Ты петр на сем камне. Толкования на Мф

12 июля. Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного

Аудио

16.13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

16.14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

16.15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16.16. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.

16.17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

16.18. и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

16.19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

(Мф. 16, 13–19)

Сегодня, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, а также в 25-ю годовщину блаженной кончины преподобного Паисия Святогороца, за богослужением читается Евангелие от Матфея.

Сегодняшнее евангельское чтение повествует об одном из решающих моментов в жизни Спасителя: Он учил о многом и великом, совершал чудеса, являя достаточные доказательства Своего Божества и единства с Отцом.

Теперь же Он желал знать: понял ли хоть кто-нибудь, Кем Он является в действительности. Ведь в Его распоряжении был только один способ оставить людям принесенную Весть: записать ее в сердцах людей.

Поэтому Господь спросил Своих учеников: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф. 16, 13).

В народе существовало мнение, будто пришествие Мессии будет предварено явлением одного из пророков, и, не считая Самого Иисуса за Мессию, люди полагали, что Он лишь предтеча Мессии.

А потому ученики отвечали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф. 16, 14). Тогда Господь задал апостолам очень важный для Него вопрос: а вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 15).

Конечно, ученики Христовы знали больше, чем все остальные люди: им было дано ближе прикоснуться к жизни Спасителя. Так как им предстояла проповедь о Христе, было важно, чтобы они имели о Нем истинное понятие.

Блаженный Феофилакт пишет: «Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию, что и было сделано».

И апостол Петр, самый смелый, тот, кого святитель Иоанн Златоуст назвал «устами апостолов», от имени всех учеников дает краткое, но полное исповедание истины: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16).

Слова Петра были свидетельством об истинном человечестве Христа и истинном Его Божестве.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «Петр не сказал: “Ты – Христос или Сын Божий”, но Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один – Сын Божий по природе. А назвав Его Сыном Бога Живого, он показывает, что Он есть жизнь и смерть над Ним не властна».

Со Своей стороны Господь дарует Петру великую награду: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

В прежние времена для защиты от вторжения неприятелей вокруг городов строили стены и всю воинскую силу сосредоточивали у ворот, так как проникнуть в них было легче, чем проломить стену.

Поэтому Господь называет эти ворота вратами ада как место средоточия зла. И, уподобляя в иносказательной речи Свою Церковь зданию, построенному на камне, Христос подчеркивает, что все силы ада, сосредоточенные у ворот Церкви, никогда не смогут одолеть ее.

Читать еще:  Толкование сна ссора. К чему снится ссора? Основные толкования разных сонников — к чему снится ссора

И так как Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то Он как бы говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание.

Продолжая иносказательную речь и уподобляя теперь не Церковь, а Царство Небесное зданию, имеющему входные ворота или двери, Спаситель говорит Петру: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Возможно, что в словах “ключи” первоначально выражена была мысль о проникновении Петра в Божественную истину. Его мысль, что Иисус есть Сын Бога Живого, была ключом, которым Петр открывал верным Христово Царство. Приводя других к той же вере, он мог также открывать им Царство в противоположность книжникам и фарисеям, которые запирали его перед глазами желавших войти в него».

Как важно, дорогие братья и сестры, понять, что к каждому из нас Христос приходит с вопросом: «За кого ты принимаешь Меня?» Ведь христианская вера есть личное познание Христа, а христианин, как и Его Господь, должен выполнять возложенную на него задачу умножения любви к Богу и ближнему, причем любовь эта должна быть деятельной и жертвенной. Только любовь, которую мы смогли стяжать, станет тем единственным, что мы сможем вынести из этого мира в вечность.

Евангельское чтение с толкованием на 12 июля

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни […]

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

От Матфея 16:13-19

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Мф.16:13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Апостол Матфей упоминает о построившем город потому, что есть и другая Кесария – Стратона, но не в этой, а в той спрашивает их Господь. Он далеко от иудеев уводит учеников, чтобы, никого не боясь, они смело могли сказать. Прежде же всего спрашивает о мнении народа, чтобы поднять учеников к большему разумению и чтобы не впали они в ту же скудость понимания, что замечается у многих. И не спрашивает, кем называют Меня фарисеи, но люди. Разумеет искренний народ.

Мф.16:14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобно Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому что ожидали, что он придет; третьи – Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение еще дитятей.

Мф.16:15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Мф.16:16. Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого.

И снова Петр, как пылкий, предупреждает и истинно исповедует Его Сыном Божиим.

Мф.16:17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и не кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах;

Ублажает Петра, как получившего знание по Божией благодати; соглашаясь же с ним, показывает, с другой стороны, что мнения других людей ложны. Сказал ему «сын Ионин», как бы так говоря: как ты – сын Ионин, так Я – Сын Отца Моего Небесного, Единородный Ему. Знание называет откровением, так как тайное и неизвестное было открыто Отцом.

Читать еще:  Приснился длинный черный плащ во сне. Сонник

Мф.16:18. и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем. Говоря «церковь Мою», указывает, что Он – Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада – это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас. Будучи возведен от этих врат, Давид сказал: возводящий Меня от врат смерти. От каких врат, Давид? От двояких: от убийства и прелюбодеяния.

Мф.16:19. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

Как Бог, Христос со властью говорит: «дам тебе»; как Отец дал тебе откровение, так Я – ключи. Под ключами же разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: «дам тебе», но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: «кому отпустите грехи, отпустятся им», ибо и «дам» обозначает грядущее время, то есть время после воскресения. Небесами называются и добродетели, ключами же их – труды, так как чрез делание, как бы при помощи некоторых отпирающих ключей, мы входим в каждую из добродетелей. Если же я не делаю, но только знаю доброе, то имею только ключ ведения и остаюсь вне. Связан же на небесах, в добродетелях, тот, кто не ходит в них, ибо прилежный разрешен в них. Не будем грешить, чтобы мы не оказались связанными узами собственных грехов.

Краеугольный камень, на котором создана Церковь

Еще одним аргументом католиков и некоторых православных христиан в защиту истинности их конфессии является неверная интерпретация библейского текста о якобы передаче Иисусом функций правления церковью апостолу Петру, от которого, мол, и берет свое начало их «единая» церковь:

«Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ).

Причем, западная церковь считает, что имеет на это больше оснований, ведь согласно преданиям (хотя довольно поздним) Петр был первым епископом Рима. Однако, не правы ни те, ни другие. И этому есть масса подтверждений в Священном Писании.

Если внимательно читать текст 16 главы Евангелия от Матфея, то видно, что Иисус перед указанным утверждением спросил учеников: «За кого люди почитают Меня?» ( Мф. 16:13 ). На что они Ему ответили: «За Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» ( Мф. 16:14 ).

А Петр сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ). Христос – в переводе означает Мессия. То есть Петр в отличие от других учеников первым признал в Иисусе Мессию, приход которого был предсказан в Писании, и которого так долго ждали все иудеи. Именно на это признание Иисус сказал Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф. 16:17). Затем Иисус произнес так знакомую всем фразу: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18 ). Далее Христос рассказал ученикам, что эту церковь не одолеет ад, что ей надлежит приводить людей в Царство Божие, а Ему придется скоро пострадать в Иерусалиме.

Читать еще:  Бегство в Египет. Явление ангела святому Иосифу Обручнику,

Я думаю, из контекста ясно следует, что Иисус выразил согласие с утверждением Петра о том, что Он является Мессией. Истина «Иисус есть Христос, Сын Бога Живого» и есть тот камень, о котором Иисус сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою». Здесь мы видим «игру слов», так как в греческом оригинале в этом высказывании Христа употреблены два разных слова с корнем πετρ. В 18 стихе в первом случае слово Πετρος (греч.) мужского рода относится к Петру, во втором – πετρα (греч. – скала, каменная глыба) женского рода относится не к Петру, а к произнесенной Петром истине, что Иисус – это Христос, Сын Бога Живого:

«Ты – Петр (Πετρος, м.р.), и на сем камне (πετρα, ж.р. – каменной глыбе – истине о божественности Иисуса) Я создам Церковь Мою».

Иисус в Библии неоднократно именуется камнем, на котором построена церковь:

«Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:20,21, см. также 1 Пет. 2:6,7, 1 Кор. 10:4, Мф. 21:42,44, Рим. 9:33, Пс. 117:22). Говорил об этом и сам Петр (см. 1 Пет. 2:7, Деян. 4:8-12).

Из текста Нового Завета отчетливо видно, что одной из главных задач апостолов и первых христиан являлось убеждение всех людей, что Иисус из Назарета есть Христос (Мессия) – Сын Божий (см. Деян. 2:36). Именно на этой истине, как и предсказал Иисус, была построена христианская церковь.

А апостолы в Библии именуются основанием этой церкви, построенной на краеугольном камне – Христе. Не один Петр, а все апостолы и пророки: «Вы уже не чужие …, но сограждане святым …, … утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19,20, см. также 1 Кор. 3:3-11).

Петра же, как единую руководящую личность, никто и никогда не выделял в церкви, хоть он и считался первым руководителем римской общины. В первоапостольское время равнозначными были все церкви: Иерусалимская, Ефеская, Коринфская и др. Ведь Духа Святого Иисус дал всем апостолам (см. Ин. 20:19-23). Столпами церкви считали не только Петра, но и Иоанна, и Иакова (см. Гал. 2:9).

Из Нового Завета хорошо видно, что Петр был обыкновенным человеком, не раз заблуждающимся, как при жизни Иисуса (даже однажды названный Христом сатаною за попытку отговорить Его от выполнения миссии – Мф. 16:23), так и после – во время апостольского служения. Библия показывает, как Павел открыто критиковал Петра (см. Гал. 2:11-14). То есть Петр не имел непререкаемого авторитета среди апостолов.

Сам Петр, обращаясь к пастырям, не приказывает, а просит их с любовью относиться к своей пастве и труду по распространению Евангелия, при этом называя себя лишь сопастырем:

«Пастырей … умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых … пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Пет. 5:1,2).

Также следует отметить, что не Петра, а Павла Библия называет апостолом язычников, то есть не иудеев, а римлян, греков и, конечно, нас с вами – славян, скифов. А Петру было поручено Господом благовестие обрезанным, то есть иудеям (см. Гал. 2:7,8, Рим. 11:13, 2 Тим. 1:11).

Следует отметить, что от православных богословов часто слышна верная трактовка текста Евангелия от Мф. 16:18: «Церковь основана не на Петре, а на истине Боговоплощения Иисуса».

Источники:

http://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-evangelie-vmeste-s-tserkovyu-12-07-2019
http://pravoslavie.fm/evangelie/evangelskoe-chtenie-s-tolkovaniem-na-12-iyulya/
http://apologetica.ru/kniga/1-7.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: