные игрушки, всевозможные свистульки, керамику изделия ручной работы.

На улице можно встретить музыкантов, как будто сошедших со страниц о древнерусских сказаниях. Гусляров, поющих под мелодичную игру настоящие былины или православные песни. Им вторят флейтисты. Иногда получаются потрясающие дуэты.

Художники тоже не отстают и совсем как передвижники, выставляют свои работы на улице, и для просмотра всем желающим, и для продажи.

В разные года к Дивеевским торжествам приурочивали «православные Серафимовкие чтения». Иногда просветительский центр предоставляет свой актовый зал для интересных лекций знаменитых московских батюшек или детских спектаклей.

В целом, что касается культурных мероприятий, сказать можно одно. Они бывают разными, но являются лишь дополнением. Сердце Серафимовских торжеств находится в храме, и главное в эти дни – радостная молитва множества православных христиан.

Следите за статьями на нашем сайте, в них будет разворачиваться хроника событий в преддверии Дивеевских торжеств. Вы сможете следить за ее развитием вместе с нами. А если решите принять личное участие в празднике, то сможете достойно подготовится к путешествию в Серафимо–Дивеевский монастырь.

Источники:

http://pravsarov.su/content/news/2017/6076/6126.html
http://pravoslavie.ru/122788.html
http://mydiveevo.ru/den-pamyati-serafima-sarovskogo-prazdnik-1-avgusta-v-diveevo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: