Церковь св анастасии. Церковь святой великомученицы анастасии узорешительницы

Добро пожаловать на сайт храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы города Пскова

Церковь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы является действующим храмом, отнесена к памятникам федерального значения. Принадлежит Псковской епархии. Имеет придел святой великомученицы Параскевы Пятницы.

По милости Божией с 2011 года в течение нескольких лет дар храму были переданы православные реликвии: частицы мощей святых великомучениц Анастасии Узорешительницы и Параскевы Пятницы, великомученика Пантелеимона, преподобных Александра Свирского и Марии Египетской, святителей Спиридона Тримифунтского и Андрея Критского. В храме находится копия Туринской Плащаницы, освященная как Нерукотворный Образ Спасителя, медальон с нитью Туринской Плащаницы, частицы Животворящего Древа Креста Господня.

О святой великомученице Анастасии Узорешительнице

Анастасия Узорешительница — святая, христианская великомученица IV века. Приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) в период гонений на христиан императора Диоклетиана. В русской традиции она известна как Анастасия Узорешительница за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Ее мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию и Македонию, а по прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре.

День памяти святой великомученицы Анастасии в Православной церкви –
4 января (22 декабря по старому стилю).

Календарь православных праздников на 2020 год

19 апреля – Светлое Христово Воскресенье (Пасха)

Двунадесятые переходящие праздники
12 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
28 мая – Вознесение Господне
7 июня – День Святой Троицы (Пятидесятница)

Двунадесятые непереходящие праздники
7 января – Рождество Христово
19 января – Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля – Сретение Господне
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа – Преображение Господне
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября – Воздвижение Креста Господня
4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Великие праздники
14 января – Обрезание Господне
7 июля – Рождество Иоанна Предтечи
12 июля – День святых апостолов Петра и Павла
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

Православные посты в 2020 году

Многодневные посты
со 2 марта по 18 апреля – Великий пост
с 15 июня по 11 июля – Петров пост
с 14 августа по 27 августа – Успенский пост
с 28 ноября по 6 января 2021 года – Рождественский пост

Однодневные посты
(среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок):
18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Сплошные седмицы, в которых нет поста
с 7 по 17 января – Святки
с 10 по 16 февраля – неделя Мытаря и Фарисея
с 24 апреля по 1 марта – Масленица (Сырная неделя)
с 20 по 26 апреля – Пасхальная (Светлая) неделя
с 8 по 14 июня – Троицкая неделя

Дни особого поминовения усопших
22 февраля – Вселенская родительская суббота (мясопустная)
14 марта – Суббота 2-й седмицы Великого поста
21 марта – Суббота 3-й седмицы Великого поста
28 марта – Суббота 4-й седмицы Великого поста
28 апреля – Радоница
9 мая – Поминовение усопших воинов
6 июня – Троицкая родительская суббота
7 ноября – Димитриевская родительская суббота

Читать еще:  Во сне утонул ребенок что значит. К чему снится тонущий ребенок и его спасение? К чему сновидение про малыша, тонущего в ванне

Мощи великомученицы Анастасии Узорешительницы в Баварии

В Бенедиктбоерн паломников влекут хранящиеся там христианские святыни, и среди них – реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Чудо это связано с военными событиями 1704 года. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзее, где велись боевые действия [1] . C тех пор великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей покровительницей и защитницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли во имя ее красивую капеллу и изготовили для ее мощей новый драгоценный реликварий. Капелла построена (в 1751–1755 гг.) архитектором И.-М. Фишером в форме эллипса, ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы считают капеллу за ее изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи «жемчужиной стиля рококо».

Реликварий с мощами (небольшим фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в Бенедиктбоерн в 1035 году из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в Вероне. Реликварий, в котором хранятся мощи, искусной работы, сделан в виде бюста. Он выполнен мюнхенскими мастерами в 1725 году из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой, главу которой украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

Анастасия Патрикия происходила из знатного византийского семейства и славилась благочестием. Ее красоту заметил император Юстиниан I . Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора, Анастасия тайно покинула Константинополь. Она подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже – в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии.

Что же касается житий двух других святых Анастасий – Старшей и Младшей, то известно, что в ряде древних агиографических памятников сведения о жизни и подвигах Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей) четко не разделяются, что приводит к трудностям с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов. Сохранились данные о том, что в 1200 году Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи обеих святых Анастасий – Старшей и Младшей [2] . Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мученичества Анастасии Старшей включаются в жития Анастасии Младшей. Наблюдается и сближение иконографий обеих святых мучениц. Обычно святая Анастасия Римляныня изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница – в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой. Но встречаются и иконы, на которых изображен только лик и подпись «святая Анастасия», без указаний, какая именно, и без характерных для образов каждой из мучениц деталей.

Анастасия Римляныня происходила из знатной римской семьи. В трехлетнем возрасте она осталась сиротой, и ее взяла на воспитание христианская женская община, возглавляемая старицей Софией. В 20 лет ее хотели выдать замуж, но она исповедовала Христа, за что ее жестоко пытали, подвергли колесованию, рвали железными крюками, отрубили конечности, а затем усекли главу мечом. Два кратких жития этой святой рассказывают о ее казни, произошедшей в годы правления императоров Деция (249–251) или Валериана (253–260). Пространные жития о святой Анастасии Римляныни написаны в Греции, одно их которых, а именно Симеона Метафраста сообщает, что ее мученическая кончина произошла во времена правления императора Диолектиана (284–305).

Читать еще:  Что значит субъективность. Как отличить объективное мнение от субъективного

В царствование того же жестокого Диолектиана пострадала (в 290 или 304 гг.) и великомученица Анастасия Узорешительница (Младшая), что, по всей вероятности, и привело к смешению житий. Cогласно русской традиции, святая Анастасия названа Узорешительницей за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан. Греки называют эту святую Фармаколитрией, то есть Целительницей. Один греческий автор сообщает, что когда-то храм Анастасии Узорешительницы в Константинополе был построен на месте дома некоего Фармака, что якобы и послужило поводом для ее именования Фармаколитрией. Согласно другому житию (преподобного Андрея Юродивого), при храме Анастасии Узорешительницы когда-то была лечебница для душевнобольных.

По Иеронимову мартирологу, Анастасия Узорешительница погибла в городе Сирмий, который называется сегодня Сремска Митровица и находится в Сербии. По Римскому мартирологу, она пострадала в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного, – на итальянском острове Пальмария. Время, место и обстоятельства кончины святой в этих источниках иные, чем в житии Симеона Метафраста, из-за смешения Анастасии Узорешительницы (Младшей) и мученицы из Рима – Анастасии Римляныни (Старшей).

Сегодня в монастырскую деревню Бенедиктбоерн ежедневно прибывают из Германии, Австрии, Италии и Швейцарии автобусы с паломниками, которых здесь называют «пильгерами». Великомученица Анастасия Узорешительница и ее подвиги глубоко чтятся верующими христианами Западной Европы. С благодарностью и молитвой поклоняются они святой Анастасии, врачующей духовные и телесные раны. Особую помощь святая Узорешительница оказывает нервнобольным людям и всем тем, кто страдает головными болями.

Монахи Бенедиктбоерна сведущи в том, что ее мощи разошлись в мире и что часть ее главы хранится в греческом монастыре Кутлумуш на Святой Горе Афон. По рассказам служителей главного храма святого Бенедикта, некоторые из баварских монахов специально паломничали в греческую деревню Василика, расположенную вблизи города Салоники (Фессалоники). Как известно, недалеко от этой деревни находится царский патриарший монастырь, покровительницей которого является великомученица Анастасия Узорешительница. Сюда в 888 году из Константинополя доставили в дар мощи святой – ее главу и часть правой ноги.

Приезжавшие в баварский монастырь хорваты-христиане, живущие в Германии, сообщили, что в их родном хорватском городе Задар тоже хранятся мощи святой Анастасии. От русских православных христиан в Бенедиктбоерне известно, что частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России – в Благовещенском соборе Московского Кремля.

О баварской части мощей великомученицы Анастасии знают многие православные верующие, живущие на немецкой земле. И потому в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы и пострадавших с нею мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных со всей Германии съезжаются в Бенедиктбоерн носящие имя этой святой православные. Приезжают с семьями и друзьями. И тогда монахам приходится открывать зарешеченную дверь капеллы Анастасии, чтобы паломницы с именем Анастасия могли приложиться к святым мощам своей небесной покровительницы. С надеждой, покаянными или благодарственными молитвами они обращаются к великомученице Анастасии Узорешительнице.

Паломничество в Бенедиктбоерн организует и мюнхенский приход РПЦЗ, совершая попеременно у мощей молебен на церковно-славянском и немецком языках. От них бенедиктинским монахам стало известно, что летом 1995 года на российской орбитальной станции «Мир» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в рамках миссии «Святая Анастасия – надежда на мир» побывали в космосе две иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции, символизируя общность корней христиан Востока и Запада.

Читать еще:  Ленин и сейчас живее всех живых. ЖЗЛ: Ленин — живее всех живых? «вождь мировой революции»

Церковь чтит память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Святая великомученица Анастасия Узорешительница пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.

Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

Святая Анастасия оказалась на свободе и продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками. Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым, — похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Источники:

http://anastasia-psk.ru/
http://pravoslavie.ru/3892.html
http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-svyatoj-velikomuchenicy-anastasii-uzoreshitelnicy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: