В чем суть учения аристотеля. Философия аристотеля

Философия Аристотеля

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384–322 до н.э.). Аристотель родился в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа II. Вместе с семьёй молодой Аристотель жил некоторое время вблизи царских чертогов в Пелле, наблюдая придворную жизнь. Восемнадцати лет отроду, став сиротой, в 366/365 г. он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию. Аристотель оставался в стенах Академии вплоть до смерти Платона.

С 343/342 г. начинается новый период жизни Стагирита. Его требует ко двору Филипп Македонский и поручает ему воспитание своего наследника Александра, человека, судьбой уготованного перевернуть новую страницу в истории Греции. Мы не так много знаем об отношениях между этими великими людьми, полководцем и философом, коих фортуне угодно было связать. Известно, что Аристотель разделял идею объединения греческих городов под македонским скипетром, но вряд ли он принимал идею эллинизации варваров. При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока Александр не взошёл на трон, т.е. примерно до 336 г. Наконец, в 335/334 г. Аристотель вернулся в Афины, где снял в наём несколько зданий вблизи храма в честь Аполлона Ликейского, откуда пошло наименование школы – Лицей. В Лицее, противопоставлявшем себя на какое-то время Академии, прошли наиболее плодотворные годы Стагирита, годы завершения и систематизации его философских представлений.

Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. С точки зрения Аристотеля, начало познания – это чувственный опыт. После чувств идут память, ум и общие выводы. Аристотель говорил, что платоновская теория идей нам ничего не даёт, она не объясняет существование вещей. Если идеи принадлежат к другому типу реальности, если идеи неосязаемы, то они не могут влиять на вещи. Идеи не позволяют объяснить бытие вещей. Если следовать Платону, то мы должны иметь идею, относящуюся к каждому роду, виду, классу вещей. Получается, что идей столько же сколько и вещей, а может быть, даже и больше. Мир идей – это другое название знаний о мире вещей. Идеи удваивают мир вещей.

По Аристотелю, самостоятельным существованием обладают единичные, конкретные вещи. Каждая вещь выступает как единство материи и формы. Материя – это то, из чего состоит вещь; форма – это определённость вещи. Материя может принимать разные формы, материя – это потенциальная возможность быть чем-то. Сама по себе материя неопределённа, эту определённость ей сообщает форма. В мире есть иерархия форм. Например, есть минералы и вода. Их используют растения, которые являются более высокой формой. Неживое есть форма для построения живого. Над растениями стоят травоядные животные. Растения уже становятся материей для них.

В природе, как отмечает Аристотель, есть изменение, рост, развитие, которые должны иметь свою причину. Эти причины бывают четырёх видов: материальные, формальные, движущие и целевые. Движущая и целевая причины сводятся к формальной причине или просто к форме. Все естественные процессы и все разновидности осмысленной человеческой деятельности направлены на осуществление некоей цели. В природе ничего не происходит бесцельно, эта цель есть та форма, которая должна быть достигнута в результате происходящих изменений. Цель предметов не навязывается им извне, а заключена в них самих. Цель жёлудя заключается в том, чтобы прорасти и стать дубом. Цель ребёнка – стать взрослым человеком. Это означает, что цель сводится к форме, подлежащей осуществлению.

Читать еще:  Кто подходит льву-женщине по гороскопу.

Бытие, по Аристотелю, составляет не только то, что существует некоторым определённым образом, но и то, к чему всё причастно – существование как таковое, совпадающее с миром в целом. Мир вечен. Первопричиной и перводвигателем мира является Бог. Бог это высший разум. Он венчает иерархию форм и не нуждается в материи. Отсюда можно заключить, что Бог вечен. Он является всеобщей целью и воздействует на мир самим фактом своего существования. По Аристотелю, перводвигатель должен быть неподвижным, так как движение означает изменение, а изменяется только то, что несовершенно. Бытие Бога мы можем вывести путём рассуждений над иерархией материальных форм.

Высшее существо в материальном мире – это человек, который использует в качестве материи для обеспечения своей жизнедеятельности минералы, воду, растения и животных, т.е. они служат материей для человека. У растений есть вегетативная душа, животные обладают более сложной душой, связанной с чувствами, желаниями и т.д. Человек же характеризуется самой высшей душой, которая также включает в качестве составляющей ум. Ум – отличительная черта человека. Бог – это наивысшая действительность, и поэтому он может рассматриваться как чистый и абсолютный ум. Ум, вообще говоря, может быть теоретическим и практическим. Теоретический ум нацелен только на познание. Бог в качестве теоретического ума направлен только на самого себя и является умом созерцательным. Такое понятие Бога лишено религиозного содержания и выражает лишь абсолютную сущность.

Природа каждой вещи состоит в том, чтобы сполна осуществить свою форму. Каждая вещь движется к своей зрелости, достигнув её, вещь начинает разрушаться. Такова судьба всех вещей в подлунном мире, где всё существующее обречено на гибель. В этом мире все вещи состоят из четырёх элементов: воды, земли, воздуха и огня. Но есть и высший элемент – эфир, из которого состоят небесные тела, которые характеризуются совершенством и вечностью. В надлунном мире никакая сила для движения не нужна.

В философии Платона природе уделялось мало внимания. Философская позиция Аристотеля более реалистична, он больше внимания уделял научным вопросам. Земля, по Аристотелю шарообразна. К данному выводу он пришёл, исходя из наблюдения затмения Луны. Она находится в центре мироздания в состоянии неподвижности. Границей мироздания является звёздное небо, за которым находится Бог. Аристотель – создатель логики. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»).

Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Ему принадлежит работа «История животных», где описано почти 500 видов различных животных. Аристотель считал, что развитие человека должно быть гармоничным. Образование личности должно быть направлено на выработку умения избегать крайностей и соблюдать меру во всём. Платон считал, что добродетели считаются врождёнными, мы их получаем от мира идей. Аристотель с этим не соглашался. Добродетель должна воспитываться в человеке. Аристотель основоположник политологии.

Он выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Неоспорим его вклад в развитие этики и эстетики, биологии, психологии и целого рядя других наук. Для многих последующих поколений образованных людей Аристотель стал образцовым философом и учёным. Аристотель мыслил бытие как пирамиду, в которой высшая ступень является целью для нижней. Подлинное бытие постигается умом, а не чувственным опытом. Философия Аристотеля – это здравый смысл, он занимал позицию «золотой середины» во всём.

Философия Аристотеля завершает классический этап древнегреческой философии.

Философия Аристотеля кратко: Учение Аристотеля о бытии

Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении

Читать еще:  Часто снятся умершие родственники живыми. К чему снятся покойники родственники

Философия и научная деятельность Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель-энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области. Творчество Аристотеля является наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания всего древнего мышления. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Совместно с учениками он систематизировал науки, выделил для каждой из них специальные области исследований и установил различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

метафизика – изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

физика – изучает состояние тел и определенные материи;

математика – изучает абстрактные свойства реальных вещей.

этика – наука о норме поведения людей;

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов :

поэтика, теория стихосложения;

риторика – теория ораторского искусства;

Аристотель критиковал Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Аристотель считал, что научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций. Аристотель заложил теоретические основы логики как науки.

Учение Аристотеля о бытии

Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

Самобытное единичное бытие, то есть такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии и существует в самом себе, Аристотель называет субстанцией. Мир – совокупность субстанций. Каждое единичное бытие – сочетание материи и формы. Материя – это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма.

Аристотель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Душа – это проявление активной жизненной силы. В ряде своих работ он приходит даже к таким выводам: «Деятельность души обусловлена состоянием тела», «Душа не существует без материи».

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность – это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познаваемым бытием. Вторые сущности – производные от первых. Они являются видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

Четыре вида причин бытия :

материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;

формальные – в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия;

действующие, или производящие, – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;

целевые, или конечные, – отвечающие на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
.
nitshe.ru и краткий курс философии

Читать онлайн: философия – самое основное и главное о философии и философах – кратко и понятно. Все самые главные философские идеи, учения, школы, теории и вопросы философии в кратком изложении.

Читать еще:  Как отличить еврея. Евреи: характерные черты

В чем суть учения аристотеля. Философия аристотеля

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Основной труд – «Метафизика»:

Аристотель разработал учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; – ключ к пониманию сущего.

Аристотель разработал учение о четырёх первоосновных и высших причинах. Любая вещь обладает всеми четырьмя причинами:

1) Материальная причина – то, из чего сделана вещь;

2) Формальная причина – что это есть?

3) Движущая причина – откуда начало движения;

4) Целевая причина – ради чего сделана вещь.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов.

На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

-все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

-изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

-реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

-потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

-высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Классификация философии, данная Аристотелем

-теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

-практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

-считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

-по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

-отличается от животных наличием мышления и разума;

-имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Аристотель выделяет шесть типов государства:

-охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

-полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

1 внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

2 дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

3 выделил 10 философских категорий;

4 дал определение бытия через категории;

5 определил сущность материи;

6 выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

7 внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

Источники:

http://studopedia.ru/5_26297_filosofiya-aristotelya.html
http://nitshe.ru/filosofiya-kratko-21.html
http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-dlja-vstupitelnogo-jekzamena-po-filosofii/870-filosofija-aristotelja-ee-osnovnye-idei

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: