Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия. Церковный раскол (17 века)

Церковный раскол 17 века – кратко

Важнейшее событие правления Алексея Михайловича – проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.

Личность Никона

Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.

Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкови – центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.

Причины реформы

Реформа имела под собой объективные основания:
а) множественные ошибки в церковных книгах
б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)
в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)

Нововведения

В ходе реформы провели следующие преобразования:
1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги
2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов
3) провели изменения в обрядах ( “Исус” заменено на “Иисус”, двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон – на поясной поклон)

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков – старообрядцев, староверов или раскольников – во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона – никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения – “гари” и “заповещания” – умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Раскол в РПЦ – одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли зажживо. Главный враг – “Никон-Антихрист”, добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

Церковная реформа Никона и церковный раскол

Церковный собор 1654 г. Художник А.Д. Кившенко 1880

Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

Читать еще:  Поселения евреев в палестинских земле. Почему израиль продолжает строить поселения на западном берегу

унификация церковной жизни

повышение роли церкви в государстве

борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников

борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества

Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея « Москва – третий Рим».

С целью унификации церковной жизни было проведено:

приведение к единому образцу богослужение и церковные правила

установление единого общерусского свода святых

приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.

Причина церковного раскола

Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.

Из истории церковного раскола

1652 – церковная реформа Никона

1654 – Церковный собор одобрил и принял реформу

Появление старообрядцев во главе с Аввакумом, не поддержавших Никона, преследование старообрядцев.

1658- опала Никона, который провозглашал, что церковная власть выше царской.

1666- лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь.

1666- повторное одобрение положений реформы Церковным собором.

Восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676, подавление восстания.

Запрет старообрядчества на Церковных соборах в 1656, 1656 гг., поддержка царём решения соборов.

1666 – на Церковном соборе старообрядчество было проклято.Их преследовали, они уходили далеко в леса, жили в скитах, то есть небольших монастырях, молились по-старому. Когда старообрядцев настигали царские войска, они часто проводили акты самосожжения.

1971 – отмена решений церковных соборов о преследовании старообрядцев.

Сравнение состояния церковной жизни до и после реформы

Церковная реформа 17в. Раскол

С 1652 г. патриарх Никон, желая сохранить роль и авторитет церкви в гос-ве, провел ряд реформ по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы.

Содержание реформы – провел патриарх Никон, в соответствии с обрядами греческой церкви:

1. Никон заменил обычай креститься двумя перстами на три

2. Замена земных поклонов поясными

3. Троекратное пение аллилуйя, вместо двух

4. Вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

5. По-иному стало писаться имя Христа – «Иисус» вместо «Исус»

Для верующих это было серьезным отступлением от традиционного канона. Произошел раскол церкви.

Никоновская реформа, ломавшая освященный столетиями русский уклад, была отвергнута старообрядцами и положила начало церковному расколу. Старообрядцы выступали против ориентации на иноземные церковные порядки, защищали веру отцов и дедов, древние славяно-византийские обряды, отстаивали национальную самобытность и были против европеизации русской жизни.

Противники Никона – «старообрядцы» – отказались признавать проведенные им реформы. (Среди них были и боярыня Морозова и княгиня Урусова). Они были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Его реформы вызвали протест со стороны части церковников и феодалов.

Аввакум один из руководителей, яростный противник реформы.

34. Раскол в русской церкви и его сущность,В XVII в. церковь оставалась единственным институтом феодального государства, нарушавшим принцип централизации. Этому способствовало установление в 1589 г. патриаршества. Патриарх подчинял себе все церковные организации и оказывал большое влияние на царя. Государство стремилось подчи­нить себе церковь, и первым шагом к этому было создание в 1649 г. Монастырского приказа, изымавшего из ведения церкви судопроиз­водства над людьми, живущими в церковных владениях.

Читать еще:  Свора собак во сне к чему снятся. К чему снятся волки

Постепенная утрата церковью былого авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы. При царском духов­нике Стефане Вонифатьеве создается кружок «ревнителей древлего благочестия», куда входят представители московского духовенства (Никон—архимандрит Новоспасский, Иван Неронов—протопоп Казанского собора, Федор Иванов — дьякон Благовещенского собо­ра), представители светской власти (окольничий Ф. М. Ртищев) и провинциальные протопопы (Аввакум, Даниил Логгин).

Кружок ставил целью поднять религиозный и нравственный уро­вень духовенства, придать благообразие и чинность беспорядочной и суетной церковной службе. Ревнители «древлего благочестия» добились замены «козлогласования» единогласным пением и введения в церквах живой проповеди.

В то же время «справщики» печатного двора пришли к мысли о необходимости исправления богослужебных книг по греческим по­длинникам, и к этой работе приступили в 1650 г. прибывшие из Киева ученые-монахи. Часть кружка «ревнителей» считала необходимым исправить книги не по греческим образцам, а по старым русским рукописям и постановлениям Стоглавого собора.

В 1652 г. умер патриарх Иосиф, и на патриарший престол был избран деятельный, энергичный и властолюбивый митрополит новго­родский Никон. Сын мордовского крестьянина, он сделал головокру­жительную церковную карьеру, став патриархом, провел церковную реформу, разослав по церквам 14 марта 1653 г. «память», где в соответствии с обрядами греческой церкви предписывал заменить земные поклоны поясными, а двоеперстное крестное знамение трое­перстным. Таким образом, реформа была сведена к внешней обрядовой стороне, хотя и ставила своей целью укрепление церковной феодальной организации. По существу, реформа знаменовала новый этап подчи­нения церкви светской власти, поэтому ее активно поддерживало правительство Алексея Михайловича: окончательно она была закреп­лена постановлениями соборов 1654 и 1655 гг. Когда же Никон попытался противопоставить власть патриарха власти царя, выдвинув доктрину — «священство выше царства», он был низведен с патриар­шего престола, осужден и выслан в 1666 г. в Ферапонтов монастырь.

Реформа вызвала появление мощного антифеодального, антипра­вительственного движения —раскола, или старообрядчества. В мо­мент своего возникновения это движение носило демократический размах, который придавало ему активное участие крестьянства и посадского населения. Неприятием Никоновой реформы народные массы выражали протест против феодальной эксплуатации, освящен­ной церковью.

Активное участие в движении приняло сельское духовенство, стра­давшее от постоянных притеснений светских и духовных властей. Прим­кнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф. П. Морозова, ее сестра Е. П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти.

Таким образом, раскол объединил на первых порах представителей различных классов и социальных групп. Этот временный союз всех оппозиционных элементов придал большую силу движению, но под общим лозунгом борьбы за «старую веру» скрывались различные классовые интересы.

Однако общим идеалом старообрядцев была уходившая в прошлое жизнь с ее устоявшимися формами бытового и религиозного уклада 1 . Они выступали активными борцами против всего нового и постепенно превращались в оплот реакции (конец XVII —начало XVIII в.), ста­равшейся повернуть колесо истории вспять и воспрепятствовать евро­пеизации жизни России.

Читать еще:  Открытка поздравления отцу с днем рождения сына. Поздравление папе с рождением сына в стихах

Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности иде­олога старообрядчества протопопа Аввакума — талантливейшего пи­сателя второй половины XVII в. Литературное наследие Аввакума привлекало и привлекает к себе внимание русских, советских и зарубежных ученых.

35. Историческая основа «Жития протопопа Аввакума…»

Расширение связей с православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире, единообразия церковных книг. Распространение книгопечатания открыло такую возможность. Протопоп Аввакум и Никон – нижегородцы, бывшие друзья, вместе состоявшие в Кружке ревнителей древнего благочестия, который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, – решали, как проводить реформы.

Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру: принял монашеский постриг, затем стал игуменом – главой Кожеозёрского монастыря; благодаря знакомству и дружбе с царём Алексеем Михайловичем вскоре становится архимандритом московского Новоспасского монастыря. Далее (после короткого пребывания митрополитом Новгородским) в 1652 году избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный, своевольный Никон, который теперь и должен был проводить церковную реформу, начал её с установления единообразия церковных обрядов по образцу греческих правил и обрядов. На Печатном дворе стали править богослужебные книги.

Противники Никона, среди которых выделялся протопоп Аввакум, выступали за унификацию церковных книг по русским образцам, за возврат к дореформенным порядкам. Между старообрядцами и сторонниками реформы Никона спор шёл о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против солнца, произносить «во веки веком» или «во веки веков», делать «великие поклоны» во время великопостной молитвы 17 раз или только 4, а остальные – должны быть «малыми поклонами», то есть поясными, и о других обрядах. «Мы вашему отступлению, а не исправлению не покоримся, и отступить не хотим!» – заявлял Аввакум. Путь к укреплению христианства он видел не в формальных преобразованиях, а во внимании и утверждении духовной сути вероучения. Ревнители древнего благочестия критиковали самого патриарха, называя его «антихристом», разрушающим христианскую церковь.

Народ, забитый, угнетённый, не готовый к нововведениям, сначала верил, что царь образумится и тоже увидит в Никоне «антихриста». Но скоро всем стало понятно, что царь и патриарх заодно. «Исправления и улучшения» церковных установлений вызвали недовольство в народе. Люди связывали с реформой ухудшение своего положения. Аввакум писал, что реформы несут ещё большие и горчайшие страдания его «хрестьянам родненьким», что «везде в начальных людях во всех чинах нет никакой правды». Тысячи крестьян, жителей посадов, увлеченные страстными проповедями ревнителей старого церковного учения, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Предводители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники: священник Лазарь, Соловецкий инок Епифаний, дьяк Феодор – были сосланы в «тундровый, студёный, безлесный» Пустозёрск (низовье Печёры) – первое русское поселение за полярным кругом. 14 лет Аввакум провел в земляной тюрьме, после чего вместе со своими единомышленниками был заживо сожжен. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» – самосожжению. Это был их способ протеста против прихода в мир Никона-«антихриста».

Источники:

http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16186-cerkovnyj-raskol-17-veka-kratko.html
http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/662-tserkovnaya-reforma-nikona-i-tserkovnyj-raskol
http://lektsii.org/15-5523.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: