В чем застану в том и сужу. «В чем застану, в том и сужу

Неизвестные высказывания Иисуса Христа:Часть 2

Неизвестные высказывания Иисуса Христа
Часть 2

Мы продолжаем разговор об аграфах – изречениях Иисуса Христа, не попавших в Новый Завет. Начало читайте в предыдущем очерке.

2. Святой Иустин Философ в начале 2-го века пишет: «Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (Диалог с Трифоном иудеем 47).
Нам знакомы эти слова по распространенному варианту: «В чем застану, в том и сужу». Слов этих нет в Евангелии, но они встречаются в христианской литературе первохристианского времени. В сирийской рукописи читаем, что Иисус сказал: «В чем найдут вас, в том и возьмут» (Liber Graduum 3.3; 15.4 и др.).
Скорее всего, это подлинные слова Христовы. Они о том, что всю свою жизнь нужно стараться проводить нравственно бодро и по-христиански. И дело даже не во внезапном Втором Пришествии. Катастрофы, несчастные случаи, террористические акты ежедневно, словно рыболовным неводом, захватывают нас с вами и переносят из этого в иной мир. А там – лицом к лицу с Господом. И исправить, переиграть что-то будет невозможно…

3. А вот цитата из Евангелия от Фомы:
«Царство подобно мудрому рыбаку, забросившему сеть в море; он вытащил ее из моря полную мелкой рыбы, и среди нее нашел одну рыбу крупную и ценную; тогда рыбак выбросил всю мелкую рыбу обратно в море и без сожалений предпочел ей крупную».
Для тех, кто знаком с Евангельскими притчами, здесь слышна тема абсолютной ценности Царства Небесного. Притча о жемчужине, ради которой купец продает все свое имение, притча о сокровище, зарытом в поле… Царство Небесное – дороже всего! Нужно быть внимательным, чтобы не прозевать это и не предпочесть мелкое великому!

Несомненно, что эти слова перекликаются с известным: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Нужно искать главного: Спасения, жизни с Богом, Правды и Истины. А житейские вопросы Бог устроит.
Когда вам будет грустно оттого, что в жизни все не очень удачно складывается, напоминайте себе эти слова…

5. Одно из самых известных высказываний, приписываемых Иисусу: «Будьте искусными (или опытными) менялами».
Эта фраза встречается у многих авторов 2-го – 3-го столетий. Все приписывают ее Христу; скорее всего, она действительно Ему принадлежит.
А означает эта фраза следующее: В нашем мире много не подлинного, мнимого. Так вот, христианин должен распознавать, что есть подлинное и важное, что есть то, ради чего нужно жить!
В этих словах используется образ тогдашней жизни. Каждый иудей знал, что перед Иерусалимским храмом за столами сидели профессиональные менялы денег. Они меняли монеты с изображением цезаря на священную храмовую монету. Столы именно этих меновщиков Христос как-то раз опрокинул: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков» (Мф. 21, 12).
Меновщики (или менялы) были мастерами своего дела. Они безошибочно могли отличить поддельную монету от настоящей.
Христос говорит, что христиане должны быть такими же искусными менялами в отношении того, что видим в мире.

6. Все знают такую историю, записанную в Евангелии: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6, 1-5).
В древнем кодексе Евангелия встречаем продолжение, которого нет в других рукописях:
«В тот же день увидел он человека, работающего в субботу. Тогда он сказал ему: «Человек! Если знаешь, что делаешь, — ты благословен. Но если не знаешь — ты проклят как нарушитель закона» (Кодекс Безы: 5-й век).

Смысл тот, что, если человек не соблюдает прежние предписания потому, что он перерос их как христианин, – будет благословение Божие на этом человеке. А если человек просто религиозный анархист или грешник, который не соблюдает предписания по лени, – да будет проклят. Не надо пугаться слова «проклят». Это совсем не то, что вкладывают в это понятие обыватели. Проклят – это отлучен от общения церковного (в Ветхом Завете проклятие отлучало человека от Народа Божьего – Израиля).

7. «Кто близ Меня близ огня; кто далеко от Меня далеко от Царства».
Эту аграфу встречаем в Апокрифическом евангелии от Фомы, у Оригена (Гомилии на Иеремию 20.3), у Дидима Слепца (Комментарии на Псалмы 88.8).
Обратим внимание на замечательную максиму: Кто близ Меня – близ огня… Сразу вспоминаются слова Иисуса: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49)
Речь идет об очистительном огне, переплавляющем Вселенную для новой блаженной Жизни, для Царства Божьего. «Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10).
Быть со Иисусом значит быть уже причастным Новому Миру, преображенному Мирозданию. Как страшно… Но более, чем страшно, – прекрасно!

8. Мы уже говорили про блаженного Иеронима, который жил в пещере Рождества в Вифлееме. (Об этом можно почитать и посмотреть фотографии: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=832 )

Читать еще:  Попробовал месячные. Как снять эту магию

Блаженный Иероним собирал сведения, которые могут нам позволить больше узнать о Христе. В частности, он был знаком с интересным документом: евангелием от евреев. Сегодня до нас дошли только маленькие фрагменты этой апокрифической книги. И вот там содержатся слова, которые Иероним приписывает к подлинным словам Иисуса: «И радуйтесь лишь тогда, когда смотрите на брата вашего с любовью» (Иероним «Комментарии на Послание к Ефесянам» 3).
В особом комментарии эти слова не нуждаются, а нуждаются лишь в том, чтобы мы их запомнили крепко-накрепко.

9. В папирусе Оксиринх 1224, относящемся к первым векам христианства, есть такие слова Христа: [Кто ныне] далеко, завтра будет [близко].
Это очень важные слова. Они показывают, что даже те, кто сегодня враждует против нас, кто не понимает смысла христианства, тот скоро может изменить свое мнение. Даже самый злой грешник и борец против религии может прийти к вере, если мы своей любовью, терпением, доброжелательностью не помешаем ему это сделать.
Всякий раз, когда столкнетесь с человеческим заблуждением, а то и злобой в адрес Церкви, напоминайте себе: Кто ныне далеко, завтра будет близко.

Вот такие неизвестные высказывания Иисуса. Для тех, кто ждал разоблачительной сенсации… это разочарование. Действительно, все они, согласитесь, в русле Евангельского богословия. Иисус нам виден через призму этих слов именно таким, каким мы Его представляли, читая Новый Завет…

Оказалось все не так интересно, как вы ожидали? Но, тем не менее, именно эти цитаты являются, по мнению современных ученых, подлинными, а остальные – фантазии и еретические измышления.

Предлагаю вновь и вновь углубляться в познание Нового Завета, этого экстракта мудрости, в который, как заботливые пчелы, Евангелисты собрали практически все, что можно было узнать о Иисусе. Углубляться в познание того, что бережно хранит и возвещает Церковь, а суесловным и скандальным статьям и якобы разоблачительным фильмам НЕ ВЕРИТЬ!


Вот она какая, на самом деле небольшая, Святая Земля.

В чем застану, в том и сужу

Если верить информационным сообщениям, убийца окликнул о. Даниила словами «Кто здесь Сысоев?». В этих словах вызов не только о. Даниилу, но и всем, кто сегодня решил посвятить свою жизнь православному свидетельствованию. Нам на время показалось, что времена мученичества и исповедничества осталось далеко в прошлом, но нет, именно сегодня, как и всегда, исповедание Христа вызывает на себя всю злобу и ненависть этого мiра.

У зла логика проста – нет человека, нет проблемы. Полемика удел тех, кто сохранил в себе остатки человечности, но когда в ход вступает насилие, оно расчеловечивает, отнимает способность быть тем, к чему призвал Бог.

Так получалось, что мы с о. Даниилом полемизировали. Я был не всегда согласен с тем, что говорит он, он иногда не соглашался с тем, что говорю я. Но даже в этой полемике для меня было важным одно – мы исповедуем одного Бога, являемся чадами одной Церкви. А те несогласия, которые, увы, неизбежны в нашей повседневности, лишь частности, потому что есть единство в главном.

Смерть – это всегда водораздел, который отделяет главное от второстепенного. Смерть придает человеку его истинное измерение, дает возможность отбросить недопонимание и увидеть человека таким, какой он есть. И сейчас о. Даниил предстал перед всеми нами в простоте своей улыбки и горестно до слез, что мы не умеем принимать человека в его данности при жизни.

Несомненно, что о. Даниил жил Христом. Для него Он и только Он был центром и смыслом всей его жизни. Его ежедневное исповедничество, его искреннее желание привести людей к Истине казалось для многих юродством, некой несерьезностью, которой не может быть у солидных людей.

Мы много говорим о возрождении православия, надеюсь, что отчасти делаем. Но много ли среди нас таких, кто не имеет в этой жизни иных интересов, кроме как Христос и Его Церковь. Даже не просто интересов, а именно смыслов. Словами мы можем утверждать одно, но что утверждаем своей собственной жизнью? Своими ежедневными обычными делами? Что стоит во главе всего?

Практически все, кто сегодня комментирует ужасную трагедию сходятся в главном, о. Даниил не был человеком равнодушным, он был искренен и горяч. Предание Церкви сохранило слова Христа – «В чем застану, в том и сужу». Мученическая смерть пришла к о. Даниилу именно тогда, когда он совершал свое священническое служение, он был застигнут, но не врасплох – в епитрахили и поручах он встретил свою смерть. Мы постоянно за каждым богослужением молимся, чтобы наша земная кончина была безболезненной, непостыдной и мирной. Но какой она будет на самом деле — знать мы не можем, мы можем только молиться и стараться жить по-христиански. Именно так и поступал о. Даниил – он делал свое дело и во всем полагался на Бога.

Читать еще:  Что значит не пуха не пера. «Ни пуха ни пера!»: значение фразеологизма и восприятие его разными людьми

Зло мыслит категориями земной истории, но мы созданы для вечности, но кем мы будем в вечности, зависит от того, кем мы будем в этой земной истории. Отец Даниил был священником Христа и Его Церкви. Вся его жизнь была наполнена этим служением и его смерть стала этому подтверждением.
«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…»

В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности

Автор: Ирина Филиппова, Елена Кислова

Православным христианам известна фраза Спасителя, дошедшая до нас через Предание Церкви: “В чем застану, в том и сужу”. Эти слова часто употребляются и в светской, мирской жизни, но мало кто понимает их истинный смысл.

Болезнь и смерть…

То, что стоит за этими словами, страшит и пугает многих. Нужно ли говорить об этом и как говорить на такую тему с теми, кого болезнь вырвала из круговерти суетного мира и приковала к больничной койке, кому поставлен беспощадный диагноз?

Об этом мы беседуем со священником Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма во имя святой великомученицы Варвары, который находится в Клинской городской больнице. На протяжении 4 лет отец Михаил окормляет ее пациентов и почти каждый день сталкивается с болью, страданием и отчаянием.

– Батюшка, Вы являетесь настоятелем больничного храма, и Вам часто приходится иметь дело с тяжелобольными людьми. Нередко встречаются и случаи, когда поставленный диагноз является беспощадным приговором. По Вашим наблюдениям, готов ли современный человек встретить смерть и готов ли говорить об этом? Ведь сейчас на Западе, а понемногу и в нашей стране, тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

– В моей практике многие люди понимают, что происходит с ними: понимают, что, возможно, им уже не выздороветь, и готовятся достойно уйти в иной мир. Они с радостью общаются со священником, исповедуются, причащаются. Но часто бывает и обратное – люди настолько “приклеены” к временной жизни, что боятся ее потерять, впадают в отчаяние.

Спрашивают: “За что мне это?” Стараешься их успокоить, утешить, направить мысли в нужное русло. Некоторые вообще не понимают, о чем я хочу сказать, потому что настолько живут этой временной жизнью, что о Жизни Вечной не хотят и слышать. Я говорю о вечности, а человек – о своих проблемах в семье и на работе, рассказывает, как молодость прожил. Но иногда даже и такой разговор полезен, потому что некоторым важно, чтобы их кто-то выслушал. Но это, к сожалению, не спасительно: душу излил, но остался при своем.

От многих приходится слышать такое: “Не дай Бог так мучиться, вот бы сразу – раз… и все”. Я пытаюсь объяснять, что болезнь человека меняет. Пока здоров – бегает, весь в делах, о Боге и вспоминать некогда.

Зачастую, только попав на больничную койку, человек всерьез задумывается о смерти.

Очень многие в больнице с радостью причащаются, а потом выходят – и их церковный путь заканчивается. И все же надеюсь, что с Божией помощью какое-то семечко я закладываю в них. И кстати, молодежь лучше это понимает и исповедуется искреннее, хотя, может быть, и грешнее тех бабушек, у которых еще были какие-то моральные устои, удерживающие от греха.

Меня иногда спрашивают: “Правда ли, что там что-то есть?”

Видимо, подспудно даже неверующие понимают, что смерть – это не конец. Хочешь или не хочешь, но ты осужден на бессмертие.

Твоя душа сотворена бессмертной.

Мне кажется, очень точно эту мысль выразил протоиерей К. Островский: “Умереть нам не удастся”.

Сейчас мы еще можем что-то изменить, раскаяться, потом уже ничего нельзя будет поправить.

Нельзя спрятаться от Бога. А мы пытаемся оправдаться, считаем себя хорошими.

Бог прекрасно видит, какие мы, а мы думаем, что спрятались от Него.

– О. Михаил, были ли в Вашей практике случаи, когда неверующие люди в последний момент своей земной жизни приходили к Богу?

Да, например, с одним молодым человеком в реанимации. Он за неделю воцерковился. До этого был “захожанином”: раз в год исповедовался и на Пасху причащался. Потом заболел, причем никто даже не подозревал, что все будет так серьезно.

Нужно было прооперировать один орган, а оказалось все так запущено, что он попал в реанимацию и понял, что не поправится.

Сам захотел исповедаться и причаститься. И так жаждал причастия, что я такого не видел никогда. За день до смерти родственники вместе со мной пришли к нему в палату. Но первый его взгляд был не на родных, а на Чашу, которая была у меня в руках. И первые его слова были: “Ну, наконец-то”.

– Часто родственники стоят перед выбором: сказать о страшном диагнозе или скрыть его от больного. Как поступить правильно?

Если родственник – человек церковный, он будет искать способы, как подготовить тяжелобольного к уходу. Кому-то можно сказать о конкретном диагнозе. А кому-то нужно объяснять, что может быть всякое, будь готов ко всему. Ты, конечно, надейся на Бога, но понимай, что все – в Божьей воле. Если даже надежда твоя не сбывается, то нужно все принять, потому что бунт ведет к катастрофе: человек себя загоняет в тупик и впадает в отчаяние. И родственники тоже должны быть готовы к разным исходам.

Читать еще:  К чему снится стрижка каре. К чему снится стрижка? Как вы подстриглись во сне

– Когда мы говорим о необходимости причащения и исповеди тяжелобольным, то нередко получаем ответ: “Зачем вы заранее нас хороните?” Как быть в таких случаях?

– Здесь невежество человеческое. И кстати, Таинство Соборования так же воспринимается. К сожалению, даже те, кто искренне считают себя православными христианами, вместо того, чтобы узнавать о Христе и Церкви, слушают бабушкины сказки. Я все время говорю: “Читайте Евангелие, и душа у вас будет поворачиваться в нужную сторону, вы и Таинства будете иначе воспринимать”. Некоторые послушают, кивнут – и всё. Ответ один: “Некогда”. Легче верить в различные россказни.

У меня однажды был случай: родственники попросили меня причастить одну женщину. Захожу в палату, а она на меня смотрит суровым таким взглядом. Говорю: “Вот, пришел вас причастить”. Она поднимается со стула – откуда силы взялись – и говорит: “А я умирать не собираюсь”. И всю палату настроила: “Если священник придет, вы ни в коем случае не соглашайтесь причащаться, а то умрете”. Вся палата вот так поднялась и все смотрят на меня, как будто к ним враг народа пришел, которого надо уничтожить.

Я говорю: “Не хотите, как хотите”. Развернулся и ушел. Ну что делать, нельзя насиловать волю человека, можно навредить. Стараешься объяснять, но бывает так, что не хотят слушать. Как Христос сказал: “Се, стою и стучу, кто отворит, с тем буду вечерять”. Остается молиться о человеке, надеяться на волю Божию, ждать, когда Господь встряхнет его, вразумит.

– Батюшка, по-разному ли умирают исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти человек и нераскаянный грешник?

– У людей, до конца верных Христу, в глазах нет отчаяния. Понятно, что есть переживания, страдания, но эти люди думают не о том, что сейчас все кончится, а о том, какими они придут туда: “Готов я или не готов к самой главной встрече? Вдруг окажется, что я не жил в единении со Христом?” А иные думают о том, кому достанется квартира, переживают, что не все успели сделать.

А.Г. Венецианов. Причащение умирающей (1839, Государственная Третьяковская галерея)

Я пытаюсь объяснить, что всех дел не переделаешь, одно закончишь, другое начнется: огород, машина, дача. Но ничего этого ты туда не возьмешь.

То, что ты накопил в сердце своем, тем и будешь спасаться. Некоторые кивают, вроде бы все понимают, но остаются при своем. Потому что нет тесной связи со Христом. Им намного тяжелее. Они, практически, все время пребывают в унынии. Им и боль переживать труднее, они зациклены на своем страдании.

Человек искренне, слезно кающийся уходит иначе, совсем по-другому. Вот недавно умер человек, который до последнего оставался верным христианином. Он лежал полгода, не вставая.

После соборования у него началось улучшение, Господь дал ему еще шанс. И он этим шансом воспользовался, хотя до болезни был не очень церковным человеком. Затем он снова полгода пролежал в больнице и с глубокой верой подошел к концу жизни.

Когда его отпевали, было не горестное, а радостное чувство. Еще пример. У одной девушки был сильный диабет, уже стала зрение терять, ходила с трудом. До последней минуты она все время звала священника, каялась в грехах, понимала, что уходит, но не цеплялась за жизнь, а смиренно приняла то, что ниспослано и сколько ей отпущено.

У парня, который умер в реанимации, в глазах было что-то такое, чего не передать словами: как будто он находился уже в другой реальности. Митрополит Антоний Сурожский говорил: “До тех пор нам не поверят, пока не увидят Царства Божия в наших глазах”. В данном случае это явно было видно.

– Как правильно понимать слова Спасителя: “В чем застану, в том и сужу?”

– Это так называемая аграфа – изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов. Мысль эта находится в полном согласии со словами Евангелия: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42).

Спаситель призывает нас не быть беспечными, нерадивыми, но вести добродетельную жизнь. Мы всегда должны быть готовы встретить Его и явиться на Суд. Поэтому-то Христос и сказал: “В чем Я застану вас, в том и буду судить”.

На эту тему в Евангелии есть несколько притч. В притче о благочестивых и неразумных девах одни были готовы к приходу жениха – Христа, в их светильниках было масло, а другие – не готовы.

В другой говорится, что смертный час придет как вор, как тать, неожиданно. Или, например, Мария Египетская. Если бы Господь судил ее за то, какой она была раньше, то о святости никакой речи не могло быть, а Он ее принял в том состоянии, к какому она пришла в конце жизни. Опять же, разбойник, распятый на кресте по правую сторону от Христа.

В последнюю минуту он покаялся и услышал слова Спасителя: Ныне же будешь со Мною в раю. Бог судить будет не за то, какими мы были, а за то, какими стали.

Источники:

http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/neizvestnye-vyskazyvanija-iisusa-xrista-chast-2.864/
http://www.pravmir.ru/v-chem-zastanu-v-tom-i-suzhu/
http://religiya.temaretik.com/1196363531377969200/v-chem-zastanu-v-tom-i-suzhu-na-poroge-vechnosti/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: