Утешение о самовольне живот скончавших. Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Православный Саров

Архив

Календарь

О чине утешения сродников самоубийц

20 февраля 2012 года

Священный Синод РПЦ 27 июля 2011 года утвердил чин «молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Этот чин в Сарове еще не применяли. Многие люди, услышав о нем, решили, что Священный Синод разрешил отпевать самоубийц. Но это не так. Комментарий иерея Сергия Скузоваткина.

– Батюшка, что нового содержится в принятом чинопоследовании?

Это короткое чинопоследование не содержит молитв об усопшем, но просьбу «исцелить сердечную скорбь» молящихся, т.е. направлено на духовное оздоровление и подкрепление сил тех, кто переживает о родственнике, который не по-христиански окончил свою жизнь. Оно было введено для того, чтобы пришедшие в храм люди не ушли ни с чем, не получив никакого утешения в своей беде. Однако у нас, в Сарове, священники и так со вниманием беседуют с такими людьми, не пренебрегая их скорбными обстоятельствами. Но очень сложно объяснить родным, что новый чин – это не отпевание, а молитва о том, чтобы они сами обратились к Богу, могущему дать им утешение и правильное направление в жизни. Священник должен все это растолковать приходящим в храм. Но поскольку большинство людей не понимают и не вслушиваются в слова молитв, они на чин утешения сродников самоубийц могут подумать, что таким образом отпевают усопшего.

– Некоторые хотят отпеть усопшего и поминать в Церкви во что бы то ни стало…

– Люди склонны думать, что если они на земле выполнили какие-то внешние ритуалы, то это произошло и на небесах. Например, если отпели усопшего, то Бог ему автоматически сразу все простил. Стремятся не к тому, чтобы положить начало доброй христианской жизни, а хотят успокоить свою совесть: «Мы сделали все, значит, результат гарантирован». Но мы знаем, что даже святые люди, умирая, не были уверены в своем спасении, и в этом проявлялось их отношение к Богу…

Священники сталкиваются с еще одним распространенным заблуждением, когда люди полагают, что если родительская суббота называется «вселенской», это дает возможность подавать записки за некрещеных или наложивших на себя руки сродников. Я знаю случаи, когда священники за проскомидией по неведению вынимали частицу за таких людей и сразу ощущали даже физическое недомогание. Дело в том, что при этом молитва посылается туда, где нет ответной реакции. Ведь когда мы молимся за усопших, они эту молитву воспринимают, но самовольно ушедшие из жизни не могут ее воспринять. Это все равно, что играть в футбол со стеной: чем сильнее ударишь, тем сильнее получишь ответный удар. Мы это объясняем людям, которые любыми путями хотят отпеть родственника, как будто отпевание – это разновидность магии: помолились за усопшего, нажали кнопку, и Бог автоматически введет его в рай…

– Можно ли келейно молиться за самоубийц?

Если дерзновение есть, то молитесь. И в первую очередь такое дерзновение должно быть у родственников, которые больше всех переживают случившееся. В то же время нужно избегать впадения в другую крайность, полагая, что твоя молитва – всесильная. За такую самонадеянность можно поплатиться.

Церковь – это Святое Тело Христово, в котором человек спасается по собственной воле. Самоубийца себя исключил из Тела Христова. Он вольно отказался от блага жизни, от несения креста. Вообще, надо сказать, что покончить жизнь самоубийством трудно, это не может произойти случайно. К этому надо идти, и обычно самоубийству предшествуют неудачные попытки. Как правило, эти люди были одержимы какой-то страстью. Они довели себя до пика страсти, не захотели бороться с ней и затем впали в отчаяние, потому что они всю свою жизнь приравняли к этой страсти…

– Существуют разные обстоятельства гибели человека. Один наложил на себя руки из-за жизненных неурядиц, а другого довели до самоубийства. Делает ли Церковь различия между ними?

– Конечно, каждый случай рассматривается индивидуально. Точно так же, по правилу Тимофея Александрийского, возможно снисхождение к тем, кто покончил с собой в состоянии психического расстройства или находясь под действием алкоголя, психотропных веществ, т.е. будучи не в себе. Иногда возможность отпевания усопшего решается на местном уровне, а в более сложных случаях для принятия такого решения нужно обращаться в епархиальную комиссию. В храме людям помогают составить прошение. Как правило, всегда благословляется какая-то мера церковного назидания или молитвы, например, отпевание без дальнейшего поминания. Есть разные виды церковной помощи, которые не утверждают, что усопший спасен, но направлены на утешение и недопущение повторных случаев, чтобы люди укреплялись в вере, а не отчаивались.

Читать еще:  Куда целовать иконы в церкви. Икона на цепочке

– Поясните, в чем состоит смысл отпевания.

Это последнее богослужение, на котором человек телесно присутствует в храме. Это соборная молитва о нем всей Церкви, родственников, а также ангелов и святых, которые невидимо присутствуют в храме. А еще отпевание – это чествование героя, умершего, но пребывающего со Христом, который старался жить по Его заповедям, бороться со страстями. И человек награждается даже видимыми знаками отличия…

На мой взгляд, было бы правильно разделять чин отпевания верных чад Церкви и просто людей крещеных, достойно завершивших свою жизнь. В настоящее время такие различия не предусмотрены. Сейчас отпевание допустимо, если человек был крещен. Еще спрашиваем, носил ли он нательный крест. Священник порой испытывает неловкость, произнося во время отпевания прошение «помилуй верного раба Твоего» и при этом не будучи уверенным, что усопший своей жизнью не хулил Бога… В таких случаях в чине отпевания хочется видеть какой-то более покаянный смысл, который бы отражал реальное положение дел и был бы ближе священнику и всем молящимся за покойного.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин
молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Читать еще:  Младшие Арканы Таро: значение и толкование. Масть Мечей Таро — значение в отношениях

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Как молиться о самовольне живот свой скончавших

20 февраля 2012 года

Священный Синод РПЦ 27 июля 2011 года утвердил чин «молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Этот чин в Сарове еще не применяли. Многие люди, услышав о нем, решили, что Священный Синод разрешил отпевать самоубийц. Но это не так. Комментарий иерея Сергия Скузоваткина.

– Батюшка, что нового содержится в принятом чинопоследовании?

– Некоторые хотят отпеть усопшего и поминать в Церкви во что бы то ни стало…

– Можно ли келейно молиться за самоубийц?

Если дерзновение есть, то молитесь. И в первую очередь такое дерзновение должно быть у родственников, которые больше всех переживают случившееся. В то же время нужно избегать впадения в другую крайность, полагая, что твоя молитва – всесильная. За такую самонадеянность можно поплатиться.

Церковь – это Святое Тело Христово, в котором человек спасается по собственной воле. Самоубийца себя исключил из Тела Христова. Он вольно отказался от блага жизни, от несения креста. Вообще, надо сказать, что покончить жизнь самоубийством трудно, это не может произойти случайно. К этому надо идти, и обычно самоубийству предшествуют неудачные попытки. Как правило, эти люди были одержимы какой-то страстью. Они довели себя до пика страсти, не захотели бороться с ней и затем впали в отчаяние, потому что они всю свою жизнь приравняли к этой страсти…

– Существуют разные обстоятельства гибели человека. Один наложил на себя руки из-за жизненных неурядиц, а другого довели до самоубийства. Делает ли Церковь различия между ними?

– Конечно, каждый случай рассматривается индивидуально. Точно так же, по правилу Тимофея Александрийского, возможно снисхождение к тем, кто покончил с собой в состоянии психического расстройства или находясь под действием алкоголя, психотропных веществ, т.е. будучи не в себе. Иногда возможность отпевания усопшего решается на местном уровне, а в более сложных случаях для принятия такого решения нужно обращаться в епархиальную комиссию. В храме людям помогают составить прошение. Как правило, всегда благословляется какая-то мера церковного назидания или молитвы, например, отпевание без дальнейшего поминания. Есть разные виды церковной помощи, которые не утверждают, что усопший спасен, но направлены на утешение и недопущение повторных случаев, чтобы люди укреплялись в вере, а не отчаивались.

– Поясните, в чем состоит смысл отпевания.

Это последнее богослужение, на котором человек телесно присутствует в храме. Это соборная молитва о нем всей Церкви, родственников, а также ангелов и святых, которые невидимо присутствуют в храме. А еще отпевание – это чествование героя, умершего, но пребывающего со Христом, который старался жить по Его заповедям, бороться со страстями. И человек награждается даже видимыми знаками отличия…

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Читать еще:  Самарская старообрядческая община древлеправославной поморской церкви. Древлеправославная поморская церковь

Чин
молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Вера и духовная жизнь. Матушки.ру

Матушки и не матушки, обращаюсь со следующей просьбой.. 2-го августа застрелился дорогой мне человек. был он крещен, в Бога верил, но от церкви был достаточно далек. последние годы жизни ему было очень плохо — безысходность, отчаяние, ходил по краю, искал смерти.. и вот так страшно оборвал. знаю, что уходя так, он отвернулся и от Бога и от людей. но мне его бесконечно жаль. мне страшно за него — его личный ад на земле продолжился мучениями там.. и он совсем один. молюсь за него, читаю Псалтырь..
вчера наткнулась на статью на «Православие и мир». ссылку разместись не могу пока. но ее там сразу видно. 7-я в ленте: «Самоубийство — всегда ли у человека есть выбор» (в самой статье переход по ссылке: «Читайте: Молитвы о самоубийцах»)
прочитала, но некоторые моменты остались не понятны. помогите разобраться (мой молитвенный опыт очень скромный, крестилась только в прошлом году в октябре, поэтому очевидные для многих вещи для меня — темный лес).
1. я правильно поняла, что эту молитву можно читать дома, родным и скорбящим об умершем?
2. «Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3). — это сокращение и подобные ему означает Псалом 122, строка 3?
3.»Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).» где можно найти текст этого кондака? или это уже и есть текст, а в скобках просто дано его название?
4. «Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).» расшифруйте, пожалуйста, это сокращение..
5. «Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.» что-то я завязла в старославянском.. речь идет о самоубийце? мы за него просим в этой строчке? не за себя?

понимаю, что некоторым мои вопросы могут показаться совсем глупыми..
просмотрела темы — такой не нашла. если пропустила — простите. помогите разобраться.

Источники:

http://pravsarov.su/content/publication/82/1896/1965.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949
http://molitvy-chtenie.ru/voprosy/kak-molitsya-o-samovolne-zhivot-svoj-skonchavshih

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector