Церковный праздник 20 марта. Пальмовое воскресенье — Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий

Красуйся и радуйся Церкве Божия:

се бо Царь твой прииде в правде,

на жребяти седя, от детей воспеваемый:

осанна в вышних!

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

Читать еще:  Чихнуть комментариев. Чихалка по времени и дням недели: значение и толкование

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

Вход Господень в Иерусалим. Православный календарь на 1 апреля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

1 апреля (19 марта по “старому стилю” — церковному юлианскому календарю). Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе значительно ослабляется пост – благословляется вкушение рыбы. Далее коротко расскажем о сегодняшнем празднике, а также упомянем святых, чья память совершается 1 апреля.

Вход Господень в Иерусалим. Один из главных церковных праздников, в народе более известный как Вербное воскресенье. Его история связана с евангельским эпизодом кануна Страстной седмицы, тем, как за несколько дней до Крестных страданий Христа множество народа, услышав о том, что Спаситель идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу, восклицая:

Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!”

Многие срезали ветви с пальм и устилали ими дорогу Мессии. Евреи были готовы признать во Христе Царя, который пришел освободить их. Однако Спаситель принес им иное освобождение и не даровал земного владычества над другими народами. А потому уже несколько дней спустя многие из тех, кто возглашал осанну, закричали: “Распни Его!” Вербное воскресенье завершает Великий пост и предваряет самую скорбную для христиан неделю – Страстную. Но в сам этот праздник мы радуемся, подобно тем, кто встречал Спасителя пальмовыми ветвями в Иерусалиме. Наша храмовая архитектура очень сильно отличается от Иерусалимской, как и русские вербы от пальмовых ветвей Палестины. Но вот уже более тысячелетия на Руси ежегодно с особой торжественностью празднуется Вербное воскресенье – день Входа Господня в Иерусалим.

А потому и сегодня, спустя два тысячелетия после событий евангельской истории, каждому православному христианину в Вербное воскресенье важно побывать на богослужении праздника Входа Господня в Иерусалим. Праздника, который является главными вратами Пасхи Господней.

В связи с тем, что сегодня празднуется этот великий двунадесятый праздник, богослужения в честь святых и святынь сегодняшнего дня отменяются. Тем не менее, перечислим этих святых угодников, а также упомянем чтимую икону Пресвятой Богородицы, празднование в честь которой установлено 1 апреля по новому стилю.

Читать еще:  Молитва ангелу хранителю валентины. Молитвы и обращения к своему ангелу-хранителю о здоровье, любви и удаче

Мученики Хрисанф и Дария и с ними мученики Клавдий трибун, Илария, жена его, Иасон и Мавр, сыновья их, Диодор пресвитер и Мариан диакон. Раннехристианские святые страдальцы, принявшие мученические венцы в 283 году от Рождества Христова во времена антихристианских гонений императора-язычника Нумериана, царствовавшего в Римской империи в 283-284 годах.

Праведная София, княжна Слуцкая. Русская святая начала XVII столетия, белорусская княжна. Отошла ко Господу в 1612 году от Рождества Христова.

Преподобный Симеон Псково-Печерский. Русский святой XX столетия, старец Псково-Печерского Успенского монастыря. Подробнее об этом удивительном святом, упомянутом, в том числе и в знаменитой книге епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые”, вы можете прочесть в нашем материале “Преподобный Симеон Псково-Печерский”, опубликованном на страницах “Царьграда”.

Преподобный Симеон Псково-Печерский. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Панхарий. Римский святой, погибший за Христа в начале IV столетия.

Преподобная Васса Псково-Печерская. Русская святая XV столетия. Почитается как родоначальница Псково-Печерского монастыря, супруга другого основателя этой обители преподобного Ионы (оба супруга приняли монашество). Отошла ко Господу около 1473 года от Рождества Христова.

Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский. Русский святой, совершавший монашеские духовные подвиги в Вологодских землях в XV – начале XVI столетий. Упокоился в 1521 году от Рождества Христова.

Преподобный Симеон Дайбабский (1941). Святой Сербской Православной Церкви XX столетия.

Исповедник Иоанн Блинов (1932) и преподобномученица Матрона (Алексеева) (1938). Новомученики и исповедники Церкви Русской, пострадавшие в годы советских богоборческих гонений.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая “Умиление”. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленный в 1103 году от Рождества Христова в Смоленске.

Поздравляем православных христиан с высокоторжественным праздником Входа Господня в Иерусалим – Вербным воскресеньем!

Вход Господень в Иерусалим

Историческое содержание

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Обратимся к евангельской истории

Ранняя весна 30 г. н. э. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

Читать еще:  Смысл жизни заключается в том что. Смысл жизни

«Вход Господень в Иерусалим»

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды.

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской. » (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6943.htm
http://tsargrad.tv/articles/vhod-gospoden-v-ierusalim-pravoslavnyj-kalendar-na-1-aprelja_122109
http://azbyka.ru/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: